Самая большая лодка на воздушной подушке

Преимущество кораблей на воздушной подушке (КВП, СВП) — минимальная или отсутствующая осадка. Это позволяет судам перемещаться не только по мелководью, но и по грунту или льду, преодолевая небольшие участки суши. Помимо свойств амфибии малая осадка обеспечивает кораблю высокую скорость хода.

Впервые идея подобной конструкции озвучена в начале XVIII века, технологии для реализации появились в конце XIX. Опытные образцы судов на воздушной подушке появились лишь в первой половине XX века. Сегодня в военных целях такие корабли применяются для десантирования, минирования, доставки грузов и техники.

Проект 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК, МДВКП). Предназначен для доставки и эвакуации пехоты и техники с оборудованного или необорудованного берега.

История разработки и создания десантного корабля

«Зубр»

Десантные корабли проекта 12322 «Зубр». Самый большой МДКВП

Для работ по проектированию нового судна на воздушной подушке у советских инженеров уже был достаточный опыт. В начале 1970-х гг на вооружении имелись десантные катера «Скат», «Кальмар» и корабль на воздушной подушке «Джейран».

В 1978 в «ЦМКБ Алмаз» поступило задание на проектирование более мощного десантного корабля на воздушной подушке по сравнению с имевшимся «Джейраном». Проект под номером 12322 получил название «Зубр». Акцент разработки ставился на увеличении скорости и ходовых качеств, грузоподъемности, а также улучшении боевого и радиоэлектронного вооружения.

Строительство новых судов началось в 1983. Первый опытный образец МДК-95, ставший головным кораблем серии, собран в 1986 году. После всех испытаний в 1988 данные суда на воздушной подушке приняты на вооружение. Последующие модели собирались с некоторыми доработками, учитывающими итоги испытаний.

К началу 1990-х гг в составе ВМФ СССР числилось 8 таких судов. С распадом СССР 5 из них отошли к России, 3 — Украине, еще один она смогла собрать самостоятельно. Российское производство новых кораблей было приостановлено, акцент смещен на экспорт. В Грецию было поставлено 4 «Зубра». Столько же Украина собрала для Китая.

На текущий момент в составе ВМФ России лишь два судна на воздушной подушке проекта 12322 — «Мордовия» и «Евгений Кочешков». В 2017 объявлено о возрождении серии, начало строительства новых кораблей ориентируют на 2019-21 гг.

Основные цели и задания

Основное назначение судов проекта 12322 — десантирование пехоты вместе с техникой. Для этого Зубр корабль способен принимать на борт подразделения с необорудованного берега, перевозить их морем, преодолевать участки суши, включая небольшие препятствия. Высадка десанта может производиться как на береговой линии, так и дальше в тыл противника.

С учетом технических характеристик «Зубр» способен высаживать десант на 70% побережья всех морей и океанов мира. Помимо этого, судно способно устанавливать минные заграждения, а также прикрывать высадку десанта имеющейся артиллерией.

Описание конструкции

Устройство «Зубра»

Модель компоновки корабля проекта 12322

Конструкция корабля включает три основных элемента: воздушную подушку, понтон (корпус) и надстройку. Отдельно выделяют и силовую установку, обеспечивающую нагнетание воздуха и движение судна. Характерная особенность данного типа судов — кормовые винты, возвышающиеся над основной частью корабля.

Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» оборудован двумя электростанциями на базе газотурбогенераторов мощностью 100 кВт. Управление судном осуществляется с командного пункта, центрального поста управления или выносных пультов централизованно, удаленно, а также с применением систем автоматизации.

Корпус корабля

В основе судна на воздушной подушке находится прямоугольный понтон, обеспечивающий прочность и непотопляемость корабля. Для этого он имеет цельносварной корпус на основе высокопрочного алюминиево-магниевого сплава с повышенной стойкостью к коррозии.

Под корпусом располагается воздушная подушка, для ее удержания задействовано гибкое ограждение. Также оно обеспечивает необходимый подъем судна над опорной поверхностью. Ограждение двухъярусное, с гибким ресивером и навесами. Благодаря этому воздушная подушка крестообразно делится на секции с поперечными и продольными килями.

