Военно-морские силы Японии получили новую неатомную субмарину проекта типа Taigei проекта 29SS «Хакугэй» («Белый кит»). Спуск на воду состоялся 20 марта на верфи Kawasaki Heavy Industries в Кобе.
Как отмечается, новизна подлодки заключается в уменьшенной рубке, что позволило улучшить шумовые характеристики и снизить гидродинамическое сопротивление. Также подлодка получила улучшенную систему шноркелей для снижения сигнатуры, гидроакустический комплекс нового поколения. В обшивку корпуса конструкторы встроили инновационное звукопоглощающее покрытие, а также материалы для снижения заметности субмарины. Кроме того, с Taigei сняли старые двигатели Стирлинга, которые заменили новыми литий-ионными аккумуляторами.
Лодка вооружена шестью 533-мм торпедными аппаратами для применения торпед «Тип-89» и ПКР «Гарпун».
Водоизмещение субмарины — 3 тысяч тонн, длина корпуса — 84 метра, ширина — 9,1 метра. Экипажа состоит из 70 человек.
Источник: www.ferra.ru
Флот японских подводных лодок — камикадзе, времен второй мировой.
Aichi M6A Seiran
M6A Seiran «Сэйран» Бомбардировщик подводной лодки должен был сочетать высокую скорость с большой дальностью полета, но так как самолет предусматривал фактически одноразовое применение, тип шасси даже не оговаривался. Диаметр ангара подводного авианосца задавался в 3,5м, при этом самолет должен был помещаться в нём без разборки — плоскости можно было только складывать.
В начале 1943г на заводе Айчи в Hагое заложили шесть М6А1, два из которых были выполнены в учебном варианте М6А1-К на колесном шасси (самолет назывался «Нандзан» — «Южная гора»). Самолет, за исключением законцовки киля, почти не отличался от основного варианта, даже сохранил узлы крепления к катапульте.
Конструкция самолета была цельнометаллической, за исключением фанерной обшивки законцовок крыла и тканевой обшивки рулевых поверхностей. Двухщелевые цельнометаллические закрылки могли использоваться в качестве воздушных тормозов. Экипаж из двух человек размещался под единым фонарем. В задней части кабины с января 1943 г было решено установить 13 мм пулемет «тип 2», который обслуживал стрелок-радист. Наступательное вооружение состояло из 850 кг торпеды либо одной 800 кг или двух 250 кг бомб.
Силовая установка. Ацута-21 — лицензионный вариант 12-цилиндpового двигателя жидкостного охлаждения Даймлеp-Бенц DB-601 ранних модификаций.
С самого начала предусматривалось использование отсоединяемых поплавков — единственной демонтируемой части «Сейpана». Так как поплавки заметно снижали летные данные самолета, при необходимости была предусмотрена возможность их сброса в воздухе. В ангаре субмарины соответственно предусматривалось место для крепления снятых поплавков.
В начале 1942 г Верховное командование Японии выдало судостроителям заказ на самые крупные подводные лодки, когда-либо построенные вплоть до начала атомной эпохи в судостроении. Планировалось построить 18 подводных лодок. В процессе проектирования водоизмещение такой субмарины возросло с 4125 до 4738 тонн, количество перевозимых самолетов на борту возросло с трёх до четырёх.
Таинственная подлодка «СЕТНУ УКУ»
Первая серийная машина М6А1 была готова в октябре 1944 года, еще 7 самолетов построили к 7 декабря, когда в результате землетрясения самолет получил серьезные повреждения. К весне производство было уже почти восстановлено, но 12 марта последовал налёт американской авиации. Завод вновь частично был разрушен, и вскоре выпуск «Сэйранов» был прекращен. Основной причиной принятия такого решения стали проблемы с изготовлением нужного количества подводных лодок. Вместо 44 первоначально запланированных самолетов до конца войны удалось построить только 28 единиц, включая прототипы и колесные М6А1-К.
