Летом 1983 года АПЛ К-429, основное вооружение которой – крылатые ракеты, во время дифферентовки в районе бухты Саранной, легла на грунт на глубине порядка 38 метров – в результате аварии погибло 14 моряков-подводников.
Весной 1983 года, после длительного похода, К-429 прошла межпоходовый ремонт, а ее экипаж отправлен на отдых. Но уже 20 июня командиром дивизии подлодок Алкаевым Н.Н. был вызван командир 379-го экипажа Суворов Н.М., которому он озвучил незапланированную задачу – выйти на К-429 в море с целью закрытия дивизионного плана БП.
Так как часть экипажа отпустили в отпуск, на АПЛ было менее половины команды, а для личного состава не планировалось выполнения в этот период боевых упражнений, Суворов Н.М. попытался отказаться, ссылаясь на неготовность как самой АПЛ, так и экипажа.
Но, под давлением комдива и угрозами «исключения из рядов КПСС» и «пойдешь под трибунал», Суворов был вынужден выполнить приказ Алкаева о выходе атомохода в море. Хотя все инструкции и наставления запрещает держать в постоянной боеготовности экипажи, если в них заменено более 30 % моряков.
Почему затонула субмарина с миллиардерами на борту? Экспедиция к Титанику
Немного позднее 379-ый экипаж после проверки допустили к проведению торпедных стрельб непосредственно штабом дивизии, а уже на следующий день К-429 была принята от 228-го 379-м экипажем при отсутствии их командиров. Причем Суворов не подписал запись в Журнале готовности оперативного дежурного о готовности корабля и команды.
В итоге для проведения учебных стрельб на АПЛ К-429 для выполнения поставленной задачи вышли 106 моряков, включая 48 человек из 379-го экипажа, 58 подводников из 228-го и двух экипажей других атомных лодок. Кроме того, для обучения на лодку были дополнительно взяты еще 14 молодых моряков.
Вечером 24 июня АПЛ К-429 1983 года покинула бухту Крашенинникова. Помимо трех практических ракет, на лодку также были загружены боевые ракеты и торпеды.
В 22 ч 46 мин атомоход зашел в бухту Саранная для проведения дифферентовки, и в 23 ч 18 мин командир приказал принять главный балласт.
Но, при начале заполнения ЦГБ, глубиномеры показали, что лодка остается на поверхности. После чего командир БЧ-5, в целях ускорения погружения, начал заполнять уравнительные цистерны.
В результате, К-429 получила отрицательную плавучесть и начала быстро погружаться, что не было замечено ни командиром, ни другими офицерами в ЦП, так как при межпоходовом ремонте глубиномеры в ЦП были заглушены, а сами заглушки после ремонта просто «забыли» убрать.
В 23 ч 30 мин поступили сразу два доклада о поступлении забортной воды в I и IV отсеки лодки через систему вентиляции, после чего связь с IV отсеком прекратилась.
Примерно в это же время вода начала поступать и во II и III отсеки, также через систему корабельной вентиляции. Но, после закрытия клинкетов (заслонок) вентиляционной системы, поступление воды в первый, второй и третий отсеки прекратилось.
Подлодка с туристами ЗАТОНУЛА у места крушения Титаника
Далее командир БЧ-5 начал продувать все группы ЦГБ подавая ВВД, но из-за открытых клапанов вентиляции ЦГБ, весь поданный воздух высокого давления просто вышел за борт, а общий запас ВВД снизился до 20 %.
В итоге АПЛ К-429 опустилась на грунт с дифферентом 0,5° на нос и получив крен 15° на левый борт. Приборы во II отсеке показали глубину 37 метров.
- I отсек – затоплен на 75%;
- II отсек – затоплен на 75%;
- III отсек (центральный) – вода не поступала;
- IV отсек – был затоплен в течение 3 минут полностью, в нем было 17 моряков, из которых три человека успели покинуть отсек, а оставшиеся 14 подводников остались согласно ст. 23 Наставления по борьбе за живучесть подводных лодок, хотя также имели возможность выйти из отсека;
- V отсек – в течение непродолжительного времени также был затоплен через клапан выравнивания давления с четвертым отсеком;
- в VI и VII отсеки остались сухими, поступления забортной воды замечено не было.
Далее стало известно, что в I, II, III, VI и VII отсеках атомохода находилось 106 моряков-подводников, из них 31 – в первом и 48 – во втором отсеках лодки.
