Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), личной безопасности, экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно живущим в сельской местности, рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
четверг, 22 июля 2021 г.
Водомётный двигатель (водомётный движитель, водомёт)
Водомётный двигатель (водомётный движитель, водомёт) — движитель (движитель, если кратко, это специальное устройство, которое преобразует энергию двигателя в процесс перемещения транспорта) , у которого сила, движущая судно, создаётся выталкиваемой из него струёй воды. Особенно популярны водомётные двигатели при необходимости движения по мелководью.
Плюсы водомётного двигателя:
- крыльчатка импеллера находится внутри корпуса плавательного средства и поэтому неопасна для людей, находящихся рядом в воде. Это — главная причина, по которой водометы применяются на гидроциклах и на буксировщиках воднолыжников. Спасательные катера — еще одна область, где безопасность водометов может сыграть решающее значение.
Благодаря этому же плавательным средствам с водомётов возможно прохождение по мелководью, преодоления засоренных участков водоёмов (замусоренные фарватеры) и даже отдельных препятствий, выступающих из воды (перекаты, мели и т. п.), там, где на обычном винтовом моторе можно разрушить винт, а то и сам мотор. - на больших скоростях КПД выше, чем у гребных винтов (обеспечивается либо увеличенной максимальной скоростью, либо экономией топлива)
- у плавательных средств с водомётным двигателем отсутствует дополнительное сопротивление воде, свойственное двигателям с открытым гребным винтом (когда лопасти винта и создают дополнительное сопротивление).
- водомётные плавательные средства более устойчивы и управляемы (т.к. водомёт как бы «присасывает» плавательное средство к воде, за счёт чего он устойчиво ведёт себя даже в резких виражах на высокой скорости)
- плавательное средство с водомётом может совершить разворот практически на месте и даже двигаться бортом вперёд (что на классическом судне с винтами не возможно). Разворот на 180 градусов даёт возможность экстренного торможения с минимальным уровнем тормозного пути (что нельзя сделать на моторах с гребными винтами, т.к. такой разворот создаст слишком высокую нагрузку на приводной вал, что может привести к его выходу из строя) .
- меньший гидродинамический шум в сравнении с винтовыми движителями
- сам винт в водомёте работает в стационарных условиях, близком к идеальном, на которые не влияет поток воды снаружи
Водомёт
Минусы водомётного двигателя:
- меньший, чем у винтов, КПД на малых скоростях (например, при запуске/разгоне) из-за:
- необходимости перевозки, помимо собственно полезного груза, также и воды, находящейся в трубопроводе (она используется в качестве рабочего тела)
- потери мощности из-за трения воды о стенки трубопровода (однако этот недостаток компенсируется повышенной эффективностью импеллера)
- потери мощности из-за турбулентных завихрений потока воды в каналах водомёта.
Водомёт может забиваться водорослями, которые, наматываясь на вал с импеллером, могут его заклинить. В случае заклинивания водомёта для предотвращения поломки стационарного двигателя на валу предусмотрена срезаемая шпонка. Очистить от водорослей водомётный движетель можно открыв смотровой лючок и убрав их. Смотровой лючок находится в своеобразном «колодце», края которого подняты выше ватерлинии, что позволяет иметь доступ к водоводу на плаву.
Обзор водомётных двигателей | Лошадиная сила
От попадания в водомёт крупных камней предохраняет решётка во впускном отверстии.
Применение водомётного двигателя
Водомётные двигатели обычно применяются на судах, которые плавают на мелководье: начиная от легких моторных лодок до скоростных судов и буксиров.
Водомёты могут использоваться в качестве подруливающего устройства для улучшения поворотливости судов.
Производители лодочных моторов выпускают подвесные моторы с водомётным движителем или модули-приставки, рассчитанные на самостоятельную установку: на гидроциклах, которые используются при буксировке воднолыжников и вейкбордистов.
Водомётный движитель активно используется на плавающей бронетехнике СССР и России, в частности, на плавающем танке ПТ-76, бронетранспортерах БТР-50, БТР-60, БТР-70, БРДМ-2, БТР-80, БТР-90 и т.п..
