Минуло без малого 70 лет, как отгремела Вторая мировая война, но и сегодня далеко не все известно нам о некоторых эпизодах ее завершающего этапа. Оттого-то вновь и вновь в прессе и литературе оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего рейха, всплывавших у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргентина.
ДОСТАТЬ СО ДНА!
Для подобных историй, реальных или вымышленных, имелись основания. Всем известна роль немецких подводных лодок в войне на море: 1 162 субмарины сошли со стапелей Германии за годы Второй мировой войны. Но не только этим рекордным количеством лодок мог по праву гордиться немецкий ВМФ.
Немецкие субмарины той поры отличались самыми высокими техническими характеристиками — скоростью хода, глубиной погружения, непревзойденной дальностью плавания. Неслучайно самые массовые советские ПЛ довоенного периода (серия С) строились по немецкой лицензии.
А когда в июле 1944 года в Выборгском заливе на небольшой глубине была потоплена немецкая лодка U-250, советское командование потребовало от флота любой ценой поднять ее и доставить в Кронштадт, что и было выполнено, несмотря на упорное противодействие противника. И хотя лодки VII серии, к которой принадлежала U-250, в 1944 году уже не считались последним словом немецкой техники, но для советских проектантов в ее конструкции было немало новинок.
Достаточно сказать, что после ее захвата появился специальный приказ главкома ВМФ Кузнецова о приостановке начатых работ по проекту нового подводного корабля до детального изучения U-250. В дальнейшем многие элементы «немки» перешли в советские лодки проекта 608, а позднее и проекта 613, коих более сотни было построено в послевоенные годы. Особенно высокие показатели имели лодки XXI серии, одна за другой уходящие в океан начиная с 1943 года.
СОМНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ
Аргентина, выбрав нейтралитет в мировой войне, тем не менее занимала явно прогерманскую позицию. Многочисленная немецкая диаспора была весьма влиятельна в этой южной стране и оказывала посильную помощь своим воюющим соотечественникам. Немцы владели в Аргентине множеством промышленных предприятий, огромными земельными угодьями, рыболовецкими судами.
Действующие в Атлантике немецкие ПЛ регулярно приближались к берегам Аргентины, где их снабжали продуктами, медикаментами и запчастями. Нацистских подводников как героев принимали хозяева немецких поместий, в большом количестве разбросанных вдоль аргентинского побережья. Очевидцы рассказывали, что для бородатых мужчин в морской форме устраивались настоящие пиры — жарились барашки и поросята, выставлялись лучшие вина и бочонки с пивом.
Вторая мировая война: подводный ад (Волчья стая) National Geographic
Но в местную прессу сообщения об этом не попадали. Немудрено, что именно в этой стране после разгрома Третьего рейха находили прибежище и спасались от возмездия многие видные нацисты и их приспешники, такие как Эйхман, Прибке, доктор-садист Менгеле, фашистский диктатор Хорватии Павелич и другие.
Ходили слухи, что все они попадали в Южную Америку на борту подводных лодок, особая эскадра которых, состоящая из 35 ПЛ (так называемый «Конвой фюрера»), имела базу на Канарах. До наших дней не опровергнуты сомнительные версии о том, что таким же путем нашли спасение Адольф Гитлер с Евой Браун и Борман, а также о якобы созданной с помощью подводного флота в Антарктиде секретной немецкой колонии Новая Швабия.
В августе 1942 года к воюющим странам антигитлеровской коалиции присоединилась Бразилия, принявшая участие в боях на суше, в воздухе и на море. Самую большую потерю она понесла, когда война в Европе уже закончилась, а на Тихом океане догорала. 4 июля 1945 года в 900 милях от родных берегов взорвался и почти мгновенно пошел на дно бразильский крейсер «Байя». Большинство специалистов считают, что его гибель (вместе с 330 членами экипажа) — дело рук немецких подводников.
СВАСТИКА НА РУБКЕ?
Переждав смутное время, неплохо заработав на поставках обеим воюющим коалициям, на самом излете войны, когда ее конец был всем ясен, 27 марта 1945 года Германии объявила войну Аргентина. Но после этого поток немецких лодок, похоже, только вырос. Десятки жителей прибрежных деревень, а также рыбаки в море, по их словам, не раз наблюдали ПЛ в надводном положении, чуть ли не в кильватерном строю двигающиеся в южном направлении.
