Согласно письма №01-15/2317 от 04 февраля 1998 г. государственный таможенный комитет российской федерации включил в перечень продукции военного назначения, в отношении которой, государственному предприятию «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» предоставляется право осуществления внешнеторговой деятельности, семейство подводных лодок типа «Амур» водоизмещением от 200 до 2400 тонн.
В настоящее время ЦКБ МТ «Рубин» ведет проектирование дизель-электрических подводных лодок типа «Амур» водоизмещением от 550 м3 до 1850 м3. А на Адмиралтейских верфях ведется строительство первой ПЛ «Амур» 1650. В кораблях этого семейства получили дальнейшее развитие такие важные свойства, как скрытность, высокая боевая мощь и надежность, присущие российским подводным лодкам, а также многолетний опыт эксплуатации Военно-морским флотом России и флотами других государств в различных районах Мирового океана дизель-электрических подводных лодок предыдущих проектов. Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин отмечал: «Подводная лодка задумана как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов, постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов».
Обзор ДЭПЛ проекта 677 «Лада». Обновление ВМФ России на 2021 год
За малошумность, затрудняющую обнаружение, рубиновскую подводную лодку предыдущего поколения проекта 877 (класс Kilo) на Западе назвали «черной дырой в океане». Так вот на «Амуре», благодаря применению новейших средств акустической защиты и оригинальных технических решений, прогнозируется снижение шумности в несколько раз по сравнению с ПЛ класса Kilo. Зато сам «Амур» способен ориентироваться в глубинах как рыба в воде. Его гидроакустический комплекс включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны в носовой оконечности, а также выпускную буксируемую антенну.
Управление подводной лодкой, оружием и техническими средствами высокоавтоматизировано и осуществляется с операторских пультов в главном командном пункте.
При создании подводных лодок типа «Амур» может быть использовано оборудование и вооружение как российского производства, так и страны заказчика, или оборудование третьих стран.
Предусмотрена возможность модификации путем оснащения подводных лодок типа «Амур» воздухо-независимыми энергетическими установками с электрохимическими генераторами кислородно-водородного типа. Проектант «Амура» — ЦКБ МТ «Рубин» вместе с НПО «Энергия» ведет работы над такой системой, однако она будет готова через 2-3 года. Причем отсек-модуль с воздухонезависимой установкой должен встраиваться в любую ДЭПЛ по желанию заказчика. При всех преимуществах такой установки (более чем в два раза повышается срок пребывания лодки под водой в длительном походе) она чрезвычайно дорога. Вдобавок пока не разработана тактика действий лодок с такими двигателями.
Российский флот получил уникальную подлодку «Лада»
Сильной стороной семейства «Амур» является мощный арсенал вооружения, включающий ракетный комплекс «Клаб-С». Хочется отметить, что в отличие от ДЭПЛ класса «Кило» (проект 877ЭКМ), которые уже имеются в ВМС Индии, «Амуры» смогут выполнять залповые пуски таких ракет, что резко снижает эффективность защиты от них. Новые российские лодки также оснащены уникальным гидроакустическим комплексом (ГАК) с квазиконформной антенной, превосходящим по дальности обнаружения аналогичную западную технику и уступающим лишь ГАК атомных субмарин. Кроме того, у «Амура» планируются более длительные, чем у западных ДЭПЛ, сроки эксплуатации до заводского ремонта.
Макеты подводных лодок «Амур»-1650 и «Амур-950» занимают центральные места в российских экспозициях на всех международных выставках вооружений в последние годы.
«Амур» проекта 1650
Источник: www.navy.su
Подводные лодки проекта 677 «Лада»
Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин. Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено [4] , проект будет дорабатываться.
Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Серия является развитием проекта 877 «Палтус». Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ» и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния». [источник не указан 4571 день] .
История
Согласно планам модернизации российского подводного флота на 2008 год, ДЭПЛ проекта 677 «Лада» должны были стать одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. [5] Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт. [5]
По первоначальному проекту, для ВМФ России планировалась постройка 20 единиц. [6] Однако после неудач при испытаниях и доработке головной лодки проекта в 2011 году было принято решение о её переоборудовании и достройке уже заложенных трёх подводных лодок по изменённому проекту. [6]
В феврале 2012 года в СМИ говорилось, что ВМФ отказывается от проекта «Лада» — по словам Высоцкого:
… заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же. |
[7]
Однако чуть позже главком дополнил, что проект дорабатывается и будет принят на вооружение [8] .
В итоге проект получит новую энергетическую установку и будет классифицироваться как неатомные подводные лодки [9] .
