Длина буксира составляет всего четыре метра, но его размер ещё ни о чём не говорит.
У военно-морских сил есть вспомогательные подразделения, единственная цель которых — не уничтожать противника, а следить за тем, чтобы другие корабли делали эту работу без помех. Яркий пример — самый маленький в мире буксир, который состоит на службе в ВМС США, рассказывает Bored Panda.
Когда вы думаете о вооружённых силах, то наверняка представляете грозную тяжёлую технику
В Сеть попали снимки маленького кораблика, который называют «Бульдозером» или «Бобром». В длину он всего четыре метра
Но дело не в размере, а в функционале, который он выполняет. Трудно поверить, но это судно способно отбуксировать подводную лодку
Первоначально такой класс кораблей строился для лесозаготовительной отрасли, но военные решили, что им они нужнее
Несмотря на размер, у него 425 лошадиных сил «под капотом», где уместился двигатель объёмом в 10,7 литра. Этот малыш довольно крепок: его корпус покрыт бронёй толщиной в шесть мм
Biber — Самая Маленькая Подлодка 3 Рейха
В ВМС США ценят этих «крошек» за их мобильность, мощь и рентабельность — при столь малых габаритах они могут буксировать суда, превышающие их вес в сотни раз
Один такой «Бульдозер» стоит около $100 тыс. и иногда оказывается среди лотов, выставляемых американским флотом на аукционах
Источник: life.ru
ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ
Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ
Перспективная подлодка П-750Б разработки СПМБМ “Малахит”: подробности проекта под шифром “Горгона”
Опубликовано 21.07.2021 автором kornelik
На иллюстрации: Малая неатомная подлодка П-750Б разработки СПМБМ “Малахит”. Возможно, “Горгона” будет похожа на нее. В настоящее время в нашей стране прорабатывается несколько перспективных проектов подводных лодок разного класса и назначения. Не так давно стало известно о запуске проекта с шифром «Горгона».
В рамках этой работы СПМБМ «Малахит» отрабатывает облик многоцелевой атомной подлодки малого водоизмещения. Несколько недель назад АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» подготовило и публиковало годовой отчет за 2020 г. Один из первых разделов этого документа, традиционно, посвящен ключевым событиям рассматриваемого года. В нем упоминается проведение различных работ по уже реализуемым проектам, а также раскрывается существование новых. Один из пунктов раздела указывает, что в прошлом году «в инициативном порядке разработаны технические предложения и определен облик атомной многоцелевой подводной лодки малого водоизмещения «Горгона». Вместе с этой работой упоминается уже известный проект неатомной подлодки «Сервал».
Подводные лодки типа Малютка, для чего создали малые подлодки в годы войны.
Проектный облик подлодки П-650Э
Воспользуйтесь нашими услугами
- Наша продукция
- Презентации по направлениям
- Инжиниринг
- Консалтинг
- Металлообработка
- Моделирование
- Разработки
В другом разделе отчета «Горгона» и другие проекты названы работами, обеспечивающими стратегическое развитие предприятия. Прочие упоминания о новом проекте в отчете отсутствуют. Какие-либо данные технического или иного характера тоже не приводятся. Сообщается об изготовлении макетов разных подлодок для показа на выставках, но не «Горгоны».
Следует напомнить, что в последние годы СПМБМ «Малахит» регулярно раскрывает информацию о своих перспективных разработках. Так, публиковались материалы по новым проектам семейства «Пиранья», а в прошлом году открыто демонстрировался макет «Сервала». Новый проект «Горгона» по неизвестным причинам пока не дошел до этой стадии.
Технические загадки
О проекте «Горгона» пока известно крайне мало. По сути, раскрыт только сам факт его существования и класс, к которому будет относиться новая подлодка. Впрочем, и этой информации достаточно для определения общей картины и поиска возможных преимуществ.
Проект «Горгона» предлагает конструкцию подлодки малого водоизмещения, точное значение которого не названо. Учитывая отечественный опыт в этой сфере, можно ожидать, что водоизмещение «Горгоны» будет превышать 200-250 т, но не выйдет за пределы 1000-1500 т. Для сравнения, проект «Сервал» предусматривает выход на уровень 1450 т.
