История с боевыми походами дизель-электрической подлодки С-13 в деталях неизвестна до сих пор. Отдельные миссии были абсолютно секретными, а данные о некоторых задачах, выполненных экипажем субмарины, засекречены по сей день.
Лучшие на флоте
Экипаж подлодки С-13 за годы войны и боевой службы в самых опасных точках считался настоящим морским спецназом. Через год после поднятия флага и зачисления в состав флота командовать лодкой назначили капитана 3-го ранга Александра Маринеско. Репутация у опытного подводника была крайне спорной. С одной стороны, служба на подлодках с первого дня войны и яростные сражения на Балтике, с другой — волчий билет на вступление в партию за организацию пьянок и карточных игр на флоте.
В 1942 году на карьере (и жизни) Маринеско едва не поставили крест. Уходя на базу после атаки на немецкий конвой, Маринеско забыл предупредить советские корабли и не поднял флаг ВМФ. За это подлодка М-96 едва не была затоплена советскими сторожевиками — в самый последний момент Маринеско вышел на связь и попросил не открывать огонь.
Советская Подлодка Затопила Гигантский Океанский Лайнер
Почти сразу после этого в штабе флота ему оформили внеочередной нагоняй и фактически поставили перед выбором — либо увольнение с позором, либо трибунал за грубое нарушение инструкций и риск при выполнении боевой задачи. Однако Маринеско, если верить архивным документам, родился под счастливой звездой — дальше строгого выговора в штабе флота дело не пошло, и морской волк вскоре вернулся на службу. Правда, совсем на другую лодку.
«Тотошка», «Гаубица» и «Вдоводел»: 90 лет назад на вооружение принят легендарный пистолет ТТ
Принять командование и сразу кинуться в бой у Маринеско не получилось — в 1943 году, сразу после назначения, он влип в очередной пьяный скандал уже по новому месту службы, его профпригодностью вплотную заинтересовались чекисты. От расследования Маринеско спасли только послужной список и репутация «везучего охотника». Историк флота, бывший начальник БЧ-3 подводной лодки К-263 Сергей Мосальков отмечает, что у Маринеско был чуть ли не «дар обнаружения» кораблей противника.
Вообще, он (командир С-13. — Прим. Лайфа) никогда не хотел быть военным. Он всю жизнь мечтал о службе на торговом флоте. Но так сложилось, что судьба забросила его на боевые корабли. То ли он хотел приблизить наступление мирной жизни, то ли у него был природный талант, дар, который позволял чувствовать подлодку так, как не мог никто.
Например, он за пару минут мог посчитать точки для атаки вражеского транспорта — сам, без посторонней помощи, и через несколько часов точно провести атаку. Такая рутина сейчас считается нормальной — компьютеры считают всё с точностью до тысячной доли, но делать такое почти 80 лет назад, фактически на ощупь, — это фантастика
Историк флота, бывший начальник БЧ-3 подводной лодки К-263
9 октября под командованием Маринеско С-13 одерживает первую крупную победу — лишает хода и серьёзно повреждает немецкий транспорт Siegfried, для чего подлодка совершает экстренное всплытие и открывает огонь из бортовой 100-миллиметровой пушки Б-24. После этого подлодка ненадолго возвращается на базу, проходит небольшой ремонт и в 1945 году снова возвращается к охоте на немецкие корабли.
Подводная КАРТОННАЯ БАЗА Челлендж !
«Советский мул» и «летающий гроб»: почему самолёт Ан-8 любили и смертельно боялись одновременно
Большому кораблю — большая торпеда
За немецким транспортом советские подводники охотились неслучайно. На гражданских кораблях нацисты перевозили не только снаряды, технику и топливо, но и другое необходимое на войне имущество: продовольствие, лекарства и даже деньги. Кстати, на транспортные корабли союзников нацисты охотились по тому же принципу — печально известный конвой PQ-17 лишнее тому подтверждение.
