Поставить парус на лодку

В этой статье будет описано, как сделать парус для надувной лодки своими руками. Мы покажем несколько простых шагов, которые помогут вам создать качественный и функциональный парус, чтобы вы могли наслаждаться своими приключениями на воде.

Надувные лодки уже давно заняли свое место на рынке водного транспорта, они удобны и легки для транспортировки. Тем не менее, надувная лодка без паруса не так уж и эффективна, если вы планируете использовать ее для плавания на большие расстояния. Парус добавляет больше маневренности лодке и помогает дополнительно ускоряться.

Шаг 1: Измерьте размеры дуги

Первый шаг в создании паруса для надувной лодки — это измерение размеров дуги, по которой будет поддерживаться парус. Просто зафиксируйте изгиб и длину дуги, чтобы знать, какой размер должен иметь ваш будущий парус.

Шаг 2: Режьте материал на нужный размер

Выберите качественный материал для вашего паруса. Наиболее популярный материал для паруса — это нейлон. Он прост в использовании и достаточно прочный, чтобы выдерживать ветер на воде. После того, как вы выбрали материал, который будет использоваться для паруса, можете начать его нарезку с учетом измерений, которые были определены на предыдущем шаге. Обратите внимание на то, что края паруса следует оставить с запасом, чтобы вам было легче работать с ним.

ПОСТАНОВКА ПАРУСОВ — Урок 5 | Школа яхтинга www.mrnro.com/school

Шаг 3: Обработка краев

Края паруса должны быть обработаны, чтобы избежать их разрывов. Просто обработайте края, используя швейную машинку, чтобы создать надежный шов. Вы можете также использовать клей для того, чтобы закрепить края.

Шаг 4: Крепление к лодке

После того, как парус будет готов, теперь его нужно пристегнуть к лодке. Насадите полый стержень на мачту, а затем пристегните мачту к надувной лодке. Небольшой совет: если вы используете парус в первый раз, рекомендуем научиться его управлять на малых скоростях, чтобы убедиться, что ваша лодка подчиняется вашим командам.

Как видно, сделать парус для надувной лодки — это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Следуя вышеописанным простым шагам, вы можете создать свой собственный парус, который поможет вам плавать с максимальной эффективностью и наслаждаться своими приключениями на воде.

Источник: stol-massag.ru

Паруса над Викингом

Андрей Дубовский

Задача:
— Легкий (нет смысла ставить на лодку монстрообразную конструкцию весом с саму лодку, тогда логичнее и эффективнее сменить плавсредство)
— Возможность гребли- Безопасность
— Возможность идти против ветра (но не пытаясь превратить лодку в хорошего лавировщика)
Площадь от ~3 кв.метров

Здесь при использовании традиционных парусных решений возникает противоречие между первым и последним пунктом. Бермудский парус, как и большинство других требует конструктивной жесткости. Причем конструкция здесь будет работать на изгиб. Либо тут будут жесткие ограничения на приемлемый диапазон ветров, либо конструкция превратится в монстра.

парусное оборудование на лодку пвх своими руками.


Но, к сожалению, не получится нацепить парус достаточной площади на легкую 5-метровую (или 10-метровую))) телескопическую удочку и радостно потереть ручки.
Кроме того традиционные паруса достаточной площади потребуют для возможности использования в походных условиях аутригеров. А это еще дополнительный вес и лодка без хода на ветру превращается в каракатицу.
Викинг с маленьким парусом . . . . Скаут с тритоновским парусом и аутригерами

На Викинг можно поставить стандартный тритоновский парус с аутригерами. Для этого придется наклеить по бортам карманы для двух труб на которые будет фиксироваться аутригер и повозиться со степсом мачты. Вполне работоспособный вариант при ограничении ветро-волновых условий возможного плавания. Потому что и сильный ветер и мотающаяся на волнах относительно тяжелая мачта потребуют серьезного усиления конструктива.
Работающий вариант, но в жесткой тяжелой конструкции для легкого надувного «Викинга» нет естественности и гармонии. Тогда уж лучше ограничиться чисто вспомогательным парусом.
Или может быть сделать так, чтобы конструкция работала только на растяжение? Как в кайтах, например? А что.. вытащил легонький мешочек, подкинул на ветер и… )))
Тоже вариант, но для кайтов нужен сильный устойчивый ветер, а паруса хватают ветер значительно раньше. То есть нужна поддерживающая конструкция, по-возможности, легкая.
Вырисовывается некий гибрид по идеологии паруса и кайта.
Еще среди множества вариантов парусов, придуманных и опробованных мореплавающим человечеством привлекли внимание паруса полинезийских проа. Заинтересовало то, что в некоторых случаях вектор тяги был таким, что практически исключал опрокидывающий момент, а значит можно обойтись без объемных аутригеров еще увеличивающих ветровое сопротивление.


«Малайско-полинезийский» вариант 2009 года был прямоугольным, площадью порядка 3 кв метров.