В отсеках АПЛ, где находился экипаж, имелись 60 комплектов аппаратов ИДА-59М, а также около 40 гидрокомбинезонов, которые были рассчитаны на штатный экипаж в 87 человек, а в море, напомним, на К-429 вышло 120 моряков. Помимо этого, часть «идашек» осталась в затопленном четвертом отсеке.
Аппарат ИДА-59М
Также выяснилось, что почти все аварийно и спасательные средства лодки неисправны – так, выяснилось, крышка ВСУ оказалась приварена, лебедка ВСУ оказалась разобранной, были повреждены устройства отдачи обоих АСБ (аварийно-спасательных буев), а у прочной рубки III отсека оказался неисправен кингстон затопления.
Таким образом, ни об аварии, ни о месте затопления АПЛ К-429 службы флота не знали, а выйти из лодки на поверхность экипаж мог только через АСЛ (аварийно-спасательный люк) в корме и торпедные аппараты носового отсека.
На фоне этого командир АПЛ решил отправить на поверхность пару моряков-добровольцев, которые должны сообщить командованию о случившейся аварии, состоянии корабля и экипажа, а также точные координаты лодки.
Около 4 часов мичманы Н.Мерзликин и М.Лесник поочередно начали выход из аварийной лодки через трубу ТА. Моряки достаточно долго плыли в сторону берега и, по счастливой случайности, были обнаружены с малого противолодочного корабля МПК-178. Поднятых на борт подводников моряки корабля приняли за иностранных диверсантов и отказывались верить, что они вспыли с затонувшей подводной лодки. Затем, однако, разобрались и командир МПК-178 связался через свое командование с Камчатской флотилией на предмет затонувших в заливе подлодок. Только тогда в штабе стало известно, что во время дифферентовки К-429 лежит на грунте.
Спустя 12 часов к месту аварии подошли три спасательных судна и сторожевой корабль «Сторожевой». Также прибыла лодка аналогичного проекта, в которой планировать проводить декомпрессию личного состава, выходящего из аварийной АПЛ. На третий день к району аварии К-429 стянулись основные спасательные суда флотилии, а на одном из них находился Главком ВМФ С.Г.Горшков.
На аварийной лодке ситуация продолжала осложняться – ночью 25 числа в третьем отсеке взорвалась АКБ. К счастью, пожара не произошло, но отсек оказался сильно загазован и находящиеся здесь моряки по приказу перешли во второй отсек.
В связи с этим командир решил перевести часть моряков из второго в первый отсек, а во втором отсеке применили установки химрегенерации воздуха и дышать находящемуся здесь личному составу стало легче.
На второй день заточения раздался более мощный взрыв аккумуляторной батареи уже в первом отсеке атомохода, что еще более осложнило ситуацию на аварийной лодке.
Вследствие взрывов АКБ были разгерметизированы аккумуляторные ямы, а скопившаяся в отсеках вода смешалась с электролитом, что вызвало выделение хлора в довольно серьезной концентрации. Таким образом, давление поднялось до уровня до 0,8 кг/см2, а из-за сильной загазованности, в отсеках можно было находиться только с ИДА-59.
Кроме того, положение экипажа лодки осложнило падение температуры воздуха в отсеках – спустя двое суток после затопления АПЛ она не превышала 12°С.
На фоне этого, капитан 1-го ранга А.А.Гусев, являющийся старшим по должности на борту атомохода, принял командование на себя, о чем была сделана соответствующая запись в вахтенном журнале.
По расчетам майора медслужбы Краснова А.И., который был штатным врачом, если дополнительно не подавать кислород на борт АПЛ, то моряки в носовых отсеках продержатся около 56 часов, а в кормовых максимум протянут 92 часа.
В это время спасательными судами флотилии была налажена с АПЛ – с лодки она осуществлялась ударами по корпусу, а на лодку информация передавалась с помощью звукоподводной связи.
Спасательный колокол СК-59, из-за малой глубины и крена, не смог пристыковаться к АСЛ лодки, после чего моряков решили выводить через трубы торпедных аппаратов. То есть, спасателям нужно было только обеспечивать вентиляцию отсеков лодки, а также встречать выходящих моряков.
Памятник спасательному колоколу СК-59
Перед началом выхода первых подводников выяснилось, что из 100 аппаратов ИДА-59, только в 10 из них в баллончиках был кислород, а некоторые маски были повреждены. После запроса водолазы со спасательных судов через торпедный аппарат передали баллончики с кислородом и ближе к вечеру начался выход моряков по четыре человека за раз – больше просто не помещалось в аппарате.