Наиболее глазастые очевидцы даже разглядели на их рубках свастику, которую, кстати, немцы никогда на рубки своих лодок не наносили. Прибрежные воды и побережье Аргентины теперь патрулировались армией и флотом. Известен эпизод, когда в июне 1945 года в окрестностях города Мардель-Плата патруль наткнулся на пещеру, в которой в герметичной упаковке находились различные продукты. Кому они предназначались, осталось невыясненным. Также трудно понять, откуда взялся этот нескончаемый поток ПЛ, якобы наблюдаемых населением после мая 1945 года.
Ведь еще 30 апреля главком немецкого ВМФ гросс-адмирал Карл Дениц отдал распоряжение о проведении операции «Радуга», в ходе которой все оставшиеся субмарины рейха (несколько сотен) подлежали затоплению. Вполне реально, что до части этих кораблей, находившихся в океане или в портах разных стран, директива главкома не дошла, а некоторые экипажи просто отказались ее выполнять.
Историки сходятся на том, что в большинстве случаев за ПЛ, наблюдаемые в океане, принимались различные болтающиеся на волнах суденышки, в том числе рыбацкие, либо сообщения очевидцев были просто плодом их воображения на фоне общей истерии в ожидании ответного удара Германии.
КАПИТАН ЧИНЗАНО
Но все-таки как минимум две немецкие ПЛ оказались не фантомами, а вполне реальными кораблями с живыми экипажами на борту. Это были U-530 и U-977, вошедшие в порт Мардель-Плата летом 1945 года и сдавшиеся властям Аргентины. Когда ранним утром 10 июля на борт U-530 поднялся аргентинский офицер, он увидел выстроенный на палубе экипаж и его командира — совсем юного обер-лейтенанта, который представился как Отто Вермут (позже аргентинские моряки называли его Капитан Чинзано) и заявил, что U-530 и ее команда из 54 человек сдается на милость аргентинских властей.
После этого флаг подводной лодки был спущен и передан аргентинским властям вместе со списком экипажа.
Группа офицеров военно-морской базы Мардель-Плата, выполнившая осмотр U-530, отметила, что ПЛ не имела палубной пушки и двух зенитных пулеметов (они были сброшены в море перед сдачей в плен), а также ни одной торпеды. Вся корабельная документация уничтожена, как и шифровальная машинка. Особо было отмечено отсутствие на ПЛ надувного спасательного бота, что навело на мысль, не был ли он использован для высадки на берег каких-то нацистских деятелей (возможно, самого Гитлера).
В ходе допросов Отто Вермут сообщил, что U-530 вышла из Киля в феврале, 10 дней скрывалась в норвежских фьордах, после чего курсировала вдоль побережья США, а 24 апреля двинулась на юг. Никаких внятных объяснений по поводу отсутствия бота Отто Вермут дать не смог. Были организованы поиски пропавшего бота с привлечением кораблей, самолетов и морской пехоты, однако результатов они не дали. 21 июля корабли, участвующие в этой операции, получили приказ вернуться на свои базы. С этого момента уже никто немецкие подводные лодки в водах Аргентины не искал.
СКАЗ О ПИРАТЕ
Завершая рассказ о похождениях немецких ПЛ в южных морях, нельзя не упомянуть некоего корветтен-капитана Пауля фон Реттеля, ставшего благодаря журналистам широко известным как командир U-2670. Он, якобы находясь в мае 1945 года в Атлантике, отказался затопить свою ПЛ или сдаться и попросту начал пиратствовать у берегов Африки и Юго-Восточной Азии. Новоявленный флибустьер будто бы сколотил себе огромное состояние. Горючее для своих дизелей, воду и продукты питания он пополнял за счет своих жертв.
Оружие практически не применял, т. к. мало кто решался сопротивляться его грозной ПЛ. Чем кончилась эта история, журналистам неизвестно. Зато доподлинно известно, что ПЛ за номером U-2670 в составе немецкого флота не числилась, а сам фон Реттель в списке командиров не значился. Так что, к разочарованию любителей морской романтики, его история оказалась газетной уткой.
Константин РИШЕС
Подпишись на телеграмм канала НЛО МИР
Получай уведомления о новых Статьях сразу на телефон
Источник: nlo-mir.ru
Немецкие подлодки в СССР
Осенью 1934 г. завод «Красное Сормово» получил новый заказ на постройку двенадцати разборных лодок Х серии. Первые три штуки предполагалось сдать уже в 1935 г.
