Подводная лодка ясень размеры

Класс Ясень, российские обозначения Пр.885 Ясень и Пр.885М Ясень-М (рус. : Ясень, лит. ‘ясень ‘, Отчетное имя НАТО : Я. sen ), также обозначаемые как класс Graney, представляют собой серию новейших ядерных подводных лодок с крылатыми ракетами, разработанных Малахитом и строится Севмаш для ВМФ России. Основанный на проектах Акула класса и Альфа класса, класс Ясень призван заменить нынешние атомные подводные лодки советского времени ВМФ России.

История

Подводные лодки типа «Ясень» были спроектированы Центральным конструкторским бюро «Малахит», созданным на базе СКБ-143 и ЦКБ-16. Работы по первоначальному проекту планировалось начать в 1977 году и завершить в 1985 году. Малахит является одним из трех советских / российских центров проектирования подводных лодок, наряду с ОКБ Рубина и ЦКБ Лазурит.

Строительство первой подводной лодки началось 21 декабря 1993 года, ее спуск на воду намечен на 1995 год, а сдача в эксплуатацию — на 1998 год. Однако реализация проекта была отложена из-за финансовых проблем, и в 1996 году выяснилось, что работы на подводной лодке полностью прекратились. В некоторых сообщениях говорилось, что по состоянию на 1999 год подводная лодка была укомплектована менее чем на 10 процентов. В 2003 году проект получил дополнительное финансирование, и работы по доводке лодки продолжились.

АПЛ проекта Ясень против проекта Вирджиния. Сравнение многоцелевых подводных лодок России и США

В 2004 г. сообщалось, что работа над подводной лодкой продвигается вперед, но из-за приоритета, отданного новому классу Борей ПЛАРБ, головная часть класса «Северодвинск» не будет готов до 2010 года. В июле 2006 года заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Владислав Путилин заявил, что две подводные лодки класса «Ясень» должны поступить в состав ВМФ до 2015 года.

24 июля 2009 года начались работы на второй подводной лодке «Казань». 26 июля командование ВМФ России объявило, что, начиная с 2011 года, будет закладываться по одной многоцелевой подводной лодке каждый год, хотя и не обязательно этого класса.

Отчет от августа 2009 года из США Управления военно-морского флота Разведка оценила подводные лодки класса «Ясень» как самые тихие или наименее обнаруживаемые из современных российских и китайских атомных подводных лодок, но сообщила, что они все еще не так тихи, как современные подводные лодки ВМС США (например, подводные лодки классов Seawolf и Virginia).

В апреле 2010 года сообщалось, что 7 мая спуск первого катера отложен по «техническим причинам». Тогда на сентябрь 2011 года были запланированы спуск первой подлодки и начало ходовых испытаний.

Церемония спуска российской подводной лодки «Северодвинск».

К-329 «Северодвинск» отправился в свой первый рейс в сентябре 2011 года для проведения ходовые испытания.

Их НЕЛЬЗЯ заметить? Подводная лодка Ясень — проект 885

9 ноября 2011 года Россия подписала контракт на поставку еще четырех подводных лодок класса «Ясень» до 2016 года.

26 июля 2013 года была заложена третья подводная лодка, названная Новосибирск вниз.

30 декабря 2013 г. Северодвинск был передан ВМФ России. Церемония поднятия флага состоялась 17 июня 2014 года в ознаменование его ввода в состав ВМФ России.

В октябре 2014 года один из высших офицеров подводных лодок ВМС США контр-адмирал Дэйв Джонсон, Военно-морские системы Руководитель программы командования подводных лодок сказал: «Мы столкнемся с серьезными потенциальными противниками. Достаточно взглянуть на Северодвинск, российскую версию атомной подводной лодки с управляемыми ракетами (ПЛАРК). Я настолько впечатлен этим кораблем, что я Кардерок построил модель из несекретных данных ».

Согласно 60 минут, безымянный Пентагон официальные лица утверждали, что Северодвинск «соскользнул в Атлантический океан и в течение нескольких недель уклонялся от всех попыток найти ее» летом 2018 года.

Казань, по слухам, была активна вместе с 5 другие атомные подводные лодки в северной части Атлантического океана весной 2020 года.

