Подводная лодка тип xi

Подводные лодки типа «Л» (II, XI, XIII и XIII-бис серии)

Большие подводные лодки типа “Л” (II, XI, XIII и XIII-бис серии) – 24+1 единица

II серия: Л-1 (б. “Ленинец”, 6.9.1929/28.2.1931/22.10.1933 – исключена 7.7.1945) Л-2 (б. “Сталинец”, 6.9.1929/21.5.1931/24.10.1933 – погибла 14.11.1941) Л-3 (б. “Фрунзевец”, 6.9.1929/28.8.1931/5.11.1933 – исключена 15.2.1971) Л-4 (б. “Гарибальдиец”, 15.3.1930/31.8.1931/ 8.10.1933 – исключена 17.2.1956) Л-5 (б.

“Чартист”, 15.3.1930/5.6.1932/30.10.1933 – исключена 29.12.1955) Л-6 (б. “Карбонарий”, 15.3.1930/3.11.1932/9.5.1933 – погибла в апреле 1944)

XI серия: Л-7 (б. “Ворошиловец”, 10.4.1934/15.5.1935/ 10.12.1936 – исключена 3.4.1958) Л-8 (б. “Дзержинец”, 10.4.1934/10.9.1935/29.12.1936 – исключена 20.2.1952) Л-9 (б. “Кировец”, 1.6.1934/25.8.1935/ 29.12.1936 – исключена 20.2.1959) Л-10 (б. “Менжинец”, 10.6.1934/18.12.1936/17.12.1937 – исключена 20.2.1959) Л-11 (10.6.1934/4.12.1936/6.11.1938 – исключена 20.2.1959) Л-12 (10.6.1934/7.11.1936/ 9.12.1938 – исключена 20.2.1959)

GTA 5 прохождение #11. Grand Theft Auto V. Играю впервые.

XIII серия: Л-13 (25.4.1935/2.8.1936/2.10.1938 – исключена 17.3.1958) Л-14 (25.4.1935/21.12.1936/10.10.1938 – исключена 20.2.1959) Л-15 (5.11.1935/26.12.1936/ 6.11.1938 – исключена 20.6.1956) Л-16 (5.11.1935/ 9.7.1937/9.12.1938 – погибла 11.10.1942) Л-17 (25.1.1936/5.11.1937/5.6.1939 – исключена 18.4.1958) Л-18 (30.12.1935/12.5.1938/24.9.1939 – исключена 18.4.1958) Л-19 (26.12.1935/25.5.1938/4.11.1939 – погибла в августе 1945)

XIII-38 серия: Л-20 (10.6.1938/14.4.1940/4.9.1942 – затонула 10.10.1957) Л-21 (10.6.1938/14.7.1940/7.8.1943 – исключена 29.12.1955) Л-22 (4.12.1938/23.9.1939/ 28.8.1942 – исключена 21.5.1959) Л-23 (17.10.1938/ 29.4.1940/31.10.1941 – погибла в январе 1944) Л-24 (20.10.1938/17.12.1940/29.4.1942 – погибла в декабре 1942)

II серия: надводное – 1051 т; подводное – 1327 т; 78x7x3,96 м; 2 диз./2 ЭД, 2200/1300 л.с; 13,75/8 уз.; 102 т соляра; 6000 (10)/135 (2,5) миль. Эк. 54 чел. 1 – 100-мм/51, 1 – 45-ММ/46, 6 – 533-мм ТА (6 НТА, 12 торпед), 20 мин

XI серия: надводное – 1040 т; подводное – 1340 т; 79,9x7x3,96 м; 2 диз./2 ЭД, 2200/1300 л.с; 14,5/8,5 уз.; 7500 (10)/135 (2,5) миль. Эк. 55 чел. 1 – 100-мм/51, 1 – 45-мм/46, 6 – 533-мм ТА (6 НТА, 16 торпед), 20 мин

XIII серия: надводное – 1120 т; подводное – 1425 т; 85,3x7x4,04 м; 2 диз./2 ЭД, 2200/1300 л.с; 15/9 уз.; 143 т соляра; 10 000 (10)/150 (2,5) миль. Эк. 56 чел. 1 – 100-мм/51, 1 – 45-мм/46, 8 – 533-мм ТА (6 НТА, 2 КТА, 18 торпед), 18 мин

XIII-38 серия: надводное – 1108 т; подводное – 1400 т; 83,3x7x4,05 м; 2 диз./2 ЭД, 4000/1300 л.с; 18/9 уз.; 10 000 (10)/150(2,5) миль. Эк. 56 чел. 1 – 100-мм/51, 1 – 45-мм/46, 8 – 533-мм ТА (6 НТА, 2 КТА, 18 торпед), 20 мин

Лодки “комбинированного” типа, сохраняющие мощное торпедное вооружение при возможности ставить минные банки. В конструкции использован опыт постройки ПЛ типа “Д” I серии, а также решения, заимствованные с поднятой брит. ПЛ “L-55”. Полуторакорпусные. Мины хранились в двух горизонтальных прочных трубах, сброс – в кормовой части.

