На протяжении нескольких последних лет мы протестировали довольно много 15-сильных подвесных моторов разнообразных марок. За этот срок менялись тенденции и предпочтения на моторном рынке, что требует осознания, особенно если речь идет о таком популярном типоразмере, как , достаточно мощном, чтобы выйти на воду компанией, и при этом портативном, пригодном для переноски и установки силами одного человека, максимум двух.
Набор потребительских качеств подвесника, которые можно оценить за ограниченное время теста, не слишком велик: быстроходность, тяговитость, приемистость (быстрота разгона), экономичность, эргономика и шумность. Практически невозможно оценить ресурс и ремонтопригодность — качества, которыми потребители интересуются особенно активно. Успокаивает то, что современные моторы импортного производства обычно отличает высокая надежность, и ресурсно-ремонтные вопросы неминуемо будут сведены к проблеме выбора дилера, способного наилучшим образом обеспечить своего клиента гарантийным и сервисным обслуживанием. Но это тема совершенно другого исследования.
Выбираем Китайский лодочный мотор 9.9(15) SEANOVO PARSUN HDX CONDOR
КОНСТРУКЦИЯ
Модельные ряды компаний-моторостроителей раскололо на неравноценные по конструктивному признаку ветви — экологически чистых и обычных моторов — известное ограничение в использовании на водоемах США и Европы моторов, не соответствующих новым жестким нормам загрязнения окружающей среды САРВ и ЕРА. Следствием этого стало постепенное вытеснение привычных двухтактных карбюраторных моделей моторов маломощной группы новыми четырехтактными, и хотя малые двухтактники еще продолжают сходить с заводских конвейеров, процесс их совершенствования в общем остановился в 90-е гг., а значит, на появление в них принципиально новых конструктивных решений рассчитывать, к сожалению, не приходится.
Четырехтактники «нашего» размера пока не следуют модным тенденциям двигателестроения, но все же по исполнению они более совершенны, чем двухтактники, особенно с эргономической точки зрения. У протестированных четырехтактных «Honda» и «Suzuki» удобные румпели управления с простой регулировкой усилия поворота мотора и ручки газа и легкодоступной кнопкой «стоп».
Рычаг включения хода будто сам ложится в руку и работает очень четко. Механизмы откидки и режима «мелкой воды» таковы, что возможность намочить руки в забортной воде исключена, не потребуются также лишние движения и большие усилия. Двухтактные «Suzuki», «Yamaha», и особенно «Selva», как более легкие моторы, лишенные залитого в картер масла, выигрывают только в одном — в удобстве переноски и хранения. Исключением здесь выглядит, пожалуй, «Mercury» с его интегрированным в румпель механизмом включения хода и вполне современной системой откидки одной рукой. Заслуживает уважения и способ фиксации его гребного винта стопорной шайбой, а не шплинтом, что существенно упрощает процесс снятия и установки винта, особенно если это происходит не на твердом берегу, а на зыбкой волне.
Муки выбора 9.9 — 20 сил
- Таблица 1: Технические характеристики тестирования моторов
- Таблица 2: Замеренные показатели расхода топлива на полном ходу с двумя испытателями
- Таблица 3: Наибольшие скорости, км/ч (в скобках соответствующие им обороты), достигнутые под испытанными моторами при различной нагрузке на лодке «Brandt-360»
Четырехтактные моторы «стремятся» не сильно отставать по весовым характеристикам от двухтактных, но в этой борьбе наблюдаются издержки: тонкостенное литье заставляет внимательнее следить за надежной затяжкой герметизирующих прокладок, особенно в местах прохода каналов охлаждения блока цилиндров. Поэтому за состоянием масла стоит следить регулярно, особенно в период обкатки. Внушительный вес четырехтактника, казалось бы, должен был привести к повышению требований к удобству его переноски, но взяться за зализанную «голову», например, «Honda» второму человеку (а переносить мотор лучше вдвоем) совсем не просто — выемка под руку с противоположной струбцине стороны слишком мелка. Четырехтактный «Suzuki» в этом смысле тоже не блистал, но представители дилера уверили нас, что в ушедшем году появилась новая модель мотора, в которой эргономика переноски улучшена.