Дизайн

Дизайн судна заявлен как современный. Предполагается, что атомные подводные лодки класса «Ясень» вооружены крылатыми ракетами наземного нападения, противокорабельными ракетами, противолодочными ракетами, включая П-800 Оникс SLCM, Kalibr семейства SLCM или 3M51 SLCM.

Калибр-ПЛ имеет несколько вариантов, в том числе противокорабельный комплекс 3М54К (конечный сверхзвуковой) и 3М54К1 (дозвуковой), противолодочный противолодочный комплекс 91Р1 и вариант наземной атаки 3М14К. В перспективе возможна установка гиперзвуковых крылатых ракет 3М22 «Циркон » на модернизированные катера 855М. Каждая подлодка может нести 32 крылатые ракеты «Калибр» или 24 «Оникс» (по другим данным, 40 «Калибр» и 32 «Оникс»), которые хранятся в восьми (десять для 855М) вертикальных пусковых установках (дополнительные ракеты могут находиться в торпедном отделении за счет торпед). Он также будет иметь десять 533-мм орудий, а также мины и противолодочные ракеты, такие как РПК-7.

. Это первая российская подводная лодка, оснащенная сферическим гидролокатором, обозначенным как МГК-600. Иртыш-Амфора. Аппарат (предположительно гидроакустический комплекс «Иртыш / Амфора») был испытан на модифицированной подводной лодке класса «Янки». Гидролокатор состоит из сферической носовой решетки, фланговых решеток и буксируемой группы.

Из-за большого размера этой сферической группы торпедные аппараты имеют наклон. Другими словами, внешние двери торпедного аппарата расположены не в носовой части, как в предыдущем классе Akula, а сдвинуты в корму. Корпус изготовлен из маломагнитной стали.

В отличие от предыдущих российских подводных лодок с двойным корпусом, у подводных лодок типа «Ясень» в основном однокорпусный. Экипаж класса «Ясень» составляет 85 человек на проекте 885 и 64 человека на проекте 885М, что свидетельствует о высокой степени автоматизации различных систем подводной лодки. Экипаж новейшей американской субмарины класса Вирджиния для сравнения составляет 134 человека.

Подводные лодки класса «Ясень» первыми оснащены ядерным реактором четвертого поколения.. Реактор, построенный ОКБМ Африкантова, предположительно будет иметь срок службы активной зоны 25-30 лет и не требует дозаправки. Паровые турбины поставляет Калужский турбинный завод. Считается, что установка реактора КТП-6 нового поколения на лодках «Ясень-М» значительно снизит их уровень шума : первый контур охлаждения реактора облегчает естественную циркуляцию воды и, следовательно, не делает. t требуют непрерывной работы главных циркуляционных насосов, которые являются ключевым фактором шума на атомной подводной лодке. Единственными другими классами подводных лодок, находящихся на вооружении с такой конструкцией реактора, являются USN ‘Огайо и Вирджиния, где используются реакторы S8G и S9G соответственно.

Спасательная операция VSK капсула перевозится в парусе.

Согласно адмиралу Фогго, командующему ВМС США в Европе класса Ясень. подводные лодки «очень тихие, а это самое главное в подводной войне». Утверждается, что «Северодвинск» намного тише предыдущих российских АПЛ, способных развивать скорость до 20 узлов при тихом движении, что соответствует классу Seawolf и уступает только Virginia (25 узлов). Другие источники утверждают, что Северодвинск способен развивать скорость даже до 28 узлов в бесшумном режиме.

Читайте также:  Как вернуть рыбаку лодку

Стоимость

Первоначальная оценка стоимости первой подводной лодки класса «Ясень» варьировалась от 1 до 2 миллиардов долларов США. В 2011 году сообщалось, что стоимость первого блока в Северодвинске составила 50 миллиардов рублей (примерно 1,6 миллиарда долларов США), в то время как второй блок, Казань, будет стоить примерно 47 миллиардов рублей (725 миллионов долларов США, в 2019 году.