ЕП17 #11 Бремерхафен. Подводная лодка XXI типа и Нидерланды

II серия из 6 ед. (по три для КБФ и ЧФ) построена в 1929- 1933 гг. Первоначально ПЛ имели названия, замененные в 1934 г. литерно-цифровыми обозначениями. В 1934 г. для ТОФ начато строительство 6 лодок XI серии (вошли в строй в 1936-1938 гг.), в конструкцию которых внесли ряд изменений.

Эти ПЛ закладывались на заводах европейской части СССР, после чего в разобранном виде перевозились для достройки на Дальний Восток. По опыту их строительства конструкция ПЛ XIII серии (вошли в строй в 1938-1939 гг.) была упрощена для удобства перевозки и ускорения достроечных работ.

Кроме того, на XIII серии введен новый корпус, разработанный на основе чертежа ПЛ IX серии (диаметр прочного корпуса уменьшен с 4,85 до 4,6 м), а также установлено 2 ТА в корме вне прочного корпуса, что повлекло сокращение числа мин с 20 до 18. Серия XIII-38 отличалась от предыдущей новым типом дизелей и рядом других деталей, число мин вновь увеличено до 20 но из шести заложенных ПЛ ни одна не успела войти в строй к началу войны. Рабочая глубина погружения для II и XI серий составляла 75 м, предельная – 90 м; для последующих ее довели до 80 и 100 м соответственно. Л-1 – Л-3 и Л-21 в годы войны входили в состав КБФ, Л-4 – Л-6, Л-23, Л-24 – в состав ЧФ, Л-20 и Л-22 – в состав СФ, остальные – в состав ТОФ, но в 1942-1943 гг. Л-15 перешла через Тихий и Атлантический океаны на СФ, а Л-16 погибла на переходе.

Л-2 погибла 14.11.1941 на минах у о. Кери. Л-6 пропала без вести между 11 и 21.4.1944 в сев.-зап. части Черного моря; возможно, погибла на мине, потоплена 16.4.1944 герм. охотником Uj-115 или 18.4.1944 герм. охотником Uj-104 и румын. КЛ “Sublocotenent Ghikulescu”. Л-16 потоплена 11.10.1942 японской ПЛ I-25 в 300 милях сев.-зап. Сан-Франциско.

Л-23 пропала без вести между 15 и 29.1.1944 в р-не м. Тарханкут – вероятно, погибла на мине. Л-24 погибла между 12 и 31.12.1942 на мине в р-не м. Калиакра. Л-19 пропала без вести 23-24.8.1945 в боевом походе у сев.-зап. побережья о. Хоккайдо – вероятно погибла на мине. Однотипная Л-25 XIII 38 серии (з-д №198, спуск 26.2.1941) не достроена; 20.12.1944 затонула в шторм во время межбазового перехода.

    3.1 Торпедами

После войны

9 июня 1949 г.

Л-3 получила обозначение «Б-3».

17 августа 1953 г.

года выведена из боевого состава флота и переквалифицирована в учебную подлодку.

21 мая 1956 г.

переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть «УТС-28».

15 февраля 1971 г.

станция исключена из состава ВМФ СССР и отправлена на утилизацию. Однако рубка лодки была сохранена и установлена в Лиепае. После распада СССР рубка была вывезена из Прибалтики и в 1995 установлена в Москве на Поклонной горе. [1]

Отрывок, характеризующий Л-3

«Неужели же он уедет и оставит меня одного, не договорив всего и не обещав мне помощи?», думал Пьер, вставая и опустив голову, изредка взглядывая на масона, и начиная ходить по комнате. «Да, я не думал этого, но я вел презренную, развратную жизнь, но я не любил ее, и не хотел этого, думал Пьер, – а этот человек знает истину, и ежели бы он захотел, он мог бы открыть мне её». Пьер хотел и не смел сказать этого масону.