После начала выхода случилась трагедия – один из моряков замешкался и попятился назад, ударив при этом по аппарату ИДА-59 следующего за ним матроса Сенюкова. Это привело к тому, что матрос получил серьезнейшую баротравму и скончался. В дальнейшем выход через ТА на поверхность осуществляли по три человека.
Вывод подводников из кормы позволял осуществить аварийно-спасательный люк седьмого отсека, но представление о нем, как выяснилось, имел только мичман В.П.Баев – бывший водолаз-инструктор.
Мичман объявил находящимся в кормовых отсеках морякам о том, что знает как покинуть лодку через АСЛ и собирался первым выйти для выпуска буй-вьюшки. Но ему, как опытному подводнику, было предложено остаться на борту до выхода всех моряков из отсека.
Первыми через АСЛ седьмого отсека начали выход матросы Черошников и Закиров, с которым на спасательные суда был передан доклад об обстановке и просьба передать аппараты ИДА-59, а также водолазное снаряжение и продукты.
Здесь также произошла трагедия – у выходившего Закирова не получилось выпустить буй-вьюшку и он настоял на повторной попытке. Это у него получилось, но из-за неисправности карабина матрос не смог отцепиться от буйрепа и погиб.
На следующий день выход моряков из VII отсека продолжился и за 4 часа на борт спасательного судна были подняты 16 подводников. Перед выходом мичман Баев подробно инструктировал моряков о действиях при покидании аварийной лодки.
Затем через АСЛ VII отсека вышли Вашуркин, Киреев, Бондарчук, Насонов и Саблин, после чего Баев остался в отсеке один. Мичман подготовил ИДА-59, который сам собрал из нескольких неисправных аппаратов, и 26 июня около 19 часов сообщил о выходе. Причем на поверхности Баев оказался только в 1 час 30 минут 27 числа – долгий выход он объяснил с проблемами в шахте АСЛ, во время решения которых несколько раз терял сознание.
Здесь нужно отметить, что мичман Баев В.П. после аварии был повышен в звании до старего мичмана, переведен на должность главного боцмана и награжден орденом Красной Звезды.
Последними с аварийной лодки эвакуировались начальник штаба капитан 1-го ранга А.А.Гусев, командир 379 экипажа капитан 1-го ранга Н.М.Суворов, старший механик 379 экипажа капитан 2-го ранга Б.Е.Лиховозов и замполит 379 экипажа капитан 2-го ранга И. Пузик.
Поднятие затонувшей АПЛ К-429
После поднятия лодки силами АСС флота и проведения расследования, комиссией была выявлена неисправность блока управления захлопками вентиляционных клапанов, приведшая к затоплению четвертого отсека и дальнейшим событиям.
При всплытии капитан 1 ранга Суворов понял на поверхность дифферентовочный журнал К-429, а позднее, уже на берегу, по просьбе командира дивизии Алкаева подписал несколько документов, включая «Журнал готовности». То есть, Суворов по сути, сам подписывал себе приговор, прикрывая начальство.
Через три месяца командира К-429 отдали под суд, а во время следствия важные документы «терялись» (пример – журнал дифферентовки – прим. ред. GlavPaluba.ru) или просто переписывались. При этом обвиняли Суворова те самые начальники, которые просили его подписать нужные документы задним числом.
Суд, на который Суворов требовал пригласить своих начальников, отправивших его в море, несмотря на неготовность лодки и экипажа, проходил в течение недели и закончился вполне предсказуемо для тех времен.
Командирe К-429 Суворовe суд назначил 10 лет колонии-поселения, а командир БЧ-5 назначили 8 лет. Через три года Суворов был амнистирован, вышел на свободу и до 1998 года пытался «найти правду».
Что любопытно, 13 октября 1985 года, АПЛ К-429 повторно затонула прямо у причала во время ремонта, на который уже было израсходовано порядка 300 млн руб. Дальнейший ремонт атомохода был признан нецелесообразным и корабль был переоборудован в учебное судно.
Источник: glavpaluba.ru
Подводная лодка затонула когда
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Военный — это не профессия. Это половая ориентация…
Трагедия К-429: Тонули? Забудьте!
- 9 апр, 2011 at 3:05 PM
Четверть века назад в камчатской бухте Саранная затонула атомная подлодка К-429. В Советском Союзе трагедию засекретили, в новой России особенно не вспоминали. А зря. Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами К-429 проекта 670А «Скат» из состава 2-й флотилии ПЛ Тихоокеанского флота затонула 24 июня 1983 года.
