Подводные лодки как класс боевых кораблей быстро развиваются и совершенствуются. На их вооружении появляются новые крылатые и баллистические ракеты, мины, торпеды и роботизированные комплексы. За счет внедрения новейших энергетических установок и различного оборудования улучшаются характеристики субмарин, пишет украинский интернет-портал Defence Express.
Ведущие морские державы активно развивают подводную компоненту своих ВМС и ВМФ. Подлодки стали важным элементом стратегического сдерживания и отстаивания интересов государств. Особого внимания заслуживает деятельность российских подлодок в Арктике, Северной Атлантике, у берегов Сирии и в акватории Черного моря.
Например, в Черном море российские подлодки абсолютно не стесняясь работают группами, имитируя торпедные и ракетные атаки на корабли стран НАТО. При этом в Арктике россияне провели комплексные военные учения «Умка-2021». Вашингтон демонстративно проигнорировал «угрозы» Москвы.
По сведениям Military Balance 2021 (издание Международного Института стратегических исследований), членами всемирного элитного ядерного клуба пока остаются шесть стран, флоты которых имеют атомные подлодки. Это США (14 стратегических ракетных и 54 многоцелевых), Китай (6 ракетных и 52 многоцелевых, из которых 6 и 12 – атомные), Россия (12 стратегических ракетных и 26 многоцелевых), Великобритания (4 и 7), Франция (4 и 4) и Индия (1 и 15). Все подлодки США, Великобритании и Франции – атомные, у других флотов стоят на вооружении как атомные, так и дизель-электрические подлодки. Через время в ядерный клуб может вступить Бразилия, которая начала программу создания собственных атомных подлодок.
В 2019 году США заказали 9 новых многоцелевых субмарин типа Virginia, 8 из них получат по 28 дополнительных модулей для стрельбы крылатыми ракетами Tomahawk. Следующим шагом станет строительство 12 новейших стратегических подлодок типа Ohio с 16-ю БРПЛ.
ВМС Китая также пополняются новыми атомными и дизель-электрическими. К 2030 году Пекин планирует нарастить численность подводного флота до 76 единиц. Прежде всего, речь идет о развертывании новых многоцелевых подлодок типа 095 (аналог американской Virginia) и стратегических ракетных АПЛ типа 096. При этом китайцы постепенно сокращают свое технологическое отставание от Запада.
В 2021 году ВМФ РФ должен пополниться стратегической АПЛ «Князь Олег» (проект 955А «Борей-А») и многоцелевыми АПЛ «Казань» и «Новосибирск» (проект 885 «Ясень»). К 2028 году россияне планируют построить ещё 5 АПЛ проекта 955А «Борей-А». Кроме того, Москва продолжает вводить в эксплуатацию многоцелевые дизель-электрические подлодки. В этом году ВМФ РФ получат подлодку «Магадан» (проект 636.3). До 2024 года у России будет 6 таких подлодок.
Особую опасность представляет тяжелая торпеда с атомной силовой установкой 2M39 «Посейдон» с ядерной боевой частью в 2 мегатонны и дальностью действия до 10 тыс. км. Носителями этих «суперторпед» должны стать АПЛ специального назначения (проект 09852). Первая из них – АПЛ «Белгород» (проходит испытания). Россия разрабатывает и другое подводное оружие, различные глубоководные аппараты для нарушения коммуникаций, кабелей, установки подслушивающего оборудования и для других целей.
- Использованы фотографии: http://mil.ru/
Источник: topcor.ru
Малые, удалые, скрытные и страшные. О перспективных российских субмаринах
«Горгона» станет многоцелевой лодкой, способной бороться с кораблями и выполнять диверсионные миссии. Фото со страницы ОСК в Facebook.
Сервалы – дикие хищные кошки – отличаются осторожностью и ловкостью. Они смело бросаются на добычу, нередко превышающую их по размерам.
Такими же качествами будут обладать и неатомные подводные лодки проекта П-750Б «Сервал», разработку которых ведет Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит». Об этом стало известно из недавно опубликованного годового отчета этой проектной организации за минувший год. Бюро создает проект «Сервал» в инициативном порядке для продвижения этих лодок на экспорт.
