2 мая 2017 года было проведено погружение дайверов на обнаруженный накануне остов подводной лодки, с проведение фото и видео фиксации для идентификации найденного объекта.
Условия погружения:
- глубина по грунту 48м,
- грунт – песок с камнями,
- температура воды +2 градуса,
- видимость 3-5 метров.
В результате обследования, по характерным элементам рубки установлено, что на дне лежит остов советской подводной лодки типа «Щ», 10 серии, построенной на заводе 194, в Ленинграде.
Лодка лежит курсом 210, на ровном киле, практически не утонув в грунте, то есть осмотру доступен весь корпус.
Корпус лодки полностью цел, кроме места взрыва мины над левым носовым горизонтальным рулем: район взрыва около 2 м в диаметре, полностью разрушены элементы легкого корпуса, прочный корпус имеет вмятину и трещину длиной более метра и шириной до 20 см.
В районе кормового аварийного люка прогнила и провалилась часть легкой надстройки, вероятно в результате коррозии.
Подводная лодка «Щука»
Защитные щитки ниш торпедных аппаратов на верхних носовых и кормовых аппаратах отсутствуют. Нижние носовые щитки закрыты. Из левого верхнего носового торпедного аппарата на пол метра торчит торпеда, смещенная вперед взрывной волной мины. Из правого кормового торпедного аппарата на 3 / 4 длины торчит торпеда, которую пытались вытолкнуть подводники.
Якорь находится на левом борту и убран в клюз.
Оба орудия лодки 21‑К находятся в походном положении, стволы заткнуты дульными пробками, прицелы сняты.
Стенки легкого ограждения рубки обвалились от коррозии и воздействия рыбацких тралов, остатки которых висят на рубке, опутывая ее со всех сторон. Обломки ограждения мостика лежат на верхней палубе между носовым орудием и рубкой, и частично на грунте справа от рубки.
На мостике виден нактоуз с закрытой защитной крышкой, колонка управления поворотом руля, репитер гирокомпаса, с закрытой защитной крышкой, машинный телеграф поверхностного хода, ручки которого стоят в положении «стоп».
Рубочный люк закрыт. Зенитный перископ лодки опущен вниз, командирский перископ выдвинут примерно на метра из перископной тумбы, и его линза повернута на левый борт. Сам перископ погнут, вероятно, рыбацким тралом.
На межперископной балке закреплен репитер гирокомпаса, с закрытой защитной крышкой.
Винто-рулевая группа лодки полностью доступна для осмотра. Кормовые горизонтальные рули находятся в поднятом на 10–15 гр. положении. Руль направления повернут налево. Носовые горизонтальные рули в положении «ноль».
На лодке отсутствуют аварийные буи, их места закрыты листами железа. Оба аварийных люка закрыты.
Рядом с корпусом лодки, на грунте с левого борта напротив кормового аварийного люка лежит якорь от немецкой мины UMA. Вероятно, это якорь той мины, которая взорвалась и привела к гибели лодки. С правого борта лодки, за носовым горизонтальным рулем лежит якорь от немецкой мины UMA. В 20 м позади него, лежит неразорвавшаяся немецкая мина UMA, со смятыми свинцовыми взрывателями. Вероятно, эта та мина, которую лодка пыталась скинуть с себя.
Командир счастливой «Щуки» (драма, реж. Борис Волчек, 1972 г.)
Источник: poklonexpedition.com
Подводная лодка типа „Щ“
Предусмотренные первой кораблестроительной программой подводные лодки типа «Щ» — по названию головной лодки «щука» — предназначались для действий в прибрежных и внутренних морях и должны были быть вооружены торпедами калибра 533 мм и зенитными орудиями.
В 1930 году на Балтике были заложены первые три лодки типа «Щ» (III серии). Шесть отсеков лодки разделялись легкими переборками, рассчитанными на надводную аварию. Концевые отсеки были торпедными, причем в носу, кроме четырех аппаратов, размещались 4 запасные торпеды. Во 2-м — аккумуляторном — отсеке располагались две группы по 56 элементов каждая.
Над аккумуляторной ямой — разборный настил палубы из деревянных щитов. Над палубой — жилые помещения, под аккумуляторами — топливные цистерны. 3-й отсек — центральный пост, в котором размещался и пост командования и управления лодкой.
