Подводные лодки проекта 671 ерш типы подводных лодок вмф СССР и России

Появление в составе советского ВМФ атомных ПЛ проекта 671 ознаменовало начало новой эпохи в противостоянии флотов двух сверхдержав – с этого момента подводники ВМС США уже не могли чувствовать себя в безопасности. В первую очередь это относилось к ракетоносцам типа «Джордж Вашингтон».

Первые советские атомные ПЛ проекта 627 создавались прежде всего для борьбы с авианосцами и другими крупными надводными кораблями противника, а также для возможной атаки военно-морских баз при помощи сверхмощных атомных торпед. В соответствии с такими задачами приоритеты при создании этих АПЛ были определены в виде максимально мощного вооружения.

Однако спустя несколько лет стало ясно, что подводный атомоход может представлять даже более серьезную опасность – самым важным событием в конце 1950-х годов стало создание первых в мире подводных ракетоносцев с баллистическими ракетами. В течение 1960 года (фактически) в строй вошли четыре ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон». Противодействовать этой серьезнейшей угрозе предполагалось как при помощи противолодочной авиации, так и созданием специальных ПЛ-охотников, способных отыскивать и атаковать ракетоносцы противника. При этом важным требованием стало обеспечение максимальной скрытности лодки-охотника.

Подводный охотник ПРОЕКТ 671

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Основными направлениями работ при создании ПЛ проекта 671 стало снижение акустического и других физических полей, позволяющих обнаружить ПЛ; установка мощного гидроакустического комплекса для обнаружения и преследования противника в сочетании с высокой маневренностью и скоростью подводного хода. Разработка проекта была поручена тому же ленинградскому ОКБ-143, которое успешно справилось с задачей создания первых отечественных АПЛ проекта 627. Основой рабочего проекта послужили проработки Л. Самаркина, но главным конструктором в итоге был назначен более опытный Г. Чернышев.

При разработке проекта конструкторы выработали несколько базовых принципов, позволявших наделить лодку необходимыми качествами и при этом минимизировать водоизмещение: использование только трехфазного переменного тока для силовой сети, оптимизация обводов корпуса для подводного плавания, одна линия валов.

Увеличение диаметра корпуса (по сравнению с АПЛ проекта 627) дало возможность разместить более компактные атомные реакторы поперечно, что сократило длину лодки. Большое внимание уделялось автоматизации управления как силовой установкой, так и корабельными механизмами, включая систему стабилизации ПЛ по глубине. Вообще решение таких специфических задач, как борьба с ПЛ, было связано с многочисленными проблемами, например, обеспечения стрельбы из торпедных аппаратов на глубине до 250 м, но они были успешно преодолены. При конструировании корпуса, с учетом увеличенной до 400 м глубины погружения, появился соблазн применить титан, но отсутствие опыта его обработки заставило использовать конструкционную сталь АК-29.

Проект 671 «Ёрш» 671РТ, 671РТМ, 671РТМК (старый архив). Отечественные АПЛ СССР и России.

Проектирование лодки началось в 1960-м и к концу года было завершено. В течение 1961-1962 годов проходила отработка размещения оборудования, прокладка трубопроводов и кабельных трасс. Головная лодка серии была заложена 12 апреля 1963 года, спущена на воду 28 июля 1966 года и вступила в строй 5 ноября 1967-го (как раз к 50-летию Октябрьской революции).

Постройкой этой и 14 последующих «671-х» АПЛ занимался судостроительный завод № 196 в Ленинграде (Ново-Адмиралтейский завод); если первые лодки строили около 5 лет, то у последних этот срок сократился до 20 месяцев. По годам ввода в строй АПЛ проекта 671 распределялись следующим образом: 1967 – К-38; 1968 – К-69 (в 1977 переименована в К-369), К-147; 1969 – К-53, К-306; 1970 – К-323, К-370; 1971 – К-438, К-367; 1972 – К-314, К-398; 1973 – К-454, К-462; 1974 – К-469, К-481. К-314, К-454 и К-469 были достроены по измененному проекту 671В – в дополнение к торпедам они несли противолодочные ракеты «Вьюга-53», запускаемые из обычных торпедных аппаратов. Еще одна АПЛ, К-323, в 1984 году была модернизирована по проекту 671 К, получив на вооружение крылатые ракеты С-10 «Гранат» (также запускаемые из ТА) для ударов по наземным объектам с дальностью пуска до 2500 км.

