Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.
Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.
Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин — 53.
Водоизмещение надводное — 1290 тонн; подводное — 1560 тонн.
Экипаж — 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения — 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении — 15,5 узлов; в подводном — 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
— 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект — 17 торпед;
— 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».
Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ — этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.
САМАЯ СОВРЕМЕННАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В МИРЕ!
Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом — британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.
В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.
Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» — получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.
После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС. Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль — одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.
Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин — 11.
Водоизмещение надводное — 1500 тонн; подводное — 2100 тонн.
США Шокированы: ГИГАНТСКАЯ Субмарина УЖЕ Протестирована
Экипаж — 62…65 чел.
Рабочая глубина погружения — 80 м, предельная — 100 м.
Скорость полная в надводном положении — 22,5 уз.; в подводном — 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении — 175 миль (3 уз.)
— 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект — 24 торпеды;
— 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
— до 20 мин заграждения.
…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.
— Ганс, ты слышишь эту тварь?
— Найн. После серии взрывов русские залегли на дно — я засек три удара о грунт…
— Сможешь определить, где они сейчас?
— Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.
Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР — крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противника шквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону — его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.
Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток.
Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.
Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным оружием — помимо тёмной истории с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.
К-21, Североморск, наши дни
Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» — могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам — как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.
А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.
«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис — построено 50.
Серия XII — построено 46.
Серия XV — построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).
ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное — 206 тонн; подводное — 258 тонн.
Автономность — 10 суток.
Рабочая глубина погружения — 50 м, предельная — 60 м.
Скорость полная в надводном положении — 14 уз.; в подводном — 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении — 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении — 108 миль (3 узла).
— 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект — 2 торпеды;
— 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.
Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота — главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.
В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим — служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» — волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки — один вал, один дизель, один электродвигатель — крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.
Малыши быстро эволюционировали — ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция — цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно — основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.
Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.
Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!
Лодки типа «Сталинец» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин — 41.
Водоизмещение надводное — 840 тонн; подводное — 1070 тонн.
Экипаж — 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения — 80 м, предельная — 100 м.
Скорость полная в надводном положении — 19,5 узлов; в подводном положении — 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).
«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша…»
— мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина
«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… — в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!
Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К — запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте — в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.
Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 — за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.
Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.
Торпедный отсек С-56
«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»
— из воспоминаний Г.И. Щедрина
Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин — 77.
Водоизмещение надводное — 1525 тонн; подводное — 2420 тонн.
Рабочая глубина погружения — 90 м.
Скорость полная в надводном положении — 21 уз.; в подводном положении — 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
— 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект — 24 торпеды;
— 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
— одна из лодок — USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.
Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность — без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.
Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника — радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное — отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд — именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.
…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.
Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.
Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!
Электроботы типа XXI, Германия
К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.
Водоизмещение надводное — 1620 тонн; подводное — 1820 тонн.
Рабочая глубина погружения — 135 м, предельная — 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении — 15,6 уз., в подводном положении — 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
— 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект — 17 торпед;
— 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.
U-2540 «Вильгельм Бауэр» на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни
Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт — фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше — и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.
Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран — большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов — имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, — её скорость и запас хода в подводном положении.
В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ — все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные электродвигатели полного хода, тихие и экономичные электродвигатели «подкрадывания».
Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров
Немцы просчитали все — весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.
Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой — как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.
Лодки типа VII, Германия
(приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC)
Количество построенных субмарин — 703.
Водоизмещение надводное — 769 тонн; подводное — 871 тонна.
Рабочая глубина погружения — 100 м, предельная — 220 метров
Скорость полная в надводном положении — 17,7 уз.; в подводном положении — 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
— 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект — 14 торпед;
— 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.
Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.
703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием… Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы — если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.
U-995. Грациозный подводный убийца
Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. — якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».
Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!
Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь — 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.
Вся история немецких «семерок» — грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.
Стёбный американский плакат тех лет. «Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот — на нашем счету 77% потопленного тоннажа!» Комментарии, как говорится, излишни
Источник: karhu53.livejournal.com
5 самых грозных субмарин нового века: эксперты назвали лучшие
Военные эксперты назвали 5 наиболее грозных подводных лодок нового века. Три из мощных военных машин созданы в России.
Рейтинг открывают ядерные подлодки проекта 955 «Борей». Оружейники именуют их «самыми тихими субмаринами с баллистическим оружием». Это и в самом деле так: подводные лодки «Борей» позиционировались как бесшумные и поэтому практически неуловимые.