Водомётный двигатель используется в ВМФ. Так, в РФ, водомётный двигатель имеет малый ракетный корабль проекта 21631 и атомная подводная лодка проекта 955 «Борей».
Устройство и принцип работы работы водомётного двигателя
Грубо говоря водометный движитель представляет собой тот же гребной винт, но заключенный в трубу. Поэтому устройство водомёта, условно, состоит из двух частей: импеллер и водовод (водомётной трубы).
Имппеллер
Импеллер, по своей сути, это водяной насос, винт которого заключён в кольцо, что позволяет снизить потери мощности.
Импеллер может быть:
- осевого типа – максимально простой в изготовлении, однако КПД находится на низком уровне. Кроме того, наличие эффекта кавитации (процесс парообразования и последующего схлопывания пузырьков пара с одновременным конденсированием пара в потоке жидкости) даёт возможность функционирования лишь на низких оборотах.
- осе-диагонального типа – рассчитан на моторы со средним количеством оборотов. Уровень КПД немного выше, чем у осевых импеллеров
- диагональным и шнековым – современные разновидности импеллеров, которые изготовлены с учётом современных технологий. Главное преимущество обоих видов – высокий уровень КПД и возможность работы с моторами с наличием высоких оборотов.
Импеллер является самой сложной деталью в составе водометного движителя.
Импеллеры обычно изготавливают литыми с последующей механической обработкой лопастей. Некоторые производители изготавливают сварные импеллеры, заранее обработанные лопасти привариваются к ступице. Такая технология допустима в случае с низкооборотными осевыми импеллерами и совершенно не допустима для высокооборотных движителей. Значительный дисбалансы таких импеллеров, переменные силы действующие на лопасти неизменно приводят к отрыву лопастей, что может в свою очередь привести к разрушению всего движителя.
Большинство производителей водометов для малого судостроения изготавливают импеллеры методом точного литья с минимальной последующей обработкой. Такая технология дает значительное снижение стоимости изготовления при соблюдении высокой точности геометрии.
Импеллеры изготавливаются из нержавеющей стали или коррозионно-стойких бронз и латуней
Водовод (водомётная труба)
Водовод состоит из следующих элементов:
- водозаборную часть – передняя область, способствующая перемещению воды к винтовой части
- спрямляющий аппаратный элемент, который трансформирует вращательные движения водных потоков в прямолинейные
- сопловой элемент
- кончик трубочки, сквозь который водные массы находят выход
- реверсивно-рулевое устройство (РРУ)
Трубы водовода располагаются внутри или снаружи корпуса судна. Эффективность водомётного движителя зависит от формы водоводов, места расположения и конструкции водозаборников.
Водовод с точки зрения гидродинамики очень важная деталь любого водомётного двигателя. Кроме этого конструктивно водозаборник, как правило, является несущей силовой деталью водометного движителя. Именно в водозаборнике происходит «подготовка» воды перед импеллером. Очень важно, чтобы течение жидкости подошедшей к импеллеру было максимально равномерным и ламинарным по всему сечению. Кроме того законом изменения сечений водозаборника можно добиться минимального разрежения на входе водозаборника, что положительно сказывается на способности водомета не «засасывать» в себя посторонние предметы.
Принцип работы водомётного двигателя
Принцип работы водомёта напоминает принцип работы реактивного двигателя. Главным отличием выступает поток воды (а не поток воздуха, как у реактивного двигателя) , поступающий из сопла водомёта.
Отверстие, предназначенное для забора воды в водоток, располагается в нижней передней части плавательного средства. Водозаборник включает в состав сетку, способную провести фильтрацию от водорослей и плавающего мусора. При конструировании водозаборника специалисты стараются обеспечить водному потоку ламинарное течение, что значительно улучшит общие характеристики мотора.
Вода, находящаяся в водомёте, приводится в движение по трубе водотока благодаря импеллеру. Проходя импеллер, водный поток ускоряет свой ход, после чего вода попадает в суженную часть водоводной трубы, что ещё больше увеличивает скорость прохождения. (что ещё больше увеличивает скорость прохождения воды) .
