Разбираемся, распространяется ли лишение прав за пьяное судоходство на автотранспорт. О лишении права управления транспортными средствами за пьяную езду на автомобиле или мототранспорте написано и сказано немало. Лишь совсем ленивый или законопослушный не в курсе о санкциях, которые грозят за пьяную езду.
Но вот лишь единицы в курсе, что за управление в нетрезвом виде маломерными судами (даже надувной лодкой с подвесным мотором!) так же можно лишиться права управления водным транспортом. Или же не только водным?
На днях нашим юристам поступил такой вопрос:
Вопрос: Добрый день! Были с друзьями на рыбалке, катались на моторной лодке. Был слегка нетрезв – выпили пива перед заплывом. Тут инспектора ГИМС нарисовались, они активно патрулировали акваторию реки из-за пары недавних инцидентов. Тормознули нас, заставили дышать в алкотестер – оказался пьян. Привлекают по части 1 ст.
11.9 КоАП РФ и, как говорят, меня лишат прав не только на лодку, но и на автомобиль. Действительно ли это так?
Ужесточение наказания за повторное вождение в нетрезвом виде в 2021 году
Ситуация настолько типична, насколько же неординарна, поэтому мы решили провести тщательное изучение всех обстоятельств.
Пьяное управление судном: нормативная база
Судоводители – то есть лица, управляющие маломерными судами, так же как и водители прочих транспортных средств обязаны сохранять трезвость и не садиться за штурвал в пьяном виде.
Об этом нам говорит Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 502 (ред. от 21.07.2009) «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» и пункт 8 в частности. Данный документ — аналог Правил дорожного движения для водителей.
За контроль движения судов на водных объектах ответственна ГИМС – Государственная инспекция по маломерным судам, периодически патрулирующая особо «населенные» акватории, а также места повышенной опасности – где, например, находятся в воде люди и катаются на моторном водном транспорте.
А вот санкции за пьяные покатушки на лодках на порядок ниже по ст. 11.9 КоАП РФ.
Так, пьяному судоводителю грозит штраф от 1500 до 2000 рублей ИЛИ лишение права управления судном на срок от 1 года до 2 лет. Аналогичное наказание предусмотрено и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
При этом в КоАП РФ прямо указано – лишение права управления судном, как вы можете видеть ниже на выдержке из КоАП РФ.
Таким образом, по закону мировой суд (а именно он будет рассматривать этот материал) не вправе лишать права управления другими транспортными средствами, поскольку предметом правонарушения является именно управление водным транспортом.
Лишали ли прав на авто за пьяное управление лодкой?
Увы, в сети можно найти упоминания о, якобы, имевших место случаях лишения судьями прав судоводителей не только на судно, но и на все транспортные средства.
Лишение прав за пьянку: как выиграть суд и сохранить права — БОЛЬШОЕ ДЕЛО
В числе таких – решение судебного участка в Волгоградской области по делу № 5-96-989/2010, где судоводителя лишили прав по ст. 11.9 КоАП РФ сразу на все транспортные средства.
Выдержка из решения ниже.
Проверить вступление решения в законную силу не удалось – электронные базы решений судов за указанный год в общем доступе отсутствуют. Неизвестно, было ли это решение обжаловано, исполнено и вообще – существует ли оно в реальности.
Однако найти подобные решения на bsr.sudrf.ru так же не вышло – в современной практике по ст. 11.9 КоАП РФ суды четко указывают – «лишение права управления судном». Что является верным – ведь именно такая формулировка дана в КОАП РФ.
- Для примера — Дело № 5-670/2012 мирового судьи участка №22 по Вологодской области. Выдержка из резолютивной части ниже.
Таким образом, все пугалки и рассказы о том, что лишение права управления судном влечет лишение же прав и на другие транспортные средства ничем, кроме баек, не являются.
А применительно к указанному выше решению, если оно в действительности и существовало, имела место скорее всего техническая опечатка – когда помощник судьи или сам судья перебили «старое» решение на пьяного водителя автомобиля, забыв изменить формулировку.
