Отправляясь вплавь по горным рекам, важно подобрать надежное и прочное судно – байдарку. Благодаря ней вы удержитесь на плаву, покорите речные пороги и обеспечите максимальную безопасность в ходе экстремального отдыха на природе.
Как выбрать хорошую байдарку и какие особенности конструкции стоит учесть в первую очередь, мы расскажем ниже.
Типы байдарок
На рынке представлены три типа байдарок: надувные, каркасные, каркасно-надувные . У каждого типа – свои плюсы и минусы, характеристики, предназначение, и важно подобрать подходящий вариант с учетом вида туристического досуга: спокойная рыбалка на середине водоема, стремительный сплав по порогам полноводной реки или прогулка по водным «артериям», где нет бурлящих потоков и каменистых участков.
Для туристов-новичков лучшими байдарками считаются надувные. Это универсальный вариант, который подходит для рыбалки, спусков по порожистым рекам и походов по спокойному течению вдоль живописных берегов.
Какая байдарка лучше?
Лучшие надувные байдарки – это изделия без жесткого каркаса, состоящие из двух бортовых баллонов. Вся поверхность надувной конструкции покрыта ПВХ-оболочкой. Она защищает байдарку от воздействия различных компонентов – плесени, простейших микроорганизмов, обитающих в воде, агрессивных сред.
Главными достоинствами лучших надувных байдарок считаются такие характеристики:
- малый вес: это особенно важно, если вам предстоит транспортировка конструкции по суше. Вы сможете сделать это без особых усилий. Весит данный тип судна от 10 кг;
- небольшой объем: после того как вы спустите байдарку, ее можно свернуть в аккуратный и компактный свиток. Он поместится в походный рюкзак или сумку;
- оперативный спуск на воду: даже если надувная конструкция в разобранном состоянии, то вам достаточно всего 10-15 минут, чтобы накачать ее и спустить на воду;
- остойчивость: лучшими надувные байдарки также признаны из-за того, что они достаточно устойчивы и легко управляемы. Неспроста именно «надувнушки» используются во время спусков по горным порогам при любых погодных условиях;
- высокая проходимость: надувные конструкции подходят как для прогулок по речной глади, так и для прохождения каменистых участков. Благодаря высокой плотности материала в основе судна оно выдерживает подобные испытания без особых трудностей.
Но даже у лучших надувных байдарок имеются некоторые недостатки. Например, взойти на волну на этой конструкции очень сложно. Из-за этого вы можете надолго остановиться на одном участке пути.
Также байдарочники советуют быть осторожными при надувании лодки. Если надуть ее до предела и забыть на солнце, то судно может быстро разойтись по швам. В этом случае нужен качественный ремонт, иначе байдарка сразу после спуска на воду пойдет ко дну.
Второй вид судна, предназначенный для походов по горным рекам, – каркасные. Их выбирают туристы, которым предстоит спуск по водной глади, находящейся в спокойном состоянии.
Эта байдарка состоит из прочной конструкции – каркаса, изготовленного из алюминия или дюраля, прочной оболочки («шкуры»). В некоторых экземплярах есть и так называемый фартук, защищающий судно от попадания воды внутрь.
Главными достоинствами каркасных байдарок считаются:
- высокая скорость: в отличие от лучших надувных байдарок, для управления которыми нужно приложить немало усилий, эти лодки быстро скользят по водной глади, когда вы управляете ими в менее интенсивном режиме;
- вместительный «багажник»: в закромах каркасных конструкций достаточно места, чтобы разместить походные вещи – рюкзаки с едой, котелками, сменной обувью и вещами;
- большая грузоподъемность: она выдерживает свыше 100 кг, и при этом большая загрузка не влияет на скорость передвижения судна.
К недостаткам этого типа судна относят высокую стоимость, длительную сборку и большой вес. Для транспортировки каркасных лодок понадобится отдельный прицеп или багажник, установленный на крыше автомобиля.
