Рыбачьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они казались

Примеры предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «рыбачий».

Примеры предложений со словом «рыбачий»

Если рыбаки на маленьких рыбачьих лодках могли полагаться на свои догадки и память, то железным, изрыгавшим пар кораблям девятнадцатого века требовалось что-то более точное.

Джимми Сони, Игра разума. Как Клод Шеннон изобрел информационный век

Маленький рыбачий посёлок, дощатый пирс и ведущая к нему грунтовая дорога.

Роман Глушков, Эксперт по уничтожению

На песке лежала широкая металлическая труба, рядом на водорослях было развешено несколько метров рыбачьих сетей, а поодаль на ржавых пружинах покачивались два древних велосипеда.

Лиз Кесслер, Уроки плавания Эмили Ветрохват

Поэтому первобытные жители невского прибрежья никогда не строили там прочных жилищ, но небольшие рыбачьи хижины.

Елена Первушина, Литературные герои на улицах Петербурга. Дома, события, адреса персонажей из любимых произведений русских писателей

Гранатовый браслет. Александр Куприн

Несколько рыбачьих баркасов оставили гавань ещё до шторма и сейчас наверняка прятались в укромных заводях, где их не могли настигнуть ни океанские валы, ни ураганный ветер.

Жюль Верн, Ледяной сфинкс

И вот начальник заставы стоит в камышах и смотрит, как растворяется в темноте силуэт маленького рыбачьего каюка.

Владимир Рыбин, Иду на перехват

Большой тихоходный пригород, обычно охотящийся на рыбачьи деревушки далеко на побережье, по ошибке забрёл в песчаное море, и здесь его окружила стая скоростных хищников.

Филип Рив, Надвинувшаяся тьма

Круги от затопленных рыбачьих судов разошлись по всему миру.

Георгий Зуев, От Вознесенского проспекта до реки Пряжи. Краеведческие расследования по петербургским адресам

Залётный ветер подёргивал холодеющую воду, покачивал на волне рыбачьи судёнышки, так что на них позванивали колокольцы.

Виталий Коржиков, Морской сундучок

Большинство мачт принадлежало лёгким рыбачьим шхунам или парусно-моторным шаландам, никогда и не нюхавшим океанских просторов.

Иван Ефремов, «Катти Сарк»

Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками.

Пушкин А. С., Дубровский

Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.

Куприн А. И., Гранатовый браслет

Самая река смутно шлет к северу свои желтоватые воды; изредка пробежит по ним торговое судно или плот с лесом, или мелькнет рыбачья лодка.

Лажечников И. И., Внучка панцирного боярина

— Через Волгу переезжал в рыбачьей лодке, да у острова дурачина рыбак сослепа в тину попал: надо было выскочить и стащить лодку.

Гончаров И. А., Обрыв

Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам.

Гончаров И. А., Фрегат «Паллада»

Кое-где по островам выглядывали рыбачьи хижины.

«Гранатовый браслет». А.И. Куприн.

Лажечников И. И., Последний Новик. Том 2

Атаманы баркасов оттачивают белужьи крючки — иступившиеся медные крючки, на которые, по рыбачьему поверью, рыба идет гораздо охотнее, чем на современные, английские, стальные. На той стороне залива конопатят, смолят и красят лодки, перевернутые вверх килем.

Куприн А. И., Листригоны

Вдали на горизонте, там, где голубой атлас моря окаймлялся темно-синей бархатной лентой, неподвижно стояли стройные, чуть-чуть розовые на солнце, паруса рыбачьих лодок.

Куприн А. И., Белый пудель

Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинный ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал открытый воздух суровой пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

Грин Александр, Алые паруса

Ложный слух! Это рыбачьи суда огибали мыс.

Блок А. А., Король на площади

Кое-где на кустах висели длинные рыбачьи сети. Чайки с пронзительным криком летели навстречу пароходу, сверкая на солнце при каждом взмахе своих широких, изогнутых крыльев. Изредка на болотистом берегу виднелась серая цапля, стоявшая в важной и задумчивой позе на своих длинных красноватых ногах.

Куприн А. И., Одиночество

Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.