Таким образом, «Горгона» будет легче всех существующих подлодок основных классов, включая дизельные «Варшавянки» и специальный атомный «Лошарик». Соответственно, такая лодка будет уступать им и по главным размерениям. Длину перспективной АПЛ можно оценить в 50-60 м, диаметр – не более 5-7 м.
Большой интерес представляет информация о применении ядерной энергоустановки. «Горгона» может стать первой отечественной подлодкой малого класса, имеющей подобную энергетику. До настоящего времени все подобные корабли оснащались только дизель-электрическими энергоустановками.
Идея малой подлодки с ЯЭУ имеет определенные преимущества и позволяет улучшить потенциал корабля. При этом возникают достаточно сложные технические задачи, без решения которых не удастся получить все желаемые результаты. Прежде всего, это необходимость вписать энергоустановку требуемой мощности в ограниченные габариты и водоизмещение малой АПЛ.
«Горгона» рассматривается в качестве многоцелевой подлодки. Современные отечественные АПЛ этого класса оснащаются развитыми средствами наблюдения и приема целеуказания, а также способны нести разнообразное минно-торпедное и ракетное вооружение. За счет этого обеспечивается эффективный поиск и поражение надводных, подводных и береговых целей.
Подлодки типа “Варшавянка”, имея водоизмещение менее 4 тыс.т, являются наименее крупными и тяжелыми среди боевых кораблей наших подводных сил
В известных проектах малых подлодок от СПМБМ «Малахит» комплекс вооружений строится на основе торпедных аппаратов разных калибров. При этом 533-мм системы способны применять как торпеды, так и современные ракеты. В проекте «Горгона» тоже может использоваться такой подход. Применение отдельной пусковой установки для ракет, как в проектах более крупных АПЛ, маловероятно.
Ранее упоминалось, что неатомная подлодка «Сервал» может получить модульный комплекс вооружений, средств самозащиты и разведки. Состав оснащения лодки должен определяться в ходе планирования операции, и перед выходом в море на нее предлагается монтировать необходимые средства. Вполне возможно, что такие решения найдут применение и в проекте «Горгона» – если это позволят объективные ограничения конструкции.
Следует ожидать, что в перспективном проекте будут использоваться самые современные образцы радиоэлектронного оснащения, в т.ч. с новыми функциями. Большинство процессов управления может быть автоматизировано, благодаря чему появится возможность сократить экипаж.
Возможные преимущества
Проект «Горгона» основывается на оригинальной концепции малой многоцелевой атомной подлодки. Она предусматривает объединение решений, характерных для разных классов подводной техники, с целью получения новых возможностей. Можно представить, какие преимущества покажет подобная АПЛ и чем она может быть полезна для флота.
На данный момент польза от «Горгоны» заключается в проведении научно-исследовательской работы и в поиске необходимых решений, компонентов и технологий. Вне зависимости от дальнейшей судьбы проекта, СПМБМ «Малахит» получит ценный опыт разработки подлодки необычного класса, который затем можно будет использовать при создании новых кораблей.
Пуск ракет “Калибр” подлодками пр. 636.3. Схожие возможности может получить и “Горгона”
Малые подлодки от СПМБМ «Малахит», такие как «Пиранья», П-650Э и т.д., предлагаются для обороны прибрежных и морских границ, баз и т.д. Они должны вести патрулирование на ограниченном удалении от берега, отслеживая активность вероятного противника. Штатное вооружение позволяет им атаковать широкий круг целей, как в оборонительных, так и в наступательных операциях. Кроме того, малые подлодки способны обеспечивать работу боевых пловцов.
АПЛ малого водоизмещения наподобие предлагаемой «Горгоны» вполне способна решать все подобные задачи. При этом ЯЭУ позволит улучшить некоторые ее возможности. Такой корабль может постоянно оставаться под водой и не подвергаться излишним рискам при регулярных всплытиях.
Однако наличие ЯЭУ усложняет разработку проекта и увеличивает стоимость строительства лодки. Также возникают ограничения эксплуатационного характера. В отличие от дизельных и неатомных кораблей, «Горгона» нуждается в пункте базирования с более сложной и развитой инфраструктурой. Существенным недостатком является большая стоимость жизненного цикла, начиная от строительства и заканчивая утилизацией.