В чем не возникло проблем, так это в запуске всех тестированных моторов. Достаточно было накачать грушу на топливопроводе, и старт не заставлял себя долго ждать. Единственно, приходилось учитывать индивидуальные особенности каждой модели — необходимость включения «подсоса», выбор стартового открытия дросселя, но это дело привычки.
Все моторы оборудованы системой блокировки запуска на включенной передаче и аварийным выключателем зажигания («чекой»), надо лишь помнить об их наличии, и, если ваш двигатель вдруг отказывается заводиться, не торопитесь тут же звонить дилеру о возникшей неисправности.
ПРОПУЛЬСИВНЫЕ КАЧЕСТВА
Пробеги, замеренные в равных условиях под шестью моторами (двухтактниками «Mercury», «Selva», «Yamaha», «Suzuki» и четырехтактниками «Suzuki» и «Honda») на разборно-надувной лодке длиной 3.6 м позволили сопоставить их скоростные и тяговые качества (см. таблицу). Первое важное наблюдение: тот винт, который фирма поставляет в качестве «стандартного», не всегда оказывается винтом на все случаи жизни.
Обычно мотор с ним «перекручивает» под малой нагрузкой, оптимальной же оказывалась нагрузка около 200 кг. Наиболее высокую скорость — 40 км/ч — показали двухтактный «Suzuki» как самый «объемистый» мотор среди аналогичных, а также сильнее других «перекручивавшая» «Yamaha», которая стала самой быстрой при всех тестовых нагрузках. От итальянских моторов «Selva» мы обычно ждем высоких скоростных показателей, но вот «Naxos» их нам не продемонстрировал — сказался слишком тяжелый винт. Судя по всему, по скоростным качествам «Selva-15» должна была быть где-то на уровне одноклассников, если бы ее ход дополнительно не ухудшали прохваты воздуха на волне и при резких поворотах. Четырехтактные моторы слегка уступили двухтактным налегке, но уже с двумя пассажирами оказались быстроходнее последних — тянут они лучше и менее чувствительны к нагрузке, особенно «Honda» с ее самым высоким объемом цилиндров (350 см3 против 302 см3 у «Suzuki»).
По скорости разгона — как обычно, примерно с одинаковым результатом, лидировали двухтактники. Четырехтактный «Suzuki» был предсказуемо чуть более «задумчив», «Honda» же с увеличением нагрузки оказала удивительный рост приемистости по сравнению с конкурентами, видимо, благодаря большему развиваемому моменту и упору комплектного четырехлопастного винта.
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
По расходу топлива двухтактные моторы, как оказалось, очень близки между собой — они потребляют на полных оборотах тестовые пол-литра примерно за пять минут, т. е. около 0.38-0.40 л/ч на силу мощности. Несколько отстала в экономичности Selva, работающая к тому же на 95-м бензине, результат же Yamaha оказался немного лучше среднего, но четырехтактники были закономерно экономичнее процентов на 20-30, потребляя те же 0.5л уже за 6-6.2 мин., т. е. 0.32-0.33 л/л.с./ч на полном ходу. Разумеется, на промежуточных мощностях преимущество в потреблении топлива у них еще больше, достигая невероятных высот на самых малых оборотах, когда, кажется, мотор способен работать просто на парах бензина. Экономичность малых режимов четырехтактника имеет важный побочный эффект — при многочасовой работе на рыболов получает значительно меньше шансов надышаться вредными выхлопными газами.
При длительных переходах шумность двигателя важна не меньше прочих его параметров, так как она влияет и на утомляемость сидящего непосредственно рядом с ним водителя, и на возможность нормально разговаривать в лодке на ходу. Тут надо отметить, что все испытанные моторы, независимо от тактности, показывали примерно одинаково высокую шумность на полном ходу — 90-92 дБ.