20 ЛЕТ В СТРОЮ

Поступив на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов, «Ерши» занимались, конечно, не только охотой на подводные ракетоносцы, но и смежными задачами: сопровождением авианосных ударных групп (с целью выведения из строя именно «главного игрока»), охраной своих ПЛАРБ от лодок-охотников и действиями на коммуникациях противника.

Служба «Ершей» была богата разными событиями, но, к счастью, все 15 лодок дожили до окончания своего жизненного цикла. Некоторые наиболее примечательные эпизоды их службы стоит вспомнить. В начале 1976 года К-469 совершила (совместно с другой АПЛ) переход с Севера на Дальний Восток, однако не традиционным Северным морским путем, а по южному варианту – через Атлантику, пролив Дрейка и весь Тихий океан. На протяжении 22 тыс. миль лодка постоянно шла под водой, лишь один раз поднявшись на перископную глубину.

В августе 1977 года К-481 совершила подледный переход к Северному полюсу, сопровождая пробивавшийся к полюсу сквозь льды атомный ледокол «Арктика». 21 марта 1984 года К-314, имевшая задачу скрытно преследовать АУГ во главе с ударным авианосцем «Китти Хок» у побережья Кореи, при всплытии на перископную глубину оказалась как раз на пути авианосца. При столкновении она получила значительные повреждения, потеряла ход и была отбуксирована на базу.

19 сентября того же года на другом краю Земли, близ Гибралтара, К-53 при всплытии на перископную глубину столкнулась с советским сухогрузом «Братство», который только чудом не затонул. Лодка получила значительные повреждения и была отправлена в ремонт на базу. Служба первой серии АПЛ проекта 671 продолжалась около 25 лет: после завершения холодной войны держать в боевом составе лодки с заведомо низкими показателями по уровню шумности и не самым новым гидроакустическим оборудованием уже не имело смысла. В период с 1989 по 1994 годы все они были выведены из боевого состава и поставлены на отстой в ожидании разделки.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671 «ЕРШ»

В Санкт-Петербурге, рядом с Ново-Адмиралтейским заводом, установлен масштабный макет атомной подлодки проекта 671.

Прочный корпус состоял из цилиндрических участков и усеченных конусов. Шпангоуты (кроме кормовой оконечности) располагались снаружи. Обшивка легкого корпуса – с продольной системой набора. Его обводы оптимизированы для движения на большой скорости в подводном положении.

КОРПУС

Корпус делился на семь водонепроницаемых отсеков:

1-й – торпедный, аккумуляторный и жилой;
2- й – центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы;
3- й – реакторный;
4- й – турбинный (в нем же размещены и автономные турбоагрегаты);
5- й – электротехнический и вспомогательных механизмов, а также санблок;
6- й – жилой и дизель-генераторный;
7- й – рулевой (здесь же расположены гребные электродвигатели и камбуз).

Во время серийной постройки продолжались работы по совершенствованию ТТЭ, повышению надежности оборудования, устранению недостатков, выявленных в процессе постройки и эксплуатации. Особое внимание уделялось снижению шумности кораблей – на последних АПЛ серии ее снизили в 1,5-3 раза, а уровни помех ГАК в 1,5 раза по сравнению с первой.

На всех ПЛ, кроме первой, на наружный (легкий) корпус нанесено поглощающее противогидролокационное покрытие.

Читайте также:  Что такое коптит у лодки

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Главная энергетическая установка включала две паропроизводящих установки ОК-300 (водо-водяной реактор ВМ-4 тепловой мощностью 72 мВт и четыре парогенератора ПГ-4Т), автономные для каждого борта. Перезарядка активной зоны реактора – каждые восемь лет. Компоновка ядерных энергетических установок второго поколения была существенно изменена. Сократилось количество трубопроводов большого диаметра, соединяющих основные элементы установки. Большинство трубопроводов первого контура разместили в необитаемых помещениях и закрыли биологической защитой. Значительно усовершенствовали системы контрольно-измерительных приборов и автоматики; возросла доля дистанционно управляемых клапанов, задвижек, заслонок и т. п.

