Подводная лодка всплывает на хоккейной площадке как

. Мертвую тишину арктической пустыни нарушил странный звук. Словно огромная бормашина стоматолога работала где-то в глубине океанского ледового панциря. С каждой минутой звук становился все отчетливее. Наконец на поверхности, разбрасывая ледяную крошку и брызги морской воды, появилось странное сооружение, чем-то напоминающее обрезок трубы магистрального газопровода.

Спустя еще несколько минут на ее верхушке показался человек в униформе советского моряка. Спрыгнув на лед, он закурил папиросу и оперативно принялся устанавливать невесть откуда взявшиеся антенны.

Давайте узнаем обо всем об этом подробнее.

Одним из самых интересных проектов советских подводных лодок стала дизельная субмарина проекта 613Ш, о которой до сих пор в справочниках можно найти лишь очень скупые сведения. Между тем ничего подобного в мире не было и, пожалуй, уже не будет. В свое время проект был настолько засекречен, что даже сейчас многие ветераны подводного флота просто отказываются верить в существование такого корабля, а примененные на нем технические решения называют фантастикой.

ЧМ по хоккею 2021 Подводная лодка Красная машина

The US Navy attack submarine USS Annapolis (SSN 760)

Арктические грезы

В конце 50-х годов минувшего столетия советские и натовские адмиралы стали все чаще посматривать в сторону Северного Ледовитого океана. Район был весьма привлекателен для действий ракетных подводных лодок Скрытые толщей льда, они были абсолютно неуязвимы для атак с воздуха и с поверхности и могли безнаказанно наносить ядерные удары по территории противника. В итоге между вероятными противниками началось негласное соревнование за подводное покорение Северного полюса.

Соревнование выиграли американцы: первой в истории лодкой прошедшей Северный полюс в подводном положении стал американский атомоход «Наутилус». Это произошло 3 августа 1958 года. Спустя неделю еще одна американская атомная субмарина — «Скейт» всплыла в 40 километрах от вершины мира. К слову сказать, первая советская подводная лодка всплыла на Северном полюсе лишь спустя четыре года.

Достижения американцев вызвали немалое замешательство в советском военном руководстве. Партийные чиновники, адмиралы и конструкторы принялись ломать голову над тем, как защитить страну от возможного удара с Арктики. Вопрос оказался архисложным.

Проблема заключалась в том, что дизельные подлодки, которые тогда составляли основную ударную силу подводного флота и могли противостоять американским «стратегам», были абсолютно не приспособлены к длительному плаванию подо льдами. В частности, в отличие от атомоходов они должны были регулярно (раз в сутки-двое) всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторных батарей. Но проломить своим корпусом многометровый лед они были не в состоянии, а на поиски полыньи могло попросту не хватить времени. Однако, несмотря ни на что, решение было найдено, причем весьма оригинальное.

Схема проекта 613Ш. Ледовый бур расположен в кормовой части рубки

Подводная лодка Красная машина !!!

Впервые об этом проекте я услышал несколько лет назад от одного из флотских ветеранов. Дескать, была в 60-х годах на Северном флоте некая подлодка с огромным сверлом, которым из-под воды могла проделывать в многометровых льдах шахты. Через эти шахты экипаж выходил на поверхность, а дизели питались кислородом для подзарядки батарей.
Однако поиски более подробной информации наталкивались, мягко говоря, на непонимание специалистов. «Бред какой-то — так в сердцах отреагировал на мой вопрос один оставной адмирал-подводник, — любой, кто хоть раз в жизни всплывал в полынье или приледнялся, скажет вам, что это невозможно! «.

Справочники были скупы: «пр.613Ш предназначена для отработки новых гидроакустических средств и возможности длительного пребывания подо льдом. ПЛ имела специальное буровое устройство для проходки льда, обеспечивающее зарядку аккумуляторов, вентиляцию, радиосвязь и выход л/с на поверхность льда».

На вопрос о том, как все это могло работать, специалисты лишь разводили руками. Зато удалось выяснить тактический номер этого корабля — С-270. Как оказалось, корабль имел достаточно богатую историю. С-270 даже попала в голливудский фильм.

