Румпельное управление лодочным мотором это

Управлять моторной лодкой с помощью румпеля намного легче, но только если ваше нахождение на водоеме занимает короткое время. Продолжительное нахождение в неудобной позе у транца не доставит особого удовольствия. К тому же, если размер лодки составляет более четырех метров, использовать ручное управление небезопасно. При движении вперед обзор ухудшается, особенно при избыточном кормовом дифференте.
Считается, что дистанционное рулевое управление для лодочного мотора — это не излишество, а особая необходимость. Оно поможет использовать малогабаритные плавсредства проще и комфортнее, а на более крупных судах повысит безопасность при движении.

Гидравлическое управление катера: основные преимущества

На большинстве катеров сегодня используется именно гидравлическая система рулевого управления. Потому многие задаются вопросом, чем она лучше электрической. Во-первых, такое оснащение имеет отличное соотношение стоимости и качества. Даже если изначально потребуются большие вложения, гидравлическое управление катера отобьет свою стоимость:

🔨 Водник распил | Как устроен трос дистанционного управления лодочным мотором?

  • более длительным сроком службы;
  • высокой удельной мощностью;
  • простотой и экономичностью эксплуатации.

У нас можно купить гидравлическое управление на катер, а также получить подробную консультацию специалистов относительно его выбора или подбора комплектующих для замены.

Механика или гидравлика

Дистанционные рулевые системы делятся на два типа.

  • Механические. Через рулевой редуктор, посредством троса, поступательный импульс передаётся на двигатель и отклоняет его влево-вправо.
  • Гидравлические. Рулевой редуктор представлен гидронасосом. Мотор оснащён гидроцилиндром и отвечает на движение его штока. Угол наклона ПЛМ регулируется так же, как и в предыдущей системе.

Если сравнивать механику с гидравликой, то вторая намного дороже и сложна в установке. Гидравлика — это подходящая рулевая система для больших судов. Малогабаритным лодкам и катером, с использованием подвесных моторов низкой мощности, отлично подойдет механическая система, которая пользуется спросом у потребителей.

Гидравлические управление для лодки: особенности

Гидравлическое управление лодкой все больше вытесняет механику. Его выбирают благодаря возможности сочетать с моторами высокой мощности, так как менять положение рулевого колеса можно будет, прикладывая минимальные усилия. Гидравлика подходит для использования с несколькими двигателями одновременно. Кроме того, многие системы последних поколений дополнены автопилотом, который будет автоматически удерживать заданный курс. Это делает использование плавсредства максимально комфортным.

Какой пульт управления выбрать: накладной, постовой или врезной?

При прогулке на дальние расстояния вам нужно не только поворачивать мотор, но также управлять газом, и переключать скорости. Для данной системы можно выделить несколько составляющих. И самым главным из них это механизм, который приводит к действию дроссельную заслонку. Но разные производители моторов используют разный процесс реализации. Одни модели следуют толкнуть, а другие потянуть.

Переводим «МУЛЬТИРУМПЕЛЬ» на дистанционное управление.

Пульты (контроллеры) при установке можно поделить на 3 типа:

  1. Накладные.
    Прикручиваемые на вертикальную поверхность, закрывающиеся боксом.
  2. Постовые.
    Можно установить на любую горизонтальную поверхность. Или вертикальную плоскость перед судоводителем. Все «внутренности» контроллера спрятаны внутри.
  3. Врезные.
    Похожи на постовые, но располагаются на вертикальной поверхности. Например, на борту. Снаружи остаются лишь рукоятки, одна или две.

Ещё один способ классификации контроллеров – по количеству рычагов (один или два). В первом варианты и за дроссель, и за передачи отвечает один рычаг. Во втором один на дроссель, второй на переключение передач. При наличии двух моторов, оба рычага управляют как заслонкой, так и реверсом.

Судовая рулевая машина гидравлическая: составляющие узлы

Гидравлическая рулевая машина судна – это целый комплекс взаимосвязанных элементов, основные из которых:

  • улевой привод – силовое устройство для передачи крутящего момента от рулевой машины к баллеру;
  • насосный агрегат – именно из него гидравлическая система судовая получает рабочую жидкость (при выборе насоса следует ориентироваться на его КПД, частоту вращения и мощность);
  • система управления насосами.

