Самая современная атомная подводная лодка

Субмарины класса «Сивулф» ВМС США называют убийцами самых современных российских подлодок

Эта атомная подводная лодка (АПЛ) создавалась для борьбы с советскими субмаринами, но так случилось, что пуск первой из них состоялся уже после развала СССР. Однако ВМС США предусмотрели, что этот проект будет модернизироваться и создавали его с прицелом на будущее. Издание «National Intrerest» считает, что данная АПЛ, как боевая платформа является реальной угрозой для самых современных российских подводных атомоходов.

АПЛ класса «Сивулф» (Seawolf – англ. Морской волк) имеет модульную конструкцию, что позволяет её модернизировать в перспективе. Она оснащена одним ядерным реактором типа GE PWR S6W компании Westinghouse, мощностью 45 000 л.с. (по другим данным -52000 л.с), двумя турбинами с паровыми установками и водомётом типа «памп-джет». Корпус субмарины усилен специально, для подводных походов.

У неё внушительные габариты: длинна -138 м, водоизмещение 9137т (12 158 т), максимальная скорость в подводном положении – 35 узлов, максимальная бесшумная скорость – 20 узлов, рабочее погружение до 450 м, максимальное — до 600 м. Экипаж лодки насчитывает 140 подводников из них 15 – офицеры. Это самая тихая субмарина в ВМС США, к тому же она обладает очень тонким «слухом». Она оснащена самыми передовыми гидроакустическими комплексами, сенсоры буквально покрывают весь корпус «Морского волка». Кроме того, в её арсенале буксируемые гидроакустические системы.

АПЛ класса «Сивулф» имеют двухпалубный торпедный отсек – 8 торпедных аппаратов, через которые можно совершать пуски торпед «Марк47», коих лодка может нести аж 50 штук. Кроме того, из этих аппаратов можно совершать пуски противокорабельных ракет «Гарпун» и крылатых ракет «Томагавк». Изначально планировалось построить 30 «Морских волков».

Но, после спуска на воду первой субмарины этого проекта было решено сократить их парк до 12 единиц. Главным неудобством этих АПЛ стаи их высокая стоимость. Производство одной субмарины данного класса обходится американскому бюджету в 3,5 млрд долл. (по другим данным – 4,6 млрд). Результативно было построено только три таких субмарины: «Сивулф» (USS Seawolf SSN-21), «Коннектикут» (USS Connecticut SSN-22), «Джимми Картер» (USS Jimmy Carter SSN-23). Последняя субмарина этого класса была создана с учётов размещения на ней перспективного вооружения и перспективных систем наблюдения и разведки.

Американцы считают, что «Морской волк» и движется тише самой тихой российской подлодки и американские гидроакустические системы более совершенны, чем российские и следственно слышит дальше российских. Но наши эксперты высказывают свои сомнения на этот счёт.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram

  • войны армия
  • ВМС США
  • российские подлодки
  • Субмарины класса «Сивулф»
  • реактор типа GE PWR S6W
  • Морской волк
  • АПЛ

Источник: argumenti.ru

Гигантская Подводная Лодка США Стоимостью 4 Миллиарда Долларов УЖЕ Прошла Испытания

Субмарина-истребитель проекта 705: дерзкая авантюра

Прошло более 20 лет, с тех пор как последняя из лодок проекта 705 была исключена из состава российского ВМФ, а в кругах военных моряков и кораблестроителей по сей день не утихают споры. Чем же на самом деле был проект 705 – прорывом в будущее, опередившим свое время, или дорогостоящей технической авантюрой?

Константин Ришес

Субмарина-истребитель проекта 705: дерзкая авантюра

В 1959 году, когда уже вышла в море построенная по проекту ленинградского СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) «Ленинский Комсомол», а в Северодвинске разворачивалось строительство целой серии подобных кораблей, ведущий специалист этого же СКБ А.Б. Петров выступил с предложением о создании «Малой скоростной подводной лодки-истребителя».

Идея была весьма актуальна: подобные лодки нужны были для охоты на субмарины — носители баллистических ракет с ядерными зарядами, которые тогда начинали активно строиться на стапелях потенциального противника. 23 июня 1960 года ЦК и Совмин одобрили проект, которому был присвоен номер 705 («Лира»). В странах НАТО эта лодка стала известна как «Альфа» (Alfa).

Научными руководителями проекта стали академики А.П. Александров, В.А. Трапезников, А.Г. Иосифьян, а главным конструктором корабля — Михаил Георгиевич Русанов. Это был талантливый человек с очень нелегкой судьбой: семь лет пребывания в ГУЛАГе, а после освобождения — запрет на въезд в Ленинград.

