После вступления США во Вторую мировую войну перед американскими военными возникла серьезная проблема. На просторах Атлантики безнаказанно действовали немецкие подводные лодки, и доставка войск и техники через океан морским путем стала очень опасным делом: только за первые семь месяцев 1942 года немцы потопили почти 700 кораблей и судов союзников. Для решения проблемы кораблестроитель Генри Кайзер предложил создать большую летающую лодку. А авиаконструктор Говард Хьюз воплотил его идею в жизнь, создав гигантский самолет, до сих пор не имеющий себе равных.
Валерий Евсеев
Шок от потопленного японцами флота в Перл-Харбор и невероятные успехи немцев и японцев на суше и на море потребовали от США невероятного напряжения сил для перевода промышленности на военные рельсы. В этих условиях создание гигантской летающей лодки казалось абсолютно нереальной задачей. Но кораблестроитель и промышленник Генри Кайзер и эксцентричный миллиардер, авиаконструктор и киномагнат Говард Хьюз (известный по фильму «Авиатор») приняли этот вызов. В 1942 году они подписали контракт с министерством обороны США на разработку и изготовление одного прототипа и двух серийных гигантских военно-транспортных гидросамолетов за два года. По условиям контракта в их конструкции можно было лишь в ограниченных количествах использовать стратегически важные материалы — алюминий, сталь и др.
BV 238 – САМАЯ БОЛЬШАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА в WAR THUNDER
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Несмотря на сверхновые материалы и технологии, современные самолеты-гиганты Boeing 747, Airbus 380 и Ан-225 только подбираются к размерам Н-4. А на момент разработки Н-4 был гораздо больше любого из существовавших тогда самолетов.
Деревянный век
Несмотря на то что в 1940-х годах в авиапромышленности активно использовался алюминий, конструкторы не забыли и о проверенном веками дереве. Планер самого быстрого бомбардировщика Второй мировой, знаменитого британского de Havilland Mosquito, почти полностью был изготовлен из дерева и фанеры. Американский транспортный Curtiss-Wright Caravan («летающий гараж») тоже был полностью деревянным, его строили на мебельной фабрике, а затем устанавливали двигатели и другое оборудование.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но для изготовления гигантской летающей лодки ни дерево, ни фанера не годились, и конструкторы решили сделать основную ставку на другой материал. Хьюз уже имел опыт работы с Duramold (см. врезку) во время строительства истребителя D-2A и понимал все достоинства этого материала. Основным сырьем за прочность, стабильное качество и доступность была выбрана береза, некоторые детали были выполнены из ясеня, тополя, бальсы и ели.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Размах крыла — 97,71 м; площадь крыла — 1062 кв. м; высота — 24,16 м; длина — 66,65 м; крейсерская скорость — 280 км/ч; максимальная скорость — 350 км/ч; практический потолок — 6400 м; объем грузового отсека — 4700 куб м; максимальная полезная нагрузка — 60 т; максимальный взлетный вес — 180 т; максимальная дальность — 5000 км; продолжительность полета — 21 час; экипаж — 3 человека.
H-4 Hercules — чистые амбиции
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На заводе Хьюза обработку Duramold подняли до высоких авиационных стандартов. Шаблоны делали в натуральную величину, с них изготавливали матрицы, в которых формовали детали: самая тонкая, толщиной 1,2 мм, состояла из трех 0,4-миллиметровых слоев, а самая толстая, 254 мм, — из двухсот 1,27-миллиметровых слоев шпона.
Чтобы удерживать слои шпона при склеивании, их соединяли гвоздями с двойными шляпками, которые после отверждения клея вынимали с помощью специального «гвоздодера» (на весь самолет ушло около 8000 гвоздей). Отверстия от гвоздей заделывали специальной шпатлевкой. После сборки на поверхность наносили тонкий слой грунтовки, потом — слой рисовой бумаги и два слоя защитного лака.
Внешние поверхности красили «алюминиевой» краской. При взгляде на самолет никому даже не могло прийти в голову, что в основе конструкции лежит дерево. Не только обшивка, но и его силовые элементы выглядели так, как будто они сделаны из алюминия, но. почему то без клепок или сварных швов.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анатомия гиганта
С самого начала в проекте было много противоречий. Кайзер предлагал ограничиться 70 т, но Хьюзу нужен был 200-тонный гигант, не имеющий себе равных. Рассматривались семь вариантов компоновки, из которых Хьюз выбрал вполне традиционную схему высокоплана с двумя поплавками и восемью двигателями. Строительство самолета началось всего через 16 месяцев после подписания контракта.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сейчас огромный самолет занимает центральное место в музее Evergreen Aviation Whitney мощностью по 3000 л.с., которые вращали четырехлопастные пятиметровые винты. Четыре двигателя, расположенные ближе к фюзеляжу, могли создавать реверсивную тягу, поэтому гигант имел уникальную возможность самостоятельно двигаться назад и разворачиваться на месте. Огромные размеры самолета позволяли даже проводить ремонт двигателей в полете, потому что добраться до них можно было по проходам внутри огромного крыла, высота сечения которого в месте крепления к фюзеляжу достигала 4 м.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Удачная импровизация
В марте 1944 года Генри Кайзер, измученный перфекционизмом, нерешительностью и непредсказуемым поведением своего партнера, покинул проект. Хьюз быстро исправил название самолета на Н-4 и добился изменений в условиях госконтракта. Теперь он должен был построить всего один самолет вместо трех. Срывы всех сроков были связаны с невероятными размерами, новыми материалами и технологиями, а также свободным стилем жизни Хьюза, который хотел все контролировать, но при этом уделял много времени кинематографу, другим самолетам и женщинам.