Обменный курс доллара США). В 2011 году тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков раскритиковал постоянно растущую стоимость курсов Борей и Ясень. Министр назвал резкое увеличение стоимости первой и второй подводных лодок класса «Ясень» «непонятным». Однако он настаивал на том, чтобы Минобороны и Севмаш разрешили этот вопрос. Официальные представители Объединенной судостроительной корпорации ответили, что на работы, выполненные на Севмаше, приходится только 30% затрат на завершение подводной лодки, а остальные 70% связаны с поставщиками / подрядчиками.

Преемник / дополнение

Из-за высокой стоимости каждой подводной лодки класса «Ясень» некоторые источники полагают, что следующее поколение ПЛА будет иметь меньшие размеры с уменьшенным вооружением / полезной нагрузкой. Преемник / дополнение к классу Ясень находится в разработке и назван СМИ «классом хаски». Окончательный проект субмарины еще не завершен и может иметь более обычную компоновку с торпедными аппаратами, установленными на носу (в отличие от торпедных аппаратов на миделе класса Ясень), и меньшим по размеру гидролокатором, установленным на подбородке, т.е. гидролокатор будет установлен. под торпедными аппаратами (в отличие от большого сферического гидролокатора класса Ясень). Ожидается, что первая подводная лодка будет передана ВМФ России к 2027 году.

Части

Курсивом указаны оценки

#НазваниеПроектЗаложенЗапущенВведен в эксплуатациюФлотСостояниеПримечания
К-560 Северодвинск 885 21 декабря 1993 15 июня 2010 30 декабря 2013 Северный Активный
К-561 Казань 885М 24 июля 2009 г. 31 марта 2017 г. 2020 Северный На ходовых испытаниях
К-573 885М 26 июля 2013 25 декабря 2019 2020 Pacific В ходовых испытаниях 21 августа 2014 г. успешно завершены гидравлические прочностные испытания корпуса. По сообщениям, ходовые испытания продолжались по состоянию на июнь 2020 года.
K-571 885M 27 июля 2014 года 2021 2021 Pacific Строится 23 января 2017 г. успешно завершены гидравлические испытания корпуса.
К-564 885М 19 марта 2015 г. До 2020 года 2022 Северный В стадии строительства
K-xxx 885M 29 июля 2016 года До 2020 года 2023 Pacific В стадии строительства
K-xxx 885M 28 июля 2017 года 2024 Северный Строится
K-xxx 885M 20 июля 2020 года 2027 Северный В стадии строительства Оборудовать крылатыми ракетами Калибр-М дальностью 4500 км.
К-ххх 885М 20 июля 2020 г. 2027 г. Тихий океан Строится Оборудован крылатыми ракетами Калибр-М дальностью 4500 км.

См. Также

  • Список классов советских и российских подводных лодок
  • Список классов подводных лодок в строю
  • Будущее ВМФ России
  • Подводная лодка с крылатыми ракетами
  • Ударная подводная лодка

Список литературы

Внешние ссылки

  • Х.И. Саттон — Ясень Класс: самые мощные подводные лодки России
  • Ясень: подводный истребитель России — в ТАСС Официальная Инфографика (на английском языке)

Источник: alphapedia.ru

Новый «Ясень»: Слабее «Морского волка», но лучше «Вирджинии»

Российские многоцелевые подводные лодки хороши, но их гораздо меньше, чем у США

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) «Казань», построенная по модернизированному проекту 885 М «Ясень-М», выйдет на государственные испытания летом 2019 года, сообщил ТАСС источник в судостроительной отрасли. Перед передачей лодки ВМФ России в конце следующего года «Казань» проведет контрольные ракетные и торпедные стрельбы. В стрельбах будут использованы самонаводящиеся глубоководные торпеды, а также противокорабельные ракеты «Оникс» и «Калибр», которые должны поразить надводные и береговые цели.

В настоящий момент головная лодка проекта «Ясень-М» проходит заводские ходовые испытания, которые продолжаются уже два с половиной месяца.

Проектирование многоцелевой подводной лодки четвертого поколения проекта 885 «Ясень» началось в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» в конце 70-х годов. В субмарину были заложены все самые современные на тот момент технологии, прежде всего снижающие шумность лодки и улучшающие возможности обнаружения подводных целей.

