10 февраля 1945 года советская подводная лодка под командованием капитана Маринеско потопила немецкий транспорт «Штойбен». Спустя несколько дней после успешной атаки и затопления немецкого военного транспорта «Вильгельм Густлофф» подводная лодка «С-13» продолжила охоту за вражескими кораблями в Балтийском море. Вечером 9 февраля 1945 года подлодка обнаружила крупное немецкое судно, движущееся в сопровождении нескольких более мелких кораблей. На подходе к Данцигской (Гданьской) бухте Маринеско дал команду на торпедную атаку.
Немецкий транспорт «Штойбен»
В судовом журнале подводной лодки от 10.02.1945 года было записано:
«02.10 – …Виден неясный силуэт большого корабля и трех меньших силуэтов.
02.32 – Определен состав каравана. Лёгкий крейсер, предположительно «Эмден», в охранении трёх миноносцев. Один миноносец впереди с гакобортными огнями. В кильватере лежит крейсер с затемнёнными ходовыми огнями и два миноносца по корме крейсера уступом вправо и влево без огней.
Самая смертоносная подводная лодка в истории, U-35
02.50 – Произведён двухторпедный кормовой залп по крейсеру. Дистанция 12 кабельтовых. Интервал 14 секунд. Увеличили ход до 18 узлов.
02.52 – Взорвались две торпеды, попавшие в крейсер. Взрыв первой очень сильный и сопровождался огнём.
03.02 – Последовало три сильных взрыва на крейсере, после которых появилось зарево огня, которое спустя полминуты быстро скрылось. В районе потопления наблюдалось скопление дозорных кораблей, которые освещали горизонт прожекторами и осветительными ракетами».
Капитан 3-го ранга Александр Маринеско у перископа подводной лодки
После успешной атаки подводная лодка на полной скорости ушла от преследования в надводном положении. Атакуя немецкое судно, капитан 3-го ранга Маринеско был уверен, что перед ним крейсер «Эмден». Именно об этом он и доложил своему командованию, вернувшись на базу в Турку. За успешную операцию Маринеско был представлен к званию Героя Советского Союза. В представлении говорилось: «Продолжая действовать на коммуникациях противника, командир ПЛ «С-13» 9 февраля 1945 года ночью обнаружил немецкий крейсер типа «Эмден», шедший в охранении трёх эсминцев. Несмотря на сильное охранение, капитан 3-го ранга Маринеско, умело маневрируя, в течение 4,5 часов настойчиво преследовал противника и добился победы. »
Ошибка выяснилась лишь после того, как в Германии появились доклады о гибели транспортного судна «Штойбен». Контр-адмирал К. Энгельхардт узнал о затоплении «Штойбена» утром 10 февраля, а Главнокомандующий ВМС Германии гросс-адмирал К. Дениц доложил об этом Гитлеру, отметив, что, «несмотря на вызывающие сожаление потери, нельзя отказываться от использования больших кораблей для транспортировки раненых по Балтийскому морю, поскольку из-за этого снизились бы возможности перевозки раненых на 40000 человек в месяц. »
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ. Щ-317 САМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ЩУКА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Ошибка Александра Маринеско была вызвана плохими погодными условиями и ночным временем суток. Типы вражеских судов в советском военном флоте определялись по изданному в 1940 году в Берлине «Справочнику по военным флотам». Силуэт «Штойбена» был очень похож на силуэт крейсера «Эмден». Транспорт «Штойбен» не являлся госпитальным судном в прямом смысле этого слова.
Он был перекрашен в защитный стальной цвет, на судно установили четыре зенитных орудия и четыре зенитных пулемета, двигался он в сопровождении миноносца T-196 и тральщика TF-10. С него убрали эмблему Красного Креста, поэтому он являлся законной военной целью. Судно имело водоизмещение 14600 тонн и занималось эвакуацией раненых и немецких поселенцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии.
На борту «Штойбена» находилось 2680 раненых гитлеровцев, 100 вооружённых солдат, 65 зенитчиков, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа. Судами сопровождения было спасено 659 человек, а 3608 пошли на дно.
После того как советскому командованию стало известно о том, что затопленное судно не являлось крейсером «Эмден», речь о Золотой Звезде Героя больше не шла. Маринеско получил орден Красного Знамени, его обвинили в очковтирательстве, а из-за неуживчивого характера вскоре списали с подводной лодки и перевели командиром тральщика.
Подводная лодка серии «С-13»
Подводная лодка «С-13», которой командовал капитан 3-го ранга Маринеско, была единственной выжившей во время войны подлодкой этого типа и самой результативной по суммарному тоннажу потопленных судов противника – 42557 брутто-регистровых тонн. Легендарный командир ушёл из жизни 25 ноября 1963 года. В 1990 году ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Уже в наше время немецкий подводный археолог Ульрих Рестемейер нашёл затопленное судно «Штойбен» на глубине 23 метров у побережья польского городка Штольп, но заявил, что его поднятие на поверхность не представляется возможным.
