Самый большой и самый секретный корабль Военно-морского флота (ВМФ) РФ — атомная подводная лодка (АПЛ) БС-329 «Белгород» — приступил к выполнению боевых задач. Церемония передачи субмарины состоялась 8 июля на крупнейшем судостроительном предприятии России — ПО «Севмаш» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) в Северодвинске.
Субмарина создана на базе АПЛ 949-го проекта типа «Антей» — носителя сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет П-700 «Гранит». Однако в ходе строительства подлодка претерпела серьезные изменения: в центральной части, там, где ранее размещались ракеты, был врезан дополнительный 30-метровый отсек: длина атомохода составила более 180 м. Это на 11 м больше, чем у самой крупной, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса АПЛ 941 «Тайфун» (в Советском Союзе их называли «Акулами»), и на 12 м — чем у американского подводного крейсера типа Ohio. Целью модификации БС-329, как считают многие эксперты, стала возможность использования вместе с кораблем глубоководного аппарата АС-31 «Лошарик», а также «торпед судного дня» «Посейдон».
Приблизиться и атаковать
АПЛ «Белгород» станет первой лодкой Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ — структуры не менее секретной, чем сам корабль. Считается, что это «подводный спецназ» России, находящийся в непосредственном подчинении министра обороны. Однако подразделение выполняет и научно-исследовательские миссии. В контексте АПЛ «Белгород» это особенно подчеркивается.
Изначально атомоход создавался для борьбы с надводными авианосными группировками противника. Он должен был нести на борту 20 крылатых ракет П-700 «Гранит». Планировалось, что субмарина станет 14-й в семействе подлодок проектов 949 и 949А. Однако после распада СССР строительство корабля заморозили — не было средств, да и концепция противостояния с американцами на тот момент претерпела серьезные изменения. 20 декабря 2012 года строительство АПЛ возобновилось, но уже по новому проекту 09852.
23 апреля 2019 года лодка была выведена из эллинга для достройки на плаву и проведения испытаний. По различным фотографиям в открытом доступе можно судить, что к днищу субмарины пристыковывается еще одна подлодка — скорее всего, это различные автономные глубоководные станции (АГС).
Так, на церемонии подъема Андреевского флага главнокомандующий ВМФ Николай Евменов говорил: «Подводная лодка «Белгород» открывает для России новые возможности в проведении различных исследований, позволяет проводить разноплановые научные экспедиции и спасательные операции в самых отдаленных районах Мирового океана». Можно сделать вывод, что таким АГС как раз и станет АС-31 «Лошарик» — единственная в мире атомная подводная лодка, способная погрузиться на 6 тыс. м (для остальных предел — до тысячи).
О существовании секретной АС-31 стало известно в 2003 году из публикации газеты «Корабел», выпускаемой заводом «Севмаш», где был построен аппарат. В этой же статье было упомянуто неофициальное название «Лошарик». По версии издания, рабочие прозвали так новую подлодку из-за того, что ее прочный корпус из нескольких шарообразных отсеков внешне напоминал сделанную из шариков игрушечную лошадку — героя популярного в 1970–1980-е годы мультфильма. Это ничуть не умаляет ее технических возможностей — напротив, благодаря тому, что ее корпус собран из шарообразных отсеков, она способна выдержать чудовищное давление воды на большой глубине.
Современные подводные лодки России
По данным открытых источников, подлодка АС-31 относится к проекту 1083, была спущена на воду в 2003 году. Еще известно, что ее длина — 60 м, она имеет один атомный реактор, позволяющий под водой развивать скорость 30 узлов (около 60 км/ч).
«Посейдон». |
Источник: Минобороны России |
«Торпеда судного дня» «Посейдон» была презентована в послании Федеральному собранию президентом Владимиром Путиным в 2018 году. О ней также очень мало известно — ядерная, автономная. Считается, что это некая реинкарнация изделия Т-15 конструкции Андрея Сахарова, машины длиной 25 м и диаметром свыше 1,5 м. По замыслу, торпеда должна уметь доставлять оружие на расстояние около пары сотен километров от предполагаемого объекта, например какого-нибудь заокеанского города, и в нужный момент атаковать. Взрыв такого изделия вызвал бы цунами, которое и разрушило бы город.