От инициативы к реализации
Концепция многоцелевой АПЛ малого водоизмещения предусматривает использование целого ряда интересных идей и решений, обеспечивающих самые примечательные результаты. Она весьма интересна с технической точки зрения, но реальные перспективы пока до конца не ясны. Потенциальному заказчику еще предстоит оценить инициативную разработку СПМБМ «Малахит» и определить ценность «Горгоны» для военно-морского флота.
Инициативные разработки конструкторских бюро, создаваемые без заказа Минобороны, зачастую не получают развития. Однако нельзя исключать, что «Горгона» или иной проект необычной АПЛ заинтересует военных и получит поддержку. В таком случае оригинальный концепт будет развит и превращен в полноценный технический проект. В то же время, возможен и противоположный сценарий, в котором многоцелевая малая подлодка не имеет будущего.
На данный момент о проекте «Горгона» известно крайне мало, что не позволяет в полной мере оценить его преимущества и недостатки, а также предугадать реальное будущее. Однако можно рассчитывать, что в ближайшее время этот проект представят на одной из военно-технических выставок – и опубликуют все основные данные, необходимые для более подробного изучения.
Воспользуйтесь нашими услугами
- Наша продукция
- Презентации по направлениям
- Инжиниринг
- Консалтинг
- Металлообработка
- Моделирование
- Разработки
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!
Также читайте:
- Авиация радиолокационного дозора: история и перспективы. Часть 9.
- Концерн “Калашников” опытный образец 7,62-мм автомата АК-308 под патрон NATO
- Модульное кораблестроение: концепция, вымыслы и реальность
- Перспективные разработки и тенденции развития британского военно-морского флота: кратко о главном
Запись опубликована автором kornelik в рубрике Новости, Оружие и военные технологии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
НОВОСТИ
ИНЖИНИРИНГ
- Наша продукция
- Презентации по направлениям
- Инжиниринг
- Консалтинг
- Металлообработка
- Моделирование
- Разработки
ПОРТФОЛИО
- Инжиниринг
- Консалтинг
- Металлообработка
- Моделирование
- Наши разработки
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
- Практика бережливого изобретательского менеджмента предприятия на основе ТРИЗ открывает новые горизонты
- Оружейные новинки американской компании JARD: от винтовки до карабина
- Ученые создали гиперболическую метаповерхность для переворачивания света “с ног на голову”
- Allgaier Werke предлагает эффективные методики управления персонала с помощью автоматизации
- Робот Flippy готовится жарить котлеты в Вашем доме
Архивы
- Август 2023
- Июль 2023
- Июнь 2023
- Май 2023
- Апрель 2023
- Март 2023
- Февраль 2023
- Январь 2023
- Декабрь 2022
- Ноябрь 2022
- Октябрь 2022
- Сентябрь 2022
- Август 2022
Источник: integral-russia.ru
Проект 636.3: дизель-электрические подлодки
Идея массово строить подводные лодки с обычной силовой установкой для нужд российского военно-морского флота появилась не случайно. Еще в Советском Союзе военно-морская стратегия развития флота предполагала, помимо создания океанского флота в противовес ВМС США и кораблям НАТО создание малых кораблей для обороны экономической зоны и прибрежных акваторий. Дизельная подлодка в этом аспекте очень удачно вписывалась в рамки оборонительной стратегии. Небольшие размеры, хорошая скрытность и мощное вооружение позволяли кораблям подобного класса прекрасно справляться с поставленными задачами.
Небольшая и юркая подводная лодка проекта 636.3 яркое подтверждение того, что малые корабли также в состоянии держать противника на море в напряжении. К тому же стоимость и сроки строительства дизель-электрических подлодок не сравнить с постройкой атомных кораблей.
Место дизель-электрических подлодок в российском ВМФ
Несмотря на то, что атомный подводный флот России является одним из факторов сдерживания в современном мире, не стоит сбрасывать со счетов и возможность решения тактических задач на море. Подводные ракетоносцы и многоцелевые ударные подлодки с ядерной энергетической установкой действуют на большом удалении от родных берегов, занимая боевые позиции в мировом океане. Дизельная субмарина наоборот, занимает боевые позиции в пределах морской экономической зоны и охраняет внутренние морские коммуникации.
