Москва. 3 марта. INTERFAX.RU — Пуск ракеты «Калибр» из подводного положения выполнила субмарина «Петропавловск-Камчатский», поразив береговую цель на дальности более тысячи километров, сообщил Тихоокеанский флот (ТОФ).
«В расчетное время ракета «Калибр» успешно поразила назначенную цель на тактическом поле «Сюркум», расположенном в Хабаровском крае. Дальность стрельбы превысила 1 000 километров», — сказано в сообщении пресс-службы ТОФ.
По ее данным, «ракетная стрельба выполнялась по береговой цели, имитирующей огневую позицию условного противника». «Перед пуском субмарина скрытно заняла назначенный для стрельбы район», — говорится в сообщении.
Пуск крылатой ракеты комплекса «Калибр» осуществлен из подводного положения в Японском море, информирует флот.
Задача выполнена в рамках плана боевой подготовки, сказано в пресс-релизе.
«Закрытие района выполнения ракетной стрельбы обеспечивали корабли и суда Тихоокеанского флота, а также самолеты и беспилотные летательные аппараты морской авиации», — говорится в сообщении.
Как дешевая подводная лодка может потопить дорогой военный авианосец?
«Калибр» — семейство крылатых ракет большой дальности, разработанных ОКБ «Новатор» (АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»). Этими ракетами оснащают российские корабли и подводные лодки.
Дизель-электрическая подлодка (ДЭПЛ) «Петропавловск-Камчатский» — первый корабль проекта 636.3 в серии для ТОФ, передан Военно-морскому флоту России 25 ноября 2019 года. Подводная лодка «Волхов», вторая в серии, вошла в состав флота 24 октября 2020 года. На третьей субмарине этой серии — «Магадан» — Андреевский флаг был поднят в октябре 2021 года.
Сообщалось, что строящуюся субмарину «Уфа» проекта 636.3 — четвертую в серии из шести кораблей, которые строятся на АО «Адмиралтейские верфи» для ТОФ, спустили на воду весной прошлого года. Пятая и шестая субмарины серии — «Можайск» и «Якутск» — были заложены на предприятии в августе 2021 года. Спуск «Можайска» на воду запланирован на весну 2023 года, сообщала в ноябре прошлого года пресс-служба судоверфи.
Согласно открытым данным, тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 636.3 таковы: автономность плавания — 45 суток, предельная глубина погружения — 300 метров, дальность подводного плавания экономичной скоростью — 400 миль, дальность плавания в режиме РДП (работы двигателя под водой, — «ИФ») с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов — 7 500 миль, количество торпедных аппаратов — 6. Скорость подводного хода — 18 узлов. Экипаж — 52 человека.
Все подлодки проекта 636.3, которые относятся к третьему поколению ДЭПЛ, оснащают крылатыми ракетами «Калибр».
Источник: www.interfax.ru
С какой глубины может стрелять подводная лодка
Новости 2.0 — новостной сайт нового формата. Вы сами выбираете интересные и актуальные темы. Самые лучшие попадают на главную страницу.
Российские субмарины пятого поколения будут выстреливать торпеды потоком воды на глубинах до одного км
Российские субмарины пятого поколения будут выстреливать торпеды и подводных роботов потоком воды под огромным давлением. Это обеспечит мгновенную и бесшумную стрельбу на глубинах от «нуля» (когда лодка находится в надводном положении) и до одного километра. Сейчас на подводных лодках (ПЛ) используется торпедные аппараты воздушной схемы.
Запуск изделий производится с помощью сжатого воздуха. Воздушная система требует несколько минут на подготовку залпа и ограничивает глубину применения торпед расстоянием 300–400 метров. Также она сильно демаскирует подводную лодку, так как противник слышит, как сжатый воздух поступает в торпедный аппарат, а также как выходят при стрельбе пузырьки воздуха. По словам экспертов, новые торпедные аппараты делают российские ПЛ бесшумными. Они работают, как глушители на стрелковом оружии, заглушая звук выстрела.
Новые «мокрые» торпедные аппараты (ТА) разрабатывает Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» — ведущее российское предприятие в области проектирования атомных подводных лодок и московское предприятие «Лопастные гидравлические машины» (АО «ЛГМ»). В их основе — уникальная импульсно-турбонасосная установка. Она способна за секунду прогнать пять кубометров воды.
Как рассказали «Известиям» в АО «ЛГМ», «мокрые» ТА будут использованы на всех перспективных подводных кораблях нашего флота.