Двигатели W8V28/38 к этим лодкам должен был поставлять Коломенский машзавод, который производил их по лицензии немецкой компании «МАН». Это были восьмицилиндровые, четырехтактные, бескомпрессорные двигатели, делавшие 600 об/мин. Мотор правого борта вращался по часовой стрелке, левого — против. Расход солярки, согласно немецкой инструкции, составлял 190 граммов на 1 л.с./ч.
Охлаждение — забортная вода. Запускался двигатель сжатым воздухом.
Этому выдающемуся немецкому судовому двигателю в СССР был скромно присвоен индекс 38-К-8, в один миг превративший его в «советский». Интересно, что многие современные историки — «специалисты по флоту» искренне называют 38-К-8 отечественным, хотя от германского он не отличался ничем, кроме плохого качества. [Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ», III, V, V-бис и V-бис-2 серии.// Морская коллекция, № 2, 2002.] Из этого же дизеля путем применения наддува была получена мощность в 2000 л.с., и такие дизеля назывались коломенскими дизелями серии 1Д. В 30-е — 50-е годы ХХ века немецкий MAN W8V28/38 стал основным дизелем советского подводного флота. Незадолго до Великой Отечественной войны на основе этого же MAN-а был разработан и запущен в производство «облегченный» восьмицилиндровый четырехтактный реверсивный дизель 9Д размерностью 30/38 с газотурбинным наддувом. Его номинальная мощность составляла 1100 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин.
Завод № 112 еле-еле справлялся со строительством спецсудов Х серии, а руководство не знало, как и чем заткнуть очередные дыры в производстве, и вдруг как гром среди ясного неба новый приказ! А именно: начать строить еще и лодки серии «С». Их производство предстояло начать в 1936 г., а сдать — в 1937 г. Лодки этой серии (Тип С, «средняя») являлись почти точной копией немецких подлодок VII серии, сыгравших главную роль в будущей битве за Атлантику в 1939–1945 гг. Чертежи субмарины были проданы СССР германской фирмой «ДЕМАГ».
В отличие от лодок отечественной разработки подлодка IX серии, как ее вскоре стали именовать, отличалась более простой и надежной системой всплытия, эффективной системой кингстонов, рациональным размещением постов управления, хорошей доступностью механизмов и узлов и др. Время срочного погружения составляло всего 60–70 секунд. [ГУ ЦАНО, Ф. 15, Оп.
3, Д. 177, Л. 137.] Длина ее корпуса составляла 77,7 метра, ширина — 6,4 метра, водоизмещение — 828 тонн. Вооружение включало четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата калибром 533 мм. Субмарина приводилась в движение двумя дизелями по 2000 л. с. либо двумя электромоторами по 550 л. с. и могла развивать скорость до 20 узлов.
Дальность плавания по техпаспорту составляла 2500 морских миль, то есть лодка являлась океанской. Однако это у немцев. А надо было еще воссоздать «немку» на советской судоверфи.
Первое, что бросилось в глаза инженерам завода № 112, это длина судна. При заказе никто не учел, что она составляла 77,7 метра, а это превосходило размеры всех доков, имевшихся в распоряжении завода «Красное Сормово». Чтобы «впихнуть» лодку в док, были нужны серьезные конструктивные изменения. Некоторые даже предлагали размещать субмарины не вдоль продольной оси дока, а по диагонали.
Причем на существующей верфи, вследствие полного отсутствия механического спуска, было возможно лишь сезонное всплытие лодки во время весеннего и осеннего паводков. Однако паводок на Волге не всегда одинаков. Например, в 1935 г. уровень воды повышался незначительно, и лодкам приходилось «сильно помогать» всплыть — толпа рабочих просто наваливались и сталкивали субмарину в воду.
28 апреля 1936 г. произошел вопиющий случай, похожий не то на «вредительство», не то на диверсию. Во время обхода уже плававшей в затоне подводной лодки дежурный обнаружил в ее носовом отсеке отверстие диаметром 19 мм, через которое поступала вода. Рядом лежал ящик со сверлами. Кто и с какой целью просверлил прочный корпус, так и осталось неизвестным. [ГУ ЦАНО, Ф. 15, Оп. 3, Д. 191, Л. 19.]