Проезжающий, привычными, старческими руками уложив свои вещи, застегивал свой тулупчик. Окончив эти дела, он обратился к Безухому и равнодушно, учтивым тоном, сказал ему: – Вы куда теперь изволите ехать, государь мой? – Я?… Я в Петербург, – отвечал Пьер детским, нерешительным голосом. – Я благодарю вас. Я во всем согласен с вами. Но вы не думайте, чтобы я был так дурен.

Я всей душой желал быть тем, чем вы хотели бы, чтобы я был; но я ни в ком никогда не находил помощи… Впрочем, я сам прежде всего виноват во всем. Помогите мне, научите меня и, может быть, я буду… – Пьер не мог говорить дальше; он засопел носом и отвернулся.

Масон долго молчал, видимо что то обдумывая. – Помощь дается токмо от Бога, – сказал он, – но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов). Один совет позвольте подать вам.

Приехав в столицу, посвятите первое время уединению, обсуждению самого себя, и не вступайте на прежние пути жизни. Затем желаю вам счастливого пути, государь мой, – сказал он, заметив, что слуга его вошел в комнату, – и успеха… Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя.

Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени. Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко.

Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем.

Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему: – Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица.

Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков? Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера. – Да, я желаю, – сказал Пьер.

Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога? Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он. – В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз. – В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.

Читайте также:  Ваня проехал по течению реки на моторной лодке скорость которой 8 км

Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду. Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы.

Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса.

Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.

Проведя его шагов десять, Вилларский остановился. – Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.

Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства.

Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем.

В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами.

Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел.

Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.

При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.

Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу. – Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?

В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос. – Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер. – Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро. – Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах. – Какое понятие вы имеете о франк масонстве? – Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…

Источник: xn--53-6kcutwqjd.xn--p1ai

Подводные лодки проекта 949А — одиссея «Антея»

Подводные лодки проекта 949А «Антея»

Часто внимание публики приковывают подводные лодки стратегического назначения. Понимание того, что субмарина несет в себе десятки мощных ядерных боеголовок, впечатлит любого. При этом роль субмарин в «ядерном щите» всегда особо отмечалась.

Но в отечественном подводном флоте не менее значимую роль играют подводные лодки проекта 949А «Антей». Они являются своеобразным аналогом наводных ракетных крейсеров. Именно эти подлодки могут уничтожить целую ударную группу.

История создания

Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития субмарин класса ПЛАРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям.

Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену субмаринам проектов 659 и 675 и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями.

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев».

В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного.

История создания

Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей.

РПК проекта 949 (их было построено 2 единицы) были выведены из состава флота 1996. В тоже время продолжалось строительство новых кораблей – в середине и конце 1990-х было завершено строительство нескольких РПК проекта 949А.

Неизвестно состояние на 12-й лодке проекта, по одной информации она была достроена в конце 1999г., по другой – разобрана после закладки.

4-й (по очерёдности в серии) РПК проекта 949А К-173 («Челябинск» ? «Красноярск» ?) была выведена из состава флота в 1998г.

Планировалась разработка РПК аналогичного назначения, следующего, 4-го поколения, на основе проекта 949А однако снижение финансирования не позволило развить этот проект.

Представители проекта

Название Зав. № Заложена Спущена В строю Флот Состояние Примечания
К-148 «Краснодар» 617 22.07.1982 03.03.1985 30.09.1986 Несла службу на СФ , утилизирована в 2014 году
К-173 «Красноярск» 618 04.08.1983 27.03.1986 31.12.1986 Несла службу на ТОФ , утилизирована в 2016 году
К-132 «Иркутск» 619 08.05.1985 29.12.1987 30.12.1988 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года
К-119 «Воронеж» 636 25.02.1986 16.12.1988 29.12.1989 СФ В строю В 2011 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-410 «Смоленск» 637 09.12.1986 20.01.1990 22.12.1990 СФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-442 «Челябинск» 638 21.05.1987 18.06.1990 28.12.1990 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2020 года
К-456 «Тверь» 649 09.02.1988 28.06.1991 18.08.1992 ТОФ В строю До 20.06.1996 «Касатка», до 28.01.2011 «Вилючинск».
К-266 «Орёл» 650 19.01.1989 22.05.1992 30.12.1992 СФ В строю В 2017 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-186 «Омск» 651 13.07.1989 10.05.1993 15.12.199310.12.1993 ТОФ В строю 29 июня 2019 года передана после ремонта Тихоокеанскому флоту
К-141 «Курск» 662 22.03.1990 16.05.1994 20.01.199530.12.1994 Несла службу на СФ, 12.08.2000 погибла со всем экипажем в Баренцевом море, к 2002 году поднята и к 2004 году утилизирована.
К-150 «Томск» 663 27.08.1991 20.07.1996 30.12.1996 ТОФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ДВЗ «Звезда»
К-329 «Белгород» 664 24.07.199220.12.2012 23.04.2019 12.2020 СФ Швартовные испытания Достраивается по специальному проекту. Станет носителем ПЛАСН проекта «Посейдон»
К-135 «Волгоград» 675 02.09.1993 Не достраивались В 1998 году снята с производства и была законсервирована.В 2012 году разобрана на металл.
К-160 «Барнаул» 676 н/д Готовность на 2002 год составляла 49 %.В 2012 году разобрана на металл.
К-? 677 н/д Закладывались по проекту 949У

