Крест Виктории (Victoria Cross) является высшей и самой почётной наградой Великобритании, вручаемой за проявленный в бою героизм. За всю Вторую мировую войну его были удостоены лишь 182 человека, включая награждённых посмертно. Есть в этом списке и девять подводников Его Величества, каждый из которых совершил нечто выдающееся. Однако только двое получили Крест Виктории за спасение своего корабля, проявив редкие выдержку, мужество и готовность к самопожертвованию.
В осином гнезде
13 февраля 1942 года Александрию покинула британская подлодка «Трэшер» (HMS Thrasher). Её командир, лейтенант Хью Стирлинг Маккензи (Hugh Stirling MacKenzie), получил приказ покинуть берега Египта и действовать в заливе Таранто, предварительно зайдя в Ионическое море. Лодка должна была обогнуть с севера остров Крит для того, чтобы заглянуть в залив Суда. Спустя трое суток «Трэшер» пришёл в указанный район, где Маккензи произвёл единственную в этом походе торпедную атаку. Она имела для лодки весьма необычные последствия.
Трэшер спускается в ад
16 февраля в 04:13 с «Трэшера» заметили на дистанции пяти миль три затемнённых судна. Маккензи изменил курс и начал сближение с целями. Однако, несмотря на все усилия, лодка так и не смогла занять удобную позицию для стрельбы торпедами. Прекратив преследование, лейтенант приказал держать курс на бухту Суда, где рассчитывал найти новые цели.
В 07:30 лодка достигла мыса Драпано, – крайней восточной точки бухты, – и погрузилась в 11,5 милях от берега. Спустя полтора часа Маккензи заметил в перископ приблизительно в пяти милях небольшое судно, которое выходило из бухты в сопровождении тральщика или катера. Он приказал дать полный ход, и лодка начала сближение с целью. Расстояние удалось сократить до 6000 ярдов, но командир посчитал торпедную стрельбу на такой дистанции неоправданной и отменил атаку.
В течение последующих двух часов Маккензи наблюдал в перископ на входе в залив вражеские сторожевые корабли и торпедные катера. Стараясь оставаться незамеченным, он отошёл восточнее и погрузился глубже. Этот район был весьма опасным для подлодки: видимость в дневное время была хорошей, и силы ПЛО противника проявляли высокую активность. Но командир «Трэшера» хотел рискнуть и ждал достойной цели.
Казалось бы, удача улыбнулась ему в 11:55, когда, подвсплыв под перископ, командир лодки обнаружил одиночное торговое судно, глубоко сидевшее в воде. Оценив тоннаж цели в 3000 брт, он решил атаковать. Уже вскоре Маккензи понял свою ошибку, когда заметил пять кораблей сопровождения и два самолёта, круживших над судном. Впрочем, упрямого лейтенанта это не остановило, и он объявил торпедную атаку. В 12:34 подлодка сократила расстояние до 2000 ярдов и выпустила по цели четыре торпеды.
Отставной капитан добился правды о самой страшной катастрофе ВМС США. Тайна гибели USS Thresher
Уже через несколько секунд после пуска первой торпеды лодку встряхнул приглушённый взрыв – вероятно, от бомбы, сброшенной с самолёта. Менее чем через минуту стали слышны звуки, похожие на удары по воде пулемётной очереди. Почти через три минуты после пуска первой торпеды экипаж лодки услышал громкий звук далёкого взрыва, за которым через 10 секунд последовал второй. Маккензи посчитал, что его торпеды попали в цель.
Сразу после атаки «Трэшер» погрузился на 270 футов и начал отход в северном направлении. Однако противник не собирался отпустить «гостя» без достойных проводов, и в 12:45 на лодку посыпались глубинные бомбы. «Трэшеру» везло – большинство из них взорвалось рядом с лодкой, но причинённый ущерб оказался невелик. Субмарине удалось ускользнуть от преследователей. В 14:30 Маккензи снова подвсплыл под перископ и увидел, что район патрулируют самолёты, ведущие поиск подлодки. «Трэшер» снова ушёл на глубину и продолжил отход.
Когда в 15:45, перезарядив торпедные аппараты, лодка снова всплыла на перископную глубину, горизонт был чист. Однако Маккензи решил не рисковать и стал дожидаться сумерек. В 19:06 лодка продула балласт и перешла в надводное положение. Экипажу «Трэшера» казалось, что все закончилось благополучно, но впереди подводников ждал очень неприятный сюрприз.
