Самая первая атомная подводная лодка в России

«Советские атомные подводные лодки (АПЛ) I поколения строились до середины 1960-х годов. А в те же годы в недрах трёх конструкторских бюро уже рождались проекты АПЛ II поколения и ковалось для них оружие. Создание II поколения АПЛ стало звёздным часом для советского подводного флота. И количественный, и качественный скачки были очевидны. К проектированию АПЛ подключилось ещё одно конструкторское бюро — ЦКБ «Лазурит» из Горького (ныне Нижний Новгород), а заводы-строители лодок на Северной Двине и Амуре пополнились предприятиями на Неве (Адмиралтейский завод) и Волге («Красное Сормово»).

Поскольку оба располагаются вдали от океанов, то построенные здесь АПЛ в специальных доках доставлялись в Белое море по внутренним водным путям — Беломорканалу и системе Волго-Балта, которую пришлось радикально доработать, расширив и сократив число шлюзов. В Ленинграде для проводки АПЛ вверх по течению Невы были перестроены Кировский (ныне Троицкий) и Литейный мосты, ширина разводных пролётов которых ранее была недостаточной для доков с АПЛ. Оба завода создали свои филиалы — базы на острове Ягры (район Северодвинска), где осуществлялись достройка, испытания и сдача лодок. Если в I поколении было построено порядка 50 АПЛ, то во II поколении — втрое больше. В 1970-90-е годы, когда в строю находились одновременно АПЛ нескольких поколений, советский атомный подводный флот был самым обширным в мире.

Не одним числом, но и качеством

Не менее существенны были качественные отличия II поколения АПЛ. Глубина погружения выросла с 300 до 400-600 метров, подводная скорость с 18-30 до 26-41 узлов. На смену прежним образцам оружия пришли новые — более мощные, дальнобойные и точные. Теперь старт как крылатых, так и баллистических ракет выполнялся с АПЛ только из-под воды.

Помимо обычных ракет на вооружение были приняты запускаемые через торпедные аппараты ракето-торпеды. Комплексная автоматизация всех систем АПЛ позволила сократить численность экипажей. Заметно улучшились и бытовые условия подводников, что особенно важно с учётом роста продолжительности походов АПЛ.

Как и ранее, АПЛ II поколения подразделялись на три класса: — многоцелевые с торпедным вооружением; — носители противокорабельных крылатых ракет, нацеленные на борьбу с крупными кораблями противника; — стратегические подводные крейсеры — носители баллистических ракет с ядерными зарядами.

В ноябре 1967 года, в дни празднования 50-летия советской власти, ВМФ получил три первенца АПЛ II поколения всех упомянутых классов.

Для разных целей

Первой многоцелевой АПЛ II поколения стала К-38, построенная на Адмиралтейском заводе по проекту 671 (шифр «Ёрш»). Проект разработало СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») под руководством главного конструктора Георгия Чернышёва.

Главная энергетическая установка лодки мощностью 31000 л.с. состояла из двух автономных паропроизводящих блоков на основе атомных реакторов. АПЛ была оснащена новейшими комплексами гидроакустики, навигации и автоматического управления лодкой, её оружием и всеми общекорабельными системами.

Всего ленинградские корабелы до 1975 года передали флоту 16 лодок этого проекта, три из которых несли службу в рядах Тихоокеанского флота. Одна из них (К-314) в марте 1984 года стала виновницей инцидента в Японском море.

Осуществляя слежение за авианосцем США «Китти Хок», АПЛ оказалась непосредственно под его днищем, которое основательно распорола при всплытии, лишившись при этом собственного гребного винта. Оба участника конфликта были отправлены в ремонт. В 1989 году К-314 была выведена из состава ВМФ. Остальные корабли этого типа закончили службу в 1993-1996 годах.

Параллельно с ними служили лодки модернизированного проекта 671РТ, вооружённые помимо обычных торпед ракето-торпедами «Вьюга», выстреливаемыми с глубины до 60 м и способными с дистанции до 40 км поражать ядерным зарядом как любые корабли, так и береговые цели. ВМФ получил 7 таких лодок.

Дальнейшим развитием многоцелевых АПЛ стала их модернизация по проекту 671РТМ (шифр «Щука»). Лодка получила кормовой гидроакустический комплекс с буксируемой антенной, что отразилось и на её внешнем облике: появление на корме «бульбы» — вместилища антенны.

Кроме торпед и ракетоторпед АПЛ получила противолодочный комплекс «Шквал» с уникальной подводной ракетой М-5, развивающей скорость до 200 узлов (более 350 км/час) на дальности 11 км. Пять последних лодок 671РТМ были довооружены малогабаритными крылатыми ракетами «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км.