Паротурбинная установка состояла из главного турбозубчатого агрегата ГТЗА-615 и двух турбогенераторов ОК-2, вырабатывавших переменный ток 380 В (состояли из турбины и генератора мощностью 2000 кВт).

В качестве резервного средства движения на лодке установили два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (2 х 275 л. с), каждый из которых приводил во вращение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. Имелись две аккумуляторные батареи (по 112 элементов мощностью по 8000 А-ч), а также два 200-кВт дизель-генератора, связанных с системой РДП. Резервная установка предназначалась не столько для движения лодки при отказе ГЭУ, сколько для обеспечения максимальной скрытности за счет снижения шумов, связанных с работой ПТУ и охлаждения реактора на режимах большой мощности. Кроме того, за счет 2-винтовой схемы обеспечивалась несколько лучшая маневренность.

ВООРУЖЕНИЕ

Из-за необходимости разместить в носовой оконечности громоздкий ГАК «Рубин» установка торпедных аппаратов в этом же месте оказалась сложной задачей. Рассматривались даже варианты с бортовым размещением ТА под углом к корпусу, но применять оружие в этом случае было возможно лишь на невысокой скорости.

В итоге был принят классический вариант размещения ТА – в верхней трети первого отсека, в два горизонтальных ряда. По продольной оси корпуса, над первым рядом ТА, находился горизонтальный торпедно-погрузочный люк, перед которым располагался горизонтальный лоток для загрузки торпед. Торпеды затягивались в отсек, перемещались по лотку, загружались в аппараты и опускались на стеллажи при помощи гидроприводов. Такая схема позже использовалась на большинстве советских противолодочных АПЛ.

533-миллиметровые торпедные аппараты могли стрелять на глубинах до 250 м. В боекомплект входило 18 торпед 53-65К и СЭТ-65 или до 36 мин (из них 12 в ТА).

Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов. Для прицеливания и пуска торпед применялся прибор управления торпедной стрельбой «Брест-671». При перезарядке ТА использовалась система управления устройством быстрого заряжания торпед и подготовкой ТА «Кипарис».

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Предполагавшийся для установки на «Ерши» ГАК «Керчь» по решению Главного конструктора заменили новым ГАК «Рубин», значительно превосходившим «Керчь» по основным характеристикам.

«Рубин» имел максимальную дальность обнаружения целей около 50 км. В его состав входили носовой гидроакустический излучатель низкой частоты, высокочастотная антенна ГАС миноискания МГ-509 «Радиан» в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, станции звукоподводной связи и гидроакустической сигнализации. «Рубин» обеспечивал круговой обзор, независимое автоматическое сопровождение и определение курсовых углов целей, дальнометрирование методом эхолокации, а также обнаружение активных гидроакустических средств противника.

Однако эти сравнительно высокие (по сравнению с другими советскими ГАК) данные были, как всегда, получены ценой больших габаритов и веса: в частности, в носовой оконечности требовалось разместить узлы ГАК массой 20 т и объемом с жилую комнату 23 кв. м.

После модернизации, которые большинство лодок проходили в конце 1970-х годов, «Рубин» заменяли более совершенным ГАК «Рубикон» с инфразвуковым излучателем, с максимальной дальностью обнаружения более 200 км.

ОБОРУДОВАНИЕ

Подводная лодка была оснащена всеширотным навигационным комплексом «Сигма». Имелась телевизионная система наблюдения за общей и ледовой обстановкой МТ-70, способная, при благоприятных условиях, выдавать видовую информацию на глубине до 50 м.

