Будьте осведомлёнными, прочувствуйте технику в теории. Попытаемся разобраться с основными моментами гребных видов спорта, во всем их многообразии. Техника гребли – совокупность целесообразно организованных двигательных действий гребца, обеспечивающих поступательное перемещение лодки и ее удержание на заданном курсе.
Гребные виды спорта, во всем их многообразии, — как-то, гребля на байдарках и каноэ, академическая и народная гребля, гребля на ялах и «лодках-драконах» и т. д., относятся к группе циклических видов спорта. Движение спортсмена в этих видах представляет собой цепочку из десятков, сотен и даже тысяч, относительно завершенных, похожих и повторяющихся звеньев – циклов движения.
Спортивный результат здесь определяется временем преодоления заданной дистанции или расстоянием, которое преодолевает спортсмен, за определенное заданное время. В сущности, результат предопределяется скоростью передвижения спортсмена на дистанции, которая в свою очередь, складывается из скорости в каждом из циклов движения. Цикл движения представляет собой идеальный объект исследования в биомеханике спортивных локомоций, так как именно в этом звене сконцентрированы все резервы и недостатки, все плюсы и минусы движения спортсмена. С другой стороны, все внутренние процессы в организме спортсмена – биоэнергетические, физиологические, психологические и т.д. и изменения в его состоянии, а также, все внешние факторы (благоприятные и не очень) всегда проявляются только в движении и через движение, так или иначе, отражаются в характеристиках цикла движений спортсмена.
Как тренируются гребцы
Выявление изменений основных характеристик техники гребли в процессе начального обучения, их динамики при прохождении соревновательной дистанции у гребцов на байдарках, а также, при программируемом ступенчатом повышении скорости в гребле на каноэ в организованном эксперименте.
Организация и методика. Педагогический, следящий эксперимент на группе начинающих гребцов был организован на базе детско-юношеской, спортивной школы по гребле на байдарках и каноэ в марте – июне 1999 года. Продолжительность наблюдений составила 4,5 месяца. В нем приняли участие 14 юных гребцов на байдарках в возрасте 12-13 лет первого года обучения.
Первое тестирование было проведено, когда начинающие гребцы в целом освоили технику гребли и могли преодолеть 50 метров и более. Регистрация основных характеристик техники гребли на байдарке при выполнении тестового упражнения – прохождения отрезка 50 метров с максимальной на данный момент скоростью, осуществлялась с периодом в две недели. Тестирование проводилось после стандартной разминки в одно и то же время и в одних и тех же погодных условиях. Регистрация характеристик движения юных гребцов при прохождении отрезка производилась двумя секундомерами: одним — фиксировался результат прохождения, другим – время пяти циклов движения, которое характеризует темп гребли. Средняя скорость гребца, темп на дистанции и прокат – расстояние за один цикл, рассчитывались по известным методикам .
5 частых ошибок в гребле на байдарке. Техника гребли от Кристины Ковнир и Артема Кузахметова
Исследование характеристик техники гребцов байдарочников в процессе прохождения соревновательной дистанции проводилось на гребной базе Краевого гребного клуба в октябре 2001 года в период учебно-тренировочного сбора сборной страны, в эксперименте приняли участие 8 спортсменов — действующих гребцов высокой квалификации (мсмк –2 и мс – 6 человек). Спортсмены проходили дистанцию 500 м в соревновательном режиме и отрезок 50 м в контрольном режиме. Регистрация и запись биомеханических показателей на дистанции 500 метров осуществлялась с помощью видеосьемки, а при тестировании на 50 м — методами хронометрии и темпометрии.
Эксперимент со ступенчатым программируемым увеличением скорости проводился на водно-гребной базе ФСО профсоюзов «Россия» во время тренировочного сбора сборной команды России. В исследовании принимали участие гребцы-каноисты – 15 человек различной спортивной квалификации. После разминки испытуемые проходили тестовый отрезок, длиной 50 м, пять раз со ступенчатым программируемым увеличением скорости. Во время каждой попытки прохождения отрезка у каждого испытуемого регистрировалось время прохождения дистанции и темп гребли. Результаты всех экспериментов и измерений обрабатывались статистическими методами с расчетом средних значений, стандартного отклонения, ошибки средней и т.д.