Двое под бомбой
После длительного нахождения под водой и уклонения аккумуляторная батарея лодки нуждалась в подзарядке, а команда – в отдыхе. Не занятые вахтой подводники растянулись на койках, чтобы предаться сну, но не тут-то было. Лёжа в своей койке, старшина Томас Уильям Гулд (Thomas William Gould) услышал металлическое бряцанье, доносившееся снаружи лодки при качке. Об этом подозрительном звуке было доложено командиру, и Маккензи приказал осмотреть верхнюю палубу на предмет повреждений.
В 01:50 при осмотре обнаружили большую пробоину в основании орудийной платформы, а также одну неразорвавшуюся бомбу весом около 100 фунтов, которая лежала на верхней палубе перед орудийной платформой. На бомбе оставалась часть хвостового оперения, которое и не давало ей скатиться за борт. Освободить корабль от этого тяжёлого и чрезвычайно опасного груза вызвались старпом «Трэшера» лейтенант Питер Робертс (Peter Roberts) и все тот же старшина Гулд.
Робертс и Гулд подняли бомбу и оттащили её на нос лодки. В 02:40 Маккензи отдал приказ принять в носовые цистерны балласт, чтобы нос погрузился в воду. Затем «Трэшер» дал полный назад, чтобы бомбу снесло потоком воды. Так удалось избавиться от первого «сюрприза», но дальнейшее исследование надстройки выявило наличие второй бомбы внутри. Она покоилась под надстройкой на прочном корпусе чуть впереди орудийного крепления.
Чтобы извлечь эту бомбу, требовалось протащить её 20 футов под верхней палубой до выреза, через который её можно было вынуть наружу. Единственным способом проникнуть в надстройку и добраться до бомбы был путь через подъёмную решётку в палубе. Робертс и Гулд спустились через этот своеобразный «люк» вниз и протиснулись к тому месту, где лежала бомба. Оба прекрасно осознавали, что могут погибнуть не только из-за того, что бомба взорвётся в любую секунду от малейшей качки лодки, но и в случае появления вражеского самолёта или корабля, когда командир должен будет немедленно скомандовать срочное погружение, обрекая их на верную смерть.
Было очень темно, и бомба была еле видна в свете ручного фонаря. Согласно рапорту, в дальнейшем представленному в Адмиралтейство, «…она имела усики в носовой части и большое оперение. Длина бомбы равнялась примерно 3 футам 6 дюймам».
Гулду удалось подобраться к бомбе и втянуть её на себя. Он превратил себя в живые «салазки»: лёжа на спине, Гулд удерживал бомбу на руках, а Робертс, находясь впереди него, тянул товарища к «люку». Впоследствии старшина вспоминал:
«Пришлось нам вдвоём тянуть и толкать бомбу сквозь надстройку, всё время лёжа плашмя. Темно было, хоть глаз выколи, да ещё и внутри бомбы что-то зловеще тикало каждый раз, когда лодку качало на волне».
Несмотря на устрашающий звук, который издавала бомба, в конце концов подводникам удалось вытащить её на верхнюю палубу. Там они оттащили опасный трофей на нос субмарины. Как и в первый раз, бомбу завернули в мешок из-под картошки, и в 03:30 сбросили в море тем же способом, что и первую. Рапорт в Адмиралтейство зафиксировал:
«Вся операция заняла 50 минут и стала примером редкого хладнокровия, проявленного лейтенантом Робертсом. Прежде, чем завернуть бомбу в мешок и сбросить за борт, он аккуратно измерил её и тщательно переписал всю маркировку».
В 03:35 субмарина взяла курс на мыс Матапан. Маккензи продолжил свой путь к заливу Таранто, где, к слову сказать, никаких успехов не добился. 5 марта 1942 года «Трэшер» вернулся в Александрию, подняв по традиции «Чёрного Роджера» в знак своего успеха 16 февраля в бухте Суда.
Маккензи неверно оценил результат своей атаки. В тот день «Трэшер» безуспешно атаковал немецкое судно «Аркадия» (Arkadia) на 1756 брт, которое совершало переход из порта Салоники на Крит в составе конвоя вместе с судном «Зальцбург»(Salzburg). За несколько дней до подхода «Трэшера» у бухты Суда была замечена другая английская подлодка, и противник начал активные поиски субмарин в этом районе.
