воспитанию ответственности, работоспособности, самостоятельности.
План урока .
1. Организационный момент (1 мин)
2. Заслушивание докладов ( 8)
3. Повторение определений и формул (7 мин)
4. Контрольная работа (28 мин)
5. Подведение итогов урока (1 мин)
I. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
II. Заслушивание докладов
III. Повторение определений и формул :
Импульсом тела (материальной точки) называется ве кторная физ ическая величина, ра вная
произведению массы тела на его скорость.
Формула импульса: р
Направлен импульс всегда в ту же сторону, что и скорость.
Единицей импульса в системе СИ является 1 кг·м/с.
Изменение импульса тела (материальной точки) пропорционально приложенной к нему с иле и
имеет такое же направление, как и сила.
Закон сохранения импульса форм улируе тся так: Если с умма внешних сил равна нулю, то
импульс системы тел сохраняется.
Примеры реактивного движения
Для дву х взаи модействующих тел:
Столкновение тел – это взаимодействие тел при их о тносительном перемещении. Особый
интерес представляют два вида столкновений – абсолютно у пр у гий и абсолютн о неу пр угий удары.
Абсолютно неупр угий удар – столкновение двух тел, в рез ультате которого они соединяются
вместе и движутся да льше к ак одн о ц елое (п римерами абсолютно неу пр угого удара является
столкновение метеорита с Землей, м у хи с лоб овым стеклом автомобиля, п у ли с п еском, автосцепка
вагонов, столкновение слипающихся пластилиновых шариков.
Абсолютно упругий удар – столкновение тел, в рез у льтате которого не происходит соединения
тел в одн о целое и их вн у тренн ие энергии остаются неизменными (примером является стол кновение
бильярдных шаров, теннисного мяча с ракеткой, у дар о стенк у футбольного мяча ).
Под р еактивным движением понимают движение тела, возникающее п ри отделении от тела с
некоторой скоростью какой – либо его части. В результате чего само тело приобретает
противоположно направленный импульс.
Отдача – движение ствола или ор у дия в целом под давлением пороховых газов на дн о ору дия
или ору жия. Отдача производит движение е го в сторону , обратную выстрелу , и давит на опору
оружия — плечо стреляющего (пример явления отдачи мы наблюдаем в душе. При боль шом напоре
душ отклоняется сильнее, реактивное движение свойственно осьминогам, кальмарам, каракатицам,
медузам. Все они, без исключени я, используют для плавания реакцию (отдачу) выбрасываемой стру и
IV. Контрольная работа
Вариант №1 : 1. А 2. А 3. Б 4. В 5. А 6. В 7. Б 8. А 9. Б 10. А
Вариант №2 : 1. Б 2. В 3. А 4. А 5. Б 6. Б 7. А 8. В 9. Б 10. А
На обратной стороне листа записать примеры реактивного движе ния.
1. Составить кроссворд или тест по теме.
Фамилия, имя_____________________________
Фамилия, имя_____________________________
Физика 10 класс (Урок№12 — Реактивное движение.)
Какая из названных ниже ве личин
А. масса. Б. импульс тела. В. сила.
Какая из названных ниже ве личин
А. масса. Б. импульс тела. В. время.
Тело массой m движется со скоростью
Каков импульс тела?
Какое выражение определяет изменение
импульса тела?
Как называется физическая величина,
равная произведению силы на время ее
А. Импульс тела. Б. Импульс силы.
В. Проекция силы.
Как называется физическая ве личина,
равная произведению массы те ла на вектор
его мгновенной скорости?
А. Импульс тела. Б. Импульс силы.
В. Проекция силы.
В каких единицах измеряется импу льс
А. 1 Н Б. 1 кг В. 1 Н·с
Каково наименование единицы импу льса
тела, выраженное через основные единицы
Международной системы?
А.1 кг·м/с Б.1кг·м/с
Как направлен импульс тела?
А. В ту же сторону, что и скорость тела.
Б. Имеет такое же направление, как и сила.
В. В сторону, противоположную движению
Куда направлено изменение импу льса тела?
А. В ту же сторону, что и скорость тела.
Б. В ту же сторону, что и сила.