Конструкторы стремились максимально автоматизировать управление техническими средствами и вооружением подводной лодки. Лодка была оснащена централизованной системой управления, регулирования и защиты АЭУ; комплексной системой управления пространственным маневрированием «Шпат», обеспечивавшей автоматическую стабилизацию курса и глубины погружения АПЛ на ходу и без хода, возможность дистанционного управления курсом и глубиной погружения; системой автоматической компенсации аварийных дифферентов и провалов по глубине «Турмалин»; системой централизованного автоматизированного управления общекорабельными системами (ОКС).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАТ ТИПА «ЕРШ»

  • Водоизмещение, т:
    – надводное: 4250
    – подводное: 6080
  • Размерения, м:
    – длина: 93,0
    – ширина: 10,6 (корпуса)
    – осадка: 7,2
  • ГЭУ: 2 реактора ВМ-4,1 ПТУ мощностью 31 000 л. с.
  • Скорость хода, узлов:
    – надводная: 11
    – подводная: 33,5
  • Автономность суток: 50 (ограничена лишь запасами продовольствия)
  • Вооружение: 6 х 533-мм торпедных аппаратов (боезапас – 18 торпед)
  • Экипаж, чел.: 68-76

Источник: warfor.me

АБПЛ пр.671 «Ёрш»

Назначение АПЛ пр.671: Атомная торпедная подводная лодка 2-го поколения проекта 671 «Ёрш» предназначалась для борьбы с ракетными ПЛ вероятного противника на позициях использования ими оружия, обеспечение развёртывания собственных ПЛАРБ, защита собственных кораблей от вражеских ПЛ, действия на коммуникациях противника, минных постановок.

Торпедное вооружение ПЛАРК пр.671:
6 носовых 533-мм торпедных аппарата
Запас — 12(торпед 53-65К или СЭТ-65) или 10 ПЛУР (81Р ПАРК «Вьюга-53»)
ПУТС «Брест-671»
Система подготовки ТА «Кипарис»

Внешний вид ПЛАРК пр.671:

А2-01 пр.671 - внешний вид

Проектирование АПЛ пр.671:
В декабре 1958 года Совет министров СССР принял Постановление о семилетнем плане (на 1959-1965 годы) проектирования и строительства АПЛ. Постановлением поручалось СКБ-143, к концу 1960 года создать проект средней подводной лодки противолодочной обороны с торпедным вооружением (пр.671).

Строительство АПЛ пр.671:

Тактический номер Завод Заложена Сдана Соединение
1 К-38, Б-38
пр.671-01 К-38
ЛАО
(ленинград)
зав. №-600
12.04.63 05.11.67 3-я див-я ПЛ СФ
2 К-69, К-369, Б-369 ЛАО
(ленинград)
зав. №-601
31.01.64 06.11.68
3 К-147, Б-147
22-02 пр.671-03 К-147
ЛАО
(ленинград)
зав. №-602
16.09.64 25.12.68
4 К-53, Б-53 ЛАО
(ленинград)
зав. №-603
16.12.64 30.09.69
5 К-306, Б-306 ЛАО
(ленинград)
зав. №-604
20.03.68 04.12.69
6 К-323, Б-323 «50 лет СССР» ЛАО
(ленинград)
зав. №-605
7 К-370, Б-370
22-02 пр.671-11 К-370
ЛАО
(ленинград)
зав. №-606
19.04.69 04.12.70
8 К-438, Б-438 ЛАО
(ленинград)
зав. №-608
13.06.69 15.10.71
9 К-367, Б-367 ЛАО
(ленинград)
зав. №-609
14.04.70 05.12.71
10 К-314, Б-314
пр.671-10 К-314
ЛАО
(ленинград)
зав. №-610
11 К-398, Б-398 ЛАО
(ленинград)
зав. №-611
12 К-454, Б-454 ЛАО
(ленинград)
зав. №-612
13 К-462, Б-462 ЛАО
(ленинград)
зав. №-01613
03.07.72 30.12.73
14 К-469, Б-469 ЛАО
(ленинград)
зав. №-01614
15 К-481, Б-481 ЛАО
(ленинград)
зав. №-01615
27.09.73 27.12.74

Устройство АПЛ пр.671:
Двухкорпусная, одновальная, девятиотсечная, легкий корпус был облицован нерезонансным противогидролокационным покрытием.
I отсек — торпедный, аккумуляторный
II отсек — центральный пост
III отсек — реакторный
IV отсек — турбинный
V отсек — электротехнический
VI отсек — жилой
VII отсек — рулевых механизмов