Также в гидросистеме присутствуют трубопроводы питания, предохранительные клапаны, компенсаторы динамических нагрузок, ограничители мощности и другие составляющие в зависимости от модели и производителя.

Гидравлическое рулевое управление

Гидравлическая дистанционная система чаще всего монтируется в паре с моторами, мощность которых превышает 150 л.с. и состоит из следующих узлов и деталей:

  • Помпа рулевого привода является ручным масляным насосом, на валу которого закреплено рулевое колесо. При вращении колеса с валом в ту или иную сторону помпа посылает под давлением масло к определенным полостям гидроцилиндра, закрепленного на подвесном двигателе.
  • Гидроцилиндр является устройством разделенным поршнем со штоком на две полости. В момент приложения усилия к рулю, давление масла в одной из полостей вырастает, и поршень идет в обратную сторону, направляя усилие либо на подвижную часть двигателя, либо на поворотную колонку.
  • Гидравлические шланги соединяют рулевую помпу с гидроцилиндром. Длина и прочие рабочие параметры рассчитываются исходя из габаритов и конструкционных нюансов катера или лодки.
  • Рулевое колесо идентично вышеописанному в разделе о механической дистанции.

Важнейшей составляющей гидравлического рулевого управления является масло. Такие его свойства как отсутствие способности к сжатию и минимальное трение, приводят к полному исключению люфта. Поэтому в точности передачи сигнала от руля к конечному механизму гидравлической дистанции нет равных.

К достоинствам гидравлического дистанционного управления можно отнести:

  • усилие, прилагаемое на рулевое колесо, в сравнении с механикой, практически отсутствует;
  • точность в передаче сигнала от руля к двигателю;
  • возможность монтажа системы в связке с несколькими моторами;
  • возможность подключения системы «Автопилот»;
  • возможность управлять гораздо более мощными моторами, чем с механикой;
  • надежность.

Ну и один маленький минус, это немаленькая цена. В среднем это где-то около 30 000 рублей.

Как выбрать рулевое управление для лодочного мотора

Сегодняшний рынок предлагает владельцам моторных лодок и катеров два типа рулевых систем управления:

  • румпельное (ручное, прямое) управление зачастую штатно ставится на спасательные, рыбацкие и спортивные лодки, этот тип управления отлично подходит судам, чья задача – частое и сложное маневрирование.
  • дистанционное управление, отличный выбор для лодок, длина которых превышает 3,5 м. Находясь у рулевого колеса, человек ведущий судно получает гораздо лучший обзор, нежели у румпеля, что добавляет системе очков в плане безопасности.
Читайте также:  Что лучше катамаран или лодка

В любом случае основными критериями при выборе системы рулевого управления, являются – мощность двигателя, размер судна и расстояние от руля до транца лодки. В последнее время, на рынке наблюдается существенный перевес продаж в пользу систем, основанных на принципах дистанционного управления, о них и хочется поговорить в этой статье.

Выбор рулевого лодочного троса

Первое при выборе троса – правильно рассчитать его длину. Для самостоятельного расчета длины нужно сложить следующие параметры: длину расстояния от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину вдоль борта лодки и половину ширины транца. Положить рулевой трос можно по любому борту, правому или левому. Изгиб, равный 90 градусам, предполагает вычитание 10 см.

Получился определенный результат, к которому добавим еще плюс 30 см, если трос крепиться непосредственно к двигателю. Обычно длину троса дистанционного управления указывают в футах, для этого полученный результат измерений умножаем на 3,28. Результат может быть не целым числом, в таком случае просто округляем полученный результат. В итоге получился примерный показатель длины троса.

После расчета длины троса, нужно определить подходящую категорию троса, это:

  1. тросы M-58, предназначены для использования в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 55 л.с. (для судов, которые не глиссируют) и мощностью до 30 л.с. (для глиссирующих судов)
  2. тросы Big-T и M-66, подходят для эксплуатации в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 300 л.с.

Рулевые тросы класса М-58 и Big-T стыкуются с рулевыми редукторами с помощью резьбового соединения. Тросы класса М-66 стыкуются с помощью механизма стопор-паз, оно менее надежно при избыточных нагрузках, но благодаря ему расширяется выбор рулевых редукторов.