Опытный инженер-кораблестроитель работал в артели по изготовлению пуговиц в Малой Вишере и лишь в 1956 году смог вернуться в Ленинград, в СКБ-143. Начинал он с заместителя главного конструктора АПЛ проекта 645 (этот опыт оказался для Русанова очень полезен).

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внешние обводы лодки отрабатывались в ЦАГИ, проверялись на многочисленных моделях в бассейнах ленинградского ЦНИИ им. Крылова. И, кроме технического совершенства и многочисленных новшеств, важных для боевого корабля, АПЛ получилась еще и необыкновенно красивой.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Битва с титаном

Предназначение новой подводной лодки определяло основные требования — высокие скорость и маневренность, совершенная гидроакустика, мощное вооружение. Для обеспечения двух первых требований лодка должна была иметь предельно малые габариты и массу, самые высокие гидродинамические характеристики корпуса и мощную энергетическую установку, вписывающуюся в ограниченные габариты.

Выполнить подобное было невозможно без нестандартных решений. В качестве основного материала для корпуса корабля, а также многих его механизмов, трубопроводов и арматуры был выбран титан — металл почти вдвое легче и одновременно прочнее стали, к тому же абсолютно коррозионностойкий и маломагнитный.

Однако он довольно капризен: сваривается только в среде инертного газа — аргона, резать его сложно, он имеет высокий коэффициент трения. К тому же титан нельзя было использовать в прямом контакте с деталями из иных металлов (стали, алюминия, латуни, бронзы): в морской воде он образует с ними электрохимическую пару, что вызывает разрушающую коррозию деталей из других металлов. Пришлось разработать специальные марки высоколегированной стали и бронзы, и специалистам ЦНИИ металлургии и сварки («Прометей») и ЦНИИ технологии судостроения удалось преодолеть эти титановые каверзы. В итоге был создан малогабаритный корпус корабля подводным водоизмещением 3000 т (хотя заказчик — ВМФ — настаивал на ограничении в 2000 т).

Читайте также:  Лодка муссон s240 характеристики

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надо сказать, что советское судостроение уже имело опыт создания ПЛ из титана. В 1965 году в Северодвинске была построена (в единственном экземпляре) АПЛ проекта 661 с титановым корпусом. Эта лодка, известная как «Золотая рыбка» (намек на ее фантастическую стоимость), по сей день остается рекордсменом по скорости под водой — на ходовых испытаниях она показала 44,7 узла (около 83 км/ч).

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сплошные новшества

Еще одним радикальным новшеством стала численность экипажа. На других АПЛ (как советских, так и американских) службу несут по 80−100 человек, а в техническом задании на 705-й проект была названа цифра 16, причем только офицеров. Однако в ходе проектирования численность будущего экипажа подрастала и в итоге достигла 30 человек, включая пять техников-мичманов и одного матроса, на которого возлагалась немаловажная роль кока, а по совместительству дневального-уборщика (изначально предполагалось, что обязанности кока будет выполнять корабельный доктор). Чтобы совместить такую малочисленность экипажа с огромным количеством оружия и механизмов, лодку пришлось очень серьезно автоматизировать. Позднее моряки даже прозвали лодки 705-го проекта «автоматами».

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Атомные подводные лодки проекта 705 могли похвастаться фантастическими скоростными и маневренными характеристиками и множеством новшеств: титановый корпус, реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем и полностью автоматизированное управление всеми системами корабля. На АПЛ проекта 705 были впервые установлены пневмогидравлические торпедные аппараты, обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения. Шесть торпедных аппаратов, и боезапас 18 торпед с учетом скорости и маневренности лодки представляли серьезного противника для подлодок стран НАТО.

Впервые в стране (а вероятно, и в мире) глобальная автоматизация охватывала все: управление движением корабля, применение оружия, главную энергетическую установку, все общекорабельные системы (погружение, всплытие, дифферентовку, выдвижные устройства, вентиляцию и т.д.). Одним из ключевых и очень спорных вопросов при разработке систем автоматики (этим занимался целый ряд НИИ и КБ, в том числе ЦНИИ «Аврора», «Гранит», «Агат») был выбор частоты тока для корабельной электросети. Рассматривались варианты 50 и 400 Гц, каждый имел свои достоинства и недостатки. Окончательное решение в пользу 400 Гц было принято на трехдневном совещании руководителей нескольких причастных к теме организаций при участии трех академиков. Переход на повышенную частоту вызвал немало производственных проблем, но зато позволил заметно сократить габариты электрооборудования и приборов.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы управлять подводной лодкой силами весьма ограниченного по тем временам экипажа в 30 человек, были разработаны многочисленные системы автоматизации, позволяющие управлять всеми системами корабля. Позднее моряки даже дали этим лодкам прозвище «автомат».