Тактико-технические данные АПЛ пр.671:
Кораблестроительные элементы
Lmax = 93 метра; Вmax = 7,2 метра; Тmax = метра;
Wнп = 3 500 тонн; Wпп = 4 700 тонн; ЗП = 34%
Нраб. = 320 метров; Нпред. = 400 метров;
Оперативно-тактические элементы:
Vнп = 10 узлов; Vпп = 32 узла;
Днп = миль; Дпп = миль(расчётная) при 80% мощности.
Обитаемость и запасы:
Экипаж — 68 человек; Автономность — 70 суток;
Запасы регенерации на -часов.
Пресная вода -тонн;
Питательная вода -тонн;
Дизельное топливо -тонны;
ВВД-200 — м³;

Читайте также:  Книга подводные лодки как это устроено

Чертёж АПЛ пр.671:

1 — носовая антенна ГАК «Рубин»; 2 — антенна ГАС миноискания «Радиан-1»; 3 — торпедные аппараты; 4 — торпедопогрузочный люк; 5 — 1-й отсек(торпедный); 6 — носовой аварийный буй; 7 — носовой люк; 8 — стеллажи запасных торпед; 9 — цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 10 — носовая дифферентная цистерна; 11 — аппаратная выгородка ПУТС «Брест-671» и ГАК «Рубин»; 12 — АБ; 13 — носовой горизонтальный руль с приводами; 14 — ЦГБ; 15 — 2-й отсек(центральный пост); 16 — антенны ГАК «Рубин»; 17 — ходовой мостик; 18 — репитер гирокомпаса; 19 — перископ «Орион-10»; 20 — ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 21 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»; 22 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 23 — ПМУ антенны «Ива-МВ» (КСС «Молния»); 24 — прочная рубка; 25 — центральный пост; 26 — выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 27 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем; 28 — баллоны системы ВВД; 29 — 3-й отсек(реакторный); 30 — реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и ЦБЗ; 31 — четвертый (турбинный) отсек; 32 — ПТУ; 33 — ГТЗА; 34 — главный упорный подшипник; 35 — конденсатор; 36 — 5-й отсек (электромеханический); 37 — кормовой аварийный буй; 38 — компрессоры системы ВВД; 39 — 6-й отсек(жилой); 40 — 7-й отсек(ГЭД и рулевых приводов); 41 — кормовая дифферентная цистерна; 42 — приводы горизонтальных рулей; 43 — вертикальные стабилизаторы.

Навигационное вооружение АПЛ пр.671:
Навигационный комплекс — «Сигма»
Зенитный перископ — «Орион-10»

Радиолокационное вооружение АПЛ пр.671:
РЛК «Каскад» МРК-50
СОРС «Залив-П»

Гидроакустическое вооружение АПЛ пр.671:
ГАК «Рубин» МГК-300

Средства связи АПЛ пр.671:
КВ передатчики —
УКВ приёмо-передатчик —
Радиоприёмник —

Энергетическая установка АПЛ пр.671: Одновальная, двухбортная, винт фиксированного шага.
2 водо-водяных ядерных реактора ВМ-4 суммарной тепловой мощностью 144 МВт;
1 паро-производительная установка ОК-300
1 главный турбозубчатый агрегат ГТЗА-615 31 000 л.с.
2 автономных турбогенератора по 2 000 кВт
2 группы свинцово-кислотной АБ типа 426-11
2 дизельгенератора по 200 кВт;
2 вспомогательных гребных ЭД с винтами фиксированного шага.
Телевизионный комплекс — МТ-70

Источник: oosif.ru

Проект 671 — основа советского подводного могущества

Проект 671 — основа советского подводного могущества

Разумеется, не снимались и традиционные для торпедных ПЛ задачи борьбы с надводными кораблями противника (в первую очередь — авиа­носцами), действия на коммуникациях, осуществления минных постановок и т.п.