Боевое применение. В конце осени 1944г Императорский флот начал готовить пилотов «Сейpанов», тщательно отбирался лётный и технический состав. Подготовка шла в обстановке высочайшей секретности. 15 декабря был создан 631-й воздушный корпус под командованием капитана Тоцуноке Аpиизуми.
Корпус входил в состав 1-й подводной флотилии, которая состояла только из двух подлодок — I-400 и I-401. Флотилия имела в своем составе 10 «Сейpанов». В мае к флотилии присоединились подлодки I-13 и I-14, включившиеся в подготовку экипажей «Сейpанов». В течение шести недель тренировок время выпуска трёх «Сейpанов» с подводной лодки было сокращено до 30 минут, включая установку поплавков, правда, в бою планировалось запускать самолеты без поплавков с катапульты, на что требовалось 14,5 минут.
Первоначальной целью 1-й флотилии были шлюзы Панамского канала. Шесть самолетов должны были нести торпеды, а остальные четыpе — бомбы. На атаку каждой цели выделялись два самолета. Флотилия должна была отправиться по тому же маршруту, что и эскадра Hагумо во время атаки на Пеpл-Хаpбоp тpемя с половиной годами ранее.
Но вскоре стало ясно, что даже в случае успеха такой налет был абсолютно бессмыслен, чтобы повлиять на стратегическую ситуацию в войне. В результате 25 июня последовал приказ направить 10-ю подводную флотилию для атаки американских авианосцев на атолле Улити. 6 августа I-400 и I-401 покинули Оминато, но вскоре на флагмане из-за короткого замыкания вспыхнул пожар.
Это заставило отодвинуть начало операции до 17 августа, за два дня до которого Япония капитулировала. Но даже после этого штаб-квартира японского флота планировали провести атаку 25 августа. Однако 16 августа флотилия получила приказ вернуться в Японию, а через четыре дня — уничтожить все наступательное вооружение. На I-401 самолеты катапультировали без запуска двигателей и без экипажей, а на I-400 их просто столкнули в воду. Так закончилась история наиболее необычной схемы применения морской авиации во время Второй мировой войны.
Источники
- «Авиация Японии» /Андрей Фирсов/
- «Подводная авиация страны Ямато» /Борис Соломонов, Константин Кулагин./
- «Самолеты Японии Второй мировой войны.» /О. Дорошкевич/
Самолет был призван бомбить объекты США, которых не мог достигнуть ни один обычный бомбардировщик. Предполагалось построить подлодки, превосходящие все созданное до того — специально для транспортировки и запуска ударных самолетов. Флотилия таких подлодок должна была пересечь Тихий океан, непосредственно перед выбранной целью запустить свои самолеты, а затем погрузиться. После атаки самолеты должны были выйти на встречу с подводными авианосцами, а далее в зависимости от погодных условий выбирался способ спасения экипажей. После этого флотилия снова погружалась под воду.
Далее подлодки должны были либо выйти навстречу судам снабжения для получения новых самолетов, бомб и топлива, либо действовать обычным способом, используя торпеды.
—
Источник: airpages.ru
blackpost
Враг моего врага – мой друг دشمن دشمن من – دوست من است
Все это чистая правда или красивая сказка. Теперь это не имеет значения. Так написано.
22 марта 2013
Страница истории. Японские субмарины-монстры времен Второй Мировой войны.
Япония построила за оды Второй мировой войны целый флот подводных лодок типа «Сентоку» — гигантских субмарин, которые значительно превосходили по своей мощи субмарины ВМС США. Целью японцев было завоевание Панамского канала. Однако они допустили ряд стратегических ошибок.
Ранним утром 7 декабря 1941 года в штаб Тихоокеанского флота США в Перл-Харборе поступила информация, что эсминец Ward преследует некий объект, который был похож на перископ подводной лодки. Это действительно оказалась японская мини-подлодка, пытавшаяся, минуя заграждения, проникнуть в порт с целью поддержать запланированную несколькими часами позже воздушную атаку на штаб флота. Позднее, однако, выяснилось, что ни одна из пяти мини-подлодок, задействованных в этой операции, не добилась успеха. Более того, все они оказались потеряны для японцев.