Опробовались различные варианты подвески и управления. Шверца не было, поэтому лодка идя вымпельным бейдевиндом шла реально только в галфвинд. Парус мог ставиться под любым углом. Мачта была короткая и жестко укрепленная в диаметральной плоскости лодки.
Опыт показал, что 3 кв. метров вполне достаточно. А при хорошем попутном ветре можно вполне себе прокатиться. Но шверт или шверц просто напрашивались.

Сезон 2010 года начался уже с экпериментов с кайтами подвешенными как парус. Заинтересовал вариант «параски», как простой и наиболее «парусоподобный». Дуга кайто-паруса сделана из палаточных трубок. Мачта стала наклонной и качающейся с борта на борт при смене галса.
Пробная «модель»

Рабочий вариант паруса кайтового типа на попутных ветрах . . Парус-кайт в положении бейдевинд

После множества проб и проверки различных вариантов подвески и управления выводы были следующими:
Работает, с аэродинамической точки зрения все хорошо, идет и по ветру, и против ветра. Но пользоваться и управлять кайто-парусом такого типа крайне неудобно. Для того чтобы выставить его в нужное положение при том или ином ходе относительно ветра нужно было идти на ухищрения неприемлемые для походного варианта. Мачта получалась тоже слишком длинная и гибкая, а увеличение жесткости означало бы увеличение веса и отход от основной идеи легкости.
Кроме того были отмечены следующие проблемы:
На курсе фордервинд были случаи когда угол кайта попадал в воду. Ветер тащит вперед, вода давит назад, дуга гибкая…
Полукруг «рамы» кайто-паруса неудобен для подъема-спуска на воде. Нужно было снять парус с мачты, уложить его в воду, подтянуть к себе угол паруса, раскрепить угол и только тогда парус из полукруга приличной площади превращался в трубку которую можно было как то паковать и крепить к лодке. Для походного использования — вариант неприемлемый.

Положительный опыт:
Минимум дюралевых труб и снижение веса за счет использования в конструкции истоновских трубочек.
Нагрузка в основном на растяжение и приходится в основном на шкоты.
Распределение нагрузки разветвлением шкотов на небольшое количество строп.

Следующие логичные шаги:
— разделить полукруг на две половинки для удобства и быстроты установки/съема паруса
— вырезать клин, чтобы углы так уж по сторонам не торчали
… Опаньки… кайт-параски превратился в парус Crab Claw )))
На тихоокеанских проа есть несколько вариантов установки и крепления этого паруса. Как на наклонной мачте, так и с использованием одного из гиков в качестве мачты. Несколько вариантов добавили и европейско-американские энтузиасты.
У меня после тестирования разных вариантов оптимальной конструкцией для однокорпусного Викинга стал вариант с качающейся мачтой и парусом Crab Claw с распирающей реей:
При встречном и боковом ветре . . . . . «Спинакер» при попутном ветре

_Руль
На корму приклеен стандартный тритоновский пластиковый баллерный узел. Коробка руля — стандартная тритоновская, только была удлинена трубка качалки.

Перо самодельное, увеличенной площади.Сделано из композита алюминий-пластик-алюминий, который применяется для облицовки фасадов.
Некоторым недостатком является то, что руль уходит в сторону так как корма не жесткая. Красивого решения жесткой фиксации баллерного узла к кильсону я пока не вижу.
Рулежка осуществляется ногами, были две попытки использования румпеля «тяни-толкай», но мне не понравилось. Кроме того, при ножном управлении свободны руки для работы с парусом, фотографирования, гребли (лодка то парусно-гребная))). Рулевые тросики через специально сделанные узлы уходят внутрь лодки. В качестве «педалей» в настоящий момент используется пластиковая трубка на ширину кокпита.

_Шверц
Самодельный шверц, также из композита алюминий-пластик-алюминий. Согнут в вогнуто-выгнутый симметричный профиль. Шверц переставляется с борта на борт. Откидывается вверх, либо убирается совсем. При наезде на препятствие откидывается, вылезая из бортового крепления назад-вверх.

Крепится фалом к лодке во избежание нечаянного утопления.

Также использую как спинку при длительной гребле по гладкой воде и как мини-столешницу ))
Со шверцем лодка идет против ветра: Лавировка против ветра и короткой волны, парус варианта 2010


Три галса в лавировку: парус вариант 2011г, короткая встречная волна

Лавировочный угол зависит от условий: волны, силы ветра, загрузки. В хороших условиях до 45 градусов нормально идет (90 лавировочный), в идеальных и больше можно выжать.
Вот против встречной волны на надувнушке плохо — угол растет.. до 60 градусов (120), например, а в экстремальных случаях вообще не пробиться, то есть идется вымпельный бейдевинд, а истинный курс — галфинд. Есть у объемных надувнушек недостатки — сносит конкретно (впрочем груженную и забалластированную гораздо меньше).
Шверц у меня отработал второй сезон, работает нормально. Ну иногда может площади побольше хочется, но эт от жадности, от жадности.. от лукавого )))

Вариант 2011 года
Сразу был сшит под форму Crab Claw. Основные изменения по сравнению с прошлогодним парусом:
* Усы-гики удлинены до 3,5м (+0,5м)
* Ткань — парашютка LCN
= Минимум лишних швов
* Более совершенная фиксация концов гиков на парусе
Парус в процессе настройки (позже была удлинена мачта на 30 см и усилена рея): Положение хода бейдевинд..


