Руководство по эксплуатации мотора лодочного подвесного Нептун-23
Глава IV. Уход за мотором
1. Уход за двигателем лодочного мотора Нептун 23
1. Необходимо следить за чистотой наружной поверхности двигателя, так как наличие на двигателе грязи и воды может явиться причиной его остановки, а остатки горючего и масла — причиной возникновения пожара.
3. Необходимо следить за тем, чтобы двигатель работал на нормальной топливно-воздушной (рабочей) смеси. При бедной смеси обгорают электроды свечей, двигатель запускается с трудом, перегревается, теряет мощность, наблюдаются «хлопки» в карбюраторе. На богатой смеси происходит повышенное отложение нагара на деталях двигателя и свечах, мощность падает.
4. При обнаружении в двигателе нагара, его следует своевременно удалить, так как при обильном нагарообразовании двигатель перегревается, не развивает полной мощности или вообще может не запускаться.
Рекомендуется следующий способ очистки от нагара без разборки двигателя:
Лодочный мотор Нептун 23Э регулировка УОЗ — МБ23
— разогретый мотор установить свечными отверстиями вверх;
— поставить поршни так, чтобы выхлопные и всасывающие окна обоих цилиндров были закрыты (поршни должны занять среднее положение и находиться на одном уровне);
— залить в каждый цилиндр через свечные отверстия 70—100 см3 смеси, состоящей из 2 частей ацетона, 1 части керосина и 1 части автола (масла для двигателя);
— когда вспенивание смеси прекратится, ввернуть использованные свечи и оставить мотор в таком положении на 2—3 суток;
— вывернуть свечи и слить смесь, прокрутив мотор от стартера 5—6 раз, нажав на кнопку «Стоп».
— после очистки нагара запустить мотор на своих свечах и дать ему проработать 2—3 минуты на холостом ходу. Полное удаление нагара производится при разобранном двигателе, когда сняты выхлопные патрубки, головки блока цилиндров, поршни и т. д.
5. Разбирать двигатель без крайней необходимости не рекомендуется.
2. Уход за системой питания лодочного мотора Нептун 23
При уходе за системой питания необходимо:
— следить за исправностью топливного бака, его герметичностью;
— предохранять бак от засорения, для чего перед заливкой топлива промывать его чистым бензином, а топливо заливать через воронку с сеткой;
— для приготовления топливной смеси применять только рекомендованные бензины и масла, не допуская попадания в смесь посторонних примесей и воды. При применении некачественного бензина и масла возможно засорение топливопроводов и жиклеров карбюратора, что нарушает нормальную работу двигателя и приводит к его остановке;
— следить за исправностью топливопроводов, немедленно устраняя течи. Через негерметичность в топливопроводах, особенно со стороны всасывания (между баком и насосом), в систему подсасывается воздух, и насос становится частично или полностью неработающим;
— следить за чистотой топливопроводов, регулярно промывая чистым бензином;
— следить за исправностью и чистотой топливного насоса; проверять целостность диафрагмы, очищать и промывать в бензине фильтр и отстойник. При постановке отстойника на место следует плотно прижимать прокладку, чтобы исключить возможность подтекания топлива;
Регулировка контактного зажигания МВ-1, МН-1 «Нептун» «Вихрь» «Привет» «Прибой»
— с помощью подкачивающей груши-помпы проверять на заполненной топливом системе работу обратных пластинчатых клапанов. Клапаны должны пропускать топливо только в одну сторону — к карбюратору;
— следить за исправностью и чистотой карбюратора. В случае обнаружения течи топлива через карбюратор следует в первую очередь осмотреть поплавковую камеру. Причиной течи может явиться загрязнение игольчатого клапана и седла, погнутость иглы или негерметичность поплавка. Опустив поплавок в воду, можно обнаружить место течи (по пузырькам).
Разобранный карбюратор промывается чистым бензином; жиклеры и каналы желательно продуть сжатым воздухом: чистка жиклера проволокой недопустима.
Настройка карбюратора нептун 23
Руководство по эксплуатации мотора лодочного подвесного Нептун-23
Глава IV. Уход за мотором
1. Уход за двигателем лодочного мотора Нептун 23
1. Необходимо следить за чистотой наружной поверхности двигателя, так как наличие на двигателе грязи и воды может явиться причиной его остановки, а остатки горючего и масла — причиной возникновения пожара.