НАСЛЕДНИКИ «ПИРАНИЙ»
Наряду с работами по многоцелевым АПЛ проектов 671 «Ерш», 671РТ «Семга», 671РТМ/671РТМК «Щука», 971 «Щука-Б», 885/885М «Ясень»/«Ясень-М» и перспективным АПЛ проекта 545 «Лайка» бюро «Малахит» всегда занималось проектированием малых и сверхмалых субмарин, а также глубоководных подводных аппаратов.
Самыми популярными из них благодаря участию в фильме «Особенности национальной рыбалки» стали малые дизель-электрические лодки проекта 865 «Пиранья». При подводном водоизмещении 387 т, длине 28,2 м и ширине 4,74 м с корпусом из титанового сплава и экипажем из трех человек лодка развивала под водой скорость в 6,5 узла и могла погружаться на глубину до 200 м.
«Пираньи» предназначались для разведки, противодействия противнику в прибрежных акваториях и доставки боевых пловцов к месту высадки или диверсий. Мини-субмарины могли принять шесть боевых пловцов, которые выпускались и принимались через шлюзовую камеру. В средней части корпуса находились два контейнера, где размещались четыре буксировщика боевых пловцов типа «Протон» или два транспортера типа «Сирена-У». Эти лодки вместо снаряжения водолазов несли две торпеды или две мины.
Для «Пираний» в конце 1980-х годов ленинградским Специальным конструкторским бюро котлостроения (СКБК) была создана воздухонезависимая энергетическая установка «Кристалл-20» мощностью 130 кВт с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Ее внедрение позволило бы в разы увеличить дальность подводного хода. В августе 1991 года после всесторонних испытаний эта ВНЭУ была принята Министерством обороны. Но после распада СССР ни инновационные энергетические установки, ни подводные лодки, оснащенные ими, оказались не нужны.
Однако «Малахит» продолжил работы по малым и сверхмалым подлодкам. Появились проекты 370-тонной «Пираньи-Т», вооруженной двумя 533-мм и восемью 400-мм торпедами, 750-тонной П-550 с удвоенным вооружением. А 960-тонные П-750 предполагалось оснащать не только торпедами и минами, но и четырьмя крылатыми ракетами Club-S (экспортная модификация «Калибра-ПЛ») в вертикальных пусковых установках в ограждении выдвижных устройств. Все эти МПЛ должны были являться носителями шести боевых пловцов.
Среди новых проектов выделялись П-650Э на базе П-550 и П-750Э на платформе П-750. Их планировалось обеспечить ВНЭУ. Такие лодки резко прибавляли в дальности подводного плавания по сравнению с прототипами. Так, если П-750 ныряла на 280 миль, то П-750Э – на 1200 миль. Но дело уперлось в сами воздухонезависимые энергетические установки, которые, увы, не появлялись.
ВЫХЛОП – В МОРОЗИЛЬНИКЕ
Тогда «Малахит» совместно с Центральным научно-исследовательским институтом судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ) в инициативном порядке начал разработку газотурбинных двигателей замкнутого цикла (ГТД ЗЦ), работающих на гребной электродвигатель мощностью 2500 кВт. То есть они одинаково функционируют, когда лодка находится в подводном и надводном положении. Топливо – дизельное. При надводном ходе в качестве окислителя выступает атмосферный воздух. Когда субмарина погружается, используется жидкий кислород, который хранится в сосудах Дьюара – больших металлических термосах.
Преимущество такого двигателя не только в том, что он работает под водой. ГТД ЗЦ позволяет длительное время поддерживать высокую подводную скорость – не менее десяти узлов, тогда как ВНЭУ на ЭХГ (топливных элементах) и с двигателями Стирлинга – не более пяти узлов.
Выделяемая турбиной газовая смесь очищается, замораживается и хранится в специальных холодильниках, то есть ничего не выбрасывается за борт. Это не только забота об экологии, но и элемент обеспечения скрытности НАПЛ.
ГТД ЗЦ создается для НАПЛ проекта П-750Б. Ее модель впервые была показана на питерском Международном военно-морском салоне 2019 года, на форуме «Армия-2019», а затем и на форуме «Армия-2020», где этот проект уже выступал под собственным именем «Сервал».