А вот спектр шума оказывался различным у разных мо-торов, более или менее терпимым для уха. У Suzuki и особенно у Selva в шуме присутствовали звонкие призвуки, резкие на слух, Yamaha же мягче, и потому не так сильно мешала разговору. На малых и средних оборотах преимущество четырехтактных моторов было также очевидно — они работали на несколько децибел тише двухтактных. А вот на Honda неспроста предусмотрели зеленый огонь-индикатор работы двигателя, иначе порой было бы невозможно определить по звуку, работает он на холостых оборотах или нет.
Алексей Даняев, фото Александра Доброхотова и Дмитрия Пичкалева
Источник: Приложение к журналу «КАТЕРА и ЯХТЫ»
Источник: motorka.org
Тест лодочных моторов 15 л.с. (Honda, Suzuki, Yamaha, Selva и Mercury)
Лодочные моторы мощностью 15 лошадиных сил являются агрегатами с хорошими тяговыми характеристиками, способными развивать приличную скорость. Оборудование бывает двухтактным, четырехтактным и отличается:
• Экономичным потреблением топлива;
• Высокими антикоррозийными свойствами.
Такие двигатели есть в линейках всех ведущих производителей.
Группы ПЛМ
Среди моторов мощностью 15 л.с. можно выделить 2 группы:
1) модели с номинальным потенциалом 15 лошадиных сил — мощностью по умолчанию, 2) двигатели, которые путем раздушки, предусмотренной производителем, повышают свою мощность с 9-10 л.с. до 15.
Можно сказать прямо, российские рыбаки предпочитают именно вторую группу, поскольку владение и управление двигателем с указанной в техническом паспорте мощностью до 8 кВт (~10.88 л.с.) не требует регистрации комплекта в ГИМС и получения прав судоводителя. Поэтому мы сформируем ТОП с учетом такой потребности.
Mercury 9.9 MH TMC (247 cc)
Один из самых популярных двухтактных карбюраторных лодочных моторов — Mercury 9.9 MH TMC (247 cc). Производится в Японии, уровень сборки — пять с плюсом. Конструкция простая и доработанная за годы выпуска модификации до совершенства. Это позволяет использовать Mercury 9.9 MH TMC в самых суровых условиях, не только на отдыхе, но и для промысла на море.
Мощность представленного ПЛМ увеличивается до 15 л.с. путем замены пластины газа (очень простая техническая операция). Раздушенный ПЛМ без проблем выведет в режим глиссирования полноразмерную моторную лодку с 3 рыбаками на борту. Необходимо только правильно установить двигатель и не допускать перегруза. Сухой вес Mercury 9.9 MH TMC — 41 кг.
Это немало, однако тому имеется логичное объяснение, ведь рабочий объем модели составляет 247 кубических сантиметров. Именно этот момент обеспечивает полноценную тягу в 15 л.с. Очень мощный во всех отношениях, надежный лодочный мотор, он будет безотказно служить годами при использовании качественных расходных материалов и топлива и своевременном прохождении ТО. Можно даже установить генератор тока, что позволит быстро заряжать гаджеты и приборы.
Обкатка
Suzuki DF 15AS, как и любой другой лодочный двигатель, относится к довольно сложным механизмам, которым требуется регулярное обслуживание, смазка деталей и замена расходных материалов. В связи с этим основные рекомендации производителя – своевременное посещение СТО в период гарантии, а также обкатка.
При этом обратим внимание, что несоблюдение указанных требований может стать причиной онулирования бесплатного гарантийного ремонта. Но на самом деле, сложностей с обслуживанием не возникнет, как и с обкаткой. Главное – все делать согласно инструкции. Например, обкатка включает в себя несколько элементарных шагов, на выполнение которых уйдет порядка 10 часов.