Карамзин Н. М., Бедная Лиза

В ожидании завозни отец мой, особенно любивший рыбу, поехал на рыбачьей лодке к прорезям и привез целую связку нанизанных на лычко стерлядей, чтоб в Симбирске сварить из них уху.

Аксаков С. Т., Детские годы Багрова-внука

Солнце только что показалось из-за темных гор, ограждавших противоположную сторону реки; ровная, тихая, как золотое зеркало, сверкала она в крутых берегах, покрытых еще тенью, и разве где-где мелькали по ней, словно зазубрины, рыбачьи лодки, слегка окаймленные огненными искрами восхода.

Григорович Д. В., Деревня

Нет, это летит, надувшись, парус — все ближе и ближе; упал, и перед вами является бедный остов рыбачьей лодки; на кривой мачте ее мотается кусок полотна с заплатами.

Лажечников И. И., Беленькие, чёрненькие и серенькие

— Что я сделаю? — переспросил я. — Пожалуй, я куплю рыбачий баркас. Многие рыбаки живут своим ремеслом.

Грин Александр, Золотая цепь

Кругом их не заметно было никакого жилья, кроме пустых сараев и небольших рыбачьих хижин без дворов, по-видимому также необитаемых.

Загоскин М. Н., Юрий Милославский, или Русские в 1612 году

Пришли в Рыбачью слободу. На конце улицы постучался Василий в избушку, закуренную дымом до того, что она казалась построенною из угля. Она земно била челом к стороне улицы; соломенная прическа ее, густо напудренная снегом, была растрепана непогодами. Вокруг — ни двора ни кола.

Лажечников И. И., Ледяной дом

Облака рассеялись, на темно-синем небе ярко засверкали звезды, на бархатной поверхности моря тоже мелькали огоньки рыбачьих лодок и отраженных звезд.

Горький Максим, Коновалов

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий . В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.
Шла, шла. И вдруг перед собою
С холма господский видит дом,
Селенье, рощу под холмом
И сад над светлою рекою.
Она глядит — и сердце в ней
Забилось чаще и сильней.

Пушкин А. С., Евгений Онегин

По нескольком времени увидели мы две большие рыбачьи лодки, к нам приближающиеся, и, при настижении их до нас, увидели в одной из них нашего спасителя, который, прошед каменною грядою до берега, сыскал сии лодки для нашего извлечения из явной гибели.

Радищев А. Н., Путешествие из Петербурга в Москву

В настоящий день оно было гладко, как стекло, и только местами на нем чернели рыбачьи лодочки.

Писемский А. Ф., Люди сороковых годов

Между прочим, и на острова он отправился с тайной целью отыскать на рыбачьей стоянке проклятую куклу. Но её и здесь не оказалось.

Мамин-Сибиряк Д. Н., Любовь куклы

К счастью, попались аинские рыбачьи юрты, он приютился в одной из них, а своего возницу послал во Владимировку, где тогда жили вольные поселенцы; эти приехали за ним и доставили его еле живого в Корсаковский пост.

Чехов А. П., Остров Сахалин

признаюсь, сердце замирает от одного воспоминанья, и в старости отказаться от вторичного участия в такой поэтически рыбачьей сцене.

Аксаков С. Т., Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах

Я читал наизусть отрывки из моего перевода 8-й сатиры Буало; прочел также мою русскую идиллию « Рыбачье горе», которую Писарев очень любил.

Аксаков С. Т., Литературные и театральные воспоминания

Берег озера с многочисленными заливами на пространстве нескольких верст то убран рощицами и холмами, как грудь красавицы пышною оборкою, то усеян рыбачьими хижинами, деревнями и красивыми мызами, которые глядятся в воды и в них умываются.

Лажечников И. И., Последний Новик. Том 2

И когда на другой день маленький жалкий катер повел паром к выходу из бухты, то у Белых камней уже дожидались почти все рыбачьи баркасы, стоявшие в бухте.

Куприн А. И., Листригоны

Эту прелестную древнюю легенду рассказал мне в Балаклаве атаман рыбачьего баркаса Коля Констанди, настоящий соленый грек, отличный моряк и большой пьяница.

