Стикс, мифическая река мертвых, известна не только тем, что являлась связующим звеном между миром живых и потусторонним царством Аида. С ней связано большое количество мифов и легенд. Например, свою силу Ахиллес получил, когда его окунули в Стикс, к ее водам приходил Гефест, чтобы закалить меч Дафна, а некоторые герои переплывали ее, будучи живыми. Что же представляет собой река Стикс и какую силу имеют ее воды?
Стикс в древнегреческой мифологии
Древнегреческие мифы рассказывают нам, что Стикс — это старшая дочь Океана и Тефиды. Ее мужем был титан Паллант, от которого она родила несколько детей. Также, согласно одной из версий, Персефона была ее дочерью, рожденной от Зевса.
Стикс занимала сторону Зевса в его битве с Кроносом, принимая в ней активное участие. Она внесла значительный вклад в победу над титанами, за что удостоилась большого почета и уважения. С тех пор река Стикс стала символом священной клятвы, нарушить которую считалось неприемлемым даже для бога. Преступивший клятву водами Стикса сурово наказывался. Впрочем, Зевс всегда был благосклонен к Стикс и ее детям за то, что они всегда ему содействовали и были верны.
Перевозчики душ (Харон, Папа Геде, Огмиос и другие) | Психопомпы
Река в царстве мертвых
Что же представляет собой река Стикс? Мифология древних греков рассказывает, что на земле есть такие места, куда солнце никогда не заглядывает, поэтому там царят вечные тьма и мрак. Именно там и находится вход во владения Аида — Тартар. В царстве мертвых течет несколько рек, но самой мрачной и жуткой из них является Стикс. Река мертвых огибает царство Аида девять раз, а воды ее черные и мутные.
Согласно преданиям, Стикс берет свое начало далеко на западе, где царит ночь. Здесь находится роскошный дворец богини, серебряные колонны которого, являющиеся падающими с высоты струями источника, достают до небес. Эти места необитаемы, и сюда не наведываются даже боги. Исключением можно считать Ириду, изредка прибывавшую за священной водой Стикса, с помощью которой боги совершали свои клятвы. Здесь же воды источника уходят под землю, где обитают ужас и смерть.
Существует одна легенда, которая гласит, что некогда Стикс протекала в северной части Аркадии, и Александра Македонского отравили водой, взятой из этой реки. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» использовал образ реки в одном из кругов ада, только там она представала в виде грязного болота, в котором грешники увязают навеки.
Перевозчик Харон
Переправу в царство мертвых охраняет Харон — паромщик на реке Стикс. В мифах Древней Греции он изображается мрачным стариком, имеющим длинную и нечесаную бороду, а его одеяние грязное и ветхое. В обязанности Харона входит перевозка душ умерших через реку Стикс, для чего в его распоряжении имеется небольшая лодка и единственное весло.
Считалось, что Харон отвергал души тех людей, чьи тела не были похоронены подобающим образом, поэтому они были вынуждены вечно скитаться в поисках покоя. Также в древности существовало поверье, будто за переправу через Стикс необходимо заплатить паромщику Харону. Для этого при погребении родственники покойного клали ему в рот мелкую монету, которой он сможет воспользоваться в подземном царстве Аида. К слову, подобная традиция существовала у многих народов мира. Обычай класть деньги в гроб соблюдается некоторыми людьми и по сей день.
Перевозчик Харон и река Стикс / Греческая мифология
Аналоги Стикса и Харона
Река Стикс и ее страж Харон являются довольно характерными образами, описывающими переход души в иной мир. Изучив мифологию разных народов, можно увидеть похожие примеры и в других верованиях. Например, у древних египтян обязанности провожатого в загробный мир, в котором также была своя река мертвых, выполнял собакоголовый Анубис, подводивший душу умершего к престолу Осириса. Анубис внешне очень похож на серого волка, который, согласно верованиям славянских народов, также сопровождал души в мир иной.
В древнем мире ходило множество легенд и преданий, иногда они могли не соответствовать или даже противоречить друг другу. Например, согласно некоторым мифам паромщик Харон перевозил души не через Стикс, а через другую реку — Ахеронт. Также существуют и другие версии относительно ее происхождения и дальнейшей роли в мифологии. Тем не менее река Стикс и сегодня является олицетворением перехода душ из нашего мира в загробное царство.
Стикс — та самая река мертвых, которая описана в греческой мифологии. Именно через нее переплывает некий паромщик, с помощью которого за плату можно перевести души туда или же обратно. Чем знаменита эта река и какое значение она имеет в других культурах?
Хосе Бенльуре-и-Хиль (1855—1937). Река забвения. Артхив
Почти все традиции имеют схожее друг с другом описание преисподней. Разницу имеют лишь детали и в основном названия. Например, в древнегреческой мифологии река, через которую переплавляют души умерших, называется Стикс. По легендам она находится в царстве Аида — бога царства мертвых.
Само же название реки переводится, как чудовище, или другими словами олицетворение настоящего ужаса. Стикс имеет большое значение в подземном мире и является главным переходным пунктом между двумя мирами.
Согласно мифам древней Греции, река Стикс была дочерью Океана и Тефиды. Свое уважение и непоколебимый авторитет она заслужила после битвы на стороне Зевса. Ведь именно ее участие положительно повлияло на исход войны. С тех пор боги Олимпа нерушимость своей клятвы подтверждали ее именем.
Если же клятва все-таки нарушалась, то девять земных лет олимпиец должен был бездыханно лежать, а после этого столько же не сметь приближаться к Олимпу. Только по прошествии этого времени нарушивший клятву бог имел право вернуться обратно. Кроме этого, водами Стикс Зевс проверял честность своих союзников. Он заставлял пить из нее, и если вдруг олимпиец был обманщиком, то тут же терял свой голос и на год застывал. Воды этой реки считались смертельно ядовитыми.
Стикс. Гравюра Гюстава Доре, 1861. Божественная комедия Данте (1265-1321)
По преданию, Стикс огибает царство мертвых — Аида — девять раз и находится под защитой Харона. Именно этот строгий старец переплавляет на своей лодке души/тени умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад. Однако, делает он это за отдельную плату.
Для того, чтобы Харон принял тень на свою лодку, древние греки клали в рот покойному мелкую монету обол. Возможно отсюда пошла традиция при погребении тела класть рядом деньги и другие ценные при жизни вещи. Между тем, попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, мрачный Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.
Когда же лодка с душами все-таки достигала противоположного берега, их встречал адский пес — Цербер.
Река Мавронери
Часто образ реки Стикс можно встретить в искусстве. Облик паромщика реки использовали Вергилий, Сенека, Лукиан. Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада. Однако там это не вода, а грязное болото, в котором те, кто при жизни испытывал много гнева, ведут вечную драку на телах тех, кто всю жизнь прожил в скуке.
Среди самых известных картин с перевозчиком душ — работа Микеланджело «День страшного суда». На ней в царство Аида увозят грешников.
Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада
Интересно и то, что в наше время аналогом реки, которая вытекала из преисподней, считают Мавронери — также известная, как «черная река». Она находится в горной части полуострова Пелопоннес, в Греции. Кстати ученые предполагают, что именно этой водой был отравлен Александр Македонский. Основывают они этот вывод на том, что в Мавронери, как и в Стикс, содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец.
Упоминания о смертельных водах Стикс и ее сторожа есть и в других культурах. Например, египтяне приписывали
Стикс — река в царстве мертвых, через которую, согласно легендам, души умерших перевозит Харон. Иногда она описывается как озеро или топь, как, например, в комедии Аристофана «Лягушки». У Гомера самая страшная клятва богов — присягать именем Стикса. В другой легенде Ахилла погружали в Стикс, чтобы сделать его неуязвимым.
Геродот писал о существовании ручья в Аркадии, отвесно срывающегося со скалы: его воды холодны как лёд и оставляют черный след на камнях. Считалось, что это и есть воды Стикса.
Специалисты из Стэндфордского Университета уверены, что река, которая, по преданию, вытекала из Преисподней, существует и сейчас в горной части полуострова Пелопоннес, но ныне известна под названием Мавронери.
Доводы ученых основываются на предположении о том, что Александра Македонского отравили водой, взятой из Стикса. Результаты анализа вод Мавронери свидетельствуют о том, что в ней содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец. Любопытно, что ещё в древние времена думали, что воды Стикса ядовиты. Арриан Флавий и Плутарх сообщают о том, что Александр Великий был отравлен водой из Стикса, присланной ему в копыте мула, хотя Павсаний не упоминает об этом факте.
Стикс река в Аиде.
Гефест, когда ковал меч Давна, закалял его в водах Стикса. По Гесиоду, река Стикс составляла десятую часть всего потока, проникавшего через мрак в подземное царство, где в Стикс впадал Коцит; остальные девять частей потока окружали своими извивами землю и море. Поэты упоминают также Стигийские болота в Аиде.
По одной из древних легенд известный герой Ахилл получил свою непобедимость благодаря тому что его мать, богиня Фетида, окунула его в воды священного Стикса.
В историческое время реку Стикс видели в потоке близ Нонакриса, говорили, что этой водой был отравлен Александр Великий.
Согласно мифам древней Греции, на земном шаре были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними. В такой стране поместили древние греки вход в Тартар — подземное царство бога Аида, царство мертвых греческой мифологии. Царство бога Аида орошали две реки: Ахеронт и Стикс . Именем реки Стикс клялись боги, произнося клятвы. Клятвы рекой Стикс считались ненарушимыми и страшными.
Чтобы понять историю таинственной реки Стикс, следует немного окунуться в мифологию. Итак, в далекие мифические времена мир был разделен между богами на три части. Подземелье было во власти темного бога Аида, а мрачный старец Харон перевозил умершие души через Стикс. Река протекала в подземном царстве, вход в которое охранял трехглавый Цербер, на чьей шее вились ядовитые змеи.
При погребальном обряде умершему в рот клали монету как дань богу подземелья. Считалось, что душа, которая не предложит платы, будет обречена вечно слоняться по берегам Стикса. Власть Аида была очень велика. И несмотря на то, что его брат Зевс был выше рангом, бог преисподней обладал огромной силой. Законы в его владениях были непреклонны.
А порядок в царстве — нерушим и крепок, поэтому боги клялись водами священной реки Стикс. Ни один бог не мог вытащить никого, кто попадал в подземное царство: Харон переплавлял в царство мертвых, но никогда обратно — туда, где светит солнце.
Река Стикс ядовита, но и способна даровать бессмертие. Выражение ахиллесова пята прямым образом связано с этой рекой. Мать Ахилла Фетида окунула сына в воды Стикса, благодаря чему герой стал непобедимым. И лишь пята, за которую держала его мать, осталась уязвимой.
А древнегреческий поэт Гесиод писал, что река Стикс являла собой десятую часть подземных вод. Остальные же воды распространились по земле и окружили моря. Однако начало и конец Стикса неизвестны. Это река смерти, коварная река. Ее направление и расположение постоянно меняется.
Но в то же время дорога по реке никогда не длится дольше суток.
Также считается, что река Стикс убивает все живое. Это вода, холодная как лед и разъедающая все на своем пути. Любой погибнет, кто напьется ее или дотронется до этой воды. Стекло, глина, хрустальные изделия все лопается, попав в воды этой реки. Все металлы разъедаются водой Стикса. Но у всего, обладающего божественной силой, есть и слабое место.
Как уксус разъедает жемчуг или как козья кровь растворяет алмаз. По одной из версий, вода Стикса не может разъесть лишь лошадиное копыто.
Кроме того, в древности считалось самым страшным наказанием быть проклятым водами Стикса. И сколько бы ни было трактовок, неизменно одно это ядовитая и опасная река, которая протекает под землей и символизирует первобытный страх и мрак.
В древние времена думали, что воды его ядовиты. Арриан Флавий и Плу-тарх сообщают о том, что Александр Великий был отравлен водой из Стикса, присланной ему в копыте мула, хотя Павсаний не упоминает об этом факте. В композиции — герой вместе с Хароном переправляются через реку Стикс в царство мертвых. берег живых полон света, а на берегу мертвых герой видит кентавров, драконов, гарпий, птиц с женскими головами и других монстров преисподней..
Святой Иосиф
Святой Иосиф был сыном Иакова и его любимой жены Рахили. Он был младшим среди своих братьев (сыновей Иакова.
Бентонитовая глина — технология эффективной гидроизоляции
Современное строительство постоянно сталкивается с проблемой защиты от проникновения влаги. Сегодня для решения этой задачи применяется ряд.
Развитие двигателя em-drive
Новую версию «невозможного» двигателя EmDrive запатентовал разработчик Роджер Шойер. Работу агрегата невозможно объяснить с точки зрения законов сохранения. .
Яблоко разора. Часть1
В древнегреческом эпосе троянского цикла существует предание о Парисе, который вручил золотое яблоко самой прекрасной богине. Кем.
— (греч. styx). 1) речка в Аркадии, ныне Мавронеро, известная в древности своею холодною как лед и разъедающею водою, приносящею смерть. 2) в мифологии река в подземном царстве, которою клялись боги. 3) нимфа реки того же имени, дочь Океана и… … Словарь иностранных слов русского языка
— (греч. «ненавистная»), в греческой мифологии река в царстве мертвых, а также богиня этой реки. Богиня Стикс одна из дочерей Океана (см. ОКЕАН (в мифологии)) и Тефиды (см. ТЕФИДА) или дочь Никты (см. НИКТА) Ночи и Эреба (см.