Такая процедура проводится всего один раз за весь период эксплуатации лодочного мотора. Причем делать ее нужно сразу после покупки изделия. Обкатка обеспечивает адаптацию деталей мотора к местным условиям, и тем самым делает двигатель более надежным. Таким образом, после обкатки можно не беспокоиться за своевременное посещение СТО, так как в этом уже не будет необходимости. Более того, в некоторых случаях СТО вовсе можно будет отменить.
Мотор желательно обкатывать в условиях, максимально приближенных к реальным. Иными словами, нам понадобится любой водоем с глубиной не меньше 80 см. В таких условиях можно обкатать двигатель по полной программе, раскрыть весь его потенциал, заставить работать во всем диапазоне оборотов, и тем самым подвергнуть его тем нагрузкам, которые он будет испытывать на протяжении многолетней эксплуатации.
Так как мотор будет испытывать колоссальные нагрузки, всегда есть риск столкнуться с перегревом и другими проблемами. Система охлаждения – один из важнейших компонентов мотора, который надо проверить в первую очередь. Если из системы выходит фонтанирующая струя воды (под давлением в виде фонтана), значит система исправна, и перегрева удастся избежать.
Масло и топливо заправляются двигатель после того, как он будет установлен на транец лодки. Все жидкости имеют заводские параметры, и надо следовать только им. Для мотора Suzuki DF 15AS бензин и масло смешиваются в пропорции 100:1.
Особенности процесса обкатки
- Сначала двигатель нужно прогреть на холостых оборотах, пока его температура не достигнет 70 градусов
- Примерно через час начинаем движение и переходим к плавному повышению оборотов
- Каждый час обороты мотора надо увеличивать на 5-10 процентов. В рамках обкатки надо соблюдать поэтапную нагрузку, которая может длиться и пять, и восемь часов. Например, в нашем случае для достижения мощности 80% понадобится около 8 часов (если каждый час повышать тягу на 5-10%)
- Необходимо постепенно довести мощность до 80%, избегая при этом перегрева и других технических проблем. Вообще рекомендуется поочередно снижать и повышать обороты, давая мотору остыть и при этом адаптироваться к переменной нагрузке
- В конце процедуры надо остудить мотор, выключить зажигание и слить отработанные материалы. Обкатка завершена.
Tohatsu MFS 9.9 E S
Еще один — Tohatsu MFS 9.9 E S, но уже с 4-тактной системой ДВС, позволяющей обойтись без приготовления топливной смеси. Максимально экономно расходующий бензин, что обеспечивается инжектором с электронным управлением впрыска топлива. Номинальная мощность составляет 9.9 л.с. Этот показатель может быть увеличен до 15 и 20 лошадиных сил без риска повреждения внутренней архитектуры и «начинки» двигателя или отмены гарантии. Тому способствует рабочий объем ПЛМ — 333 см3.
Помимо выдающихся возможностей в плане раздушки, мотор выделяется:
- Стильным брутальным дизайном,
- Достаточно малым для мотора подобной мощности весом (44,5 кг),
- Удобным управлением.
Кроме того, ему присуще наличие полезных систем контроля, отслеживающих уровень давления масла и число оборотов для того, чтобы не допустить некорректной работы и перегрева ПЛМ. Это мощный современный мотор с низким уровнем потребления бензина. Не раздражает громким лязгающим звуком и отлично держит малые обороты, что особенно важно для троллинга.
Отзывы владельцев
- Игорь, Московская область. Являюсь владельцем мотора Suzuki DF 15AS в течение трех лет. Двигатель много пережил, я эксплуатировал его нещадно, подвергал большим нагрузкам, ездил по озерам, рекам и соленым морским водам. Мой мотор не знал никаких преград, и в теплый сезон работал практически каждый день по 12 часов. После ухода на пенсию рыбалка стала моим основным хобби, и Сузуки меня не подводил. Последний, третий год эксплуатации выдался сложным. Двигатель отказывался запускаться, перегревался, барахлил, троил и, в общем, приносил мне немало сюрпризов. Повысился расход топлива, стали плохо включаться передачи. В общем, нестабильная работа мотора стала причиной покупки нового движка, на этот раз более мощного. И я нисколько не расстроен, считаю что моему Сузуки хорошо досталось, и он достойно прослужил мне эти три года.