Парус в положении фордевинд

Парус в положении «левентик»

В итоге получился вариант, использующий идеи некоторых вариантов полинезийской Crab Claw, кайта и виндсерфера:

Читайте также:  Размер заклепок для лодки

Плюсы:
— Легкий, вес 5 кг (парус, мачта, гики, рея, шверц и руль)
— Можно грести (в убранном состоянии вообще не мешает, совместно с парусом — по-канойному)
— Гибкая конструкция сбрасывает ветер с «неправильного» направления
— Возможность управления вертикальным и горизонтальным векторами тяги (регулировка опрокидывающего момента)
— Широкие возможности балансировки за счет изменения центра парусности
— Приемлемо идет против ветра

Минусы:
— Сложность и нестандартность настройки и управления парусом

Недоработано:
— Пока не удалось придумать простой системы постановки паруса на воде
— Текущая конструкция качающейся мачты занимает много места в грузовом отсеке
— Не удалось придумать идеальной юбки-заглушки для текущей конструкции качающейся мачты
— Не делал рифления площади паруса.

Конструктивные особенности
_Мачта
В настоящий момент представляет собой дюралевую трубу d26 мм, которая на качающемся узле крепится к кильсону. Может качаться вперед-назад и влево-вправо в достаточно большом диапазоне, который ограничивается _специально_подобранной_ длиной вант. Передняя пара «вант» — резиновый шнур.
Нагрузка на мачту — только не слишком сильное сжатие. Нагрузка на ванты также ограничена. Основная нагрузка приходится на шкоты, которые через достаточно мощные скобы передают нагрузку на корпус лодки.

_Парус Crab Claw
В качестве усов-гиков применены истоновские трубки d11 мм, длиной по 3,5 метра. При транспортировке переношу вместе с каркасом палатки.
Гики вставляются в карманы и фиксируются. Распираются гики при помощи реи. По три стропы на гик сходятся в шкоты, на которые ложится основная тяговая и управляющая нагрузка.

Схема работы паруса при ходе бейдевинд-галфвинд:
Минимальный опрокидывающий момент . . . .Регулирование тяги

Изменение положения паруса и его галсового угла

Забавная история про балансировку центра парусности…
Как то раз отхожу я от Летнего берега Белого моря и нахожусь при этом в какой то отстраненной задумчивости. Все как обычно, поставил парус, лодку в воду, сел и пошел. Ветер переходный между бейдевиндом и галфвиндом, для того чтобы лечь на нужный курс нужно было немножко привестись к ветру. Я все в той же задумчивости жму на рулевой рычаг… рассеянно отмечаю… странно… не поворачивает зараза… ну да ладно, сейчас парус переставлю. Передвигаю парус чтобы центр парусности сместился чуть назад, лодка подвернула и мы с ней пошли куда нам было нужно…
Вот идем мы, идем и где то через полчаса я случайно кидаю взгляд назад… Опаньки! А руль то я забыл опустить… ))))

Это я к тому что сбалансированная лодка практически без руля чуть ли не как по рельсам идет выбранным курсом, курс меняется при изменении силы ветра.
При сильном ветре лодка так идет только в бейдевинд, при бакштаге уже появляется рыскание.
Самое сильное рыскание на курсе фордервинд, причем парус может мотать из стороны в сторону срывающимися вихрями с углов паруса.
Есть идеи (и практический международный опыт))) как с этим бороться, в следующем году попробую для курса фордервинд превращать Crab Claw в самоподруливающий на фордаке парус, посмотрю что получится.

Если говорить про быстроходность, то там в общем то уже проблема упирается в корпус лодки, в волновое сопротивление. 12км/ч это максимум (выше только моментами на серфинге на попутной волне).
Нет принципиальной разницы по максимальной скорости между парусом 2010 года площадью где то 4,5 кв м и вариантом 2011 года площадью 6 кв м. (Разница есть на меньших скоростях, когда ветер слабый или средний). И даже прямоугольный парус 2009 года на сильных попутных ветрах выдавал скорость под 10 км/ч.