Далее вода попадает в спрямляющий аппарат, который оснащён лопатками своеобразной формой, способствующей оказывать незначительное сопротивление жидкости, которая движется навстречу. Спрямляющие аппараты могут быть разнообразной конструкции. Наиболее популярной из них является лопаточное поджатие. Именно эта разновидность конструкции позволяет спрямляющему аппарату одновременно выполнять функции соплового устройства.
Водные потоки попадают в сопловую часть (если спрямляющее устройство не выполняет эту функцию). Уменьшение в сопле проходного сечения преобразует давление воды в ее скорость.
В результате отбрасываемая масса воды создаёт упор движителя и плавательное средство приводится в движение.
Реверсивно-рулевое устройство (РРУ) обеспечивает маневрирование и повороты плавательного срдества.
Практически все ведущие фирмы, производящие водомёты имеют свои, отличающиеся от других производителей, схемы РРУ.
Для управления на переднем ходу большинство производителей применяют различные конструкции поворотных насадок.
Существует, так называемое полноповоротное сопло, устройство, которое не воздействует на сформированную в сопле струю, поворачивая ее, а само поворачивается вместе со струей. То есть такое сопло по праву может называться устройством управления вектором тяги водометного движителя. Эффективность такого поворотного сопла чрезвычайно высока. На водометах на малом ходу для улучшения управляемости необходимы «подгазовки», а при использовании полноповоротного сопла, такая необходимость отпадает, судно одинаково эффективно управляется как на полном, таки на малом ходу. Конечно, конструкция такого рулевого устройства более сложная, чем у поворотной насадки.
В качестве рулевого устройства иногда используют рули в потоке. Такие устройства имеют целый ряд недостатков: худшая управляемость, нагруженность конструкции, потери эффективности до 5 % кпд движителя, повышенные усилия на штурвальном устройстве.
Известны схемы РРУ, когда рули в потоке при повороте на 90 градусов перекрывают весь поток струи водомета и вода начинает поступать в реверсивную камеру для обеспечения заднего хода, и при осуществлении реверса управляемость судном отсутствует.
Недостатком многих РРУ является нарушение мнемоники управления на режимах заднего хода (это когда при ходе назад, для поворота направо, штурвал необходимо крутить налево). Неэффективные реверсивные устройства – один из главных аргументов не в пользу водометных движителей при сравнении различных типов движителей.
Особенности управления водомётным двигателем
Управление плавательным средством с водометным движителем существенно отличается от управления плавательным средством с винтом. Особенно заметным это становится при маневрировании в стесненных акваториях. Преимущество плавательным средством с водометным движителем в том, что оно сохраняет полную управляемость, когда дефлектор установлен в нейтральное положение — это особенно важно в узкостях.
Однако есть и минусы. Проблема возникает, когда осуществляется переход от обычной однорычажной системы управления к рычагам управления водометом.
Некоторые изготовители водометов пытаются скопировать привычную однорычажную систему, но это, скорее, вызывает негативные последствия. Конечно, в некотором смысле это помогает водителю освоить водометный движитель, однако он должен постоянно помнить, что у водомета роль нейтрального положения реверс-редуктора нередко исполняет заслонка-дефлектор, распределяющая потоки воды. Так что и при включенном водомете можно стоять на месте — когда потоки, направленные на «реверс»и передний ход, будут уравновешивать друг друга.
Хитрость управления водометом состоит в том, что рукоятку газа надо использовать только в открытом море, а в порту следует пользоваться дефлектором. Однако эта хитрость, особенно в случае сдвоенных водометов, очень тяжело дается тем, кто привык управлять обычным винтовым судном.
Иногда пытаются решить эту проблему путем некоторой автоматизации управления с применением электроники.
Источник: lik-o-dil-es.blogspot.com
Плюсы и недостатки водометного лодочного мотора
Водомётный лодочный мотор – агрегат, приводящий в движение судно, используя принцип водяного насоса. Такие двигатели постепенно вытесняют классические винтовые аналоги. Подходят для установки на различные виды суден, включая прогулочные и рыболовные, а также водные мотоциклы.
Водометы применяются с 50-х годов XX века. Особенно хорошо такие моторы подходят для движения по мелководным рекам, для чего изначально и были разработаны. Изначально такие двигатели были малоэффективными, поэтому получили широкое распространение только в 90-х годах после усовершенствования технологии. Как и другие виды моторов для лодок имеет свои плюсы и минусы, которые важно учитывать при выборе.