Эта авария выглядит наиболее дико в ряду прочих подводных катастроф, поскольку в данном случае причиной гибели подводной лодки явились исключительно лишь действия экипажа, ухитрившегося в обыденной ситуации нарушить все мыслимые и немыслимые инструкции и запреты. С другой стороны, это был единственный случай в мировой истории, когда из затонувшей на 40-метровой глубине субмарины 104 человека экипажа вышли живыми.
Мягкая посадка на грунт
В июне 1983 года атомная субмарина К-429 под руководством капитана первого ранга Николая Суворова вообще не должна была идти в море. Но на его беду командование вдруг вспомнило, что не выполнен план торпедных стрельб. В экстренном порядке стали формировать экипаж. Подводников отзывали из отпусков, собирали с разных кораблей.
В поход в итоге отправили 120 человек вместо положенных по штату 87. Потом, когда атомоход затонул, на берегу долго не могли составить список всех, кто находился на его борту.
Причиной той катастрофы стала не техника, а люди. Лодку не проверили на герметичность, и она начала погружение с открытыми вентиляционными люками. Морская вода мощным потоком хлынула в четвёртый отсек.
— Володя Лещук лишь на секунду забежал к нам, крикнул, что лодку заливает, и вернулся на рабочее место. Больше мы не видели ни его, ни ещё 13 ребят, — вспоминает Юрий Трофимов, служивший командиром дивизиона живучести. — Мы задраили переборку и молча смотрели, как она снизу доверху запотевает — по уровню поступления воды в соседний отсек. Стало понятно: все, кто в нём находился, погибли.
Лодка тем временем мягко погрузилась на грунт, на борту погас свет. Выпустить радиобуй, подающий сигналы бедствия, не удалось: он оказался намертво приварен к корпусу. Индивидуальных спасательных аппаратов на всех не хватило — людей было больше, чем положено по штату. Не приходилось рассчитывать и на спасательную камеру.
Её крышка была намертво закреплена проволокой — чтобы не потерялась. Потеря крышки тогда каралась лишением части зарплаты, вот подводники её и прикрутили.
Надо было как-то сообщить на землю, что лодка затонула. С рассветом решили отправить на поверхность мичманов Михаила Лестника и Николая Мерзликина. Выпускали их через торпедные аппараты. Чтобы освободить проход, одну из торпед вручную отодвинули в сторону.
— Командир сказал: «Это не приказ, а просьба, Николай Иванович, вы можете отказаться», — вспоминает Николай Мерзликин. — Выпустили буй с канатом, не спеша начали подниматься. А потом увидели солнце. Повезло, что волны понесли нас к берегу. Мы поддули гидрокостюмы и поплыли, как на надувных матрацах.
По удивительно счастливой случайности в бухту в тот день зашло пограничное судно. Вестовых сначала приняли за диверсантов, но быстро разобрались, в чём дело. Спасательная операция с этого момента приобрела всесоюзный масштаб.
Торпедой — по берегу
Вызволяли моряков двумя путями. Те, кто находился в носовой части, выходили через торпедный аппарат, те, кто на корме, — через аварийно-спасательный люк. Обстановка на борту накалялась. Нервы сдали у секретаря парторганизации. Он настаивал, чтобы его выпустили в первую очередь, говорил, что партия этого не забудет, обещал содержать семьи тех, кто останется и погибнет.
Ему сначала сделали успокаивающий укол и только потом отправили на поверхность. Больше никто из моряков его не видел.
А на третьи сутки из торпедного аппарата извлекли труп. У матроса-срочника не выдержало сердце.
— Это был один из самых сложных моментов, — рассказывает нынешний мэр города Вилючинска Александр Маркман, руководивший тогда операцией в первом отсеке, — я подумал, что не имею морального права отправлять людей на погибель… Но, слава богу, с нами были закалённые во всех морях мичманы, которые выводили матросов.
Подводники попытались ускорить своё самоосвобождение. Для этого нужно было очистить второй торпедный аппарат. Впервые в истории подлодка выстрелила по берегу боевой торпедой. Но она даже из шахты не вышла — увязла в тине. Операция продолжалась четверо суток, но при необходимости подводники могли продержаться и неделю.
Пресной воды и продовольствия у них было достаточно.
И матросы, и офицеры мужественно вели себя в затонувшей субмарине. Но настоящим героем называют всё же одного человека — Василия Баева. Мичман, прошедший подготовку на подводного диверсанта, руководил спасением в кормовых отсеках. Он снарядил и отправил наружу всех своих сослуживцев.