Того что я называю вантами — 3 пары.
Передние ванты — резиновый шнур, они нужны для того чтобы поднять мачту и иметь возможность подтянуть ее к себе. Дело в том что все рассчитано на работу не поднимаясь с места. А при наклоне мачты к себе все оказывается в пределах досягаемости.
Боковые ванты ограничивают наклон мачты влево или вправо (наветренная болтается свободно) при бейдевинде, сильном ветре при галфвинде (задние ванты при этом не работают, парус оттягивают назад шкоты)
Задние ванты работают при ходе фордервинд-бакштаг, когда мачта отклоняется вперед (боковые при этом не работают, здесь я еще подумаю потому как на некоторых режимах парус и свободно качающуюся мачту начинают мотать вихри Кармана)
Ванты боковые сейчас на клевантах, задние надеты петлей на силовую трубку установки шверца и сдергиваются на раз.
Боковые и задние ванты — верёвка (не резинка!!)
Мачта уходит вбок за счёт запаса длины верёвки, а не растяжения шнура. И эти ванты чётко ограничивают насколько вбок может уйти мачта. Усилие на ванту весьма велико и резинка там не подойдёт, если вы собираетесь ходить в реальных условиях, а не в тепличных условиях около пляжа. При порывах сильного ветра есть уход мачты вбок, но это не за счёт вант, а за счёт гибкости/нежёсткости надувной конструкции, недостаточного давления.
Сбрасывание бокового/встречного ветра при необходимости осуществляется не за счёт ухода мачты вбок, а за счёт ослабления нижнего шкота, который при опасных ветрах нужно держать в руках.
Если опасаетесь опрокидывания (пустая лодка, нет ощущения лодки, давно не ходили) — регулировка риска осуществляется углом атаки паруса к боковым ветрам, а не заваливанием мачты дальше вбок. Не хотите рисковать — поставьте парус не перпендикулярно к ветру, а как крыло, хоть практически горизонтально.

Для стопоров нужна жесткая поверхность, без чего я старался обойтись по возможности. Для шкотов у меня сделаны «утки». На фордервинде-бакштаге шкоты всегда фиксировались на утках. При бейдевинде-галфвинде наветренный шкот всегда фиксирован (вру… это в обычной ситуации, если идут шквалы или еще что то смущает, то держусь рукой за зафиксированный шкот чтобы потянуть на себя), подветренный шкот в зависимости от устойчивости и силы ветра либо фиксирован, либо в руках. На утку закладываются стандартно с петлей, сдергивается одним движением.
Два галса управления галсовым углом паруса всегда на мотовилах (Штуковина была придумана рыбаками и используется для якорных веревок.)

У меня два галса настройки для галсового угла и два шкота из которых «активен» как правило только один, не вижу существенной разницы по количеству такелажа. А у меня кроме минимального опрокидывающего момента + еще и возможность смещать центр парусности в достаточно больших пределах за счет смещения мачты, а не только поворотом паруса, тут у меня полная аналогия с тихоокеанскими проа и их балансировкой и аэродинамическим рулением.

Забалластированный Викинг с задраенными юбками и заглушками представляет собой незаливаемый поплавок с огромным запасом плавучести, гандбольный мяч И ломаться там вообще нечему. Даже при полном заливании лодка будет тяжелой, но тонуть и не подумает. При оверкиле воды не набирает и ставится обратно (у меня была системка тяга-ступенька, тестировал на озере, все легко ставится обратно).

Опрокидывание лодки ветром я оцениваю как крайне маловероятную (разве что в силу собственных дерганий, да и то скорее за борт вывалиться). Потому что у меня были наблюдения: пустую лодку с парусом стоящую с парусом на песчаном пляже сильным боковым ветром волочило БОКОМ по песку. Но не опрокидывало. Аналогично в зарослях травы на воде и тд.
Лодка может опрокинуться на волне достаточной высоты с опрокидывающимися гребнями. В прибое проще всего. Есть вероятность для отмелей на море.
В шторм с такими волнами вы не полезете по определению на этой лодке, будете сидеть на берегу.
На практике случаев не было. Но было сделано устройство для постановки лодки обратно. Два плавающих шнура по бортам, крепятся к узлам крепления шверцев. В походном положении оттянуты назад к рулевому узлу. При перевороте разъединяешь проволочку у кормы и у тебя с одной стороны «ступенька» для опоры ноги, а с другого борта удобный леер за который тянуть на себя.
Было опробовано на загруженной балластом лодке, ставилось абсолютно спокойно (но, конечно не в холодной воде и не при волнении)

Бейдевинд

Бакштаг

(Московское море, июнь 2014. кадры выдернуты из видео гоупрошки на штанге)

как осуществляете поворот оверштаг:
На самом деле по разному, в зависимости от условий. От силы ветра, волнения, легкая лодка или есть инерционная масса. В некоторых условиях помогаю веслом
С галсовым углом точно ничего делать не надо. Зачем его трогать если вы пойдете так же, но на другом галсе??
Просто идя одним галсом поворачиваешь на другой, ничего не делая с парусом. На другом галсе ветер начинает давить с противоположной стороны, мачта склоняется на другой борт и там просто «чувствуется» момент когда парусу можно чуть-чуть помочь перекинуться на др сторону.
Со шкотами там тоже не так сложно если понять систему. В том смысле что при лавировке там только две длины шкотов нужно.
Если подобрана большая длина (на оба шкота) — это до верхней стороны паруса, то «нижний» шкот можно удерживать в руках.
И тогда поворот сводится к тому, что просто отпускаешь «нижний» шкот и подтягиваешь «верхний» насколько нужно (переворот паруса и нужный угол).