3. Необходимо следить за тем, чтобы двигатель работал на нормальной топливно-воздушной (рабочей) смеси. При бедной смеси обгорают электроды свечей, двигатель запускается с трудом, перегревается, теряет мощность, наблюдаются «хлопки» в карбюраторе. На богатой смеси происходит повышенное отложение нагара на деталях двигателя и свечах, мощность падает.
4. При обнаружении в двигателе нагара, его следует своевременно удалить, так как при обильном нагарообразовании двигатель перегревается, не развивает полной мощности или вообще может не запускаться.
Рекомендуется следующий способ очистки от нагара без разборки двигателя:
— разогретый мотор установить свечными отверстиями вверх;
— поставить поршни так, чтобы выхлопные и всасывающие окна обоих цилиндров были закрыты (поршни должны занять среднее положение и находиться на одном уровне);
— залить в каждый цилиндр через свечные отверстия 70—100 см3 смеси, состоящей из 2 частей ацетона, 1 части керосина и 1 части автола (масла для двигателя);
— когда вспенивание смеси прекратится, ввернуть использованные свечи и оставить мотор в таком положении на 2—3 суток;
— вывернуть свечи и слить смесь, прокрутив мотор от стартера 5—6 раз, нажав на кнопку «Стоп».
— после очистки нагара запустить мотор на своих свечах и дать ему проработать 2—3 минуты на холостом ходу. Полное удаление нагара производится при разобранном двигателе, когда сняты выхлопные патрубки, головки блока цилиндров, поршни и т. д.
5. Разбирать двигатель без крайней необходимости не рекомендуется.
2. Уход за системой питания лодочного мотора Нептун 23
При уходе за системой питания необходимо:
— следить за исправностью топливного бака, его герметичностью;
— предохранять бак от засорения, для чего перед заливкой топлива промывать его чистым бензином, а топливо заливать через воронку с сеткой;
— для приготовления топливной смеси применять только рекомендованные бензины и масла, не допуская попадания в смесь посторонних примесей и воды. При применении некачественного бензина и масла возможно засорение топливопроводов и жиклеров карбюратора, что нарушает нормальную работу двигателя и приводит к его остановке;
— следить за исправностью топливопроводов, немедленно устраняя течи. Через негерметичность в топливопроводах, особенно со стороны всасывания (между баком и насосом), в систему подсасывается воздух, и насос становится частично или полностью неработающим;
— следить за чистотой топливопроводов, регулярно промывая чистым бензином;
— следить за исправностью и чистотой топливного насоса; проверять целостность диафрагмы, очищать и промывать в бензине фильтр и отстойник. При постановке отстойника на место следует плотно прижимать прокладку, чтобы исключить возможность подтекания топлива;
— с помощью подкачивающей груши-помпы проверять на заполненной топливом системе работу обратных пластинчатых клапанов. Клапаны должны пропускать топливо только в одну сторону — к карбюратору;
— следить за исправностью и чистотой карбюратора. В случае обнаружения течи топлива через карбюратор следует в первую очередь осмотреть поплавковую камеру. Причиной течи может явиться загрязнение игольчатого клапана и седла, погнутость иглы или негерметичность поплавка. Опустив поплавок в воду, можно обнаружить место течи (по пузырькам).
Разобранный карбюратор промывается чистым бензином; жиклеры и каналы желательно продуть сжатым воздухом: чистка жиклера проволокой недопустима.
Усовершенствование и ремонт моторов «Нептун», «Москва». Справочник
Одним из основных направлений , является ремонт лодочных моторов. В нашей мастерской есть все необходимое оборудование для работ любой сложности. Принимаем в ремонт подвесные лодочные моторы любых производителей до 20 л. сил. Всегда в наличии необходимые расходные материалы и комплектующие для обслуживания и подготовки агрегата к сезону. В нашей компании Вы сможете обкатать мотор, правильно законсервировать на зиму или же продиагностировать бу мотор при покупке с рук.