Результаты. Как уже указывалось выше, все изменения в подготовленности юных гребцов проявляются, в конечном счете, в основных характеристиках техники гребли – в скорости на дистанции, в темпе движений гребца и в прокате лодки. Можно выделить три зоны или этапа за весь период наблюдения.
В первые 5-6 недель средняя скорость на тестовом отрезке быстро и почти линейно нарастает, далее следует довольно продолжительный (7-8 недель) период стабилизации, затем снова интенсивный рост. Изменения величины проката лодки по характеру и форме кривой повторяют динамику средней скорости, а изменения темпа – существенно отличаются. Ступенчатый характер кривой динамики темпа сохраняется, однако, моменты подъёмов и стабилизации не совпадают с таковыми на кривых динамики скорости и проката.
Темп гребли обычно связывается с скоростно-силовыми качества-ми гребцов, с их физическими возможностями, а прокат лодки – с эффективностью гребковых движений с техникой выполнения, с реализацией физического потенциала. Скорость лодки предопределяется сочетанием этих двух параметров.
Если принять во внимание изложенные выше обстоятельства, то можно утверждать, что на первом этапе обучения юных гребцов (4-5 недель) скорость растёт при одновременном повышении характеристик темпа и проката, т.е. прирост результата происходит благодаря повышению физического потенциала и эффективности его реализации. Второй этап обучения (7-8 недель) характеризуется некоторой стабилизацией скорости и проката, ступенчатое нарастание темпа не приводит к существенному росту скорости гребли, поскольку эффективность гребка не возрастает, а имеет даже тенденцию к снижению. На третьем этапе, интенсивное нарастание скорости и проката происходит почти параллельно, а повышение темпа весьма умеренно. Можно полагать, что рост результатов в этот период определяется повышением эффективности гребка юных спортсменов.
Динамика технических характеристик гребли на соревновательной дистанции отражает в общем виде процессы перестройки навыка под воздействием нарастающего утомления. Наиболее заметны изменения в темпе. Высокий темп на старте (около 60 ц/мин), сразу после выхода на дистанционный режим, интенсивно снижается, и лишь на последнем этапе несколько возрастает.
Характеристики средней скорости лодки и проката — менее вариативны Из этого следует, что период относительной стабилизации скорости начинается после достижения ее максимума и продолжается до перехода на дистанционный режим гребли со значительными индивидуальными отклонениями во времени и расстоянии. В это время стабилизируются показатели скорости, усилий на весле и амплитудные характеристики движений.
Основной задачей гребца здесь является сохранение скорости, достигнутой в результате стартового разгона. В гребле на байдарках роль скорости старта и темпового режима весьма существенны. Стартовая скорость, параметры силы гребка и темпа на стартовом отрезке в значительной степени определяют общую результативность.
Хорошо заметно, что падение темпа в первой трети дистанции, влечет за собой неуклонное снижение скорости, несмотря на то, что и прокат лодки практически не изменяется. Следовательно, на старте темп — это та биомеханическая характеристика, которая определяет стартовый разгон лодки и первую часть дистанции. Можно с уверенностью сказать, что для обеспечения высокого темпового режима на этом отрезке дистанции, огромную роль играет уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств гребцов. Общий вывод заключается в том, что повышение эффективности старта позволит улучшить результат всей соревновательной дистанции.
В то же время, важно не только быстро разогнать лодку и завоевать лидирующую позицию, но и своевременно перейти на дистанционный темповый режим гребли, так как слишком длинный стартовый отрезок, проходимый с максимальной интенсивностью, вызывает значительное накопление молочной кислоты (лактата) в мышцах и крови спортсмена.
В средней части дистанции все исследуемые характеристики техники стабилизируются, коэффициент вариации характеристик гребли уменьшается, — это подтверждает распространенное мнение о существовании, так называемого, дистанционного режима гребли. В наших исследованиях, однако, он не так отчетливо выражен, возможно, это связано с относительно редкими зонами регистрации.
На финишном участке соревновательной дистанции наблюдается некоторое повышение скорости, при значительном росте темпа гребли и постепенном сокращении проката лодки. Такая картина является типичной для гребли.