Высоко оценены субмарины проекта 667БДРМ «Дельфин» и подлодки проекта 885М, «Ясень-М» — их авторы рейтинга называют чуть ли не самым грозным оружием России.
Примерно полгода назад американские военные эксперты подтвердили, что «Ясень-М» способны без обнаружения подойти к Восточному побережью США. С этого расстояния они способны поражать цели даже на середине материка, до самых Великих озер.
Всего две субмарины из рейтинга принадлежат США. Это тип «Огайо», который уже стоит на вооружении и совсем новый тип «Колумбия». Тут авторы немного хитрят, поскольку «Колумбия» будет строиться только в следующем году. На вооружение Пентагон примет их и вовсе только в 2031.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник: social.dnpmag.com
Катер связи ВМФ, похожий на яхту для Путина
В начале первой мировой войны у русского Военного ведомства возникла острая необходимость использования рек для армейских транспортных перевозок, так как во фронтовых условиях реки являлись идеальными путями сообщения, особенно в периоды распутицы Кроме того, владение рекой давало возможность обстреливать фланги противника, высаживать десанты и т.д.
Поэтому через полгода после начала войны Главному Военно-Техническому Управлению (ГВТУ) пришлось заняться созданием бронированных кораблей, способных действовать на реках 17 января 1915 г. ГВТУ обратилось в Ставку Верховного Главнокомандующего с предложением начать строительство речных броненосцев. Ставка 5 апреля того же года приказала ГВТУ приступить к формированию речных бронесил. В связи с этим предполагалось создать три речных броневых отряда в составе 3 канонерских лодок; 6 катеров-разведчиков; по столько же дозорных и посыльных катеров, а также 4 шлюпки-тральщика с подвесными двигателями.
В то время постройка бронированных моторных кораблей малого водоизмещения являлось делом новым как для России, так и для других стран. В качестве прототипа у ГВТУ имелся только проект посыльного судна типа «Штык» Амурской флотилии, выполненный Путиловским заводом в 1909 г. Фактически это судно являлось первым в мире бронекатером.
На его основе предстояло разработать шесть новых проектов и построить 105 кораблей и судов, подготовить специалистов и сформировать речные броневые отряды. И вот всю эту грандиозную работу Генеральный штаб потребовал закончить ранней осенью 1915 г., то есть за 4 —5 месяцев.
Штабс-капитан Симонов 20 апреля 1915 г. организовал эскизное проектирование кораблей, которое удалось выполнить через 1,5 месяца. Конструкция и основные размерения судов позволяли перевозить их по железным дорогам. Для этой цели боевая рубка речной канонерской лодки (имевшей самые большие габариты) выполнялась легкосъемной.
Наиболее сложным вопросом при проектировании оказалось бронирование, так как требовалось сохранить осадку кораблей в пределах 0,61 м. Поэтому катера бронировались в зависимости от важности защищаемого объекта и вероятного угла встречи пули с броней. При этом применялась хромоникелевая сталь толщиной 6; 5 и 4 —3,5 мм, которая не пробивалась пулей русской пехотной винтовки Мосина с дистанции соответственно 150, 200 и 500 шагов.
Схема бронирования речной канонерской лодки характерна для всех речных кораблей Военного ведомства. Вдоль ватерлинии тянулся броневой пояс шириной 381 мм (из которых 254 мм располагались над водой). Жизненно важные части также защищались броней.
Канонерская лодка и бронированный катер-разведчик являлись наиболее мощными боевыми единицами, обладали одинаковой компоновкой и имели все необходимые бытовые условия для экипажа. Носовой отсек разделялся платформой, на которой помещались тумба для пулемета; под платформой находились шкиперские запасы (на канонерке, кроме того, и цистерна для топлива). Носовой патронный погреб имел стеллажи боезапаса (100 снарядов на орудие и 6300 патронов на пулемет). В командном помещении размещались койки, обеденный стол, откидные скамьи, шкаф для одежды и пирамида для винтовок. Нижние койки — постоянные с выдвижными ящиками-рундуками, а верхние — подвесные.
Боевая рубка располагалась в передней части машинного кожуха. В стенках со всех сторон имелись визирные отверстия, закрываемые броневыми задвижками. Лицевой лист сверху был подъемным. Крыша служила площадкой для установки прожектора. В оборудование рубки входили: ручной штурвал, машинный телеграф, переговорные трубы и телефон (в машинное отделение и погреба), а также электрическая звонковая сигнализация в машину, к пушкам и пулеметам.