Именно эта подлодка под командованием капитана 3-го ранга Жана Свербилова в июле 1961 года первой, не дожидаясь приказа из Москвы, ринулась на помощь терпящей бедствие атомной субмарине К-19. Сцена спасения была хорошо описана в нашумевшем киноблокбастре «К-19. Оставляющая вдов». Однако самые серьезные испытания были впереди.

О дальнейшей судьбе С-270 официальные источники не говорят почти ничего. Известно лишь, что в 1966 году подлодка прошла глубокую модернизацию в Ленинграде. Здесь ее следы теряются.

Подводная лодка пр 613

Для выполнения научно-исследовательских работ в Арктике с целью получения данных, необходимых при разработке новых гидроакустических средств подводных лодок, действующих в арктических районах, по решению ГКС и ВМФ, было выполнено переоборудование подводной лодки С-270 проекта 613 по проекту 613Ш (технический проект — сентябрь 1961 года). Основное требование — длительное пребывание под ледяным покровом. Кроме научно-исследовательской аппаратуры, ПЛ должна была иметь устройство для закрепления (приледнения) ее к нижней поверхности ледового покрова и устройство для проходки льда с целью получения отверстия в нем для обеспечения зарядки аккумуляторной батареи и выхода личного состава из подводной лодки на поверхность льда.

Читайте также:  Английская подводная лодка тип е

Для размещения нового оборудования пришлось снять торпедное вооружение и все связанные с ним устройства, переделать ограждение, надстройку и носовую оконечность корпуса ПЛ, убрать выступающие части, подкрепить легкий корпус. Установленная на ПЛ гидроакустическая система «Арктика» была предназначена для исследования отражения и рассеивания звука нижней поверхностью льда, подледной реверберации и прямого подледного рассеивания звука (состояла из двух основных частей — излучающей и приемной). ПЛ была оборудована: ГАС «Плутоний», две ГАС «Арктика» (антенны в обтекателях на носу и в корме лодки), ГАС МГ-17 и МГ-25, гидрофоны ультразвуковых, инфразвуковых и звуковых частот, аппаратура анализа воздействия звуковых сигналов на ледяной покров, ТВ-система ВТМ-101 для контроля подлёдной обстановки, эхоледомер ЭЛ-1 с вибраторами в надстройке для измерения толщины льда, координатор-излучатель для направленного звукового облучения ледяного покрова (поворотный излучатель и подъемное устройство за звукоприемником, расположено в отдельном ограждении за ограждением рубки), зенитный перископ ПЗН-7.5. Двигательная установка ПЛ аналогична проекту 613 за исключением того, что аккумуляторная батарея 46СУ была заменена на 48СМ.

По мере «прорезания» резцами льда и вымывания шуги, шахта перемещалась вверх специальными гидроподъемниками. Проходка льда завершалась выталкиванием гидроподъемником ледяной пробки, оставшейся в верхней части шахты. Затем осушалась рубка, в которой размещена шахта. Рубка была соединена с прочным корпусом ПЛ шлюзовой шахтой, используемой в качестве входной.

Вдвижная шахта была предназначена для проходки 7 м слоя льда в течение 15-30 мин.Проект 613Ш был разработан ЦКБ-112 (главный конструктор С.Н. Якимовский). Переоборудование осуществлял Балтийский завод в г.Ленингад. Испытания ПЛ были проведены в Балтийском море зимой 1966 года.

За лед цеплялись при помощи специальных устройств и телекамер

Далее снова от блогера vadimsaranov : Узнать о дальнейшей судьбе подледной субмарины помог случай, который свел автора этих строк с бывшим командиром электро-механической боевой части С-270 капитан-лейтенантом в отставке Владимиром Степановым. На лодку он пришел лейтенантом в 1967 году и прослужил на ней шесть лет. Как оказалось, после модернизации и испытаний на Балтике подлодка вновь вернулась на Северный флот и вошла в состав 17-й дивизии подводных лодок, базировавшихся на базе Гремиха. Итак, как же «приледнялась» эта подлодка и бурила шахты? К сожалению, мой собеседник был немногословен, но от услышанного мурашки бежали по коже: дело было крайне опасным.