Головная лодка проекта получила название «Северодвинск». Она была заложена в конце 1993 года на северодвинском судостроительном заводе «Севмаш». Однако вскоре в связи с прекращением финансирования строительство было заморожено. Возобновили его лишь в 2004-ом, но уже по частично модернизированному проекту, что было связано не в последнюю очередь с оснащением лодки современными ударными средствами — КР «Оникс» и «Калибр».

На воду «Северодвинск» был спущен в 2010 году, а принят в состав Северного флота ВМФ летом 2014 года.

Хоть лодка «Северодвинск» и относится к четвертому поколению, и имеет очень серьезное вооружение, однако конкурировать с американскими субмаринами того же самого поколения «Сивулф» («Морской волк») по ряду причин она не может. Наша уступает «американке» и по малошумности, и по дальности обнаружения подводных лодок и торпед при помощи гидроакустической станции (ГАС).

В «Сивулфе» удалось максимально снизить уровень всех полей, излучаемых лодкой, прежде всего акустических. В нем вместо винтов используется водометный движитель, применено шумопоглощающее покрытие нового поколения, внедрены в конструкцию 600 датчиков шумов, которые отслеживают акустический фон и выдают команды на исполнительные механизмы с целью его снижения. ГАС также претерпела существенные изменения по сравнению с существующими моделями станций. Но за счет стремления конструкторов сделать субмарину идеальной резко возросла ее цена. Это привело к тому, что американский бюджет смог потянуть строительство только трех «Сивулфов» вместо запланированных тридцати.

Впрочем, основу американского флота многоцелевых атомных подводных лодок составляет не «Сивулф», а «Вирджиния», также относящаяся к четвертому поколению. И вот ей по боевым возможностям не уступает даже немодернизированный «Ясень» — лодка «Северодвинск».

Что касается малошумности, то при создании этих двух лодок и американские, и российские конструкторы использовали примерно одни и те же способы снижения шумов. Гребной винт в фенестроне, особое покрытие корпуса, снижение количества шумящих механизмов. Благодаря особой конструкции трубопроводов в атомном реакторе исключена необходимость использовать перекачивающие насосы. Использовано двойное демпфирование всего, что вибрирует.

Однако перед конструкторами «Малахита» была поставлена задача еще больше «подтянуть» главные характеристики многоцелевой лодки. В результате получилась модификация «Ясень-М», к которой и относится лодка «Казань». Она была спущена на воду в 2017 году. На ней усилено оборудование, прежде всего электронное. Изменены обводы, проведены мероприятия по дальнейшему снижению шумности.

Что же касается ГАС, то на лодках модернизированного проекта «Ясень-М» она создана по более прогрессивному принципу, предполагающему увеличение чувствительности и избирательности. Для этого конструкторы «Малахита» радикально изменили компоновку оборудования и вооружения. Передняя часть была освобождена от торпедных аппаратов, впервые в истории подводного флота они были смещены к центру. Освободившееся пространство было отдано под аппаратуру гидролокации, как пассивной, так и активной. Помимо носовой антенны ГАС «Иртыш-Амфора» использует еще две, расположенные по бокам лодки.

Читайте также:  Когда можно ловить карася с лодки

При этом возможности гидроакустических станций по обнаружению и распознаванию подводных объектов и точной их пеленгации определяются не только качеством аппаратной части, но и способами математической обработки снимаемой с антенн ГАС информации. Тут, конечно, производительность процессора существенна. А по части качества процессоров с американцами спорить непросто. Но не менее важно, насколько эффективные алгоритмы «прокручиваются» в процессоре.

Косвенное свидетельство того, что по части обработки информации на «Ясене-М» все нормально и, может быть, лучше, чем на «Вирджинии», можно получить, сравнив экипажи двух лодок. На российской лодке 90 офицеров и матросов, на американской — 134. Эта характеристика указывает на степень автоматизации процессов управления субмариной.

То есть на то, насколько эффективно работает компьютер. При этом компьютер, как было сказано, занимается еще и обработкой информации, поступающей от антенн ГАС. А по части алгоритмов российские математики и программисты вполне могут дать фору своим американским коллегам. Это видно хотя бы по тому, с какими мучениями уже несколько лет подряд американцы пишут, переписывают и корректируют программы, предназначенные для управления многострадальным истребителем F-35.