Атомное сердце

И все же основным новшеством, определившим судьбу всего проекта, стал выбор главной энергетической установки корабля. Ею стал компактный атомный реактор на быстрых нейтронах (БН) с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Это позволило сэкономить около 300 т водоизмещения за счет большей температуры пара и, следовательно, лучшей эффективности турбины.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Корпус лодки был изготовлен из титана, поэтому специалистам ЦНИИ металлов и сварки («Прометей») и ЦНИИ технологии судостроения пришлось разработать специальные технологии сварки и соединения титановых деталей, а металлургам – новые коррозионно-стойкие сплавы.

Первой в мире подлодкой с реактором такого типа стала американская АПЛ Seawolf (1957). Конструкция оказалась не слишком удачной, во время ходовых испытаний произошла разгерметизация первого контура с выбросом натрия. Поэтому в 1958 году реакторы были заменены на водо-водяные, а с реакторами на ЖМТ военные в США более связываться не стали.

В СССР предпочли использовать в качестве теплоносителя расплав свинец-висмут, значительно менее химически агрессивный, чем натрий. Но построенной в 1963 году АПЛ К-27 тоже не повезло: в мае 1968 года во время похода произошел разрыв первого контура одного из двух реакторов.

Экипаж получил огромные дозы облучения, девять человек погибли, и лодку окрестили «Нагасаки» (кличка «Хиросима» уже была занята К-19 в 1961 году). АПЛ была столь радиоактивна, что не подлежала ремонту, и в итоге в сентябре 1982 года она была затоплена у северо-восточных берегов Новой Земли. К ее «титулам» флотские остряки добавили «вечно подводная». Но и после трагедии К-27 в СССР решили не отказываться от заманчивой идеи использования реакторов с ЖМТ на АПЛ, над их совершенствованием продолжали работать инженеры и ученые под руководством академика Лейпунского.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За разработку главной энергетической установки для 705-го проекта взялись две организации. Подольское ОКБ «Гидропресс» создало блочную двухсекционную установку БМ-40/А с двумя циркуляционными насосами. Горьковское ОКБМ выдало установку ОК-550, тоже блочную, но с разветвленным первым контуром и тремя циркуляционными насосами. В дальнейшем обе установки нашли применение на АПЛ 705-го проекта: ОК-550 устанавливалась на лодки, строящиеся в Ленинграде (четыре корабля), а на три лодки, построенные в Северодвинске по варианту проекта 705К, установили БМ-40/А. Обе установки обеспечивали мощность на валу турбины до 40 000 л.с., что позволяло развивать предусмотренную техническим заданием скорость в 40 узлов.

Читайте также:  Флагман лодки надувные характеристики

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К 1990 году все (кроме одной) АПЛ 705-го проекта были выведены из состава флота, прослужив существенно меньше того срока, на который были рассчитаны. Последняя, К-123, закончила свою службу в 1997 году.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самая длинная лодка

Всего АПЛ проекта 705 было построено семь штук, они стали первыми в мире серийными лодками, оснащенными реакторами с ЖМТ. Первая лодка, К-64, заложенная в июне 1968 года в том же старинном эллинге, где за 70 лет до этого строился знаменитый крейсер «Аврора», в декабре 1971 года была передана ВМФ.

Основные проблемы опытной эксплуатации были связаны с реактором, который принципиально отличался от хорошо знакомых водо-водяных. Дело в том, что сплав свинец-висмут кристаллизуется при +145°С, и при эксплуатации реактора с таким ЖМТ ни в коем случае нельзя допускать снижения температуры в первом контуре до этого значения.

Именно в результате несоблюдения этого условия в трубопроводах одной, а затем и второй петли первого контура стали возникать пробки из застывшего расплава, вернуть который в жидкое состояние было уже невозможно. Произошло «закозление» паропроизводительной установки, сопровождаемое разгерметизацией первого контура и радиоактивным загрязнением лодки, которая в это время стояла у причала на своей базе.

Вскоре стало ясно, что реактор безвозвратно загублен, и лодка уже не могла выходить в море. В результате в августе 1974 года она была выведена из состава флота и после долгих дебатов разрезана на две части, каждую из которых было решено использовать для тренировок экипажей и отработки новых технологий. Носовую часть лодки отбуксировали в Ленинград, а кормовая с реакторным отсеком осталась в Северодвинске на судоремонтном заводе «Звездочка». Там же скорбным памятником остался стоять черный крест отрезанного кормового стабилизатора К-64 с горизонтальными и вертикальными рулями. В среде военных моряков и кораблестроителей еще долго ходила шутка-загадка о «самой длинной в мире лодке».