Стоимость работ по ремонту ПЛМ
Общая диагностика лодочного мотора без разборки двигателя и ноги
№ | вид работ | стоимость в рублях |
1 | до 5 л.с. | БЕСПЛАТНО |
2 | до 10 л.с. | БЕСПЛАТНО |
3 | до 20 л.с. | БЕСПЛАТНО |
Диагностика мотора с полной разборкой и сборкой двигателя
№ | вид работ | стоимость в рублях | |
1 | до 5 л.с. | 2100 | 3000 |
2 | до 10 л.с. | 3300 | 4500 |
3 | до 20 л.с. | 4500 | 6000 |
2-тактные | 4-тактные |
Капитальный ремонт подвесных лодочных моторов
№ | вид работ | стоимость в рублях |
1 | 2-тактные ПЛМ | от 6000 |
2 | 4-х тактные | от 8000 |
Техническое обслуживание (ТО) лодочных моторов
№ | вид работ | стоимость в рублях |
1 | до 5 л.с. | 1200 |
2 | до 10 л.с. | 1400 |
3 | до 20 л.с. | 1600 |
Стоимость указана без учета расходных материалов |
Консервация или расконсервация лодочного мотора, подготовка к сезону
№ | вид работ | стоимость в рублях |
1 | до 5 л.с. | 600 |
2 | до 10 л.с. | 800 |
3 | до 20 л.с. | 1000 |
Обкатка двигателя
№ | вид работ | стоимость в рублях |
1 | до 5 л.с. | 1800 |
2 | до 10 л.с. | 3000 |
3 | до 20 л.с. | 4500 |
Замена шпонки маховика
№ | вид работ | стоимость в рублях |
1 | до 5 л.с. | 900 |
2 | до 10 л.с. | 1000 |
3 | до 20 л.с. | 1100 |
Замена прокладки двигателя блок-дейдвуд
№ | вид работ | стоимость в рублях |
1 | до 5 л.с. | 1000 |
2 | до 10 л.с. | 1300 |
3 | до 20 л.с. | 1500 |
Замена крыльчатки помпы
№ | вид работ | стоимость в рублях |
1 | до 5 л.с. | 1000 |
2 | до 10 л.с. | 1100 |
3 | до 20 л.с. | 1200 |
4 |
Прочистка водяных каналов, промывка и ремонт помпы
№ | вид работ | стоимость в рублях |
1 | до 5 л.с. | 1200 |
2 | до 10 л.с. | 1300 |
3 | до 20 л.с. | 1400 |
Переборка редуктора с дефектацией и заменой деталей
№ | вид работ | стоимость в рублях |
1 | до 5 л.с. | 2100 |
2 | до 10 л.с. | 2400 |
3 | до 20 л.с. | 3000 |
Замена сальника гребного вала и сальника ступицы
Усовершенствование и ремонт моторов «Нептун», «Москва». Справочник
В пособии систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей-водномоторников по самостоятельному ремонту и модернизации основных узлов и систем моторов. Рассмотрены методы устранения характерных недостатков и неисправностей, присущих моторам Нептун и «Москва» разных модификаций. Приведены технические характеристики и данные по взаимозаменяемости наиболее ходовых деталей моторов. Описаны наиболее надежные и удобные конструкции систем дистанционного управления. Пособие предназначено для любителей-водномоторников и работников мастерских по ремонту подвесных моторов.
Содержание От составителя 1. Моторы «Нептун» 1.1. Модернизация и ремонт основных узлов 1.1.1 Шатунно-поршневая группа (цветовая индексация и зазоры в деталях) 1.1.2. О подборе поршневых колец 1.1.3. Перебои при работе на малых оборотах 1.1.4. Карбюратор со стабилизированным потоком 1.1.5.
Влагозащищенность электрооборудования 1.1.6. Усовершенствование трансформаторов ТЛМ 1.1.7. Самопроизвольное включение хода 1.1.8. Вода в редукторе 1.1.9. Улучшенная смазка игольчатого подшипника 1.2. «Нептун» на лодке 1.2.1. Электростартер от «Москвы-25Э» на «Нептуне-23» 1.2.2. ДУ от «Москвы» на «Нептуне» 1.2.3. ДУ от «Вихря» на «Нептуне» 1.2.4.
Улучшение ДУ мотором «Нептун-23» 1.2.5. ДУ, совмещенное со штурвалом 1.2.6. ДУ реверсом и газом с одним рычагом 1.2.7. Блокировка запуска 1.2.8. Замок для мотора 1.2.9. Кронштейн для проверки свечей 1.2.10. Контроль за системой охлаждения 1.2.11. Сигнализатор перегрева двигателя 1.2.12. Тахометр из вольтметра 1.2.13.