Источник: www.techinsider.ru
Первый и последний полет «Геркулеса»
Одним из символов американского самолетостроения 40-х годов ХХ века стала самая большая в мире летающая лодка (взлетный вес 180 тонн), которая до сих пор остается одним из самых больших самолетов мира (размах крыльев больше, чем у А–380 и Ан–225 «Мрия»). Речь идет о Hughes H-4 Hercules, чей единственный полет состоялся 2 ноября 1947 года
В связи с большими потерями транспортов в Атлантике в 1942 году американское военное ведомство выдало заказ на разработку вместительной летающей лодки из… дерева! Так как на тот момент ощущалась острая нехватка таких стратегических материалов, как алюминий.
Разработкой нового самолета занимались непрофессионалы в авиации: Генри Кайзер, создатель такого класса транспортных судов как «Либерти», и миллиардер Говард Хьюз – большой энтузиаст авиации. Имена создателей нашли отражение в заводском обозначении «НК-1» – по начальным буквам фамилий Hughes + Kaiser . Фактически команду конструкторов возглавлял авиаконструктор Гленн Одеркирк.
В 1942 году был подписан и правительственный контракт, согласного которому за два года должны были быть построены три такие огромные машины. Одновременно самолет получил армейское обозначение H-4 Hercules и неофициальное прозвище «Еловый Гусь» (или «Пижонистый Гусь» – англ. Spruce Goose).
Конструкторами были проработаны семь конфигураций самолета с четырьмя, шестью и восемью двигателями. В итоге разработали рабочую документацию на восьмидвигательный аппарат с размахом крыла в 97,54 метров, который мог нести 750 полностью вооруженных солдат или два 30-тонных средних танка М4 «Шерман». Конструкция самолета была основана на выклеенной по шаблону березовой фанере.
Судьба самолета не сложилась с самого начала. Хотя рабочая документация была разработана достаточно быстро, строительство шло неспешно. Естественно, что сроки не были выполнены, что вызвало целую волну судебных исков. В итоге опытный самолет был построен только в середине 1947 года. В августе военные разорвали контракт, и самолет перешел в собственность миллиардера.
Осенью 1947 года самолет перегнали в Калифорнию, где планировалось поднять его в воздух. 2 ноября 1947 года «Гусь» совершил первый полет. За штурвалом сидел сам Хьюз, вторым пилотом был Дейв Грант. Кроме того, в состав экипажа входили два бортинженера (Дон Смит и Джо Петрали), 16 механиков и два других члена экипажа.
Также на борту были семь приглашенных журналистов и 7 представителей авиаиндустрии. Всего 37 человек. После прогрева двигателя на канале Кабрилло Бич «Геркулес» поднялся в воздух. Самолет смог набрать высоту в 21 метр и на скорости в 217 км/ч пролетел около мили (1,6 км). Это был первый и последний раз, когда гигант совершал полет.
Хотя военные все-таки решили выкупить самолет, однако на этот раз Хьюз не продал его. Так самый большой самолет в мире стал игрушкой миллиардера. В течение последующих двадцати пяти лет «Геркулес» находился в специальном ангаре в районе залива Лонг Бич. Миллиардер тратил гигантские деньги – по некоторым данным по миллиону в год, – чтобы поддерживать машину в летном состоянии.
Первоначально обслуживанием гиганта занимались 300 специалистов, численность которых в 1962 году уменьшилась до 50. Обслуживание машины прекратилось в 1976 году в связи со смертью Хьюза.
В 1993 году самолет был куплен музеем Evergreen International Aviation в Макминнвилле (Орегон). Ежегодно самолет посещают около 300 000 туристов.
Самолет оказался очень популярным аппаратом в кинематографии. Так, биография создателя самолета Говарда Хьюза и испытания самолета показаны в фильме Мартина Скорсезе «Авиатор», а в сериале Leverage («Воздействие») главные герои создали иллюзию подъема в воздух, полета и крушения «Геркулеса» с помощью голограмм и подделанных обломков фюзеляжа.
«Еловый гусь» встречается в компьютерных играх L.A. Noire, Mafia II Crimson Skies, причем является единственным в этом игровом мире самолетом, существующим также в реальном. В «Мафии» его часто можно увидеть в воздухе в сопровождении истребителей.
Источник: warspot.ru