Обращает на себя внимание, весьма стабильная (мало изменяющаяся на протяжении дистанции) характеристики проката лодки, средний коэффициент вариации – Сv, составляет всего 1,7 %. Возможно, многолетние тренировки и соревнования формируют у квалифицированных гребцов способность сохранять эффективность гребка относительно неизменной, а скорость движения лодки регулируется за счет темпа гребковых движений.
По полученным данным в системе координат (темп, прокат, скорость) выстраивались индивидуальные кривые изменения основных характеристик техники гребли на каноэ. На минимальных скоростных режимах спортсмены более высокой квалификации демонстрируют значительно большие величины проката, темпа и скорости передвижения.
Прирост скорости у всех категорий обследуемых сопровождался снижением проката при одновременном увеличении темпа. Однако, степень снижения проката у высококвалифицированных гребцов значительно меньше, чем у перворазрядников. У последних повышение темпа почти полностью нейтрализуется сокращением проката и скорость лодки практически не меняется.
Таким об-разом, одной из важнейших закономерностей индивидуальной динамики является умение высококвалифицированных гребцов сохранять величину проката по мере увеличения скорости. Представляет определенный интерес ответ на вопрос о том, на-сколько стабилен индивидуальный рисунок динамики основных характеристик техники гребца при ступенчатом повышении скорости.
Как показал анализ результатов повторного тестирования с периодом в две недели, индивидуальный рисунок («походка») остается неизменной на протяжении нескольких недель. Второй этап этой работы был посвящен разработке и обоснованию критериев технической подготовки гребцов-каноистов.
Основная идея, как уже упоминалось выше, заключалась в том, чтобы представить характеристики техники гребли на каноэ (темп и прокат) в относительной форме, привязав, например, прокат к характерному для каноистов раз-меру — росту стоя на коленях руки вверх. При таком подходе, характерный размер рассматривался как потенциал, который реализуется в той или иной мере в величину проката.
Чем выше гребец, тем больше у него потенциал, но это совсем не означает, что реализация у всех одинакова. Аналогичным способом определялся относительный темп, здесь в качестве потенциала использованы темповые возможности, демонстрируемые в теппингтесте, они соотносились с темпом на тестовой дистанции.
Относительная скорость рассчитывалась как произведение относительного темпа и относи-тельного проката лодки. Мы полагали, что все эти данные могут служить для оценки уровня технической подготовленности гребцов-каноистов. Для выявления информативности критериев технической подготовленности был предпринят корреляционный анализ по Пирсону.
Наиболее значимые коэффициенты взаимосвязи с наилучшим результатом на соревнованиях проявились по показателю темпа на отрезке (-0,950), скорости на отрезке (-0,904), относительной скорости (-0,820) и относительного темпа (-0,813). Характеристики проката и относительного проката обнаружили менее тесную взаимосвязь с результатом на соревнованиях (0,6-0,75). Степени взаимосвязи антропометрических характеристик существенно ниже, только вес спортсменов достоверно связан с лучшим результатом (-0,560). Таким образом, разработанные критерии технической подготовленности гребцов каноистов имеют высокие достоверные связи (относительные темп, скорость, прокат) с лучшим результатом гребцов на соревнованиях и могут считаться информативными.
Выводы.
Изменения основных характеристик техники гребли на байдарках в ходе начального обучения имеют выраженный ступенчатый характер, почти линейное нарастание скорости (в первые 4-5 недель) сменяется этапом её стабилизации (6-7 недель) и далее следует выраженный этап увеличения скорости лодки. Повышение скорости на разных этапах обучения предопределяется различными факторами, однако, ведущую роль на всех этапах играет прокат лодки, как показатель освоения техники гребли, эффективности гребковых движений.
Динамика основных характеристик техники гребли на байдарках квалифицированных гребцов при прохождении соревновательной дистанции иллюстрирует воздействие утомления на технику гребца. Наиболее вариативная характеристика – темп гребли достигает максимальных величин в начале соревновательной дистанции (на участке стартового разгона) и постепенно снижается, вплоть до финишного отрезка.
Высокий темповой потенциал гребца позволяет занимать ему лидирующие позиции в гонке, по меньшей мере на первой половине дистанции. Прокат лодки почти не меняется на протяжении соревновательной дистанции, это означает, что квалифицированные гребцы на байдарках управляют скоростью лодки преимущественно через посредство темпа гребли.