Если же судья и вынесет по недосмотру решение с лишением прав на все ТС за пьяное управление лодкой, то его без проблем можно отменить в вышестоящем суде.
Нужна помощь юристов? Пишите свой вопрос в форме ниже или звоните по телефонам горячей линии прямо сейчас!
Источник: 1dtphelp.ru
Статья 11.9 КоАП РФ. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
Комментарии к ст. 11.9 КОАП РФ
1. Объектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, общественного порядка.
С 1 июля 2008 г. вступили в силу новые правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения. До 5 августа 2010 г. действовало примечание к ст. 27.12, определяющее критерии алкогольного опьянения. Однако Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ оно было признано утратившим силу.
В соответствии со ст. 27.12 (ч. 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».
2. Объективная сторона правонарушений охватывает ряд конкретных юридических составов: а) управление судном, в том числе маломерным, судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения; б) передача управления таким судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения; в) уклонение судоводителя или иного лица от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.
3. Особенность комментируемой статьи состоит в том, что правонарушитель привлекается к административной ответственности независимо от того, является он судоводителем, т.е. лицом, имеющим удостоверение на право вождения судном, или иным лицом, находящимся на судне (у которого есть право на управление судном или такое право у него отсутствует). Главное в характеристике состава рассматриваемого правонарушения — управление судном (в том числе маломерным) лицом, находящимся в состоянии опьянения.
4. Комментируемая статья предусматривает ответственность за передачу управления судном (в том числе маломерным) лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом ответственности подлежат как судоводитель или иное лицо, передавшее управление судном тому, кто находится в состоянии опьянения, так и лицо, взявшее на себя управление судном, будучи в нетрезвом виде.
Следует отметить, что для квалификации данного противоправного деяния по комментируемой статье не имеет значения, было ли само лицо, передавшее управление судном, в состоянии опьянения или нет.
5. Под состоянием опьянения нужно понимать такое состояние, которое вызвано употреблением не только алкоголя, но и иных наркотических, токсических или одурманивающих веществ.
6. Административная ответственность должностных лиц, ответственных за эксплуатацию судов (за исключением маломерных), за выпуск (направление) в плавание судна без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию и невыполнение других установленных требований, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, наступает по ст. 11.13 настоящего Кодекса.
7. Субъектом правонарушений могут быть как судоводители, так и лица, не имеющие права на управление судном и достигшие 16-летнего возраста.
8. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в форме прямого умысла.
9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3); органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36); органов Государственной инспекции по маломерным судам (ст.
23.40); органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27). В случае необходимости применения лишения права управления судном дело передается на рассмотрение районному судье (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
10. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо смерть человека, либо смерть двух или более лиц, квалифицируется как преступление, которое является основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ.
Источник: zknrf.ru
Выпивать за штурвалом катера становится все опаснее
Одна из причин серьезных происшествий на воде – управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения. Некоторые судоводители до сих пор полагают, что ГИМС благодушно настроен к умеренному употреблению алкоголя за штурвалом катера — что к тебе претензий как бы нет. Во всяком случае «вынюхивать» твои промиле инспектор ГИМС не будет.
Выпившего судоводителя ГИМС уже не отпустит
В 80х-90х годах так и было, но сейчас водкомоторный флот имеет совершенно другие катера — представляющие гораздо большую опастность, нежели ранее и всё довольно сильно изменилось. Теперь и инспекторы ГИМС имеют в своем распоряжении технические средства измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе как и ДПС.
Процедура освидетельствования судоводителя на состояние алкогольного опьянения
Эта процедура, в числе прочих аспектов деятельности ГИМС МЧС, расписана в Административном регламенте, утвержденным Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607
Инспектор ГИМС проводит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, если у него имеются основания полагать, что вы пьяны. Регламент дает перечень признаков, на основании любого из которых сотрудник ГИМС может прийти к такому выводу. А именно:
- запах алкоголя изо рта;
- неустойчивость позы;
- нарушение речи;
- резкое изменение окраски кожных покровов лица;
- поведение, не соответствующее окружающей обстановке.
