Самая глубоководная лодка России

АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров. Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю. М. Коновалов. Строительство «Лошарика» началось еще в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.

Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только 3 года назад. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.

САМАЯ ОПАСНАЯ ПОДЛОДКА Теперь У Франции

Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики. В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании, возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался «Лошарик». По другим данным работы производились на глубине в 2,5-3 километра, в любом случае – это существенно больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок.

Во многих источниках встречается название данного проекта как «210», что является неверным, так как это обычное сокращение от заводского № подводной лодки (заводской номер 01210). Так же в некоторых источниках указывается, что шифр проекта – «Лошарик», но данное наименование является неофициальным и скорее стихийным самоназванием, которое однако получило активное распространение, в том числе и в СМИ. При этом в ряде источников лодка проекта 10831 соотносится с натовским наименованием лодок – NORSUB-5.

Скорее всего, к 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки. Разработка данных проектов велась совместно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования. В 1991 году при уже почти полностью готовых блоках прочного корпуса лодки по техзаданию заказчика была проведена корректировка технического 10830. В частности в носовой части лодки было решено разместить дополнительное вооружение, скорее всего, речь шла о специализированном оборудовании. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищен уже в 1992 году.

Затонувшие подводные лодки | топ 10

Создание задела для постройки подводной лодки и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш», скорее всего, еще в 1988 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта – АС-12, имеющая заводской №01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш», расположенном в городе Северодвинск. Произошло это 16 июля 1990 года. В середине 90-х годов по причине нехватки финансирования проект был временно приостановлен, при этом спуск достроенной лодки на воду произошел 5 августа 2003 года.

По словам работников предприятия, в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза. На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики уникальной подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена Советского Союза было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введенных в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса.

При этом специалисты «Севмашпредприятия» подчеркивают, что по своему внешнему виду новая российская подводная лодка мало что может сказать непосвященным людям, по внешнему виду «Лошарика» трудно судить о заложенных в этой субмарине возможностях. При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.

Читайте также:  Как сшить чехол для лодочного мотора

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны.

Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены.

По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

Специально для глубоководной станции АС-12 была проведена и переделка атомной стратегической подлодки проекта 667БДР «Кальмар» К-129, которая стала носителем глубоководной станции. Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

Источник: navy-chf.livejournal.com

Российские субмарины попали в Книгу рекордов Гиннесса

  • АПЛ
  • Подложка проекта К-162 -
  • на 1-ю
  • на 1-ю
  • Подлодка проекта 941(слева) многоцелевая АПЛ «Гепард» проекта 971 «Щука-Б».
  • АПЛ

Отечественные подводные лодки во все времена удостаивались положительных отзывов. Кстати, не только наших друзей и союзников. В отношении многих из них вообще применяют только такие эпитеты, как «первые в мире» или «самые». Не секрет, что рекорды, установленные АПЛ до наших дней, остаются непревзойденными. И вряд ли здесь что-то изменится даже не в ближайшем, а в обозримом будущем…

Читайте также:  Лодка альбатрос 270 характеристики

Первая в мире

Пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с борта подводной лодки Б-67 в надводном положении впервые был произведен 16 сентября 1955 года в Белом море. Лодка была заложена в 1953 году на заводе № 196 («Судомех») в Ленинграде. Позднее была переведена по Беломоро Балтийскому каналу в Молотовск (ныне – Северодвинск) и достроена на заводе № 402 (современное АО «ПО «Севмаш»).

Пуск прошел удачно – ракета поразила цель в заданном квадрате. Для запуска была модернизирована оперативно-тактическая ракета, она более других подходила по размеру для размещения на подводной лодке. Это событие стало важной вехой в строительстве ракетных кораб лей — это заметно повысило возможности нашей страны в нанесении ядерных ударов по объектам на территории вероятного противника.

После модернизации подводная лодка Б-67 10 сентября 1960 года произвела успешный прицельный пуск ракеты из подводного положения по боевому полю. Ракета стартовала с глубины 30 метров при скорости лодки 3,2 узла.

«Золотая рыбка» СССР

Атомная подводная лодка К-162 построена на «Севмаше» в 1969 году. Она стала не только первой в мире лодкой из титанового сплава, но и самой быстроходной. На испытаниях в 1971 году атомоход развил скорость под водой 44,7 узла, что примерно равняется 83 км / час. Именно тогда дали радиограмму: «Голубая лента скорости в руках советских подводников».

Скоростной рекорд этой лодки не превзойден до сих пор! АПЛ проекта 661 «Анчар» строилась на «Севмаше» около шести лет. На западе лодку за цвет корпуса прозвали «серебряным китом», а в СССР – «золотой рыбкой», за стоимость постройки 2 млрд рублей по курсу 1968 года.

Самая глубоководная

В 1978 году на «Севмаше» была заложена самая глубоководная лодка в мире. Атомоход проекта 685 «Плавник» сдали флоту уже через пять лет – в 1983-м. Строительство велось блочным методом: каждый готовый блок проходил всесторонние испытания в специальных док-камерах.

Перед отечественной наукой и флотом стояла задача увеличения глубины плавания. Создание АПЛ К-278 (впоследствии – «Комсомолец») решило эту проблему: атомоход был способен погружаться на глубину, в два с половиной раза превышающую достижения подводного кораблестроения за всю его предшествующую историю.

Рекорд был установлен 4 августа 1985 года — К-278 погрузилась на глубину 1027 метров. К сожалению, эта не имеющая аналогов лодка погибла вследствие пожара в Норвежском море в 1989 году.

Проект 941

В начале 1980-х годов в состав ВМФ СССР начали вводить атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Это были самые большие подлодки в мире – их размеры даже внесли в Книгу рекордов Гиннесса. «Акулы» также стали единственными в мире лодками катамаранного типа – они имеют два независимых друг от друга прочных корпуса, между которыми поместили пусковые установки.