ЭРЕБ). От брака с… … Энциклопедический словарь
— (ненавистная) в мифах древних греков божество одноимённой реки в царстве мёртвых. Клятва водой Стикс самая страшная … Исторический словарь
— (Styx, Στύξ). Воды в Аркадии, которые, по убеждению древних, отличались свойством разъедать все, кроме лошадиных копыт. Поэтому этим именем греки называли главную реку подземного царства, семь раз опоясывающую ад. Боги клялись Стиксом, и эта… … Энциклопедия мифологии
Сущ., кол во синонимов: 4 божество (103) нимфа (58) океанида (20) … Словарь синонимов
Стикс — Стикс, а (мифол.) … Русский орфографический словарь
Ненавистная река, которая в греческой мифологии считалась главной рекой подземного царства. Стикс был персонифицирован в образе дочери Океана и Тефиды, которая помогала Зевсу в его войне с титанами и была вознаграждена тем, что самыми страшными и … Энциклопедия Кольера
Стикс — Река в царстве мертвых, через которую души умерших традиционно перевозятся Хароном. Иногда она описывается как озеро или топь (болото), как, например, в комедии Аристофана Лягушки. У Данте это тоже грязное черное болото, в котором гневные… … Античный мир. Словарь-справочник.
СТИКС Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
СТИКС — Река в царстве мёртвых, через которую души умерших традиционно перевозятся Хароном. Иногда она описывается как озеро или топь (болото), как, например, в комедии Аристофана «Лягушки». У Данте – это тоже грязное черное болото, в котором «гневные»… … Список древнегреческих имен
Книги
- Стикс , Наталья Андреева. В дежурную часть привозят подозрительного мужчину, потерявшего память. Он брел по трассе в сторону Москвы. К огромному удивлению, в бродяге опознают следователя Ивана Мукаева, пропавшего при… электронная книга
- Стикс , Наталья Андреева. В течение многих лет маньяк зверски убивает женщин. Их был двое — мальчиков-близнецов! Тридцать лет назад их жестоко разделили — кого-то осчастливив, кого-то наказав! Тридцать лет они жили,…
(Styx, Στύξ). Воды в Аркадии, которые, по убеждению древних, отличались свойством разъедать все, кроме лошадиных копыт. Поэтому этим именем греки называли главную реку подземного царства, семь раз опоясывающую ад. Боги клялись Стиксом, и эта клятва считалась самой священной.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
(Στύξ, «ненавистная»), в греческой мифологии божество одноимённой реки в царстве мёртвых. С. — одна из старших дочерей Океана и Тефиды (Hes. Theog. 361), по другой версии, она — дочь Ночи и Эреба (Hyg. Fab. Praef. 1).
Во время раздоров богов по приказу Зевса произносятся клятвы над водой С., принесённой Иридой. Бог, нарушивший клятву, год лежит бездыханным, девять лет живёт вдали от Олимпа и только на десятый год возвращается в сонм олимпийцев. Клятва водой С. — самая страшная (Hes. Theog. 775-806). От брака с Паллантом С. родила Зависть (Ревность, Рвение), Нике (Победа), Силу (Власть) и Мощь.
Дети С. особенно дороги Зевсу, так как они всегда ему сопутствуют. Во время титаномахии С. поспешила стать на сторону Зевса и сохранила свой исконный почёт и удел, получила от него щедрые дары, а имя её стало великой клятвой (382-403). Существует миф о том, что Персефона — дочь Зевса и С. (Apollod. I, 3, 1).
С. фигурирует в числе других нимф и богинь, игравших с Персефоной на лугу, когда её похитил Аид (Нуmn. Нот. V 424). В образе С. — попытка объединить олимпийскую мифологию с до-олимпийским хтонизмом, осмысленным в качественно новых функциях (помощь С. Зевсу).
А. т.-г.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Смотреть что такое «Стикс» в других словарях:
— (греч. styx). 1) речка в Аркадии, ныне Мавронеро, известная в древности своею холодною как лед и разъедающею водою, приносящею смерть. 2) в мифологии река в подземном царстве, которою клялись боги. 3) нимфа реки того же имени, дочь Океана и… … Словарь иностранных слов русского языка
— (греч. «ненавистная»), в греческой мифологии река в царстве мертвых, а также богиня этой реки. Богиня Стикс одна из дочерей Океана (см. ОКЕАН (в мифологии)) и Тефиды (см. ТЕФИДА) или дочь Никты (см. НИКТА) Ночи и Эреба (см.
ЭРЕБ). От брака с… … Энциклопедический словарь
— (ненавистная) в мифах древних греков божество одноимённой реки в царстве мёртвых. Клятва водой Стикс самая страшная … Исторический словарь
Сущ., кол во синонимов: 4 божество (103) нимфа (58) океанида (20) … Словарь синонимов
Стикс — Стикс, а (мифол.) … Русский орфографический словарь
У этого термина существуют и другие значения, см. Стикс (значения). Стикс. Гравюра Гюстава Доре, 1861 Стикс (др … Википедия
Ненавистная река, которая в греческой мифологии считалась главной рекой подземного царства. Стикс был персонифицирован в образе дочери Океана и Тефиды, которая помогала Зевсу в его войне с титанами и была вознаграждена тем, что самыми страшными и … Энциклопедия Кольера
Стикс — Река в царстве мертвых, через которую души умерших традиционно перевозятся Хароном. Иногда она описывается как озеро или топь (болото), как, например, в комедии Аристофана Лягушки. У Данте это тоже грязное черное болото, в котором гневные… … Античный мир. Словарь-справочник.
СТИКС Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
СТИКС — Река в царстве мёртвых, через которую души умерших традиционно перевозятся Хароном. Иногда она описывается как озеро или топь (болото), как, например, в комедии Аристофана «Лягушки». У Данте – это тоже грязное черное болото, в котором «гневные»… … Список древнегреческих имен
Книги
- Стикс , Наталья Андреева. В дежурную часть привозят подозрительного мужчину, потерявшего память. Он брел по трассе в сторону Москвы. К огромному удивлению, в бродяге опознают следователя Ивана Мукаева, пропавшего при…
Источник: dosaaf-khab.ru
Харон мифология. Река Стикс. Паромщик Харон на реке Стикс
Чтобы понять историю таинственной реки Стикс, следует немного окунуться в мифологию. Итак, в далекие мифические времена мир был разделен между богами (Зевсом, Аидом и Посейдоном) на три части. Подземелье было во власти темного а мрачный старец Харон перевозил умершие души через Стикс. Река протекала в подземном царстве, вход в которое охранял трехглавый Цербер, на чьей шее вились
При погребальном обряде умершему в рот клали монету как дань богу подземелья. Считалось, что душа, которая не предложит платы, будет обречена вечно слоняться по берегам Стикса. Власть Аида была очень велика. И несмотря на то, что его брат Зевс был выше рангом, бог преисподней обладал огромной силой. Законы в его владениях были непреклонны.
А порядок в царстве — нерушим и крепок, поэтому боги клялись водами священной реки Стикс. Ни не мог вытащить никого, кто попадал в подземное царство: Харон переплавлял в царство мертвых, но никогда обратно — туда, где светит солнце.