Как такового классического бура на подлодке не было. Устройство для бурения располагалось в специальной шахте, устроенной в кормовой части рубки подлодки. Представляло оно собой 4-метровую трубу диаметром 120 сантиметров, которая при помощи гидравлики поднималась вверх.

Наверху трубы было установлено вращающееся при помощи электромотора зубчатое кольцо (венец), которое и пропиливало путь на поверхность. Да ничего сложного, скажете вы. Однако на практике дело обстояло куда серьезнее.

Кадр из фильма «К-19: оставляющая вдов». Экипаж С-270 спасает моряков с аварийного атомохода

По словам Вадимира Степанова, на подготовку к проходке требовались многие часы. Для начала необходимо было найти
подо льдом ровную площадку. Искали ее при помощи специальных телекамер. Затем лодку нужно было прочно прикрепить ко льду, ведь любое смещение грозило обернуться катастрофой: через отверстие диаметром более метра небольшая субмарина могла быть затоплена в считанные секунды.

«Сначала в носовой части рубки поднимался первый зацеп, похожий на острый шип, и лодка начинала «подвсплывать», — рассказывает Владимир Степанов. — После того как он врезался в лед, лодка крутилась на месте, выравнивалась по течению. Затем поднимали второй штырь и давали еще полтонны плавучести. Таким образом лодка неподвижно фиксировалась за лед».

Сам процесс бурения занимал несколько минут. После того как бур выходил на поверхность, специальный механизм освобождал трубу ото льда. В лодке открывали люк, и моряки могли выходить на поверхность. Через эту же шахту поступал воздух для дизельных двигателей, которые запускались для зарядки батарей.

Экспериментальную лодку списали через несколько лет

Как рассказал мне Владимир Степанов, морской век С-270 оказался коротким. Помимо бурового устройства на ней испытывались новейшие гидроакустические комплексы и другие системы. Все это регулярно приводило к авариям и пожарам. Лодку списали в начале 70-х годов, а экипаж расформировали. Что же касается идеи с бурением льда, то она так и не получила распространения в подводном флоте.

На смену небольшим «дизелям» стали приходить мощные атомоходы, которые могли попросту проламывать лед своим корпусом при всплытии. Да и в самих всплытиях во льдах для них не было особой необходимости.

Читайте также:  Установка стингера на лодку

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5.

Источник: masterok.livejournal.com

Удивительное зрелище: посмотрите, как американская субмарина всплывает сквозь арктический лед

Крайне редко удается столь тщательно и под разными углами зафиксировать на видео всплытие подводной лодки сквозь арктический лед.

Редакция сайта

Быстроходная ударная атомная субмарина «Хартфорд» поднялась на поверхность около ледяного лагеря «Сарго», названного в честь первой американской подлодки, которая прошла через Берингов пролив в 1960 году. Все это часть Ледяных учений (ICEX) 2016 года, набора тренировок, которые ВМФ США проводил для научных исследований, оценки и проверки операционных возможностей в арктическом регионе. Предлагаем вспомнить, как это было.

Нажми и смотри

2 обсудить
Greg Smit 18 Декабря 2021, 06:56

Внимательно посмотрите на ролик и увидите толщину льда. ну и что? Паковый лед имеет толщину боле 2-х метров, да рубка подлодки просто войдет корпус и хана котенку!

Владимир Клеев 17 Ноября 2021, 14:42
Не подозрительно малая толщина льда? На моём пруду потолще будет!
Загрузка статьи.

Источник: www.techinsider.ru

«На хоккейной площадке — как в столовой и в бане. «

В редакции AllHockey.Ru и журнала «Ледовая Арена» побывал командир 16-й Эскадры подводных лодок Тихоокеанского флота и капитан хоккейной команды «Океан» контр-адмирал Николай Евменов. Военный моряк и страстный поклонник хоккея, во многом благодаря которому самой дальневосточной точкой на хоккейной карте России стал Вилючинск — база подлодок ТОФ.