Механическое рулевое управление

Набор стандартного механического рулевого устройства включает в себя следующие комплектующие:

  • Механический рулевой редуктор. В зависимости от мощности мотора к управлению которым подключается этот узел, их делят на две группы: для двигателей до 55 л.с. и более 55 л.с. В свою очередь, рулевые редукторы второй группы (более 55 л.с.) имеют допуски к применению на моторах мощностью до 200 л.с. Вот только специалисты, рекомендуют двигатели после 150 л.с. оборудовать уже гидравлическими рулевыми системами, ввиду большой массы и мощности моторов.
  • Рулевой трос. Трос металлический, запакованный в пластиковую оболочку, внутри которой свободно двигается. Марка троса зависит от модели редуктора. А вот его длину определяют, отталкиваясь от габаритов и конструкционных особенностей судна. Установленному на лодке двигателю мощностью до 55 л.с., соответствует марка троса М58, свыше 55 л.с. марка М66.
  • Рулевые рычаги или тяги, подбираются согласно марке и количеству установленных на лодку моторов. Здесь нет четких правил установки и соответствия, поэтому каждый случай стоит рассматривать отдельно.
  • Рулевое колесо или штурвал. Самая понятная даже новичкам часть рулевой системы. Крепится, как правило, на рулевой редуктор. Не имеет строгого соответствия, каким-либо конкретным рулевым системам.

Принцип действия механического рулевого управления следующий: поворот руля в левую или правую сторону приводит в движение шестерню рулевого редуктора, на которую наматывается рулевой трос, проложенный вдоль борта судна. К двигателю трос крепится посредством рулевых рычагов. Переключение передач, регулировка оборотов и угол наклона подъема двигателя также осуществляется через тросы, правда меньшего диаметра, так как нагрузка на них минимальна.

Плюсы механической дистанции:

  • невысокая цена;
  • беспроблемный монтаж;
  • огромный выбор на рынке.

Без минусов тоже не обошлось:

  • сравнительно недолгий срок службы;
  • чувствительность тросов к особенностям укладки в корпусе судна;
  • проблемы с управлением слишком мощными двигателями.

Цена среднего по качеству комплекта около 10 000 рублей.

Электрическое рулевое управление

Рассматриваемый комплекс приборов и механизмов, это скорее дополнение к двум вышеописанным системам, чем самостоятельное рулевое управление. Поэтому логичным будет просто пройтись по основным моментам симбиоза трех этих систем.

Итак:

  • основное преимущество этой системы в возможности отказаться от частичного или даже полного использования тросов;
  • пульт управления и двигатель соединены между собой лишь кабелем, который передает электрические сигналы к установленным на двигателе электромоторам, а уж они дают ход поршням гидроцилиндров;
  • электрическая система также дает возможность исключить установку тросов на переключатели передач и газ/реверс;
  • при наличии на судне спаренных двигателей, электрическая система единственный способ синхронного управления ими.

Другими словами, электрическая система рулевого управления, это скорее опция, причем достаточно дорогая. В зависимости от комплектации и марки производителя ее стоимость колеблется в районе 100 000 рублей.

Рулевая система

Как установить и подключить рулевое управление на лодку и катер для управления лодочным мотором

Методика установки рулевого управления не зависит от того, по какому борту прокладывается трос! Левый борт или правый — Вам решать. Прокладывайте его как считаете нужным.

Обратите внимание! Перед прокладкой рулевого троса НЕОБХОДИМО узнать характеристики рулевого редуктора! Большинство рулевых редукторов позволяют проложить трос по любому борту, но некоторые только ПО ПРАВОМУ или только ПО ЛЕВОМУ.

Для подбора, установки и подключения рулевого управления на лодку или катер необходимо подготовить лодочный мотор (ПЛМ) для присоединения к нему рулевого механизма. Если лодочный мотор был в комплектации «дистанционник», то он готов для установки рулевого ДУ. Но часто бывает так, что мотор у нас румпельный и мы хотим поставить на него дистанцию. Для этого нам необходимо проделать ряд подготовительных работ.

Источник: noiws.ru

Румпельное или дистанционное управление?