Затем вскрылись факты «недопустимого порядка хранения» материалов на Коломенском машзаводе. Электромоторы (кстати, немецкие) хранились в сарае с текущей крышей, запертом на болт с гайкой. Часть оборудования лежала на улице и заржавела, а отдельные детали вообще валялись на земле.
Не успел завод как следует освоить подлодки IX серии, как получил приказ строить еще и XII серию — «малютки». Их разработали на основе германских подлодок II серии. Они считались «лодками прибрежной полосы» и предназначались для действий на небольшом удалении от портов базирования.
Эти лодки имели небольшие габариты, за которые и получили свое прозвище, всего два торпедных аппарата и могли погружаться на 50–60 метров. Главным преимуществом данного типа лодок для производства являлась простота их доставки на флоты по железной дороге. Длина субмарины составляла всего 44,5 метра, ширина — 3,3 метра, а водоизмещение 206 тонн. Два немецких дизельных двигателя по 800 л.с. позволяли в надводном положении развивать скорость 14 узлов.
Не лучше ли было бы океанские лодки строить на одном заводе, а «малютки» на другом? Ведь именно отсутствие серийности и унификации не позволяло советскому военному судпрому добиться таких успехов, как американскому, в том числе и в годы Второй мировой войны. Но приказ есть приказ, и в 1937 г. завод активно разворачивает строительство подлодок одновременно IX и XII серий. Чтобы освободить место для такого числа спецсудов, 5 апреля подлодки IX серии С-7 и С-8 были спешно спущены на воду в недостроенном виде. [ГУ ЦАНО, Ф. 15, Оп. 4, Д. 30, Л. 101.]
Так или иначе, но именно на «немке» С-13 Маринеско утопил «Вильгельма Густлова» и «Генерала Штойбена», уничтожив более 10 тысяч фашистов — что является крупнейшим достижением для одной ПЛ по количеству жертв. Лодка такой серии «С» — конкретно поздняя С-56 — сохранилась в виде памятника во Владивостоке, где ее каждый может увидеть.
Материал: Михаил Зефиров, Дмитрий Дёгтев
Источник: topru.org
Рекорды немецкого подводного флота
Сообщение из Ростока изобилует сдержанными по тону выражениями: подводная лодка U32 совершила 18-дневное плавание в погруженном состоянии, и это «пока самый продолжительный и самый длинный подводный переход субмарины немецкого военно-морского флота», сообщили представители морского командования бундесвера.
Во времена, когда американские и советские атомные подводные лодки водоизмещением до 15 000 тонн и больше способны проводить под водой несколько месяцев, все это звучит как смешное подстрочное замечание стороннего наблюдателя. Однако на самом деле за этим подводным маршрутом длинной в 8519 километров, проделанным подводной лодкой U32, скрываются несколько рекордов.
Подводная лодка U32 и родственная ей U31 находятся на вооружении Бундесмарине с 2005 года. Обе они принадлежат к классу 212A, который был разработан на предприятиях Howaldtswerke — Deutsche Werft и Nordseewerke. Речь в данном случае идет об охотнике за подводными лодками водоизмещением 1830 тонн (в погруженном состоянии) с шестью торпедными отсеками и с экипажем в 27 человек. На сегодняшний день Бундесмарине располагает четырьмя лодками подобного типа, и планируется приобрести еще две. Стоимость каждой лодки – около 400 миллионов евро.
Уже в 2006 году во время плавания из города Эккенферде (Eckenfoerde) в Испанию U32 установила мировой рекорд для неатомных подводных лодок по погружению, который теперь в очередной раз был побит. К тому же лодки класса 212 A считаются самыми малошумными в мире. И это происходит, несмотря на то, что немецкие строители подводных лодок по-прежнему обязаны соответствовать главному критерию: немецкие субмарины должны следовать по проходу Кадетринне (Kadetrinne) в Мекленбургскую бухту в погруженном состоянии, то есть на глубине в 17 метров.
Наряду с Италией, которая также имеет на вооружении лодки класса 212 A, и шведскими разработками, немецкие охотники считаются самыми эффективными в мире среди неатомных подводных кораблей. Все считают, что вслед за установлением рекорда в 8519 километров они успешно выполнят и вторую часть испытаний во время плавания из Эккернферде в Мейпорт (Mayport) во Флориде: учебное нападение на авианесущее соединение.