Внутренние помещения

Внутренние помещения ориентированы на комфортные условия для экипажа и десанта. Для этого реализована система вентиляции, кондиционирования и отопления. Имеется тепло- и звукоизоляция, последняя особо актуальна, учитывая уровень производимого шума. Внутренние конструкции выполнены из вибродемпфирующих материалов. Предусмотрены условия для комфортного питания и и отдыха экипажа.

Надстройка

Надстройка располагается на понтоне и делится двумя переборками на три отдельных отсека. Средний предназначен для перевозки техники и оборудован соответствующими аппарелями и дорожками для танков.

Боковые отделения включают жилые, служебные и технические помещения. Здесь размещаются основные и вспомогательные энергетические установки, системы обеспечения жизнедеятельности корабля и его защиты от оружия массового поражения. Также тут располагается экипаж судна и десантные группы.

Технические характеристики

«Зубр» со спущенной подушкой

«Зубр» со спущенной подушкой сзади

Корабли проекта 12322 считаются самыми большими судами на воздушной подушке в мире. При рассмотрении его технических характеристик обращают внимание на габариты, грузоподъемность, ходовые свойства — аспекты, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

Силовая установка

В качестве двигателя используются 5 ГГТА общей мощностью в 50 тыс. л. с. Нагнетание воздушной подушки и винтов осуществляется от тягово-маршевой установки М35. Для этого процесса применяются четыре нагнетательные устройства НО-10, осевое рабочее колесо каждого достигает 2,5 метров.

РЛС

Радиолокационное оснащение судов «Зубр» представлено следующими системами:

  • РЛС «Лазурь», на головном корабле вместо нее была установлена РЛС «Позитив»;
  • РЛС радиоэлектронной борьбы МП-411;
  • навигационная РЛС «Экран-1»;
  • средства связи Р-782 «Буран-6Э», ориентированная на различные диапазоны.

Также имеется комплекс управления оборудованием и движением КСУ ТСДК «Флора-32». Ожидается, что с возобновлением производства на новые суда будут установлены современные РЛС и средства радиоэлектронной борьбы.

Читайте также:  Как присоединить мотор к лодке

Максимальная скорость

Скорость хода судна на воздушной подушке «Зубр» составляет 60 узлов (111 км/ч). Дальность хода — 300 миль при скорости в 55 узлов, автономность плавания — 5 суток.

Экипаж

Экипаж «Зубра» составляет 27 человек. Для десанта предусмотрено 4 помещения по 140 мест. При отсутствии техники корабль может перевозить до 500 человек.

Габариты и водоизмещение

По габаритам судно на воздушной подушке «Зубр» имеет следующие показатели:

  • длина — 57,3 м;
  • ширина — 25,6 м;
  • высота по верхней палубе — 21,9 м;
  • осадка — 1,6 м.

Вес судна соответствует его водоизмещению. У «Зубра» масса корабля составляет 555 тонн.

Движители

Обеспечивающая движение судна тяга создается за счет трех четырехлопастных реверсивных винтов с принудительным управлением шагом. Диаметр винтов — 5,5 м, установлены в кольцевых насадках из полимерных композитов.

Вооружение и транспортные характеристики

Десантирование с «Зубра»

Десантирование техники с пехотой

С учетом назначения судна «Зубр» обращают внимание не только на его ходовые качества, но и на десантную вместимость. Учитывается и вероятность поддержки высадки собственным вооружением, а также необходимость самообороны против возможных атак.

Десант

Количество перевозимого десанта зависит от загружаемой техники. Общая грузоподъемность корабля — 150 тонн. При отсутствии боевых машин и танков судно способно принимать на борт до 500 человек. В остальных случаях все зависит от загрузки.

Танки, БТР, БМП

Десантирование техники осуществляется несколькими вариантами:

  • три основных танка суммарной массой до 150 тонн;
  • 10 БТР до 131 т весом и 140 человек десанта;
  • 8 БМП весом до 115 тонн с сопровождением;
  • 8 плавающих танков.

