В конце 1920-х годов в Советском Союзе был поставлен вопрос о модернизации флота. Строительство новых крупных кораблей было невозможно без создания мощной индустриальной и финансовой базы, поэтому ставка была сделана на создание подводных сил. 5 марта 1927 г. на Балтийском заводе в Ленинграде состоялась закладка трех подводных лодок серии «Д» («Декабрист»).
А 14 апреля того же года еще три лодки данного типа были заложены в Николаеве для Черноморского флота. По проекту лодки обладали большой автономностью и были способны действовать в любых уголках Черного и Балтийского моря. Субмарины несли 6 носовых и два кормовых 533-мм торпедных аппарата.
Первоначальное артиллерийское вооружение состояло из одного 102-мм и одного 37-мм зенитного автомата. В конце 30-х годов лодки прошли модернизацию — изменился внешний вид рубки. 102-мм орудия Б-2 были заменены на 100-мм (Б-24 ПЛ) пушки, а на смену 37-мм автоматам пришли 45-мм орудия или пулеметы ДШК. Всего по проекту, созданному под руководством Б. М. Малинина, были построены шесть лодок типа «Д», получивших собственные имена: Д-1 («Декабрист»), Д-2 («Народоволец», Д-3 («Красногвардеец»), Д-4 «Революционер»), Д-5 («Спартаковец»), Д-6 («Якобинец»). Судьба этих субмарин сложилась следующим образом.
Подводные лодки серии Д
Д-1 в 1933 г., пройдя по только что построенному Беломоро-Балтийскому каналу, вошла в состав Северной военной флотилии (с 1937 г. Северный флот). В конце советско-финской войны совершила два похода, но встреч с кораблями противника не имела. Субмарина погибла во время учебного похода 13 ноября 1940 г. Лодка вышла из Полярного и направилась в Мотовский залив.
После 13 ч. связь с субмариной была потеряна. На следующий день были обнаружены масляные пятна и фрагменты обломков лодки. Субмарина затонула на глубине более 200 метров со всем экипажем (55 человек). В советское время и наши дни неоднократно готовились экспедиции по исследованию места гибели «Декабриста», но ни одна не была реализована и точные причины гибели лодки до сих пор неизвестны.
Подводная лодка Д-2 «Народоволец». (bestseller21.livejournal.com)
Д-2 действовала в составе Балтийского флота. 14 октября 1942 г. лодкой был атакован и уничтожен немецкий пароход «Якобус Фрицен» с грузом угля. Заметный международный резонанс имела атака «Народовольцем» пятью днями спустя немецкого железнодорожного парома «Дойчланд», на борту которого находилось около 1000 военных норвежского легиона.
Торпеда оторвала немецкому судну кормовую часть. В шведской прессе тут же была растиражирована информация о колоссальной трагедии, унесшей жизни более 600 (или 900) человек, которые потом были озвучены в отечественной литературе, как заметный успех советских подводников.
В реальности на судне 5 человек погибли при взрыве торпеды и более 20 утонули, бросившись за борт во время паники на палубе судна. На поиски субмарины немецкое командование выделило значительные силы флота, которые в течение трех суток вели безуспешный поиск советской подлодки. Д-2 же прошла всю войну, а в 1956 г. была переоборудована в учебно-тренировочную станцию, а затем в 1989 г. после ремонта установлена в Ленинграде на Васильевском острове и в данный момент является филиалом Военно-Морского музея в Санкт-Петербурге. Это единственная субмарина типа «Декабрист», сохранившаяся до наших дней.
Первенец подводного кораблестроения СССР подводная лодка типа Декабрист
Германский транспорт «Якобус Фрицен», потопленный Д-2. (navalmuseum.ru)
Д-3, действовавшая в составе Северного флота стала самой известной лодкой серии и по официальным данным самой результативной советской субмариной начального периода войны. В январе 1942 г. Д-3 стала краснознаменной, а 3 апреля того же года удостоена гвардейского звания. Однако результативность действий этой субмарины до сих пор вызывает у историков флота немало вопросов и споров. «Красногвардеец» погиб в июне 1942 г. во время похода в районе Тана-фьорда.