В начале 1945 года судьба Третьего рейха фактически была решена — советская авиация, артиллерия, танки и пехота давили врага по всем фронтам. К началу Восточно-Прусской операции было понятно, что нацисты всеми способами будут пытаться либо сбежать, либо сохранить часть имущества для восстановления сил. На подрыв этой задачи, решать которую Третий рейх планировал в том числе с помощью флота, бросили советские подлодки.
«Воздушный перевал Дятлова»: Кто убил любимую хоккейную команду сына Сталина
30 января 1945 года подлодка С-13 обнаружила у берегов Польши корабль «Вильгельм Густлофф», переоборудованный нацистами в плавучий госпиталь. Трёх торпед было достаточно, чтобы судно, забитое ранеными нацистами и гражданским персоналом, начало крениться на правый борт.
Однако эта атака чуть не погубила С-13 — четвёртая торпеда, уже вставшая на боевой взвод, застряла в торпедном аппарате и едва не взорвалась. Лишь чудом её удалось деактивировать и загрузить обратно, после чего С-13 погрузилась и ушла далеко в море. Количество погибших на корабле «Вильгельм Густлофф» до сих пор не поддаётся точной оценке.
Согласно открытым данным, корабль мог быть десятикратно перегружен — вместо расчётной тысячи человек там могли находиться около 10 тысяч. Вместе с гражданскими три торпеды унесли жизни почти тысячи матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил Кригсмарине. Почти весь костяк немецкого подводного флота был уничтожен одним точным залпом.
Меньше чем через две недели экипаж С-13 напал на след другого немецкого корабля, использовавшегося командованием Третьего рейха как спасательное судно. До декабря «Генерал Штойбен» служил «ковчегом» для раненных в бою нацистов — современная система оказания медпомощи позволяла даже проводить на борту сложные операции. Поздно ночью 9 февраля 1945 года дежурный гидроакустик С-13 доложил командиру: «Слышу шумы винтов!» Не теряя времени, Маринеско приказал всплыть на перископную глубину — в оптику виднелись огни, а на фоне ночного неба чётко обозначились две крупные трубы, характерные для грузового корабля.
«Хорьх» против «Майбаха». Audi хочет возродить любимую марку машин Гитлера
Примерно до половины третьего ночи С-13 следовала параллельным курсом, но уже в 2:37 командир отдал команду: «Зарядить торпедные аппараты! Приготовиться к бою!» Ещё через десять минут С-13, словно взведённая пружина в ударном механизме, приготовилась к атаке. Ровно в 2:50 Маринеско скомандовал: «Огонь!» План атаки, идеально построенный опытным подводником, не давал «Генералу Штойбену» ни единого шанса на выживание — почти три тысячи раненых солдат вермахта и несколько сотен членов экипажа погибли за считаные минуты.
Герой или пьяница?
За проявленную доблесть и мужество при уничтожении двух самых крупных транспортных средств Третьего рейха Маринеско не только простили прошлые загулы и дисциплинарные взыскания, но и представили к званию Героя СССР. Однако получить Золотую Звезду он так и не смог — свою роль сыграли старые конфликты с командующим Балтийским флотом адмиралом Трибуцем и командиром бригады подводных лодок капитаном 1-го ранга Курниковым.
В итоге Александр Маринеско был награждён лишь орденом Красного Знамени. А в середине сентября 1945 года Маринеско снова «залетел» с алкоголем и навлёк на свою голову гнев наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова. В приказе, доведённом до штаба Балтийского флота, говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3-го ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота».
В ноябре того же года Маринеско был уволен в запас. Подводные лодки под его командованием совершили шесть боевых походов, а сам командир был признан рекордсменом среди советских подводников по суммарному тоннажу затопленных кораблей противника — более 42 тысяч тонн. Оспорить наказание и понижение в звании Маринеско удалось лишь через 15 лет. Только после отмены приказов командующего флотом он начал получать полноценную военную пенсию.