Моторное отделение канонерской лодки вмещало два главных двигателя системы «Буффало» мощностью по 75-80 л.с. Каждый двигатель работал на свой винт. Топливом служила смесь керосина (70%) и бензина (30%). Один вспомогательный двигатель с электрогенератором обеспечивал освещение катера, зарядку аккумуляторов, а также работу радиостанции.
Имелась одна общая трюмная и противопожарная помпа с приводом от вспомогательного мотора. Тут же находились расходные цистерны для топлива и масла, а также верстаки-шкафы для инструментов и принадлежностей. Топливо в расходные цистерны перекачивалось двумя ручными помпами. Для удобства монтажа и ремонта двигателей крыша машинного кожуха была легкосъемной.
Между машинным отделением и отделением офицера располагались гальюн команды и камбуз, в который помещались керосиновая кухня «Примус», стол с ящиками для провизии и посуды, а также полки для мелких принадлежностей.
Офицерское помещение состояло из гальюна и каюты, где находились платяной шкаф, шкаф для документов и штурманского инструмента, диван, письменный стол, кресло. Кроме того, предусматривалось место установки полевой радиостанции с радиусом действия 266 км.
Кормовой патронный погреб имел устройство аналогичное носовому, на катерах-разведчиках располагалась и топливная цистерна. Кормовой отсек канонерки кроме пулемета вмещал две цистерны для топлива и румпельное отделение.
Во всех переборках имелись водонепроницаемые люки для подачи через них патронов и снарядов из одного погреба в другой. Они также позволяли под защитой бронированной палубы перемещаться по отсекам.
Канонерские лодки предполагалось вооружать 2 76,2-мм горными пушками образца 1904 г. Однако позднее их вооружили 76,2-мм горными пушками образца 1909 г на палубных установках Брянского завода. Завод изготовил лишь девять таких установок. Максимальный угол возвышения составлял +30°. Угол горизонтального наведения носового орудия составлял 270°, кормового — 300°.
На катера-разведчики предусматривалась установка легкосъемного речного трала.
Катер-разведчик фирмы Ревенского по конструкции и основным размерениям несколько отличался от катеров . На нем устанавливались два шестицилиндровых мотора системы «Скрипе» мощностью 110 л.с. (при 750 — 800 об./мин). Топливо — смесь бензина с керосином.
Дозорный катер имел плоскодонный корпус с тоннелем. В таранном отсеке помещались шкиперские запасы, а в бронированной рубке стояли штурвал, пулемет и бензиновый двигатель Стирлинга мощностью 85 л.с., имевший дистанционное управление от поста рулевого. Реверсивный двигатель оборудовался электрическим зажиганием, стартером и системой освещения. В передней части рубки имелись смотровые отверстия с подвесными ставнями, а по бортам и в корме прорезались бойницы, закрываемые ставнями и оборудованные стойками для стрельбы.
Для защиты личного состава от осколков брони пулеметная башня и рубка изнутри оклеивались плотным обивочным войлоком. В кокпите и по бортам рубки размещались рундуки с откидными крышками-сиденьями. Бронированный кормовой отсек вмещал в себя две оцинкованные топливные цистерны.
Проектное вооружение катера состояло из 1 7,62-мм пулемета во вращающейся башне. Наибольший угол возвышения пулемета + 35°. Боекомплект — 8 пулеметных лент (2.000 патронов).
Военный совет 6 июня 1915 г. одобрил представленные проекты, и выделил 2 496 тыс. руб. на постройку материальной части трех речных броневых отрядов ГВТУ удалось разместить почти все заказы в России, и 15 июня того же года заводы уже приступили к постройке катеров.
Легкие судовые моторы в России не изготавливались, поэтому их пришлось покупать за границей. Кроме того, учитывая перегруженность отечественных судостроительных заводов, заказ на строительство 18 дозорных катеров получила американская .
Речные корабли Военного ведомства строили следующие заводы России: акционерное Общество «Беккер и К°» в Ревеле (Таллине) — 9 канонерских лодок; одесский судостроительный — 14 катеров-разведчиков; техническая контора «Бюро-Вега» в Петрограде — 4 катера-разведчика. Путиловский же завод, несмотря на разработку великолепного проекта для Амурской флотилии, заказа так и не получил.
Несмотря на исключительную загруженность Ижорского завода, поставлявшего броню для катеров, все они могли быть готовы уже в сентябре 1915 г. Но из-за изменившейся обстановки на Западном фронте необходимость в спешной постройке отпала. Поэтому срок готовности 12 недостроенных кораблей перенесли на март следующего года.
К 19 марта 1916 г. вошли в строй 4 катера-разведчика, а в Петроградском порту стояли 18 дозорных катеров, доставленных из Америки. Два из них (№ 1 и № 16) оставили в Петрограде при запасном моторно-понтонном батальоне для подготовки личного состава.
