Полиэтиленовая лодка что это

Эта статья будет полезна тем, кто собирается в поход по Ладоге и выбирает между каркасной и полиэтиленовой* байдаркой.

*Немого об этимологии. При слове «полиэтилен» обычно представляется пакет из магазина. Так почему эти байдарки называют «полиэтиленовыми», а не «пластиковыми»? Дело в том, что даже полиэтилен бывает разный. Здесь мы имеем дело с разновидностью, которая на производстве маркируется как HDPE — «полиэтилен высокой плотности» (из него еще делают канистры для воды, бутылки и фляги, поскольку он безопасен для пищевого использования).

Итак, какие преимущества дает полиэтиленовая байдарка по сравнению с каркасной?

Плюсы полиэтиленовых лодок

Здесь, говоря о плюсах, можно выделить четыре основных момента:

1. Как происходит упаковка/распаковка лодки?

Сразу отметим, что в отличие от каркасной, полиэтиленовую байдарку можно загружать на берегу, рядом с водой. И это несомненный плюс! Ведь согласитесь, чем бродить вокруг байдарки, спущенной на воду, и приноравливать в нее мешок с вещами — намного проще загрузить этот мешок на берегу.

Полиэтиленовый катер с подвесным дизельным мотором

Потом загруженную лодку аккуратно приподнять и опустить на воду — это легко решается, если в компании есть пара крепких юношей. И даже не особо крепких – просто юношей. Даже бывало, что и девушки справлялись… Но это тема для отдельного рассказа.

Как происходит сам процесс упаковки? Коллеги, здесь все очень просто. В полиэтиленовой байдарке два водонепроницаемых отсека: носовой и кормовой. В них убираются те вещи, которые боятся H2O: одежда, обувь, спальники, палатки; из продпитания – крупы, макароны, чай и пр.

Все остальное, что не страшно намочить (котлы, топор, консервы и т.д.), можно распределить по основным отсекам, где сидят гребцы. Практика показывает, что для похода продолжительностью одна-две-три недели места в байдарке будет предостаточно.

В итоге, если сравнивать процессы упаковки двух типов байдарок, можно уверенно сказать: для полиэтиленовой байдаркой он не столь затратный: взял вещи – покидал в гермоотсек — крышку закрыл – готово!*

*кстати, еще одна причина сделать выбор в пользу каяка: в отсеках будут только ваши вещи! А это, как показывает практика, существенно снижает ежедневные приросты беспорядка.

Небольшая трудность может возникнуть, если среди вещей имеется негабарит. Т.е. предмет, который по своим размерам не влезает ни в гермоотсеки, ни между гребцами. Гитара, например, типичный случай этого явления (любите ли вы гитару?). Тогда такой предмет можно спокойно привязать на деку (то есть сверху), предварительно упаковав его в какой-нибудь водозащитный чехол (большой полиэтиленовый пакет тоже подойдет на эту роль). Как видите, трудность с негабаритом только кажущаяся.

2. Важный аспект комфорта – это то, как вы сидите в лодке и на чем.

В полиэтиленовых байдарках ваше основание покоится на анатомическом, регулируемом сиденье. Что значит «регулируемое»? А это значит, например, что его можно максимально сдвинуть назад, освободив больше места для ног (часто эта необходимость возникает у рослых людей). Едва ли требуется раскрывать значение слова «анатомическое», ввиду его добротной очевидности.

Полиэтиленовая лодка

Кроме того, в полиэтиленовой байдарке есть два вида упоров – пяточные и бедренные. Не вдаваясь в описания, скажем только, что эти приспособления позволяют лучше контролировать байдарку на воде. В каркасной же байдарке таких упоров нет.

3. Управление байдаркой.

На полиэтиленовых байдарках есть руль. Вернее так: на полиэтиленовых байдарках почти всегда есть руль (на нашей базе есть одна байдарка-исключение – специально сделали, чтоб это правило работало).

Руль – эта такая лопасть на корме (перо), приводные элементы и педали (расположены у заднего гребца). Руль помогает удерживать байдарку на курсе. А это особенно важно, когда вы идете на встречный ветер – байдарка норовит свалиться с курса, и, если нет руля, вы вынуждены постоянно выправляться, подгребая веслами. Сказать по правде, утомительное дело: пока вы возвращаетесь на курс — вас относит назад.