Кроме того, в 2018 году источник ТАСС сообщал, что на новой торпеде «можно будет устанавливать различные ядерные заряды, максимальную мощность будет иметь моноблочная термоядерная боевая часть, аналогичная заряду «Авангарда», — до двух мегатонн в тротиловом эквиваленте». Тогда уточнялось, что в ядерном оснащении аппарат будет «предназначен в первую очередь для уничтожения укрепленных военно-морских баз потенциального противника».
Благодаря атомной энергетической установке, рассказывал собеседник агентства, «Посейдон» будет идти к цели на межконтинентальную дальность на глубине более 1 км со скоростью 60–70 узлов (110–130 км/ч). И тут важно пояснить, что, по данным открытых источников, например, на межконтинентальной баллистической ракете типа «Ярс» стоят ядерные боеголовки мощностью около 150 кт. А теперь можете подсчитать: стандартный ядерный боезаряд, сброшенный на Хиросиму и Нагасаки, имел мощность 20 кт и уничтожал все в радиусе более 10 км.
Подъем с глубины
В апреле 2021 года источник ТАСС сообщал, что «Белгород» будет служить на Тихоокеанском флоте. Местом его постоянного базирования станет главная база подводного флота в Вилючинске. Именно там размещаются наши самые современные атомные подводные лодки проекта 955 («Борей»), также в скором времени заступит на боевую службу и АПЛ «Новосибирск» — она станет первой субмариной проекта 885 М («Ясень-М») в боевом составе Тихоокеанского флота.
Пару лет назад именно из этого места была организована экспедиция Фонда перспективных исследований (ФПИ) на спасательном буксире «Фотий Крылов» с глубоководным аппаратом «Витязь-Д» на борту. В ФПИ тогда рассказали, что автономный аппарат собирал чисто научные сведения, одним из которых стало картографирование рельефа дна. Гендиректор ЦКБ МТ «Рубин» — одного из мировых лидеров в проектировании подводных лодок и ведущего в России конструкторского бюро подводного кораблестроения — Игорь Вильнит сообщал ТАСС, что сделал он это «по программе-заданию», которое было введено оператором аппарата перед погружением. Но был и еще нюанс — «Витязь» постоянно общался с поверхностью, а делал он это не по оптико-волоконному кабелю, а по автономному каналу связи.
Подводный дрон в автономном режиме прошел от Камчатки до Марианской впадины. С глубины 12 км по радиосигналу передавал информацию о том, что видит, и фактически занимался не только сбором гидробионтов, но и картографированием местности. Впадина — самый глубокий разлом планеты — в военном плане «хайвей», выводящий любого робота к американской базе ВВС и ВМС на острове Гуам. Трудно представить, что «Посейдон» не получит данных с «Витязя-Д». А то, что он сможет годами ждать сигнала на боевое применение на глубине в десятки километров, сомнений уже не возникает.
Одним из подтверждений этого мнения могут быть учения, в которых, опять же по косвенным данным интернет-блогеров, участвовал БС-329 «Белгород» — корабль сняли на фото при выходе из Северодвинска. Чуть позже появилось сообщение пресс-службы Северного флота о том, что группа кораблей начала испытывать системы и вооружения подводных лодок на предельной глубине 500 м в Баренцевом и Норвежском морях. «В учениях принимают участие экипажи нескольких подводных лодок, в том числе четвертого поколения», — отметили тогда в пресс-службе.
Помимо «Посейдона» в России создано или создается еще несколько подводных роботизированных систем: автономный необитаемый аппарат «Клавесин-2Р-ПМ». Он способен проводить исследовательские и поисковые работы на глубине до 6 тыс. м — основной глубине Мирового океана. К примеру, может отыскивать находящиеся на дне моря датчики систем подводного наблюдения. Любопытно, что на общедоступных изображениях «Белгорода» обязательно присутствует ангар для этого изделия.
Дмитрий Литовкин
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Источник: vpk.name
Вернулись из похода, мастерством измерив глубину
К месту постоянного базирования возвратилась дизельная подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Евгения Сциборовского.
Много суток субмарина была вдали от родных берегов, выполняя сложные и ответственные учебно-боевые задачи. Там, на глубине, экипаж держал экзамен на профессиональное мастерство. Отрабатывая различные вводные по плану командования, подводники успешно завершили поход.
На пирсе в этот день было многолюдно. Кроме военных моряков, прибытие субмарины встречали родные и близкие подводников. И вот приняты швартовы, суровый тёмный корпус подлодки прочно прижался к причалу.