Удобный колпачок гребного винта 1.2.14. Крепление колпачка гребного винта 1.2.15. Доработка системы газовыхлопа 1.3. Полезные сведения 1.3.1. О параметрах коленчатого вала 1.3.2. Посадка подшипника на коленвал 1.3.3. Как проверить свечу 1.3.4. Зависимость крутящего момента, мощности и частоты вращения двигателя 1.4. Взаимозаменяемость деталей 1.4.1.
Блок цилиндров «Нептуна-23» на «Нептуне» 1.4.2. Нижняя часть дейдвуда 2. Моторы «Москва» 2.1. Двигатель 2.1.1. О разбивке деталей двигателя на размерные группы 2.1.2. «Жесткая» работа двигателя, потеря оборотов 2.1.3. Как поднять к.п.д. двигателя «Москва-25А» 2.1.4. Если масло проникает в стык корпуса подшипника и блока мотора 2.1.5. Как самостоятельно изготовить поршневые кольца 2.2.
Система зажигания 2.2.1. Особенности системы зажигания мотора «Москва» и ее регулировка 2.2.2. Регулировка зажигания на моторах «Москва-25А» и «Москва-30» 2.2.3. Выносные катушки зажигания 2.2.4. Электронное зажигание на «Москве-25» 2.2.5. Установка генераторных катушек в магнето «Москвы-25А» 2.2.6. Жигулевские свечи на «Москве-30» 2.2.7. Как усилить искру на «Москве» 2.2.8.
Износ конусной шейки коленвала 2.2.9. Если вышла из строя катушка зажигания 2.2.10. Трансформаторы ТЛМ на моторах «Москва-М» и «Москва-12.5» 2.2.11. Наконечник для высоковольтного провода 2.2.12. Если износился упор скобы стартера 2.2.13. Контроль за качеством искры 2.2.14. О взаимозаменяемости маховиков «Москвы» и «Ветерка» 2.3.
Система питания и смесеобразования 2.3.1. Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора «Москвы-25А» 2.3.2. Если на «Москве-М» переполняется карбюратор К36К 2.3.3. Если «Москва» с надетым капотом не развивает оборотов 2.3.4. Рециркуляция топлива 2.4. Система охлаждения 2.4.1. Улучшение работы крыльчатки 2.4.2. Ремонт водяной помпы 2.4.3.
Об установке вала-шестерни «Москвы-25А» 2.4.4. Температура охлаждающей воды на выходе 2.4.5. Водозаборная трубка 2.4.6. Контроль за системой охлаждения 2.5. Редуктор 2.5.1. Ремонт и регулировка реверс-редуктора 2.5.2. Модернизация редуктора «Москвы-25А» 2.5.3. Повышение надежности редуктора «Москвы-30» 2.5.4. Герметизация сальников рессоры и гребного вала 2.5.5. Если выбивает передний ход 2.5.6.
Съемник для обоймы подшипника рессоры 2.5.7. Как запрессовать подшипник 2.5.8. Чтобы в редуктор не попала вода 2.5.9. Подшипник скольжения на рессоре «Москвы-М» 2.5.10. Подшипник гребного вала на «Москве» 2.5.11. Выжимка срезанной шпонки 2.5.12.
Реставрация втулки гребного винта 2.6. Моторы «Москва» на лодке 2.6.1.ДУ заслонкой карбюратора «Москвы» 2.6.2. ДУ мотором «Москва» 2.6.3. Штуцер для контрольного отверстия 2.6.4. Фиксация мотора 2.6.5. Подключение кнопки «стоп» на моторе «Москва-М» , 2.6.6. Стартер-генератор на «Москве» 2.7. Полезные сведения 2.7.1.
Коленчатый вал 2.7.2. Сепаратор шатунного подшипника «Москвы-30» 2.7.3. Вертикальный вал «Москвы-25» 2.7.4. Величина опережения зажигания 2.7.5. Работа системы холостого хода карбюратора 2.8. Взаимозаменяемость деталей 2.8.1. Поршни и кольца 2.8.2. Отличие крышек блока «Москвы-25А» с вытеснителем и без него 2.8.3.