В результате лодка Маккензи попала в самое «осиное гнездо». Вероятно, в момент нахождения субмарины на перископной глубине (34 фута) она была замечена с самолёта, который метко сбросил бомбы. Одна или две бомбы взорвались в воде и тряхнули лодку, но две другие поразили под водой её корпус и не сдетонировали.
Награждённые не по правилам
Казалось бы, выдающийся подвиг двух подводников не мог остаться незамеченным, однако в реальности всё вышло иначе. После возращения из похода Маккензи в своём рапорте командиру флотилии не стал расписывать подробности инцидента с бомбами, просто рекомендовав представить двух своих подчинённых к награде за мужественное поведение во время похода. Фактически же о случившемся вскоре просто забыли.
Но знаменитый «ABC» (прозвище Каннингхэма, образованное от первых заглавных букв его имени) упрямо гнул свою линию. Мнение комитета он парировал тем, что две больших вражеских бомбы в субмарине, которая находилась недалеко от берега, занятого противником, являют собой достаточное вражеское присутствие. В итоге, комитет сдался, и Каннингхэм получил желаемое: Робертс и Гулд стали кавалерами высшей военной награды Великобритании.
После награждения
Любопытно проследить, как сложилась дальше судьба двух героев, награждённых вопреки традициям и правилам.
Питер Робертс был переведён с «Трэшера» в апреле 1942 года для прохождения курсов командиров подлодок, но на подплав больше не вернулся. В августе того же года он был назначен на эсминец «Бигль» (HMS Beagle) на котором прослужил до апреля 1943 года. Любопытно отметить, что старший брат Питера, лейтенант Джеймс Робертс (James George Franklin Watkinson Roberts), погиб в январе 1940 года на эсминце «Эксмут» (HMS Exmouth), который стал первым британским эсминцем, потопленным немецкой подлодкой во Второй Мировой войне.
В дальнейшем, до самого конца войны, Робертс занимал должности на берегу, служа на военно-морской базе Трун (Шотландия) и в учебном центре флота в Портсмуте. После окончания войны Робертс продолжил службу на флоте и вернулся на надводные корабли. Принимал участие в войне в Корее на фрегате «Кардиган Бэй» (HMS Cardigan Bay). Вышел в отставку в 1962 году в чине лейтенант-коммандера, скончался 8 декабря 1979 года в возрасте 62 лет.
Томас Гулд продолжил свою службу на подлодках. Позже его имя ещё один раз мелькнуло в прессе времён войны, когда субмарина «Тракулент» (HMS Truculent), на которой он служил, в июне 1943 года потопила немецкую лодку U 308 к северо-востоку от Фарерских островов. В октябре 1945 года Гулд демобилизовался с флота и стал гражданским лицом. Его жизнь в первый послевоенный год была не менее яркой, чем во время войны.
Будучи одним из трёх кавалеров Креста Виктории еврейского происхождения, Гулд стал активным членом «группы 43», в которую входили британские граждане-евреи, награждённые орденами и медалями в годы Второй мировой войны. В 1945–1946 гг. «группа 43» стала известна своими маршами протеста против проявлений антисемитизма в Англии, а также против политики правительства в отношении Палестины.
В 1946 году Гулд вернулся на флот, где в чине лейтенанта резерва служил в Морском кадетском колледже в одном из графств Англии. Позже он вышел в отставку и начал работу менеджером по персоналу в одной из крупных торговых компаний. В 1965 году его имя снова появилось в газетах, которые пестрели заголовками: «Кавалер Креста Виктории живёт на пособие по безработице!» Как оказалось, Гулд был уволен с работы из-за того, что его работодатели не могли найти рычагов давления на человека, награждённого высшей военной наградой страны.
