Самой быстрой подводной лодкой всех времен и народов, считается лодка К-162 проекта 661. Она могла развивать скорость в подводном положении 44,7 узла, что эквивалентно 80,4 км/час. Для справки нужно сказать, что средняя скорость атомных подводных лодок составляет 30 узлов в подводном положении, это примерно эквивалентно 55,5 км/час.находилась с 1971 года.
Так, например, подводные лодки проекта 955 «Борей» имеют подводную скорость 29 узлов или 53,7 км/час. Для сравнения, атомный авианосец «Нимец” США имеет максимальную скорость хода 30 узлов или 56 км/час.
Атомная подводная лодка К-162 проекта 661 «Анчар” была заложена 28.12.1963 года, спущена на воду 12.12.1968. Через год 31.12.1969 года она завершила государственные испытания. С января 1970 года, по декабрь 1971 года лодка находилась в опытной эксплуатации. В строю, она Атомная подводная лодка К-162 проекта 661 предназначалась для борьбы с кораблями противника на больших расстояниях. В частности для борьбы с авианосцами.
К-162: самая быстрая подводная лодка в истории
Для этого она была вооружена крылатыми ракетами с твердотопливным стартовым двигателем, ракета получила наименование ПРК «Аметист”. Это первая подводная лодка СССР, оснащенная первой ракетой в мире подводного старта, которая могла осуществлять пуск ракет из-под воды. Недостатком этой ракеты была сравнительно малая дальность полета, по сравнению, например с уже использующимися ракетами П-6, которые имели дальность до 400 км, в то время как у «Аметиста” всего 100 км. Однако фактор внезапности, а именно возможность пуска из-под воды — играл определяющую роль.
Новшеством было так же двухкорпусная схема лодки. Легкий корпус придавал ей правильную гидродинамическую форму, в корме были установлены 2 винта. В передней части был прочный внутренний корпус, расположенный в виде восьмерки. Корпус был выполнен из титана.
Силовая установка состояла из двух ядерных реакторов с водо-водяным теплоносителем мощностью 2х177,4 МВт.
Теперь о скорости лодки.
При проведении испытаний на скорости 35 узлов на центральном посту лодки возникал шум за счет турбулентных потоков, который достигал 100 Дб. Сам шум шел извне лодки.
При испытаниях в 1971 году лодка развила скорость 44,7 узлов (80,4 км/час). Этот рекорд скорости до сих пор не побит и на сегодняшний день.
Лодка при эксплуатации давала определенные отказы оборудования, можно сказать она была первой в своем роде и экспериментальной. Была попытка создать на основе ее – новую скоростную лодку проекта 661М. Однако мировая тенденция развития подводных лодок пошла в сторону бесшумности и малозаметности. Проект 661М не был реализован, однако лодка дала большой опыт строительства и эксплуатации подводных лодок.
В августе 1971 года, произошел интересный случай, который удивил весь «Пентагон”. На новейшем авианосце «Саратога», акустики обнаружили неизвестный объект, который двигался с огромной скоростью на обгон. Лодка под водой обогнала авианосец. Для Америки загадочный объект оставался мистическим до конца 80-х годов, когда выяснилось, что на обгон пошла лодка
К-162 проекта 661.
Адмирал ВМС США Роберт Карс в своей статье, опубликованной в 1990 году в The Washington Post, впервые применил термин «убийца авианосцев» применительно именно к этой уникальной советской подлодке.
Технические характеристики подводной лодки К-162 проекта 661:
— водоизмещение
— надводное нормальное: 5200 тонн
— подводное: 8770 тонн
— скорость хода
— полная подводная под ГТЗА: 37-38 узлов (44,7 — максимальная)
— полная надводная под ГТЗА: 19 узлов
— глубина погружения
— предельная: 400 метров
— кораблестроительные элементы
— длина: 106,4 метра
— ширина: 11,5 метра
— осадка средняя: 7,8 метра
— конструктивный тип: двухкорпусная
— вооружение
— крылатые ракеты: 10 х «Аметист»
— 533-мм носовые торпедные аппараты: 4
— общее число торпед: 12
энергоустановка
— тип: атомная
— тип ППУ: В-5Р
— количество реакторов: 2
— тип ПТУ: ГТЗА-618
— количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 40000 л.с.
— количество х мощность ТГ, кВт.: 2 х 3000 (типа ОК-3)
— количество валов: 2
— тип АБ, число групп АБ х число элементов:серебряно-цинковая СЦМ (СЦ-55), 2х 152
— автономность: 70 суток
— экипаж: 75 человек (в т.ч. 25 офицеров)
Источник: tehnowar.ru
К-162: самая быстрая подводная лодка в истории
Осень 1971 года выдалась для Пентагона нелегкой. С борта авианосца «Саратога» пришли невероятные новости: советская субмарина села на хвост судну и несколько раз обогнала его. Командующий ВМФ США не мог поверить в произошедшее — ничего настолько скоростного в тот момент не было ни у одной страны мира.
Да, полвека назад советская подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости под водой, развив более 80 км/ч. А что такое скорость в боевых условиях? Это возможность поймать и уже не отпускать «ферзей» противника, авианосцы.