Река Стикс ядовита, но и способна даровать бессмертие. Выражение «ахиллесова пята» прямым образом связано с этой рекой. Мать Ахилла Фетида окунула сына в воды Стикса, благодаря чему герой стал непобедимым. И лишь «пята», за которую держала его мать, осталась уязвимой.
Наяву ее не существует. Разве что в Перми так назвали одну из рек, которая отделяет город от кладбища.
Реки Аида Стикс и Ахеронт. — Перевозчик Харон. — Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина). — Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант. — Тройственная богиня Геката. — Богиня Немезида. — Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота. — Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона. — Бочка Данаид. — Миф об Елисейских полях (Элизиуме).
Реки Аида Стикс и Ахеронт
Согласно мифам древней Греции, на земном шаре были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними. В такой стране поместили древние греки вход в Тартар — подземное царство бога Аида (Плутона), царство мертвых греческой мифологии.
Царство бога Аида орошали две реки: Ахеронт и Стикс . Именем реки Стикс клялись боги, произнося клятвы. Клятвы рекой Стикс считались ненарушимыми и страшными.
Река Стикс катила свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибала царство Аида.
Перевозчик Харон
Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком Хароном . Мифы древней Греции описывают Харона в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, Харон одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения Харон безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий).
Античное искусство так редко изображало перевозчика Харона, что тип Харона стал известен только благодаря поэтам. Но в средние века мрачный перевозчик Харон фигурирует на некоторых памятниках искусства. Микеланджело поместил Харона в своем знаменитом произведении «День Страшного суда», изобразив Харона перевозящим грешников.
За провоз через реку Ахеронт надо было платить перевозчику душ. Верование это так укоренилось среди древних греков, что мертвым клали в рот мелкую греческую монету обол для платы Харону. Древнегреческий писатель Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве Аида, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон, и они могли бы вновь вернуться к живущим».
Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их пес Аида Цербер (Кербер), обладающий тремя головами. Лай Цербера так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли.
Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина)
Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант
Затем тени умерших должны были предстать перед богом Аидом (Плутоном), царем Тартара, и богиней Персефоной (Прозерпиной), супругой Аида. Но бог Аид (Плутон) не судил мертвых, это исполняли судьи Тартара: Минос, Эак и Радамант. По словам Платона, Эак судил европейцев, Радамант — азиатов (Радаманта всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса, судить и решать сомнительные случаи.
Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Аида (Плутона). Посреди находится дом Аида. Сам бог Аид, властелин преисподней, сидит на троне, держа в руке скипетр. Подле Аида стоит Персефона (Прозерпина) с зажженным факелом в руке. Наверху, по обе стороны дома Аида, изображены праведники, а ниже: направо — Минос, Эак и Радамант, налево — Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сизифа по скале, которую он катит.
Тройственная богиня Геката
Богине Персефоне (Прозерпине) не было, по мифам древней Греции, дано активной роли в царстве Аида. Богиня Тартара Геката призывала богинь мщения Фурий (Эвменид), которые схватывали и овладевали грешниками.
Богиня Геката была покровительницей волшебства и заклинаний. Богиню Гекату изображали в виде трех соединенных вместе женщин. Этим как бы аллегорически поясняется, что власть богини Гекаты распространялась на небо, землю и царство Аида.
Первоначально Геката не была богиней Аида, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Зевса (Юпитера). Ревнивая богиня Гера (Юнона) стала Гекату преследовать. Богиня Геката должна была укрыться от Геры под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Зевс приказал очистить богиню Гекату в водах реки Ахеронта, и с тех пор Геката стала богиней Тартара — подземного царства Аида.
Богиня Немезида
Немезида, богиня возмездия, исполняла в царстве бога Аида почти такую же роль, как богиня Геката.
Богиня Немезида изображалась с согнутой у локтя рукой, чем намекалось на локоть — меру длины в античности: «Я, Немезида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры».
Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота
Древнегреческий автор Павсаний описывает картину художника Полигнота, изображающую царство мертвых: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт. Берега Ахеронта покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы. На реке лодка, в лодке гребет перевозчик Харон. Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон.
Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит. Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения. В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в царстве Аида нечестивца, как одного из страшнейших грешников».
Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона
Почти не сохранилось в искусстве античности изображения царства мертвых. Только из описаний античных поэтов знаем мы о некоторых грешниках и о пытках, которым они подвергались в царстве мертвых за свои преступления. Например,
- Иксион (колесо Иксиона),
- Сизиф (Сизифов труд),
- Тантал (Танталовы муки),
- дочери Даная — Данаиды (бочка Данаид).
Иксион оскорбил богиню Геру (Юнону), за что в царстве Аида был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось (колесо Иксиона ).
Разбойник Сизиф должен был вкатывать в царстве Аида огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник Сизиф, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу (Сизифов труд ).
Тантал, царь Лидии, вздумал испытать всеведение богов. Тантал пригласил богов на пир, зарезал своего родного сына Пелопса и приготовил из Пелопса кушанье, думая, что боги не узнают, какое ужасное блюдо стоит перед ними. Но только одна богиня Деметра (Церера), удрученная горем вследствие исчезновения дочери Персефоны (Прозерпины), съела нечаянно кусок плеча Пелопса. Зевс (Юпитер) приказал богу Гермесу (Меркурию) собрать куски Пелопса, соединить их вновь и оживить ребенка, а недостающее плечо Пелопса сделать из слоновой кости. Тантал за его каннибальский пир был приговорен в царстве Аида стоять по горло в воде, но — лишь только Тантал, мучимый жаждой, хотел напиться — вода уходила от него. Над головой Тантала в царстве Аида висели ветки с прекрасными плодами, но стоило Танталу, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес (Танталовы муки ).
Бочка Данаид
Одна из самых интересных пыток в царстве Аида, которую придумало богатое воображение древних греков, — та, которой были подвергнуты дочери Даная (Данаиды).
Два брата, потомки несчастной Ио, Египет и Данай, имели: первый — пятьдесят сыновей, а второй — пятьдесят дочерей. Недовольный и возмутившийся народ, подстрекаемый сыновьями Египта, заставил Даная удалиться в Аргос, где он научил народ рыть колодцы, за что был избран царем. Вскоре в Аргос пришли сыновья его брата. Сыновья Египта стали добиваться примирения с дядей Данаем и пожелали взять его дочерей (Данаид) себе в жены. Данай, видя в этом возможность сразу отомстить своим врагам, согласился, но уговорил своих дочерей убить в брачную ночь мужей.
Все Данаиды, кроме одной, Гипермнестры, исполнили приказание Даная, принесли ему отрубленные головы мужей и похоронили их в Лерне. За это преступление Данаиды были приговорены в Аиде вечно наливать воду в бочку, не имеющую дна.
Полагают, что миф о бочке Данаид как бы намекает на то, что Данаиды олицетворяют реки и источники той страны, высыхающие там каждое лето. Античный барельеф, сохранившийся до наших дней, изображает пытку, которой подвергаются Данаиды.
Миф об Елисейских полях (Элизиуме)
Противоположностью страшному царству Аида являются Елисейские поля (Элизиум), местопребывание безгрешных.