Заслушав доклад командира субмарины капитана 3 ранга Сциборовского, командующий Приморским объединением разнородных сил контр-адмирал Валерий Казаков сердечно поздравил подводников с возвращением в базу и успешным выполнением задач.
Затем состоялось вручение наград наиболее отличившимся военнослужащим. За ратный труд и воинское мастерство были отмечены грамотами старшина 2-й статьи контрактной службы Александр Павленко, старший матрос контрактной службы Никита Макаров, матросы-контрактники Сергей Сушилов, Александр Ильичёв, Андрей Ригерт, Роман Ильяков и Евгений Архипов. Пять подводников были награждены памятным знаком за многолетнюю службу в соединении.
Необходимо отметить, что соединение, о котором идёт речь, имеет давние и славные боевые традиции. Здесь хорошо помнят прославленного героя-подводника Георгия Щедрина. Именно его С-56 в годы Великой Отечественной войны перешла из Владивостока на Северный флот, где героически сражалась с фашистами. Ныне гвардейская Краснознамённая подводная лодка С-56 поднята на пьедестал, она стала мемориальным кораблём-музеем, но её ратная слава продолжается в жизни и службе подводников наших дней.
Ещё задолго до выхода в море в экипаже капитана 3 ранга Сциборовского отрабатывали все возможные варианты ситуаций в море.
– Учебная тревога! – разнеслось по отсекам.
– Корабль к бою и походу приготовить!
В короткое время производятся все необходимые приготовления. На боевых постах кипит напряжённая работа, идут доклады о готовности к бою и походу.
Корабль вмиг превращается в единый боевой механизм. Каждое действие подводников строго продуманное и последовательное.
После длительной отработки учебных вопросов командир корабля произвёл разбор действий каждой боевой части, отметил направления, на которые подводникам следовало бы обратить внимание. И только в море стало понятно, что преследовал командир в регулярных тренировках и корабельных учениях. Подводники были готовы к любым неожиданностям и действовали строго по инструкции, проявляя свои лучшие профессиональные качества. И вот результат напряжённой работы экипажа – успешно завершившийся поход.
Современный подводный флот – это воплощение передовой конструкторской мысли, революционных идей в области кораблестроения, но прежде всего – это моряки-подводники, надёжно стоящие на защите морских рубежей Отечества.
С постройкой тихоокеанской серии кораблей подобного класса в российском ВМФ станет гораздо больше, и действовать эти «чёрные дыры» будут в тех местах Мирового океана, где не действовали раньше
Говоря о морской мощи нашей страны и её подводной составляющей, нельзя не отметить, что она продолжает расти – идёт активное оснащение флота новыми подводными лодками, как атомными, так и неатомными.
Яркое тому свидетельство – строительство серии дизель-электрических ПЛ для Тихоокеанского флота.
Сегодня ВМФ России активно обновляется. В состав Военно-Морского Флота поступают новейшие подводные лодки, оснащённые оружием, не имеющим аналогов в мире. Программа военного кораблестроения по целому ряду позиций выполняется с опережением графика, что говорит об огромном внимании к ВМФ. Военно-морское присутствие России обеспечено практически во всех районах Мирового океана, вахту в северных и южных широтах несут наследники морской ратной славы Отечества.
Наши подводники уверенно чувствуют себя в море, как и подобает военным морякам российского флота. Их практическая подготовка позволяет успешно решать по-настоящему масштабные задачи.
На флоте набирает обороты новый учебный год. Прилагает максимум усилий в освоении сложной боевой техники и вооружения и экипаж подводной лодки, которой командует капитан 3 ранга Евгений Сциборовский. Моряки стремятся каждый выход в море, каждое выполнение учебно-боевых задач провести с максимальной эффективностью.
Служба подводников – задача непростая. Мужество, стойкость, выносливость – такими качествами должны обладать повелители морских глубин. Дизель-электрическая субмарина имеет мощное вооружение и самые современные технические средства, но её боевой потенциал становится ещё более мощным благодаря полученному в наследство боевому опыту, славным боевым традициям предыдущих поколений тихоокеанского подплава.
Подплав неатомных субмарин пополняется новыми подлодками. А строящийся сегодня на верфях модернизированный проект относится к третьему поколению дизельных субмарин. Он был разработан в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» коллективом под руководством главного конструктора Игоря Молчанова.