Читайте также:  При какой температуре можно клеить лодку ПВХ

Наличие руля делает эту проблему минимальной.

4. Износостойкость (прочность) лодки.

HDPE-полиэтилен – очень хороший, прочный материал. На озерной воде лодка, сделанная из такого материала, практически неуязвима.

Слабым местом у такой байдарки является перо руля. Поэтому, коллеги, вот еще рекомендация:

на отмелях (при совершении маневра), при высадке на берег, в прочих ситуациях на мелководье – обязательно поднимайте руль!

Выломанное перо в походных условиях ремонту не подлежит.

Минусы полиэтиленовых лодок

При явных преимуществах в эксплуатации, все же отметим некоторые минусы у этих лодок:

1. Остойчивость.

На нашей базе есть полиэтиленовые лодки разных модификаций. Соответственно, геометрия обводов и остойчивость этих лодок может сильно различаться. Но, даже обобщая, можно говорить о том, что полиэтиленовые лодки менее остойчивые, чем каркасные.

2. Погрузка крупногабаритных вещей.

При явных преимуществах этих байдарок при загрузке (об этом мы писали выше), следует отметить, что грузить крупногабаритные вещи все же удобнее в каркасную байдарку.

3. Ремонтопригодность.

Если вдруг случиться сделать дырку (тут надо сильно постараться, но случаи известны), то отремонтировать байдарку не удастся. Ну разве только скотчем залепить, чтоб худо-бедно догрести до базы. Не говоря уже о том, что после эта лодка подлежит списанию, поскольку в принципе никак не ремонтируется.

В завершение скажем, что данный обзор не претендует на исчерпывающий анализ. Мы, например, не коснулись такого важного аспекта, как транспортировка лодки к месту стапеля, поскольку в нашем случае он неактуален. Поэтому и будет верным уточнение, что все характеристики, которые мы здесь затронули, распространяются только на лодки нашей базы и только применительно к походам в данном регионе (Северная Ладога).

Теперь давайте перейдем к характеристикам их главных оппонентов.

Источник: rentakayak.ru

Что такое лодки ПНД

Полиэтиленовые лодки – это отличное качество и долговечность по доступной цене от производителя. Моторно-гребные лодки практически непотопляемы и безопасны, поэтому смогут стать верными спутниками любителей активного отдыха, охотников и рыбаков. В наше время лодки из ПНД (полиэтилен низкого давления) стали неизменными спутниками путешественников, любителей рыбалки, охоты и активного отдыха.
Преимущество предлагаемых моделей – их малый вес. Производитель постоянно оптимизирует модели, благодаря чему современные лодки обеспечивают комфортное передвижение по водоемам. Пластиковые лодки очень прочные и надежные, простые в уходе и обслуживании, поэтому с их текущим ремонтом сможет справиться практически любой пользователь.

Еще несколько лет назад на российском рынке были представлены полиэтиленовые лодки только зарубежных производителей, то уже сейчас эти непотопляемые плавательные средства начали выпускать и в нашей стране. Малый коэффициент трения корпуса лодки позволяет ей без труда перемещаться по травянистым зарослям, скользить по мелководью и веткам кустарников. Плавательные средства из ПНД пластика имеют очень устойчивую конструкцию, которая в то же время позволяет хорошо маневрировать на воде. Лодка приводится в движение при помощи электромотора, она работает практически без шума и вибраций.

Лодки из ПНД отличаются такими преимуществами:

  • Много вариантов моделей, разные виды вспомогательного оборудования, поэтому вы обязательно приобретете ту лодку, которая подходит именно для ваших целей.
  • Предлагаемые лодки можно использовать для передвижения как по небольшим, так и по средним водоемам с умеренным течением.
  • Каждая лодка имеет хорошее соотношение цены и качества (технических особенностей и характеристик).
  • Лодки из ПНД не теряют своих характеристик под прямыми солнечными лучами и в мороз, они не подвержены коррозии и не боятся ультрафиолета.
  • В случае повреждения корпус лодки можно быстро реставрировать при помощи обычных спичек и полиэтиленового пакета.
  • Полиэтиленовые лодки имеют небольшой вес, при необходимости их без труда можно перенести вручную.
  • Удельный вес полиэтиленов низкого давления больше, чем у воды, поэтому лодка из ПНД пойдет ко дну только с многократно пробитым днищем.
Читайте также:  Отвага отражение в воде на борту лодки написано название