Источник: life.ru
Почему затопили легендарную атомную субмарину «Дмитрий Донской»: подлодка, ставшая кошмаром США
Знаменитая подводная лодка «Дмитрий Донской» была выведена из эксплуатации и будет утилизирована на военно-морской базе в Северодвинске.
Василий Макаров
Как сообщает ТАСС со ссылкой на главу общероссийского Движения поддержки флота Владимира Мальцева, тяжелый атомный подводный ракетный крейсер 941 «Дмитрий Донской» вышел из состава ВМФ России. Он и еще две атомные субмарины проекта «Тайфун» будут подвергнуты утилизации по причине истечения сроков эксплуатации. Мальцев подчеркнул, что имя подводной лодки унаследует новый корабль проекта «Борей-А», который в настоящее время строится на заводе «Севмаш».
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Акулы холодной войны
Сергей Бобылев/ТАСС
Российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (также известные как «Тайфун» от англ. Typhoon по кодификации НАТО) – это настоящие рекордсмены среди подводных судов. При водоизмещении 48 000 тонн они были настолько большими, что в 1970-х годах на голову превосходили любую подводную лодку. Для сравнения, полное водоизмещение знаменитого линкора Второй мировой войны «Бисмарк» составляло 50 900 тонн – а это был огромный наводный боевой корабль.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мощный, хорошо узнаваемый корпус подводных крейсеров типа «Тайфун» достигал 175 метров в длину и 75 метров в ширину, так что перепутать их с другими судами было непросто. Поступив на вооружение в 1981 году, российские крейсеры произвели огромное впечатление на весь западный мир и вдохновили Тома Клэнси на роман «Охота за «Красным Октябрём», по которому в 1990 году был снят одноименный фильм. Поскольку многие детали настоящего военного проекта были засекречены, а качество работы с материалом в те годы чаще всего оставляло желать лучшего, картина изобилует фантастическими, откровенно гипертрофированными подробностями о советском подводном «монстре».
Источник: www.techinsider.ru
У входа в бухту Золотой Рог рефрижератор таранил и потопил подводную лодку
Эта катастрофа советской подводной лодки, произошедшая в 1981 году, в историю советского флота вошла тем, что в операции по спасению впервые участвовала специальная спасательная подводная лодка. В этой статье мы расскажем о гибели советской подводной лодки С-178 в заливе Петра Великого.
История этого типа подводных лодок началась в 1945 году, после победы в Великой Отечественной войне. Советскому Союзу достались несколько типов немецких подводных лодок – от больших океанских до сверхмалых.
Ещё в 1942 году конструкторы ЦКБ-18 начали работы по проектированию средней подводной лодки, которая должна была прийти на смену советским подводным лодкам типов Щ («Щука») и С («Средняя»). Проекту присвоили номер 608. В 1944 году в Финском заливе была потоплена немецкая подводная лодка U-250 типа VIIC. Лодку подняли и привели в Кронштадт.
Главком ВМФ Адмирал Кузнецов приказал прекратить работы по проекту 608 и начать разрабатывать среднюю лодку по проекту 613, в основе которого должна была стать лодка VIIC. Дело в том, что эти немецкие лодки показали себя лучшими субмаринами Второй мировой войны, воевали во всех морях и океанах планеты.
Тогда это был эталон средней подводной лодки, и использовать решения, воплощенные в ней, было совсем не зазорно. Кроме этого, весной 1946 года из Великобритании в счёт репараций были получены около 15 немецких подводных лодок, в том числе 4 новейших средних лодок типа XXI. Именно они стали прототипами советского проекта 613.
Эскизный проект был сделан в 1947 году, лодки серийно строились с 1951 по 1957 годы. Эта была самая крупная серия советских подводных лодок за всю историю СССР. Всего было построено 215 подводных лодок проекта 613.