Особенности и принцип работы
Подвесной водомёт работает по аналогии с винтовым. В конструкции данного агрегата также присутствует карданный вал, предназначенный для передачи крутящего момента. Но, в данном случае посредством кардана вращается импеллер, а не винт. Импеллер – это своего рода рабочее колесо, за счёт которого запускается насос. Последний является основным конструктивным элементом агрегата, приводящим лодку в движение.
Насос засасывает воду через входное отверстие и интенсивно выбрасывает через выходное. Для создания высокого давления воды в конструкции используется специальная радиальная крыльчатка. Затем поток проходит через камеру меньшого сечения, где увеличивается давление и скорость.
Таким образом образуется сила противодействия, за счёт которой судно и приводится в движение. Отталкиваясь потоком из насоса от воды, лодка постепенно движется вперёд. Большинство двигателей оснащены дефлектором, при переключении которого изменяется направление перекачки воды. Таким образом активируется обратный ход лодки.
Водомёт хорошо подходит для хождения по мелководью. Если традиционному винтовому приводу требуется глубина как минимум 40 см, то водомёту достаточно и 10-20 см. При этом есть ещё и возможность глиссирования, когда лодка находится практически на поверхности воды. Это позволяет эффективно передвигаться по мелководью. При этом для разгона таким двигателям требуется глубина около 30 см.
Устанавливая водомёт на лодку, нужно учитывать, что плоскость днища должна находиться на уровне кромки горловины входящего отверстия агрегата. Нельзя устанавливать мотор выше, поскольку днище будет препятствовать всасыванию воды и замедлять поток. В идеале на судно нужно устанавливать и дополнительное треугольное крыло для образования эффективного водного потока. Касательно длины и вида судна ограничений нет.
Классический винтовой мотор можно самостоятельно переделать в водомётный. Для этого выпускаются специальные водомётные насадки. Аксессуар предназначен для установки в местах крепления гребного винта и редуктора. Благодаря этому можно значительно сэкономить средства, избежав полной замены привода.
Преимущества водомётного лодочного двигателя
Такой агрегат отличается от винтового аналога следующим достоинствами:
- Надёжность. Крыльчатка установлена в специальный узел в виде трубы, поэтому защищена от механических повреждений. Благодаря этому повышается срок службы агрегата.
- Возможность хождения по мелководным рекам. За счёт помещения движущих элементов в прочный корпус исключается риск их повреждения от соприкосновения с дном, камнями и другими препятствиями при хождении по мелководью. Обычный винтовой двигатель в таких условиях часто выходит из строя из-за повреждения винта. Благодаря этому не нужно вручную перетаскивать судно при прохождении мелководных участков во время сплавов.
- Безопасность. Благодаря закрытому строению крыльчатки исключаются риски для людей, которые находятся в воде рядом с лодкой. По этой же причине водомёт идеально подходит для спасателей, которым нужно максимально приблизиться к человеку.
- Управляемость. Водомётный мотор придаёт судну хорошую маневренность. Можно развернуться на значительно меньшем диаметре. Поэтому такие агрегаты хорошо подходят для хождения по узким рекам. Аварийную остановку можно совершить посредством разворота двигателя на 180°. Гребной винт такой возможности не даёт, поскольку при развороте вал может сломаться из-за создания повышенной нагрузки.
- Универсальность. Можно передвигаться по любым водоёмам, включая мелководные горные реки. Для движения обычно достаточно расстояния в 10 см от дна до мотора.
- Хорошая тяга. Водомёт приводит лодку в движение даже при высокой нагрузке. Даже если нагрузка повышенная, большинство моторов способны вывести судно на глиссирование.
- Возможность установки практически на любое судно. Водомёты можно крепить к любым лодкам, независимо от длины и типа.
- Наличие реверс-редуктора, обеспечивающего движение в обратном направлении. Включение редуктора также позволяет промыть решётку всасывающего отверстия от мусора обратно направленным потоком.
- Минимальная вибрация в процессе работы. Особенно актуально для прогулочных яхт, где важен высокий уровень комфорта.