Разумеется, важнейшей характеристикой многоцелевых подводных лодок, которые призваны исполнять ударные функции, является качество и количества переносимого ими вооружения. В количественном отношении «Казань» и все остальные лодки проекта «Ясень-М» опережают «Вирджинию. На ней 10 торпедных аппаратов против 4 у «американки», 30 торпед против 26 и 32 крылатые ракеты против 12.

И по качеству вооружения «Казань» лидирует, что предопределено тем скачком в области высокоточного оружия, который Россия совершила в последние годы. На лодке установлены тепловые торпеды новейшей разработки «Футляр» калибра 533 мм. Максимальная скорость торпеды — 60 узлов, дальность — 60 км. Головка самонаведения способна захватывать подводную лодку противника на расстоянии 2,5 км. У американской торпеды Mark 48 mod 6 показатели скромнее: скорость — 50 узлов, дальность — 55 км.

Ракетное вооружение «Вирджинии» фактически представлено только одним типом ракет — «Томагавками». Это популярные дозвуковые крылатые ракеты, предназначенные для нанесения ударов по наземным целям, находящимся на расстоянии до 1600 км. Их особенность состоит в том, что они хорошо защищены от электронного противодействия противника, но имеют немного шансов на прорыв противоракетной обороны, которая осуществляется при помощи современных ЗРК. Потому что «Томагавки» при невысокой скорости страдают еще и «неповоротливостью», то есть плохо маневрируют.

И довольно странно, на первый взгляд, выглядит отсутствие у «Вирджинии» противокорабельных ракет. У США только одна ПКР — уже устаревший «Гарпун». Американцы давно уже порываются заменить эту ракету более совершенной, но пока «руки не дошли». В принципе, «Вирждиния» могла бы запускать «Гарпуны» при помощи универсальных пусковых установок.

Но на это не идут, потому что тогда сильно сократилось бы количество основных ракет, «Томагавков», их всего 12. Поэтому борьба и с надводными кораблями, и с подводными лодками возложена на торпедное оружие. А это не самое эффективное решение.

На лодках проектов и 885, и 885 М гораздо большее ракетное разнообразие. «Чистые» ПКР — ракеты «Оникс», развивающие скорость 2,6 М. Их перехват — дело очень непростое для ПРО надводных кораблей.

Семейство ракет «Калибр» предназначено для поражения наземных целей (дальность пуска — 2600 км), надводных кораблей (дальность — 400 км) и подводных лодок (боевой частью является самонаводящаяся мини-торпеда). Ракеты дозвуковые, однако на финальном участке их скорость возрастает до 2,9 М. Запуск производится из стандартных торпедных аппаратов калибра 533 мм.

И в заключение о габаритно-скоростных характеристиках, а также о количестве построенных лодок и запланированных к строительству.

«Ясень-М». Длина — 120 м. Ширина — 13 м. Подводное водоизмещение — 13800 т. Рабочая глубина — 520 м, предельная — 600 м. Скорость — 31 узел.

«Вирджиния». Длина — 115 м. Ширина — 10,5 м. Подводное водоизмещение — 7900 т. Рабочая глубина — 400 м, предельная — 490 м. Скорость — 34 узла.

Ну а теперь о количественном соотношении, которое на сегодняшний день может навевать лишь уныние. В ВМС США эксплуатируются 16 подводных лодок типа «Вирджиния», которые начали поступать в ВМС США в 2004 году. В российском ВМФ эксплуатируется лишь одна лодка проекта 885 — «Северодвинск». В следующем году к ней присоединится «Казань».

Строятся еще пять модернизированных подводных лодок — «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск». Все они должны занять место в строю ВМФ в начале следующего десятилетия. Но к этому моменту в США построят еще минимум 8 лодок типа «Вирджиния».

Правда, у нас есть еще достаточное количество атомных многоцелевых подводных лодок других проектов, но они относятся к третьему поколению. Их 19. При этом четыре из них, проекта 971 «Щука-Б», собираются модернизировать до уровня четвертого поколения. Собственно, и некоторые лодки проектов 949А «Антей» и 945 «Барракуда» ожидают такую же модернизацию либо уже проходят ее.