ПЛАРБ пр.949 «Томск»

Работы по исследованию облика атомоходов 2-го поколения начались в СССР в конце 50-х годов. 28 августа 1958 г., в соот­ветствии с правительственным постановлением, для новых ПЛА развернулось проектирование унифицированной паропроизво­дящей установки. Приблизительно в то же время был объявлен конкурс проектов лодок 2-го поколения, в котором приняли учас­тие ведущие конструкторские коллективы страны, специализи­рующиеся на подводном кораблестроении — СКБ-143, ЦКБ-18 и СКБ-112 «Судопроект». По итогам конкурса СКБ-143 получило задание на проектирование атомной торпедной подводной лод­ки пр.671 (шифр «Ерш») с нормальным водоизмещение 2000 т и рабочей глубиной погружения не менее 300 м.

Отличитель­ной особенностью нового корабля должна была стать мощная гидроакустика (в условиях конкурса впервые специально огова­ривались размеры ГАС). Тактико -техническое задание на новый атомоход было утверждено 3 ноября 1959 г., в марте 1960 г. был выполнен эскизный, а в декабре того же года — технический проекты.

Создание ПЛА проекта 671 велось под руководством главного конструктора ГН. Чернышева. В 1960 году ленинград­ский Адмиралтейский завод приступил к подготовке строитель­ства серии новых торпедных атомоходов. Акт о приемке в со­став ВМФ СССР головной лодки пр.671 — К-38 () — председатель правительственной комиссии Герой Со­ветского Союза ГИ. Щедрин подписал 5 ноября 1967 г.

Атомная многоцелевая подводная лодка пр.671

С целью совершенствования ПЛА пр. 671 и усиления ее бо­евой эффективности СПМБМ «Малахит» в инициативном по­рядке выполнило в 1962 г. проработку лодки с двумя и четырьмя ТА калибра 650 мм. По ее результатам было признано целесо­образным разработать технический проект ПЛА с четырьмя ТА калибра 533 мм и двумя калибра 650 мм, присвоив ему номер 671РТ (ракето-торпеды). ПЛА пр.671 РТ (шифр «Семга») разра­ботана СПМБМ «Малахит» на базе пр.671 под руководством ГН. Чернышова.

В отличие от прототипа, эти ПЛА имели уве­личенные на 0.1-0.5 м диаметр прочного корпуса в районе но­сового отсека и центрального поста и длину корабля на 8.8 м. Количество отсеков прочного корпуса возросло до восьми, а в носовом отсеке установили герметичную горизонтальную платформу (для обеспечения надводной непотопляемости). Благодаря этому на корабле заменили два средних 533-мм ТА на два 650-мм ТА, ГАК «Рубин» — на «Рубикон» и выполни­ли ряд других конструктивных изменений. Внедрение нового оружия и других мероприятий, связанных со снижением уровня шумности лодки, привело к тому, что ее водоизмещение воз­росло примерно на 750 т. Хотя ПЛА пр.671 РТ по сравнению с пр.671 имели меньшую шумность практически во всем диапа­зоне частот, специалисты считают, что их скрытность не до конца отвечала требованиям времени. Данное обстоятельство заставило ограничить серию семью единицами и приступить к созданию ПЛА пр.671РТМ.

Бурное развитие науки, техники и про­мышленности создали предпосылки для более радикального совершенствования многоцелевых подводных лодок. Резко ужесточились требования к шумности ПЛА, появились более совершенные виды оружия (противолодочные ракето-торпе- ды, мины, а позже стратегические крыла­тые ракеты, стартующие из ТА). Быстро менялась элементная база, сами элек­тронные комплексы вооружения (штур­манское, гидроакустическое) и боевые информационно-управляющие системы, системы радиосвязи.

Параллельно с развертыванием ра­бот по созданию принципиально новых ПЛА пр. 945 и 971, в СССР было принято весьма успешное решение получить мак­симально возможное из конструкции лодок пр. 671 и 671РТ. В связи с этим СПМБМ «Малахит» во главе с главным конструк­тором ГН.

Чернышевым была создана еще одна модификация пЛа пр.671 с новейшим радиоэлектронным вооружением, по­лучившая индекс 671РТМ. В основу модернизированного про­екта 671Р) легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения — мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационно-уп- равляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фак­тически проект 671РТМ, так же как и ракетный подводный крей­сер проекта 667БДРМ, «плавно перешел» из второго в третье поколение атомоходов. ПЛА пр.671 РТМ предназначались для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий.