На Елисейских полях (в Элизиуме), по описанию римского поэта Вергилия, леса вечно зеленые, поля покрыты роскошными жатвами, воздух чист и прозрачен.
Одни блаженные тени на мягкой зеленой траве Елисейских полей упражняют свою ловкость и силу в борьбе и играх; другие, ритмично ударяя палками о землю, скандируют стихи.
Орфей, играя на лире в Элизиуме, извлекает из нее гармоничные звуки. Тени также лежат под сенью лавровых деревьев и прислушиваются к веселому журчанию прозрачных источников Елисейских полей (Элизиума). Там, в этих блаженных местах, находятся тени раненых воинов, сражавшихся за отечество, жрецов, сохранивших всю жизнь целомудрие, поэтов, которых бог Аполлон вдохновлял, всех, кто посредством искусства облагораживал людей, и тех, благодеяния которых оставили память о себе, и все они увенчаны белоснежной повязкой безгрешных.
ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.
Харон (Χάρων), в греческом мифотворчестве и истории:
1. Сын Никты, седой перевозчик, переправлявший на челноке через реку Ахерон в подземное царство тени умерших. Впервые имя Харон упоминается в одной из поэм эпического цикла – Миниаде; особое же распространение этот образ получил начиная с V века до нашей эры, на что указывает частое упоминание Харона в греческой драматической поэзии и трактование этого сюжета в живописи.
В известной картине Полигнота, написанной им для Дельфийской Лесхи и изображавшей вход в подземное царство, наряду с многочисленными фигурами был изображен и Харон. Вазовая живопись, судя по извлеченным из могил находкам, пользовалась фигурой Харона для изображения стереотипной картины прибытия мертвых на берег Ахерона, где вновь прибывших ожидал со своим челноком мрачный старец. Представление о Хароне и об ожидающей каждого человека по смерти переправе сказывается также в обычае вкладывать покойнику в рот между зубами медную монету достоинством в два обола, которая должна была служить вознаграждением Харону за его труды по переправе. Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается в настоящее время.
Харон, Данте и Вергилий в водах Стикса, 1822,
художник Эжен Делакруа, Лувр
Харон – перевозчик душ
умерших по водам Аида
Позднее на образ Харона были перенесены атрибуты и черты этрусского бога смерти, который, в свою очередь, принял по-этрусски имя Харун. С чертами этрусского божества представляет нам Харона Вергилий в VI песне Энеиды. У Вергилия Харон – покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в грязной одежде.
Охраняя воды Ахерона, он с помощью шеста перевозит на челноке тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения, отгоняет от берега. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Показав Харону золотую ветвь, Сибилла заставила его перевезти Энея.
Так, по одному сказанию, Харон был на год закован в цепи за то, что перевез через Ахерон Геракла, Пирифоя и Тесея, которые насильно заставили его переправить их в аид (Вергилий, Энеида, VI 201-211, 385-397, 403-416). На этрусских картинах Харон изображается старцем с изогнутым носом, иногда с крыльями и птичьими ногами, и обыкновенно, с большим молотом. Как представитель подземного царства, Харон позднее превратился в демона смерти: в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным нам грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов. Что касается происхождения слова Харон, то некоторые авторы во главе с Диодором Сицилийским, считают его заимствованным у египтян, другие сближают слово Харон с греческим прилагательным χαροπός (имеющий огненные глаза).
2. Греческий историограф из Лампсака, принадлежал к числу предшественников Геродота, так называемых логорифов, от которых до нас дошли только отрывки. Из многочисленных сочинений, приписываемых ему византийским энциклопедистом Свидой, подлинными могут считаться только «Περςικα» в двух книгах и «Ωροι Ααμψακηών» в четырех книгах, то есть хроника города Лампсака.
В наших мы уже упоминали мрачноватую фигуру, которая необходима для пересечения развоплощающейся сущностью Грани Миров. Многие народы видели Грань миров в виде реки, нередко — огненной (например, славянская Речка-Смородинка, греческие Стикс и Ахерон и т.п.). В связи с этим, понятно, что и существо, переводящее души через эту грань, нередко воспринималось в образе лодочника-перевозчика .
Река эта — Река забвения , и переход через нее означает не только перемещение души из мира живых в мир мёртвых, но и разрыв всякой связи, памяти, привязанности к Надземному миру. Именно поэтому это — Река без возврата, ведь нет больше мотивов для ее пересечения. Понятно, что функция Перевозчика , осуществляющего этот разрыв связей, критически важна для процесса развоплощения. Без его работы душа будет снова и снова притягиваться к местам и людям, дорогим для нее, и, следовательно, превратится в утукку — бродячего мертвеца.
Являясь проявлением Перевозчик душ — необходимый участник драмы смерти. Необходимо отметить, что Перевозчик является односторонним двигателем — он только увозит души в царство мертвых, но никогда (за исключением редких мифологических казусов) не возвращает их обратно.
Первыми обнаружили необходимость этого персонажа древние шумеры, у которых функцию такого проводника выполнял Намтарру — посол царицы царства мертвых Эрешкигаль. Именно по его приказу демоны-Галлу забирают душу в царство мертвых. Необходимо отметить, что Намтарру был сыном и Эрешкигаль, то есть занимал довольно высокое положение в иерархии богов.
Египтяне также широко использовали образ перевозчика в рассказах о посмертном путешествии души. Эту функцию, среди прочих, приписывали Анубису — Владыке Дуата, первой части загробного мира. Интересна параллель между собакоголовым Анубисом и Серым Волком — Проводником в потусторонний мир славянских преданий.
Кроме того, недаром и , Бог Открытых Врат, также изображался в облике Крылатого Пса. Облик Сторожевого Пса миров — один из древнейших опытов столкновения с двойственной природой Порога. Собака часто была проводником души, и ее нередко приносили в жертву у гробницы, чтобы она сопровождала умершего в дороге на тот свет. Эту функцию Стража у греков перенял Цербер .
У этрусков вначале роль Перевозчика выполнял Турмас (греческий Гермес, сохранивший эту функцию психопомпа — водителя душ и в позднейшей мифологии), а затем — Хару (Харун), который, видимо и воспринялся греками как Харон. Классичесая мифология греков разделила представления о Психопомпе («проводнике» душ, ответственном за покидание душами проявленного мира, важность чего мы уже обсуждали) и Перевозчике, осуществляющем функцию стража — Привратника. Гермес Психопомп в классической мифологии усаживал своих подопечных в ладью Харона.Интересно, что Гермес-Психопомп нередко изображался в образе Кинокефала — собакоголового.
Старец Харон (Χάρων — «яркий», в смысле «Сверкающий глазами») — наиболее известная персонификация Перевозчика в классической мифологии. Впервые имя Xарона упоминается в одной из поэм эпического цикла — Миниаде.
Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается по настоящее время.