Куприн А. И., Листригоны

Литературный вечер «Море-источник вдохновения»
классный час по литературе (10 класс) на тему

Литературный вечер «Море-источник вдохновения» в рамках школьного проекта»Крым -микрокосм мира»,ноябрь 2010г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

литературного калейдоскопа «Море – источник вдохновения»

Складываются пазлы, получается эмблема.

Шум моря (см “ВКонтакте»), на сцену выходят 2 (стильных) молодых человека: один стоит, другой присаживается на край сцены. Один декламирует, второй внимательно слушает. (Отрывок из к/ф «Достучаться до небес»)

Читайте также:  Лодка южанка 2 размеры кокпита

— Стоишь на берегу и чувствуешь

Соленый запах ветра, что веет с моря,

И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась,

И губы жжет подруги поцелуй, пропитанный слезой…

— Я не был на море…

— Ни разу не был на море?

— Не успел, не вышло…

— Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине.

А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море.

— Что ж теперь поделаешь…

— Мы направляемся к морю, ты там никогда не был. (подает руку, рывком поднимает, и они медленно уходят в зал).

Видеоряд «Море» начинается с заката на море. На фоне видеоряда читается отрывок из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий». (Один – на сцене, другой – на ступеньках.)

Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается.

Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело (дохлого) дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег.

Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

Читается стихотворение А.С. Пушкина «Буря».

Ты видел деву на скале

В одежде белой над волнами

Когда, бушуя в бурной мгле,

Играло море с берегами,

Когда луч молний озарял

Ее всечасно блеском алым

И ветер бился и летал

С ее летучим покрывалом?

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: дева на скале

Прекрасней волн, небес и бури.

Звучит песня «Я рисую море…»

Я рисую море, голубые дали.

Вы такого моря просто не видали.

У меня такая краска голубая,

Что волна любая, словно как живая.

Музыка С. Ветровой

Я сижу тихонько около прибоя,

Окунаю кисточку в море голубое,

У меня такая краска голубая,

Что волна любая, словно как живая.

Читается стихотворение Булата Окуджавы «Песенка про море».

Море существует для чего?

Море существует для того,

чтобы нам глядеть – не наглядеться

на красоты вечные его.

мальчики и девочки,

с крыльями и без,

в трудный час решения,

среди всех чудес.

И вы не пожалеете,

Для чего же надобно ему

штормы нагонять на нас и тьму?

Чтобы мы узнали хорошенько,

что почем, зачем и почему.

мальчики и девочки,

с крыльями и без,

в трудный час решения,

среди всех чудес.

И вы не пожалеете,

Разыгрывается сценка «У самого синего моря» (по отдельному плану).

Читается стихотворение Н.И. Рыленкова «Ломоносов»

Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашел слова, звучащие как медь!

Доколь же иноземное засилье

Придется в Академии терпеть?

В нее вошел, достойный славы Россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

Читается стихотворение Н. Некрасова «Школьник»

Демонстрируется фильм о Ломоносове

Читается стихотворение С.И. Стромилова «Сонет»

В соседстве двух морей, на родине метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,

Как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошел умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.

Ты первый красоту и дух его постиг,

Ты дал ему права, законы и уставы,

Хаос его стихий ты жизнию проник,

И, прелестью его украсив величавой,

Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам, и поездки с отцом на промыслы были, по словам будущего ученого, его лучшими детскими воспоминаниями.

Но плавание в суровых северных морях было нелёгким делом.

Чтецы на фоне отрывка «Море, шторм. Пугающая красота».

Читается стихотворение И. Бунина «Северное море»

Холодный ветер, резкий и упорный,

Кидает нас, и тяжело грести;

Но не могу я взоров отвести

От бурных волн, от их пучины черной.

Они кипят, бушуют и гудят,

В ухабах их, меж зыбкими горами,

Качают чайки острыми крылами

И с воплями над бездною скользят.

И ветер вторит диким завываньем

Их жалобным, но радостным стенаньям,

Потяжелее выбирает вал,

Напрягши грудь, на нем взметает пену

И бьет его о каменную стену

Прибрежных мрачных скал.