Выявлены довольно четкие квалификационные различия в динамике основных характеристик техники гребли на каноэ в эксперименте с программируемым, ступенчатым повышением скорости лодки. Квалифицированные гребцы демонстрируют намного большие величины темпа и проката (в сравнении с менее подготовленными) и отличаются способностью сохранять эффективность гребка на максимальных, скоростных режимах. Индивидуальный рисунок динамики основных характеристик техники гребцов («походка») остается неизменным на протяжении нескольких недель. Высокая информативность относительных характеристик темпа, проката и скорости лодки позволяет рекомендовать их для применения в тренировке в качестве критериев технической подготовленности гребцов различной квалификации.
Источник: canoesport.ru
Гребля лицом вперед на весельной лодке
Редакция не раз обращалась к теме изобретения новых конструкций весел (см., например, «КиЯ» №57 и №71).
Весла предлагаемой конструкции также позволяют гребцу двигаться лицом вперед. Выигрыша ни в силе, ни в скорости движения лодки весла не дают, но создают большое удобство при плавании. Нет необходимости поворачивать голову для обзора впереди лежащего пути, так как гребец видит курс и лодка с Схема конструкции поворотного весла
Между двумя овальными текстолитовыми пластинами свободно вращаются две одинаковые катушки с двумя канавками, в которые укладываются S-образно два отрезка ролико-втулочной цепи 3. Каждая цепь закрепляется своими концами на катушках двумя болтами или винтами М5, пропущенными через промежутки между роликами и ввернутыми в стенку катушки. К промежуточному кольцу между канавками одной из катушек приворачивается стакан 4, изготовленный из трубы 3/4″ (или один дюйм) с расплющенным концом. В свободный конец трубы туго вбивается точеная деревянная рукоятка 5, общая длина которой будет зависеть от ширины лодки.
К промежуточному кольцу второй катушки приваривается пластина с двумя отверстиями ∅6,5 мм и четырьмя шпильками М6Х15, вваренными в боковые пазы пластины.
Катушки вращаются на латунных или бронзовых осях, имеющих на концах стержни с резьбой М10 для закрепления на овальных пластинах. Длина оси в заплечиках будет зависеть от высоты катушек плюс 0,2 мм на свободное вращение катушки.
Постоянное пространство между овальными пластинами образуется заплечиками двух осей катушек и двумя втулками 7. Они надеваются на стержни верхних стоек шарнира 8, которые пропущены через отверстия в овальных пластинах. Поэтому высота осей катушек (в заплечиках) и высота втулок промежуточных должна быть строго одинакова.
На пластину 9 с пазом шириной 6,5 мм и длиной 235 мм надевается цевье, имеющее два отверстия ∅6,5 мм. Затем оно закрепляется двумя болтами М6Х55 и четырьмя гайками М6 через четыре боковые пластинки 11. В вертикальный паз цевья вставляется лопасть и закрепляется двумя болтами М6Х55. Лопасть может быть изготовлена из любого водостойкого листового материала, например, бакелизированной фанеры, пластика, винипласта.
К борту лодки весло крепится с помощью кронштейна, представляющего собой пластину из листовой стали шириной 45 мм и толщиной 6 мм. К заднему концу пластины приваривается скоба-струбцина 14 со стопорным винтом и держателем весла в нерабочем (сложенном) положении. На втором конце пластины просверлены три отверстия ∅10 мм.
В крайние отверстия устанавливаются нижние стойки шарнира 17, а в среднее — стержень 18 и закрепляются гайками. Весло с кронштейном соединяются между собой осью шарнира 19 и закрепляются шплинтом. Таким образом, лопасть весла имеет две степени свободы: в горизонтальной плоскости — благодаря катушкам и цепям, в вертикальной плоскости — благодаря шарниру.
Место расположения гребца в лодке и дополнительной банки понятны из рисунка.
Работа механизма
Информация об изображении
Схема расположения гребца и весел в лодке
Работает он следующим образом. Например, при заносе правым веслом ручка опускается вниз и отводится «от себя». Катушка с ручкой поворачивается по ходу часовой стрелки. Но так как цепи уложены полувосьмерками и на двух уровнях образуют восьмерку, вторая катушка с пластиной цевья поворачивается в противоположном направлении, т. е. против хода часовой стрелки.