В последние годы жизни Томас Гулд был председателем Международной ассоциации подводников Великобритании. Он скончался 6 декабря 2001 года в возрасте 86 лет.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- The Admirality. His Majesty’s submarines – Merriam Press, 2007
- Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
- Кемп П.К. Подводные лодки Его Величества – М.: ACT; Транзиткнига, 2003
- http://mirchudes.net
- https://www.thegazette.co.uk
- http://www.unithistories.com
- http://www.rnsubmusfriends.org.uk
- http://uboat.net
- http://www.hambo.org
- http://www.telegraph.co.uk
- http://www.independent.co.uk
- http://www.naval-history.net
- http://www.nationalarchives.gov.uk
- http://rnsubs.co.uk
- http://www.csubmarine.org
- http://britsub.x10.mx
Подводные лодки · Подводная война · Битва за Атлантику · Войсковая разведка Красной Армии
Источник: warspot.ru
Подводная лодка трешер как погибла
Гибель подводной лодки «Трешер»
В известной русской «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и Сером волке» говорится: «На третий день прилетел Ворон Воронович и принес с собой два пузырька: в одном – живая вода, в другом – мертвая, и отдал те пузырьки Серому волку… Серый волк взял пузырьки и спрыснул Ивана-царевича мертвою водою – тело его и срослося…» Сказка, как говорится, – ложь, да в ней намек…
Во время полярной экспедиции норвежского исследователя Фритьофа Нансена было сделано много научных открытий. Например, опровергнуто мнение о мелководности Северного Ледовитого океана, исследована структура его водных масс, открыто влияние вращения Земли на движение льдов и др. В том числе было обнаружено явление «мертвой воды». Мгновенно скорость судна упала с четырех с половиной узлов до одного, хотя глубина была достаточной и Карское море выглядело спокойным.
Впервые это явление стали изучать братья Холлами еще в 1830 году, но теоретически оно было обосновано норвежским ученым незадолго до экспедиции Фритьофа Нансена. Однако до случая с «Фрамом» никто даже и предполагать не мог, что «мертвая вода» может иметь такую силу.
А произошло вот что. При подходе к кромке льда вдруг резко замедлился ход «Фрама». Машина работала на полных оборотах, но судно едва двигалось, как будто его кто-то удерживал с большой силой. «Фрам», казалось, увлекал за собой весь поверхностный слой воды. За судном образовались волны, которые под острым углом пересекали его след.
Иногда они заходили вперед почти до середины корабля. «Фрам» поворачивал в разные стороны, кружил, но ситуация не менялась. Когда стопорилась машина, то неведомая сила тянула судно назад.
Атомная подводная лодка «Трешер»
На преодоление небольшого расстояния до кромки льда потребовалось намного больше времени, чем если бы его преодолевала шлюпка на веслах. Если не считать небольших льдин, вокруг была глубокая и чистая вода – для движения не было никаких препятствий.
Так был обнаружен эффект «мертвой воды» – неожиданное торможение движения судов в открытом море. Такие торможения, впрочем, были известны и раньше. Парусные суда под действием «мертвой воды» сбивались с курса и переставали слушаться руля. Так случалось в прошлые века, и мореплаватели обвиняли в этом рыбу-прилипалу, которая будто бы присасывается к днищу корабля и тормозит его ход.
Но так происходит и сейчас, несмотря на то что техника шагнула далеко вперед. Сегодня ученые объясняют эффект «мертвой воды» затратой энергии судовой машины на преодоление внутренних волн. Волны эти возникают на границе раздела двух слоев воды с разной плотностью, и явление это очень коварное. Давно ушли в прошлое времена, когда капитан Немо погружался на своем «Наутилусе» в тихие глубины океана от всех земных горестей. Мировой океан оказался куда беспокойнее, чем представлялся раньше.
…В половине восьмого утра 10 апреля 1963 года американская атомная подводная лодка «Трешер» начала глубоководное погружение в Атлантическом океане – в 220 милях от Бостона. На ее борту, кроме штатного экипажа, находились семнадцать гражданских специалистов – представители завода-строителя и некоторых промышленных фирм, а также четыре офицера Портсмутской верфи, где ремонтировалась лодка. Цель погружения состояла в проведении испытаний лодки на предельной глубине (до 360 метров).
Лодку «Трешер» сопровождало в походе спасательное судно «Скайларк», которое было оборудовано приборами звуко-подводной связи и спасательным подводным колоколом. В состав его экипажа входили также водолазы, которые могли выполнять работы на глубинах до тридцати метров.
В половине седьмого утра 10 апреля подводная лодка всплыла на перископную глубину, чтобы определить свое место перед глубоководным погружением. К этому моменту она уже прошла континентальный шельф и вышла в район впадины Уилкинсона, где глубина Атлантического океана резко увеличивается, с 300 до 2400 метров.