Читайте также:  Лодочный мотор проверить на угон

как оформлены стопоры шкотов?
Там стоят «утки». Деревянные стержни вставляются в широкую петлю. Выглядит примерно как здесь:
http://fotki.yandex.ru/next/users/adubovskiy/album/90951/view/364526?page=0
Только для шверца два крепления и алюминиевая трубка вместо деревяшек.
Вот еще картинка, но тоже чуть-чуть не то. Это тоже утка, но для галсового угла использовалась, соответственно делались под несколько иные нагрузки и их вектора.
http://fotki.yandex.ru/next/users/adubovskiy/album/147712/view/717039?page=1

Галсовый угол паруса Крепление расстроповки к парусу Вход в карман

Парус использовался не только на «Викинге», но и на Надувной тримаран — Проект «КК» (карманный крейсер)
И на дальнейшим развитии идеи: Карманный крейсер «Лисёнок»

Источник: adubovskiy.wordpress.com

Как сделать парус для надувной лодки своими руками

Практически у каждого рыболова-любителя или профессионала есть лодка ПВХ. На озерах со спокойной водой ею легко управлять, но на водоемах с более-менее сильным течением возникает необходимость фиксировать лодку в одном положении, чтобы она не крутилась от ветра и волн. Для этого используются якорь-паруса, направляющие лодку по течению с одной с ним скоростью, чтобы при этомснасти не выносило из-под нее. Сделать такой парус своими руками несложно, такое приспособление поможет повысить эффективность рыбной ловли, подарив возможность наслаждаться процессом, не отвлекаясь на попытки усмирить плавсредство. Основным преимуществом использования водного паруса является то, что руки освобождаются от весел, следовательно, не устают от постоянной гребли.

Водный парус-якорь своими руками

водный парус своими руками

Водный парус-якорь своими руками
Водный парус представляет собой изделие в форме конуса или пирамиды с открытым основанием. Основание состоит из металлического обруча или крестовины, к нему присоединены четыре стропы для крепления к якорному канату. Якорь тянется благодаря оттягивающему тросу, прикрепленному к вершине паруса. У якорь-паруса имеется специальный буек для спуска и подъема конструкции в воду, а также определения его местонахождения в воде.

Современные водные паруса имеют две основных функции: первая заключается в помощи плоту, яхте или лодке оставаться на плаву и не переворачиваться от волн и ветра, а вторая – в замедлении дрейфа плавсредства. При изготовлении паруса на лодку ПВХ своими руками следует иметь ввиду, что длина якорного троса должна соответствовать периоду волны и быть не меньше пяти длин маломерного судна. Для его изготовления используется нейлон, закрученный в три пряди.

Длина самого якоря-паруса должна составлять от двух до четырёх метров, эти габариты зависят от размеров лодки ПВХ.

Диаметр парусного купола составляет примерно 120-150 см, в его центре обязательно должно быть отверстие для входа воды, диаметр которого можно отрегулировать с помощью шнура. Стропы позволяют регулировать скорость хода плавсредства. Материал, из которого изготавливается парус, напрямую влияет на срок его службы.

Он может изготавливаться из толстого полиэтилена или плотной водоотталкивающей ткани. Эффективность водного паруса зависит от длины якорного троса – чем он длиннее, тем эффективнее его использование. Правильной при длине парусных строп 1,5 метра считается длиной троса 10 метров. К нижней части якоря прикрепляется груз.

Как появились современные прогулочные парусники

Первые яхты родились из небольших быстроходных судов для перевозки людей, курьерской доставки и транспортировки грузов. Голландские корабелы стали достаточно массово строить прогулочные парусники начиная с конца XVI века. Естественно, основной спрос обеспечивали коронованные особы и приближенные к ним дворяне.

В 1826 году прошла первая парусная регата «Неделя Каус» под патронажем короля Георга IV. Соревнования проводились на гафельных шхунах и тендерах. К слову, он начал увлекаться яхтингом значительно раньше, будучи принцем-регентом.

Традиционная голландская шхуна

В отличие от первых папирусных парусников древних египтян, имевших один прямой парус, чаще всего современная яхта имеет три паруса:

  • Грот — большой парус, который крепится к мачте.
  • Стаксель — меньший парус, который крепится к штагу (трос, держащий мачту спереди).
  • Спинакер/генакер — дополнительный легкий парус большой площади, поднимаемый на попутных курсах.

Паруса своими руками из ткани

паруса своими руками из ткани

Парус своими руками из ткани
Паруса из ткани своими руками делаются достаточно просто.Для изготовления парусного купола необходимо взять брезентовую или капроновую ткань, плащевку размером 1,5 на 2 метра. Чтобы получился ровный купол, ее складывают вчетверо, рисуется кривая линия от верхнего конца, затем по этой линии делается разрез. В результате получится четыре куполообразных отрезка, которые необходимо сшить друг с другом. Чтобы получить купол правильной формы, рекомендуется предварительное изготовление бумажных заготовок парусного якоря. Для этого можно воспользоваться любой графической программой-редактором, чтобы затем распечатать и вырезать чертеж основной части водного паруса, или же сделать его из бумаги своими руками с помощью чертежных принадлежностей.