Лишь через четыре года японские субмарины вновь достигли базы американских ВМС на Гавайях. На этот раз, однако, это были самые большие подводные корабли в мире, построенные на тот момент. (Только спустя несколько лет появились атомные подводные лодки, превысившие их по размеру.) Японские соединения сдались в соответствии с капитуляцией после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и были транспортированы в Перл-Харбор.
В итоге они так никогда и не были задействованы для тех целей, для которых были построены. Это стало одним из доказательств тезиса американского военного историка Сэмюэля Морисона, назвавшего использование японцами подводных лодок во время войны «идиотизмом». В действительности использование подводных лодок в ходе Второй мировой войны было связано не с уровнем интеллекта японского военного руководства, а в гораздо большей степени с его традиционным менталитетом и с истощавшимися экономическими ресурсами. С точки зрения техники и логистики, японские подводные силы в начале Второй мировой войны значительно превосходили американские.
«Возможно, самые худшие торпеды»
С конца 19 века Японская империя развивала свои подводные вооруженные силы по примеру Великобритании. Уже тогда были построены и задействованы специальные корабли, задачей которых была поддержка подлодок в открытом море. А дальнобойные торпеды типа 93 считались в те годы крупнейшими и мощнейшими во всем мире, в то время как американские торпеды «Mark 14» были, «возможно, худшими торпедами, которыми располагали крупные военно-морские державы», как выразился военный историк Пол Кеннеди.
Однако японское военно-морское командование свело на нет все преимущества этого оружия, используя его совершенно неправильно. Вместо того, чтобы задействовать подлодки против вражеских портов и торговых судов, как это с большим успехом делали немцы до середины 1943 года в Атлантике, японцы использовали их в качестве поддержки линейного флота. Их задачей являлась помощь авианосцам и линкорам и уничтожение вражеских кораблей. Они не были задействованы против торговых судов, хотя начиная с середины 1943 года и ВМС США доказывали эффективность такой стратегии.
Так, японские подлодки за четыре года Второй мировой войны потопили вражеские корабли общим тоннажем 907 тысяч тонн, в то время как потери самих японцев были почти впятеро больше. Общий тоннаж кораблей, потопленных немецкими и итальянскими подлодками, достигал 15,6 миллиона тонн.
Уже после воздушной атаки на Токио в апреле 1942 года, известной как «рейд полковника Дулиттла», командующий императорским флотом Исороку Ямамото, стал настаивать на строительстве крупных подводных крейсеров. После разгрома императорских сил при Мидвэе в июне 1942 года, где их потери составили четыре корабля, и после поражения в битве за Гуадалканал (один из Соломоновых островов) в начале 1943 года, где они потеряли еще один корабль, было принято решение в пользу новой стратегии использования подводных лодок: целый флот подлодок должен был перенести военные действия в Америку. Так появились подводные крейсеры класса «Сентоку», более известные как класс I-400.
Огромный, как крейсер
Эти планы предусматривали строительство 18 подлодок, первые из которых должны были быть заложены в 1943 году. Это были монстры невиданных до тех пор размеров. Длина «легкого крейсера» достигала 121 метра, а водоизмещение составляло 6560 тонн в подводном и 5220 тонн в надводном состоянии. Четыре дизельных двигателя общей мощностью 7700 л/с. Скорость над водой достигала 24, а под водой 12 узлов.
Дальность хода составляла почти 70 тысяч километров. Таким образом, эти корабли могли атаковать Америку даже со стороны Атлантики.
Кроме того, одна такая подлодка, состоявшая из двух сваренных корпусов, могла взять на борт три дальних бомбардировщика в разобранном состоянии в специальном герметичном ангаре. В течение 45 минут эти самолеты могли быть приведены в боевое состояние и запущены в воздух при помощи катапульты. С помощью специального крана самолеты возвращались на борт.