Американский адмирал был вне себя
Еще несколько лет назад U24 – немецкая подводная лодка сегодня уже устаревшего типа 206 A — во время учений в Карибском море смогла преодолеть систему обороны американского авианосца «Enterprise» и имитировала пуск торпедного веера. Говорят, что американский адмирал был вне себя, когда ему показали фотографии, сделанные через немецкий перископ.
Другая лодка такого же типа якобы несколько раз обошла на близком расстоянии американского охотника класса «Los Angeles», а американцы ничего не заметили. Свидетели говорят, что у американских офицеров, находившихся в то время на борту немецкой подводной лодки, «на лбу выступили капли пота».
Ключевым элементом современных немецких технологий, связанных со строительством подводных лодок, являются топливные элементы, способные вырабатывать электрический ток независимо от атмосферного воздуха. В надводном состоянии лодка движется за счет дизельного агрегата. С удивительными результатами. Под водой субмарина этого класса развивает скорость до 20 узлов, тогда как над водой – всего 12.
Такого рода великолепные технические показатели позволяют подводной лодке U32 стать кульминационным моментом в совсем не бедной истории строительства немецких подводных лодок. Однако наиболее известные кульминационные моменты этой истории были настоящими катастрофами.
За этим последовало объявление войны США
Самой большой катастрофой, несомненно, была неограниченная подводная война, которую Германский рейх начал в Атлантике в ходе Первой мировой войны. Его руководители слишком поздно поняли, что подводные лодки значительно эффективнее могут быть использованы против британского господства на море, чем дорогой линейный флот. Однако спустя некоторое время было потоплено все, что немецкие капитаны видели в прицелах торпедных аппаратов и артиллерийских установок. А после атаки на пароход «Laconia» в феврале 1917 года, в результате которого погибли также и американские граждане, Соединенные Штаты объявили войну блоку стран во главе с Германией. В противостоянии с потенциалом США у Германской империи не было никаких шансов.
Не случайно Версальский договор запрещал Германскому рейху строить подводный флот. В то же время нацистский режим в рамках своей программы по перевооружению уделял особое внимание созданию гигантского подводного флота, который в 1941 году стал участвовать в битве, развернувшейся в Атлантике. В то время подводные лодки, как правило, вели боевые действие в надводном положении, они медленно погружались и были в высшей степени уязвимы. В ходе войны союзникам (по антигитлеровской коалиции) удалось расшифровать немецкие секретные коды, их радары стали более эффективными, а дальние бомбардировщики с мощными прожекторами и ночью получили господство на море — в результате потери в 1943 году с немецкой стороны увеличились до такой степени, что нападения на конвои были прекращены.
В очередной раз с этим не согласились создатели немецких подводных лодок. Они соединили доказавший свою надежность дизель-электрический двигатель со шнорхелем. Таким образом в конце войны была создана подводная лодка XXI, средств борьбы с которой в то время практически не было. Однако эти лодки так и не были использованы в той войне и стали собственностью держав-победителей. Из 40 000 подводников 30 000 погибли – ни один другой род войск не имел таких потерь.
Нет недостатка в заинтересованных покупателях
В то же время немецкая стратегия использования подводных лодок не против боевых кораблей противника, а против торгового флота, оказалась достойной подражания. Вскоре американские военно-морские силы стали атаковать в Тихом океане с помощью подводных лодок японские маршруты снабжения.
Что касается подводных лодок императорского флота Японии, то они, возможно, были самыми инновационными в мире, но неправильно использовались. Япония строила маленькие подводные лодки и гигантские надводные авианосцы, который были способны один раз обогнуть экватор и которые должны были атаковать прибрежные районы Соединенных Штатов или Панамский канал. Борьба против безоружных торговых судов не была предусмотрена императорской военно-морской доктриной, что привело к огромным потерям и неудовлетворительным результатам.
Ограничения, связанные с отказом от использования атомных двигательных установок, а также опыт Второй мировой войны стали причиной активного развития после образования Бундесмарине небольших, малошумных и быстроходных подводных лодок. С того времени проявляемый к ним интерес иностранных покупателей постоянно приводил к внутриполитическим дебатам. После сообщений об успехах U32, вероятно, вновь возникнет желание предложить экспортный вариант этой лодки, который немецкие верфи по-прежнему имеют в своих программах.
Источник: texnomaniya.ru