С 26 мая по 11 июня 1916 г. двенадцать дозорных катеров отправили в Мозырь, для усиления флотилии Отдельной морской бригады особого назначения.
Взвод дозорных катеров (№ 8, № 9, № 10, № 11) 26 мая 1916 г. убыл в V армию и 29 мая прибыл в Двинск. Здесь вооружение катеров усилили вторым 7,62-мм пулеметом Виккерса.
К ноябрю 1917 г. катера V армии (№ 9, № 10 и № 11) перевезли в Псков, где в феврале 1918 г. их захватили немцы. По некоторым сведениям два катера вошли в состав немецкой судоходной группы, а затем — в Чудский дивизион кораблей ВМС Эстонии как вспомогательные суда «Кыу» и «Мару».
В январе 1917 г. Военное ведомство начало формировать на севере России Онежскую, Волхов-Ильменскуто и Волжско-Селигерскую флотилии. Кроме этого создавались следующие озерные и речные флотилии: Сайменская, Пейенская, Тавастгузская, Сатакундская, Флотилия реки Аа, Чудская, Неманская, Рижская, Урмийская и Ванская.
Это потребовало расширения корабельного состава и ГВТУ разработало вторую программу постройки речных кораблей (осуществленную лишь частично). При этом среди прочих кораблей, дополнительно заказывались: 8 речных канонерских лодок и 16 катеров-разведчиков (1 37-мм пушка и 1 пулемет в башенках).
Кроме этого проектировались новые классы кораблей. Самый мощный из них — самоходная плавучая батарея, вооруженная двумя 120-мм морскими орудиями (боезапас 25 выстрелов на ствол). К каждой плавбатарее полагалась самоходная снарядная баржа с боезапасом 400 выстрелов в погребах. Плавбатарея и снарядная баржа защищались противопульной броней по ватерлинии, а также у погребов боезапаса, убежищ для прислуги и боевых рубок.
Таким образом, русскому Военному ведомству, опираясь на отечественный опыт проектирования и строительства кораблей с двигателями внутреннего сгорания, удалось создать материальную часть тщательно продуманного и сбалансированного речного флота. Корабли малого водоизмещения обладали высокой огневой мощью и надежной противопульной защитой. Осадка, не превышавшая 0,61 м, обеспечивала исключительную мобильность и проходимость по мелководью. Все корабли могли перевозиться по железной дороге.
Нужно отметить, что ничего подобного в вооруженных силах других воюющих государств не было. Так, германская армия при проведении операций в Восточной Пруссии, на реках Висла и Неман, в Мессопотамии и на озере Танганьика использовала коммерческие пароходы и моторные катера. Малотоннажные корабли Турции, Австро-Венгрии и Румынии по всем тактико-техническим показателям, а особенно по величине осадки, заведомо уступали речным кораблям ГВТУ.
НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ВПЕРЕД
Подводная лодка для разведки
В режиме надводного плавания катер сможет разгоняться до 55,6 километров в час и преодолевать 463 километра. Как только аппарат приблизится к вражеской территории, он сможет за 2 минуты опуститься под воду и незаметно подплыть к точке назначения на скорости 14 километров в час. Таким образом, находящиеся внутри необычного аппарата экипированные бойцы смогут внезапно напасть на противника или же тайно провести разведку. Или же, что еще круче, они могут совершать диверсии — закладывать бомбы и разрушают объекты противника.
Катер VICTA может преодолеть 463 километра пути
Кстати, внутрь катера VICTA может поместиться только 8 вооруженных водолазов. Отряды боевых пловцов на данный момент имеются у 15 стран, включая США, Китай и Россию. В их экипировку обязательно входит современные дыхательные аппараты для обеспечения их воздухом под водой, устройства для обнаружения подводных объектов на расстоянии от 100 метров и огнестрельное оружие. Российские водолазы, например, могут при себе подводный автомат АПС и пистолет СПП-1М.
Развитие
Современные ракетные катера сохраняют небольшое водоизмещение (100 — 500 тонн) и высокую скорость (30 — 50 узлов). Типичное вооружение — 4 контейнера противокорабельных ракет и малокалиберная артиллерия (20 — 40 мм). Как правило, реализован динамический принцип поддержания — катера строятся глиссирующие, или на подводных крыльях, реже на воздушной подушке или экранном эффекте.
Однако есть и тенденция к росту водоизмещения, усилению вооружения и средств защиты. Встречаются образцы, пограничные с корветами, или малыми ракетными кораблями, например израильский тип «Саар 5». Другая тенденция идет от стремления сэкономить на содержании и эксплуатации — ракетное оружие частично или полностью снимается для хранения на берегу, катера переоборудуются для патрульной/охранной службы.