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Читайте также:  Можно ли заклеить лодку ПВХ клеем космофен

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Описание конструкции

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Субмарины проекта «Антей»

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

Характеристики

Ниже представлены характеристики АПЛ проекта 949А:

  • водоизмещение надв., м. куб. – 12500;
  • водоизмещение подв., м. куб. – 22500;
  • энергетическая установка — 2 × ОК-650 (с мощностью 2 х 190 Мв);
  • надводная скорость, узлов – 15;
  • подводная скорость, узлов – 32;
  • макс. глубина погружения, м – 600;
  • автономность, суток – 120;
  • экипаж, чел. – 94;
  • вооружение — 24 ПКР «Гранит», ТА 650 мм — 4 шт., ТА 533 мм — 4 шт.

Вооружение

Главное оружие «Антеев» — крылатые ракеты «Гранит» — в дополнительных представлениях не нуждается. Достаточно сказать, что единственными надводными кораблями, способными их использовать, были тяжёлые крейсера проекта «Орлан», причём там ракет было на четыре меньше, чем на подводных крейсерах.

Вооружение

Запуск всех 24 ракет одним залпом, по расчётам конструкторов, позволил бы прорвать любую противоракетную оборону, а возможность ракет обмениваться данными между собой давала возможность оптимально распределить цели «самостоятельно». Запуск ракет производится из-под воды. Для наведения П-700 на цели, находящиеся на максимальной дальности, применялись данные либо с самолётов Ту-95РЦ, либо от спутниковой разведывательной системы «Лиана».

Поздние лодки серии предполагалось вооружить перспективными ракетами «Болид», а уже построенные должны были перевооружиться ими в ходе ремонтов. Однако в 90-е годы постройку заложенных лодок заморозили, а работы по теме «Болид» закрыли. А вот разработанная тогда же схема перевооружения «Антеев» ракетами «Оникс» и «Калибр» реализовалась уже в следующем веке.

С 2013 года модернизируется подлодка К-123 «Иркутск», ожидается, что в ходе ремонта субмарины К-442 «Челябинск» она тоже будет перевооружена.

В дальнейшей перспективе перевооружённые лодки смогут использовать и новейшие ракеты «Циркон».

Через два торпедных аппарата калибра 650мм крейсера проекта «Антей» могли запускать торпеды 65-76. Эти 4-тонные торпеды могли развивать скорость до 70 узлов (по некоторым данным), а их боевая часть содержала более полутоны взрывчатого вещества. Боезапас составлял восемь торпед, на некоторых лодках – 12. Торпеды 65-76 сняли с вооружения после гибели подлодки «Курск», придя к выводу, что катастрофа произошла из-за взрыва боеголовки такого типа оружия.

Четыре торпедных аппарата калибра 533мм используются для запуска самонаводящихся электрических торпед УСЭТ-80. Они развивают до 45 узлов и содержат боевой заряд массой до 300 кг.

В воде

Через 533мм аппараты также можно запускать ракето-торпеды «Водопад» и «Шквал», развивающие с помощью гидрореактивного двигателя и движения в паровом пузыре маршевую скорость в 375 км/ч.

Для самообороны от летательных аппаратов экипаж «Антея», находящегося в надводном положении, применяет переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла», на борту находится 16 таких ракет.