О замене крышек блока «Москвы» и «Москвы-М» 2.8.4. Зажигание 2.8.5. Магдино МБЭ-1 на «Москве» 2.8.6. Стартер 2.8.7. Система охлаждения 2.8.8. Манжеты гребного вала 2.8.9. Гребные винты «Ветерков» для «Москвы-М» 2.8.10.
Карбюраторы 2.8.11. Различия в деталях моторов «Москва-25А» и «-30» Список литературы
Дорогие друзья, добро пожаловать в наш сервисный центр лодок и лодочных моторов!
Наш сервисный центр — это высококвалифицированные специалисты в своей области, доступные цены, гарантия качества работ, оперативность, индивидуальный подход, внимание к каждому клиенту.
Наш сервисный центр располагается по адресу: г. Москва, ул. Головачева, д. 3, корп. 2. Телефоны: 8-499-391-97-24, 8-926-109-94-28.
Диагностика, техническое обслуживание лодочных моторов
1. Качественная диагностика лодочного мотора – одна из необходимых операций, благодаря которой дальнейшая эксплуатация двигателя не принесет вам неприятных сюрпризов. Диагностика производится в день обращения в центр.
2. Установка лодочного мотора на лодку – несмотря на наличие в сети множества видео с инструкцией по правильной установке лодочного мотора, многие рыбаки и охотники доверяют его установку только специализированным центрам. Высококвалифицированные сотрудники нашего сервисного центра предоставляют гарантию на работы и советы по его использованию.
3. Техническое обслуживание лодочного мотора. Обеспечением безотказной работы двигателя является следование инструкции по его эксплуатации, а также предупреждение его возможного выхода из строя. Сотрудники нашего сервисного центра имеют многолетний опыт в техническом обслуживании всех лодочных моторов, представленных в нашем магазине.
4. Консервация. Чаще всего лодочный мотор не используется круглый год. При покупке лодочного мотора в нашем магазине мы подробно проконсультируем Вас о процессе консервации мотора на зиму. Однако если вы хотите доверить непосредственно выполнение работ по консервации профессионалам, обращайтесь в наш сервисный центр. Сотрудники центра удалят жидкость со всех поверхностей и агрегатов мотора, обработают специальными маслами, осуществят подготовку мотора к простою.
5. Ремонт лодочного мотора. К сожалению, вне зависимости от известности производителя и качества его продукции эксплуатация лодочного мотора может привести к его поломке. В просторах интернета имеется много статей, фотографий, комментариев, видео по ремонту лодочного мотора. Но мы считаем, что ремонт лодочного мотора – это один из важнейших видов работ, который можно доверить только профессионалам. Специалисты сервисного центра осуществят ремонт вашего агрегата в быстрые сроки и разумные цены.
Наименование работ | Цена | |
Обкатка лодочных моторов | 2 такта от 2 л/с до 5 л/с | 2 800 ₽ |
2 такта от 6 л/с до 9.8 л/с | 3 200 ₽ | |
2 такта от 9.9 л/с до 18 л/с | 3 500 ₽ | |
2 такта от 25 л/с до 30 л/с | 3 800 ₽ | |
4 такта от 2 л/с до 5 л/с | 3 200 ₽ | |
4 такта от 6 л/с до 9.8 л/с | 3 600 ₽ | |
4 такта от 9.9 л/с до 18 л/с | 4 200 ₽ | |
4 такта от 25 л/с до 30 л/с | 4 500 ₽ | |
Тех.обслуживание лодочных моторов | 2 такта от 2 л/с до 5 л/с | 1 500 ₽ |
2 такта от 6 л/с до 9.8 л/с | 1 800 ₽ | |
2 такта от 9.9 л/с до 18 л/с | 2 000 ₽ | |
2 такта от 25 л/с до 30 л/с | 2 300 ₽ | |
4 такта от 2 л/с до 5 л/с | 2 000 ₽ | |
4 такта от 6 л/с до 9.8 л/с | 2 500 ₽ | |
4 такта от 9.9 л/с до 18 л/с | 3 100 ₽ | |
4 такта от 25 л/с до 30 л/с | 3 400 ₽ | |
Раздушка лодочных моторов | YAMAHA 9.9G 15-18г.в. | 1 000 ₽ |
YAMAHA 9.9F или J до 2021 г.в. | 2 500 ₽ | |
TOHATSU m 9.9 | 2 000 ₽ | |
NS Marine m 9.9 | 2 000 ₽ | |
MERCURY m 9.9 | 2 000 ₽ | |
TOHATSU m 25 | 2 000 ₽ | |
TOHATSU MFS 9.9 | 1 500 ₽ | |
Консервация лодочных моторов на зиму | 2 такта от 2 л/с до 5 л/с | 1 500 ₽ |
2 такта от 6 л/с до 9.8 л/с | 1 700 ₽ | |
2 такта от 9.9 л/с до 18 л/с | 1 900 ₽ | |
2 такта от 25 л/с до 30 л/с | 2 200 ₽ | |
4 такта от 2 л/с до 5 л/с | 1 900 ₽ | |
4 такта от 6 л/с до 9.8 л/с | 2 400 ₽ | |
4 такта от 9.9 л/с до 18 л/с | 3 000 ₽ | |
4 такта от 25 л/с до 30 л/с | 3 200 ₽ |
Ремонт лодок
Лодочный мотор «Нептун-23»
Поскольку до сих пор мы не представляли 23-сильный «Нептун» читателям, расскажем о нем поподробнее.