Контракт на строительство тихоокеанской серии из шести субмарин был подписан на форуме «Армия-2016». Это стало продолжением реализации долгосрочного плана Минобороны России по усилению боевой готовности ВМФ РФ и программы совершенствования дизель-электрических подлодок. ЦКБ «Рубин» модернизировало основные системы корабля базового проекта 636: комплекс торпедно-ракетного вооружения, информационно-управляющую систему, радиолокационный и гидроакустический комплексы. Внесён ряд усовершенствований в общекорабельные системы с целью повышения скрытности подводной лодки и улучшения бытовых условий для экипажа.
Эти неатомные субмарины предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в ближней морской зоне.
«Варшавянка» – двухкорпусная лодка с современными обводами, высоким запасом плавучести и непотопляемости. Шесть отсеков разделены водонепроницаемыми перегородками, что, по данным разработчиков, позволяет ей оставаться на плаву при аварийном затоплении одного из отсеков, сохраняя при этом боеготовность. Энергоустановка, важнейшие системы и механизмы, а также экипаж находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды. Снаружи находится лёгкий корпус, придающий субмарине обтекаемую форму. Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.
Корабль оснащён современными средствами по снижению уровня собственного шума до естественного фона океана, что обеспечивает лодке гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки кораблей противника противокорабельными ракетами с дистанции, превышающей её обнаружение, а также своевременное уклонение от атак.
Подлодки оснащаются двумя дизель-генераторами мощностью по 1500 кВт, одним главным гребным электрическим двигателем (около 5500 л.с.) и одним электромотором экономического хода. Кроме того, на субмарине имеются два резервных дизельных двигателя и две группы аккумуляторов.
Кстати, главный вал подлодки проекта 636 вращается по деревянным направляющим, сделанным из железного дерева – бакаута. Его древесина уже давно использовалась в судостроении. Особенность её в том, что она выделяет естественную смазку, которая позволяет использовать узлы из этой древесины в течение 20 лет. Не каждый металлический подшипник сможет похвастаться таким ресурсом.
Специалисты отмечают, что корабли этого класса имеют значительный модернизационный запас, что позволяет оптимизировать проект под требования заказчика. По данным разработчиков, от иностранных субмарин своего класса «Варшавянка» отличается исключительно мощным универсальным вооружением, которое способно бороться с надводными кораблями и подводными лодками. Также она может наносить удары по наземным объектам – пока такой возможности нет ни у одной из европейских подлодок.
С постройкой тихоокеанской серии кораблей подобного класса в российском ВМФ станет гораздо больше, и действовать эти «чёрные дыры» будут в тех местах Мирового океана, где не действовали раньше. При этом всё так же скрытно, быстро и тихо.
Среди встречающих возвратившуюся в базу субмарину были ветераны тихоокеанского подплава вице-адмирал Александр Конев и контр-адмирал Алексей Алексеев. Они с гордостью смотрели на замерших в строю подводников, вспоминая свою молодость, автономки и учения. В такие минуты осознаёшь, что не прерывается связь времён и поколений, продолжается славная летопись тихоокеанского подплава.
Фото автора
Источник: redstar.ru
masterok
Как то я вам рассказывал про подводный «Старый Оскол», а теперь пришла очередь «Белгорода».
Российский флот получит в 2018 году особый корабль – научно-исследовательскую атомную подводную лодку «Белгород» проекта 09852. Субмарина достраивается на базе подводного крейсера проекта 949А в Северодвинске.
Она станет носителем обитаемых и роботизированных подводных аппаратов и специального оборудования.
Если вы не слышали про этот проект, то подробности под катом .
Третья мировая война — это пример беспрецедентного театра боевых действий, с применением оружия массового поражения, не исключая ядерное, и сложнейших технических разработок.
Эксперты прогнозируют самые разнообразные сценарии развития событий Третьей мировой войны, спорят о возможности развития подобного конфликта, но абсолютно ясно, что страшна эта война будет именно благодаря технике и вооружению способному нанести катастрофический урон по противнику.