Читайте также:  Фрегат 360 лодка ПВХ характеристики

Торпедные аппараты АПЛ калибром 533 и 650 мм имели дополнительные функции: постановка мин и запуск пилотируемых диверсионных снарядов «Сирена». В 1975 году для АПЛ был создан складной одноместный вертолёт Ка-56, который вместе с пилотом мог подобно торпеде выстреливаться из лодки, находящейся в подводном положении. Такому позавидует и хвалёный Джеймс Бонд!

Всего по проекту 671PTM было построено 26 лодок. Одна из них (K-524) зимой 1985 года совершила сложнейший переход из Северного Ледовитого океана в Атлантику вокруг Гренландии по узким мелководным и изобилующим айсбергами проливам. Поход продолжался 80 суток, 54 из которых прошли подо льдом.

Охотники за авианосцами

Сейчас обсуждают

  • Подводные авианосцы Японии
  • Первая Архипелагская экспедиция
  • Бой «Ондины» c японскими рейдерами
  • Морской тральщик Разведчик: Бой в Красном море
  • Линкор Тирпиц — как был потоплен самый мощный корабль Германии?
  • Как появились авианосцы — история создания
  • Почему прекратили строить крейсера 82 проекта?
  • Авианосцы адмирала Колчака

АПЛ-носители крылатых ракет строились в Горьком по проекту 670 (шифр «Скат»), разработанному в СКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит») под руководством главного конструктора Владимира Воробьёва. Помимо торпед оружием «Скатов» служили крылатые ракеты подводного старта «Аметист», разработанные в ОКБ-52 (генеральный конструктор Владимир Челомей).

Дальность полёта ракеты на околозвуковой скорости составляла 80 км. Ракета могла оснащаться как обычным зарядом, так и ядерным, мощностью 200 килотонн. 8 ракет размещались в забортных пусковых контейнерах, расположенных по четыре с обоих бортов в носовой части лодки, отчего АПЛ своими очертаниями напоминала гигантского кашалота.

Было построено 11 лодок для Северного и Тихоокеанского флотов. Одна из них — «дальневосточница» К-429 — оказалась неудачницей. 24 июня 1983 года она, выйдя в море после планового ремонта, при первом же погружении затонула уберегав Камчатки на глубине всего 39 м. При этом погибло 16 моряков.

Причиной аварии оказалась ошибка при подключении приборов в ходе ремонта. АПЛ была поднята, её восстановление обошлось в 300 млн. рублей и завершилось в сентябре 1985 года. Однако уже 13 сентября неудачница затонула прямо у стенки завода. Причиной стал «человеческий фактор» (а попросту — разгильдяйство). После этого дважды тонувшую субмарину решили в море не выпускать и превратили в учебно-тренировочную станцию.

В период 1974-1981 годов «Красное Сормово» передало ВМФ 6 АПЛ, построенных по модернизированному проекту 670М. Отличием новых АПЛ было усиление их «главного калибра»: на смену «Аметистам» пришли ракеты «Малахит». Стартующие из тех же пусковых контейнеров ракеты имели звуковую скорость и дальность полёта 150 км. АПЛ получила также новую гидроакустику, способную обнаруживать цели на дальности в 150 км, благодаря чему стало возможным использовать ракеты на полную дальность без внешнего целеуказания. Буксируемая антенна «Параван» позволяла лодке принимать радиосигналы на глубине до 150 м.

Источник: www.bagira.guru

65 лет назад первая атомная подводная лодка страны вышла на ходовые испытания

65 лет назад, 4 июля 1958 года в 10 часов 3 минуты атомоход-первенец К-3 проекта 627 (впоследствии «Ленинский комсомол») дал ход под атомной энергетической установкой. Создание на Севмаше (входит в ОСК) в цехе 42 первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» совершило революцию в подводном кораблестроении и Военно-морском флоте страны.

