С какой скоростью плывет подводная лодка

Рекорд скорости этой подлодки не побит до сих пор. Мало того, ни одна субмарина в мире даже и не приблизилась к скорости 44,7 узла (около 83 км/ч), как это смогла в 1971 году атомная подводная лодка проекта 661, построенная на «Севмаше» (крупнейшая судоверфь страны в составе Объединенной судостроительной корпорации). Именно тогда дали радиограмму: «Голубая лента скорости» в руках советских подводников».

«К-162 быстрее всех!» — говорили об этой суперподлодке моряки. Она была чем-то похожа на фюзеляж воздушного лайнера — такая же обтекаемая, серебристая и с хорошо развитыми стабилизаторами. Но главное — она была полностью титановая. И единственная в своем роде.

Создание «Папы»

Постановление о её создании было подписано в декабре 1959 года. В ЦКБ-16 (ныне — СПМБМ «Малахит») началась работа по проектированию высокоскоростной атомной подлодки (АПЛ) второго поколения с титановым корпусом и крылатыми ракетами, стартующими из-под воды, — проект 661 (шифр «Анчар», по классификации НАТО получил название Papa).

Самые Быстрые Подводные Лодки в Мире

Началось формирование титановой индустрии в стране. На Севмашпредприятии понимали, что при постройке корпуса лодки из нового материала требовался новый подход. Было приложено много усилий для создания небывалого по тем временам производства.

Строилась лодка в цехе №42, где и сейчас делаются титановые конструкции, но тогда работники здесь обучались абсолютно всему заново. Не все получалось сразу. Титан трудно поддавался сварке, но специалисты предприятия справились с этой задачей. «И поскольку титан — очень сложный металл, который требует чистоты, определенного подхода и определенных видов сварки, то цех был похож на лабораторию. Он был весь выкрашен в светлые тона. Люди ходили только в одежде светлого цвета, причем на ноги одевались даже бахилы», — рассказала ТАСС начальник технического отдела цеха №42 завода «Севмаш» Марина Неклюдова.

Как мне рассказывали ветераны цеха, сам вид титановой лодки был зрелищем непередаваемым. АПЛ вся блестит, переливается. Это вызывало эстетическое наслаждение. Кроме того, лодка получилась красивой за счет обводов. На Западе титан не пошел, ведь это очень капризный для сварки металл. А наши специалисты и рабочие смогли покорить его.

И до сих пор, спустя полвека, те, кто работает с титаном, являются штучными, уникальными специалистами.

Марина Неклюдова, начальник технического отдела цеха №42

С какой скоростью плывет подводная лодка

В процессе постройки лодки на заводе была масса вопросов. Ответственный сдатчик атомной подлодки К-162 Кузьма Палкин рассказал ТАСС, что с освоением этого металла все решалось на заводе легко, потому что руководство относилось к этому внимательно и все время помогало.

«С главной установкой совсем глуховато было, — вспоминает он. — Корпус уже на стапеле. Вскрыто отверстие для погрузки оборудования… так называемый агрегат №2 поставки Балтийского завода. Этот агрегат состоит из насоса первого корпуса гидрокамеры, и к камере на отростках приварены парогенераторы. Так должен был поставлять этот завод. Не поставил. Сроки прошли.

К-162: самая быстрая подводная лодка в истории

Поехали разбираться». Это был 1966 год.

Полный ход!

В процессе постройки по заказу было много замечаний по легкому корпусу. «Он был слишком легкий. Было ясно, что не очень прочный, может подвести. Личный состав тоже был согласен с нами, — рассказывает ответственный сдатчик К-162. — Мы вышли в море в декабре 1968 года, провели все испытания.

Командир гонял личный состав по своей программе: аварийная тревога, всплытие, погружение, стрельба и так далее. Мы не участвовали. Вдруг прибегает механик и говорит — там комбриг отдал команду «боевая тревога», готовимся к полному ходу, — а мы этого полного хода боялись из-за легкого корпуса».

В это время с госкомиссией был главный председатель госкомиссии адмирал Федор Маслов. С ним договорились полный ход делать в последнюю очередь.