Федор Валерьевич Забавин

Одним из немаловажных критериев выбора лодочного мотора является система управления двигателем. Ведь от того, насколько легко или трудно вам будет управлять лодкой, может зависеть не только качество отдыха или рыбалки, но даже и ваша жизнь. На сегодняшний день системы управления лодочными моторами подразделяются на два основных типа: румпельную (ручную) и дистанционную. Каждая из этих систем имеет свои особенности, и в этой статье мы поговорим о том, в каких случаях лучше предпочесть ручную систему управления, а в каких — дистанционную.

Читайте также:  Что с лодками тайфун

Румпельное (ручное) управление осуществляется посредством так называемого румпеля; румпель — это рычаг, с помощью которого делают поворот баллера. Таким образом, крутится и само перо руля, что позволяет управлять направлением движения лодки. Румпельное управление идеально подходит для частых и сложных маневров небольшого судна, поэтому моторы с румпелем часто устанавливаются на большинство рыбацких, спасательных и спортивных лодок. Данный тип управления так же отличается простотой и надежностью, что служит еще одной причиной для выбора румпельной системы рыбаками.

Недостатки румпельного управления обнаруживаются в случае, если ваша лодка превышает размерами 3,5 м в длину, а мощность устанавливаемого мотора оказывается выше 50 л.с. — в таком случае гораздо более эффективным и безопасным становится дистанционное управление. Кроме того, румпельное управление может оказаться просто напросто неудобным в случае, если вы перемещаетесь на дальние дистанции и вынуждены проводить у руля много часов подряд. Сильная нагрузка на руки, шею и спину может стать причиной боли в мышцах. В каких же случаях стоит предпочесть румпельное управление дистанционному?

Выбирать румпельное управление целесообразно, если:

— Мощность вашего мотора не превышает 50 л.с.

— Вы не собираетесь развивать скорость выше 80-90 км/ч, для вас вполне достаточно скорости до 40-50 км/ч.

— Вес лодки вместе с грузом не превышает 900 кг.

— Вы путешествуете в основном на короткие дистанции.

— Румпельное управление для вас гораздо привычнее, нежели дистанционное.

Еще одной причиной выбрать румпельную систему служит ее недорогая по сравнению с дистанционными системами цена. Но в ряде случаев такая экономия становится нецелесообразной.

Дистанционное управление значительно упрощает эксплуатацию рыбацких лодок и совершенно необходимо на крупногабаритных судах. Чаще всего оно представляет собой блок, осуществляющий управление реверсом и дроссельной заслонкой. Наиболее совершенные системы дистанционного управления так же позволяют осуществлять маневрирование и менять курс движения судна — в таком случае в комплекте присутствует рулевое колесо.

Система дистанционного управления так же выгодно отличается от румпельной тем, что при ее установке управляющий судном человек можен разместиться ближе к носовой части, что совершенно необходимо для хорошего угла обзора при выходе на глиссирование. Это добавляет системе баллов в вопросе безопасности.

Выбрать дистанционное управление обязательно стоит, если:

— Скорость передвижения вашей лодки более 80-90 км/ч.

— Мощность мотора больше 50 л.с.

— Вес лодки вместе с грузом превышает тонну.

Приобретать систему дистанционного управления рекомендуется одновременно с двигателем. Лучше будет выбрать систему того же производителя.

При выборе дистанционной системы управления обязательно нужно учесть характеристики как двигателя, так и лодки. Рекомендуется выбирать систему, при которой с одинаковым успехом возможно контролировать как обороты двигателя, так и курс судна. Это избавит вас от необходимости постоянно перемещаться от мотора к рычагам управления и обратно.

Многие моторы позволяют использовать как румпельное управление, так и дистанционное. Часто систему дистанционного управления приходится приобретать отдельно за дополнительную плату. Если у вас остались вопросы по поводу приобретения лодочного мотора с румпельной или дистанционной системой управления, вы можете обратиться за консультацией к нашим менеджерам — мы обязательно вам поможем.

За штурвалом

Интернет-магазин водно-моторной техники, оборудования и аксессуаров! Работаем для Вас с 2015 года.

Источник: zashturvalom.ru

Рыболовные моторные лодки, управляемые с румпеля

 Возвращение румпеля

Рыболовные моторные лодки, управляемые с румпеля, не так уж и давно вновь стали популярны на севере США и в Канаде.