В рамках ГПВ-2020 до 2020 года для ВМФ предполагается построить двадцать ДЭПЛ — шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка», а остальные четырнадцать, вследствие вышесказанного, скорее всего будут лодки доработанного проекта 677 «Лада». [10]
Предыдущий главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий остановил производство этих лодок из-за проблем с силовым агрегатом и акустическим комплексом. Последнюю проблему «Рубин» решил, отмечают эксперты, но силовой агрегат по-прежнему не выдает требуемой мощности. Тем не менее, новый главком вице-адмирал Виктор Чирков дал команду достраивать лодки. «Сроки сдачи кораблей станут ясны ближе к концу года», — сообщил источник на Адмиралтейских верфях. Он не исключил, что из-за предельной загрузки верфей, возможно, часть госпрограммы по неатомным лодкам перекинут на другие заводы. Скорее всего, на «Красное Сормово», вряд ли на северодвинский «Севмаш». Ему предстоит к 2020 году изготовить восемь атомных подводных ракетных крейсеров проекта 955 «Борей» и столько же многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень». [11]
13 февраля 2013 года гендиректор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин сообщил:
На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется. Все характеристики, заданные техзаданием ВМФ, в ходе государственных испытаний в основном подтверждены, за исключением скорости полного подводного хода. В настоящее время подлодка проекта 677 находится в главной базе Балтийского флота и готовится к переходу на Северный флот для завершения опытной эксплуатации. |
Он отметил, что на лодке установлено более 130 образцов новейшего радиоэлектронного и корабельного оборудования. По его словам, на серийные подлодки будут установлены модернизированные двигатели, которые обеспечат необходимую мощность. [12]
9 июля 2013 года ОАО Адмиралтейские верфи возобновили строительство второй лодки серии, «Кронштадт». Новый контракт, заключенный с Министерством обороны РФ, предусматривает строительство корабля по корректированному техпроекту. Проектантом ПЛ проекта «Лада» — ЦКБ МТ «Рубин» — проведена большая работа по усовершенствованию подводной лодки и созданию модернизированных комплексов корабля. На втором заказе серии будут установлены модернизированные образцы оборудования — система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс. При строительстве «Кронштадта» будут учтены итоги опытной эксплуатации головного заказа. [13]
Как сообщил ТАСС 16 января 2016 года источник в главном командовании ВМФ России, вторая и третья подводные лодки «Кронштадт» и «Великие Луки» проекта 677 «Лада» будут переданы российскому флоту позднее ранее намеченного срока — в 2019 году. Источник подчеркнул, что вторая и третья подлодки серии строятся «с учетом всех замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головной «Лады» («Санкт-Петербург» на Северном флоте). Что касается возможной установки на эти субмарины воздухонезависимой энергетической установки, то «необходимо дождаться результатов её морских испытаний». [14]
Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада» больше строиться не будут, финансирование будет направлено на проект «Калина». Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 «Лада» и на этом прекратить строительство. Все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Балтийского флота. [15] Однако, 21 января 2016 года официальный представитель ВМФ РФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало, заявил, что прекращение строительства серии ДЭПЛ проекта 677 «Лада» на сегодняшний день не рассматривается. «Этот вопрос (о прекращении строительства подлодок «Лада») даже не оговаривался ни на уровне командования, ни на уровне промышленности. Еще две «Лады» строятся и находятся на различных этапах. Исходя из опытовой эксплуатации первой «Лады» – подводной лодки «Санкт-Петербург», мы будем формировать потребность в этих лодках… То есть речь о прекращении строительства не шла», – цитирует «РИА Новости» И.Дыгало. [16]
Конструкция
ПЛ проекта 677 выполнена по так называемой полуторакорпусной схеме. Осесимметричный прочный корпус изготовлен из стали АБ-2 и практически по всей длине имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая законцовки имеют сферическую форму.
Плоскими переборками корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, посредством платформ корпус разделен по высоте на три яруса. Легкому корпусу придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877, в то же время кормовое оперение выполнено крестообразным, а передние горизонтальные рули размещаются на ограждении, где они создают минимальные помехи работе гидроакустического комплекса.
По сравнению с «Варшавянкой» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 36 подводников, при этом автономность осталась без изменения — до 45 суток [17] . Лодки типа «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и, по информации на 2004 год, относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом «Scorpène», обладая при этом более мощным вооружением [17] .
Подлодка оснащена автоматизированной системой боевого управления «Литий».
Модификации
«Амур-950» — экспортная модификация проекта 677 «Лада» оснащена четырьмя торпедными аппаратами и УВП на десять ракет, способна произвести залп из десяти ракет за две минуты. Экипаж — 18 (по другим данным 21) человек. Автономность — 30 суток. Глубина погружения — 250 метров.
«Амур-1650» — ещё одна экспортная модификация. Имеет шумопеленгаторную антенну, способную обнаруживать особо малошумные цели, может дать залп из шести ракет.