Атомная энергия дала подводной лодке возможность не всплывать на поверхность для подзарядки, как это было на дизельных подводных лодках, и позволила снять ограничения по дальности и автономности плавания, а также значительно повысила скрытность АПЛ. Научный руководитель проекта по строительству первой отечественной АПЛ академик Анатолий Александров в этот момент находился на пульте управления главной энергетической установки. Именно его рукой сделана историческая запись в вахтенном журнале: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». Начался исторический отсчет морских миль отечественного атомного подводного флота.
Как отметил генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко на Международном военно-морском салоне, «Ленинский комсомол» создавали сотни предприятий со всей страны. Этот корабль дал старт созданию отечественного атомного подводного флота. СССР была второй страной в мире, построившей ПЛ с атомным реактором, тем самым сделав огромный рывок в обороноспособности своих морских рубежей.
Подводный корабль был спущен на воду 9 августа 1957 года. В сентябре этого же года атомное сердце АПЛ впервые забилось. Атомоход был передан Военно-морскому флоту 17 декабря 1958 года. «Ленинский комсомол» положил начало серийному строительству атомных подводных лодок страны. За высокое качество постройки корабля Севмаш был награжден орденом Ленина. Сейчас легендарная АПЛ К-3 стала главным экспонатом музея Военно-морской славы «Остров фортов» в Кронштадте.

Читайте также:  Подводная лодка тип малютка

В этом году легендарному кораблю исполняется 65 лет. Севмаш проводит ряд мероприятий, посвященных юбилейной дате. В частности, в июле в Санкт-Петербурге в кинозале Центрального военного-морского музея состоится недельный показ документальных фильмов предприятия об атомных подводных лодках нескольких поколений.

Погрузиться в историю атомного подводного флота страны можно на тематическом сайте «Севмаш — родина первого атомохода»

Поделиться: —>

Источник: www.aoosk.ru

«Морская Хиросима» и герой блокбастера: почему подлодку К-19 боялись советские и американские подводники

Первая атомная подлодка с баллистическими ракетами строилась в страшной спешке. Стремление показать американцам всю мощь советского оружия обернулось не только работой в три смены и огромными расходами, но и несколько раз ставило мир на грань ядерной катастрофы.

Головная подлодка проекта 658 считалась последним писком военных технологий. Первую атомную субмарину с баллистическими ракетами на борту построили в рекордные сроки — уже 11 октября 1959 года лодку с тактическим номером К-19 приготовили к спуску на воду. Правда, почти сразу военные моряки, которые и без того суеверны, напряглись из-за уцелевшей бутылки шампанского, традиционно разбиваемой о борт нового корабля.

Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов

Неразбитую бутылку не стали принимать близко к сердцу и под торжественный марш подлодку начали спускать на воду. Традиционная для флота церемония едва не обернулась трагедией — корабль едва не пошёл ко дну вместе со специальным стапелем, на котором был закреплён, и спусковой бригаде пришлось экстренно срезать крепления газовым резаком.

К-19 (заводской номер 901), хотя её и называли первой атомной подлодкой с баллистическими ракетами, строилась в ответ на создание аналогичных субмарин в США. Несмотря на требования передать корабль военным как можно быстрее, успеть раньше американцев не получилось — К-19 сдали на три месяца позже, чем первую АПЛ George Washington.

Ответ на американские ракеты

Опыта в производстве атомных подлодок с баллистическими ракетами в СССР не было. В отличие от США, где теме создания атомных субмарин всегда уделяли много внимания, весь путь проектирования К-19 пришлось проходить через пробы, ошибки и титанические усилия. Бывший командир группы систем управления ракетным оружием (БЧ-2) К-19, капитан первого ранга Глеб Богацкий однажды даже назвал точные цифры — по три тысячи рабочих на каждую смену. Строили первый корабль с баллистическими ракетами в три смены — 24 часа в сутки.

Желание догнать и перегнать американцев неизбежно сказалось и на качестве головного корабля — при пуске реактора давление оказалось вдвое больше обычного, и лишь чудом никто из членов экипажа не погиб и не получил смертельную дозу радиации. Капитан первого ранга, историк флота Игорь Курдин поясняет: проблемность головных кораблей сохраняется и сегодня.

На этапе ходовых испытаний и при производстве всегда возникают сложности. Кроме того, К-19 строилась как инструмент для срочного ответа. Эта подлодка была головным кораблём в серии и строилась на базе субмарин 627-го проекта. Но не нужно заблуждаться и думать, что это К-19 была проблемной. Слабые места, например парогенераторы, были и на других советских подлодках. Одна из них — К-3 «Ленинский комсомол»

Капитан первого ранга, историк флота

На этапе ходовых испытаний и при производстве всегда возникают сложности. Кроме того, К-19 строилась как инструмент для срочного ответа. Эта подлодка была головным кораблём в серии и строилась на базе субмарин 627-го проекта. Но не нужно заблуждаться и думать, что это К-19 была проблемной. Слабые места, например парогенераторы, были и на других советских подлодках. Одна из них — К-3