Атомоходы, как правило, имеют значительные размеры и большое водоизмещение. Соответственно на постройку таких судов тратятся колоссальные средства. Содержание подводного флота, состоящего из дпл на порядок дешевле. Тем более что новые субмарины по своей огневой мощи не намного уступают подводным левиафанам.
Российский флот в отличие от американского ВМС имеет в своем составе, как ядерные субмарины, так и дизельные подлодки. И те, и другие решают свои задачи.
Со времен окончания Второй Мировой войны с советских верфей сошла не одна сотня судов. Советские подлодки обладают высокими боевыми характеристиками и имеют славную историю. Эти традиции сумели сохранить и российские подводники, которые уверенно несут боевую службу по охране морских рубежей нашей страны на Балтике и на Черном море.
На сегодняшний день отечественные судостроительные заводы уже спустили на воду не одну сотню кораблей, оснастив боевыми судами не только собственные ВМС, но и обеспечили выполнение экспортного заказа. Субмарины проекта 636.3 можно назвать золотым стандартом отечественного подводного кораблестроения. По всем своим характеристикам и параметрам этот корабль является самым современным в нынешних флотах. Вместе с подлодками предыдущих проектов 877 и 636 новые субмарины подтвердили свое высокое реноме, став самыми скрытными подводными кораблями этого класса.
Новый корабль стал продолжением одной большой славной серии советских дизель-электрических подлодок, которые массово выпускались сразу по двум проектам. В Советском Союзе корабли получили название «Варшавянка», так как строились в основном для нужд флотов стран, входящих в организацию Стран Варшавского Договора. На Западе этим подлодкам присвоили шифр «Kilo». Спустя некоторое время западные эксперты, оценив тактико-технические параметры новых кораблей, дали субмаринам негласное прозвище — «черные дыры мирового океана». Спроектированные еще при СССР «варшавянки» передали эстафету более новым кораблям пл проекта 636.3, которые строились уже на российских верфях.
Высокие боевые характеристики, низкая шумность и скрытность российских субмарин в доработанном варианте привлекли внимание потенциальных покупателей. На советских верфях корабли строились для ВМС Индии и Китая. Российские субмарины получили ВМС Вьетнама, Алжира и Ирана. Некоторое количество кораблей этого класса стоит на вооружении польских и румынских ВМС.
Появление субмарин проекта 636.3 в отечественном флоте
Массовая постройка дизель-электрических подлодок типа «Варшавянка» в начале 90-х годов подходила к концу. Всего планировалось постройка 53 кораблей подобного класса, среди которых львиная доля приходилась на зарубежные контракты. Попытка заменить действующий и хорошо проработанный проект 636 новыми субмаринами проекта 667 типа «Лада» не увенчалась успехом. Заложенные в Санкт-Петербурге две подлодки — одна для российского флота, а другой корабль в качестве экспортного варианта, так и остались на стапелях. Сошедшая на воду подлодка «Санкт-Петербург» до си пор находится в ограниченной эксплуатации, поэтому было принято решение для оснащения отечественного флота взять в работу усовершенствованный проект 636 и начинать строить модернизированные лодки типа «Варшавянка».
Новые лодки дэпл проекта 636.3 должны были довооружить крылатыми ракетами «Калибр» значительно увеличив боевую мощь кораблей этого класса.
Корни проекта 636.3 уходят в 1974 год, когда появилось техническое задание на создание подводного корабля с обычной силовой установкой, у которого должны быть низкая шумность хода и мощное вооружение. Решение технической задачи доверили ЦКБ «Рубин», которое являлось основным поставщиком проектов для Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге.
Проект получил индекс 636, а лодки получили шифр «Варшавянка». Планировалось строить корабли для нужд Советского ВМФ и для оснащения флотов стран-союзников по организации Варшавского Договора.
Для справки: следует сделать отступление и сказать об обозначениях проектов. Для Советского ВМФ все подлодки строились по двум проектам, с индексом 636 и 877. Экспортный вариант кораблей строился по проекту 877Э. Проекты 636 и 636.3 относятся к подлодкам типа «Варшавянка». Корабли, строившиеся по проекту 877, носят шифр «Палтус».