Читается стихотворение Дмитрия Руматы «Баллада о пропавших кораблях»

Море размыло сверкающий остров

Скальной породы сапфирной волной,

И корабля обнаружило остов,

В рифах обретшего вечный покой.

Страшный оскал – корабельные кости,

Кожей корявых кораллов покрыт.

Море пожрало коварно и просто,

Море всегда отличал аппетит!

Духи матросов, наверное, бродят

Пеною волн по ревущей воде,

Да капитан, навалившись на бортик,

Рокотом шквала ворчит о бедe.

Долгие странствия ждут морехода,

Если он в бурю собьётся с пути,

Даже изменится если погода,

Только по звёздам придётся идти!

Звёзды коварны и часто сгорают,

Или скрываются в облачный фронт,

Так и блуждает от ада до рая,

Странников старых разрозненный флот!

Вечный находят покой Каравеллы,

Бриги и Шхуны, иные суда

В скалах, на рифах, в преданьях, новеллах

Там их последняя пала звезда.

Исполняется песня из мультфильма «В море синем, в море пенном…»

В море ветер, в море буря, в море воют ураганы,

В синем море тонут лодки и большие корабли.

Корабли на дно уходят с якорями, парусами,

На морской песок роняя золотые сундуки.

Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты,

Изумруды и рубины отливаются дождём.

Если хочешь быть богатым, если хочешь быть счастливым,

Оставайся, мальчик, с нами – будешь нашим королём!

Ты будешь нашим королём!

Будешь сеять ветер в море, в синем море, в белой пене

Пусть захлёбываясь в пене в море тонут корабли!

Пусть на дно они ложатся с якорями, с парусами

И тогда твоими станут золотые сундуки.

Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты,

Изумруды и рубины отливаются дождём.

Соглашайся быть богатым, соглашайся быть счастливым,

Оставайся, мальчик, с нами – будешь нашим королём!

Ты будешь нашим королём!

Чтение стихотворений о море (на фоне видеоряда о море) (см Приложение)

Инсценированное чтение отрывка из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

— Боже мой, как у вас здесь хорошо! Как хорошо! Если можно, посидим немного на скамеечке над обрывом. Я так давно не видела моря. И какой чудный воздух: дышишь – и сердце веселится. В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделала изумительное открытие.

Знаешь, чем пахнет морская вода во время прибоя? Представь себе – резедой.

— Нет, нет. Я помню также раз, надо мной все смеялись, когда я сказала, что в лунном свете есть какой-то розовый оттенок. А на днях художник Борицкий – в от тот, что пишет мой портрет, — согласился, что я была права и что художники об этом давно знают.

Читайте также:  Б 307 подводная лодка размеры

— Художник – твое новое увлечение?

— Ты всегда придумаешь! У, как высоко!

— Анна, дорогая моя, ради бога! У меня у самой голова кружится, когда ты так делаешь. Прошу тебя, сядь.

— Ну хорошо, хорошо, села. Но ты только посмотри, какая красота, какая радость – просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!

— Я тебя понимаю, но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой. Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть.

Надоедает.

— Такая красота, такая легкость! Что? Хорошо, Сеид-оглы?

«Эх, барина, как мине все это надоел. Каждый день видим».

На фоне видеоряда «Глубоко-глубоко покоилось море…»

Глубоко-глубоко под ними покоилось море. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще больше усиливалось. Вода была ласково-спокойна и весело-синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах течения и

переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте.

Рыбачьи лодки, с трудом отмечаемые глазом – такими они казались маленькими, – неподвижно дремали в морской глади, недалеко от берега. А дальше точно стояло в воздухе, не подвигаясь вперед, трехмачтовое судно, все сверху донизу одетое однообразными, выпуклыми от ветра, белыми стройными парусами.

Картина из песка «Алые паруса», на краю сцены мальчик и девочка читают стихи:

1. Мне старая книжка напела,
О том как каштаны цвели,
Как девочка в платьице белом
Встречала в порту корабли.
Весь день проводила у моря
Бродила по пляжу босой
Давно это было, ни в сказке, ни в были
А девочку звали — Ассоль.