А когда остался один, ему передали просьбу главнокомандующего ВМФ — по возможности не затапливать отсек. Профессионалы утверждают: это была практически невыполнимая просьба. Однако Баев её выполнил. В борьбе за опустевший отсек он провёл 6 часов, сильно ударился головой, несколько раз терял сознание.
А когда наконец поднялся на поверхность, услышал в полуобморочном состоянии разговор спасателей: «Не шевелится, мёртвый, наверное». Но Баев выжил. Оказавшись на борту спасательного судна, он, качаясь, подошёл к главнокомандующему и доложил, что поставленная задача выполнена…
Подъем с глубины
29 июня 1983 года начались судоподъёмные работы. Общее руководство ими осуществлял командующий ТОФ адмирал В.Сидоров. Была создана экспедиция, наачльником которой назначили начальника тыла ТОФ вице-адмирала М. Косяченко. В состав экспедиции были переданы 9 спасательных судов, 11 судов обеспечения и 4 плавсредства. Численность судоподъёмных групп – 130 человек.
Все работы по подъёму АПЛ с момента аварии заняли менее 40 суток, что явилось рекордом для мирровой практики таких операций. При проведении работ по подъёму лодки было задействовано 152 водолаза со всех флотов, ими было вывполнено более 1600 водолазных спусков, в общей сложности они отработали под водой около 4000 часов.
6 августа К-429 подняли и отбуксировали в мелководный полигон, где положили на грунт на глубине 16 метров.После этого был осушен реакторный отсек и вручную опущены до нижних упоров компенсирующие решетки ( во время аварии блокировка сработала, однако концы стержней-поглотителей не дошли до конца на 70мм и весь период аварии реактор работал на 0,5% мощности ). Радиационная обстановка оставалась в норме. 8 августа К-429 поствавили на плав и отбуксировали к пирсу в п. Советском. 13 августа её завели в плавдок судоремонтного завода. В этом заводе она ровно через год, 13 августа 1985 года, умудрилась утонуть повторно у стенки, но в этом уже была вина ремонтников завода.
Дважды утопленница
…На пирсе спасённых офицеров встречал финансист части с чемоданом денег. Каждый желающий мог перехватить рублей сто-двести. Столичные психологи гадали: сколько же времени потребуется морякам для снятия стресса — 18 суток или 20? Им хватило гораздо меньше, да и без помощи психологов они обошлись.
К военному санаторию, в котором временно поселили подводников, приставили вооружённую охрану. Охранники бегали за водкой в близлежащий посёлок. Вскоре начался разбор заплывов. В подозреваемые сначала записали всех, но на скамье подсудимых оказались лишь двое — командир лодки Николай Суворов и командир БЧ-5 Борис Лиховозов. Первый получил 10 лет колонии, второй — 8.
В 80-е годы в особом отделе подводникам настоятельно рекомендовали забыть о том, что случилось. 24 июня они тайком ходили на кладбище, поминали товарищей. Сегодня им не от кого скрываться, но с каждым годом людей на эти встречи приходит всё меньше. Уже нет в живых Суворова, Лиховозова. Трагически сложилась судьба Василия Баева.
Адмиралы сулили ему уйму наград и материальных благ, но ограничились вручением ордена Красной Звезды. Когда Василий попытался добиться правды, его упекли в сумасшедший дом. Затем справедливость восторжествовала — Баева даже избрали почётным гражданином закрытого города Вилючинска. А потом дала о себе знать травма, полученная на подлодке. Несколько лет назад Василий Баев скончался.
Погибла и невезучая субмарина. Её успешно подняли с грунта. Но при первом же выходе с завода после ремонта она камнем ушла под воду прямо у пирса. «Дважды утопленницу» отправили на утилизацию. Теперь о ней напоминает лишь мемориальная плита в Вилючинске. Здесь выбиты имена 16 моряков, погибших на боевом посту.
Они не сражались за Родину, а выполняли план, о котором 25 лет назад вдруг вспомнили советские адмиралы…
Источник: hmurich.livejournal.com
ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Документальное и честное расследование о том, ПОЧЕМУ и КАК погибла подлодка «Курск» и ее героический экипаж! (Видео)
Почему погибла подлодка «Курск» — великолепный российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей»? «Россиянское» руководство тогда заявило, что, мол, произошла авария в торпедном отсеке ракетоносца. Однако в свободный доступ поступили фотографии корпуса субмарины (которые потом старались не афишировать в официальных СМИ), на которых явственно виден след торпедной пробоины.