Д-4 в ходе Великой Отечественной войны активно действовала на Черном море, совершив в общей сложности 19 походов. Значительная их часть была выполнена в осажденный Севастополь с целью доставки военных грузов. Наиболее успешным моментом в биографии лодки стала атака конвоя противника 20 августа 1943 г., когда в результате попадания торпеды взлетел на воздух болгарский транспорт «Варна», осуществлявший перевозку боеприпасов в занятый противником Севастополь. В декабре 1943 г. Д-4 не вернулась из боевого похода. Наиболее вероятной причиной гибели субмарины является подрыв на минном заграждении.
Подводная лодка Д-4 «Революционер». (kchf.ru)
Д-5, входившая в состав Черноморского флота, совершила 13 боевых и три транспортных похода, участвовала в высадке десантов и обстрелах занятого противником побережья. В декабре 1943 г. артиллерией «Спартаковца» вблизи Босфора была уничтожена турецкая шхуна «Кочикоглу», шедшая без опознавательных знаков. Подобные суда не раз фрахтовались противником для контрабандной перевозки турецкого хрома в Болгарию. С 1944 г. лодка находилась в ремонте и в боевых действиях более участия не принимала. В 1955 г. Д-5 была исключена из состава ВМФ и годом позже разрезана на металл.
Д-6 к началу Великой Отечественной войны находилась в ремонте в Севастополе. В условиях боевых действий ввести лодку в строй или отбуксировать корабль в один из портов Кавказа оказалось невозможным. 26 июня 1942 г. корпус Д-6, получивший в ходе боев ряд повреждений, был взорван экипажем в Севастополе за несколько дней до падения города.
Болгарский транспорт «Варна», потопленный Д-4. (crimeabest.com)
Создание подводных лодок типа «Д» стало значительным шагом вперед в развитии советского подводного флота в сравнении с субмаринами, построенными в дореволюционный период. В целом, лодки типа «Д», несмотря на ряд недостатков, оказались боеспособными кораблями, соответствующими своей эпохе. Нужно иметь в виду, что строительство этих субмарин велось в условиях только начавшейся индустриализации страны и без достаточного опыта. В плане боевого применения «декабристы» показали свои положительные качества и прежде всего большую автономность.
Баланс параметров в лодке ПВХ
Все в нашем мире находится в равновесии, так и характеристики лодки ПВХ взаимосвязаны между собой.
Не будем учитывать в сравнении дизайн лодки, комплектацию, наценку за бренд и тип дна лодки. Вы должны понимать, что жесткое дно самое тяжелое и недорогое, надувное — в среднем легче на 5 кг и дороже на 5 тысяч рублей, для лодок до 300 см.
-
Основные характеристики надувной лодки ПВХ, которые будем оценивать:
- Длина
- Ширина
- Диаметр баллона
- Плотность ПВХ
- Вес лодки
- Цена
Увеличение любого из параметров 1-4, влияют на увеличение параметров 5-6 при сохранении равной комплектации, это кажется очевидным, но это необходимо осознать, чтобы был порядок.
Увеличиваем параметр | Длина | Ширина | Баллон | Плотность ПВХ | Вес лодки | Цена |
Длина ↑ | ↑ | – | – | – | ↑ | ↑ |
Ширина ↑ | – | ↑ | – | – | ↑ | ↑ |
Баллон ↑ | – | – | ↑ | – | ↑ | ↑ |
Плотность ПВХ ↑ | – | – | – | ↑ | ↑ | ↑ |
Если Вам нужна большая надувная лодка под мотор с большим баллоном, широкая, длинная, но Вы при этом хотите, чтобы она была легкая, то готовьтесь выложить солидную сумму за дорогие материалы, из которых она должна быть сделана, чтобы обладать всеми перечисленными характеристиками. Например, легкая лодка плохого качества стоит 3000, легкая лодка хорошего качества – 30000, а легкая лодка с большим баллоном, широкая, хорошего качества – 100000, есть сверхдорогие, сверхпрочные и легкие материалы, которые не доступны для нас. Пример абстрактный, цены могут меняться со временем, однако принцип неизменен, чем больше будет накладываться параметров 1-4 (длина, ширина, диаметр баллона, плотность ПВХ и другие параметры), тем больше будут расти параметры 5-6 (вес и цена).