Недостатки лодочных водомётов
Несмотря на большое количество положительных характеристик, такой агрегат имеют и свои минусы:
- Высокая стоимость. Цены на водомёты почти в 2 раза выше, чем на классические винтовые агрегаты.
- Относительно низкая скорость. Лодка с водомётом передвигается несколько медленнее, чем с гребным винтом. Поэтому для скоростных сплавов такой тип двигателя подходит хуже.
- Плохо подходит для травянистых водоёмов. На участках с большим количеством травы практически моментально забивается решётка входного отверстия, что резко негативно сказывается на скорости хода. На самых сложных участках может потребоваться полная остановка и ручная чистка привода.
- Относительно невысокая производительность. В водомёте используется крыльчатка небольшого диаметра, поэтому он уступает по производительности винтовому двигателю аналогичной мощности.
Заключение
Водомёт – хорошая альтернатива традиционному мотору с гребным винтом. Однако целесообразность его использования не всегда оправдана. Это хорошее решение для людей, которые регулярно ходят на лодках по мелководным рекам. Благодаря закрытой конструкции и функции глиссирования можно продолжать движение даже при критически мелкой глубине, где невозможно пройти с винтовым мотором.
При этом для высоких скоростей лучше подходит винтовой двигатель благодаря хорошей производительности. Поэтому перед покупкой следует учитывать индивидуальные потребности. Также стоит брать во внимание то, что водомётные двигатели стоят заметно дороже винтовых моделей.
Источник: plusiminusi.ru
Лодочный мотор водомет – принцип работы
Водометный движитель (он же водомет) – это двигатель, работающий с помощью силы, что вырабатывается вследствие выброса мощных водных струй. Водомет – отличная альтернатива винтовым лодочным моторам, особенно если речь идет о преодолении выступающих из воды препятствий и мелководья. Как создать водометный движитель самостоятельно, и расскажет данная статья.
В состав водомета входит:
- Водометная трубка;
- Винт с импеллером (то есть валом);
- Рулевое приспособление;
- Спрямляющий аппарат.
Принцип работы (устройство водомета)
Вода через импеллер попадает в специальный водозаборный отсек, а затем через входное отверстие (диаметр его меньше, чем выходного) конусообразной трубки с силой выбрасывается наружу. Таким образом, и возникает струя, что обеспечивает движения моторного водного транспорта. С помощью рулевого приспособления возможно изменение направления водяной струи благодаря повороту движителя по горизонтальной плоскости, а, следовательно, обеспечивает повороты всего судна. Для осуществления заднего хода, потребуется перекрыть входное отверстие (то есть создать обратно направленный поток).
Выбор водомета оправдан в том случае, если владельцу моторного судна необходимо часто преодолевать мелководье или замусоренные участки. Ведь винтовому двигателю в таких условиях грозит поломка винта, из-за наматывания на него водорослей или мусора. Водометный движитель в этих условиях попросту незаменим, он без труда преодолеет сложные участки и обеспечит катеру безопасность, маневренность и высокую скорость.
Когда применяют
Область использования водомета — это затянутые водорослями участки мелководий, мели и перекаты. Рекомендовано использование водомётов на участках, где проблематично плавание на моторах с винтом, из-за возможности нарушения его работы.
Отверстия для забора воды в мотор защищено решёткой и проникновение водорослей, мусора, камней практически невозможно. Если какие-то части водорослей проникают в двигатель, то они просто измельчаются винтом, по принципу мясорубки.
Галерея: лодочный водометный движитель (25 фото)
Плюсы и минусы лодочного мотора водомет
Одним из преимуществ устройства водомета является то, что все составляющие его запрятаны внутрь корпуса и при преодолении мелководья, судно касается дна своим корпусом. Такое строение защищает детали мотора от повреждений, в отличие от подвесных винтовых лодочных движителей, где винт “оголен”.
Кроме того, маневренность водометных лодочных моторов позволяет преодолевать выступающие из воды преграды и мусор, даже при движении по мелководью с глубиной в двадцать сантиметров. При встрече с какой-либо преградой на глубине в тридцать сантиметров при использовании лодочного водомета удар придется на корпус судна, а не на детали мотора, тогда как в подобной ситуации при применении винтового мотора, удар приходится именно на гребной винт.