В. В сторону, противоположную движению
Чему равно изменение импульса тела, если
на него подействовала сила 15 Н в тече ние
А. 3 кг·м/с Б. 20 кг·м/с В. 75 кг·м/с
Чему равен импульс тела массой 2 кг,
движущегося со скоростью 3 м/с?
А. 1,5 кг·м/с Б. 6 кг·м/с
Как называется удар, при котором часть
кинетической энергии сталкивающихся тел
идет на их необратимую деформацию,
изменяя внутреннюю энергию тел?
А. Абсолютно упругий у дар.
Б. Абсолютно неупругий удар.
В. Центральный
Как называется удар, при котором
деформация сталкивающихся тел
оказывается обратимой, т.е. исчезает после
прекращения взаимодействия?
А. Абсолютно упругий уда р.
Б. Абсолютно неупругий у дар.
В. Центральный.
Какое из выражений соответству ет закон у
сохранения импульса для слу чая
взаимодействия дву х те л?
Какое из выражений соответству ет закон у
сохранения импульса для слу чая
взаимодействия дву х те л?
На каком законе основано су ществование
реактивного движения?
А. Первый закон Ньютона.
Б. Закон сохранения импульса.
В. Закон всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса выполняется…
Б. Только в замкнутой системе .
В. Обязательно при отсу тствии трения в
любых системах отсчета
Примером реактивного движения является
А. Явление отдачи при стрельбе из оружия.
Б. Сгорание метеорита в атмосфере.
В. Движение под действием силы тяжести
Примером реактивного движения является .
А. Явление отдачи при нырянии с лодки в
Б. Явление увеличения веса тела, вызванное
ускоренным движением опоры или подвеса .
В. Явление притяжения тел Землей
Фамилия, имя_____________________________
Фамилия, имя_____________________________
Какая из названных ниже ве личин
А. масса. Б. импульс тела. В. сила.
Какая из названных ниже ве личин
А. масса. Б. импульс тела. В. время.
Тело массой m движется со скоростью
Каков импульс тела?
Какое выражение определяет изменение
импульса тела?
Как называется физическая ве личина,
равная произведению силы на время ее
А. Импульс тела. Б. Импульс силы.
В. Проекция силы.
Как называется физическая ве личина,
равная произведению массы те ла на вектор
его мгновенной скорости?
А. Импульс тела. Б. Импульс силы.
В. Проекция силы.
В каких единицах измеряется импу льс
А. 1 Н Б. 1 кг В. 1 Н·с
Каково наименование единицы импу льса
тела, выраженное через основные единицы
Международной системы?
А.1 кг·м/с Б.1кг·м/с
Как направлен импульс тела?
А. В ту же сторону, что и скорость тела.
Б. Имеет такое же направление, как и сила.
В. В сторону, противоположную движению
Куда направлено изменение импульса тела?
А. В ту же сторону, что и скорость тела.
Б. В ту же сторону, что и сила.
В. В сторону, противоположную движению
Чему равно изменение импульса тела, если
на него подействовала сила 15 Н в тече ние
А. 3 кг·м/с Б. 20 кг·м/с В. 75 кг·м/с
Чему равен импульс тела массой 2 кг,
движущегося со скоростью 3 м/с?
А. 1,5 кг·м/с Б. 6 кг·м/с
Как называется удар, при котором часть
кинетической энергии сталкивающихся тел
идет на их необратимую деформацию,
изменяя внутреннюю энергию тел?
А. Абсолютно упругий у дар.
Б. Абсолютно неупругий удар.
В. Центральный
Как называется удар, при котором
деформация сталкивающихся тел
оказывается обратимой, т.е. исчезает после
прекращения взаимодействия?
А. Абсолютно упругий уда р.
Б. Абсолютно неупругий у дар.
В. Центральный.
Какое из выражений соответству ет закон у
сохранения импульса для слу чая
взаимодействия дву х те л?
Какое из выражений соответствуе т закон у
сохранения импульса для слу чая
взаимодействия дву х те л?
На каком законе основано су ществование
реактивного движения?
А. Первый закон Ньютона.
Б. Закон сохранения импульса.