В 7.47 с борта «Трешера» на обеспечивающее судно сообщили об окончании последних приготовлений к погружению. Море в это время было спокойным, видимость отличной, скорость ветра не превышала 3,5 метра в секунду.
Около восьми часов командир подводной лодки капитан-лейтенант Гарвей отдал приказ начать глубоководное погружение. Три человека в ходовой рубке «Скайларка» – командир, штурман (оба бывшие подводники) и гидроакустик – склонились над пультом гидроакустического телефона. Кроме них, в рубке находился еще матрос, который вел запись переговоров: на судне не было магнитофона и все сообщения фиксировались в вахтенном журнале.
Командир «Трешера» по гидроакустическому каналу должен был выходить на связь со «Скайларком» каждые пятнадцать минут. В 7.54 с борта подлодки было принято первое сообщение: «Все в порядке, продолжаем погружение». В половине десятого утра «Скайларк» принял последнее сообщение, из которого удалось разобрать только два слова: «…предельная глубина…».
События между этими двумя сообщениями, по записям в вахтенном журнале, развивались следующим образом.
8.00 – проведена проверка звукоподводной связи.
8.02 – лодка достигла глубины 120 метров. Произведен осмотр прочности корпуса, забортной арматуры и трубопроводов.
8.09 – получено сообщение, что пройдена половина пути до предельной глубины погружения. Темп погружения замедляется.
8.24 – проведен очередной сеанс связи.
8.25 – лодка достигла глубины, на 90 метров меньшей предельной.
8.26 – лодка приблизилась к предельной глубине погружения.
9.02 – получено сообщение, что курс лодки остается неизменным.
9.10 – подводная лодка не ответила на вызов. Не было ответа и на повторный вызов через 1 минуту. Обеспокоенный штурман «Скайларка» взял микрофон у гидроакустика и прокричал в него: «У вас все в порядке? Отвечайте! Отвечайте, ради бога!» Но ответа не последовало.
9.11 – с борта лодки поступило неразборчивое сообщение, из которого удалось уяснить, что возникли какие-то неполадки. Лодка имеет дифферент на корму, подводники пытаются продуть цистерны главного балласта. Через 2–3 секунды послышался шум сжатого воздуха, поступающего в цистерны, продолжавшийся в течение 20–30 секунд.
После этого, через некоторое время, и было услышано то последнее сообщение. А вслед за ним раздался приглушенный неясный грохот.
Штурман Уотсон попытался вспомнить, где он уже слышал подобный шум. Его взгляд упал на переборку рубки и автоматически зафиксировал показания хронометра – 9.17. Впоследствии он охарактеризовал слышанный шум как «треск ломающихся отсеков прочного корпуса», знакомый ему по опыту Второй мировой войны. Однако в тот момент на «Скайларке» еще не осознали трагедии происшедшего.
Командир «Скайларка» приказал гидроакустику связаться с «Трешером» и запросить: «Управляется ли подводная лодка?» Когда и на этот раз ответа не последовало, он сам трижды повторил свой вопрос. Зная о ненадежности гидроакустического телефона, командир «Скайларка» беспокоился еще и о том, что подводная лодка при аварийном всплытии могла протаранить и спасательное судно со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Целых полтора часа «Скайларк» безуспешно ждал всплытия подводной лодки. Напряжение на борту спасательной лодки возрастало по мере того, как один за другим проходили 15-минутные периоды, а ответных сигналов с «Трешера» все не было. Напрасно прослушивал подводные шумы гидроакустик. Напрасно радист искал позывные «Трешера» в эфире. Напрасно люди на мостике пытались обнаружить знакомый силуэт подводной лодки. Напрасно…
Около 10.00 один из сигнальщиков заметил в 3–4 милях низкий серый силуэт, похожий на силуэт подводной лодки. С помощью сигнальных прожекторов и ультракоротковолновой радиостанции сразу же были сделаны запросы, но ответа не последовало и на этот раз. А через несколько минут силуэт как бы растаял в туманной дымке. Что это было? Оптический обман или плод воображения уставших и встревоженных людей?