ПЛАРБ пр.941 уходит на боевое дежурство

ПЛА пр.671 РТМ, в отличие от пр.671 РТ имеют более совер­шенное радиотехническое вооружение, сниженный уровень первичных физических полей, увеличенную автономность и уси­ленные ледовые подкрепления ограждения рубки и выдвижных устройств. Кроме того, титановый обтекатель основной антенны ГАК заменили обтекателем из многослойного стеклопластика.

Эта работа проводилась с участием ЦНИИ «Океанприбор» (Е.Л. Шендеров), ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова (Б.П. Григорь­ев, М.К. Лерри и Н.А.

Писковитина), ЦНИИТС (Н.Г Сударева). В ЦНИИ «Океанприбор» (гл. конструктор В.В. Громковский) был со­здан акустический комплекс «Скат-КС». После тщательных про­работок было принято решение установить на подводную лодку БИУС «Омнибус», созданную НПО «Агат» (гл. конструктор А.И. Троян).

Читайте также:  Как конюхов пересек тихий океан на весельной лодке

Устаревший навигационный комплекс «Сигма» заменили новейшим комплексом «Медведица» (НПО «Азимут», гл. конс­труктор В.Г Пешехонов).

ПЛА пр. 949 «Гранит»

Размещение на ПЛА пр.671 РТМ перспективных радиоэлект­ронных средств значительно улучшило ее характеристики и по технической оснащенности приблизило их к ПЛА третьего поко­ления. Отработка уникальных комплексов «Омнибус», «Скат» и «Медведица» обеспечила впоследствии установку их на ПЛА третьего поколения пр. 945, 949 и 941.

Гидроакустический комплекс «Скат» обеспечивал обнару­жение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инф­развуковом диапазонах частот. Комплекс позволял обнару­живать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеука­зания торпедному оружию. По своим возможностям комплекс «Скат» втрое превосходил ГАК предшествующего поколения и вплотную приближался к американским комплексам (хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характерис­тикам). Максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, а также протяженная буксируемая инф­развуковая антенна, в свернутом виде размещавшаяся в спе­циальном бульбообразном контейнере, расположенном над вертикальным оперением лодки.

Навигационный комплекс «Медведица-671РТМ» обеспечи­вал непрерывную автоматическую выработку координат мес­та, курса, скорости относительно воды и грунта, углов борто­вой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие корабельные системы. Боевая инфор- мационно-управляющая система «Омнибус» производила ав­томатизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятие решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой. Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи «Молния-МЦ» с системой космической связи «Цунами-Б» и разведывательным комплексом.

ПЛАРБ пр.941 с открытыми люками ракетных шахт

Вооружение ПЛА проекта 671РТМ включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с боекомплектом из 18 боеприпасов калибром 533-мм (торпе­ды 53-65К или СЭТ-65, ПЛУР М-5 и 81Р), а также шести сверхмощных дальноходных торпед 65-76 калибром 650 мм. Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа «Голец» и средства гидроакус­тического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74 «Корунд-2»). Кроме того, ПЛА могла нести специальные диверси­онные управляемые снаряды «Сирена» и другие средства спецназначения.

Запуск ракеты с ПЛАРБ ТК-20 пр.941 в районе Северного полюса. Ноябрь,1986г.

Одним из важнейших элементов воо­ружения модернизированного атомохода стал противолодочный ракетный комплекс «Шквал», разра­ботка которого началась в соответствии с поставлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1960 г. «Идеологами» нового комплекса были ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского (ныне ГосНИЦ ЦАГИ), в частности академик ГВ. Логвинович.

Непосредственную разработку оружия осущест­влял НИИ-24 (ныне ГНПО «Регион») под руководством глав­ного конструктора И.Л. Меркулова (в дальнейшем его сменил В.Р. Серов, а завершил работу Е.Д. Раков). В состав комплекса «Шквал» входила сверхскоростная подводная ракета М-5, раз­вивающая 200 узлов (при дальности хода 11 км).

Это достига­лось использованием двигателя, работающего на гидро-реаги- рующем топливе, а также за счет движения снаряда в газовой каверне, обеспечивающей минимизацию гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посредством инерциальной системы, не чувствительной к помехам.