Также рекомендуем прочитать:
Особенности и технические характеристики лодок серии «Крым» Российские лодочные моторы для лодки Какую выбрать пластиковую лодку под мотор в 5 и 10 л с Строение надувной лодки Баджер
Выбор водомета
Учитывая то, что водометные установки имеют несколько разновидностей, нелишне указать на их особенности:
- Водометные установки для установки на маломерные лодки.
- Водометные движители для катеров и лодок с двойной системой управления.
- Водометные установки, выполненные в одном целом корпусе с двигателем внутреннего сгорания.
- Двигатели, выполненные в качестве насадок на обычные моторы для лодок.
Исходя из такой классификации, становится понятно, что на большие катера и яхты в основном устанавливаются стационарные водометные установки, являющиеся частью корпуса судна, управление движением судна производится посредством электрического или механического привода со штурвала судна.
Для небольших катеров и яхт используются съемные водометы, которые крепятся на транец, управление такими судами может осуществляться как со штурвала, так и непосредственно двигателем.
Для резиновых и малых лодок рекомендуются к применению малых моторов с водометами-приставками, с управлением непосредственно двигателем.
Процесс создания водомета своими руками
В водосборнике необходимо сделать небольшое углубление, которое обеспечит лодке высокую проходимость и позволит снизить гидродинамическое сопротивление. Для этого необходимо, чтобы передняя верхняя кромка располагалась на тридцать пять миллиметров ниже днища.
Также необходим штатный редуктор, его прикрепляют к главному дейдвуду мотора с помощью особого фланца. Затем берут металлическую заготовку, на которую наносят развертку водозаборника, обечайки, а также шести лопастей.
Для изготовления и обработки заготовок применяют напильник и гибочные вальцы. Данный процесс может быть произведен и на оправке вручную, что позволит придать заготовке нужную форму. После этого производят сваривание продольных и поперечных швов на фасонных вырезках.
В конструкции водометного двигателя необходимо присутствие ступицы, для нее отводится местечко на бобышке. Помпа лодки в сухом состоянии весит около двадцати килограмм, но, к сожалению, чертежи данного изделия – это редкость. Однако изготовить ее самостоятельно сможет любой, учитывая что информации в интернете достаточно. Ключевым моментом является то, что рентабельность судна с водометом более высока, в сравнении с обычным двигателем.
Водомёт своими руками
Собрать водомёт можно из двигателей «Москва», «Ветерок», «Стрела». Наилучшим вариантом при сборке можно считать, если он собран с отличного, уникального «Ветерка 12». Отличительной характеристикой данной модели, является использование в сборке водомёта серийных запчастей, которые легко найти в интернете. Вес собранного двигателя будет тяжелее стандартного на 1 кг. При водоизмещении в 450 л двигатель отлично поддаётся глиссированию и развивать скорость до 25 км/час.
Материалы, используемые при сборке:
- Лодочный мотор «Ветерок-12».
- Специальный фланец.
- Штучный редуктор.
- Развёртки водосборника.
- Сварочный аппарат.
- Ступица.
- Качественный клей.
- Штуцеры.
- Схема двигателя.
Материал, который используется при сборке должен соответствовать всем нормам. Хорошая проходимость лодки достигается путём расположения передней кромки водосборника ниже на 40 мм по отношению днища. Сборка водомёта осуществляется с использованием штатного редуктора, который крепится к двигателю с помощью фланца.
На металлическом листе, делаем разметку лопастей и водозаборника. Получившиеся детали обрабатываются напильником и выгибаются при помощи гибочных валиков. Далее,свариваем поперечные и продольные фасонные вырезки. На бобышку крепится ступица. При сборке всех деталей, общий вес помпы не должен превышать 20 кг.
Сборка водомета для пвх лодки
Самостоятельная сборка водомета для пвх лодки задача менее трудная, чем аналогичный процесс для массивных катеров и лодок. Дело в том, что основой водомета для такой лодки может стать абсолютно любой мотор однако наиболее подходящими являются моторы с мощностью пятнадцать – двадцать лошадиных сил. Кроме того, найти такие двигатели не составит никакого труда, качество их достаточно высоко и вариаций множество.