— Современные российские торпеды находятся в торпедных аппаратах в затопленном состоянии, — рассказал «Известиям» исполнительный директор ОАО «ЛГМ» Роман Пыхтин. — Морякам всего лишь достаточно нажать на кнопку, и наш насос мгновенно создаст необходимое водяное давление, в результате торпеда вылетит из лодки на семь метров. Это безопасное расстояние, на котором включается двигатель, и торпеда начинает преследование цели.
Сегодня для запуска торпедного вооружения используется «классическая», так называемая «воздушная» схема. Ее организация — целая процедура. Сначала заполняется сжатым воздухом боевой баллон. В ТА подается вода. Открывается крышка торпедного аппарата для уравнивания внешнего и внутреннего давления воды.
И только затем под напором воздуха торпеда выходит наружу. При этом вместе с ней вырывается еще и воздушный пузырь, демаскирующий стреляющую лодку.
— Подготовка пуска торпеды — весьма шумное мероприятие, — рассказал «Известиям» ведущий конструктор АО «СПМБМ «Малахит» (разработчик многоцелевых АПЛ) Виктор Караваев. — Процесс занимает минуты, но этого достаточно, чтобы противник «услышал», что готовится атака, и принял ответные меры. Только одно открытие крышки торпедного аппарата слышно под водой на километры. Новая система импульсного-электронного запуска обеспечивает мгновенное применение оружия, которое остается полностью незаметным для противника, так как никаких предварительных мероприятий, самого «импульса» пуска и последующих возмущений внешней среды не происходит.
Профессор академии военных наук Вадим Козюлин рассказал, что «мокрый» ТА — это фактически глушитель, аналогичный, используемому в стрелковом оружии. Он исключает использование сжатого воздуха, а значит, делает стрельбу бесшумной и полностью скрытой.
— Максимальная глубина «воздушного» запуска торпедного вооружения — 300 метров. Глубже создать необходимое давление воздуха в торпедном аппарате не представляется возможным. Современные подводные лодки опускаются на глубины до 500 метров, — отметил эксперт. — Сейчас в России создается уникальная глубоководная субмарина — носитель подводных роботов «Хабаровск».
По имеющимся сведениям, глубина ее погружения составляет один километр. Использование импульсно-турбонасосной системы запуска торпедного вооружения позволит ей стрелять без оглядки на то, что баллонам сжатого воздуха просто не хватает мощности, чтобы вытолкнуть робота на безопасное для корабля расстояние. Запущенные на такой глубине «беспилотники» становятся абсолютно невидимыми для противника.
В настоящее время на вооружении российского ВМФ стоят два типа торпедных аппаратов калибра 533 и 650 мм. Их используют для стрельбы торпедами, крылатыми ракетами и постановки мин. Также «трубы» ТА используются для выхода из подводной лодки морских диверсантов.
Источник: iz.ru/614912/dmitrii-litovkin-.
Добавил oskarter 7 Июля 2017
Источник: news2.ru
Удар с глубины. История первого подводного старта советской баллистической ракеты
О РАКЕТЕ Р-11ФМ
Р-11ФМ (флотская, модернизированная) — первая советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках проектов 611АВ и 629. Разработана в ОКБ-1 на базе ракеты Р-11, стоявшей на вооружении Сухопутных войск. Пуск Р-11ФМ предполагался из надводного положения, а затем — после модернизации — и из подводного.
Так Советский Союз получил уникальное мощное оружие, которое тут же решено было доработать, чтобы максимально повысить скрытность подводных лодок. А для этого необходимо было научить субмарины стрелять из-под воды. Работу в этом направлении Сергей Королев поручил конструктору Евгению Чарнко, который в то время занимался проектированием зенитных артиллеристских систем.
Первый в мире надводный старт стал замечательным событием в области применения баллистических ракет, но, как убедились многие, он не обеспечивал скрытности подлодки. В случае боевых действий для пуска двух-трех ракет лодке необходимо было всплыть как минимум на 15 минут, а это превращало грозное оружие в легкую мишень для противолодочной обороны
Из воспоминаний конструктора ракетной техники Евгения Чарнко
От автомобилей до ядерного щита Евгений Чарнко родился 29 марта 1902 года в Москве. В разгар Октябрьской революции погиб его отец, и Евгений вместе со старшим братом был вынужден совмещать учебу в школе и работу на складе авиационного завода.