В НАТО они получили название «Whiskey» . Для своего времени лодки вышли удачными, до массового строительства атомных подводных лодок, на «шестьсот тринадцатые» легла основная нагрузка начального этапа «холодной войны» под водой. На базе проекта 613 были построены подводные лодки 18 проектов. Было потеряно всего две лодки – С-80 на Северном флоте (об этом будет следующая статья) и С-178 на Тихоокеанском флоте.
С-178 была построена в Горьком – ныне Нижний Новгород – на судостроительном заводе №112. Сегодня это завод «Красное Сормово». Лодка была спущена на воду в 1954 году. С 1961 по 1965 годы она была модернизирована по проекту 613В. За время своей службы на Тихоокеанском флоте лодка прошла 163 692 морские мили – 303 158 км.
Предпосылки катастрофы
Пословица гласит – «Каждая катастрофа имеет фамилию, имя и отчество». В нашей истории этих фамилий было несколько. 21 октября 1981 года подводная лодка С-178 возвращалась в базу. Трехдневный выход в море был рядовым. Сначала лодка была обеспечивающим кораблем для глубоководного – на 180 метров – погружения подводной лодки С-179.
После выполнения этой задачи, С-178 подошла к острову Русский для замера шумности. На борту лодки находился начальник штаба бригады капитан 2 ранга Владимир Яковлевич Каравеков. После второго задания С-178 пошла в базу. Командир лодки капитан 3 ранга Маранго В.А. вел субмарину в надводном положении, со скоростью 9 узлов – около 16 км/ч.
Погодные условия были удовлетворительными: волнение моря 2 балла, видимость для ночных условий была хорошая. Важным обстоятельством было то, что переборка между отсеками с дизелями и электродвигателями была раздраена. Кроме этого, так как начинался ужин, были открыты люки между 4 и 5 отсеками.
Британская пресса сообщила об обнаружении секретных чертежей атомной подлодки Anson на полу туалета в пабе, расположенном в нескольких минутах от верфи, где построили субмарину.
С-178 шла в бухту Золотой Рог через полигон боевой подготовки Тихоокеанского флота. До этого оперативный дежурный охраны водного района Приморской флотилии разнородных сил дал разрешение гражданскому судну «Рефрижератор-13» РФС-13 на выход из бухты Золотой Рог.
С одной стороны, эта информация не была доведена до экипажа С-178, с другой – старпом «Рефижератора-13», чтобы поскорее выйти в море, самостоятельно изменил курс, направив судно через полигон боевой подготовки. На рефрижераторе праздновали день рождения старпома Курдюмова, который в момент столкновения нес на рефрижераторе вахту. Необъяснимым является факт, что РФС-13 вышел в ночное время, не включив ходовых огней. Предпосылки к трагедии были созданы.
В 19-30 по хабаровскому времени вахтенные рефрижератора заметили бортовые огни подводной лодки. Они приняли их за огни рыбацкого сейнера. Рефрижератор не стал менять курс, так как на мостике полагали, что сейнер сам должен уступить им дорогу. Практически одновременно старпом РФС-13 увидел отметку от подводной лодки на радаре.
Пеленг от отметки не менялся, а это значит, что суда сближались. На С-178 акустик доложил о цели, но в центральном посту лодки этот доклад не восприняли всерьез. Дело в том, что общий шумовой фон в этом месте был сложным. Множество судов входят и выходят из порта Владивосток, поэтому командир лодки посчитал, что акустик ошибся.
Открытым остается вопрос – почему на мостике подводной лодки – а в момент столкновения на нем находились 12 человек – никто не заметил рефрижератор. Возможно, потому, что РФС-13 шел без огней.
В каждом порту действуют свои правила расхождения судов. В порту Владивостока гражданское судно обязано уступить подводной лодке, идущей в надводном положении. Почему старпом рефрижератора В.Ф. Курдюков не изменил курс, доподлинно не известно. Вероятно, он действительно считал отметку на радаре и визуально наблюдаемые огни сейнером.