» />

На этапе ходовых испытаний и при производстве всегда возникают сложности. Кроме того, К-19 строилась как инструмент для срочного ответа. Эта подлодка была головным кораблём в серии и строилась на базе субмарин 627-го проекта. Но не нужно заблуждаться и думать, что это К-19 была проблемной. Слабые места, например парогенераторы, были и на других советских подлодках. Одна из них — К-3

Читайте также:  Лодка как по другому

» />

Во время ходовых испытаний К-19 выяснилось, что при проектировании допущена серьёзная ошибка — лодка имела едва заметный крен на один градус. Во время отработки экстренного погружения крен увеличился до 30 градусов, лодка начала быстро заваливаться на бок. Аварийное всплытие субмарины едва не привело к столкновению кораблей сопровождения, но даже с таким дефектом испытания было решено продолжать.

«Воздушный перевал Дятлова»: Кто убил любимую хоккейную команду сына Сталина

В январе 1960 года произошло первое происшествие. Офицер-оператор ядерного реактора повредил установку из-за неправильно выбранного алгоритма снижения мощности. Из-за этого подлодка не только лишилась одного из реакторов, но и пережила настоящую операцию со вскрытием лёгкого и прочного корпуса, крышки реактора и перегрузки ядерного топлива.

Через год стали проявляться и другие особенности лодки. Во время боевого патрулирования в Баренцевом море у субмарины заклинило рули глубины, появился сильный дифферент, из-за которого лодка начала «клевать носом» и могла врезаться в дно. Лишь экстренная продувка балласта помогла вытолкнуть корабль на поверхность.

«Акула» уходит на пенсию. Самую большую подлодку в мире скоро могут распилить на металл

3 июля 1961 года на К-19 произошла авария кормового реактора. Устранять неисправность решили своими силами, однако отсутствие защитных костюмов и смертельные дозы радиации унесли жизни восьми матросов и офицеров. Ещё через сутки, после того как аварию на реакторе частично устранили, экипаж К-19 был эвакуирован. В том же году, уже после дезактивации, К-19 отправляется в ремонт с заменой реакторного отсека и вновь зачисляется в состав флота лишь три года спустя. Пять лет К-19 служит относительно беспроблемно и даже ставит рекорды — выполняет боевые стрельбы в северных широтах, проскальзывает под носом у потенциального противника, наблюдает за учениями ВМС США и НАТО.

Взрыв «ядерной дубинки». Как первая баллистическая ракета сожгла маршала Неделина и разрушила космодром Байконур

15 ноября 1969 года подлодка К-19 сталкивается с американской USS Gato — после сильного удара обе подлодки уходят на базы с повреждениями прочного корпуса. Ещё через год, уже после восстановительного ремонта, первая советская АПЛ попадает в новое морское ДТП — на входе в Мотовский залив субмарина врезается в рыболовецкий сейнер. До 1972 года подлодка несколько раз проходит ремонт и ломается в море, однако все неисправности устраняются на месте.

Но 24 февраля из-за утечки масла в машинном отделении начинается сильный пожар, устранить который своими силами становится невозможно. Подлодка лишается хода и ложится в дрейф. В страшном пожаре погибло 28 человек. 12 матросов просидели в закрытом кормовом отсеке 23 дня без света и почти без воды и пищи.

Повезло или нет?

Бывший генконструктор ЦКБ «Рубин» Виктор Семёнов вспоминал: поступить по-другому и отказаться от строительства таких лодок было нельзя.

Всё это (строительство субмарин с ядерным оружием. — Прим. Лайфа) делалось ради того, чтобы в комплексе отработать сложнейший механизм производства. А это был путь проб и ошибок

Бывший генконструктор ЦКБ «Рубин»

Несмотря на постоянную критику, свои задачи подлодки 658-го проекта выполнили на отлично. Бывший командир БЧ-2 на подлодке К-284 Андрей Веденский пояснил, что даже разница в потенциале и возможностях на время позволила СССР «успокоить» американских военных.

К-19 и все лодки этого проекта уступали американским по боевой мощи — три ракеты вместо 16. Но дело было не в количестве. Боевого пуска с пяти бортов было достаточно, чтобы нанести американцам непоправимый ущерб. Да, лодки (658 проекта. — Прим. Лайфа) были шумные, проблемные, но они были.

И несли боевую службу. Это главное, что нужно помнить

Бывший командир БЧ-2 подлодки К-284

Бывшие подводники отмечают, что именно К-19 и субмарины этого проекта в целом позволили СССР на время сохранить ядерный паритет и дали заводам время на подготовку к производству подводных крейсеров следующего поколения.

Источник: life.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...