Загрузка и высадка производится через аппарель в носовой части судна. Для танков предусмотрены специальные дорожки.

МС-227 «Огонь»

Артиллерийское вооружение «Зубра» представлено двумя пусковыми установками А-22 (МС-227) «Огонь». Данные комплексы рассчитаны на поражение целей неуправляемыми ракетами калибра 140 мм. Имеется система управления огнем. Боекомплект на каждую установку — 66 снарядов.

Две автоматические 30-мм пушки

В качестве зенитной артиллерии используются две установки АК-630. Каждая имеет по 6 стволов калибром 30 мм. Боекомплект — 3000 снарядов. Могут вести огонь по воздушным и наземным или надводным целям. Система управления — МР-123-02.

Дополнительно на борту имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» или Stinger.

Достоинства и недостатки

«Зубр» на воде

Существенный недостаток судов на воздушной подушке — высокий уровень шума и заметность

К достоинствам судов на воздушной подушке относят их ходовые свойства. Преодоление участков суши позволяет входить в акваторию рек и десантировать войска в глубоком тылу противника. Также «Зубр» способен ходить в северных морях в период ледохода.

Подчеркивается десантная вместимость корабля. Проект изначально разрабатывался для увеличения грузоподъемности с ориентиром на технику и десант. Однако имеется и ряд недостатков, связанных с общими свойствами судов на воздушной подушке:

  • высокий уровень шума, делающий скрытность операции минимальной;
  • уязвимость для большинства вооружений, включая легкое стрелковое;
  • зависимость скорости и дальности хода от погодных условий и ветра.

Данные факторы в определенной степени ограничивают применение судов «Зубр». Оптимальной считается быстрая переброска войск в контролируемом союзными кораблями секторе. Подходит и для локальных операций. Однако участие таких судов в масштабных действиях остается под вопросом.

Боевое применение

Несмотря на длительный период службы суда на воздушной подушке «Зубр» не имели применения в боевых условиях. С момента принятия на вооружение корабли регулярно участвуют в проводимых учениях по высадке десанта. Последние прошли на Балтийском флоте. Помимо высадки БТР-82 и подразделений штурмовой морской пехоты отрабатывались и артиллерийские стрельбы.

По результатам проведенных учений было принято решение о модернизации имеющихся в составе флота двух «Зубров» — МДКВП Мордовия и «Евгений Кочешков», а также строительстве новых судов данного типа. Планируется установить новые навигационные системы, обновить вооружение, средства связи и управления. О сроках строительства и модернизации точных сведений пока не имеется, ориентир делается на начало 2020-х гг.

Источник: tehnowar.ru

Американцы восхитились российским десантным кораблем «Зубр» на воздушной подушке

Российский корабль на воздушной подушке «Зубр» — возможно единственный в мире (в своём классе)

Американское популярное издание PopularMechanics упомянуло российский корабль на воздушной подушке «Зубр», рассказав о военных учениях в Калининграде. Чем оказался интересен проект 80-х годов прошлого века и почему он остается уникальным в XXI веке, читайте далее в нашем материале.

В новом видео Минобороны России в ходе учений корабль на воздушной подушке «Зубр» (проект 12322) выгружает морской десант на пляж в Калининградской области. На видео показано, как один из отечественных уникальных боевых кораблей высаживает морской десант и бронетехнику на пляж и в воду. Проект 12322 — единственный в мире боевой класс судов на воздушной подушке.

фото: «Минобороны России»

«В рамках масштабной внезапной проверки боевой готовности в Калининградской области на полигоне Хмелевка проведено учение по высадке морского десанта на необорудованное побережье», — говорится в описании к 2,5-минутному ролику.

На видео, опубликованном Министерством обороны Москвы, видно, как войска Калининградской области проводят десантные учения на Балтийском побережье страны.