Почему? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории рыбалки на судака.

Посмотрим, в чем же дело… В конце 70-х начале 80-х годов XX столетия, рыболовные лодки, оснащенные подвесным мотором, управляемым с румпеля, были повседневной реальностью… Такие суда имели небольшие размеры, как правило, не слишком мощные моторы и устраивали их владельцев целиком и полностью — как в отношении рыбалки, так и в «бытовых» целях. Ситуация изменилась в конце 80-х, когда в Канаде и на севере Штатов стала набирать популярность ловля судка с лодки.

Популяризация этого увлечения привела к тому, что появилось множество чартерных судов, «заточенных» под коммерческую судаковую троллинговую рыбалку. Человек, хорошо знающий местность, брал с собой одного или несколько клиентов и отправлялся на промысел. Для этой цели требовались лодки побольше и моторы помощнее.

Кроме того, быстро прогрессировала и спортивная часть дела — многочисленные турниры по ловле судака с большими призовыми фондами, поддерживаемые крупными спонсорами из числа производителей и продавцов рыболовного снаряжения, проводившиеся на крупных открытых водоемах, где требовалось быстро и безопасно перемещаться, в том числе и по волне, привели к тому, что большинство команд пересело на довольно крупные катера, оборудованные массивными мощными моторами, управлять которыми с румпеля было крайне затруднительно или вовсе невозможно. Таким образом, в среде серьезных судачатников произошла «смена поколений» — наиболее «продвинутые» из них пересели на лодки с центральным управлением лодочным мотором, центральным зажиганием, а сами лодки обзавелись системами гидравлического подъема и опускания двигателя, поскольку ворочать тяжеленные движки стало просто невозможно. Мощные бензиновые моторы, установленные на корме судна, стали играть роль «ходовых» движителей, а в качестве троллинговых моторов выступили маломощные и компактные электрические или бензиновые двигатели, смонтированные на носу судна.

Именно таким образом появился «бэктроллинг» — новое направление в троллинговой ловле судака и другой хищной рыбы. Практически все катера «серьезных» судачатников стали именно такими. Как водится в любом деле, и в спортивном судачьем рыболовстве нашелся человек, который не пошел по стопам своих собратьев. В нашем случае это был Пит Хэрш (Pete Harsh) из Sauk Centre, Миннесота.

Читайте также:  Ямаха 90 лодочный мотор 4 х тактный вес

Он носит прозвище «Мистер Румпель» (Mr. Tiller) и, известен тем, что выиграл более US $200.000 на одних только турнирах, проводимых FLW Outdoors, причем сделал это в одиночку на моторной лодке, оборудованной подвесным мотором, управляемым с румпеля!

Безусловно, что, будучи профессионалом от спортивной рыбалки, Пит выступает на моторке с архаичным типом управления не из чудачества, а, руководствуясь какими-то определенными критериями, которые, к тому же, регулярно подтверждались выдающимися рыболовными результатами. Критерии Пита таковы: Лодка Ranger 620T, на которой выступает Пит, прекрасно подходит для ловли судака, имеет отличные ходовые и эксплуатационные характеристики, но не настолько велика, чтобы дополнительно загромождать ее консолью с центральным управлением и отказывать себе в возможности беспрепятственно перемещаться от носа до кормы, концентрируясь на рыбалке, а не на том, как бы за что-нибудь не зацепиться. Судачья рыбалка с лодки требует применения довольно большого количество габаритных снастей, а консоль занимает немало места, которое могло бы быть использовано с большей пользой. Среди бывалых судачатников не является секретом тот факт, что наилучший клев зачастую наблюдается в наихудшую погоду — с дождем и ветром. В этих условиях рыболов, низко сидящий за румпелем на корме лодки имеет массу преимуществ перед тем, что находится на центральной консоли.

 Возвращение румпеля

Относительно того, откуда лодка лучше управляется — с румпеля или центральной консоли — вопрос спорный, но Пит явно предпочитает находиться за румпелем — на корме судна. Как оснащена лодка Пита?

Как уже говорилось, Пит Хэрш выступает на серьезной рыболовной лодке Ranger 620T, ничем не уступающей другим дюралюминиевым маломерным судам того же класса. За счет довольно большой осадки эта лодка дрейфует много медленнее, что хорошо, поскольку самая распространенная ошибка начинающих судачатников — слишком быстрый дрейф с непродуктивным сносом лодки, не позволяющим, как следует обловить интересное место.