Иными словами, практически любого судоводителя трезв он или пьян, болтающегося в своем катере или лодке на воде под жарким солнцем или холодным ветром можно заподозрить и даже уличить в наличии данных признаков.
Освидетельствование проводится в присутствии двух понятых. Напомню, что понятые – это лица, незаинтересованные в исходе дела. Алкотестер должен уметь распечатывать результаты измерений, т.к. они прикладываются к протоколу.
В соответствии с нынешним законодательством, факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,16 мг на 1 л выдыхаемого воздуха. Что соответствует концентрации алкоголя в крови 0,352 г/л или 0,3 промилле.
В случае если у вас 0,3 промиле — по закону вы пьяны.
Алкотестер показал, что судоводитель нетрезв — что дальше?
Если алкотестер показал, что судоводитель нетрезв — составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Если прибор показал, что вы не пьяны — вас отпускают. Но это если только инспектор не решит что вы, несмотря на показания алкотестера, всё равно пребываете в состоянии опьянения. Тогда вас направляют на медицинское освидетельствование с составлением соответствующего протокола.
На медицинское освидетельствование вас также отправят, если вы откажетесь дуть в алкотестер или не согласитесь с результатами освидетельствования.
Если медицинское освидетельствование выявит состояние алкогольного опьянения, — дальше все как в ГИБДД: изымаются «права», выдается «времянка», а лодка покачивается на специализированной стоянке, пока вы не протрезвеете. Затем суд и либо лишение «прав»(если таковые есть), либо штраф.
Стратегия выпивки за штурвалом катера и тактика
Стратегия простая – не пить за штурвалом, а потерпеть до возвращения на базу. Так же важно знать, что скорость алкоголя в организме 7-10 мл в час при весе человека 100 кг. Т.е. «стопку» организм судоводителя весом в 100 кг. будет нейтрализовывать 4-6ч. Употребление обильной или жирной пищи плюсует час к этому времени. Бутылка пива в среднем исчезнет без следа за 3ч.
Бодрствование и двигательная активность способны убыстрять этот процесс. Соответственно, сон – замедлять. Пить в больших количествах воду и мочегонные, чтобы «протрезветь» почти бесполезно, т.к. этанолом, как все мы знаем, на 90% занимается печень.
Как вы, наверное, понимаете — все это приблизительно. Для уточнения возможностей борьбы с алкоголем именно вашего организма, наверное, был бы полезен хороший алкотестер.
Если всё же попался, есть три варианта действий:
- Послать всех подальше и никуда не дуть. За такое мировой судья лишит права управления маломерным судном на срок от одного года до двух лет.
- Пройти освидетельствование на месте, согласиться с его результатами и раскаяться в протоколе и на суде. Признание вины и раскаяние суд может признать обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. В таком случае, если есть «права», можете отделаться только штрафом, на первый раз. Но гарантий, сами понимаете, никаких. Хотя судебные прецеденты есть.
- Тянуть время. Дуть в алкотестер, но потом не соглашаться с его показаниями в акте освидетельствования. Может «прокатить», если вы не сильно пьяны, а дорога до пункта медицинского освидетельствования долгая. Тогда, если вы немного или уже давно «приняли», можете по дороге и «протрезветь». Однако, если медицинское освидетельствование выявит лишние промилле, согласие и позднее раскаяние уже не помогут – будет лишение однозначно.
Конечно по штату и прочим ньюансам ГИМС пока не сравнить с ГИБДД. Однако с появлением документа, регламентирующего процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ГИМС, появились в отчетностях данной структуры и дополнительные показатели. Любителям выпить за штурвалом катера теперь есть повод задуматься и начать привыкать к новым реалиям поведения на воде.
Примечание
Статья 11.9 КоАП РФ. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения
1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
Источник: www.vodkomotornik.ru