При этом одна из цепей будет натягиваться, а вторая ослабляться. Происходит вынос лопасти вперед.
Затем ручка поднимается вверх. Происходит погружение лопасти в воду. При движении ручки с«на себя» совершается гребок. При этом лопасть весла двигается в ту же сторону, что и рука гребца, что необходимо для движения лодки вперед. Угол поворота цевья и лопасти составляет 180°.
Кроме описанной конструкции мною разработана конструкция весел, где вместо катушек и цепей применены шестерни с крупным зубом (модуль 4), но изготовление шестерен значительно труднее, так как требуется сложное зуборезное оборудование.
Источник: www.barque.ru
Расположение лодки — Boat positions
эта статья не цитировать Любые источники. Пожалуйста помоги улучшить эту статью от добавление цитат в надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удалено.
Найдите источники: «Лодочные позиции» – Новости · газеты · книги · ученый · JSTOR ( Декабрь 2006 г. ) (Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)
в спорт из гребля, каждый гребец пронумерован положение лодки в порядке возрастания от лук к суровый (за исключением одиночных парных). Человек, сидящий на первом сиденье, всегда является «носом», самый близкий к корме обычно называется «гребком». Есть некоторые исключения из этого: гребцы в континентальной части. Европа номер от кормы до носа.
У некоторых членов экипажа есть другие неформальные титулы и роли. Ходовое сиденье в большинстве случаев отвечает за поддержание скорости лодки, в то время как рулевой отвечает за управление лодкой.
- 1 Гребцы
- 1.1 Кормовая пара
- 1.2 Средний экипаж
- 1.3 Лук пара
Гребцы
Примеры даны для самой большой обычной лодки, подметать весло восемь (что всегда рулевой ), но те же принципы применяются к меньшим лодкам, веселье лодки и лодки без рулевого.
Кормовая пара
В «Инсульт» гребец, ближайший к корме лодки и обычно самый конкурентоспособный гребец в команде. Все остальные следят за синхронизацией гребка — помещают свои лезвия в воду и выходят из нее одновременно с гребком. Ход может сообщаться с рулевым (когда он находится в лодке с кормовым рулевым), чтобы дать обратную связь о ощущениях лодки.
Во время гонки ответственность за гребок состоит в том, чтобы установить скорость (количество гребков в минуту) и ритм экипажа. (В лодках с рулевым рулевой будет помогать ходу в установлении скорости). Из-за большой ответственности гребец на гребном сиденье обычно будет одним из наиболее технически исправных членов лодки, способных задавать хороший ритм. Удар, как правило, лучший гребец в лодке.
Расположение лодки в корпусе 8+.
Следующий гребец («семь» из восьми) сидит непосредственно после гребка и, как правило, является одновременно подготовленным и опытным: этот гребец действует как буфер между гребком и остальной командой. Они точно следуют ритму, заданному гребком, и помогают передать этот ритм остальной части лодки, особенно гребцам, гребающим на одной стороне с семью, поскольку гребцы склонны смотреть на лопасти на своей стороне лодки, чтобы проверить их время. Если ход увеличивается или уменьшается, важно, чтобы за этим изменением следовало семь, чтобы оно передавалось остальной части экипажа. Номер семь обычно следит за концом мазка, чтобы определить момент, когда нужно двигаться вверх по слайду и скопировать свой ритм. Задача семи — имитировать ритм удара.
Средний экипаж
Гребцы среднего звена в команде (2 и 3 в четверке и 3, 4, 5 и 6 в восьмерке) обычно самые сильные и самые тяжелые гребцы, в просторечии известные как Топливный бак, Машинное отделение, Power House, Большие ватты или Мясной фургон. Лодка меньше качается и рыскает посередине, и гребцы там меньше влияют на эти движения, поскольку находятся ближе к центру масс и центру плавучести. Следовательно, гребцы в середине лодки не должны быть настолько технически исправными или реагировать на движения лодки, и могут больше сосредоточиться на том, чтобы тянуть как можно сильнее. В экипажах принято размещать наиболее опытных гребцов на носу и корме, а физически самых сильных и тяжелых гребцов — в центре.