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АПЛ проекта 705 благодаря своим обводам и энерговооруженности были динамичными и необычайно маневренными. Лодка была способна разогнаться до полного хода за минуту, а циркуляцию с полным разворотом совершала на полной скорости за 42 секунды. Она могла часами «висеть на хвосте» у АПЛ условного противника (был реальный случай, когда лодка преследовала натовскую АПЛ в Северной Атлантике на протяжении 20 часов). Более того, лодка могла даже уйти от выпущенной в её направлении торпеды!

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальная жизнь

Строительство серии, которое уже активно велось в Ленинграде и Северодвинске, было приостановлено, но через пару лет возобновлено, и с 1977 по 1981 год флоту было передано шесть АПЛ 705-го проекта. Эти корабли довольно интенсивно и успешно несли службу в составе Северного флота, вызывая серьезную озабоченность у стран НАТО.

Учитывая печальный опыт К-64, на всех серийных АПЛ этого проекта был дополнительно установлен «электрокотел», задачей которого было поддерживать необходимую температуру в первом контуре реактора, когда тот при стоянке АПЛ на базе был выведен на минимальную мощность. Для работы котла требовалось подавать электроэнергию c берега.

С этим случались перебои, а поскольку экипажи лодок отчаянно боялись погубить реактор, он поддерживался не на минимальном уровне мощности, что ускоряло выработку ядерного топлива. Кроме того, неудовольствие флотского базового начальства вызывала необходимость организации специальных лабораторий для периодических проверок, регулировок и ремонта автоматики, которой были нашпигованы лодки этого типа.

Так что забот береговым службам ВМФ добавилось немало. Все чаще возникали разговоры на тему, что новые корабли, несмотря на уникальные боевые качества, опережают свое время и излишне сложны в обслуживании. Седьмую серийную лодку не стали достраивать, а разрезали прямо на стапеле. К 1990 году все (кроме одной) АПЛ 705-го проекта были выведены из состава флота, прослужив существенно меньше того срока, на который были рассчитаны.

Источник: www.techinsider.ru

Эта российская подлодка — самая тихая в мире. НАТО зовет ее «черной дырой»

Дизель-электрическая подводная лодка Петропавловск-Камчатский

Основу российского неатомного флота составляют подлодки «Проекта 877», которые Запад называет подлодками класса Кило, пишет TNI. ВМС США дали им прозвище «черная дыра», потому что они очень незаметны.

Кайл Мизоками

В отличие от военно-морских сил США, которые полностью сделали ставку на атомные двигатели, Россия держит как дизельные, так и атомные подводные лодки. Атомные подлодки Россия использует для продолжительного патрулирования открытого океана, а для конфликтов в Европе, на Ближнем Востоке и в ближнем зарубежье вполне достаточно ее дизельного флота.

Основу российского неатомного флота составляют подлодки «Проекта 877» («Палтус»), которые НАТО и Запад называют подлодками класса Кило. ВМС США дали им прозвище «черная дыра», потому что усовершенствованные модели «Палтусов» очень незаметны. Эти подлодки более или менее непрерывно производились в течение 30 лет, что свидетельствует об их эффективности на море.

Изначально подводные лодки класса Кило создавались для обслуживания военно-морских сил стран Варшавского договора, на смену старым лодкам класса «Виски» («Проект 613», — прим. перев.) и «Фокстрот» («Проект 641», — прим. перев.). Длина подлодки всего 238 футов (примерно 73 метра), ширина — 32 фута (примерно 10 метров), подводное водоизмещение — 3 076 тонн. Экипаж ее состоит всего из 12 офицеров и 41 рядовых, а также может 45 дней обходиться без пополнения запасов.

Читайте также:  На сколько метров может погрузится подводная лодка

Эти лодки снабжены двумя дизельными генераторами и электрическим приводом, что обеспечивает им достаточно мощности для того, чтобы двигаться со скоростью 10 узлов на поверхности и 17 узлов под водой. Они небыстрые. Дальность действия у них от 6000 до 7500 морских миль, а значит, они могут из штаба российского Северного флота пропатрулировать тысячу морских миль, а затем отправиться к Кубе.

Особенно глубоко нырять они тоже не могут. По информации книги «Боевые корабли мира», подлодки класса Кило могут погружаться максимум на 984 фута (350 метров). Эти лодки особенно хорошо работают на мелководье, так как пара туннельных винтов, работающих от низкоскоростных двигателей, позволяют им действовать ближе к морскому дну.