Вилючинск, Камчатский край — закрытый город, воинский гарнизон. В ноябре 2009-го в нём открылся «Айсберг», крытый ледовый каток с площадкой нестандартных, чуть меньше чем даже «канадские», размеров и вместимостью порядка пятисот зрителей. И стал центром хоккейного притяжения для всей суровой климатом камчатской округи. Военные моряки теперь играют в хоккей, и делают это, как говорит их командир, контр-адмирал Евменов, с большой страстью.

«Ледовая Арена» писала о вилючинском хоккее в апрельском номере:

— Всё началось осенью 2008 года, когда во время приезда Дмитрия Анатольевича Медведева военнослужащие обратились к Президенту и Главнокомандующему с просьбой о строительстве крытого катка. Уже через год наш «Айсберг» был открыт.

С учётом того, что это на Камчатке, куда приходится везти буквально всё, где дефицит во всем, и в стройматериалах, и в рабочих руках, можно сказать, что каток был построен в предельно сжатые сроки, — рассказывает Евменов. — И с ноября 2009 года в Вилючинске начали образовываться команды. «Океан» — это непосредственно команда Эскадры подводных лодок, капитаном которой я являюсь. Есть команды других воинских соединений, есть команды вообще всех любителей хоккея города и окрестностей — и военных, и гражданских служащих, и предпринимателей.

Всех. Играем 4-на-4, потому что коробка маленькая. Но так хоккей ещё жёстче. А основная нагрузка, конечно, на вратарей. Поскольку каток находится на территории нашего гарнизона, мы проводим Кубок командира Эскадры.

Первый турнир состоялся в октябре прошлого года. Октябрь 2011-го продолжит традицию. Что больше всего волнует контр-адмирала, так это то, что лёд один: «Каток один. Лёд постоянно занят. Та или другая команда тренируется. Правда, в субботу и воскресенье у нас есть ещё по три часа свободного катания.

Главная проблема у нас в том, что нет детского хоккея как такового, а дети хотят».

Командир Эскадры контр-адмирал Евменов открывает турнир на Кубок командира Эскадры

— И вы хотите организовать детскую хоккейную школу?

— Обязательно! Я говорил с председателем местной федерации хоккея, и мы сошлись на том, что главная задача сейчас — организация в Вилючинске детской хоккейной школы. Чтобы всё было, как положено, чтобы приехали и работали квалифицированные детские тренеры.

— Получается, вы фактически с нуля создаете хоккей в городе…

— Да, мы хотим сделать хоккей в городе Вилючинске. Чтобы даже те, кто никогда в хоккей не играл – взяли и заиграли. Когда мы организовывались, мой заместитель, замполит, который никогда не играл в хоккей, не стоял на коньках, посмотрел на всё это дело — и сейчас большего фаната не найти (смеётся). Так же, как организатор команды «Айсберг», капитан первого ранга – только встал на коньки, а сейчас уже себя представить без хоккея не может. В общем, тот, кто этим делом заболел — тот будет с ним уже всегда.

— А вы, товарищ контр-адмирал, капитан и нападающий своей команды «Океан».

— Сейчас, правда, собираюсь себе в защитниках попробовать.

— Против вас, командира, как соперники играют? Адмирала-то, к примеру, в борт не очень впишешь…

— (смеётся) Ничего подобного! Тут знаете, как в столовой и в бане — все в званиях равны. Вот и на хоккейной площадке — как в столовой и в бане. Мы же люди военные, и для нас хоккей, и спорт вообще в первую очередь предполагают уважение к противнику… сопернику, то есть. А пренебрежение соперником ведет к поражению.

Читайте также:  Ниссамаран 360 характеристики лодка

Ну, и олимпийский принцип «Главное не победа — главное участие» мы целиком и полностью разделяем и приветствуем. На нашем турнире на Кубок командира Эскадры наша команда «Океан», команда командира Эскадры, проигрывала же. И ничего. Будем стараться выигрывать. Выигрывать должен сильнейший, а у проигравших никаких обид.