На обновленных лодках в обязательном порядке заменят устаревшие ракеты на «Оникс» и «Калибр», установят новые ГАС. Так что по ударному вооружению у всех атомных многоцелевых лодок будет полная унификация.

Нельзя не упомянуть и шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». Хоть у них и существенно ниже скорость подводного хода и меньшее количество вооружения на борту, но они имеют два неоспоримых достоинства. Во-первых, это самые малошумящие лодки в мире, в связи с чем «Варшавянку» прозвали «черной дырой». Во-вторых, они вооружены очень эффективными ракетами «Калибр».

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Отстраненный от должности бывший командующий 58-й армией обвинил начальника Генштаба Герасимова в подлости и предательстве

Завод в Одессе, где изготавливали морские БПА, снесли за считанные часы. Но лишь после того, как получили пинок от президента

Предотвратить превращение Черного и Азовского морей в «проходные дворы» для украинских ракет могут МиГ-31. Но их нет в Крыму

Источник: svpressa.ru

И подлодку «Ясень-М» я сравнил с «Вирджинией»

Военно-морские силы США получили на вооружение шестнадцатую подводную лодку класса «Вирджиния». Американцы считают эти субмарины самыми вооруженными, скрытными и надежными в мире. Ближайшие одноклассники «Вирджиний» — российские новейшие многоцелевые атомоходы класса «Ясень-М». О том, можно ли поставить эти подлодки в один ряд, читайте в нашем материале.

Читайте также:  Балласт в подводной лодке это

Подводная лодка проекта 885М (08851) «Ясень-М»
Фото : СЕВМАШ

Подводная гонка

Первая представительница класса «Вирджиния» с одноименным названием пополнила флот США в 2004-м. На эти корабли у американцев грандиозные планы — в общей сложности их построят три десятка.

Примечательно, что «Вирджиния» пришла на смену «Сивульфу», разработанному в противовес советской субмарине проекта 971 «Щука-Б». Появление у русских новой подлодки, переигрывающей по бесшумности главную ударную силу ВМС США — субмарины типа «Лос-Анджелес», взбудоражило и озаботило американское военное руководство того времени. Пытаясь восстановить паритет, ВМС оперативно заказали тридцать «Сивульфов», для повышения скрытности оснащенных водометными движителями и покрытых специальной звукопоглощающей оболочкой. Однако с развалом СССР и окончанием холодной войны Пентагону уже не требовалась столь дорогая и продвинутая многоцелевая АПЛ. Проект закрыли, успев построить лишь три «Сивульфа».

Американские адмиралы решили, что в новых условиях им больше подходят простые и практичные «Вирджинии», стоившие к тому же на треть дешевле — всего около двух миллиардов долларов. Планируется, что в ближайшем будущем они полностью заменят устаревающие «Лос-Анджелесы».

Первая подводная лодка США класса «Вирджиния» USS Virginia (SSN-774)
Фото : US Navy

Стометровая субмарина водоизмещением 7800 тонн разгоняется под водой до 32 узлов. Экипаж 132 человека. В центральной части подлодки оборудована шлюзовая камера, предназначенная для выхода аквалангистов-диверсантов. По бортам расположены дополнительные радары, а в кормовой части — буксируемые антенны, что позволяет контролировать обстановку под водой по всем направлениям.

Примечательно, что у лодки отсутствует классический перископ. Вместо него — фотоэлектронные мачты, транслирующие изображение на мониторы в командном отсеке.

Вооружение — 12 вертикальных пусковых установок или две установки револьверного типа для ракет «Томагавк», а также четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата под противокорабельные ракеты «Гарпун», торпеды Мк 48 или мины. Конструктивно предусмотрена возможность «нарастить» лодку — вварить дополнительную секцию с пусковыми установками, увеличив арсенал еще на 28 «Томагавков».

SSN-776 «Гавайи» типа «Вирджиния»
Фото : US Navy

Оружие для дуэли

Российским «Ясеням» есть чем ответить: восемь универсальных вертикальных пусковых установок на пять крылатых ракет «Калибр-ПЛ». В зависимости от задачи ракеты могут быть противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Если цель — крупные надводные корабли, «Калибры» комбинируются с более мощными П-800 «Оникс».