2. На берег она выходила
И вглядывалась в горизонт,
Ждала, что за ней бригантина
Из дальних морей приплывёт.
Она в это верила чудо,
Что ветер рассеет туман,
И как-то под вечер ей выйдет навстречу
Её молодой капитан.

3. Во след ей соседи кивали
И часто твердили одно,
Что в жизни чудес не бывает,
А в вымыслы верить смешно.

Ну разве встречались на свете
Такие порой чудеса,

Чтоб у бригантины, как георгины
Цвели алые паруса

4. Но девочка верила твёрдо,
Мечта не имеет границ.
И шла она молча и гордо
Мимо смеющихся лиц.
Какие несчастные люди,
Не знающие красоты,
Не ведая горя, живут возле моря
Без радости и без мечты.

5. Однажды, представьте картину:
Рассеялся зыбкий туман
И алая бригантина
Причалила к тем берегам.
Бежала девчонка на пристань,
Не веря чужим словам,
И в тот дивный вечер, ей вышел навстречу
Её молодой капитан.

Демонстрируется отрывок из к/ф «Алые паруса» («Предсказание Эгля сбылось – «Секрет» входит в Каперну,до слов Грэя: «Ассоль»:

На сцене появляется Ассоль, протягивает руки к Грэю. Озвучка за сценой:

Ассоль: Я здесь, я здесь! Это я!

Грэй идет ей навстречу. Они смотрят друг на друга в течение нескольких секунд

Ассоль: Совершенно такой.

Грэй : И ты тоже… Вот, я пришел. Узнала ли ты меня?

Пара танцует вальс. На фоне танца продолжается диалог:

Грэй: Здравствуй, Ассоль. Я – Грэй.

Ассоль: Здравствуй, Грэй.

Грэй : Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и пришел сюда, чтобы увезти тебя с собой. Мы будем жить так дружно, что ты никогда не узнаешь слез и печали.

Ассоль: А ты возьмешь к нам моего Лонгрена?

Грэй : Да, я сделаю все, что ты только пожелаешь…

Начинает звучать песня: «Алые паруса» («Ребята, надо верить в чудеса…»). На последнем куплете («Ребята, будем верить в чудеса…») появляются участники вечера, подпевают.

1. Ребята надо верить в чудеса.

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.

2. Не три глаза, ведь это же не сон,

И алый парус, правда, гордо реет

В той бухте, где отважный Грей нашел свою Асcоль,

В той бухте, где Асcоль дождалась Грея.

3. С друзьями легче море переплыть

И есть морскую соль, что нам досталась.

А без друзей на свете было б очень трудно жить

И серым стал бы даже алый парус.

4. Ребята будем верить в чудеса.

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.

Источник: nsportal.ru

Синтаксис и пунктуация
Вводные слова, обращения и междометия
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции

437. Найдите вводные слова, обращения и междометия. Расскажите об их роли в нашей речи.

1) Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан. 2) Чу! Вдруг раздался рога звон, и кто-то карлу вызывает. 3) Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья её души не веселят. 4) Итак, домой пришед, Евгений стряхнул шинель, разделся, лёг. 5) С Швабриным, разумеется, виделся я каждый день.

6) Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня. 7) Еду, еду в чистом поле; колокольчик динь-динь-динь.

(Из произведений А. Пушкина)

§ 81. Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции

1. Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми: 1) Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. (П.); 2) В усадьбе, вероятно, все ещё спали. (Т.); 3) Мы с вами попутчики, кажется? (Л.); 4) Вы, я вижу, любите природу. (Т.); 5) Берег, как я уже сказал, был низкий, песчаный. (Арс.)

2. Вставные конструкции, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли, выделяются скобками или, реже, тире: 1) Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смольному. (Н. Ник.); 2) Дубечня — так называлась наша первая станция — находилась в семнадцати верстах от города. (Ч.)