По этим причинам в западной классификации катера и корветы часто объединяют в общий класс: легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, FAC).
Типичные представители
Катер типа «Хец» (ивр. חץ)
Израиль
: катера характерны большим числом ракет.
Катера типа «Хец» (Саар 4,5) имеют:
Водоизмещение 488 т, Размеры 61,7 x 7,62 x 2,76 м, скорость 30 уз, четырехвальная дизельная ДУ, мощностью 16 376 л.с., экипаж 50 чел., вооружение 4 ракеты «Гарпун», 6 «Габриэль-III», ЗРК «Барак» (вертикальная ПУ на 32 ракеты), 1 76-мм универсальная артустановка OTO, 1 20-мм зенитную артустановку «Фаланкс», 2 20-мм зенитных автомата, 4 12,7-мм пулемета.
Катер типа 143 нем. Habicht (P-6119)
Катера типа 143:
Водоизмещение 390 т, размеры 57,6 x 7,76 x 2,56 м, скорость 32 уз, четырехвальная дизельная ДУ, мощностью 16 000 л.с., экипаж 34 чел., вооружение 4 ракеты «Экзосет» MM38, 1 76-мм универсальная артустановка OTO, 1 ракетный комплекс самообороны RAM (21 ракета).
Катер типа Спика-II швед. Västervik
Катера типа «Спика-II» (швед. Spica-II):
Водоизмещение 230 т, размеры 43,6 x 7,1 x 1,6 м, скорость 40 уз, трехвальная газотурбинная ДУ, мощностью 12 900 л.с., экипаж 27 чел., вооружение 4 ракеты RBS-15, 1 57-мм/70 универсальная артустановка, 2 533-мм (21″) однотрубных торпедных аппарата. Предусмотрено быстрое переоборудование в вариант с 8 ракетами, или с 4 ТА, или в патрульный без ракет, или в минный заградитель (30 мин).
Катера проекта 205:
Водоизмещение 205 тонн, размеры 38,6 x 7,6 x 2,6 м, скорость 35 уз, трехвальная дизельная ДУ, мощностью 8 000 л.с., экипаж 26 чел., вооружение 4 ракеты П-15, 2 30-мм спаренные ЗАУ АК-230.
Катер на воздушной подушке скегового типа «Скьольд» (P-690)
Основными тенденциями развития ракетных катеров являются:
- Системный подход, где главным элементом остается оружие. Катер строится вокруг ракеты. Предусматриваются возможности перехода на новые образцы ракет, когда те станут доступны.
- Широкое применение активных и пассивных средств РЭП.
- Поиск путей повышения скорости, в том числе новых принципов поддержания. Например, советский/российский катер на подводных крыльях проекта 1240, или американский типа «Пегас», или норвежский катер на воздушной подушке «Скьольд».
- Создание специальных серий, предназначенных на экспорт — с учётом снижения стоимости, и использования в локальных конфликтах.
Конструкция
Катер пр. 205У (1982). Хорошо видны контейнеры ракет.
Первоначально ракетные катера представляли собой переоборудованные торпедные катера. Способ «снять торпеды — поставить ракеты» был общим при строительстве всех типов. Однако по мере эксплуатации оформились новые требования:
- Основное вооружение — ракета — стало чувствительнее к условиям содержания и применения. Поэтому пришлось создавать пусковые установки (ПУ) специально для корабельных условий. Например, катер проекта 183Р нес ракеты в ангарах.[2] Проект 205/205У в ходе модификации сменил ангары на контейнеры, обеспечивающие ракетам приемлемый климат. Понадобились и системы контроля за климатом. Соответственно, пусковые установки становились тяжелее и больше.
- При старте ракеты образуются реактивные газы. Потребовались их отвод и защита экипажа и основных систем. Изменилась конструкция надстройки и участков палубы.
- Дальность действия ракет означает, что пуски производятся в основном за пределами визуального обнаружения. Обязательной стала установка радаров обнаружения и управления оружием.
Новые проекты ракетных катеров стали использовать системный подход, рассматривая катер и оружие как взаимосвязанные части одного целого. Возросло водоизмещение и удельный вес вспомогательных механизмов, обеспечивающих электронику. Дальнейшим развитием класса стали ракетные корветы (например, израильский «Саар 5»), а в СССР/России — малые ракетные корабли (МРК, проекты 1234, 1240, 1241 и пр.)[3].
Источник: xn--b1ac1aqnee.xn--p1ai