Эксплуатация

На протяжении 80-х годов флоту передали шесть «Антеев» и две лодки, построенные по первоначальному проекту. С 1992 по 1996 годы удалось достроить и сдать в эксплуатацию ещё шесть субмарин. Все они несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах. В девяностые крейсера получили в дополнение к буквенно-цифровым индексам собственные имена.

Называли лодки в честь городов.

Хотя поддержание субмарин в боеготовом состоянии было объявлено приоритетной задачей, критическое состояние экономики государства вынудило по мере достройки новых «Антеев» списывать наиболее старые. К концу десятилетия списали «Архангельск» и «Мурманск» — лодки проекта «Гранит». За ними списки флота покинули первые «Антеи» — «Краснодар» и «Красноярск». Самым «старым» крейсером остался «Иркутск», заложенный в 1985 году и вошедший встрой в 1988 году.

Широкую известность «Антеи» получили в 2000 году, но при таких обстоятельствах, что лучше бы и не получали. Со всем экипажем во время учений погибла новейшая лодка проекта 949А Северного флота – «Курск». При этом буи оповещения не сработали, а воспользоваться средствами спасения моряки не смогли.

Эксплуатация

Три лодки, строительство которых было приостановлено, к началу 2000-х годов находились в достаточно высокой степени готовности. От двух из них в 2012 году окончательно отказались, и они были разобраны на металл. А вот лодку «Белгород» решили перезаложить и достроить по особому проекту. Она станет носителем глубоководных аппаратов. Оставшиеся восемь «Антеев», вопреки пессимистическим прогнозам, были успешно отремонтированы и либо несут боевую службу, либо модернизируются.

Хотя подводные лодки проекта 949А разрабатывались ещё в 70-е годы, они до сих пор остаются грозным оружием.

Лучше всего об этом свидетельствует то, что именно их, в отличие от надводных крейсеров проекта 1144 пытались всеми силами сохранить в тяжелейшие девяностые. Все «Орланы» тогда отправились в резерв, а вот «Антеи» оставались в строю и достраивались.

Высокие боевые качества и огромная огневая мощь подводного крейсера сомнению не подвергаются. Сомневаются аналитики в другом – а не был ли «Антей», огромная, дорогая и довольно узкоспециализированная лодка – тупиковой веткой развития? Возможно, что правы были американцы, сделавшие ставку на относительно дешёвые и массовые многоцелевые лодки. Но для своего времени субмарины проекта 949А, безусловно, были актуальны и необходимы. А их время, возможно, ещё не прошло.

Апкррк «Орел»

К-266 «Орёл» — российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей», входящий в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота ВМФ России.

Корабль заложен 19 января 1989 года на Севмаше под заводским номером 650. При закладке оба вала, которые вращали гребные винты, состояли из отдельных частей, скрепленных болтами и соединительными муфтами. На остальных кораблях эти детали были цельнолитыми, но на «Орле» их выполнили полыми и засыпали внутрь кварцевый песок. По расчётам конструкторов, такие валы не должны были уступать по прочности литым, но при этом меньше шуметь, а также быть легче, дешевле и проще в изготовлении.

Для полых валов требовались облегчённые винты, однако их разработку не успели закончить до распада СССР. В итоге в 1992 году подлодку «Орёл» спустили на воду с новыми линиями валов и старыми винтами. После передачи субмарины в ВМФ валы в местах крепления сильно искривились и начали тереться о стенки с характерным звуком. Это, в свою очередь, демаскировало подлодку.

Подлодка в море

По словам источника в Министерстве обороны, согласно проекту, подводные лодки этого типа должны были действовать скрытно, уклоняясь от гидролокаторов противника, а АПЛ «Орёл» гремела своими валами на все Баренцево море. С увеличением скорости звук усиливался до такой степени, что заглушал акустикам всю фоновую обстановку вокруг. У американцев и англичан субмарина получила кличку «ревущая корова Баренцева моря».

В 2000 году на «Орле» прошли учения российских водолазов-глубоководников, готовящихся к работам на затонувшем в Баранцевом море «Курске».

В июне 2001 года на АПЛ «Орел водолазы отработали детали операции по подъему затонувшей подводной лодки «Курск», построенной по тому же проекту, что и «Орел».

Атомная подводная лодка «Орел» Пресс-служба «Звездочки» Атомная подводная лодка «Орел» Пресс-служба «Звездочки» Впоследствии, в августе-декабре 2001 года лодка обеспечивала следственные мероприятия генеральной прокуратуры России по расследованию причин гибели ПЛ «Курск».