3. Вводные слова выражают различное отношение говорящего к тому, о чём он сообщает. Чаще всего в качестве вводных слов употребляются следующие:

а) для выражения уверенности: безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно, конечно, несомненно, правда, разумеется;

б) для выражения неуверенности: вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности;

в) для выражения того или иного чувства: к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;

г) для указания на источник того или иного сообщения, для названия того, кому оно принадлежит: говорят, по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится;

д) для указания на последовательность явлений, на связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть.

Примечание. Вводные слова могут также: 1) указывать на способ выражения, оформления мыслей: одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, например: У нас весна, солнышко греет. Одним словом, жизнь расцветает. (Н. О.); 2) служить для привлечения внимания читателей или слушателей: видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь, например: Где же это, позвольте, было? (Павл.)

Многие из перечисленных выше слов могут выступать и в роли членов предложения. В этом случае они, естественно, запятыми не выделяются, например: 1) Поезд мчит меня к счастью. (Пауст.) Но: К счастью, на всём своём протяжении река имеет большую глубину. (Прж.); 2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Посл.) Но: Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (П.) Ср. также: Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. (Л.) (Однако — противительный союз.) Вскоре, однако, недоумение наше рассеялось. (Кор.) (Однако — вводное слово.)

438. I. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где — вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение (устно).

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно. — Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца. 2) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. — В мае возможно будут заморозки. 3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до конца года. — Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.

Читайте также:  Диаметр гребного винта подводной лодки

4) Решение по делу было совершенно очевидно. — Поезд очевидно немного запаздывает. 5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожиданно поступил совсем наоборот. — Проигрыш не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно. 6) Что значит твоё молчание? — Значит ты приедешь ко мне вечером?

II. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом — вводным словом.

По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.

439. Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие вводные слова. Они должны иметь следующие значения: а) выражать чувство говорящего; б) высказывать его уверенность или неуверенность, предположение; в) обозначать, кому принадлежат сообщения; г) указывать последовательность мыслей, связь между ними.

а) 1) . частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. 2) Погода . всё же скоро улучшилась.

б) 1) Лицо Ноздрёва . уже сколько-нибудь знакомо читателю. 2) В шашки играл Ноздрёв . не совсем безгрешно.

в) 1) . мы давно должны были уже прийти в деревню, но её всё не было видно. 2) Виды на урожай . очень хорошие.

г) 1) Когда делаешь утреннюю зарядку, необходимо . предварительно хорошо проветрить комнату, . во время упражнений соблюдать правильное дыхание, . по окончании зарядки обтереться до пояса холодной водой.

2) Утренняя гимнастика благотворно действует на организм человека. . ею надо обязательно заниматься.

3) Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист, Калиныч . принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. 4) Он не рассердился, а . рассмеялся. 5) Мы всё подготовили к походу и . завтра отправляемся в путь.

440. Спишите, расставляя знаки препинания; вводные слова и вставные конструкции подчеркните.

I. 1) Лошади сани деревья бык привязанный к столбу всё было бело и казалось мягким пушистым. (Ч.) 2) И плетни и белевшая на дворах скотина и крыши домов всё казалось спало здоровым тихим трудовым сном. (Л. Т.) 3) Ружья пробывшие двое суток на морозе и вероятно густо смазанные маслом дали осечки. (Арс.) 4) На такой ясный и убедительный довод отвечать разумеется было нечего. (Т.) 5) У самого края воды лежала какая-то большая тёмная масса. Несомненно это был морской зверь выброшенный волнами на берег. (Арс.) 6) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу. (Арс.) 7) К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. (Прж.) 8) Сквозь отверстие виднелась часть низенького домика с двумя к удивлению моему освещёнными окнами. (Т.) 9) Самое лучшее время для ловли неводом бывает по рассказам крестьян весной и осенью. (Прж.) 10) Итак два почтенных мужа честь и украшение Миргорода поссорились между собой. (Г.) 11) Он [Овсянников] например не любил рессорных экипажей. (Т.) 12) Цель нашей дискуссии во-первых ознакомить писателей с новыми требованиями миллионов читателей во-вторых расширить и углубить тематику искусства в-третьих направить некоторых товарищей на широкую дорогу. (А. Н. Т.) 13) Опекушин был выходцем из простого народа, сперва самоучка затем признанный художник и наконец академик. (Тел.) 14) Князь Василий говорил всегда лениво как актёр говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив несмотря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов. (Л. Т.) 15) Нрава она была весьма смирного или лучше сказать запуганного. (Т.)