Торпедные аппараты размещены необычно — в центральной части корпуса. Такое решение продиктовано тем, что в носу расположен дальнобойный гидроакустический комплекс. Конструкторы утверждают, что «Ясени» превосходят американских конкурентов по поисковому потенциалу, что делает их королями подводных дуэлей. Проще говоря, лодка услышит противника раньше, чем будет обнаружена сама, это дает время для упреждающего удара.

«Ясени» и «Вирджинии», безусловно, относятся к одному подклассу, — рассказал председатель Санкт-Петербургского клуба подводников, экс-командир АПЛ Игорь Курдин. — Их главная задача — поиск и слежение за ракетными подводными крейсерами стратегического назначения. Кроме этого, они способны уничтожать надводные корабли и наносить ракетные удары по берегу. Если сравнивать боевые возможности, то на первое место я бы поставил «Ясень». Не потому, что я патриот всего отечественного: модернизированный «Ясень» современнее «Вирджинии». В версии «М» учли все недостатки головного корабля, а американцы хоть и дорабатывают свои субмарины, принципиальным улучшением это назвать нельзя. «Ясень» — отличная многоцелевая лодка, это признают и в США».

Первая многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) проекта «Ясень» К-560 «Северодвинск»
Фото: Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»

По словам Курдина, «Вирджинии» менее универсальны, чем «Ясени», и больше заточены на поиск и уничтожение российских ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) с целью предотвратить пуски баллистических ракет. «Ясени» же представляют собой унифицированные подводные корабли, одинаково эффективно работающие и по земле, и по надводным целям.

По размеру они чуть крупнее американских сородичей — длина 120 метров при водоизмещении около 14 тысяч тонн. За счет высокопрочной стали крейсер погружается глубже, чем «Вирджиния», — до 600 метров против 500 у американцев. Но при этом он медленнее — под водой разгоняется максимум до 28 узлов.

Российские лодки в значительной степени автоматизированы, поэтому ими может управлять относительно малочисленный экипаж. К примеру, на головном «Северодвинске» служат 85 моряков, а модернизированными кораблями будут «рулить» всего 64 подводника, вдвое меньше, чем на «Вирджинии».

До 2020 года для ВМФ России планируется построить семь «Ясеней», из них шесть — по модернизированному проекту. Вторая серийная лодка «Казань» сейчас готовится к ходовым испытаниям. В перспективе корабли этого проекта станут основными многоцелевыми атомными подлодками России.

Невидимые преследователи

При проектировании многоцелевых лодок и российские, и американские конструкторы особое внимание традиционно уделяют бесшумности и скрытности. Корпуса «Ясеней» и «Вирджиний» выполнены с применением шумопоглощающих покрытий и малошумных движителей. «Вирджиния» оснащена гидрореактивным движителем насосного типа и мощным гидроакустическим комплексом AN/BQQ-10, позаимствованным у АПЛ «Сивульф».

На «Ясене» установлен малошумный гребной винт составной конструкции и тихий электродвигатель, который включается на малых скоростях. Разработчики отказались от привычной для отечественной школы двухкорпусной конструкции лодки, когда более прочный корпус окружает легкий, а между ними расположены балластные цистерны. Эта схема хоть и обеспечивает повышенную живучесть корабля, однако значительно усиливает шумность.

«Главным преимуществом американских подводных лодок перед нашими всегда была малошумность, — говорит Курдин. — На АПЛ «Ясень» сделан качественный скачок, и по уровню шумности они сравнялись с американскими. Другой важный параметр — скрытность, который определяется в том числе и возможностями гидроакустического комплекса. В советское время, имея довольно слабую элементную базу в гидроакустике, мы не могли соревноваться с американцами. А теперь можем».

Очевидно, российским и американским конструкторам удалось создать примерно равные по возможностям и уровню скрытности многоцелевые подводные лодки. И там, и тут использовались самые передовые технологии и наработки, поэтому «Ясень» и «Вирджинию» можно назвать вершиной инженерной мысли. А кто из них сильнее, объективно оценить сложно, поскольку в реальном бою они пока не встречались.

АПЛ «Северодвинск»
Фото: пресс-служба Северного флота РФ/Олег Кулешов

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.

Источник: naukatehnika.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...