Когда достигли 42 узлов (на такой скорости ни одна лодка в мире ещё не ходила) — а у нас сверху лежали насосы, и начали перерабатывать какой-то металл… Слышны металлические звуки. Что-то попало там. Пришлось приостановить полный ход. Когда лодка всплыла, посмотрели на палубу, оказалось, она круглая, а там была палуба горизонтальная. Все выгнулось из-за того, что внутреннее давление между легким и прочным корпусом выдавило все.

Кузьма Палкин, ответственный сдатчик атомной подлодки К-162

С какой скоростью плывет подводная лодка

Вернулись домой, а до Нового года осталась пара дней. Надо сдать заказ. Сказали, что этот заказ по тем временам и по тем деньгам в товаре со всеми опытными работами стоит 2 млрд рублей. И если этого не будет подписано, то не выполнит план ни завод, ни министерство. «Сделали в четвертом цехе две шайбы, как в мясорубке с дырочками, и поставили их на циркуляционную трассу.

Запустили насосы, запустили установку, все работает. Корпус дырявый. Доложили, можем выйти в море, договорились с министерством, с военными, что заказ в таком виде можно подписать и передать в опытную эксплуатацию, все это дело восстановить и продолжать дальше», — рассказывает Палкин.

Читайте также:  Лодка ПВХ хантер нднд характеристики

Так был подписан приемный акт, сдан заказ в опытную эксплуатацию. В период дальнейшей доработки ЦКБ выпустило чертежи новых усиленных решеток легкого корпуса, работы проводились в док-камере «Звездочки». Провели ремонт, и на следующий год весной в составе Военно-морского флота лодка смогла выполнить сверхсложное боевое задание. В 1971 году она вышла на полный ход — 44,7 узла.

Это достижение не превзойдено до сих пор ни одной страной в мире. Современные американские подлодки разгоняются максимум до 35 узлов. В 1971-м лодка вышла в автономку в Атлантический океан, пройдя от Гренландского моря до Бразильской впадины, где снова продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США.

«Рыбка» на «крючке»

На Западе лодку прозвали «Серебряным китом» за цвет корпуса, а в России «Золотой рыбкой» — за дороговизну постройки. Говорили, что её стоимость в то время составляла 2% от оборонного бюджета страны, поэтому и стала «золотой». От серийного строительства этих подлодок отказались ещё в 1964 году, решив ограничиться одним уникальным кораблем.

«Назначение на «Золотую рыбку» стало для меня радостным событием, — рассказал в интервью ТАСС капитан 2-го ранга в отставке Дмитрий Жиганов. — Об этой лодке я узнал ещё в училище. Изучением корабля всецело обязан экипажу. Специалисты были классные, прошедшие все стадии строительства, испытания и подготовки подводной лодки к выполнению боевых задач». Он прослужил на К-162 (впоследствии К-222) с конца 1973 по 1986 год в должностях от командира гидроакустической группы — инженера до командира боевой части связи — начальника радиотехнической службы. На «Рыбке» прошел две автономки.

Корабль уникален своими техническими решениями: мощная ядерная энергетическая установка, десять крылатых ракет подводного старта «Аметист» и, конечно, титановый корпус. Чистота в отсеках и никакой ржавчины. Экипаж любил, знал и хранил свой корабль.

Дмитрий Жиганов, капитан 2-го ранга в отставке

Однако уникальность корабля, по мнению подводника, тесно связывала его с заводом при проблемах технического характера. «За период службы корабль переходил из Западной Лицы (пункт базирования кораблей Северного флота в 45 км от границы с Норвегией — прим. ТАСС) в Северодвинск на завод и обратно шесть раз. Периоды отрыва экипажа корабля от боевой подготовки, подводников от семей достигали многих месяцев. И это негативно сказывалось на морально-психологической обстановке в коллективе», — говорит Жиганов.

С какой скоростью плывет подводная лодка

Тем не менее в периоды пребывания корабля в Западной Лице, по словам подводника, экипаж проходил полный курс боевой подготовки, выходил в «линию», заступал на боевое дежурство, обеспечивал отработку задач боевой подготовки кораблей Северного флота.

«Известно, что основное качество подводной лодки — скрытность. Она зависит от шумности, которая у нас была довольно высокая. Моряки всеми доступными способами боролись с этим «недугом» корабля, — рассказывает Жиганов. — При отработке противолодочных задач эта шумность в некоторой степени помогала нашим «коллегам» успешно их выполнять. Нам в данном случае было труднее.