Уважение к игре, уважение к себе, уважение к сопернику — это сплачивает коллектив. Мы люди военные, и хоккей способствует физической подготовке, выработке бойцовских качеств — то, что надо пересиливать себя и морально, и физически.

— А матросы играют в хоккей? Или одни офицеры?

— У меня сейчас нет срочников на подплаве, служат одни контрактники. Естественно, играют, все кто хочет — вне зависимости от званий и должностей. Например, вот у меня играют я, адмирал, и старшие офицеры, и младшие офицеры, и мичмана, и матросы контрактной службы. На площадке мы все объединены не службой, а хоккеем.

Наш каток где-то пятьсот человек вмещает, и, вот допустим, рота охраны приходит болеть — с барабаном. Один раз так болели, что барабан порвали (смеётся). Любой матч — гарнизонное мероприятие. У нас все играют. И команда УВД, и команда Наркоконтроля. У лётчиков сильная команда — «Олимп». Есть команда космических войск — «Звезда».

Они и до этого играли, это мы, моряки, получилось, последними на Камчатке вышли на хоккейную арену, потому что такая арена у нас, наконец, появилась.


«Океан» — команда военных моряков-подподников Тихоокеанского флота

— Организовываете всё вы, военный флот?

— Да. Кроме этого, городская администрация огромную помощь оказывает. Всё-таки хоккей — это дорогостоящий вид спорта, все везем с «большой земли». Глава администрации — бывший подводник, капитан первого ранга. Ему все наши чаяния близки и понятны.

Когда каток открывался, командующий флотом приехал, и двадцать комплектов формы привёз. Мы тогда только начинали. А сейчас, когда у нас дело поднялось, у каждой команды есть своя форма — заказываем в Москве.

— За «большим хоккеем» следите? Болеете?

— За «Амур» хабаровский, наверное? Он в российском хоккее представляет весь Дальний Восток.

— Нет. Поскольку у нас люди служат со всей страны, болеют за разные команды. Я, например — за московский «Спартак». Правда, — мы, конечно, своих не предаём (улыбается), — как-то не очень «Спартак» в последнее время играет. А «Амур» — это отлично, что он есть. Я когда в Хабаровске в командировках бываю, стараюсь не пропускать матчей, если они есть в это время на «Платинум Арене».

Первый раз я там был, когда меня пригласили: «Амур» играл с «Трактором», и «Амур» победил. Это было огромное впечатление, вместе со всей огромной ареной. Люди, правда, оглядывались — адмирал, я же был по форме, и на трибуне.

— Сам вы, Николай Анатольевич, родом из Москвы…

— Да, неподалёку отсюда, из Марьиной рощи. В детстве первые хоккейные шаги делал на Малой спортивной арене в «Лужниках», в школе динамовской. Потом была травма, пришлось уйти в баскетбол. А потом срочная служба, военно-морской флот. И вот так я дослужился до адмирала.

И вернулся в хоккей.

— Вы серьёзно с детства так больше не вставали на коньки?

— Да. Один раз, может, лет так восемнадцать назад. И сейчас, уже адмиралом. Ноги помнят. Панцирь, щитки, краги… Тогда все конечно было совсем другое, чем сейчас.

Но это уже тема для отдельного долгого разговора.

Капитан «Океана» нападающий Николай Евменов

— В общем — это у нас как свой клуб, — возвращается к теме Евменов. — А интерес у людей один — хоккей. Сейчас приеду в Вилючинск, у меня там в фойе катка мини-музей такой: майки — «Авангард», «Спартак», «Амур», «Сибирь», «Металлург», шарфики, шайбы, значки… Всё хоккейное, что кто-то привозит — всё туда. И ваш журнал, «Ледовая Арена», в обязательном порядке займёт своё место…

— Мы ведь не окраина Империи, мы её начало, — крепко жмёт напоследок руку контр-адмирал и капитан хоккейной команды. — С чего начинается Родина? С Камчатки она начинается. Так у нас говорят.

А на вымпеле 16-й дивизии подлодок, подаренном Евменовым редакции, золотом слова: «Камчатка. ТОФ. Мы — главный аргумент России».

Источник: allhockey.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...