Теперь Вы понимаете принципы выбора характеристик лодки ПВХ и сможете расставить для себя приоритеты, исходя из которых, выберете идеальный для себя вариант. Если же у Вас все еще остаются сложности в выборе, свяжитесь с нами, команда магазина лодок ПВХ «Лодки России» подберет для Вас хорошую лодку ПВХ.
Как выбрать лодку с НДНД
Если вы твердо решили приобрести лодку с НДНД, то нужно обращать внимание на несколько параметров – прочность материала, размеры лодки и цвет. Расскажем обо всем по порядку.
Материал НДНД лодки
Здесь принцип будет простой – чем прочнее, тем лучше. Особенно если вы приобретаете одноместную модель, или будете рыбачить/охотиться в одиночку. Если случится прокол или пробоина, и помочь будет некому – это увеличит риски.
Оптимальный вариант для одноместной лодки – армированная ПВХ ткань. Она состоит из пяти прочных слоев и пробить или проколоть эту ткань очень и очень сложно.
Размеры НДНД лодки
Здесь все зависит от количества мест. Оптимальные размеры для:
- Одноместной – 2,7-3,3м;
- Двухместной – 3,3-4,2м;
- Трехместной (и более) – от 4,2м.
При просмотре разных вариантов учитывайте не только длину лодки, но и баллоны. Они влияют и на вес, и на удобство плавания.
Цвет НДНД лодки
По большей части, это вопрос вкуса. Но стоит помнить, что если вы занимаетесь охотой, то цвет влияет на маскировку. Так как охотой чаще занимаются летом, то и выбирать нужно зеленые оттенки ПВХ или хаки.
Для рыбалки стоит выбирать лодки светлых оттенков. Среди рыболовов бытует мнение, что в жаркую погоду лодка нагревается, давление в баллонах растет и это может привести к взрыву. Светлый цвет более безопасен.
Для туризма цвет значения не имеет.
Плюсы и минусы НДНД лодок
К плюсам можно отнести:
- Легко собирать и разбирать даже без специальных навыков и в одиночку.
- Можно транспортировать в одной сумке целиком.
- Устойчивы к износу (по сравнению с ПВХ лодками другого типа).
- Во время качки лодка снижает к минимуму все удары, что обеспечивает «мягкий ход».
- Очень быстро идет на глиссере из-за минимальной площади соприкосновения с водой.
- За такой лодкой легко ухаживать – ополосните из шланга или ведра и оставьте на солнце на пару часов для просыхания.
Интересный факт! Многие рыболовы используют НДНД лодку как надувной матрас для ночлега. На ней и тепло, и удобно спать.
Есть у этих ПВХ лодок и минусы:
- Рабочая площадь управления лодкой ниже по сравнению с ПВХ лодками другого типа.
- Надувное дно неустойчиво. К езде на НДНД лодке нужно приноровиться, иначе можно упасть за борт.
- Если рыбак встанет на лодке в полный рост, сместится и поднимется центр тяжести.
Правильно подобранная НДНД лодка будет служить вам верой и правдой долгие годы, правда, к ней придется сначала немного «приноровиться».
Подведем итог
Итак, НДНД лодки – что это такое? Это надувной пол низкого давления. Он является или съемным, или интегрированным. Традиционно такое днище состоит из отдельных отсеков, которые поэтапно заполняются воздухом.