Можно похвалиться успешным слежением за подводной лодкой проекта 670 в течение 15 минут с использованием станции обнаружения мин в активном режиме». Потому в плане гидролокации «Рыбку» легко было «посадить на крючок», то есть обнаружить.

Говорит подводник и о других интересных моментах: «Первая опытная автономка помогла выявить и в дальнейшем решить проблему пагубного влияния реакции электрохимической коррозии, возникающей между сталью и титаном. В дальнейшем при стоянке в базе нам отвели персональный пирс с бонами, разделяющими сам пирс и корпус подлодки. Сделано это было во избежание разрушения стальных конструкций пирса. Также были специально изготовлены удлиненные трапы для личного состава и коммуникаций».

«Разница в скоростях была в нашу пользу»

«Золотая рыбка» была наделена усовершенствованной атомной энергетической установкой и могла запускать крылатые ракеты П-70 «Аметист» из подводного положения.

Проектировалась АПЛ для противодействия авианосным ударным соединениям (АУС) вероятного противника на морском театре военных действий. «Расчет такой: подводная лодка ищет АУС, используя гидроакустический комплекс в режиме шумопеленгования (пассивный поиск); при обнаружении цели подводная лодка скрытно выходит на расчетную дальность стрельбы ракетами; производится залп, после которого лодка уклоняется от противодействия сил и средств противника, имея значительное преимущество в подводной скорости», — говорит Жиганов.

«Что касается ощущений скорости, то, во-первых, начинаешь чувствовать инерцию собственного тела, особенно во время разгона, — рассказывает подводник. — Далее, на скоростях выше 35 узлов (более 70 км/ч), из-за турбулентного характера обтекания лодки возникали шумы, доходящие в центральном посту до 100 децибел. Подобный шум не только приводил к дискомфорту экипажа, но и лишал лодку скрытности. Однако на таких скоростях нашу лодку не могла догнать ни одна имеющаяся в то время у противника торпеда. Разница в скоростях была в нашу пользу».

Читайте также:  Схема лодочного мотора вихрь 30

С какой скоростью плывет подводная лодка

Подводник признается, что в обычном режиме, при несении боевого дежурства и в автономном плавании, лодка, естественно, на максимальных скоростях не ходила — «не резон было слишком светиться». «Мне довелось прочувствовать движение на максимальной скорости только один раз — на испытаниях после проведения среднего ремонта корабля», — говорит он.

Самая быстрая в мире «Золотая рыбка»

«Золотой рыбкой» подлодку К-162 называли за необыкновенно высокую стоимость. В ней не было ничего удивительного: впервые в мире такой корабль строился из титана – весьма недешевого металла, да и прочие обстоятельства не удешевляли постройку. А самой быстрой в мире она была и остается по сей день потому, что 18 декабря 1970 года сумела показать скорость 44,7 узла – 81,4 км/ч.

Охота на авианосцы

Подводная лодка с крылатыми ракетами К-162 (позднее она получила другой тактический номер – К-222) осталась единственной подлодкой, построенной по проекту 661. Сам же этот проект появился на свет в результате принятия Пентагоном новой концепции океанских сил, основой которых становились авианосные ударные группы (АУГ).

Ничего подобного СССР в тот момент, да и позднее, на вооружении не имел по разными причинам. Оставлять же представлявшие серьезную угрозу АУГ без адекватного ответа было невозможно. И тогда возникла идея создания подводной лодки, вооруженной тяжелыми противокорабельными ракетами, способными уничтожить авианосную группу ударом из-под воды. Последний фактор был решающим.

У советского флота к тому времени были крылатые ракеты П-5, способные пустить на дно авианосец, и лодки для их доставки. Но для пуска ракет таким субмаринам надо было обязательно всплывать, то есть выдавать противнику свое местоположение.

Крылатая ракета «Аметист» (макет)

Образно говоря, «Золотая рыбка» появилась на свет как средство скрытой доставки к цели новых противокорабельных крылатых ракет П-70 «Аметист». Иногда этим словом называют и весь оружейный комплекс, хотя это неверно. В СССР проект 661 имел шифр «Анчар», а в НАТО получил индекс Papa. И история постройки К-162 во многом отражала историю создания «Аметиста». А она была весьма непростой.