Вот как проходила высадка:

Видео взято с YouTube-канала «Минобороны России»

Уникальность учебной морской операции Балтийского флота заключается не только в координации разных родов войск, в том числе привлечении ВВС, включая вертолеты Ка-27 ПС, но и в применении уникального малого десантного корабля «Зубр». Эти суда на воздушной подушке на данный момент состоят на вооружении трех стран — России, Китая и Греции — и носят высокий титул самых больших десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) в мире. Аналогичные корабли на воздушной подушке делают и в США.

Читайте также:  Как завести лодочный мотор если сел аккумулятор

Отечественные ДКВП — единственные в мире, на которые ставят вооружение

фото: YouTube-канала «BRD Division»

Так в чем особенность советских и российских десантных кораблей и в чем их преимущество перед зарубежными аналогами и конкурентами?

Смотрите также

Главным достоинством, и на это указывают, в том числе, зарубежные западные издания, является установленное на борту корабля вооружение.

Зенитная артиллерия

На борту корабля «Евгений Кочешков» стоят шестиствольные пушки калибром 30 мм АК-630М с боекомплектом на 3 000 патронов. Пулеметы предназначены для защиты корабля от атак с воздуха.

Артиллерия

Корабль укомплектован двумя уникальными пусковыми установками системы А-22 «Огонь», предназначенными для ведения огня 140,3-мм неуправляемыми ракетными снарядами (боекомплект составляет 66 снарядов на каждую ПУ). Это защита корабля от других морских боевых судов (в меньшей мере), а в основном используется как орудие поддержки десанта, обеспечивая поражение береговых площадных целей, техники и живой силы противника в зоне высадки.

А-22 Огонь — это советский огнеметно-зажигательный корабельный комплекс, а значит, он, в том числе, предназначен для создания очагов пожаров на территории противника для перекрытия точек подхода к десанту.

Также на корабле присутствуют ручные ЗРК типа «Игла» в количестве восьми единиц, предназначенные для поражения низколетящих воздушных целей.

«Зубры» могут также выступать в качестве кораблей — минных заградителей, перевозя морские мины в грузовых трюмах и сбрасывая их в море.

Все вышеперечисленные системы значительно расширяют возможности по десантированию и обороне в ходе переброски войск во время боевых действий как в воздухе, так и на воде и суше. Ни у одной страны мира на десантных кораблях этого класса не предусмотрена установка вооружения, что поднимает живучесть корабля и ставит его на голову выше конкурентов.

ДКВП может не только перемещать по кратчайшему морскому пути десант, но и поддерживать огнем другие рода войск.

На данный момент ДКВП «Евгений Кочешков» — один из двух судов на воздушной подушке класса «Зубр», несущих службу в армии РФ, второму присвоено имя собственное — «Мордовия». Из запланированных 17 кораблей было построено 15, и в Военно-морском флоте РФ службу несут только два. Например, в США аналогичные десантные корабли состоят на службе в количестве нескольких десятков единиц.

Помимо России, наш восточный сосед также эксплуатирует еще четыре судна «Зубр» на воздушной подушке, Греция — еще четыре. Отечественные суда на воздушной подушке на службе Греции полезны, работая среди сотен островов в Эгейском море, особенно в качестве средства поддержания баланса конкурирующих турецких вооруженных сил.

Конкуренты из США

Видео взято с YouTuber-канала «AiirSource Military»

ВМФ США эксплуатирует несколько десятков десантных судов на воздушной подушке (LCAC), небольших десантных судов меньшей дальности действия, предназначенных для переправки войск, транспортных средств и припасов с десантных кораблей-амфибий на берег. Иностранные корабли, как было отмечено ранее, не имеют вооружения и в итоге будут заменены новыми типами морских десантных судов.

Технические характеристики десантных кораблей проекта 12322

Корабли, построенные в 1990-91 годах в Ленинграде, предназначены для перевозки как большого количества морских пехотинцев на короткие расстояния десантными рейдами, так и тяжелой техники.