Первые пуски подвод­ной ракеты были выполнены на озере Иссык-Куль в 1964 г., а 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с ракетой М-5 был принят на вооружение ВМФ. Следует заметить, что аналогов этому высокоэффективному комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, попавшей в пре­делы его досягаемости, за рубежом не существует и в насто­ящее время.

Атомная многоцелевая подводная лодка пр.671 РТМ в Североморске

Большое количество мероприятий было проведено на ПЛА пр.671 РТМ для того, чтобы шумность этого корабля была не больше, чем американских многоцелевых атомных подводных лодок типа «Los Angeles». Был принят дополнительный комп­лекс мер по увеличению скрытности ПЛА за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (т.н. «отклю­чение фундаментов»), акустической развязке механизмов и конструкций.

На лодке появились выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами. От лодки к лодке пр.671 РТМ проводились различные модернизации (включая замену гребного семило­пастного винта двумя четырехлопастными, установленными по схеме «тандем»), направленные на снижение шумности. Однако из-за прекращения финансирования работ эту задачу полностью решить не удалось.

ПЛАРК «Воронеж» (бывш. К-119) пр.949-А, Северный флот, 25 июля 1999г.

Однако наиболее важным усовершенствованием, внед­ренным на ПЛА пр.671РТМК, стал принципиально новый тип оружия — стратегические малоразмерные дозвуковые крыла­тые ракеты «Гранат» с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащение ПЛА крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач как в обычной, так и в ядерной войнах.

ПЛА пр.671 РТМК могут наносить удары и по береговым целям. По своим массогабаритным ха­рактеристикам КР «Гранат» фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-миллиметровых торпедных аппа­ратов. В период с 1984 г. по 1992 г. на Адмиралтейском ССЗ построили семь кораблей по пр.671 РТМК. Технический проект модернизации также разработа­ло СПМБМ «Малахит».

ПЛАРК «Воронеж» (бывш. К-119) пр.949-А, Северный флот, 25 июля 1999г.

Основные характеристики ПЛА пр.671:

Вооружение

«Суперлодки» — сверх- скоростные «Лиры», сверх-глубоководные «Мар­сы», сверх-тихие «Барсы» — ставили рекорды скорости, глубины, продол­жительности скрытого слежения за противником и готовились выполнять сверхзадачи, собирая гвардейские вы­мпелы, ордена и почетные наимено­вания. Но главной силой были не они. Главной силой были «Ерши».

Сорок во­семь лодок проекта 671 «Ерш», 671РТ «Семга» и 671Р вошли в строй за 25 лет — с 1967 по 1992 гг. И их боялись и уважали. V — «VICTOR», «Победитель» — неспроста в НАТО для них выбрали именно эту кодировку, при том, что в начале 70-х были свободны­ми еще многие буквы. Еще более харак­терно наименование, неофициально данное этому типу лодок АНГЛИЙС­КИМИ моряками — «Черный Принц». Наименование распространилось и прижилось даже крепче, чем кодовое.

Именно «Ерши», «Семги» и «Щуки» были основой советского подводного могущества. Простые и дешевые — со стоимостью около 50 миллионов руб­лей и сроком постройки 11-15 месяцев, а некоторые подлодки и 8-9 месяцев, но чрезвычайно «зубастые», маневренные и автономные, они стали «дежурными постовыми» на всех важнейших мор­ских перекрестках, переняв эту роль у ДЭПЛ проекта 613. Там, где раньше крутилась стая в 10-11 «Виски», теперь дежурили 2-3 «Ерша», выполняя их за­дачи. С повышением ТТХ лодок появи­лась возможность уменьшить их число в каждом конкретном месте, но главный принцип — прикрытие всех критических зон — сохранился. «Ерши» были вез­де и нигде — у западной Гренландии и в проливе Дрейка, у Пирл-Харбора и в Аравийском море, в центральной Ат­лантике и в «ревущих сороковых».

Статья была опубликована в майском номере журнала «Наука и техника» за 2010 год

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статья Американская подлодка «потеряла» стелс-покрытие

Источник: tvoy-arsenal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...