Субмарины проекта 636 наиболее современная модернизация лодок типа «Варшавянка», строительство которых начато в 90-е годы XX века. Если лодки первых серий строились на трех заводах, в Комсомольске на Амуре, в Нижнем Новгороде и на верфях Санкт-Петербурга, то корабли проекта 636.3 «Варшавянка» относятся уже к творениям невских корабелов.
Конструктивные особенности подлодок проекта 636.3
Решение принять за основу для строительства российских дизель-электрических подводных лодок проект 636.3 возникло потому, что все лучшие наработки по проекту 636 прошли обкатку на экспортных вариантах. В соответствии с Гособоронзаказом отечественные корабли должны были стать подводными лодками четвертого поколения, обладающие уникальными ТТХ.
Первый корабль, подводная лодка «Новороссийск» была заложена в 2010 году. Наработанные в результате строительства ранней серии кораблей типа «Варшавянка» и «Палтус» мощности, позволили достаточно быстро построить корабль и передать его флоту. В 2013 году корабль под номером 261 вошел в строй Черноморского флота.
На подводных кораблях новой серии был установлен новый ракетный комплекс «Калибр», дальность которого составила 1000-1500 км. Для обеспечения управления огнем ракетный комплекс на подлодках оснащался новой информационной системой БИУС, которые стали камнем преткновения для субмарин типа «Лада».
Несмотря на очевидные сложности с реализацией проекта, военные моряки все равно считают «Варшавянки» лучше аналогичных судов, стоящих на вооружении иностранных флотов. Второй и третий корабль серии закладывались с разницей в один год. ДЭПЛ Б-237 «Ростов на Дону» вошла в строй ЧФ в декабре 2014 года, а дизель-электрическая подлодка «Старый Оскол» начала боевую службу летом 2015 года. Всего на оснащение Черноморского флота планировалось передать все шесть кораблей новой серии.
Для сравнения можно привести тактико-технические характеристики четвертого корабля серии подводного лодки Б-265 «Краснодар», спущенной на воду в 2014 году.
Корабль имеет водоизмещение чуть больше 2 тыс. тонн и может непрерывно находиться в море до 45 суток. Ни немецкие, ни французские, ни корейские подлодки аналогичного класса не могут опускаться на глубину до 300 метров. По мощности вооружений российский корабль не имеет равных. Вместе с торпедным вооружением на субмарине стоит ударный ракетный комплекс «Калибр». Все последующие новые корабли проекта 636.3 «Варшавянка» должны стать на вооружение соединений Тихоокеанского флота.
По замыслу конструкторов проект 636.3 может стать отправной точкой для последующего перехода на создание принципиально новых неатомных субмарин. Об этом на церемонии спуска подводного корабля «Старый Оскол» сказал главный конструктор новой субмарины И. Молчанов. Последний корабль серии, переданный Черноморскому флоту, дизель-электрическая подлодка «Колпино» стала вершиной совершенства, которого удалось достичь российским корабелам. Новая субмарина была построена в рекордные сроки. Отлаженная сборка судов и отработанные схемы установки оборудования позволили вывести постройку подводных лодок на совершенно новые для отечественного судостроения временные параметры.
Конструкция лодки
Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино» проекта 636.3 стала одним из последних боевых кораблей, спущенных на воду и введенными в строй в рамках кораблестроительной программы на 2010-1018 год.
Лодка представляет собой боевой корабль, в котором внедрены усовершенствования по всем узлам и системам. Судно имеет размеры, схожие с кораблями проектов 636 и 877, однако носовая часть корпуса имеет лучшую конфигурацию и обтекаемые формы. Субмарина получилась еще более скрытной. Этому способствовала установка изоляции на основные узлы и механизмы, и их размещение в изолированных отсеках. Основные гидроакустические системы корабля получили более совершенное оборудование, позволяющее вести лодке активный поиск и разведку, находясь в подводном положении.
Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделен на 6 отсеков. Легкий корпус имеет веретенообразную форму. В легком корпусе лодки снаружи не имеется ни одного лишнего отверстия, в которые могла бы попадать забортная вода во время движения. Конструкторы сумели добиться отсутствия гидродинамических завихрений во время движения лодки в подводном положении.