- Василий, Ленинградская область. Сузуки DF 15AS в моем владении полтора года, эксплуатируется по полной программе. Он идеально подходит для рыбалки, охоты и водных прогулок. К тому же, у меня семья, дети. Конечно, ну кто не любит подышать свежим морским воздухом, полюбоваться красивыми пейзажами и т. д. Сузуки потребляет от 8 до 10 литров. В меру мощный и тяговитый мотор с удобным румпельным управлением. Охлаждение работает эффективно. За все время пользования менял только бензин и масло.
Mercury F 10 MH EFI
Новинка 2022 года — Mercury F 10 MH EFI, быстро завоевавшая симпатии рыбаков и водомоторников сочетанием эффектного внешнего вида и функциональных возможностей, соответствующих современным представлениям о комфорте использования водно-моторной техники. Двигатель отличается хорошей тягой, имеет возможность раздушки в 15 л.с., его рабочий объем составляет 333 см3. Легко отправит в глиссер большую моторную лодку с 3-4 рыбаками и запасом груза.
Модель выполнена из прочнейшего «морского» сплава, защищающего внутренние узлы моторной головы и редуктора, имеет сухой вес 47,5 кг, комплектуется 9-дюймовым винтом. Инжектор управляет впрыском топлива, используя минимум бензина для совершения полезной работы в заданном режиме. В долгосрочной перспективе использования Mercury F 10 MH EFI пониженный расход бензина позволяет экономить реальные деньги.
Отдельное и неоспоримое преимущество модификации — принципиально новый удлиненный «мультирумпель» с возможностью настройки непосредственно под руку шкипера, левую или правую. Румпель надежно фиксируется в верхнем положении, что очень удобно при переноске и для откидывания. Поворот ручки газа можно настроить. Органы управления (переключение передач и кнопка глушения мотора) сгруппированы рядом с ручкой газа, что позволяет править лодкой без суеты и лишних движений.
Превосходный четырехтактный мотор, одна из самых технологичных модификаций в сегменте 15 л.с.
Лучшие двухтактные двигатели мощностью 5 л.с.
Более широким спросом среди рыбаков и охотников – любителей пользуются лодочные двигатели невысокой мощности – до 5 л.с. Они просты в эксплуатации; небольшой вес позволяет переносить их без привлечения сторонней помощи; экономны в расходе топлива и имеют сравнительно невысокую стоимость, что является немаловажным фактором при выборе. Среди двухтактных моторов этой мощности наиболее популярны:
Самый надежный лодочный двигатель
Одноцилиндровый YAMAHA 5CMH заводится с пол-оборота и быстро развивает предельную скорость.
Достоинства:
- Экономный расход бензина;
- Отличная динамика и приемистость;
- Встроенный топливный бак — объем 2,8 л.;
- Выносной бензобак – объем 12 л.;
- Высококачественный трехлопастный винт;
- Три передачи: передняя, задняя, нейтрал;
- Возможность заднего хода без разворота;
- Ровная работа двигателя на любых оборотах;
- Регулировка оборотов мотора – румпель;
- Отличный ручной запуск;
- Японское качество сборки;
- Надежность в поездках на дальние расстояния.
Минусы:
Эта модель пользуется огромной популярностью у дальневосточников, как самая надежная в тяжелых климатических условиях.
Надежный двигатель с отличной динамикой
TOHATSU M 5B DS – еще один «японец», отличающийся надежностью конструкции при небольшом весе.