Позднее Чарнко рассказывал, что, едва увидев, как строят первые отечественные самолеты, навсегда заболел техникой и решил поступать в Московское высшее техническое училище (сейчас — Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана).
После окончания вуза Евгений Чарнко работал в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте «НАМИ», участвовал в создании автомобилей НАМИ-1 и НАТИ-2. Впервые проектировать оружие Евгений Чарнко начал в 1933 году в ОКБ-15 Народного комиссариата вооружения СССР.
Под руководством конструктора были разработаны и созданы противотанковые авиадесантные пушки Ч-26 ЧК-М1. Через 20 лет, в середине 1950-х, Евгений Чарнко по предложению Сергея Королева начал работать над первым в мире подводным стартом баллистических ракет. Погружение в тему В первую очередь решено было доработать баллистическую ракету.
Меньше чем за полгода Евгений Чарнко создал новый экспериментальный вариант Р-11, чтобы понять, возможен ли запуск ракетного двигателя (ЖРД) в заполненной водой шахте. «Р-11ФМ уже была на вооружении нескольких дизельных подлодок, и мы многократно проводили ее пуски при вводе подлодок в боевой состав и при контроле серийных партий ракет. Доработка заключалась главным образом в герметизации корпуса и его упрочнении, что было сложнее сделать по сравнению с твердотопливной ракетой типа «Поларис».
Ракета получила индекс С4.7″, — рассказывал участник первых подводных ракетных пусков генерал-майор Владимир Дворкин. Перед тем как запустить ракету с подлодки, команда инженеров под руководством Евгения Чарнко создала специальный погружаемый стенд. В декабре 1956-го с него успешно запустили первый макет ракеты.
Затем для отработки стрельбы в движении была построена специальная подводная лодка с наружными пусковыми шахтами. Первые пуски макетов Р-11ФМ с глубины 15–20 м на скорости 3–4 узла (6–9 км/ч) также были признаны успешными. Третий и заключительный этап испытаний проводился уже с использованием настоящей ракеты.
Однако здесь, по словам Владимира Дворкина, проект ждала череда неудач. «При первом пуске по какому-то шуму на лодке решили, что ракета вышла из шахты, доложили в штаб, но на обеспечивающем корабле, где находилась вся комиссия, выхода ракеты из воды не зафиксировали. Подлодка всплыла, подошла вплотную к кораблю, крышку шахты открыли, обнаружили в ней ракету и приступили к разбирательству.
Но минут через 50 вдруг включился маршевый двигатель и ракета стартовала. После этого возникла паника. Один человек прыгнул в воду, на обеспечивающем корабле все кинулись врассыпную. По счастливой случайности никто серьезно не пострадал, так как из-за небольшого уклона ракеты факел двигателя только слегка опалил людей», — вспоминал участник первых подводных пусков.
Во время второй попытки ракета при заполнении шахты водой сдвинулась с места, нарушив электрические соединения. От трудной процедуры слива компонентов топлива и извлечения ракеты из шахты сумел избавить член стартовой команды капитан-лейтенант Николай Друин, который благодаря прекрасному знанию техники и своему стройному телосложению пробрался в пространство между ракетой и шахтой и восстановил электрические связи. Но пуск решили не проводить, и лодка вернулась в базу
Из интервью Владимира Дворкина Независимому военному обозрению
И только третья попытка подводного пуска, состоявшаяся 10 сентября 1960 года, прошла успешно. Ракета стартовала с борта лодки Б-67, которая шла на глубине 30 м со скоростью 3,2 узла.
Командовал субмариной в этот исторический момент Герой Советского Союза капитан третьего ранга Вадим Коробов. «В производство ракета не пошла из-за малой дальности полета, но она дала толчок дальнейшим разработкам. В Северодвинске уже серийно строились дизельные лодки 629-го проекта, которые впоследствии были модернизированы под ракеты Р-21, стартующие из-под воды и имеющие дальность до 1400 км», — вспоминал позднее Коробов. Первоначально разрабатывать новые ракеты для подводных стартов должен был Евгений Чарнко, однако вскоре после первого пуска конструктор перенес инфаркт и попросил Сергея Королева дать ему что-нибудь «поспокойнее». В итоге Чарнко занялся созданием наземной инфраструктуры для лунной ракеты Н-1, а работы по подводному старту возглавил другой знаменитый ракетный конструктор — Виктор Макеев. Подробности на ТАСС
Источник: cont.ws