Харон перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле . У Виргилия Xарон — покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в грязной одежде. Охраняя воды реки Ахерона (или Стикса), он с помощью шеста перевозит на челноке тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения, отгоняет от берега. По легенде, Xарон был на год закован в цепи за то, что перевез через Ахерон Геракла. Как представитель подземного царства, Xарон позднее стал считаться демоном смерти: в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов.
Северная мифология, хотя и не акцентирует внимание на реке, окружающей миры, тем не менее, знает о ней. На мосту через эту реку (Гьёлль ), например, Хермод встречается с великаншей Модгуд, пропускающей его в Хель, и, видимо, через эту же реку Один (Харбард) отказывается перевозить Тора. Интересно, что в последнем эпизоде сам Великий Ас принимает на себя функцию Перевозчика, что еще раз подчеркивает высокий статус этой обычно малозаметной фигуры. Кроме того, тот факт, что Тор оказался на противоположном берегу реки, указывает на то, что, кроме Харбарда, существовал и другой лодочник , для которого такие переправы были обычным делом.
В средние века идея Перевоза душ нашла развитие и продолжение. Прокопий Кесарийский, историк Готской войны (VI в.), приводит рассказ о том, как души умерших отправляются по морю к острову Бриттия: « Вдоль побережья материка живут рыбаки, купцы и хлебопашцы.
Они подданные франков, но не платят податей, потому что с незапамятных времён на них лежит тяжёлая обязанность перевозить души умерших. Перевозчики каждую ночь ждут в своих хижинах условного стука в дверь и голоса невидимых существ, зовущих их на работу.
Тогда люди немедленно встают с постелей, побуждаемые неведомой силой, спускаются к берегу и находят там лодки, но не свои, а чужие, совершенно готовые отправиться в путь и пустые. Перевозчики садятся в лодки, берутся за вёсла и видят, что от тяжести многочисленных невидимых пассажиров лодки сидят глубоко в воде, на палец от борта. Через час они достигают противоположного берега, а между тем на своих лодках им едва ли удалось бы одолеть этот путь и в целые сутки. Достигнув острова, лодки разгружаются и становятся столь лёгкими, что один только киль касается воды. Перевозчики никого не видят на своём пути и на берегу, но слышат голос, который называет имя, звание и родство каждого прибывшего, а если это женщина, то и звание её мужа ».
Источник: extraslots.ru
Река смерти в мифологии греции. Река стикс. Аналоги Стикса и Харона
Почти все традиции имеют схожее друг с другом описание преисподней. Разницу имеют лишь детали и в основном названия. Например, в древнегреческой мифологии река, через которую переплавляют души умерших, называется Стикс. По легендам она находится в царстве Аида — бога царства мертвых.
Само же название реки переводится, как чудовище, или другими словами олицетворение настоящего ужаса. Стикс имеет большое значение в подземном мире и является главным переходным пунктом между двумя мирами.
Стикс является главным переходным пунктом между двумя мирами
Согласно мифам древней Греции, река Стикс была дочерью Океана и Тефиды. Свое уважение и непоколебимый авторитет она заслужила после битвы на стороне Зевса. Ведь именно ее участие положительно повлияло на исход войны. С тех пор боги Олимпа нерушимость своей клятвы подтверждали ее именем.
Если же клятва все-таки нарушалась, то девять земных лет олимпиец должен был бездыханно лежать, а после этого столько же не сметь приближаться к Олимпу. Только по прошествии этого времени нарушивший клятву бог имел право вернуться обратно. Кроме этого, водами Стикс Зевс проверял честность своих союзников. Он заставлял пить из нее, и если вдруг олимпиец был обманщиком, то тут же терял свой голос и на год застывал. Воды этой реки считались смертельно ядовитыми.
По преданию, Стикс огибает царство мертвых — Аида — девять раз и находится под защитой Харона. Именно этот строгий старец переплавляет на своей лодке души/тени умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад. Однако, делает он это за отдельную плату.
Для того, чтобы Харон принял тень на свою лодку, древние греки клали в рот покойному мелкую монету обол. Возможно отсюда пошла традиция при погребении тела класть рядом деньги и другие ценные при жизни вещи. Между тем, попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, мрачный Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.
Если близкие не погребли тело, как положено, душе придется скитаться
Когда же лодка с душами все-таки достигала противоположного берега, их встречал адский пес — Цербер.
Река Мавронери
Часто образ реки Стикс можно встретить в искусстве. Облик паромщика реки использовали Вергилий, Сенека, Лукиан. Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада. Однако там это не вода, а грязное болото, в котором те, кто при жизни испытывал много гнева, ведут вечную драку на телах тех, кто всю жизнь прожил в скуке.
Среди самых известных картин с перевозчиком душ — работа Микеланджело «День страшного суда». На ней в царство Аида увозят грешников.
Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада
Интересно и то, что в наше время аналогом реки, которая вытекала из преисподней, считают Мавронери — также известная, как «черная река». Она находится в горной части полуострова Пелопоннес, в Греции. Кстати ученые предполагают, что именно этой водой был отравлен Александр Македонский. Основывают они этот вывод на том, что в Мавронери, как и в Стикс, содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец.
По мнению ученых, Македонский был отравлен водой Стикс
Упоминания о смертельных водах Стикс и ее сторожа есть и в других культурах. Например, египтяне приписывали обязанности перевозчика Анубису — Владыке Дуата, а у этрусков в качестве перевозчика некоторое время выступал Турмас, а затем Хару. В христианстве же преодолеть границу жизни и смерти помогает Ангел Гавриил.
Стикс — река в царстве мертвых, через которую, согласно легендам, души умерших перевозит Харон. Иногда она описывается как озеро или топь, как, например, в комедии Аристофана «Лягушки». У Гомера самая страшная клятва богов — присягать именем Стикса. В другой легенде Ахилла погружали в Стикс, чтобы сделать его неуязвимым.
Геродот писал о существовании ручья в Аркадии, отвесно срывающегося со скалы: его воды холодны как лёд и оставляют черный след на камнях. Считалось, что это и есть воды Стикса.
Специалисты из Стэндфордского Университета уверены, что река, которая, по преданию, вытекала из Преисподней, существует и сейчас в горной части полуострова Пелопоннес, но ныне известна под названием Мавронери.
Доводы ученых основываются на предположении о том, что Александра Македонского отравили водой, взятой из Стикса. Результаты анализа вод Мавронери свидетельствуют о том, что в ней содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец. Любопытно, что ещё в древние времена думали, что воды Стикса ядовиты. Арриан Флавий и Плутарх сообщают о том, что Александр Великий был отравлен водой из Стикса, присланной ему в копыте мула, хотя Павсаний не упоминает об этом факте.
Стикс река в Аиде.
Гефест, когда ковал меч Давна, закалял его в водах Стикса. По Гесиоду, река Стикс составляла десятую часть всего потока, проникавшего через мрак в подземное царство, где в Стикс впадал Коцит; остальные девять частей потока окружали своими извивами землю и море. Поэты упоминают также Стигийские болота в Аиде.