И третий тип байдарок, объединяющий свойства двух предыдущих, – каркасно-надувные. В их основе – жесткий каркас, изготовленный из металла, и два баллона, обеспечивающих маневренность и остойчивость конструкции. Ее рекомендуется использовать для походов по рекам, где нет бурных течений и порогов.
Вот несколько основных преимуществ этих суден:
- небольшой вес;
- маневренность;
- компактность в собранном состоянии;
- остойчивость;
- наличие пространства для хранения походных вещей.
Среди недостатков – длительная сборка и высокая стоимость ремонта, обусловленная заменой изделий из дорогих материалов.
Главные характеристики байдарок
Подбирая байдарку, на которой вы отправитесь в поход, стоит обратить внимание не только на ее тип, но и на сопутствующие характеристики:
- вес судна в разобранном и собранном состоянии: это важный показатель, от которого зависит, как вы будете транспортировать изделие к месту отплытия – на машине или в рюкзаке;
- скорость сборки: чем хуже этот показатель, тем больше времени вы потратите на подготовку к туристическому походу. Оптимальное решение в этом случае — надувные лодки. Чтобы привести такой экземпляр в полную боевую готовность, достаточно от 15 до 45 минут (зависит от размера судна);
- количество мест: при выборе этого показателя стоит учесть несколько нюансов. Чтобы управлять одноместной лодкой, нужна отличная физическая форма и полный самостоятельный контроль над судном. А вот при сплавах на лодке, ориентированной на три-четыре посадочных места, вам потребуется слаженная командная работа экипажа, иначе есть риск, что судно перевернется, или вы потеряете управление.
Резюме
Выбирая байдарку, обязательно учтите предпочитаемый вид отдыха (спуск по порогам, рыбалка, прогулка вдоль берегов реки) и сопутствующие факторы: допустимый вес, количество посадочных мест, параметры судна, вместительность свободного пространства. Только так вам удастся организовать комфортный отдых на природе и подобрать наиболее подходящую модель водного транспорта.
Источник: russplav.com
Резиновая лодка или байдарка
Re: Байдарка выходного дня
Сообщение Mikle » 2014-авг-13 01:13
АВС писал(а): У меня есть каяк производства Самбоат. Всем хорош:состоит из трех частей (носовая часть входит в среднюю, все это укладывается внутрь машины), собирается-разбирается легко, на ходу хорош, упереться есть куда. В свое время в штатах плавал на подобном, поэтому других вариантов, кроме как пластика, ранее не рассматривал.
НО! Одиночка. Подруга обижалась, когда оставлял ее на берегу.
Потому и взял Хатангу-2. Спортивно погрести — это каяк. Но это в качестве тренировки. А для развлечения и путешествия (хотя и для нагрузки тоже) — это Хатанга (в одиночку развлекаться и путешествовать как-то скучновато).
Хотя на мой вкус и с учетом давних привычек — лучший универсальный вариант (в плане более гармоничной нагрузки, путешествий и развлечений, в том числе и рыбалки) — это легкая гребная лодка типа шпонки. Но для нее нужна база около воды.
Есть специализированные суда-двойки для Волги: из КНБ — это тритоновская Ладога-2, плюсы которой — возможность хранить в квартире и запихнуть внутрь легкового авто, из жесткокорпусных — самботовская Аделаида, плюсы которой — скорость и легкость хода, эргономика гребли и большой объем грузовых отсеков (перевозить можно на багажнике сверху, хранить — в гараже или на лодочной или авто-стоянке у воды).
Я активно хожу по Волге уже больше 10 лет, первой лодкой несколько лет была Таймень-2, затем была Ладога-2, полиэтиленовый австрийский каяк (Прижон Капри 2) и затем и в настоящее время (3 сезон) — Аделаида, на которой уже пройдено наверное не менее 2.5 тыс. км. по Волге (остальные суда продал). «Надувастики» для Волги даже не рассматривал, т.к. это суда для других целей. На Волге за время моих путешествий их практически не видел, 1 раз только был с нами в походе Викинг, которому пришлось очень тяжело, т.к. был ветер.