С КОШАЧЬЕЙ СКРЫТНОСТЬЮ
Нормальное водоизмещение этой НАПЛ, выполненной из стали и композитных материалов, – около 1450 т, длина – 66 м, ширина – порядка 7 м, предельная глубина погружения – 300 м.
Благодаря широкому внедрению средств автоматизации экипаж будет состоять из 18–20 человек. Кроме того, П-750Б сможет принимать до 16 боевых пловцов, которых к месту диверсии или высадки на берег доставит мини-подлодка модернизированного проекта 908 «Тритон-2». Вооружение субмарины – 12 единиц. Это торпеды (включая противоторпеды «Пакет-ПЛ»), мины и крылатые ракеты Club-S, предназначенные для поражения морских и береговых целей. Другими словами, субмарина сможет выполнять не только тактические, но и стратегические задачи.
«Сервал» способен непрерывно находиться под водой до 12 суток, преодолевая при этом 1200 миль. Движитель – водометный, типа pump-jet, снижающий акустическое поле субмарины. Максимальная скорость подводного хода – 18 узлов, экономическая – 4 узла. Автономность – до 30 суток при дальности плавания 4300 миль.
«Малахит» продолжает совершенствовать свое детище – в направлении реализации сменно-модульной концепции полезной нагрузки, включающей вооружение, средства самообороны, групповые подводные средства движения и необитаемые подводные аппараты. Все они могут размещаться за пределами прочного корпуса.
Комплектация в зависимости от поставленных задач может меняться перед каждым новым выходом в море. Разумеется, в зависимости от пожеланий заказчика сама базовая конструкция НАПЛ тоже способна трансформироваться. Для «Сервала» ведется разработка новых образцов радиоэлектронной техники, рассматриваются различные варианты движительного комплекса.
На Международном военно-морском салоне нынешнего года демонстрировалась модель П-750Б, в носовой части которой имеются створки для выпуска и приема сверхмалой подлодки «Тритон-2». Однако диверсионная составляющая не будет снижать ударный потенциал «Сервала». Это лодка многоцелевая.
Как уже отмечалось, проект ориентирован на экспорт. Но такие малые НАПЛ очень нужны и отечественному флоту. Особенно на Балтике, Черном и Каспийском морях, где действия субмарин более крупного водоизмещения в реальных боевых условиях будут сильно ограничены, а с «Ладами» все не ладится. По мнению бывшего начальника оперативного управления Главного штаба ВМФ РФ вице-адмирала Виктора Патрушева, «группировки таких лодок могли бы действовать и в районе Курил и в любом другом районе, где необходимо малыми, но эффективными средствами обеспечить безопасность в угрожаемый период».
Способные долгое время находиться под водой и имеющие малую заметность «Сервалы» способны выполнять самый широкий круг задач современной вооруженной борьбы на море.
СТРАШНЫЙ ЛИК «ГОРГОНЫ»
Из того же отчета СПМБМ «Малахит» стало известно, что специалисты этого бюро наряду с П-750Б сформировали облик малой атомной подводной лодки типа «Горгона». Но если о НАПЛ «Сервал» благодаря ее экспортной ориентации известно достаточно много, то о «Горгоне» – абсолютно ничего.
Напомним, что горгоны – мифические древнегреческие крылатые чудовища, покрытые непробиваемой чешуей, с медными конечностями и извивающимися ядовитыми змеями вместо волос. Всякий встретившийся с ними взглядом превращался в камень. Персею с помощью зеркального щита, позаимствованного у богини Афины, удалось отсечь голову Горгоны Медузы. Голова ее украсила щит Афины, который стал символом защиты от всех напастей. Вот такая диалектика.
Попробуем теперь разобраться с малахитовской «Горгоной». Во-первых, для чего нужны подобные АПЛ военному флоту России?
Судите сами. По количеству многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США, Великобритании и Франции в разы превосходят число российских АПЛ. Супостаты посменно «висят» в районах наших баз. И когда наши лодки выходят в океан, они часто берут их на сопровождение прямо при выходе из баз. Приходится изобретать тактические уловки, дабы уйти от преследования.
Эти мероприятия требуют времени и денег, но не дают стопроцентной гарантии избавления от «хвоста».