В этих субмаринах использовано множество шумозаглушающих технологий. Описания гласят, что ее корпус имеет форму, приблизительно напоминающую каплю, что сильно снижает сопротивляемость воды при движении по сравнению с более старыми моделями времен Второй мировой войны. Энергетическая установка изолирована резиновой основой и потому не касается корпуса, что препятствует превращению вибраций в шумы, которые могут быть слышны за пределами лодки. У подлодки безэховое покрытие, не дающее шумам отражаться от нее, которое иногда на фотографиях придает субмарине тяжеловесный вид. Система регенерации воздуха может снабжать экипаж кислородом до 260 часов, а это значит, что подлодка может находиться под водой почти две недели.

Сенсорное оборудование состоит из гидроакустического комплекса МГК-400 «Рубикон» (по классификации НАТО: Shark Gill — «Акульи жабры»), обнаруживающего шумы низкочастотного и звукового диапазона, а также радиопеленгатора с пассивной антенной решеткой на корпусе. Также эти подлодки оснащены высокочастотным радаром МГ519 «Маус Роар» (MG519 Mouse Roar) для того, чтобы классифицировать цели и избегать мин. Для обычной навигации на поверхности моря у подлодок класса Кило есть радар МРК-50 «Альбатрос».

Наконец, у этих подлодок есть шесть торпедных труб стандартного 533-миллимитрового диаметра, которые изначально были сконструированы для перевозки самонаводящихся торпед и 18-ти противолодочных ракет комплекса «Вьюга» (SS-N-15A Starfish по классификации НАТО). На последних выпущенных лодках этого класса, две из торпедных труб способны выпускать дистанционно управляемые торпеды. Также уникальной особенностью этого класса стало наличие места, где может разместиться моряк с переносным зенитным ракетным комплексом «Игла», предназначенным для поражения низколетящих воздушных целей.

У Советского Союза в ходу было 24 подводные лодки класса Кило, 11 из которых до сих пор используются Россией. Одну продали Польше, и она до сих пор в рабочем состоянии, другая, проданная Румынии, уже вышла из строя. Десять были проданы в Индию: девять их них еще используются, а одна загорелась и утонула в августе 2013 года. Три подлодки этого класса есть у Ирана и две — у Алжира. Китай купил две такие лодки после окончания холодной войны.

Эти подводные лодки стали одними из первых военных кораблей, которые Россия начала строить после распада СССР. Усовершенствованная версия подлодок класса Кило, известная под названием «Проект 636.3» или «Варшавянка» (по классификации НАТО — «Improved Kilo»), была разработана, чтобы обновить флагманские подводные силы России и получить твердую валюту от экспорта.

«Проект 636.3» по сравнению с предыдущей версией был усовершенствован по всем параметрам. Размеры субмарины остались практически теми же, а вот изгиб корпуса был изменен с целью улучшения его гидродинамических свойств. Она стала еще более бесшумной благодаря лучшей изоляции механизмов, часть из которых была перенесена в другие места лодки, где они производят меньше шума. Кроме того, по сравнению с предыдущими версиями на 25% увеличился радиус действия подлодки. Большая часть сонарных систем, однако, осталась той же, что и в оригинальной версии класса Кило.

Одним из основных улучшений подлодок «Проекта 636.3» стало то, что появилась возможность запускать с них крылатые ракеты «Калибр», которые получили экспортное название «Клуб».

Китайская Народная Республика стала одним из первых покупателей подлодок «Проекта 636.3», приобретя десять штук в 1990-е годы. Они, по-видимому, были поделены между Восточным и Южным флотами. Другим покупателем стал Алжир, купивший две обновленные подлодки класса Кило в дополнение к паре оригинальных.

Сама Россия заказала шесть таких подводных лодок, чтобы укрепить собственный подводный флот. Последняя из них, субмарина «Колпино» в 2018 году вышла с Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. Россия, по-видимому, приостановила дальнейшие закупки подлодок класса Кило, стремясь перейти на класс «Лада».

Класс Кило оказался очень успешным как в техническом, так и в экспортном отношении. Подводная лодка, которая была чем-то второстепенным для советских союзников, в глазах НАТО стало легендой. За 33 года было создано 53 субмарины, которые часто обеспечивали российским верфям жизненно важную работу, позволяя продолжать функционировать в голодные годы после окончания холодной войны.

*ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная на территории РФ

Права на данный материал принадлежат ИноСМИ
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ВПК.name

Источник: vpk.name

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...