Достоинства:
- Экономный расход горючего;
- Встроенный масляный бак;
- Система передачи имеет три позиции: нейтрал, вперед, назад;
- Карбюратор усовершенствованной модели;
- Электронное зажигание;
- Легкий запуск при любой погоде;
- Шесть позиций наклона корпуса двигателя – возможность использовать его даже в мелких водоемах;
- Специальная встроенная система регулировки угла наклона и подъема двигателя;
- Высокопрочный алюминиевый корпус с антикоррозийным покрытием;
- Разумное соотношение цены и качества.
Недостатки:
- Требования к топливу (бензин Аи – 92);
- Неравномерная работа двигателя при прогреве и запуске.
Оптимальный бюджетный вариант для любителя рыбной ловли в любых водоемах.
Самый легкий двухтактный двигатель
MERCURY 5М — детище американского ).
Достоинства:
- Небольшой вес – 20 кг;
- Ручная система старта;
- Румпельное управление;
- Встроенный бак для масла — объем 2,5 л.;
- Оснащен внешним топливным баком – 12 л;
- Мотор крепится посредством транцевой струбцины;
- Выхлопная система — через ступицу винта. Минимальный уровень шума;
- Трансмиссия надежно защищена резиновым амортизатором;
- Быстрый разгон;
- Коррозийная стойкость деталей.
Недостатки:
- Ручной подъем дейдвуда.
Пользуется большой популярностью благодаря внедряемым инновационным решениям.
Honda BF 15 DK2 SHU
Модель Honda BF 15 DK2 SHU объединяет все преимущества фирменного 4-тактного лодочного мотора производства Honda Marine:
- эффективная обработка бензина,
- электронное зажигание,
- электронная система сигнализации о перегреве, достижении критического числа оборотов и давлении масла.
Присутствует система зажигания с микропроцессорным управлением, наличие генератора 12 В, 6 А и уникальной маятниковой системы гашения вибраций, благодаря которой моторы Honda работают ровно и спокойно даже на полном газу. Хонда — один из лидеров по производству 4-тактных ПЛМ высочайшего уровня качества. Мотор эффективен, удобен и экологичен. При внимательном уходе легко прослужит более 15 лет.
Yamaha 9.9 GMHS
Фирменный, очень стабильный в работе 2-тактный мотор с возможностью раздушки в 15 л.с. Карбюраторный, с рабочим объемом 246 см3, отличается достаточно скромным сухим весом (36 кг), прочностью и надежностью. Очень низкий уровень шума и вибраций на румпеле. Модель более чем ресурсная, при соблюдении правил использования и обслуживания срок эксплуатации составит от 10 лет и больше. Штатный генератор на 80 Вт позволяет организовать на лодке подсветку для ночной рыбалки и заряжать телефоны и аккумуляторы портативных устройств.
Yamaha 9.9 GMHS — один из самых надежных карбюраторных моторов мощностью 15 л.с.!
Источник: aquadelo.ru
Лодочные моторы 15 л.с. – сравнительный тест
Потребительские качества подвесного лодочного мотора, которые мы оцениваем на тесте это быстроходность, мощность или тяговитость, скорость разгона, экономичность, эргономичность и шумовые показатели. Но потребителей в большей степени интересуют такие качества мотора как ресурс и ремонтопригодность. Но такие вещи на тесте выяснить никак не удастся. Благо, что все современные лодочные моторы иностранного производства отличаются высокой надежностью и качеством. Покупателю зачастую нужно просто выбрать сервисный центр, где он сможет своевременно проходить техническое обслуживание мотора и устранение редко возникающих неполадок.
На водоемах США и Европы уже давно действуют жесткие экологические нормы по загрязнению окружающей среды (CAPM, EPA). Производители вынуждены считаться с этим и по сути в том числе благодаря этому на свет появились экологически чистые маломощные четырехтактные моторы, которые все увереннее вытесняют аналогичные двухтактники, производство которых хоть и продолжается, но технически они с 90-х годов не совершенствуются. Прогресс для двухтактных моторов до 20 л.с. остановился в конце 20 века.