Горизонтальные рули, обеспечивающие маневренность корабля под водой, складываются в надводном положении. Конфигурация корпуса и зализанные борта существенно отразились на увеличении скорости подводного хода, которая на субмарине этого класса составляет 20 узлов. Однако мореходные качества корабля, идущего в надводном положении, немного ухудшились.
Ход кораблю в надводном и в подводном положении обеспечивают электродвигатели. ПЭДЛ «Варшавянки» являются кораблями с полной схемой электродвижения. Основная силовая установка представлена электродвигателем мощностью 5500 кВт и двумя дизель-генераторами 4ДЛ-42МХ мощностью по 1500 кВт каждый.
Для движения на перископной глубине лодка оснащена системой РПД. Подводный ход на большей глубине обеспечивается двумя группами аккумуляторов большой емкости.
Снаружи корпус субмарины имеет отражающее защитное покрытие, улучшающее гидроакустические параметры корабля. Цистерны главного балласта спрятаны в пространстве между легким и прочным корпусом.
Боевое оснащение корабля
В носовой верхней части корпуса установлены торпедные аппараты. Нижняя палуба в носовой части — место установки гидроакустической станции и другого гидролокационного оборудования. Торпедное оружие корабля представлено 6 торпедными аппаратами калибра 533 мм. Боекомплект составляет 18 торпед.
Лодки проекта 636.3 отличаются от предыдущих версии «Варшавянок» наличием ударного оружия. Ракетный комплекс «Калибр» сделал дизель-электрические лодки не просто оружием обороны ближних рубежей, но современным ударным средством борьбы на больших расстояниях.
Реальным подтверждением боевых возможностей новых кораблей стали пуски ракет «Калибр» с борта дизель-электрической подводной лодки Б-238 «Ростов на Дону» по позициям исламских террористов в Сирии. Все корабли серии оснащены стационарными ПЗРК «Стрела-3» и переносными зенитными комплексами «Игла». Все системы подводного корабля полностью автоматизированы, что стало причиной существенного уменьшения численности экипажа. Экипаж субмарины согласно боевому расписанию составляет 52 человека.
Нынешнее состояние проекта 636.3
Последняя лодка серии ДЭПЛ «Колпино» вошла в состав Черноморского флота. Усиление южного морского фланга связано с необходимостью держать под постоянным ударом территории Исламского государства «ИГИЛ». Все шесть кораблей получили прописку в военно-морской базе Новороссийск. После спуска Б-271 «Колпино» на Адмиралтейской верфи заложили три корабля для Тихоокеанского флота.
Корабли планируется ввести в строй в 2020 в 2020 годах. Постройка еще трех оставшихся судов для оснащения ТОФ стоит под вопросом. В данный момент Россия располагает на Черном море группировкой подводных лодок, состоящей из 6 судов. По своей огневой мощи российские субмарины не имеют равных в Черноморском регионе.
Дальнейшая судьба подводных лодок этого проекта пока неясна. Высшее военно-морское командование планирует вместо реализации проекта 636.3 довести до рабочего состояния проект 677 типа «Лада».
До сегодняшнего дня основным покупателем подводных лодок проекта 636.3 являлись ВМС Китайской Народной Республики. Китайцы закупили в 90-х года 10 субмарин этого класса. Шесть субмарин получили ВМС Вьетнама, которые пытаются создать противовес военно-морскому могуществу Китая в Южно-Китайском море.
Для усиления своей группировки подлодок в Средиземном море две «Варшавянки» проекта 636.3 купил Алжир, начав модернизацию собственных ВМС. Большой интерес к российским субмаринам испытывают Венесуэла, Нигерия, Индия и Иран. Исламская Республика Иран очень заинтересована в передаче лицензии на изготовление лодок класса «Kilo» на собственных верфях.
Оценивая спрос на подводные боевые корабли подобного класса со стороны иностранных судов, принято решение на освободившихся мощностях вести строительство субмарин по иностранным контрактам. Высшее Военно-Морское руководство России на данный момент не рассматривает увеличение количества судов этого класса в составе Балтийского и Северного флота.
Источник: warways.ru