В 2009 году подлодка принимала участие в оперативно-стратегических учениях «Запад-2009». Подводный крейсер был признан одним из лучших в соединении атомных подводных лодок Северного флота.

В День ВМФ 2011 года «Орел» стоял в парадном строю кораблей в Североморске.

На месте базирования

В октябре 2013 года подлодка участвовала в пуске крылатых ракет «Гранит» в Баренцевом море. В учениях также приняла участие АПЛ «Воронеж». 15 ноября прибыла на судостроительное предприятие «Центр судоремонта «Звездочка».

В 2014 году поставлена в док центра судоремонта «Звездочка» для проведения работ по восстановлению технической готовности. По сообщению пресс-службы завода в начале 2015 года с корабля были демонтированы гребные и дейдвудные валы, полумуфты, разобраны дейдвудные сальники валопроводов правого и левого борта. 07 апреля произошел пожар в районе 9-го отсека. Площадь возгорания превысила 40 кв. метров.

Читайте также:  Сколько всего затонуло подводных лодок

После проведения пожарными расчетами второй пенной атаки, в результате которой не удалось локализовать возгорание, было принято решение о затоплении док-камеры. К полуночи пожар был потушен, пострадавших не было. На заводе заявили, что происшествие не повлияет на срок ремонта, который должен завершиться в 2016 году.

До конца апреля 2017 года возвратится в состав подводных сил ВМФ после ремонта и восстановления технической готовности. 06 апреля 2017 года покинула акваторию ЦС «Звёздочка» и начала переход к месту постоянного базирования, после завершения ремонта. По сообщению от 11 апреля прибыл в пункт постоянного базирования на Кольском полуострове после завершения планового ремонта.

По сообщению от 26 июля 2017 года занял свою позицию на североморском рейде.

По сообщению от 28 июля 2020 года покинул Кронштадтский рейд и взял курс к месту постоянного базирования. 13 августа завершил свой двухнедельный переход из Балтийского моря через Северное, Норвежское и Баренцево моря и прибыл на Северный флот.

Апкррк «Орел»

Основные характеристики:

Водоизмещение (т): 15000;

Скорость полного хода (узлов): 28;

Автономность (сут.): 100;

Силовая установка: два ядерных реактора и две паровые турбины.

Источники

  • https://gun-35.ru/aksessuary/podvodnye-lodki-proekta-949a-antej-istoriya-sozdaniya-konstruktsiya-vooruzhenie-tehnicheskie-harakteristiki.html
  • https://gunsfriend.ru/podvodnye-lodki-proekta-949a-antej-istoria-sozdania-konstrukcia-vooruzenie-tehniceskie-harakteristiki/
  • https://dubki-nk.ru/proekty/podvodnye-lodki-proekta-949a-antej-istoriya-sozdaniya-opisanie-i-harakteristiki.html
  • https://warbook.club/voennaya-tehnika/podvodnye-lodki/949a-antey/

Источник: army-today.ru

Подводная лодка тип xi

C-12 – одна из пяти подводных лодок, отправленных командованием Балтфлота на прорыв немецких заграждений Финского залива в 1943 году.

Совершила 2 боевой похода, погибла в третьем.

На подлодке начинал свою карьеру В.А. Тураев, известный подводник-североморец. Под его руководством лодка совершила самый продолжительный боевой поход за период Wow на Балтике

В свой первый боевой поход «С-12» отправилась т19 сентября 1942 года (позиция № 3 в районе Мемель – Либава). Вместо заболевшего командира БЧ-5 на борту подводной лодки в море вышел дублер дивизионного механика бригады ПЛ инженер-капитан 1 ранга В.Е. Корж, оставивший воспоминания об этом походе (см. В.Е. Корж «Запас прочности». Воениздат, 1966 г.).

Переход в Кронштадт был совершен сравнительно благополучно. Вражеская артиллерия обстреляла караван, в который входила «С-12», но благодаря своевременно поставленной дымовой завесе, ни один снаряд не попал в цель.

Вечером 19 сентября подводная лодка направилась к Лавенсари, и утром 20 сентября «С-12» в сопровождении тральщиков достигла точки погружения и приступила к форсированию Финского залива. Удачно пройдя под минным заграждением у острова Гогланд и к северу от острова Руускари, подводная лодка к вечеру 20 сентября всплыла для зарядки аккумуляторов.