По одной из древних легенд известный герой Ахилл получил свою непобедимость благодаря тому что его мать, богиня Фетида, окунула его в воды священного Стикса.
В историческое время реку Стикс видели в потоке близ Нонакриса, говорили, что этой водой был отравлен Александр Великий.
Согласно мифам древней Греции, на земном шаре были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними. В такой стране поместили древние греки вход в Тартар — подземное царство бога Аида, царство мертвых греческой мифологии. Царство бога Аида орошали две реки: Ахеронт и Стикс . Именем реки Стикс клялись боги, произнося клятвы. Клятвы рекой Стикс считались ненарушимыми и страшными.
Чтобы понять историю таинственной реки Стикс, следует немного окунуться в мифологию. Итак, в далекие мифические времена мир был разделен между богами на три части. Подземелье было во власти темного бога Аида, а мрачный старец Харон перевозил умершие души через Стикс. Река протекала в подземном царстве, вход в которое охранял трехглавый Цербер, на чьей шее вились ядовитые змеи.
При погребальном обряде умершему в рот клали монету как дань богу подземелья. Считалось, что душа, которая не предложит платы, будет обречена вечно слоняться по берегам Стикса. Власть Аида была очень велика. И несмотря на то, что его брат Зевс был выше рангом, бог преисподней обладал огромной силой. Законы в его владениях были непреклонны.
А порядок в царстве — нерушим и крепок, поэтому боги клялись водами священной реки Стикс. Ни один бог не мог вытащить никого, кто попадал в подземное царство: Харон переплавлял в царство мертвых, но никогда обратно — туда, где светит солнце.
Река Стикс ядовита, но и способна даровать бессмертие. Выражение ахиллесова пята прямым образом связано с этой рекой. Мать Ахилла Фетида окунула сына в воды Стикса, благодаря чему герой стал непобедимым. И лишь пята, за которую держала его мать, осталась уязвимой.
А древнегреческий поэт Гесиод писал, что река Стикс являла собой десятую часть подземных вод. Остальные же воды распространились по земле и окружили моря. Однако начало и конец Стикса неизвестны. Это река смерти, коварная река. Ее направление и расположение постоянно меняется.
Но в то же время дорога по реке никогда не длится дольше суток.
Также считается, что река Стикс убивает все живое. Это вода, холодная как лед и разъедающая все на своем пути. Любой погибнет, кто напьется ее или дотронется до этой воды. Стекло, глина, хрустальные изделия все лопается, попав в воды этой реки. Все металлы разъедаются водой Стикса.
Но у всего, обладающего божественной силой, есть и слабое место. Как уксус разъедает жемчуг или как козья кровь растворяет алмаз. По одной из версий, вода Стикса не может разъесть лишь лошадиное копыто.
Кроме того, в древности считалось самым страшным наказанием быть проклятым водами Стикса. И сколько бы ни было трактовок, неизменно одно это ядовитая и опасная река, которая протекает под землей и символизирует первобытный страх и мрак.
В древние времена думали, что воды его ядовиты. Арриан Флавий и Плу-тарх сообщают о том, что Александр Великий был отравлен водой из Стикса, присланной ему в копыте мула, хотя Павсаний не упоминает об этом факте. В композиции — герой вместе с Хароном переправляются через реку Стикс в царство мертвых. берег живых полон света, а на берегу мертвых герой видит кентавров, драконов, гарпий, птиц с женскими головами и других монстров преисподней..
Арахна — дочь Идмона
Святой Иосиф в Египте
Хель — царство мертвых
Гелиос – бог солнца
Результаты коллективизация в СССР
Первые попытки проведения коллективизации были предприняты Советской властью сразу после революции. Однако в тот период существовало немало более серьезных проблем. .
Средневековая философия
Средневековая философия — это философия феодального общества, развившаяс в эпоху от Римской империи до возникновения ранних форм капиталистического общества Школа, .
Этапы проектирования в бизнесдеятельности
Одним из важнейших принципов экономической деятельности является планирование. Это обязательное условие успеха, если речь идет о долгосрочных задачах. Поэтому на.
Подводные лодки Ясень
Во-первых, она малошумная. Во-вторых, там крылатые ракеты вертикального взлёта. В-третьих, там мощнейшая гидроакустическая система, с антенной, занимающей всю носовую часть. Там.
Авианосец Адмирал Кузнецов
Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов сопровождают атомный крейсер Петр Великий и несколько вспомогательных судов. Издания в Великобритании отметили, что проход российских кораблей.
Глубоко под землей царит неумолимый мрачный брат Зевса Аид. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Царство его — мир мертвых — также называют Аидом или Гадесом.
Мрачные реки текут в нем. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки Леты. Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход.
Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни.
Харо́н (греч. Χάρων — «яркий») в греческой мифологии- перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Сын Эреба и Никты.Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком).
Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.
Стикс (др.-греч. Στύξ «чудовище», лат. Styx) — в древнегреческой мифологии — олицетворение первобытного ужаса (греч. στυγεϊν, слав. стужаться) и мрака, из которых возникли первые отпрыски жизни, и персонификация одноименной мифической реки Стикс.
Дочь Океана и Тефиды, или дочь Ночи и Эреба. Согласно Гесиоду, Стикс — жена Палланта, мать Нике, Зависти, Силы и Мощи. Лин в подложных стихах сообщает «нечто подобное» Гесиоду. Согласно поэме Эпименида, Стикс — дочь Океана и жена Перанта, от него родила Эхидну.
Во время борьбы Кроноса с Зевсом Стикс прежде других богов поспешила со своими детьми (особенно богиней победы Никой), на помощь Зевсу; за это Зевс возвеличил Стикс, сделав её богиней клятвы, а ее воды залогом клятв.
Стикс жила далеко, на крайнем западе, где начинается царство ночи, в роскошном дворце, серебряные колонны которого упирались в небо. Это место было отдалено от обители богов; лишь изредка залетала сюда Ирида за священною водой, когда боги в спорах клялись волнами Стикса. Клятва считалась священной, и за нарушение её даже богов постигала страшная кара: клятвоотступники лежали в течение года без признаков жизни и затем на 9 лет изгонялись из сонма небожителей. Под серебряными колоннами дворца подразумеваются падающие с высоты брызги источника; местопребывание богини находилось там, где из падающих струй образовывался поток. Отсюда воды уходили под землю, в темноту глубокой ночи, ужас которой выразился в ужасе клятвы.
«Ад, по-иному называемый озером из огня и серы, — это настоящий огонь, он будет жечь и истязать тела проклятых как людей, так и дьяволов, если они состоят из плоти, или лишь души их. Ибо если у людей есть как тела, так и души, то бестелесные злые духи будут все равно преданы геене огненной, чтоб вечно страдать в таком состоянии. И участью всех будет один и тот же огонь
(Styx, Στύξ). Воды в Аркадии, которые, по убеждению древних, отличались свойством разъедать все, кроме лошадиных копыт. Поэтому этим именем греки называли главную реку подземного царства, семь раз опоясывающую ад. Боги клялись Стиксом, и эта клятва считалась самой священной.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
(Στύξ, «ненавистная»), в греческой мифологии божество одноимённой реки в царстве мёртвых. С. — одна из старших дочерей Океана и Тефиды (Hes. Theog. 361), по другой версии, она — дочь Ночи и Эреба (Hyg. Fab.