Кроме того, подлодки, отличительной чертой которых являлась ярко выраженная асимметричная форма, были оснащены восемью торпедными аппаратами, десятью зенитными пушками и одной 140-миллиметровой пушкой, а также самыми современными на тот момент радарными установками. Большинство из почти 150 членов команды должны были ночевать на палубе. О санитарных условиях на борту тоже можно было говорить лишь с натяжкой.
По причине недостатка материалов и постоянных вражеских налетов были построены всего три подлодки. Еще две были почти достроены к концу войны – в конце 1944 года. Из-за нехватки топлива их ввод в эксплуатацию затянулся настолько, что изначальный план – атака на Панамский канал – оказался невыполним.
Символ реванша
Во избежание столкновений с оборонительными силами США на Тихом океане, операция была запланирована со стороны Атлантики. Японцы нацеливались на гигантские шлюзы, которые предполагалось разрушить в августе 1945 года – в конце 45-дневной наступательной операции. Таким образом было бы не только на месяцы, а то и годы, нарушено стратегически важное соединение между Тихим и Атлантическим океанами. Для Японии эта операция стала бы реваншем после сокрушительных поражений на Филиппинах и при Иводзиме.
Однако с падением Окинавы в конце июня стало очевидно, что этим планам не суждено сбыться. Супер-подлодкам пришлось отказаться от ведущей роли и присоединиться к силам вторжения. Однако прежде чем они достигли базы американских ВМС у атолла Улити в Тихом океане, Японская империя капитулировала. Несуразные подлодки-гиганты, плавучесть которых поражала воображение, поднялись на поверхность, экипажи уничтожили свое вооружение и сдались американским силам.
Американцы отбуксировали японские подлодки на Гавайи, где они были тщательнейшим образом исследованы, а позднее использованы в качестве мишеней для новых моделей торпед. Только в 2005 году аквалангисты обнаружили недалеко от архипелага останки подлодки типа I-400.
Для коллекционеров военно-морской техники это был, несомненно, бесценный экспонат! Потому что японские подлодки класса I-400 уже имели некоторые характеристики атомных субмарин времен «холодной войны». Они больше не использовались против торговых судов, а превратились в оружие, которое можно было использовать как для первого удара, так и для возмездия.
Для сравнения: в США только в 1959 году был построен подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон», превосходивший по своим возможностям японские модели. Это была первая в мире атомная подводная лодка, вооруженная баллистическими ракетами. Советский Союз позднее также экспериментировал с атомными подлодками с двойным корпусом.
Мини-подлодки для атак камикадзе
В отличие от этих кораблей, применение которым нашлось в соответствии с новой стратегией, командование японских ВМС более склонялось к самурайским традициям. Составлялись даже четкие инструкции по поводу того, сколько торпед было положено выпускать по тем или иным кораблям. Так, на уничтожение торпедоносца дозволялось использовать весь запас, на крейсер три торпеды, на линкор одну и т.д.
Но даже такой гениальный стратег как Ямамото, который спланировал нападение на Перл Харбор, очевидно, не смог избавиться от чар старого военного эпоса. Он искал все новые и новые возможности для решающей схватки с американским флотом вместо того, чтобы просто подрывать вражеские ресурсы. «Строительство подводных лодок и подготовка экипажей осуществлялись в этом направлении, и изменений в эту концепцию внесено не было», резюмировал немецкий военный историк Йоахим Вэтциг. А капитан одной из подлодок жаловался, что его матросы превратились в пушечное мясо.
Дословно: Потому что кроме гигантских подлодок были построены тысячи маленьких субмарин и «пилотируемых» торпед, экипажи которых имели одну-единственную цель: стать камикадзе и принести собственную жизнь в жертву родине. Однако использованы были всего около 50 таких механизмов.
Источник: blackpost.livejournal.com