По нижней кромке получившегося купола пришивается полоска, внутрь которой вставляется капроновый шнур. Его длину можно регулировать, тем самым уменьшая или увеличивая диаметр кольца водного паруса. Но лучше всего использовать каркас для кольца из металла. Для этого понадобится кольцо из проволоки диаметром 6-8 мм или обычный, спортивный алюминиевый обруч. Размер обруча позволит лодке из ПВХ оставаться на плаву и обеспечит оптимальную скорость ее хода во время рыбалки.

Кольцо из проволоки или обруча обтягивается брезентовой или капроновой тканью так, чтобы не образовалось провисания. Диаметр круга нужно разделить на три равные части, к этим участкам привязать стропы метровой длины, которые соединяются концами воедино. К верхней части водного паруса из ткани нужно привязать пятилитровую пластиковую бутылку, а к нижней – небольшой груз.

Благодаря такой конструкции якорь будет держаться струе течения, и оставаться на плаву в вертикальном положении. Однако, если погода слишком ветреная, пятилитровую емкость нужно заменить пол-литровой, чтобы якорь немного уходил под воду, а не надувался над ней. Тогда он позволит стабильно удерживать курс корабля по течению.

Спортивные швертботы

Как говорят профессиональные яхтсмены: «Кто гонялся на швертботе, сможет гоняться на чём угодно». Все азы яхтинга максимально наглядно познаются на этих быстрых и компактных яхтах.

«Оптимист» (Optimist)

Оптимист

Первая лодка, на которой занимаются дети в возрасте 6-7 лет. Внешне похожий на квадратное корыто, этот монотип имеет отличную мореходность. Редкое в наше время шпринтовое вооружение (тонкая рейка, упирающаяся в мачту, держит верхний угол четырехугольного паруса) дает возможность прикоснуться к истории паруса. Начиная с 1965 года, международная ассоциация класса проводит множество регат, включая первенство мира, и следит за соблюдением производителями правил постройки.

Длина: 2,31 м Ширина: 1,13 м Вес корпуса: 35 кг Осадка с/без шверта: 0,84/0,13 м Площадь парусов: грот 3,3 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Дания, 1961

Сайт классаВ каталоге itBoat

«Зум 8» (Zoom 8)

Зум 8

В 1992 году финский конструктор Хенрик Сегеркранц (Henrik Segercrantz) построил альтернативу «Оптимисту» — «Зум 8». Стеклопластиковый монотип с вооружением типа «кэт» уже похож не на «корыто», а на настоящую спортивную яхту. Главное — «Зум 8» имеет все основные настройки паруса, доступные на больших лодках. Оптимальный вес рулевого от 35 до 65 килограмм. Так что, начав гоняться ещё ребёнком, юные спортсмены могут продолжать карьеру вплоть до 18 лет.

Длина: 2,65 м Ширина: 1,45 м Вес корпуса: 35 кг Осадка с/без шверта: 0,9/0,2 м Площадь парусов: грот 4,8 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Финляндия, 1992

«Лазер» (Laser)

Лазер

В 1969 году канадский конструктор Брюс Кирби (Bruce Robert William Kirby) создал швертбот, ставший одним из самых успешных массовых монотипов в мире. Задуманный как одиночка с максимально упрощенными настройками, он получился быстрой и атлетичной лодкой. Простота конструкции и низкие требования к начальной квалификации яхтсмена позволили «Лазеру» быстро завоевать популярность.

Большой гоночный потенциал, заложенный конструктором, привёл к тому, что с 1996 года класс присутствует на Олимпийских играх как мужская одиночка. В 2008 году олимпийским стал и женский вариант — «Лазер Радиал» (Laser Radial): на тот же корпус установили укороченную мачту с парусом площадью 5,76 м². Новинка сменила в олимпийском цикле менее удачливую «Европу» (Class Europe).

Убедившись в успехе такого подхода, следующим шагом стало создание Laser 4.7 с ещё меньшим парусом, предназначенным для совсем юных спортсменов. Главное преимущество данной конструкции перед Zoom 8 — вся наработанная яхтсменом техника благополучно переносится на старший «Лазер». Кроме того, для начала тренировок понадобится приобрести лишь новый парус и одну из двух частей мачты. Не удивительно, что небольшие парусные школы по всему миру по достоинству оценили такой подход, и «Лазер» уверенно держит пальму первенства по размеру флота среди олимпийских классов.

Длина: 4,23 м Ширина: 1,37 м Вес корпуса: 59 кг Осадка с/без шверта: 0,88/0,2 м Площадь парусов Laser/Laser Radial/Laser 4.7: грот 7,06/5,76/4,7 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Канада, 1969

В каталоге itBoat

«Финн» (Finn)

Финн

Ещё один долгожитель имеет парусное вооружение «кэт». В 1949 году его сконструировал швед Рихард Сарби (Rickard Sarby). Уже через три года Finn оказался в олимпийской программе. За прошедшие годы этот класс, оставаясь строгим монотипом, сумел пережить целую технологическую революцию. Фанера и дакрон сменились на углепластик и ультрасовременные ламинаты.