В нашем тесте участвовали следующие лодочные моторы:
Табл. №1 – Технические характеристики лодочных моторов
Мотор | Объем, (см 3 ) |
Размер винта, (дюймы) |
Honda BF-15 | 350 | 9.25×10 |
Suzuki DF-15 (4т) | 302 | 9.25×10 |
Suzuki DT-15 (2т) | 284 | 9.25×11 |
Mercury 15M | 262 | 9×9 |
Selva 15 Naxos | 260 | 8.5×10.25 |
Yamaha 15FMHS | 246 | 9.25×10.5 |
Четырехтактные лодочные моторы в 15 л.с.(Рекомендуем: Тест лодочных моторов 10 л.с.), которые побывали у нас на тесте выглядят и ощущаются более совершенными чем их двухактные братья. Особенно это заметно с точки зрения эргономики. Четырехтактники Honda и Suzuki оснащены очень удобным румпелем управления. У него простые регулировки газа и усилия поворота.
Рычаг, который отвечает за включение хода как будто специально сделан под руку каждого, кто тестировал эти моторы. Работает он точно и четко. Управление углом наклона и режим мелоководья сделано просто и изящно. При всем желании вы не сможете намочить руки когда будете пользоваться этим функционалом. Никаких лишних движений и усилий.
Преимущество двухтактных моторов на нашем тесте (Suzuki, Yamaha, Selva) по сути заключается лишь в удобстве их переноски, т.к. они легче и у них отсутствует картер с маслом. Особняком стоит лишь двухтактный мотор Mercury, у которого механизм включения хода интегрирован в румпель и его система откидки мотора сделана с учетом всех современных стандартов. В плюс Меркури 15 еще можно записать способ фиксации гребного винта. Здесь используется стопорная шайба вместо шплинта, как на большинстве моторов. Этим облегчается снятие и установка винта, к примеру в случае его повреждения и разница особенно заметно, если вы меняете винт находясь на воде, а не на твердой поверхности.
Производители четырехтактных моторов стремятся минимизировать весовую разницу в сравнении с двухтактными, но в этой борьбе приходиться чем то жертвовать. Литье становиться тонкостенным и в связи с этим нужно обязательно следить за затяжкой гермопрокладок, особенно там, где проходят каналы охлаждения блока цилиндров. Постоянно нужно следить за уровнем масла, а в особенности в период обкатки.
Но у четырехтактных моторов есть и свои недостатки. По идее их большой весь должен был привести к усовершенствованию и улучшению средств переноски. Но крышка у Хонды настолько зализана, что второму человеку удобно взяться за нее не представляется возможным, а тяжелые 4-х тактники лучше переносить вдвоем или купить тележку для мотора. Сузуки 15 тоже не отличился в лучшую сторону, но представитель производителя уверил нас, что новые модели будут идти с нормальными ручками.
Проблем с пуском всех тестовых образцов вообще не было. Подкачали грушу на топливопроводе и вот он желанный рокот работающего двигателя. Правда у каждого есть свои особенности (включать/не включать подсос, дроссель). Но это конечно же не недостатки. К таким нюансам владелец мотора привыкает быстро.
Все моторы, которые были на тесте имеют блокировку старта на передаче и систему аварийного выключения зажигания.
Тест лодочных моторов 15 лошадиных сил
В боевых условиях моторы тестировались на надувной лодке Badger FL 360, длиной 3,6 метра. В таблице можно увидеть и сравнить скоростные и мощностные результаты каждого. Наши небольшие комментарии к результатам. Стандартные гребные винты, которые производитель ставит на свои моторы далеко не лучший выбор.
Зачастую мотор с таким винтом при малой нагрузке раскручивает двигатель несколько больше. Оптимальная загрузка по нашим расчетам будет около 200 кг.
Табл. №2 – Результаты теста лодочных моторов 15 л.с.