В. Закон всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса выполняется…
Б. Только в замкнутой системе .
В. Обязательно при отсу тствии трения в
любых системах отсчета
Примером реактивного движения является
А. Явление отдачи при стрельбе из оружия.
Б. Сгорание метеорита в атмосфере.
В. Движение под действием силы тяжести
Примером реактивного движения является .
А. Явление отдачи при нырянии с лодки в
Б. Явление увеличения веса тела, вызванное
ускоренным движением опоры или подвеса.
В. Явление притяжения тел Землей
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Физика — еще материалы к урокам:
- Все формулы по физике 7-9 класс
- Самостоятельная работа «Закон Кулона, напряженность поля» 10 класс
- Технологическая карта «Научный метод познания» 10 класс
- Самостоятельная работа «Состав атомного ядра» 9 класс
- Лабораторная работа «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» 8 класс
- Конспект урока «Электрический ток в жидкостях» 11 класс
Предметы
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- ИЗО
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Начальная школа
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- ОРКСЭ
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Физкультура
- Химия
- Экология
Похожие материалы
- 22-05-2018, 10:48 Контрольная работа «Импульс тела. Закон сохранения импульса»
- 12-05-2017, 11:36 Презентация «Импульс тела. Закон сохранения импульса» 9 класс
- 13-12-2016, 22:08 Технологическая карта урока «Импульс. Импульс силы. Закон сохранения
- 7-12-2016, 23:10 Конспект урока «Импульс тела. Закон сохранения импульса» 10 класс
- 7-12-2016, 20:33 Презентация «Импульс тела. Закон сохранения импульса»
- 20-01-2016, 14:00 Презентация «Импульс. Закон сохранения импульса»
- 6-12-2015, 12:03 Решение задач на тему «Импульс. Закон сохранения импульса»
- 11-08-2015, 09:10 Презентация «Импульс. Закон сохранения импульса» 10 класс
Источник: uchitelya.com
Презентация на тему Реактивное движение
Слайд 1Реактивное движение
Для группы Земля и космос
Слайд 2Реактивная сила и реактивное движение
Реактивная сила возникает без какого-либо взаимодействия
с внешними телами.
Реактивное
движение — движение тела, возникающее при отделении некоторой его части с определенной скоростью V относительно тела. Например, при истечении продуктов горения из сопла реактивного летательного аппарата. При этом появляется так называемая реактивная сила F, толкающая тело.
Слайд 3Отдача
Отдача – движение ствола или орудия в целом под давлением
пороховых газов на дно орудия или оружия. Отдача производит движение
его в сторону, обратную выстрелу, и давит на опору оружия — плечо стреляющего или лафет. Чем больше начальная скорость, масса снаряда и меньше масса орудия, тем отдача больше.
Явление отдачи наблюдается при нырянии с лодки в воду или прыжке с лодки на берег, при соскакивании со скейта и т.д. Если стоя на роликовых коньках бросить вперёд мяч, то сам откатываешься назад. При одновременном броске двух мячей, приобретаемая скорость становится больше и дальность отката увеличивается. Результат отдачи зависит от массы и скорости отделяющегося тела или вещества. Наблюдаемое явление полностью согласуется с законом сохранения импульса.
Слайд 4Импульс и закон сохранения импульса
Импульс – физическая величина- произведение массы
тела на скорость
При взаимодействиях в системе тел их суммарный импульс
сохраняется
Слайд 5Закон сохранения импульса при реактивном движении
Реактивное движение — движение ,
которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части,
в результате чего тело приобретает противоположно направленный импульс.
Слайд 6Вывод формулы скорости ракеты при взлёте
Слайд 7Устройство — ракеты-носителя
Топливо и окислитель с помощью насосов подают в камеру
сгорания. Топливо, сгорая, превращается в газ высокой температуры и высокого
давления. Через сопло газы мощной струей устремляются наружу.
Назначение сопла – повысить скорость струи.