Начнем с силовой головки. Это — двухцилиндровый двухтактный, двигатель с общим рабочим объемом 346 см3 при диаметре цилиндров 61,75мм и ходе поршня 58мм. Продувка — кривошипно-камерная трехканальная. Управление впуском горючей смеси производится дисковыми золотниками (отдельно для верхнего и нижнего цилиндров), вращающимися вместе с коленвалом и прижимающимися специальными пружинками к средней части картера, имеющего отверстия для поступления смеси из карбюратора. Поверхность контакта средней опоры с золотниками покрыта хромом, что практически исключает ее износ и необходимость замены дорогостоящего картера. (Золотник заменить значительно проще, но он практически изнашивается медленно, так как обычно основной причиной износа является попадание пыли, а над водой пыли мало.)
Коленчатый вал двигателя неразъемный с несъемными шатунами. Он установлен на грех подшипниках — верхнем и нижнем (?305) и среднем специальном роликовом, надеваемом на коленвал при его сборке.
Картеры в соединении между собой уплотнены .лабиринтовым уплотнением, вмонтированным в роликовый подшипник средней опоры, а относительно атмосферы — резиновыми подпружиненными манжетами (одной на верхнем и двумя на нижнем картерах).
Блок цилиндров съемный; он крепится к картеру шестью короткими шпильками, проходящими через фланец блока. Блок закрыт съемной головкой, образующей камеры сгорания цилиндров. Головка крепится к блоку 11 шпильками. В свою очередь головка имеет съемную крышку сиуемы охлаждения; в нижней части головки сделано сливное отверстие для контроля подачи воды в рубашку охлаждения двигателя.
Спереди на средней части картера установлен карбюратор К36Л с диффузором диаметром 24мм. На нижнем картере — бензонасос для подачи топлива от отдельного бачка.
На специальной крышке верхнего картера, закрывающей верхний коренной подшипник и одновременно служащей гнездом для установки верхней манжеты, закреплено магдино МН-1, работающее на выносные высоковольтные трансформаторы ТЛМ. Это магдино хорошо зарекомендовало себя в эксплуатации и считается у нас одним из самых надежных агрегатов зажигания; недаром его применяют и на «Вихре-М» и на «Привете». Магдино имеет не только первичные катушки зажигания, но и генераторные катушки, позволяющие питать бортовую электросеть с общей мощностью потребителей 30-40Вт или, изготовив простейший выпрямитель, получить постоянный ток силой 3А для зарядки аккумулятора напряжением 12В.
На конус верхней шейки коленчатого вала надет маховик, имеющий сверху диск с выступами для упора собачек ручного стартера. Стартер с самоубирающимся шнуром по конструкции не отличается от хорошо известного водномоторникам стартера, применявшегося еще на «Москве», но имеет небольшой ролик на выходе шнура, благодаря чему шнур почти не перетирается.
Вот, пожалуй, и все о конструкции силовой головки «Нептуна-23». Крепится головка к дейдвудной трубе 6 винтами, причем снять ее можно, не нарушая регулировки других узлов мотора: достаточно отвернуть только эти 6 винтов и отсоединить провода, идущие от штекерного разъема на поддоне к клеммнику.