Источник: sarboat.ru

Небольшие прогулочные лодки из полиэтилена

Процесс вакуумного формования из термопластических материалов

Информация об изображении
Процесс вакуумного формования из термопластических материалов

Небольшие прогулочные лодки (длиной до 3,5—4 м), изготовленные из традиционных для судостроения высокопрочных и дорогих материалов, как правило, имеют избыточную прочность, а потому и завышенный вес, нетехнологичны при массовом производстве, сложны по конструкции и в итоге — дороги. Уменьшить сечения деталей и в частности толщину обшивки не удается чаще всего потому, что удовлетворяющие требованиям прочности размеры оказываются меньше — ниже того минимального предела, за которым материал становится неконструктивным, нетехнологичным, недолговечным при эксплуатации изделия, т. е. корпуса лодочки.

Совершенно очевидно, что в указанной области более перспективны относительно малопрочные, но зато и менее дорогие материалы, позволяющие внедрить механизированные процессы изготовления корпусов при максимальном упрощении конструкции. Такими материалами, применение которых способно внести свежую струю в мелкое судостроение, являются термопластики, т. е. пластмассы (нейлон, полиэтилен и др.), обладающие способностью деформироваться под давлением при повышенной темпера туре.

Некоторые из термопластичных синтетических материалов уже освоены промышленностью для выпуска изделий широкого потребления и удовлетворяют всем требованиям: пригодны для массового изготовления сравнительно крупногабаритных изделий, легко свариваются при соединении нагретых кромок, дешевы, ударопрочны, водостойки, обладают низким удельным весом и вполне достаточной прочностью.

Байдарка «W14» из термопластика ABS

Информация об изображении
Байдарка «W14» из термопластика ABS

Таков, например, хорошо известный полиэтилен, впервые синтезированный лет тридцать назад и с тех лор получивший исключительно широкое распространение. Полиэтилен плавает в воде; удельный вес его (0,92—0,96) чуть пи не вдвое меньше, чем стеклопластика. Ударная вязкость ниже, чем у того же стеклопластика, раза в полтора, а предел прочности при растяжении — раз в 10, но для самых малых судов, испытывающих лишь незначительные внешние усилия и имеющих заведомо слишком толстый и прочный корпус, это не очень существенно. Зато очень важно, что этот термопластический материал, размягчающийся уже при температуре около 120° легко сваривается, режется и перерабатывается в изделия чуть ли не всеми известными методами — вакуумным прессованием, экструзией (выдавливанием), литьем, горячим напылением и т. п.

Рассмотрим принципиальный, типичный при использовании термопластов технологический процесс вакуумного прессования — изготовления крупногабаритных деталей любой сложной формы.

  • 1. Заготовку — лист термопластика зажимают кромками в раме формовочной установки. Над листом устанавливают нагревательный щит, составленный из нескольких сот отдельно регулируемых нагревательных ячеек. Такая система позволяет разогревать заготовку не всю равномерно, а выборочно, т. е. больше там, где форма сложнее и требуется большая вытяжка материала. Включается нагрев, степень которого тщательно контролируется.
  • 2. Снизу подают сжатый воздух. Так как заготовка уже размягчилась от нагревания, она легко выгибается вверх.
  • 3. В образовавшуюся полость поднимается пуансон, определяющий форму будущего изделия. Кромки пуансона герметично соединяются с рамой, перекрывая доступ воздуха снизу.
  • 4. Из пространства между пуансоном и заготовкой откачивают воздух. Под действием атмосферного, а иногда и избыточного давления термопластик плотно обжимает пуансон и по мере охлаждения (нагрев снимается) затвердевает.

Мотолодка из полиэтилена

Информация об изображении
Мотолодка из полиэтилена

Читайте также:  Лодочный мотор ямаха 5 2х тактный отзывы владельцев

Из термопластиков уже выпускаются малые суда самого различного ht-.значения и вида — мотолодки традиционного типа, гребные и парусные прогулочные лодки, корпуса маленьких катамаранов, челны-каноэ, плавающие пляжные «лежаки», «доски» со смотровым окном для рассматривания дна и т. д. и т. п.