Когда к нашим воздушным границам подлетают натовские бомбардировщики, разведчики или истребители, в небо поднимаются перехватчики Су. Нечто подобное требуется и в морских глубинах. Только плотная противолодочная оборона в ближней морской зоне способна оградить от назойливого внимания натовских субмарин российские военно-морские базы.
А самое эффективное средство противолодочной обороны – подводные лодки. Малые АПЛ водоизмещением 1500–2500 т способны выполнить эту работу на Севере и на Тихом океане. Кроме того, имея неограниченную дальность плавания, большую автономность и скорость, эти субмарины могут взять на себя роль лидеров «Ясеней» и «Лаек» при прорыве противолодочных рубежей противника.
Но возможно ли создание компактных многоцелевых АПЛ? Несомненно, возможно.
ПОД ЗВУКИ «ЛИРЫ»
Еще в 1960-х годах «Малахитом» была разработана высокоскоростная и высокоавтоматизированная АПЛ проекта 705/705К «Лира». Первоначально бюро предлагало однокорпусную субмарину водоизмещением 1500 т с экипажем из 16 человек. Но эксплуатант, то есть военно-морской флот, потребовал делать «Лиру» двухкорпусной. Пришлось по желанию заказчика сделать и другие «улучшения». В результате подводное водоизмещение АПЛ выросло до 3180 т, а экипаж увеличился до 32 человек.
Серийные АПЛ проекта 705К развивали под водой 41-узловую скорость хода и погружались на глубину до 450 м. Лодки обладали замечательными маневренными качествами. На циркуляцию с разворотом на 180° им требовалось всего 42 секунды.
Субмарины просто убегали от американских противолодочных торпед Mk 46 и Mk 48. Они располагали комплексной автоматизированной боевой информационно-управляющей системой «Аккорд», через которую не только управлялась АПЛ, но и решались задачи по применению оружия, сбору и обработке тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения и дистанционного управления техническими средствами. «Лиры» несли 20 торпед, которые выстреливались через шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов.
Многие характеристики «Лир» остаются непревзойденными и по сей день. Эти лодки даже внешне отличались от отечественных и зарубежных АПЛ. Форма их была идеальна для подводного плавания: корпус имел веретенообразную форму, и с ним «сливалось» хорошо обтекаемое лимузинное ограждение выдвижных устройств. На лодках этого типа впервые в мировой практике применили всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на всех членов экипажа.
Но, увы, у этих лодок были недостатки. Больше всего хлопот доставляли атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, которые так и не удалось довести до ума. Механика тоже заставляла желать лучшего. «Лиры» сильно «гремели» на высоких скоростях.
С тех пор как первая лодка проекта 705 была спущена на воду, минуло более полувека. Появились новые технологии и в ядерной энергетике, и в подводном кораблестроении, в том числе по снижению шумности атомоходов.
При создании «Горгоны» конструкторы «Малахита», безусловно, могут использовать богатый собственный опыт работы по уникальным атомным глубоководным станциям – по сути дела, тем же малым АПЛ специального назначения. Подводное водоизмещение АГС проекта 18510 «Нельма» – 1000 т, а проектов 1910 «Кашалот» и 10831 «Калитка» – по 2000 т. То есть они вполне могут быть отнесены к малым атомным подводным лодкам.
Другими словами, у конструкторов «Малахита» есть необходимый потенциал для разработки малой боевой АПЛ нового поколения.
Александр Иванин
Александр Сергеевич Иванин – военный журналист.
Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Источник: vpk.name
В чем секрет малозаметности новой подводной лодки Королевского флота класса «Dreadnought»
Новая подводная лодка Королевского флота класса «Dreadnought» обещает быть самой малозаметной. Первые две лодки Dreadnought и Valiant, в которые внесены существенные изменения в конструкцию в сравнении с существующими, уже находятся в стадии строительства. Предполагается, что они будут введены в состав флота Великобритании в 2030-х годах.
Скорость, глубина и меры противодействия могут помочь подводной лодке спастись, но незаметность — лучший способ выжить. Поэтому строящиеся сегодня подводные лодки будут более малозаметными, чем те, которые уже находятся в эксплуатации.
Новый класс подводных лодок Dreadnought для Королевского флот Великобритании, который в настоящее время находится в стадии строительства, включает инновационные возможности, которые обещают вывести скрытность подводных аппаратов на новый уровень.