Лук пара
Гребец, ближайший к лук лодки, обычно называют «лук» или «лучник». В бесхитростный лодки, нос часто отвечает за вызовы экипажа. В лук пара лука и «двойка», которые являются двумя гребцами, ближайшими к носу лодки, более ответственны за устойчивость (так называемый «набор») и направление лодки, чем любая другая пара гребцов, и часто являются очень техничными гребцами. Носовая часть лодки с кормовым рулевым управлением подвержена наибольшей качки, что требует от носовой пары гибкости и быстроты движений.
Лодки, которые лук с рулевым полагаться на связь между носом и рулём — так как рулевой не может видеть лодки, идущие сзади. Носовая пара, как правило, самая маленькая из гребцов в лодке.
Рулевое управление
В парах без рулевого, двойных парных, четверных и четверых один из гребцов назначается управляющим. Они будут управлять рулем направления, используя стропы, прикрепленные к носку одного башмака, который вращается вокруг носка стопы. Гребец, который управляет, выбирается в соответствии с опытом и характером курса, по которому гребет лодка: носовая часть имеет четкий обзор вперед, если смотреть через плечо, тогда как гребка может хорошо управлять прямым курсом, указывая на корму. в точке отсчета. Рулевое управление гребца в середине четверки или четверки — не редкость, поскольку лук и гребок уже имеют другие обязанности.
Такелаж для лодок
Традиционно лодка организована таким образом, что гребцы поочередно гребут по левому и правому борту (или гребной стороне и носу), с гребком по левому борту (их лопасть находится справа) (гребок). Иногда это происходит наоборот, так что удар происходит с другой стороны (их лезвие находится слева от себя); такую лодку обычно называют «носовой». Часто это происходит на основе способностей имеющегося персонала, что позволяет, например, посадить опытного гребца по правому борту (носу) на гребное сиденье, но это норма для прибрежных гребцов Великобритании, где гонки проводятся по часовой стрелке вокруг буев. Восьмерка на иллюстрации вверху этой статьи — это фальсифицированная сторона. Если бы восьмерка была оснащена носовой оснасткой, весло гребца (номер 8) находилось бы с другой стороны лодки (носовой / правый борт).
Существуют и другие варианты, в частности, у четверок средняя пара может грести на одной стороне: такое расположение означает, что лодка будет меньше рыскать по воде во время гребка, что делает ее более эффективной. Два гребца в середине, гребущие в тандеме, должны быть хорошо подобраны и синхронизированы, чтобы выполнять эту работу (т.е. избегать столкновения лопастей), и спортсмен, который гребет смычком, гребет со значительным промежутком между ними и гребет на своей стороне. лодка также должна иметь возможность адаптироваться к большему пространству перед ними. В последнее время около половины финалистов в Кубок мира и Чемпионат мира регаты были оснащены тандемной средней парой, хотя это менее распространено на более низких уровнях соревнований. Иногда восьмерки оснащаются одним или несколькими тандемами: возможно несколько оснасток.
Рулевой (рулевой)
Основная статья: Рулевой (гребля)
- Управляйте лодкой
- Обеспечить мотивацию и поддержку экипажа
- Сообщите экипажу, где они находятся по отношению к другим экипажам и к финишу
- Сделайте любые необходимые вызовы тактики гонки
Лодка без рулевого называется лодкой без рулевого или «прямой». Хотя рулевые пары и четверки — обычное дело, из-за скорости и недостаточной маневренности у восьмерок всегда есть рулевой.
Некоторые лодки носят рулевой илибоулеры ‘с рулевым, лежащим на носу позади носа, а не на корме с рулевым или «кормовым грузчиком», с рулевым, сидящим на корме напротив удара. Восьмерки-боулеры встречаются редко из-за длины лодки, из-за чего рулём трудно определить, где находится корма.
Рулевые имели обыкновение общаться с командой криком или через мегафон, привязанный к их голове. Однако с конца 1970-х годов «коробка рулевого «или система громкоговорителей и микрофонов позволила даже носу слышать команды рулевого. Такая система особенно важна для боулеров, поскольку рулевой смотрит в сторону от экипажа, из-за чего экипажу трудно слышать команды рулевого без посторонней помощи.
Источник: iiwiki.ru