Кстати, надо упомянуть и об особенности самого поддона: он сделан с разъемом в вертикальной плоскости; сняв заднюю его часть, можно снять головку блока цилиндров, например, для чистки нагара (а приноровившись — и цилиндры для осмотра или замены поршней и колец), без снятия всего двигателя с дейдвудной трубы. Это представляет известное удобство при эксплуатации мотора.
Обратите внимание на детали крепления дейдвудной трубы к струбцине и на вертикальную обойму вертлюга. В обойме вертлюга имеется специальный поджимной винт для регулировки усилия поворота мотора вокруг вертикальной оси. А если посмотреть спереди на нижнюю часть крепления обоймы к дейдвудной трубе, можно заметить смещение вертикальной оси трубы от вертикальной оси дейдвуда примерно на 3°. Это сделано для того, чтобы компенсировать гидрореактивный момент от работы гребного винта, стремящийся повернуть мотор. И поджимной винт и смещение осей особенно важны при управлении румпелем: момент на румпеле не ощущается совершенно.
Казалось бы, незначительная деталь — защелка мотора в откинутом положении. При откидывании мотора она срабатывает автоматически и достаточно надежно удерживает его в этом «верхнем» положении, что очень удобно, например, для замены срезанной шпонки гребного винта.
К нижней части дейдвудной трубы прикреплена проставка вместе с корпусом редуктора. Конструкция редуктора — обычная (принятая для большинства моторов, имеющих передний и задний ход и нейтраль), с ведомыми шестернями, расположенными на гребном валике. Отличие лишь в деталях передвижения переключающей муфты и некоторых других частных конструктивных решениях.
Основное, что важно отметить, это использование подшипников качения во всех узлах редуктора — на вертикальном валу (он цельный и входит одним концом в шлицы ведущей шестерни редуктора, другим — в шлицы нижней цапфы коленчатого вала), на малой ведущей шестерне, на гребном валике. Бронзовые втулки оставлены только в относительно слабо нагруженном месте — в ступицах ведомых шестерен. Наряду с применением надежных подпружиненных манжет на выходе валов из редуктора, это способствует хорошей его герметизации.
Иногда по каким-то причинам не удается сменить масло в редукторе через установленные инструкцией сроки эксплуатации; часто до этого доходят руки только в конце сезона, т. е. через 100-150 ходовых часов (чего, конечно, никак нельзя рекомендовать!), но редуктор «Нептуна-23» выдерживает и такое нарушение режима. На заводском стенде проделали опыт для проверки живучести редуктора: вместо масла заправили его водой и «гоняли» мотор под полной нагрузкой. Редуктор вышел из строя через 50 часов. При контрольном осмотре было установлено, что разрушился только упорный подшипник ведущей шестерни. Все остальные детали были вполне годны для дальнейшей эксплуатации. (Проделывать такие опыты на своем моторе, естественно, не стоит, но в исключительных случаях такая возможность может и пригодиться.)
Насос системы охлаждения — это такой узел, который (как и. например, магдино) требует периодического профилактического осмотра, поскольку при выходе его из строя практически неизбежна авария двигателя. По принципу работы насос на «Нептуне» не отличается от насосов, применяемых на большинстве наших моторов, но в конструктивном исполнении различие есть.
Применен объемный насос коловратного типа с резиновой крыльчаткой, работающий за счет дезаксиальности — смещения оси вращения крыльчатки относительно оси корпуса насоса. Насос этот достаточно надежен, но это никак не избавляет от необходимости следить за его состоянием. Процедура эта на «Нептуне-23», пожалуй, проще, чем на большинстве других моторов. Проставка с редуктором и закрепленным на ее верхнем фланце насосом снимается с дейдвуда, для чего достаточно отвернуть 4 крепежных винта и разъединить (через лючок в дейдвуде) тягу переключения реверса. Постановка проставки на место также несложна, поскольку на выходном отверстии насоса имеется конусный ловитель трубки охлаждения, облегчающий эту операцию.
Вес, расход топлива и удельные характеристики «Нептуна-23» в сравнении с предыдущими моделями указаны в таблице, приведенной в репортаже.
Источник: soul-fishing.ru