В 18.45 в 7 милях к западу от острова Гогланд «С-12» подверглась атаке финского самолета (трофейный типа «СБ»), пилотируемого Эрком Биргером. Бомбардировщик был замечен слишком поздно. Срочное погружение не спасло подводную лодку от повреждений. Две глубинные бомбы, сброшенные с самолета, разорвавшиеся рядом с рубкой вывели из строя 32 (из 64) элемента аккумуляторной батареи. (По другим данным отключение носовой группы батарей связано с пожаром, вызванным разлившимся электролитом при ночной зарядке).

Вызванные на место столкновения охотники обнаружили масляный след на поверхности воды и посчитали, что подводная лодка потоплена.

Днем 22 сентября в 7,5 милях юго-западнее маяка Калбодагрунд подводная лодка попала, по мнению экипажа субмарины, в противолодочную сеть и была атакована сторожевыми катерами «VMV-2» и «VMV-12», сбросившими на субмарину 40 глубинных бомб. Преследование продолжалось, но на подводной лодке не подозревали, что за ней тянется маслянистый след, показывая врагу местонахождение корабля. По нему отбомбились четыре финских самолета типа «СБ» и два германских «Арадо» с эстонскими экипажами. Сторожевые катера «VMV-15» и «VMV-16» сбросили на подводную лодку весь запас глубинных бомб.

В ночь на 26 сентября «С-12» завершила форсирование Финского залива, и донесла в базу о своем успешном прорыве. 26 и 27 сентября подводная лодка находилась у острова Форэ, проводя тренировку экипажа, и только утром 28 сентября прибыла в назначенный район у маяка Ужава.

Первый контакт с противником состоялся 29 сентября, но атака сорвалась, так как сопровождавшие конвой миноносцы заставили подводную лодку погрузиться. На следующий день «С-12» перешла к маяку Паппензее, где несколько раз наблюдала конвои противника, но атаковать ни разу не смогла, так как туман ограничивал видимость. Днем подводная лодка не сумела выпустить торпеды по линкору «Шлезиен», шедшему в охранении миноносцев – не открылись крышки кормовых торпедных аппаратов, заклиненных при бомбежке в ходе форсирования лодкой Финского залива. (По немецким данным тогда же в этом районе атаке неизвестной подводной лодки подверглись корабли 24-й флотилии тральщиков, проводящих контрольное траление).

5 октября северо-западнее Мемеля «С-12» атаковала транспорт из состава конвоя. Из-за задержки выполнения команды «пли» торпеды прошли мимо цели. Атаке подвергся транспорт «RO-25» (бывший голландский «Гордиас» в 1.632 брт).

Утром 6 октября подводная лодка поочередно выпустила четыре торпеды по судну (им оказалось германский рыболовный траулер «Викинг»), но все они либо тонули, либо прошли под целью. Всплыв, «С-12» попыталась расстрелять цель из 100-мм орудия, после двух осечек с лодки был обнаружен сторожевик противника; субмарина была вынуждена погрузиться, сторожевик не преследовал лодку. Вечером 8 октября у маяка Ужава подводная лодка пыталась атаковать одиночно идущий транспорт, но боцман не сумел удержать корабль на перископной глубине и «утопил» лодку. Момент для торпедного залпа был утерян.

Успех пришел только 21 октября, когда «С-12» атаковала конвой, который по оценке командира лодки состоял из трех транспортов и четырех кораблей охранения. По данным противника конвой состоял из транспортов «Сабине Ховальд» (5.956 брт), «Бремерхафен» (5.355 брт), «Нойденфельс» (7.838 брт), спасательного судна «Петер Вессель» и бывшего голландского «Алькаид» (5.483 брт), под эскортом сторожевиков «Vp-310», «Vp-311» и «Vp-313».

Две одиночные торпеды поразили транспорт «Сабине Ховальд», перевозивший отпускников из Финляндии в Рейх. Противник не наблюдал следы торпед, но сразу начал профилактическое бомбометание. Спасательное судно приступило к буксировке поврежденного транспорта. Вскоре охранение конвоя было усилено подошедшими тральщиками. В этот раз немцы сумели спасти и отремонтировать поврежденное судно; оно погибло на мине в Северном море 11 мая 1944 года.