Довольно удивительно, что народ думает, будто в ПВД по Волге сгодится любое судно. Волга — это просторы, течение и ветра. Чтобы добраться до интересного для отдыха места — иногда полезно пройти 20-30 км, при этом либо туда, либо обратно — против течения. На надувастиках это возможно, но по написанным выше причинам это будет не гребля, а как говорит «парусный» народ — «падлинг».
Кроме названных выше причин (парусность, курсовая устойчивость и волновое сопротивление), есть еще 1 элемент: эргономика гребли: слишком широкие борта не позволяют правильно грести, а отсутствие ножных упоров исключает основной элемент гребли — использование мышц плеч и спины (подробнее о технике гребли — см. здесь в п. 4). Отсутствие всех этих элементов = отсутствие удовольствия от гребли на дальних маршрутах по большим водоемам (т.к. сил тратится много, скорости нет, береговая линия меняется медленно ==> скучно ) и, как следствие — отсутствие гребунов на Волге, за редким исключением (получается парадоксальная ситуация: рядом — огромный водоем, но им практически не пользуются для активного отдыха и туризма, за исключением «Кругосветного» сплава раз в год. Для сравнения — см. фото — пляж на одном из больших озер Америки
Теперь насчет собственно «надувастиков»: их стихия — походы по «диким» таежным речкам с трудной заброской и обносами, типа недавнего похода Паштета.
Выше была дана интересная ссылка:
error 404 писал(а): Тут можно почитать про разных надувастиков:
http://vesloiparus.ru/boats/table/
Посмотрев этот список — я обратил внимание на лодку
Тиман 4.2 от литовского производителя. Не претендую на экспертное мнение по таким лодкам, но мне кажется, что эта лодка интересна для вышеуказанных походов, т.к.
а) имеет вес всего 9кг, б) имеет надувное дно, в) имеет бедренные и пяточные упоры и г) имеет самоотливной кокпит. Но хотелось бы услышать мнение Паштета и др. экспертов по таким походам (у Паштета кажется похожая лодка..).
Источник: velosamara.ru
Надувные байдарки: основные достоинства и недостатки
К надувному типу байдарок относят лодки с надувными отсеками. Они подходят для летних и осенних сплавов по спокойной воде. Состоят из двух или четырех надувных баллонов и дна. Центральная дека отсутствует, но могут быть деки в носовой части или корме. Придать дополнительную жесткость конструкции надувной байдарки помогают дюралевый каркас из труб или днище, выполненное из дюралюминия.
У каждой фирмы производителя есть модели этого класса:
— Stream – Extreme, Weekend;
— Вольный Ветер – Тайга;
— КБ Сталкер – Щука, Налим.
Обратите внимание: в походе транспортировать байдарку приходится на себе, поэтому рекомендуем очень тщательно проанализировать два параметра: вес плавсредства и транспортировочные размеры. Так же важно правильно подобрать 1, 2, 3 или 4-х местную модель.
Виды надувных байдарок
Надувные байдарки делятся на категории.
С двухслойной конструкцией. Такой вид судна предполагает внешнюю оболочку (шкуру) из ПВХ и вставные внутренние баллоны.
Монобалонные модели. Представляют собой цельную конструкцию и изготавливаются из поливинихлорида повышенной прочности.
С элементами каркаса. Это надувные модели со штевнями, придающими жесткость. Такие суда используют не только для походов выходного дня, но и на реках с небольшой категорией сложности и в продолжительных экспедициях. Посмотрите модели из серии Хатанга и Хатанга Sport (фирма Stream).
В нашем магазине вы сможете подобрать надувную байдарку:
— для семейного отдыха;
— для сплава по рекам разной категории сложности;
— экспедиционную модель для длительного путешествия;
— для охоты или рыбалки.
Преимущества надувных байдарок
Надувные байдарки быстро собираются. Опытный турист подготавливает «двушку» с каркасом за 15 минут. При этом в собранном состоянии судно компактное, габаритные размеры редко превышают 100х40х40 см, а вес позволяет брать байдарку в дальние экспедиции с пешими переходами.