Читайте также:  В чем спроектировать лодку

Существенно изменился и облик самих спортсменов. Если раньше «Финн» был лодкой «тяжеловесов», то современный рулевой может находиться в средней весовой категории, но должен быть в превосходной физической форме. Он стал одним из первых классов, где официально разрешили «пампинг» — греблю парусом. И теперь даже в слабый и средний ветер спортсмену приходится постоянно совершать значительную физическую работу. Лодка имеет множество настроек и, как следствие, требует высокого мастерства яхтсмена.

Длина: 4,5 м Ширина: 1,5 м Вес корпуса: 107 кг Осадка с/без шверта: 0,84/0,15 м Площадь парусов: грот 10,2 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Швеция, 1949

470

Если в швертботах-одиночках всё, что вам понадобится — это вы сами и лодка, то для идущих за ними так называемых двоек уже требуется экипаж. Судовые роли поделены довольно просто: матрос и рулевой. Причем взаимодействие в этой паре должно быть на интуитивном уровне.

Классический пример швертбота-двойки. Спроектированный в 1963 году французом Андрэ Корню (André Cornu), монотип пробился на Олимпиаду в 1976 году. Оптимальное количество регулировок в комбинации с разумной площадью парусности позволяют экипажу легко перенастраивать лодку и сосредоточиться на управлении.

С одной стороны, 470 прощает многие ошибки, что позволяет спортсменам начинать свой путь в двойках именно с этой лодки. С другой, для победы на соревнованиях техника управления и понимание работы с парусами должны быть безупречными. Лодка оснащена трапецией для матроса: без неё эффективно откренить такую площадь парусности уже невозможно. Начиная с Олимпиады 2021 лодка 470 станет миксом: экипажи будут смешанными, то есть состоящими из мужчины и женщины.

Длина: 4,7 м Ширина: 1,7 м Вес корпуса: 120 кг Осадка с/без шверта: 1,08/0,15 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 9,45/3,59/12,16 м2 Экипаж: смешанный, 2 человека Страна и год создания: Франция, 1963

«Фотинайнер» (49er)

Самая техничная однокорпусная двойка в олимпийской программе. Перегруженный парусами «скифф» был создан Джулианом Бэфвейтом (Julian Bethwaite) специально под Олимпиаду 2000 года в Сиднее. Чтобы эффективно справляться с высокой нагрузкой оба члена экипажа работают в трапеции.

Как следствие, «Фотинайнер» (49-й) предъявляет максимальные требования к подготовке и физической форме спортсменов. По аналогии с «Лазер Радиал» была создана женская двойка «Фотинайнер FX» (49erFX) с тем же корпусом, но укороченной мачтой и уменьшенной площадью парусности. В силу своих особенностей этот класс является настоящей кузницей кадров для профессиональных команд, выступающих на больших килевых лодках. Высокие физические нагрузки в комбинации с необходимостью тонкой настройки парусов позволяют гонщикам стать экспертами и выжимать максимум из любой яхты.

Длина: 4,995 м Ширина: 2,9 м Вес корпуса: 70 кг Осадка с/без шверта: 1,45/0,15 м Площадь парусов 49er: грот/стаксель/генакер 16,1/5,1/38 м2 Площадь парусов 49er FX: грот/стаксель/генакер 13,8/5,8/25,1 м2 Экипаж: 2 человека Страна и год создания: Австралия, 1995

Аналоги спортивных швертботов

Существует огромное разнообразие прогулочных и даже крейсерских лодок, построенных по схемам спортивных. Они отлично подходят для закрытых водоемов, простые в транспортировке и эксплуатации. Занятия на таких лодках служат входным билетом в мир яхтинга для тех, кто не планирует спортивную карьеру, ограничен бюджетом или не имеет рядом достаточно глубокого водоема, пригодного для килевых лодок. Хорошим примером круизной яхты можно назвать Laser Bahia, крейсерского швертбота — Presto 30.

Почему дешевле?

На самом деле, добротные и высококачественные деревянные яхты из благородных пород дерева стоят чуть ли не в разы дороже однотипных стеклопластиковых (GRP) лодок. В противном случае, надо подозревать о плохом состоянии корпуса, либо о дешевой древесине, из которой он набран.

Впрочем, нередко встречаются исключения, когда можно купить действительно надежную деревянную яхту б/у от известного и проверенного производителя по очень низкой цене. Но здесь мы упираемся в проблему обслуживания древесных корпусов, которая с годами может вас вынудить продать деревянную лодку и купить стеклопластиковую или, если если запросы выросли, то даже алюминиевую или стальную.

Устойчивость

надувные парусные лодки

Парус выступает средством для преобразования аэродинамической силы ветра в тягу, которая заставляет лодку двигаться вперед. Однако для возможности применения парусов судну требуется способность противодействовать опрокидыванию. Достигается это благодаря устойчивости корпуса, а также применению балласта.

Неопытным мореплавателям стоит отдать предпочтение лодке с широким корпусом. В данном случае при воздействии ветра на парус основание будет создавать так называемый спрямляющий момент, который способствует улучшению показателей устойчивости.

Не все деревянные лодки одинаковы

Надо понимать, что существуют разные технологии строительства яхт из дерева. Кроме того, существуют разные породы древесины, которые могут быть использованы в зависимости от места постройки корпуса, его назначения, условий плавания, а также просто исходя из финансовых соображений и конечной стоимости судна.