Хотя работы над новыми крылатыми ракетами, способными стартовать из-под воды, велись с конца 1950-х годов, на вооружение их приняли только в 1968 году. К этому времени была вчерне построена и их подводная лодка-носитель.

К-162 тоже рождалась непросто. Выбор титана как материала для постройки прочного корпуса подлодки потребовал решения большого комплекса проблем. Начать хотя бы с того, что большинство расчетов пришлось проводить заново, поскольку физика поведения титана в воде оказалась иной, чем у стали, а сварку титановых конструкций пришлось вести в аргоновой среде. Стоит ли удивляться, что заложенная 28 декабря 1963 года на «Севмаше» лодка К-162 только через пять лет вышла из дока, а в строй вступила еще год спустя, войдя в состав Северного флота.

Лодка, на которой все впервые

Суеверные моряки наверняка судачили между собой, что удачи новой лодке не видать. Ведь она – виданное ли дело! – зачислялась в списки кораблей советского ВМФ дважды, 3 мая 1962 года и 27 января 1965 года. А все потому, что после первого раза лодку, получившую тактический номер К-18, сняли со строительства из-за разного рода сложностей с проектированием и поставкой материалов.

Атомная подводная лодка К-162 проекта 661 «Анчар» на испытаниях

К-162 посрамила скептиков: хотя ей и пришлось существенную часть времени прослужить в статусе экспериментальной, никаких серьезных неприятностей с лодкой не случилось. А вот рекордов она поставила немало. Еще во время первых государственных испытаний, разогрев два своих реактора до 80 процентов мощности, лодка показала сумасшедшую для того времени скорость: 42 узла!

И это при том, что военные закладывали в тактико-технические требования 38 узлов – тоже очень высокие, но все-таки меньшие показатели. Про достижение рекордной скорости в 44,7 узла говорилось выше. Но был еще один рекорд, оставшийся неофициальным.

30 марта 1971 года лодке предстояло зафиксировать свою необыкновенную скорость не по собственным приборам, а по данным гидрографических судов, и сделать это на мерной миле. Довести замысел до конца не удалось, поскольку возникли проблемы с управлением турбинами, но во время этого эксперимента был достигнут показатель в 44,85 узла, то есть 83 км/ч. Командование ВМФ посчитало достижение недоказанным, потому во всех документах фигурировал прежний показатель. Впрочем, он все равно оставался уникальным: перекрыть его подводным лодкам не удалось до сих пор.

Подводная лодка К-162 выполняет циркуляцию. Этот маневр расхождения «Анчар» выполнял быстрее всех подлодок своего времени

Вообще, говоря о «Золотой рыбке», приходится постоянно употреблять слово «впервые». При проектировании этой лодки впервые в отечественной истории был применен метод натурного полноразмерного макетирования всех ее отсеков, за счет чего конструкторы сумели создать подводный корабль с необычайно комфортными для экипажа условиями.

Читайте также:  Тех характеристика лодочного мотора ханкай 5

При ее строительстве впервые использовался титан. При создании К-162 сверху было спущено указание в целях секретности не использовать никакое уже существующее оборудование, хотя это и привело к затягиванию разработки. Наконец, впервые атомная лодка получила сразу два атомных реактора, каждый из которых передавал свою мощность на свой вал со своим винтом. Из-за этого кормовая часть прочного и легкого корпусов получила характерную раздвоенную форму, метко прозванную моряками «штаны».

Как напугали «Саратогу»

Высочайшая скорость подводной лодки К-162 требовалась для того, чтобы домчаться до противника, как только он будет обнаружен, выпустить по нему крылатые ракеты и тут же, развернувшись, помчаться к своей базе. Дистанция залпа определялась дальностью полета «Аметиста», а она, к сожалению, получилась очень невысокой, всего 80 км.

Виной тому был примененный на ракетах твердотопливный двигатель. Никакие другие в то время не умели стартовать из-под воды, а этот не мог обеспечить ни большой дальности, ни большой полезной нагрузки: у П-70 она ограничивалась боевой частью фугасно-кумулятивного действия весом в одну тонну или ядерной боеголовкой мощностью 200 килотонн. С другой стороны, таких ракет на борту у К-162 было десять, плюс дюжина торпед, которые тоже могли быть снаряжены «спецбоеприпасами». Такого запаса теоретически хватало на уничтожение не одного авианосца. Тем более, что удрать от «Анчара» не мог ни один из них.