Четыре подводные лодки класса «Dreadnought» строятся, чтобы заменить нынешний флот лодок класса «Авангард». Они будут вооружены ракетами Trident D5 для обеспечения преимущества Соединенного Королевства на море. Их размер будет несколько больше существующих для возможности реализации ряда новых стелс-технологий. На подводной арене быть незаметным в основном означает быть тихим, поэтому новые лодки будут самыми тихими.
С 1980-х годов на подводных лодках устанавливаются звукоизолирующие «безэховые» плитки. А нынешнее поколение Astute Class имеет безэховое покрытие. Это обеспечивает лучшую подгонку и оптимальные характеристики по сравнению с добавлением плитки уже после того, как лодка построена.
Корпус Astute полностью покрыт безэховой плиткой. К этому добавляется отчетливая скула, проходящая вокруг носовой части, а верхняя часть корпуса и плавник расположены под углом, чтобы уменьшить отражения сонара.
В конструкции Dreadnought скул проходит по всей длине корпуса. Это свидетельствует о новом дизайне таких подводных лодок.
У Dreadnought внешний корпус полностью закрывает цилиндрический внутренний корпус. При этом внешний корпус будет намного легче, чем основная конструкция «двойного корпуса», типичная для российских подводных лодок. И цель у него другая. У общего ракетного отсека, который будет таким же, как у ВМС США класса Columbia, корпус подводной лодки остается однокорпусным.
Это означает, что у него внутри есть укрепляющие кольца (называемые рамками). У российских лодок эти шпангоуты установлены снаружи между двумя корпусами, и внешний корпус используется как часть их конструкции.
Для отражения входящего активного сонара, внешний корпус будет покрыт безэховой плиткой. И вероятно безэховые покрытия распространятся внутрь, в затопляемую зону между внутренним и внешним корпусами.
Некоторые другие конструкторы также перенимают этот новый подход созданию подводных лодок с двойным корпусом. Тип-212CD, разработанный в Германии, будет иметь еще более заметный изогнутый внешний корпус. Однако нет никаких предположений, что британский дизайн заимствован у немецкой лодки. А комплексная многослойная безэховая обработка, вероятно, уникальна.
Внешний корпус также имеет некоторые преимущества, создавая больше места под корпусом. Можно предположить, что это пространство сможет вместить будущие датчики, беспилотные подводные аппараты и средства противодействия. Также представляется вероятным, что гидролокаторы с боковой антенной решеткой будут установлены заподлицо с внешним корпусом. Это будет значительно лучше, чем у нынешних британских и американских лодок, в которые они добавлены в виде заплат.
Другие улучшения скрытности будут внутренними. В течение многих лет в ведущих флотах, основные разработки в создании малозаметности подводных лодок направлены на более тихую двигательную установку. Лодки Королевского флота в этом отношении уже сейчас считаются очень тихими. Но Dreadnought будет иметь новый турбоэлектрический привод.
Турбоэлектрические приводы используют ядерный реактор для выработки электроэнергии, передаваемой на электродвигатель, который приводит в движение лодку. Это значительно тише, чем при прямом вращении карданного вала привода движителя. В то время как турбоэлектрические приводы использовались на борту атомных подводных лодок и раньше, этот (вместе с классом Columbia ВМС США) будет первым, когда такой привод будет использоваться на лодках серийного производства. А на Dreadnought он будет работать с улучшенным, более тихим насосно-реактивным движителем.
Как и самые малозаметные из существующих подводных лодок, Dreadnought будет иметь средства защиты от электромагнитного обнаружения и отслеживания. И можно предположить, что его внешняя поверхность будет отличаться от предыдущих версий.
Конечно, не все из запланированного будет реализовано в окончательном варианте, но об этом можно будет узнать только когда лодка будет спущена на воду. Существует естественная тенденция к секретности конструкции подводных лодок. И кроме того, часто некоторые функции добавляются или удаляются уже во время строительства, зачастую по причинам стоимости. Однако, исходя из того, что известно в настоящее время, можно ожидать, что класс «Dreadnought» выйдет на новый уровень скрытности.
Источник: naukatehnika.com