В 4-м-дизельном отсеке-два четырехтактных бескомпрессорных дизеля по 600 л. с. каждый, их вспомогательные механизмы, системы, газоотводные клапаны и устройства. В 5-м отсеке — два гребных электродвигателя по 400 л. с. и отдельно от них два электродвигателя экономического хода по 20 л. с., для снижения шумности соединяемые с гребными валами ременной эластичной передачей. Над центральным постом возвышалась прочная рубка, закрытая обтекаемым ограждением с мостиком, в носовой и кормовой части которого были установлены 45-мм зенитные полуавтоматы.
В 1932 году, когда была завершена постройка лодки «Щ-Ill», Советское правительство приняло решение о создании Тихоокеанского флота. Для него конструкторы разработали лодки серии «Щ-V», которые можно было перевозить в разобранном виде по железной дороге. Мощность дизелей на лодках этой серии была увеличена с 600 до 800 л. с. Надводная скорость повысилась с 12 до 14 узлов. В первом отсеке установили водонепроницаемую переборку, а запасные торпеды разместили во втором отсеке. Изменили раскрой обшивки и набор прочного корпуса так, чтобы изготовленные секции можно было перевозить по железной дороге.
В дальнейшем, до Великой Отечественной войны, построили еще 4 серии подводных лодок «Щ»; V-бис, У-бис2, X и Х-бис серий. Лодки типа «Щ» строились для всех флотов Советского Союза. При переходе от одной серии к другой в проекты вносились некоторые конструктивные изменения, улучшающие их качества и внутреннее размещение и не затрагивающие их тактические элементы.
При изготовлении наружных корпусов, цистерн, переборок, фундаментов применялась во всевозрастающем темпе электросварка, ускоряющая производство, снижающая трудоемкость работ и дающая экономию, устанавливались более совершенные приборы навигации, радиосвязи, гидроакустики.
И когда грянула Великая Отечественная война, на выполнение боевых заданий вышли многочисленные подводные лодки типа «Щ».
Источник: arsenal-info.ru
Подводная лодка типа «Щ»
Средняя ПЛ типа «Щ» («Щука») была второй по массовости в советском довоенном подводном флоте. Она выпускалась 6-ю сериями с 1933 по 1941 гг. (III c.- 4 ед., V c.- 12 ед., с.- 14 ед., 2 с.- 13 ед., Х с.- 32 ед., с.- 9 ед.) Главный конструктор — Б. М. Малинин. Эта полуторакорпусная лодка предназначалась для операций во внутренних морях и прибрежной зоне.
В различных сериях ПЛ незначительно менялись технические характеристики, обводы корпуса и ограждения боевой рубки. Хорошо зарекомендовавшие себя «Щуки» приняли самое активное участие в Великой Отечественной войне на всех флотах страны. После ее окончания отдельные лодки еще некоторое время несли службу, остальные были разобраны на металл.
Основные тактико-технические элементы ПЛ III с.:
— водоизмещение
(надводное / подводное), м 572 / 672
— длина, ширина, осадка, м 57×6,2×3,8
— глубина погружения
(рабочая / предельная, м 75×90
— число и мощность двигателей
(дизели / электродв.), л.с. 2×600 / 2×400
— скорость хода
(надвод./ подвод.), уз. 11,5 / 8,5
— дальность плавания, мили:
полной скоростью
(надвод./ подвод. ходом) 1350 / 9
экономической скоростью
(надводным ходом 8,5 уз.) 3130
(подводным ходом 3 уз.) 112
— автономность, сут. 20
— экипаж, чел.
— вооружение:
орудия (количество, калибр) 2×45-мм
(500 снарядов)
носовые ТА, шт. 4
кормовые ТА, шт. 2
Видео Советская подводная лодка типа «Щ»
- Главная /
- Железо /
- Подводные лодки Второй мировой войны /
- Подводная лодка типа «Щ»
Смотрите также
Увольнение личного состава на берег
Глава 13: Убытие личного состава с корабля
Отравление углекислым газом
Добавить комментарий
Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модернизироваться или удаляться.
Источник: podlodka.info