Одним из примеров оружия будущего является подводная лодка особого назначения «Белгород» К-139. Атомная подводная лодка Белгород относиться к классу Антей (или «Oscar-II», согласно стандартам НАТО), это один из образцов передовой технической мысли, обладающий широкими тактическими возможностями. Подлодка «Белгород» классифицируется как субмарина пятого поколения, так как конструктивные особенности выделяют её на фоне более старых образов подобной техники, и это при условии, что главный конкурент СССР, а ныне России – США, располагает образцами подводных лодок лишь четвёртого поколения. Из чего можно сделать вывод, что К-139 не просто пополнил, но и модернизировал атомный подводный флот России.
Как принято в военной среде, почти вся информация по субмарине К-139 храниться под грифом секретности, однако получили огласки некоторые её характеристики. Принято считать, что атомный подводный крейсер «Белгород» будет развивать скорость в размере 33 узлов (примерно 62 километра в час), что является достаточно крупным показателем с учётом габаритов машины, его рабочая глубина погружения составляет порядка 420 метров, максимальная глубина колеблется где-то в пределах 500 метров. Субмарина Белгород имеет весьма внушительные размеры, около 154 метров в длину и 18 метров в ширину (недаром, вся флотилия типа Антей получила неофициальное название «Батон»), по максимальным показателям, её общее водоизмещение составляет 23 860 тонн (!). Однако, несмотря на внушительные размеры, экипаж, требуемый для управления сводиться к 130 членам команды. Атомная подводная лодка Белгород имеет на борту два ядерных реактора с мощностью каждого в 190 МВт, прибывать в состоянии автономного плавания данное судно способно по оценкам экспертов на протяжении 120 суток, т.е. треть года.
Основу вооружения К-139 составляют 24 ракеты «Гранит» (по стандартам НАТО — «Shipwreck», Кораблекрушение) — это дальнобойные сверхзвуковые крылатые ракеты, которые способны произвести запуск, как из-под воды, так и над её поверхностью. Субмарина «Белгород» имеет в своём распоряжении стандартные торпедные аппараты 2×650 и 4×533, в количества 24 штуки.
По данным открытых источников, на АПЛ проекта 09852 будет смонтировано большое количество специального и водолазного оборудования, шлюзовые камеры для перехода в обитаемые глубоководные аппараты. На «Белгороде» будет развернут геофизический комплекс «Магма», позволяющий вести геологоразведочные работы на арктическом шельфе. Он в 4 раза снизит затраты на проведение исследований в труднодоступных акваториях независимо от погодных условий и ледовой обстановки.
Подводный атомный крейсер, превращенный в многофункциональный корабль, может использоваться как для изучения Мирового океана, в разведке и добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе, так и для разведки, монтажа оборудования и обслуживания его на морском дне.
Однако, тактический потенциал Белгорода К-139 не ограничивается приведёнными выше данными.
По одной из неподтвержденных официально версий, лодка проекта 09852 может выступать в роли носителя перспективного подводного многоцелевого комплекса «Статус-6».
На основе имеющейся информации можно сделать вывод, что атомный подводный крейсер Белгород и программа Статус-6 тесно взаимосвязаны. Более того, проект Статус-6, фактически базируется на К-139, в результате чего можно считать, что ядерное оружие тоже является частью оснащения этого судна. Однако, атомное оружие не всегда рассматривалось как часть вооружения АПЛ Белгород, принято считать, что судно приобрело подобный статус в 2012 году после официального заявления главкома ВМФ Владимира Высоцкого, о достройке судна «По специальному государственному проекту», это и послужило одной из предпосылок к догадкам о проекте Статус-6.
Торпеда катастрофического поражения прибрежной территории, которую получает как основной элемент вооружения подводная лодка специального назначения Белгород становиться весомым аргументом.
Особенности основы проекта, ПЛАРК пр.949АМ, позволяют
— высвободить огромные объемы под очень значительное количество пилотируемых и беспилотных подводных аппаратов различного назначения
— установить полноценный водолазный комплекс на борту самой лодки, по возможностям и удобству (оперативности) применения превсходящий аналогичные комплексы на надводных судах
— проводить поисково-спасательные операции максимально эффективно (нет зависимости от метеоусловий, скорость до 30 уз.)
— максимально использовать потенциал энергетики на борту (ЯЭУ).
— сохранит часть ударного потенциала (до 3/4 ПКР Оникс в каждой шахте ПКР Гранит и/или до 6 КР семейства Калибр/шахта.
Источник: masterok.livejournal.com