В качестве основного движителя Хэш остановил свой выбор на 150 сильном бензиновом моторе. Помимо этого мощного движка на транце смонтированы 9,9-сильный четырехтактный подвесной мотор и маломощный троллинговый мотор. Защита от брызг при движении кормой вперед при бэктроллинге обеспечивается применением специальной брызгозащиты Walleye Guards.

При отсутствии центральной консоли места для электроники на лодке предостаточно, чем и воспользовался Пит, установив целых два широкоэкранных Lowrance’а, совмещающих в себе эхолот и GPS-навигатор. Оба прибора работают одновременно, но один из них выступает в роли навигатора, а второй — эхолота. В случае поломки или отказа одного из приборов, обе функции возьмет на себя второй — применен столь любимый военными принцип двойного назначения и дублирования функций.

Помимо всего прочего, лодка Пита оснащена еще одним подвесным маломощным троллинговым мотором, установленным на носу. Этот движок используется в случае ловли на спиннинг с носа лодки для управления ее положением и коррекции дрейфа, а так же при вертикальном блеснении и джиговании. Все удилища Пит размещает в держателях по бортам судна в его кормовой части.

В случае, если ловля ведется на живца и погода спокойная, то лодка движется кормой вперед и работает троллинговый электромотор. Подвесной бензиновый троллинговый мотор задействуется в случае троллинга вперед носовой частью судна, когда в качестве приманок используются воблеры или риговые оснастки со спиннерами. Несмотря на «нашпигованость» лодки моторами, основным и незаменимым движителем Пит считает главный, 150-сильный мотор. Главным не только потому, что под воздействием этого движка лодка может за короткий промежуток времени покрыть приличное расстояние или противостоять сильной волне или течению, но и потому, что при помощи одного только этого мотора при желании Пит может ловить всеми вышеописанными способами. И это — несмотря на громоздкость и мощь движка, и управление им с румпеля, что вообще крайне затруднительно для крупных моторов.

 Возвращение румпеля

Каким образом, спросите Вы? Ответ на вопрос заключается в том, что на лодке Пита для управления мотором применена Power Tiller Steering system — система, облегчающая управление мощными и тяжелыми подвесными лодочными моторами с румпеля. Эта электрически-гидравлическая система — детище Engine Steer Corporation.

Power Tiller Steering system состоит из трех основных блоков — модуля румпеля, сочетающего управляющую рукоятку (собственно румпель) с управлением дросселем (steering/throttle Module), гидравлического цилиндра (hydraulic cylinder) и гидравлического насоса с аккумулятором (hydraulic pump/accumulator). В целом система позволяет одному-единственному рыболову управиться с мощным движком и, одновременно, рыбачить на движущейся под мотором лодке. Помимо прочего, румпель становится длиннее на 2 дюйма (5 см). Гидравлические шланги соединяют блок румпель/дроссель с гидравлическим цилиндром и гидравлическим насосом, снабженным электрическим аккумулятором.

В рабочем состоянии система позволяет легко двигать румпель лодки и фиксирует его в том положении, в котором его оставил рыболов, не позволяя самостоятельно смещаться. Таким образом, оставив румпель для того, чтобы ловить рыбу, Вам больше не нужно поддерживать его ногой или прибегать к системе демпферов, либо ненадежным системам повышенного трения, которые нередко применялись ранее. Даже если Вы, на полном ходу оставите румпель, Вы можете быть уверены, что мотор не вывернется вбок, и Вы не окажетесь за бортом. Мощности гидравлической системы Power Tiller Steering system вполне достаточно для того, чтобы контролировать любой подвесной мотор из числа выпускающихся ныне, какой бы мощности он ни был.

Таким образом, грамотно сочетая знание матчасти и свои рыболовные потребности, Вы можете последовать по стопам удачливого рыболова-спортмена из Миннесоты. Безусловно, каким типом управления рыбацкой мотолодкой пользоваться — с центральной консоли или с румпеля — решать Вам, но данный опыт, заслуживает внимания. Перевод Андрея Прутенского

Источник: narybalke.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...