Вид на ограждение рубки подводной лодки К-162, идущей на полном надводном ходу

Этот факт был установлен практически и привел в невероятное замешательство командование американских ВМС. Во время первого боевого похода на полную автономность, в период с 25 сентября по 4 декабря 1971 года, К-162 вела преследование американского авианосца «Саратога». Даже на самой высокой своей скорости в 30 узлов он не смог оторваться от неизвестной подводной лодки, а потом обнаружил, что она легко обогнала его и ушла вперед. Этот факт шокировал и команду «Саратоги», и ее начальников в Вашингтоне, которые поняли, что имеют дело с новой русской подлодкой с необыкновенными способностями. Можно представить себе, как это переполошило американцев, которые легко представили себе целый флот таких скоростных субмарин, выходящих на охоту за их авианосными ударными группами.

Подводная лодка проекта 670 «Скат», которые оказались дешевле и тише «Золотой рыбки»

Никакого целого флота «Анчаров» не появилось: «Золотая рыбка» так и осталась единственной лодкой проекта 661. Прежде всего потому, что советский бюджет не выдержал бы постройку большого числа таких дорогих подводных лодок.

Кроме того, К-162 оказалась чрезвычайно шумной: на скорости выше 35 узлов титановый корпус создавал турбулентный поток, вызывавший сильный гидродинамический шум. На центральном посту лодки замеры показали его уровень 100 децибелл: так воет над ухом бензопила или грохочет гром. А самое главное, уже в тот момент, когда «Золотую рыбку» только спускали на воду в Северодвинске, на горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово» уже достраивали третью подлодку проекта 670 «Скат». Это были небольшие стальные лодки, вооруженные всего восемью «Аметистами». Они разгонялись «всего» до 25-26 узлов, но зато были гораздо менее шумными, что обеспечивало им достаточную скрытность для подхода на дистанцию ракетного залпа.

Проект мемориала в честь подводной лодки К-162 в Северодвинске

В 1984 году «Золотая рыбка», носившая уже тактический номер К-222, была выведена из эксплуатации, в 1989-м исключена из состава флота, а через десять лет на ней спустили военно-морской флаг. На сегодняшний день от самой быстрой подводной лодки в мире сохранилось только ограждение рубки. Из него планируется сделать своего рода памятник уникальной подлодке, который будет стоять в Северодвинске. Черная стальная рубка будет подниматься между мраморными плитами, символизирующими льдины, как будто субмарина всплывает где-то в середине Северного Ледовитого океана…

Источник: histrf.ru

10 самых быстрых в мире плавательных средств, поражающих воображение

Когда речь заходит о высоких скоростях, все почему-то сразу вспоминают о самолетах или автомобилях. Но на самом деле суперскорости демонстрируют и плавсредства. В нашем обзоре — 10 самых быстрых в мире суден в истории.

Фотография: 10 самых быстрых в мире плавательных средств, поражающих воображение №1 - BigPicture.ru

Фотография: 10 самых быстрых в мире плавательных средств, поражающих воображение №2 - BigPicture.ru

Самая быстрая субмарина
Максимальная скорость: 83 км/ч

Эта субмарина была единственным кораблем в своем классе. Она могла похвастаться титановым корпусом, двумя атомными реакторами водо-водяного типа мощностью 2 × 177,4 МВт и двумя паровыми турбинами мощностью 80 000 лошадиных сил. Благодаря сочетанию низкой массы и высокой мощности подлодка могла нести на борту экипаж из 82 моряков, 10 противокорабельных ракет П-70 «Аметист» и 12 533-мм торпед на максимальной скорости в 44,7 узла.

Фотография: 10 самых быстрых в мире плавательных средств, поражающих воображение №3 - BigPicture.ru

Самый быстрый военный корабль
Максимальная скорость: 116 км/ч

Этот экспериментальный канадский корабль на подводных крыльях — один из самых быстрых кораблей за всю историю. Bras D’Or был спроектирован по идеям Александра Грэхема Белла и был оснащен двумя газотурбинными двигателями Pratt https://bigpicture.ru/10-samyx-bystryx-v-mire-plavatelnyx-sredstv-porazhayushhix-voobrazhenie/» target=»_blank»]bigpicture.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...