Соб. корр. «Одной Родины»
Источник: odnarodyna.org
Самая результативная подводная лодка в истории
история в фотографиях
5 самых результативных Подводных асов Первой мировой войны. Остальной мир.
Name: история в фотографиях
Page Summary
· sirnord1 — подводник — рыцарь ? [+2]
· j_barbarossa — (no subject) [+1]
Latest Month
Entry Tags
14th-Aug-2020 12:15 pm
Здравствуйте уважаемые.
На ппрошлой неделе мы с вами вспоминали подводных асов Германской империи.
Сегодня предлагаю вспомнить и других рыарей подводной войны Первой мировой войны.
Итак
граф Карло Фечиа ди Коссато (Carlo Fecia di Cossato) (Италия)
Потопил и захватил 16 судов. Общий тоннаж отопленного и захваченного 85 129 тонн. Кавалер высшей воинской наградой Италии — Золотой медалью «За воинскую доблесть» и германского Рыцарского креста Железного креста
Командир подводной лодки Enrico Tazzoli. Позже командовал миноносцем Aliseo и потопил 6 немецких катеров и вооруженных барж
27 августа 1944 года Карло Фечиа ди Коссато застрелился.
Георг Людвиг Риттер фон Трапп (Georg Ritter von Trapp) (Австро-Венгрия)
Потопил и захватил 14 судов. Общий тоннаж отопленного и захваченного 61 328 тонн, в том числе итальянская подводная лодка Nereide и крупный французский броненосный крейсер Leon Gambetta
Командир подлодок SM U-5 SM U-6 и SM U-14. За свои успехи был награжден рыцарским крестом Военного ордена Марии Терезии. На истории его большой семьи основан мюзикл «Звуки музыки». заабатывал плаатныыми концертами в Европе и США. Умер от рака легких 30 мая 1947 года в городе Стоу в штате Вермонт.
Зденек Худечек (Zdenko Hudecek) (Австро-Венгрия)
Потопил и захватил 12 судов. Общий тоннаж отопленного и захваченного 45 423 тонн. В его статистике не отражены многие мелкие прибрежные корабли и парусники.
Командир подлодок SM U-17 и SM U-28.
В 1919–1921 годах — командующий чехословацким флотом . После ушел на пенсию и дожил до 1974 года.
Рудольф Вильгельм Сингуле (Rudolf Singule) (Австро-Венгрия)
Потопил и захватил 17 судов. Общий тоннаж отопленного и захваченного 30 400 тонн. Еще 2 корабля привел в качестве приза.
Командир подводных лодок SM U-4 и UD-4. Кавалер рыцарского креста Военного ордена Марии Терезии.
После войны Сингул переехал в Чехословакию и поселился в городе Брно. Здесь он работал клерком в пенсионной страховой компании. В 1939 году после начала Второй мировой войны, в звании капитенлёйтнант Рудольф Сингуле был призван на службу в кригсмарине. В качестве инструктора офицеров-подводников Рудольф Сингуле служил на базах в Италии и в Киле.
В феврале 1942 года Сингуле был повышен в звании до корветтенкапитен. В боевых походах Рудольф Сингуле не участвовал и побед в годы Второй мировой войны не добился.
В апреле 1943 года после достижения 60 летнего возраста был уволен с воинской службы. После отставки вернулся в город Брно, где и погиб в последние дни войны в Брно.
Иван Владимирович Мессер (Россия)
Капитан 1 ранга, командовавший подводными лодками «Кайман» и «Волк». За ним числится потопленными суда общим тоннажем около 17 000 тонн. На лодке «Кайман» 16 октября 1915 года он привел в Або как приз транспорт (Shalek) в 1800 тонны.
Во время гражданской войны был в Архангельске в белой армии Севера которую возглавлял генерал Миллер. Директор маяков и лоции Белого моря. Занимался проводкой судов из Архангельска с грузами для армии адмирал Колчака. В 1919 году командир группы ледокольных судов. Проводил гидрографические исследования по западному сектору Северного ледовитого океана до устья реки Обь.
Начальник (первой) Карской экспедиции в Сибирь, организованной правительством Северной области по проекту Б.А. Вилькицкого. В феврале 1920 года — начальник Дирекции маяков и лоции Белого моря.
После разгрома белых сил эмигрировал в Королевство Сербов Хорватов Словенцев, затем — перебрался в США, проживал и скончался в городе Кливленде штата Огайо.
Приятного времени суток.
Источник: foto-history.livejournal.com