27 октября «С-12» вновь сопутствовал успех. У мыса Стейнорт подводная лодка атаковала конвой, состоящий из транспортов «Мар-дель-Плата», «Мальгаш», «Гордиас», «Ариадна», госпитального судна «Рюген», спасательного судна «Петер Вессель» и буксира «Капеллэ». Суда охраняли сторожевые корабли «V-1707», «V-1708», «Vp-303», «Vp-304», «Vp-305» и «Vp-311».

Торпеда попала в корму транспорта «Мальгаш» (6.903 брт), перевозившего отпускников Вермахта из Финляндии. Поврежденный пароход немцы пытались буксировать, но оно село на грунт в 2,5 милях от Либавы. Через месяц судно было поднято, и оно сумело пережить войну, погибнув у берегов Сомали в 1967 году, находясь под греческим флагом. Германские сторожевики контратаковали лодку, сбросив на нее 44 глубинные бомбы.

Пароход «Мальгаш» после торпедирования «С-12»

Утром 9 ноября с разрешения командования подводная лодка начала возвращение в базу. 11 ноября лодка дважды подрывалась на противотральных устройствах, в результате чего получила повреждения корпуса и приборов. К вечеру 18 ноября 1942 года «С-12» благополучно прибыла в Кронштадт, завершив самый продолжительный поход советской подводной лодки за Великую Отечественную войну (62 дня). За 1190 ходовых часов лодка прошла 4.960 миль, из них 1.774 под водой.

Второй поход лодки начался в ночь на 29 июля 1943 года. Подводной лодке предстояло провести разведку в районе сетевых заграждений противника, и, в случае их форсирования, действовать в устье Финского залива и Аландском море. Связь с субмариной поддерживалась до 1 августа, когда она доложила о зарядке у острова Кэри. Больше на связь «С-12» не выходила.

Состояние на дне
  • Подводная лодка разорвана взрывом на две части
  • Кормовая часть лодки лежит курсом на восток-северо-восток, без кренов, с легким дифферентом на нос, утонув в грунте по переднюю стенку рубки, то есть осмотру доступна только рубка и верхняя часть корпуса, за исключением кормовой оконечности, которая видна целиком
  • Оторванная носовая часть лодки лежит справа в 10 метрах от кормовой части и развернута на 180 градусов, с креном на правый борт.
  • Место взрыва со стороны кормовой части находится под грунтом и осмотру не доступно, со стороны носовой части место взрыва представляет из себя скрученные в трубочку листы легкого и прочного корпусов лодки.
  • Лодка имеет противоминную обрусовку корпуса, выполненную по большей части обрезиненными трубками. На рубке установлены дополнительные обмотанные резиной поручни, все выступающие части лодки обмотаны резиновой лентой и резиновыми ковриками.
  • Согласно немецким архивным данным, С-12 после подрыва на мине подвергалась бомбометанию со стороны немецких кораблей. Поэтому все основные палубные люки сорваны со своих мест ударными волнами от взрывов глубинных бомб. Также двери в корпусе рубки распахнуты и частично сорваны с петель.
  • Винто-рулевая группа лодки доступна для осмотра, так как корма возвышается над грунтом примерно на метр. Все кормовые рули лодки находятся в положении «ноль». Под винтами лодки обнаружен минный якорь с минрепом от немецкой мины серии UM, на которой подорвалась С-12. Лодка после подрыва прошла по инерции около 30 м.
  • Носовые торпедные аппараты частично доступны для осмотра. Верхняя пара аппаратов не имеет волнозащитных щитков, сами трубы торпедных аппаратов закрыты. Кормовые торпедные аппараты закрыты.
  • Оба перископа убраны в перископную тумбу.
  • Инструменты на мостике осмотру не доступны, так как сорваны со своих мест взрывами глубинных бомб и покрыты илом, нанесенным на мостик.
  • Кормовое 45-мм орудие находится в походном положении. Носовое 100-мм орудие не обнаружено, вероятно, было сорвано взрывом мины и лежит отдельно от лодки.
Выводы после осмотра лодки
  • Подводная лодка подорвалась на немецкой противолодочной мине UMA минного заграждения «Насхорн 2а».
  • Произошедший внутри лодки вторичный взрыв большой мощности разорвал корпус лодки на две части, отбросил носовую часть вправо, развернув ее на 180 градусов.
  • Взрывом были выбиты торпедопогрузочный люк и верхний рубочный.
  • Экипаж погиб мгновенно.
Картинка с гидролокатора

s12_5

Фотографии лодки на дне

(Фото Yanne Suhonen, Иннокентий Ольховой, Иван Боровиков)

Источник: uwex.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...