Хотя он должен был понимать, что идет по полигону боевой подготовки флота, и к любому встречному судну надо относиться очень внимательно. На С-178 тоже явно расслабились, и визуальное наблюдение не было организовано должным образом. Огни рефрижератора на мостике лодки заметили слишком поздно. Командир успел приказать: «Право на борт! Сигнальщику осветить судно».
В 19-45 (то есть через 15 минут с момента визуального обнаружения!) «Рефрижератор-13» на скорости 8 узлов врезался в левый борт С-178 в районе 6-го отсека, сделав пробоину площадью 12 квадратных метров. За 20 секунд отсек был затоплен. Через 40 секунд после столкновения С-178 затонула. За эти секунды она приняла в корпус около 130 тонн воды. Лодка затонула на глубине 34 метра.
На «Рефрижератор-13» подняли 7 подводников из 12 человек, оказавшихся в воде. На рефрижераторе не сразу поняли, что произошло, и с запозданием застопорили двигатели. Подняли на борт командира лодки Маранго. Между ним и моряками рефрижератора состоялся такой диалог: «Кто такой? Откуда?
С подводной лодки, которую вы сукины дети, потопили». После таких слов с РФС-13 дали на берег радиограмму о случившимся с координатами столкновения. Через 15 минут оперативный дежурный Тихоокеанского флота объявил тревогу Аварийно-спасательному отряду Тихоокеанского флота.
Главная база Тихоокеанского флота была рядом, и на помощь подводникам вышли спасательные суда «Жигули», «Машук» и специальная спасательная подводная лодка БС-486 «Комсомолец Узбекистана». О ней стоит рассказать немного подробнее. С того момента, как подводные лодки стали реальной боевой силой, в России серьезно относились к вопросу спасения подводных лодок и их экипажей.
«Коммуна» в Севастополе, 2009 год (фото: wikipedia/George Chernilevsky)
Монумент появится в Северодвинске в Архангельской области. Там в скором времени появится памятник, в основу которого ляжет одна из самых быстроходных подводных лодок.
Первым специализированным спасателем подводных лодок стало построенное в 1915 году спасательное судно «Волхов». Это уникальный корабль. По архитектуре «Волхов» катамаран, то есть имеет два корпуса, соединенные мощными фермами. Подводную лодку поднимали между двух корпусов корабля. В 1922 году корабль получил новое имя – «Коммуна».
За свою карьеру спасателя «Волхов» — «Коммуна» подняла пять затонувших подводных лодок. Во время Великой Отечественной войны «Коммуна» использовалась для ремонта подводных лодок. Со временем параметры подводных лодок увеличились, и «Коммуна» уже не могла непосредственно поднимать лодки. Её перевели на Черноморский флот, и использовали для испытаний глубоководный аппаратов.
Сегодня «Коммуна» — носитель подводных аппаратов для спасения экипажей подводных лодок проекта 18270 шифр «Бестер». Корабль до сих пор является штатным спасателем Черноморского флота. Это самый старый корабль российского флота – ему 106 лет. Версия, объясняющая такое долголетие выглядит фантастически.
Сталь, из которого делали «Волхов» была специального типа, выплавленная с использованием технологии воронения. Рецептура выплавки утеряна. Но эта сталь не ржавеет. Звучит фантастически, но это так. При доковании в 1990 году износ корпуса составлял 3%! К тому времени «Коммуне» было 75 лет! Проверяющие структуры регулярно берут пробы металла с пера руля.
На корабле уже трижды меняли главный двигатель, а все остальные механизмы по степени износа работоспособны. «Коммуна» — это своеобразная машина времени. В кают-компании корабля стоит пианино, якобы подаренное экипажу императором Николаем II, а корабль служит в XXI веке. Автор лично наблюдал «Коммуну», участвовавшею во флотских учениях по спасению подводной лодки в сентябре 2019 года.