II. 1) Так вот как высказано выше с годами важен я не стал. (Твард.) 2) Осмотревшись я пошёл как мне казалось прямо к морю но на пути встретил лесное болото заваленное колодником. (Арс.) 3) Проводив жениха Надя пошла к себе наверх где жила с матерью нижний этаж занимала бабушка. (Ч.) 4) Дмитрий так звали моего соседа был мало заметен в классе. (А. Г.) 5) Однажды наступил уже май но никто кажется не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке ни цветущей черёмухи я стоял в толпе у памятника. (Пауст.) 6) Мужское население станицы живёт в походах и на кордонах или постах как называют казаки. (Л. Т.) 7) Овсянников полетел в овраг вместе с беговыми дрожками мальчиком сидевшим сзади и лошадью. К счастью на дне оврага грудами лежал песок. (Т.) 8) Мне помогал маляр или как он сам называл себя подрядчик малярных работ. (Ч.) 9) Однажды было это в конце мая мы сидели на крыльце и ожидали ужина. (Ч.) 10) Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного но за неимением пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё не прилетали а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.)

III. 1) Итак я в Ялте. Теперь вечер. Ветер дует как в четвёртом акте Чайки но ко мне никто не приходит а напротив я сам должен буду уйти после десяти надевши шубу. (Ч.) 2) Он предчувствовал что князь Андрей одним словом одним аргументом уронит всё его умение. (Л. Т.) 3) Одним словом у этого человека [Беликова] наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уединил бы его защитил бы от внешних влияний. (Ч.) 4) Рыбачьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они казались маленькими дремали в морской глади недалеко от дому. (Купр.) 5) Сторожка лесника как успел заметить Николай Николаевич была поставлена на сваях так что между её полом и землёю оставалось свободное пространство. (Купр.) 6) Многие разумеют у нас ещё до сих пор под словом «литература» повести романы стихи словом беллетристику. (Гонч.) 7) Эти господа [дипломаты] по видимому охотно как своего честь которую они делали немногим приняли в свой круг князя Андрея. (Л. Т.)

441. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните вводные слова и определите их значение. Составьте схему первого предложения.

Когда в губернском городе С. пр..езжие жаловались на скуку и однообразие жизни то местные жители как бы оправдываясь говорили что напротив в С. очень хорошо что в С. библиотека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр..ятные семьи с которыми можно завести зн..комства. И указывали на семью Туркиных как на самую образова..ую и т..лантливую.

Эта семья жила на главной улице возле губернатора в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович полный красивый брюнет с бакенами устраивал любительские спектакли с благ..творительной целью сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много ан..кдотов ш..рад поговорок любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение что нельзя было понять, шутит он или говорит серьёзно. Жена его Вера Иосифовна худощавая миловидная дама в пенсне писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна молодая девушка играла на роял.. . Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой т..лант. (А. Чехов)

442. Прочитайте текст, определите его основную тему. Найдите вводные слова, определите их значение и роль в тексте. Чем объяснить преобладание в тексте форм повелительного наклонения? Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

При выборе темы сочинения старайтесь руководствоват(?)ся (во)первых пониманием каждого слова в её названии. (во)вторых знанием привлекаемого материала и (в)трет(?)их интересом к ней.

Прежде всего (не)торопитесь писать, сначала. проанализируйте тему. Сделать это значит вдумат(?)ся в каждое ее слово об(?)яснить своими словами каждое понятие.

Связь между частями сочинения разумеется не должна быть случайной. Во вступлении пишите только о том, что соответствует теме и идее сочинения. В заключительной части необходимо подвести итоги размышления над темой. (По Б. Орлову)

443. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Почему надо пользоваться справочной литературой», используя вводные слова, указывающие на порядок оформления мыслей. Какой тип речи будет при этом использован?

«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Источник: grammarian.school

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...