Praef. 1). Во время раздоров богов по приказу Зевса произносятся клятвы над водой С., принесённой Иридой. Бог, нарушивший клятву, год лежит бездыханным, девять лет живёт вдали от Олимпа и только на десятый год возвращается в сонм олимпийцев. Клятва водой С. — самая страшная (Hes. Theog. 775-806). От брака с Паллантом С. родила Зависть (Ревность, Рвение), Нике (Победа), Силу (Власть) и Мощь.
Дети С. особенно дороги Зевсу, так как они всегда ему сопутствуют. Во время титаномахии С. поспешила стать на сторону Зевса и сохранила свой исконный почёт и удел, получила от него щедрые дары, а имя её стало великой клятвой (382-403). Существует миф о том, что Персефона — дочь Зевса и С. (Apollod. I, 3, 1).
С. фигурирует в числе других нимф и богинь, игравших с Персефоной на лугу, когда её похитил Аид (Нуmn. Нот. V 424). В образе С. — попытка объединить олимпийскую мифологию с до-олимпийским хтонизмом, осмысленным в качественно новых функциях (помощь С. Зевсу).
А. т.-г.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Смотреть что такое «Стикс» в других словарях:
— (греч. styx). 1) речка в Аркадии, ныне Мавронеро, известная в древности своею холодною как лед и разъедающею водою, приносящею смерть. 2) в мифологии река в подземном царстве, которою клялись боги. 3) нимфа реки того же имени, дочь Океана и… … Словарь иностранных слов русского языка
— (греч. «ненавистная»), в греческой мифологии река в царстве мертвых, а также богиня этой реки. Богиня Стикс одна из дочерей Океана (см. ОКЕАН (в мифологии)) и Тефиды (см. ТЕФИДА) или дочь Никты (см. НИКТА) Ночи и Эреба (см.
ЭРЕБ). От брака с… … Энциклопедический словарь
— (ненавистная) в мифах древних греков божество одноимённой реки в царстве мёртвых. Клятва водой Стикс самая страшная … Исторический словарь
Сущ., кол во синонимов: 4 божество (103) нимфа (58) океанида (20) … Словарь синонимов
Стикс — Стикс, а (мифол.) … Русский орфографический словарь
У этого термина существуют и другие значения, см. Стикс (значения). Стикс. Гравюра Гюстава Доре, 1861 Стикс (др … Википедия
Ненавистная река, которая в греческой мифологии считалась главной рекой подземного царства. Стикс был персонифицирован в образе дочери Океана и Тефиды, которая помогала Зевсу в его войне с титанами и была вознаграждена тем, что самыми страшными и … Энциклопедия Кольера
Стикс — Река в царстве мертвых, через которую души умерших традиционно перевозятся Хароном. Иногда она описывается как озеро или топь (болото), как, например, в комедии Аристофана Лягушки. У Данте это тоже грязное черное болото, в котором гневные… … Античный мир. Словарь-справочник.
СТИКС Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
СТИКС — Река в царстве мёртвых, через которую души умерших традиционно перевозятся Хароном. Иногда она описывается как озеро или топь (болото), как, например, в комедии Аристофана «Лягушки». У Данте – это тоже грязное черное болото, в котором «гневные»… … Список древнегреческих имен
Книги
- Стикс , Наталья Андреева. В дежурную часть привозят подозрительного мужчину, потерявшего память. Он брел по трассе в сторону Москвы. К огромному удивлению, в бродяге опознают следователя Ивана Мукаева, пропавшего при…
Стикс — та самая река мертвых, которая описана в греческой мифологии. Именно через нее переплывает некий паромщик, с помощью которого за плату можно перевести души туда или же обратно. Чем знаменита эта река и какое значение она имеет в других культурах?
Хосе Бенльуре-и-Хиль (1855—1937). Река забвения. Артхив
Почти все традиции имеют схожее друг с другом описание преисподней. Разницу имеют лишь детали и в основном названия. Например, в древнегреческой мифологии река, через которую переплавляют души умерших, называется Стикс. По легендам она находится в царстве Аида — бога царства мертвых.
Само же название реки переводится, как чудовище, или другими словами олицетворение настоящего ужаса. Стикс имеет большое значение в подземном мире и является главным переходным пунктом между двумя мирами.
Согласно мифам древней Греции, река Стикс была дочерью Океана и Тефиды. Свое уважение и непоколебимый авторитет она заслужила после битвы на стороне Зевса. Ведь именно ее участие положительно повлияло на исход войны. С тех пор боги Олимпа нерушимость своей клятвы подтверждали ее именем.
Если же клятва все-таки нарушалась, то девять земных лет олимпиец должен был бездыханно лежать, а после этого столько же не сметь приближаться к Олимпу. Только по прошествии этого времени нарушивший клятву бог имел право вернуться обратно. Кроме этого, водами Стикс Зевс проверял честность своих союзников. Он заставлял пить из нее, и если вдруг олимпиец был обманщиком, то тут же терял свой голос и на год застывал. Воды этой реки считались смертельно ядовитыми.
Стикс. Гравюра Гюстава Доре, 1861. Божественная комедия Данте (1265-1321)
По преданию, Стикс огибает царство мертвых — Аида — девять раз и находится под защитой Харона. Именно этот строгий старец переплавляет на своей лодке души/тени умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад. Однако, делает он это за отдельную плату.
Для того, чтобы Харон принял тень на свою лодку, древние греки клали в рот покойному мелкую монету обол. Возможно отсюда пошла традиция при погребении тела класть рядом деньги и другие ценные при жизни вещи. Между тем, попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, мрачный Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.
Когда же лодка с душами все-таки достигала противоположного берега, их встречал адский пес — Цербер.
Река Мавронери
Часто образ реки Стикс можно встретить в искусстве. Облик паромщика реки использовали Вергилий, Сенека, Лукиан. Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада. Однако там это не вода, а грязное болото, в котором те, кто при жизни испытывал много гнева, ведут вечную драку на телах тех, кто всю жизнь прожил в скуке.
Среди самых известных картин с перевозчиком душ — работа Микеланджело «День страшного суда». На ней в царство Аида увозят грешников.
Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада
Интересно и то, что в наше время аналогом реки, которая вытекала из преисподней, считают Мавронери — также известная, как «черная река». Она находится в горной части полуострова Пелопоннес, в Греции. Кстати ученые предполагают, что именно этой водой был отравлен Александр Македонский. Основывают они этот вывод на том, что в Мавронери, как и в Стикс, содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец.
Упоминания о смертельных водах Стикс и ее сторожа есть и в других культурах. Например, египтяне приписывали
Источник: sidorovskoe-hram.ru