Для пвх лодки следует выбирать двигатель с наименьшим весом и желательно импортного производства. Для сборки подобного водомета потребуются:
- Мотор лодочный;
- Клей;
- Редуктор штучный;
- Штуцеры;
- Фланец специальный;
- Схема двигателя;
- Ступица;
- Развертки водосборника;
- Аппарат для сварки.
Принцип работы
Водомётный мотор по принципу работы имеет сходство с реактивным двигателем. Отличие только в том, что из сопла водомёта вырывается вода.
В его нижней части находятся отверстия для забора воды в водоток. В самом водотоке вращается импеллер, от работы которого создаётся разряжение, приводящее воду в движение по трубе водотока. При проходе через винт вода ускоряется и под давлением выплёскивается через сопло, диаметр которого сужен. В итоге, лодка приходит в движение.
Нюансы изготовления
Исходя из наблюдений оптимальным объемом воды, находящейся под входным отверстием патрубка, является объем, что на один – полтора диаметра больше, чем входной водовод.
После того как лодка с самодельным водометом преодолеет мелководье (с глубиной 0.100-0.150 м), возможно появление редких толчков. Именно в этот момент мотор может забиваться, а потому желательно установить на него фильтр.
В процессе сборки водомета желательно использование чертежей с применением специализированного оборудования.
Во время эксплуатации водометный двигатель для пвх лодок работает в обыкновенном переходном режиме. А потому сможет развивать скорость до тринадцати – семнадцати километров за час. При этих показателях движитель легко обеспечит вывод пвх лодки на глиссер.
КПД водометных моторов, что устанавливаются на пвх лодки составляет приблизительно пятьдесят процентов. Для повышения эффективности при выборе винта необходимо ориентироваться на величину мотора.
Правила использования водометного двигателя
Работа водомета сводится к следующему: благодаря усилиям водосборника, где все процессы выполняются лопастями, что располагаются на импеллере (то есть рабочем колесе), осуществляется мощное нагнетание воды внутрь корпуса мотора. Движение мотора производится благодаря карданному валу, а импеллер, в свою очередь, вращается при помощи двигателя. Использование водомета для пвх лодок осуществляется при тех же условиях, что и другие лодочные моторы. Стоит отметить, что современные водометные двигатели универсальны и могут эксплуатироваться на любых глубинах.
Перед установкой водомета рекомендуется определить соответствие его мощности к судну, на которое он будет устанавливаться, для чего нужно тщательно изучить технические характеристики лодки.
Конструкция водометного двигателя
Главными элементами такого механизма, как и в классическом варианте, являются двигатель внутреннего сгорания и винт, только последний расположен внутри длинной трубы, проложенной вдоль корпуса лодки. Разумеется, «труба» — это слишком упрощенный термин. Правильное название этой части двигателя – водовод, а состоит он из следующих узлов:
- водозаборник: передняя часть, по которой вода поступает к винту;
- спрямляющий аппарат: благодаря этому элементу вращательное движение закрученного винтом водного потока трансформируется в прямолинейное;
- сопловой аппарат: завершающая часть «трубы», из которой вода выбрасывается наружу.
Еще один важный элемент водомета – реверсивно-рулевое устройство, благодаря которому лодка может менять направление движения, а также давать задний ход.
Схема конструкции водометного двигателя
Винты (их также называют рабочими колесами или импеллерами) бывают нескольких видов:
- Осевые: наиболее просты в изготовлении, но обеспечивают самый низкий КПД и ввиду ярко выраженного эффекта кавитации могут работать только на низких оборотах.
- Осе-диагональные: имеют более высокий КПД и рассчитаны на среднеоборотистые двигатели;
- Диагональные и шнековые: наиболее современные и чрезвычайно сложные в изготовлении разновидности, характеризуются самым высоким КПД и способны работать с высокооборотистыми двигателями.
Среди всех составляющих водомета винты находятся на первом месте по сложности изготовления. Для этого применяется метод точного литья с последующей шлифовкой.
Не стоит приобретать водомет с импеллером, лопасти которого приварены к ступице, а не составляют с ней единое целое: такие винты зачастую имеют дисбаланс, что приводит к их разрушению при повышенных оборотах.
Источник: volgamaster34.ru