Источник: theslide.ru
Конспект урока физики в 10 классе. Решение задач по теме:«Импульс. Закон сохранения импульса»
План урока по физике 10 класс Решение задач по теме: «Импульс. Закон сохранения импульса» Тема урока:Решение задач по теме:«Импульс. Закон сохранения импульса».Цель урока: — формирование навыков решения физических задач; закрепление понятия импульс, закон сохранения импульса, — создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса”. ЗадачиУчебные: В ходе фронтального опроса проверить усвоение таких основных понятий, как импульс тела, единицы импульса, зависимость импульса от массы и скорости тела, замкнутая система тел, знание закона сохранения импульса, умение определять знаки проекций импульсов тел. Закрепить понятия «замкнутая физическая система», «внешние силы», «внутренние силы»; формулировать закон сохранения импульса, показать практическое применение импульса материальной точки; сформировать умение использовать закон сохранения импульса; Развивающие: Развивать умение мыслить логически, выражать неизвестную величину из полученной формулы, совершенствовать счетные навыки ребят. Способствовать развитию у учащихся грамотной физической речи, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии); развивать интерес к предмету, потребность в знаниях; Воспитательные: содействовать патриотическому, политехническому, экологическому воспитанию, воспитанию ответственности, работоспособности, самостоятельности. Тип урока: комбинированный Вид урока: урок закрепления умений и навыков Оборудование к уроку:
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Решение задач « Импульс. Закон сохранения импульса».
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная. Литература: Мякишев Г.Я. «Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень Ход урока.
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос учащихся с использованием слайдов презентации
(Слайды № 2-7 ) (Опрос ведется в достаточно быстром темпе, но на вопросы, требующие пояснения, оно обязательно должно быть предложено учащимися и при наличии неточностей, подкорректировано учителем.) Повторим теорию!
- Дайте определение импульса материальной точки (векторная физическая величина, являющаясямерой механического движения)
- Дайте определение импульса системы
- Напишите на доске формулу для нахождения импульса материальной точки и импульса системы
- Назовите единицы измерения данной физической величины
5. Дайте определение импульсу силы (Импульс силы — это временная характеристика действия силы, равная произведению силы и длительности ее действияΔр =F·Δt 6. Запишите на доске 2-ой закон Ньютона в импульсной форме и сформулируйте его 7. Сформулируйте закон сохранения импульса Векторная сумма (геометрическая) импульсов тел в замкнутой системе остается величиной постоянной 8. Какие виды взаимодействий вам известны, дайте им определения 9. Запишите закон сохранения импульса для упругого и неупругого столкновения 10. Дайте определение реактивного движения и приведите примеры Реактивное движение, используемое ныне в самолетах, ракетах и космических снарядах, свойственно осьминогам, кальмарам, каракатицам, медузам – все они, без исключения, используют для плавания реакцию (отдачу) выбрасываемой струи воды.Абсолютно неупругим ударомназывают такоеударное взаимодействие, при котором теласоединяются (слипаются) друг с другом идвижутся дальше как одно телоАбсолютно упругим ударомназываетсястолкновение, при котором сохраняетсямеханическая энергия системы тел.Решение задач:(Слайды № 8-11 )
-
Ребята! Сегодня мы рассмотрим, как решать расчетные задачи по теме «Импульс. Закон сохранения импульса».
- Задача №1 Летящая пуля массой 10г ударяется в брусок массой 390г и застревает в нем. Найти скорость бруска, если скорость пули 200м/с.
Задача №2 Граната, летевшая в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с, разорвалась на две части, массы которых 1кг и 1,5кг. Скорость большего
осколка осталась после разрыва горизонтальной и возросла до 25м/с.
Определить величину и направление скорости меньшего осколка в момент
разрыва гранаты.Готовимся к ЕГЭ(Слайды № 11-13)
- Самостоятельная работа
- Подведение итогов урока (оценки за урок)
Домашнее задание §41-§43, упр. 8№3(Слайды № 22 ) Проверочная работа. Тема: «Импульс. Закон сохранения импульса». Вариант №1.
- Какая из названных ниже величин скалярная?
А. масса. Б. импульс тела. В. сила.
- Тело массой m движется со скоростью . Каков импульс тела?
А. m Б. В.
- Как называется физическая величина, равная произведению силы на время ее действия?
А. Импульс тела. Б. Импульс силы. В. Проекция силы.