Впервые о создании этой серии кораблей тогдашний лидер страны Л. И. Брежнев заявил на XXVI съезде КПСС в 1981 году: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-1». Аналогичная система «Тайфун» имеется и у нас». Ряд специалистов считают, что архитектурная схема, выбранная для АПЛ этого проекта, была вынужденным и далеко не оптимальным решением. Такая схема привела к увеличению водоизмещения: надводное — 23 200 тонн, подводное – 48 000 тонн. Для сравнения: подводное водоизмещение американской «Огайо» — 18 700 тонн.

Размеры «Акулы» до сих пор поражают воображение. Но при длине в 172,8 метра, ширине корпуса 23,3 метра и средней осадке 11,2 метра АПЛ этого проекта относились к числу малошумных среди советских атомоходов. Они были и самыми комфортными для экипажа. Время для отдыха подводники могли провести в бассейне, сауне или помещении для релаксации, где был аквариум с рыбками и даже живые птицы…

Всего на «Севмаше» построено шесть лодок проекта 941. Благодарим ПО «Севмаш» за помощь в подготовке публикации.

Источник: vpravda.ru

Читайте также:  Характеристика лодочных моторов 50

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Еще одна печальная трагедия пополнила список фатальных инцидентов на подводных лодках России. Как пишет Интерфакс со ссылкой на Минобороны, 1 июля 2019 года — и теперь это уже официальная информация — четырнадцать моряков-подводников ВМФ России погибли в пожаре на научном подводном аппарате при проведении батиметрических измерений.

Так называется оценка глубин водных объектов с помощью специального оборудования. Почему это произошло — до объявления официальных причин гадать не стоит. Это случилось как факт. Это печально. Вечная память погибшим.

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Гибель офицеров-подводников на «Оренбурге» и «Лошарике»

По предварительным данным, офицеры погибли в ходе выполнения штатного спуска на «Лошарике» — их отравил угарный газ, который возник в процессе возгорания, которое членам команды удалось в итоге взять под контроль.

Различные источники, включая РБК и ТАСС, пишут, что трагедия произошла то ли на подводной атомной лодке БС-136 «Оренбург», то ли на подводной научно-исследовательской станции «Лошарик». Точные подробности еще предстоит узнать, но важно другое: «Оренбург» выполняет роль носителя глубоководной атомной научной станции — подводной лодки АС-12 проекта 10831, известной как «Лошарик». То есть, это одно целое. В сентябре 2012 года в ходе экспедиции «Севморгео» подлодка-носитель БС-136 «Оренбург» вместе с научной станцией «Лошарик» достигли Северного полюса. На глубине 2,5 километров (с максимальной заявленной глубиной погружения 6 километров) были взяты три пробы скальной породы — чтобы доказать, что хребты Ломоносов и Менделеев принадлежат российской территории.

Точных схем устройства стратегических ядерных лодок, конечно, ни у кого, кроме военных, нет. Вся информация считается «предположительной», а фотографии — неофициальными.

Как выглядит подводная лодка КС-129/БС-136 «Оренбург»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Предположительное устройство подлодки «Оренбург»

А вот сравнительные размеры «Оренбурга» и «Лошарика»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Схемы в разрезе от drive2.com

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Схема «Лошарика» в разрезе. Водоизмещение: 1000 тонн. Экипаж: 25 человек. Длина: 75 метров

Как видите, научная станция раз в шесть меньше своего носителя. Несмотря на ее относительную известность, нигде до сих пор нет официальных фотографий «Лошарика» — только предположительные. Потому что секретный объект.

Как и зачем переделали «Оренбург»

Подводную лодку КС-129/БС-136 «Оренбург», по информации «Известий»,

«переделали в носитель мини-субмарин в 2002 году, когда лодке было уже 20 лет. С нее сняли ракетный комплекс с приборами управления и смонтировали стыковочное устройство. Причем это устройство вырезали из предыдущей лодки-носителя — БС-411, которая также имела имя «Оренбург» и была утилизирована в 2009 году».

До аварии для «Лошарика» делали «новый носитель из атомной подводной лодки (АПЛ) БС-64 «Подмосковье». Но эта лодка не намного новее «Оренбурга» — «Подмосковье» спустили на воду в 1984 году».

Почему переделали? Потому что сперва строят боевые лодки, от которых зависит обороноспособность страны. А переделать готовую лодку проще, чем построить новую — достаточно изменить несколько отсеков. Примерно так же планируют сделать с Международной космической станцией.

Подлодка АС-12 состоит из несколько сферических камер, изготовленных из титана. Снаружи такая конструкция «обернута» легким классическим корпусом. Это позволяет лодке выдерживать давление на очень больших глубинах. Напомним, это научно-исследовательская станция для исследования морского дна. Для длительных перемещений используется носитель, а в остальном «Лошарик» был способен работать самостоятельно, учитывая его способность несколько месяцев находиться под водой.

Подводные атомоходы

Атомные подводные лодки — дело серьезное. Разделение их по классификации очень строгое. Хотя «Лошарик» приписан к Северному флоту России, он не подчиняется его командованию — подчиняется непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ. По официальной классификации АС-12 — это атомная глубоководная станция.

На ее борту нет ни одного орудия или торпедной установки, только инструменты для забора грунта, гидролокатор и некоторые другие устройства, связанные с научной деятельностью. Но все прекрасно понимают, что в случае военного конфликта лодку можно переоборудовать для иных целей.

Например, для исследования инопланетных океанов. В таком случае будут использоваться исключительно роботы и жизни людей не будет ничего угрожать.

Источник: 24hitech.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...