К-162 создавалась в рамках проекта «Анчар» как раз для этих целей. Для ее строительства была переработана вся советская титановая индустрия: раньше (да и позже, к слову) корпуса субмарин изготавливались из маломагнитных, более дешевых сталей.
Для производства К-162 была специально разработана новая атомная пароэнергетическая установка, мощностью которой вдвое превышала мощностью любых существующих в мире подлодок. Запасов горючего хватало на 4 кругосветных путешествия, на борту хищник нес 10 установок подводного запуска крылатых ракет.
Перспективная, да что там, инновационная боевая субмарина в серию так и не пошла. Главной причиной провала стала чрезмерно высокая стоимость титанового корпуса. Проект «Анчар» трансформировали в нескольких направлениях, но это уже история совсем других технологий.
Источник: trendymen.ru
«Главное — вовремя смыться»: пять самых быстрых субмарин мира
Для стальных «хищников» океана, многоцелевых атомных подводных лодок, скорость — одна из важнейших характеристик. Она позволяет им не только эффективно преследовать и настигать добычу, но и в случае чего самим отрываться от противолодочных сил противника. «Главное для подводника — вовремя смыться», — говорил главный герой легендарного фильма «Командир счастливой «Щуки» Алексей Строгов. РИА Новости приводит подборку самых быстрых подводных кораблей мира.
«Лос-Анджелес» — 35 узлов (64,82 км/ч)
Американская атомная подводная лодка Jacksonville. Архив
Американские многоцелевые подлодки класса «Лос-Анджелес» с момента их появления на вооружении ВМС США представляли большую проблему для советского флота. Редкий подводный ракетоносец на боевом дежурстве не был хотя бы раз обнаружен «лосем». Оторваться от преследователя было весьма затруднительно. Самой высокой скоростью среди построенных в СССР атомных ракетных крейсеров обладали субмарины проекта 667А «Кальмар», которые могли разгоняться до 28 узлов. В то же время максимальная скорость «Лос-Анджелесов» достигает 35 узлов.
«Барракуда» — 35,15 узла (65,1 км/ч)
Подводная лодка проекта «Барракуда» К-239 «Карп»
Главными задачами советских атомных подлодок проекта 945 «Барракуда», первая из которых принята в состав флота в 1984 году, были слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами противника и их уничтожение в случае начала конфликта. Чтобы авианосные соединения НАТО всегда находились в зоне досягаемости «Барракуд», конструкторы наделили их высокой скоростью — «максималка» «Барракуды» составляла 35,15 узла. Развитием «Барракуды» стал проект 945А «Кондор», но его скорость была меньше.
«Сивульф» — 38 узлов (70,38 км/ч)
Подводная лодка типа Seawolf
Американские атомные многоцелевые подводные лодки класса «Сивульф» («Морской волк») стали одними из самых дорогих кораблей в истории американского флота — каждая из трех построенных субмарин обошлась налогоплательщикам в три миллиарда долларов. Запредельная цена заставила Пентагон свернуть проект и вооружаться менее продвинутыми многоцелевыми ПЛА класса «Вирджиния». Между тем «Морской волк» обладал рядом выдающихся характеристик — в частности, он стал самой быстрой из серийных американских подлодок. Максимальная зафиксированная на испытаниях подводная скорость корабля составила 38 узлов.
«Лира» — 41 узел (75,93 км/ч)
Подводная лодка проекта 705(К) «Лира»
Одним из самых интересных проектов советских подводных лодок стали торпедные субмарины проекта 705 «Лира», которые получили на флоте прозвище «автоматы». За счет широкого применения автоматизированных систем управления экипаж удалось сократить до 31 человека. Подводное водоизмещение лодки составляло скромные для атомоходов 3180 тонн, при этом жидко-металлическая ядерная энергетическая установка «Лиры» выдавала 155 мегаватт тепловой мощности. Столь высокая «энерговооруженность» позволяла лодке разгоняться до 41 узла. К слову, в 60-х годах, когда началась разработка «Лиры», на вооружении ВМС США состояли противолодочные торпеды Мк37, чья максимальная скорость составляла лишь 26 узлов.
«Анчар» — 44,7 узла (82,78 км/ч)
Подводная лодка проекта 661 «Анчар»
Абсолютным мировым рекордсменом по подводной скорости стала экспериментальная советская лодка К-162 проекта «Анчар», вооруженная противокорабельными крылатыми ракетами. Восемнадцатого декабря 1970-го во время испытаний экипажу удалось «раскочегарить» субмарину до 44,7 узла. Этот показатель не превзойден до сих пор.
Платой за скорость стала запредельная шумность субмарины — на скоростях выше 35 узлов шумы в центральном посту лодки доходили до 100 децибел, что сравнимо со звуком автомобильного сигнала на расстоянии в пять-семь метров. Что уж говорить о том шуме, который «Анчар» производил вокруг себя! Из-за этого подводная лодка лишалась своего главного тактического свойства — скрытности.
Другим минусом изготовленного из титана инновационного корабля стала его баснословная стоимость. В итоге дальнейшее строительство «Анчаров» признали нецелесообразным. В 1984 году «Золотую рыбку», как ее прозвали на флоте, вывели из эксплуатации.
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)
Не забудь поделиться ссылкой
Источник: e-news.su