- В каких единицах измеряется импульс силы?
А. 1 Н Б. 1 кг В. 1 Н·с
- Как направлен импульс тела?
А. В ту же сторону, что и скорость тела. Б. Имеет такое же направление, как и сила. В. В сторону, противоположную движению тела .
- Чему равно изменение импульса тела, если на него подействовала сила 15 Н в течение 5 секунд?
А. 3 кг·м/с Б. 20 кг·м/с В. 75 кг·м/с
- Как называется удар, при котором часть кинетической энергии сталкивающихся тел идет на их необратимую деформацию, изменяя внутреннюю энергию тел?
- Абсолютно упругий удар.
Б. Абсолютно неупругий удар.
- Центральный.
- Какое из выражений соответствует закону сохранения импульса для случая взаимодействия двух тел?
А. Б. = m В. m=
- На каком законе основано существование реактивного движения?
А. Первый закон Ньютона. Б. Закон сохранения импульса. В. Закон всемирного тяготения.
- Примером реактивного движения является
А. Явление отдачи при стрельбе из оружия. Б. Сгорание метеорита в атмосфере. В. Движение под действием силы тяжести. Проверочная работа. Тема: «Импульс. Закон сохранения импульса». Вариант №2.
- Какая из названных ниже величин векторная?
А. масса. Б. импульс тела. В. время.
- Какое выражение определяет изменение импульса тела?
А. m Б. m В. t
- Как называется физическая величина, равная произведению массы тела на вектор его мгновенной скорости?
А. Импульс тела. Б. Импульс силы. В. Проекция силы.
- Каково наименование единицы импульса тела, выраженное через основные единицы Международной системы?
А. 1 кг·м/с Б. 1кг·м/с 2 В. 1кг·м 2 /с 2
- Куда направлено изменение импульса тела?
А. В ту же сторону, что и скорость тела. Б. В ту же сторону, что и сила. В. В сторону, противоположную движению тела.
- Чему равен импульс тела массой 2 кг, движущегося со скоростью 3 м/с?
А. 1,5 кг·м/с Б. 6 кг·м/с В. 9 кг·м/с
- Как называется удар, при котором деформация сталкивающихся тел оказывается обратимой, т.е. исчезает после прекращения взаимодействия?
А. Абсолютно упругий удар. Б. Абсолютно неупругий удар. В. Центральный.
- Какое из выражений соответствует закону сохранения импульса для случая взаимодействия двух тел?
А. = m Б. m= В.
- Закон сохранения импульса выполняется…
А. Всегда. Б. Только в замкнутой системе. В. Обязательно при отсутствии трения в любых системах отсчета.
- Примером реактивного движения является…
А. Явление отдачи при нырянии с лодки в воду. Б. Явление увеличения веса тела, вызванное ускоренным движением опоры или подвеса. В. Явление притяжения тел Землей. Ответы: Вариант №1 1. А 2. А 3. Б 4. В 5. А 6. В 7. Б 8. А 9. Б 10. А Вариант №2 1. Б 2. В 3. А 4. А 5. Б 6. Б 7. А 8. В 9. Б 10. А Список использованной литературы
- Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. – М. :Просвещение, 2012.
- Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением физики: профильный уровень. — М. :Просвещение, 2010.
- Касьянов В.А. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 2002.
Использованные Интернет-ресурсы
- http://class-fizika.narod.ru/9_19.htm
- http://ru.wikipedia.org
Скачать файл
Поделитесь материалом коллегами:
Посмотрите и эти материалы
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет: русский язык Урок № 4 Тема урока: Текст. Тип урока: комбинированный. Цель: сформировать представление о
Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по физике 2014-2015 учебный год 7 класс (17 баллов) Количество задач –
изотопы их свойства применение При изучении свойств радиоактивных элементов было обнаружено, что у одного и того же химического
Тәрбие сағат тақырыбы: «Елімнің еркіндігі – Тәуелсіздік» Тәрбие сағат мақсаты: Желтоқсан көтерілісінің сипатын насихаттай отырып, желтоқсан құрбандарын мәңгі есте сақтау:
Источник: pomuch.ru