Корабли класса «Зубр» водоизмещением 555 тонн;

Длина/Ширина/Высота 57,3/25,6/21,9 метра;

Для движения используется 5 газотурбинных двигателей ГГТА мощностью по 10 000 л. с. каждый. Три газовые турбины установлены на пилонах на корме корабля, они приводят корабль в движение, давая ему горизонтальную тягу, и еще два двигателя работают для нагнетания давления в «юбке», чтобы держать судно на воздушной подушке;

Скорость хода — 60 узлов (111,12 км/ч);

Дальность плавания — до 300 морских миль (555 км);

Автономность плавания с экипажем, состоящим из 27 человек, — 5 дней;

Десантовместимость:

3 основных танка суммарной массой до 150 тонн;

или 10 бронетранспортеров, суммарной массой до 131 тонны, и 140 человек десанта;

или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн;

или 8 плавающих танков.

Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно еще 366 человек (всего около 500 человек).

Смотрите также

Все это и делает хоть уже и старый корабль уникальным проектом, обогнавшим время на многие десятилетия.

Источник: 1gai.ru

Десантные корабли проекта 12322 «Зубр»

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП), военное судно на воздушной подушке. Самый большой корабль на воздушной подушке в мире.

МДКВП, самый крупный в мире десантный корабль на воздушной подушке, предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск.

Кроме того, он может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.

История проекта

«Зубр» самое большое судно на воздушной подушке в мире. Этот корабль способен на скорости легкового автомобиля пройти 300 миль. Этого достаточно чтобы пересечь, например Черное море, накрыть залпом огня береговые укрепления противника и высадить морскую пехоту с бронетехникой.

Читайте также:  Tarpon 5 лодочный мотор расход топлива

Мало кто знает, что «Зубр» создавался как ударный катер с мощными крылатыми ракетами, а был и другой фантастический проект — мобильная стратегическая установка с ядерным оружием на борту. Но удивительная способность корабля на воздушной подушке «Зубр» передвигаться одинаково по земле и воде заставила военных пересмотреть свои планы. История рождения этих уникальных судов полна тайн и неожиданных конструкторских находок.

К концу 1970-х годов советские конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной подушке. В серию были запущены и давно эксплуатировались такие корабли как «Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».

Для развития концепции военных судов на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на создание более мощного десантного корабля. КБ приступило к началу работ, назвав проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода, десантной нагрузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект, ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов и Ю. П. Семенов под наблюдением капитана 2 ранга В. А. Литвиненко (позднее капитана 2 ранга Ю. Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г. Д. Коронатова, разработавшего эскизный проект.

Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и был построен в 1986 году и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.

Конструкция

Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря» — „Машпроект»». Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага.

Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы.

Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещён отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями.

В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Десантная вместимость

Корабль способен перевозить:

  • 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн
  • или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта.
  • или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн
  • или 8 плавающих танков.

Загрузка и высадка десанта производится через откидные ворота расположенные на носу.

Строительство кораблей

Строительство первых четырёх ДКВП началось в 1983 г. на судостроительных заводах Приморском судостроительном заводе и Cудостроительном заводе «Море». Головной МДКВП пр.12322 под номером МДК-95 фактически являлся опытным, был построен в 1986 г. и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 г. По результатам испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены изменения, в том числе в состав радиоэлектронного вооружения.

К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 МДКВП. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине были переданы 3 строевых корабля «Краматорск», «Горловка», «Артемовск» и 2 недостроенных на верфях в Феодосии. Один из них («Донецк») в июне 1993 г. был достроен и введён в состав ВМС Украины. Впоследствии 3 из них были списаны. ru.wikipedia.org

Основные характеристикиВодоизмещение Длина Ширина Высота Двигатели Мощность Скорость хода Дальность плавания Автономность плавания Экипаж ВооружениеАртиллерия Зенитная артиллерия Ракетное вооружение
555 тонн
57,3 м
25,6 м
21,9 м (наибольшая по ВП)
5 ГГТА
5 × 10 000 л. с.
60 узлов (111,12 км/ч)
300 морских миль
5 суток
27 человек
две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов) и система управления стрельбой
две 30 мм автоматические установки типа АК-630(боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02
8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла»

Ударная Сила: Морской «Зубр» >>>

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.

Источник: 3mv.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...