В 10.40 командир «Скайларка» решил перейти к более действенным мерам: в воду полетели гранаты, взрывы которых должны были послужить «Трешеру» сигналом к немедленному всплытию. Однако и эта крайняя мера не дала никакого результата.
Окончательно убедившись, что связь с «Трешером» потеряна, командир «Скайларка» передал в штаб радиограмму: «Не имею связи с “Трешером” с 9.17. Вызываю лодку каждую минуту, каждые 10 минут сбрасываю сигнальные патроны. Все попытки обнаружить лодку безуспешны. Последнее принятое сообщение сильно искажено. Можно понять, что лодка была на глубине, близкой к предельной… Продолжаю поиски».
После полудня в район исчезновения «Трешера» вышли поисковые группы кораблей и самолетов. Военно-морское командование США обратилось к капитанам всех торговых судов, проходивших через район поисков, с просьбой тщательно следить за водной поверхностью.
На другой день, 11 апреля, появились первые находки. В районе исчезновения лодки были подобраны в воде куски пробки и пластмассы, пластмассовые бутылки и стаканы, а также несколько резиновых перчаток, которые подводники обычно одевают при работе в реакторном отсеке. Все выловленные предметы могли принадлежать «Трешеру», но могли и не иметь к нему никакого отношения, поскольку подобные вещи используются практически на всех американских кораблях.
Час проходил за часом, а терпящую бедствие лодку на поверхности обнаружить не удавалось. Глубины же океана в этом районе настолько велики, что мысль о поврежденном «Трешере», лежащем на грунте, полностью исключалась. Поэтому в половине одиннадцатого утра 11 апреля начальник штаба ВМС США адмирал Андерсон сделал следующее заявление журналистам: «Печальная необходимость вынуждает меня прийти к заключению, что подводная лодка “Трешер”, которую мы в течение всего этого времени считали пропавшей, в действительности затонула. За прошедшие часы у нее было много возможностей дать знать о себе. С глубоким прискорбием и чувством огромного горя я вынужден объявить о том, что атомная подводная лодка “Трешер”, имевшая на борту 129 человек, погибла».
Но поиски «Трешера» не закончились, они продолжались в течение 1963–1964 годов и завершились некоторым успехом. На грунте были найдены и многократно сфотографированы обломки легкого корпуса, установлена и принадлежность их «Трешеру». В результате изучения всех обстоятельств гибели лодки было выдвинуто несколько версий случившегося.
1. Лодка вследствие ошибки личного состава проскочила предельную глубину погружения и была раздавлена.
2. Лодка потеряла плавучесть из-за поступления внутрь прочного корпуса воды через поврежденную арматуру или разорвавшийся трубопровод.
Это были официальные версии, но, кроме них, в зарубежной печати высказывались и другие предположения. Например, не исключалась и возможность взрыва подводной лодки, в том числе в результате боевого воздействия «неизвестного подводного противника».
Ученые предполагают, что причиной гибели подводной лодки стали внутренние волны. В тот день в районе испытаний свирепствовал циклон, который и мог их вызвать. Позднее здесь были зарегистрированы мощные внутренние волны высотой до 100 метров и периодом колебаний около восьми минут. Такие волны могли легко «затащить» лодку на глубину ниже предельной, на которую был рассчитан ее прочный корпус.
Превышение максимальной глубины погружения «Трешера» на 50 метров (то есть на глубину 410 метров) и привело к катастрофе – не хватило запаса прочности.
Советские ученые отмечали еще одну возможную причину. Циклон вызвал сильное вихревое движение океанских вод в районе погружения лодки, а это способствовало интенсивному перемешиванию верхнего слоя океана. В результате более легкая теплая вода из верхнего слоя могла быть затянута вниз. Если «Трешер» неожиданно попал в слой теплой воды вблизи предельной глубины, то он мог попросту провалиться ниже максимально допустимой отметки. Экипаж не успел продуть балластные цистерны, и «Трешер» затонул на глубине 2800 метров.
Источник: rulibs.com
Тайна гибели атомной подводной лодки USS Tresher
За всю историю флота известно восемь атомных подводных лодок, затонувших в результате аварии. Первой в этом скорбном списке была американская лодка «Трешер», которая все еще покоится на дне океана.
Американская многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) USS Thresher (SSN-593) была головной в серии из четырнадцати подобных судов. Первая лодка, как и вся серия, получила свое название в честь одного из видов акул — морских лисиц. Заложенная на верфях Портсмута в мае 1958 года, SSN-593 вошла в строй после длительных испытаний в 1961-м.