На Лондонской выставке мелкого судостроения в «Эрлс Корт» в 1968 г. демонстрировались суда нескольких типов, изготовленные из термопластиков. Их было мало, а отношение к ним посетителей несколько напоминало то, что имело когда-то место в отношении стеклопластиков, однако можно утверждать, что новыми материалами уже заинтересовались многие зарубежные фирмы.

В Англии для изготовления корпусов чаще других используется термопластик ABS (акрилонитрил — бутадиен — стирол). Из этого материала уже в течение нескольких лет рассмотренным методом вакуумного формования изготовляются лодки нескольких типов под общим названием «Дюрафлот». Они имеют типичную для лодок рассматриваемого класса трехслойную конструкцию; наружный и внутренний корпуса сварены в районе планширя, объем между ними заполнен вспененным на месте пенополиуретаном, что обеспечивает непотопляемость.

Длина наибольшей лодки семейства «Дюрафлот» — типа «Санспот Сейлер» — 4,2 м. Эта лодка, спроектированная Колином Мьюди, может ходить под мотором, веслами и парусами; выпускается она фирмой «Клирекс Продакт». Толщина внешней обшивки — 2,5 мм, внутренней — 2,3 мм, а общая толщина конструкции изменяется от 25 до 75 мм.

Средняя по своим размерам «Дюрафлот-10» длиной 3,1 м весит всего 36 кг и также является универсальной прогулочной лодкой, эксплуатируемой под парусами, веслами и мотором. Самая маленькая лодка — тузик «Дюрафлот Динги» имеет длину 2,28 м.

Французская лодка «Спортиак-1»

Информация об изображении
Французская лодка «Спортиак-1»

Конструктор, обосновывая выбор материала, отмечал простоту технологического процесса при его использовании, высокое сопротивление истиранию, богатую цветовую шкалу. Производство развернуто довольно широко; за один 1968 г. было экспортировано в страны Европы около 2000 таких лодочек.

Из того же материала ABS изготовляется имеющая еще большие размеры байдарка-одиночка «W14», напоминающая каяки эскимосов, Она выпускается компанией «Роквордин каноинг». Длина байдарки 4,28 м при ширине 0,64 м. Вес 18,2 кг.

Нижняя секция корпусе, также собираемого из двух частей — нижней и верхней (палубы) для повышения жесткости сделана гофрированной. Обводы несколько отличаются от стандартных: чтобы упростить формование оконечностей, обычно очень острые ватерлинии у штевней приполнены. Авторы проекта считают это изменение даже полезным при ходе на волнении. Байдарка заслужила хорошие отзывы и применяется для водного слалома и туризма как новичками, так и опытными спортсменами.

Аналогичным образом формуются и корпуса из жесткого полиэтилена. Многие ленинградцы, например, имели возможность познакомиться с несколькими лодками из жесткого полиэтилена на выставках «Химия Великобритании» (фирма «Ай-Си-Ай») и на «Инрыбпром-68».

Приводим фото небольшой мотолодки, выпускавшейся еще лет восемь назад норвежской фирмой «Бакелитфабрикен AS» (Осло) из полиэтилена «алкатин» фирмы «Ай-Си-Ай». Как видим, классические формы корпуса воспроизведены здесь полностью, хотя, очевидно, с точки зрения производства выгоднее было несколько модернизировать их.

Французы на выставке «Инрыбпром-68» показали две модели очень популярных в Европе лодок типа «Спортиак», о которых уже упоминалось в предыдущей статье. Добавим, что только лодочек типа «Спортиак-1» выпущено около 50000.

Отметим, что формование полиэтилена несколько сложнее, чем ABS, так как необходима большая температура прогрева. На практике это приводит к тому, что заготовку нагревают с обеих сторон. Существенный недостаток жесткого полиэтилена — хрупкость при отрицательной температуре (в чем один из зарубежных комментаторов убедился, катаясь на полиэтиленовой лодке с гор зимой) в данном случае особого значения не имеет.

Источник: www.barque.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...