Мотор | Макс.скорость (км/ч) при нагрузке, (чел/кг) | ||
1(80) Скорость (об.мотора) |
2(170) Скорость (об.мотора) |
3(260) Скорость (об.мотора) |
|
Honda BF-15 | 38.3 (5430) | 36.0 (5380) | 32.0 (5050) |
Suzuki DF-15 (4т) | 40.0 (5600) | 35.0 (5200) | 31.5 (4850) |
Suzuki DT-15 (2т) | 38.7 (5700) | 35.5 (5550) | 30.5 (5200) |
Mercury 15M | 37.4 (5900) | 32.8 (5650) | 30.5 (5400) |
Selva 15 Naxos | 35.0 (4900) | 32.7 (4850) | 27.0 (4800) |
Yamaha 15FMHS | 40.0 (5850) | 36.4 (5700) | 32.8 (5400) |
Самыми быстрыми моторами оказались Сузуки 15 двухтактный с самым большим рабочим объемом и Ямаха 15, которая больше всех “перекручивала” двигатель со стандартным винтом, но и показала самую высокую скорость при всех нагрузках. Моторы “Selva” обычно славятся хорошими скоростными показателями, но наша Сельва 15, видимо из-за слишком тяжелого винта не показала все то, что мы от нее ожидали. Да еще у нее были частые прохваты воздуха на волне и на поворотах.
Четырехтактники немного уступили своими менее тактным собратьям при малой нагрузке, но с увеличением “градуса” веса в лодке они уверенно выходили вперед по скорости. Они оказались менее чувствительны к изменениям загрузки лодки. Особенно хорошо себя показала в этом Хонда, от части это объясняется бОльшим объемом цилиндров по сравнению с Сузуки (350 куб. против 302).
Хорошую скорость разгона, как и ожидалось, показали все двухтактные моторы. Четырехтактный Suzuki оказался самым задумчивым. “Honda” же снова с увеличением загрузки стала более приемиста, скорее всего благодаря большему моменту и хорошему четырехлопастному стандартному винту.
Экономичность на тесте
Табл. №3 – Расход топлива
Мотор | Пробег (км/л) |
Honda BF-15 | 7.30 |
Suzuki DF-15 (4т) | 6.06 |
Suzuki DT-15 (2т) | 4.10 |
Mercury 15M | 4.12 |
Selva 15 Naxos | 3.92 |
Yamaha 15FMHS | 4.96 |
По расходу топлива все как и ожидалось. Двухтактные моторы все как один показали результаты в районе 0,4 л. на единицу мощности. Пол литра бензина они съедали за 5 минут. Selva только немного подотстала, да и работает она на 95 топливе. Yamaha показала самые лучшие средние результаты – 0,38 л. на л.с.
Четырехтактные моторы были экономичнее примерно на 25 %. Пол литра тестового бензина они переваривали больше 6 минут, что равно 0,33 л. на единицу мощности. Все эти замеры проводились на полном газе. На средних и холостых оборотах 4-х тактники еще больше отрываются в экономичности и зачастую кажется, что на малых оборотах мотор готов работать даже на парах бензина.
Шумность “пятнашек”
Не стоит забывать про шумность при выборе лодочного мотора. При дальних походах этот показатель значительно влияет на утомляемость как самого шкипера, так и на пассажиров в лодке. Ну и комфортно разговаривать в лодке лучше если мотор не глушит своим звуком все вокруг. На максимальных оборотах все модели на тесте показали примерно одинаковые показатели – 91-92 ДБ.
А вот сам шум, т.е. его спектр значительно отличался. Самым “комфортный” шум был у Yamaha, без резких призвуков. При таком работающем моторе можно вполне комфортно разговаривать. А вот Suzuki и Selva отличились не лучшим образом. В их работающем звуке присутствовали резкие нотки, которые не очень комфортно переносятся.
На средних, а в особенности на малых оборотах четырехтактные двигатели были вне всяких похвал. Шум, издаваемый ими был на несколько дицебел ниже по сравнению с двухтактниками. На Хонде даже есть индикатор работы двигателя зеленого цвета. Просто на холостых оборотах не всегда понятно работает мотор или нет.
Источник: spyship.ru