Привлекает покупателей и стоимость. Средняя цена надувных моделей держится возле отметки в 30 000 рублей. На борт судно берет до 300 кг груза, это двое взрослых и большое количество вещей и продуктов. Или, двое взрослых и ребенок плюс вещи для небольшого семейного пикника.
Подводя итоги, заметим, что байдарки давно полюбились сплавщиками, туристами и рыбаками за их :
— живучесть и ремонтопригодность;
— небольшой вес и эргономичность;
— высокую устойчивость на воде и низкую потопляемость;
— большую грузоподъемность и высокую практичность.
Недостатки надувных байдарок
Есть у надувных конструкций и недостатки.
Плавсредство нужно беречь от разбитого стекла и гвоздей в досках по берегам. На воде пробить надувную байдарку практически невозможно.
Как бы не старались производители, но надувные модели уступают каркасным в скорости. При равных условиях и безветренной погоде разница в скорости будет 1,5-2 км/ч.
Большой объем бортовых баллонов уменьшает количества места для размещения багажа. Если вещи крепить сверху на корпусе, то создается большая парусность. Против ветра выгребать будет тяжело.
Технические характеристики надувных байдарок
Как и любое плавсредство надувная байдарка имеет ряд характеристик. Рассмотрим их подробно.
1. Габаритные размеры: длина, ширина, высота бортов, осадка. Например, двухместная модель Хатанга-2 Sport обладает следующими размерами:
Длина и ширина кокпита – 3,8мх0,45м.
2. Остойчивость. Под остойчивостью понимают способность байдарки противостоять действию внешних сил, которые стремятся наклонить ее в поперечном или продольном направлениях, и возможность возвращать прямое положение. Показатель этот прямо пропорционален ширине и длине конструкции и обратно пропорционален высоте общего центра тяжести.
Кроме того на остойчивость влияет форма подводной части суда. Если экипаж или груз сместить к одному борту , то судно становится менее остойчивым. Поэтому наиболее остойчивым будет широкое плавсредство, с тупыми по форме носом и кормой, груз в котором расположен на дне. Удачный пример, модель STREAM Хатанга Game.
3. Ходовые качества. Способность развивать дистанционную скорость напрямую зависит от сопротивления воды и эффективности двигателя. В качестве моторчика в надувной байдарке выступает экипаж. Физическая подготовка участников, правильная техника гребка сильно влияют на скорость судна.
Если говорить о габаритах, то лучшими ходовыми характеристиками обладает байдарка максимально длинная, с острым носом, гладкой поверхностью днища. Хороший пример, модель Timetrial Вега-3. Быстроходность задается острым штевнем и формой дна. Имейте ввиду: заплаты на дне негативно влияют на скорость.
4. Управляемость. Этот показатель зависит от двух противоположных качеств: устойчивости на курсе и поворотливости. Длинная байдарка с ярко выраженными штевнями будет устойчивой по курсу, а короткая, с округлыми конечностями отлично крутится и входит в поворот, но плохо держит курс.
5. Низкая потопляемость. Под этой характеристикой понимается способность судна оставаться на плаву, сохраняя судоходные качества, когда случилась пробоина или оверкиль. Надувная байдарка даже при полном заливании водой остается на плаву и приемлемо управляется. Опытные водники при перевороте способны развернуть судно обратно и забраться на борт.
6. Масса. В каркасных моделях большая часть веса призодится на каркас, поэтому вес надувных байдарок в полтора раза меньше при равных габаритах. Так, каркасно-надувная модель Тритон Варзуга 2 весит 26 кг. А аналогичная надувная байдарка Одиссей 480 для двух туристов имеет вес всего 17,7 кг. Унести такой груз по силам даже девушке.
В заключении заметим, что современные технологии склейки и сварки швов позволяют накачивать баллоны до трех атмосфер, это позволяет улучшить скоростные качества надувных байдарок. Кроме того комфорт и остойчивость улучшаются вкладышами на днище, закрытыми или открытыми деками, вместительными багажниками.
Источник: kayak-market.ru