Источник: www.wikiznanie.ru
Лодки: вчера, сегодня, завтра
Юрий Николаевич Кормилицин — инженер-конструктор и учёный, кораблестроитель, генеральный конструктор неатомных подводных лодок. Родился 1 июля 1932 года в Хабаровске. В 1956 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт. После окончания института был направлен на работу конструктором в ЦКБ-18 (ныне АО ЦКБ МТ «Рубин»).
С 1974 года был главным конструктором различных типов и проектов дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проектов 641, 641Б, 877, 636, 677, атомной подводной лодки проекта 685, подводного аппарата проекта 19730. Всего по проектам, которыми руководил Юрий Николаевич, было построено более 180 подводных лодок различных типов и назначений. Имеет степень доктора технических наук.
Лауреат Государственной премии СССР и Российской Федерации, кавалер Ордена Дружбы. Редакция газеты «Промышленный еженедельник» попросила Юрия Николаевича рассказать о наиболее важных моментах в истории развития неатомных подводных лодок после 1945 года. Его рассказ приводится ниже.
После Второй мировой войны нам навязали Холодную. Первое, что мы сделали — проект 613. Он создавался с учетом опыта — как нашего, так и немецкого, приобретенного в ходе Второй мировой войны. Проектно-конструкторскую документацию выполнил коллектив ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности. По данному проекту было построено 247 подводных лодок.
Параллельно наше конструкторское бюро спроектировало развитие этой небольшой прибрежной лодки как океанской, проекта 611. Она очень хорошо себя показала, и за свою работу группа сотрудников ЦКБ-18 получила Ленинскую премию. Следующим шагом в развитии отечественной линии дизель-электрических подводных лодок стал проект 641.
И если по проекту 611 были сделаны два десятка корпусов (26), то по проекту 641 — 76 единиц, в том числе 17 на экспорт. Индия стала первым иностранным заказчиком, для которого на советских верфях были построены подводные лодки по специальным экспортным проектам. В конце шестидесятых — начале семидесятых годов индийские ВМС получили восемь ДЭПЛ проектов И641 и И641К.
А тут подоспели и атомные субмарины. Военно-морские специалисты, а вместе с ними и гражданские, пришли к выводу: впредь надо строить только атомные подводные лодки, как это в тот момент уже делали Соединенные Штаты Америки. Но ведь у Америки было шесть стран-союзников (включая Японию), которые продолжали строить неатомные корабли для подводной составляющей военно-морских сил блока НАТО, а Советский Союз сам проектировал и строил свой подводный военно-морской флот.
На тему развития подводной компоненты флота шла большая политико-техническая борьба. В ней приняли участие такие сильные специалисты, как директор ЦКБ «Рубин» — данный пост в то время занимал Павел Петрович Пустынцев — и главный инженер Игорь Дмитриевич Спасский. Впоследствии, когда Спасский стал директором, мы отстояли необходимость наличия большого количества неатомных лодок в нашем флоте. Тогда был спроектирован корабль проекта 641 «Буки», как бы модернизация проекта 641, — такой был сделан политический маневр.
Проект 641 «Буки» отличался новой гидроакустикой. Кроме того, лодка была не крейсерская (как корабли Второй мировой войны типа «К» первой серии, спроектированные в нашем бюро под руководством Рудницкого), а с сильно приполненным носом и с сильно приполненной кормой. На этом корабле у нас были три линии вала, новая электроника, навигация и ряд других систем. Кроме того, на борту появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Узел», которая очень хорошо себя показала и до сих пор устанавливается на кораблях. На данную тему автор системы Марк Петрович Гальперин написал прекрасную книгу «Прыжок Кита» (всем рекомендую ее прочесть).
Всего на нижегородском заводе «Красное Сормово» по проекту 641 «Буки» с 1972 по 1983 гг. было построено 18 кораблей. От спроектированных ранее подводных лодок они отличались высокими характеристиками, достигнутыми при проведении модернизации, что позволяло отнести их ко второму послевоенному поколению ДЭПЛ.
Пришел момент, когда американские специалисты начали называть советские подводные лодки «ревущими коровами». Дело в том, что наши атомные субмарины, да и дизельные тоже, «гремели» так, что их присутствие и местоположение легко определялось военными кораблями НАТО, оснащенными мощными гидроакустическими комплексами. Перед коллективом ЦКБ «Рубин» была поставлена задача: создать лодку третьего поколения, которая бы в дуэльной ситуации выигрывала бой с любым подводным кораблем противника.
Итак, поставлена задача: в дуэльной ситуации выигрывать бой у любого вероятного противника. А для этого требуется, чтобы нас никто «не видел» — наша подводная лодка должна иметь очень низкую шумность. Во-вторых, наша собственная гидроакустика должна быть мощной, чтобы мы «видели» всех остальных. И, в-третьих, хорошее скорострельное оружие.
Создание такой лодки было поручено ЦКБ «Рубин», группе главного конструктора Ю.Н. Кормилицина.