Старинная парусная яхта, корпус которой набран из досок, идущих внахлест, и более современные варианты, в которых используется морская фанера – это совсем не одно и то же. Когда говорят о том, что корпуса деревянных яхт амортизируют удары волн, то подразумевается именно первый вариант.

Однако отсюда же вытекает их проблема в виде множества стыков, которые, естественно, должны оставаться всегда герметичными, невзирая на движение досок обшивки во всех плоскостях. Конечно, даже смола и пеньковая веревка могут создать эластичное и герметичное соединение, но само дерево стареет и изнашивается.

Все же такую технологию лучше оставить викингам и маленьким гребным лодкам. В наши дни деревянная классика – это шпон, уложенный встык на шпангоуты.

Несомненно, древесно-полимерные композиты, включая бакелитовую водостойкую фанеру, в судостроении чувствуют себя гораздо лучше. Они практически полностью защищены от агрессивной морской среды, а, в случае необходимости, замену элементов корпуса производить проще, даже при наличии минимальных навыков.

Еще один важный момент – это уникальность каждой деревянной яхты. Просто невозможно построить серию абсолютно одинаковых корпусов, как это делается из стекловолокна или других композитов. По понятной причине, каждая лодка будет обладать собственным характером, а также набором болячек. В связи с этим, отзывы об одной и той же модели могут быть полностью противоположными.

Но, в то же время, именно это придает деревянной лодке те антропоморфные качества, которые так привлекают любителей классики.

Преимущества деревянных яхт

1. Дерево изначально является плавучим материалом, традиционным для судостроения.

2. Дерево широко доступно и дешево, за исключением экзотических пород.

3. Прочный и легкий материал.

4. Немагнитный материал.

5. Высокая шумоизоляция.

6. Высокая теплоизоляция и, как следствие, меньшая склонность к образованию конденсата.

7. Срок службы яхты неограничен, поскольку стареющие элементы могут постоянно заменяться.

8. Ремонт может быть осуществлен при помощи простейших инструментов.

9. Высокая эстетика и принадлежность к искусству.

10. Дружелюбность к природе.

Спортивные катамараны

Торнадо (Tornado)

Торнадо

Гоночный катамаран-монотип и первая многокорпусная яхта на Олимпиаде. Катамаран был спроектирован в 1967 году в Великобритании, а через десять лет он впервые участвовал в программе Игр.

Для наиболее эффективного откренивания в распоряжении матроса была трапеция. «Торнадо» отлично выходил на один поплавок и по скорости был вне конкуренции относительно остальных олимпийских классов. В 2000 году его подвергли значительной модернизации: была изменена форма и увеличена площадь парусов, появился генакер и вторая трапеция для рулевого. Тем не менее, в 2008 году катамаран исключили из олимпийской программы. Но он по-прежнему остаётся очень быстрым и весьма привлекательным для любителей высокой скорости на воде.

Длина: 6,09 м Ширина: 3,08 м Вес корпуса: 155 кг Осадка с/без шверта: 0,76/0,15 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 16,35/5,29/25,77 м2 Экипаж: 2 человека Страна и год создания: Великобритания, 1967

«Накра 17» (Nacra 17)

Накра 17

Проект был разработан в 2011 году, а уже в 2012-ом было принято решение о включении класса в Олимпийскую программу на 2021 год. Первый чемпионат мира удалось провести в 2013-м, но флот был совсем небольшим. К тому же у спортсменов возникло немало вопросов к матчасти, которую буквально дорабатывали на бегу, чтобы успеть к Играм.

Несмотря на юный возраст, класс успешно прошёл модернизацию, и на Олимпиаде 2021 он будет представлен в версии с фойлами. По сути, этот спортивный снаряд уже тяжело назвать яхтой: два поплавка «летят» над водой на подводных крыльях, что требует от экипажа ряд абсолютно новых навыков для традиционного парусного спорта. Как следствие, «Накра 17» сегодня — удел профи, целящихся на олимпийское золото.

Длина: 5,25 м Ширина: 2,59 м Вес корпуса: 142 кг Осадка с/без шверта: 0,7/0,2 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 14,45/4/18,5 м2 Экипаж: смешанный, 2 человека Страна и год создания: Нидерланды, 2011

GC32

Невероятная скорость 74 километра в час, четыре подводных крыла, защитный шлем в качестве обязательной экипировки — все это ультрасовременный карбоновый катамаран GC32. Именно он сменил Extreme 40 на знаменитой регате Extreme Sailing Series в последних сезонах. Эта экстремальная машина перевернула представление о парусных гонках, сделав их по-настоящему массовым зрелищем.

Длина: 12 м Ширина: 6 м Вес корпуса: 950 кг Осадка острый курс/полный курс: 2,1/1,6 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 60/23,5/90 м2 Экипаж: 5 человек Страна и год создания: ОАЭ, 2014

В этой статье мы рассказали о наиболее популярных моделях швертботов и катамаранов. В следующей части поговорим о килевых яхтах.

Источник: wowmaster.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...