Довольно крупная для своего времени лодка (водоизмещением около 3500 тонн) вобрала в себя самые последние достижения американского кораблестроения. Ее назначением являлся поиск и уничтожение подводных ракетоносцев противника. Могла она атаковать и надводные корабли всех классов. Для выполнения этих задач АПЛ была вооружена торпедами, а также только что появившимися ракетоторпедами типа «Саброк».
Пробное погружение.
9 апреля 1963 года SSN-593 вышла в море для глубоководных испытаний, имея на борту помимо экипажа (112 человек) 17 гражданских специалистов. Командовал лодкой капитан-лейтенант Джон Харви. Это был его первый выход в море на лодках такого типа, хотя в подводном флоте он был далеко не новичок: три года прослужил офицером на первой в мире АПЛ «Наутилус», был участником ее исторического похода подо льдами на Северный полюс. Лодку сопровождало судно обеспечения «Скайларк» («Жаворонок»), снабженное новейшими гидрофонами -устройствами для поддержания связи с находящейся под водой лодкой. На борту «Скайларка» также находились водолазы и спасательная капсула, рассчитанная на глубину до 260 метров.
Американская многоцелевая атомная подводная лодка «Трешер» SSN-593
К утру 10 апреля корабли вышли за пределы континентального шельфа. Теперь глубина океана под ними превышала 2,5 километра. Совершив пробное погружение на 200 метров, Харви сообщил, что готов к погружению на предельную глубину. Стояла ясная штилевая погода с прекрасной видимостью, когда лодка «Трешер» скрылась под водой.
Было решено выполнять погружение ступенями по 65 метров, делая после каждой из них остановку для проверки состояния всех агрегатов корабля. При таком режиме испытание должно было занять около шести часов.
Примерно через полчаса после начала погружения лодка достигла глубины 120 метров. Еще через некоторое время капитан Харви доложил, что их глубина составляет примерно половину предельного значения (около 330 метров для «Трешера»). После осмотра лодки и ее систем погружение продолжилось. Океан все сильнее и сильнее сжимал корабль в своих объятиях.
Каждый метр глубины увеличивал давление на квадратный метр корпуса на одну тонну. Прошло еще около часа, прежде чем с «Трешера» сообщили, что лодка подходит к предельному значению глубины. Затем последовало уже плохо прослушиваемое последнее сообщение: «Имеем возрастающий дифферент на корму, пытаемся продуться» (выполнить срочное всплытие).
Вечная загадка.
Больше АПЛ на связь не выходила, но гидрофоны донесли на «Скайларк» характерный звук, принятый за шум воздуха высокого давления, подаваемого в балластные цистерны лодки. Еще через 1-2 минуты на корабле сопровождения услышали непонятный скрежещущий звук.
Находящийся у гидрофона штурман «Скайларка», подводник времен Второй мировой, объяснил его как треск разламывающегося корпуса субмарины. Некоторое время «Скайларк» продолжал безответно вызывать лодку. Затем, еще надеясь, что всего лишь отказала гидрофонная связь, стали сбрасывать на глубину сигнальные шумовые гранаты, означающие команду на немедленное всплытие. Все было тщетно. «Трешер» и все, кто на ней находился, уже покоились под 2,5-километровой толщей океанских вод.
Обломки АПЛ «Трешер» на дне океана. Вид из батискафа «Триест». 1963 г.
К поискам погибшей лодки были привлечены многие надводные корабли и АПЛ, а также батискаф «Триест». По всплывшим на поверхность обломкам было точно установлено место трагедии. Позднее «Триесту» удалось отыскать останки погибшей лодки на дне и поднять на поверхность ее отдельные фрагменты.
Однако проведенные исследования и анализ собранных данных не позволили с полной уверенностью установить причины гибели «Трешера». Тайна осталась нераскрытой. Предположительно виновником катастрофы стала одна из трубок системы охлаждения реакторной установки, не выдержавшая забортного давления.
Первая в истории катастрофа АПЛ не стала последней. Гибли и американские, и советские подводники, но по количеству одновременно погибших (129 человек) «Трешер» остается непревзойденной.
Источник: karhu53.livejournal.com