Спасательная подводная лодка проекта 940 (фото: wikipedia/defenseimagery.mil)
По степени уникальности «Коммуне» соответствуют и две спасательные подводные лодки проекта 940 шифр «Ленок». В НАТО эти лодки классифицировали как класс «India». Это были большие – подводное водоизмещение 5 100 тонн – дизель-электрические подводные лодки. На их палубе были ниши, в которых находились два спасательных глубоководных аппарата проекта 1837.
Лодки планировались использоваться следующим образом. «Ленок» с помощью своей аппаратуры и аппаратуры спасательных судов определяло место на дне, где находилась аварийная подводная лодка. Лодка-спасатель ложилась на грунт в непосредственной близости от аварийной лодки. Экипажи спасательных аппаратов переходили с «Ленка» в свои глубоководные аппараты, отстыковывались, и стыковались к люкам аварийной подводной лодки. После чего экипаж аварийной лодки пересаживался на них, и его доставляли на лодку-спасатель. Всего были построены две лодки проекта 940 – БС-486 «Комсомолец Узбекистана» для Тихоокеанского флота и БС-257 для Северного флота.
В 21-00 с «Рефрижератора-13» обнаружили спасательный буй С-178. Уже через 50 минут спасательные корабли подошли к месту аварии. На следующий день, 22 октября, в 8-45 впервые в истории БС-486 начала спасение экипажа реально затонувшей подводной лодки. Но обнаружение С-178 затянулось, и спасательные работы начались только в 03-03 23 октября. Получилось так, что все, кто мог спастись, покинули С-178 самостоятельно.
18 человек из 4, 5, 6 отсеков погибли в течение нескольких минут. Они не успели закрыть герметичные люки. Четыре подводника загерметизировались в 7-м отсеке, оставшиеся в живых члены экипажа – в 1 и 2-ом отсеках. Подводники, находящиеся в 7 отсеке пытались выйти через кормовые торпедные аппараты. Но у них это не получилось.
Все четверо погибли. В 1 и 2 отсеках оказались начальник штаба бригады Владимир Каравеков и старпом подводной лодки капитан-лейтенант Сергей Кубынин. У начальника штаба бригады произошел инфаркт, и спасением людей стал заниматься Кубынин. В спасении моряков из носовых отсеков сыграло свою роль следующее обстоятельство.
Дизель-электрические подводные лодки при выходе на боевую службу несли две торпеды с ядерной боеголовкой. Ими заряжали носовые торпедные аппараты №№3 и 4. Но поскольку С-178 выходила обеспечивающей лодкой и на замер шумности, этих торпед на лодке не было, и торпедные аппараты были свободны. Именно через них и спаслись подводники. Кубынин придумал нехитрый психологический трюк.
Для поднятия настроения матросам он присвоил им знаки отличия — «Специалист 1-го класса», «Отличник ВМФ», «Мастер ВМФ». Выпустили спасательный буй и по нему отправили наверх двух матросов. Их подобрал спасательное судно «Машук». Так как помощь с «Ленка» запаздывала, наверх отправили еще троих.
Они самостоятельно всплыли, их заметили со спасательных кораблей, но не успели живыми поднять на борт. Все трое утонули. В плане спасательной операции было много непоследовательного. Из-за неграмотного приказа водолазы с БС-486 засунули в торпедный аппарат резиновые мешки с продовольствием, чем нарушили план спасения.
Когда торпедные аппараты очистили, началась операция спасения. Подводника из торпедного аппарата встречали шесть водолазов с БС-486 и отводили их в барокамеру спасательной лодки. Но водолазы-спасатели встретили только первых шесть подводников, остальные всплывали самостоятельно вверх, так как не знали, где лежит на грунте БС-486. При всплытии погиб еще один подводник.
Источник: versia.ru