Такие лодки легко накачивать даже в одиночестве, они помещаются в одну сумку и отличаются высокими показателями износостойкости и теплоизоляции. Также их очень легко мыть и в них не будут чувствоваться удары небольших волн.
Подбирать лодку НДНД для покупки нужно в первую очередь исходя из планов. Для рыбалки советуют выбирать лодку светлых оттенков, для охоты – зеленые или хаки. Важно еще обращать внимание на размеры судна, и не скупиться на прочные материалы для одноместной лодки.
Поделиться ссылкой:
Примечания
- Военно-морской словарь. Москва. Военное издательство 1990. ISBN 5-203-00174-X
- Например, в России в соответствии с ГОСТ 19105-79. См также [1]
- Лодка // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36 ФЗ
В Викисловаре есть статья
«лодка»
Лодка на Викискладе |
Источник: oliandr.ru
Подводная лодка тип д
СССР
Тактико-технические характеристики
ПЛАРБ типа «Дельта I», или проекта 667Б «Мурена», имели большие размеры, чем предшествовавшие им лодки типа «Янки». Строившиеся сначала в Северодвинске, а затем в Комсомольске на советском Дальнем Востоке, они стали самыми большими подводными кораблями в мире с того времени, как первая лодка в 1972 г. вошла в состав Северного флота. Последняя — восемнадцатая лодка этого типа — строилась в Комсомольске и была принята на вооружение в 1977 г. В соответствии с советской классификацией тип лодки определялся как «ракетный подводный крейсер стратегического назначения», или РПКСН. Лодка этого типа имела за боевой рубкой два параллельно расположенных ряда по шесть пусковых шахт Д-9 для ракет Р-29 (SS-N-8 «Софлай»), которые были выдвинуты вперед по отношению к горизонтальным рулям лодки.
Ракеты «Софлай».
Лодки типа «Дельта I» с БРПБ большого радиуса действия, в отличие от своих предшественниц, были способны длительное время находиться на патрулировании в окраинных районах холодных арктических морей, омывающих территорию СССР, в том числе Баренцева и Норвежского. В результате они не испытывали необходимости пересекать западные гидроакустические барьеры системы СОСУС для сближения с целями на дистанцию, позволяющую применять по ним оружие. Опыт «холодной войны» показал, что развернутые в своих водах лодки типа «Дельта I» прикрывались «бастионами» советского ВМФ.
Ракета Р-29 объединяла в себе точную систему наведения «Тополь-В» и спутниковую систему управления полетом «Циклон-В». Пуск ракет «Софлай» мог осуществляться одиночным залпом в подводном положении при скорости хода 6 уз.
На Северном флоте лодки типа «Дельта I» с 1973 г. входили в состав 41-й дивизии подводных лодок стратегического назначения (базирование в бухте Ягельная), а на Тихоокеанском — в 25-ю дивизию, начавшую патрулирование в 1976 г. Тихоокеанские лодки первоначально базировались на Камчатке, но в начале 1990-х гг. были переведены в Павловск. К 1991 г. сохранялось девять единиц, их вывод из боевого состава был начат в 1994 г. в соответствии с ПССНВ-1. В российском ВМФ осталась одна лодка этого типа — К-447.
Промежуточный тип.
В 1972 — 1976 гг. в Северодвинске была построена промежуточная серия из четырех лодок типа «Дельта II» (проект 667Д «Мурена-М»), По существу, их конструкция совпадала с прежним проектом, но была удлинена на 16 м (52 фута 6 дюймов) для того, чтобы обеспечить возможности для размещения дополнительно четырех пусковых шахт для ракет. Лодки типа «Дельта II» несли усовершенствованные ракеты Р-29Д и имели несколько особенностей, направленных на уменьшение шумности, включая новое гидроакустическое покрытие. Первая лодка была введена в состав Северного флота в 1975 г. Исключение лодок типа «Дельта II» из состава действующего флота в соответствии с ПССНВ-1 началось в 1996 г.
Источник: zonwar.ru
Американские подводные лодки типов В, С, D и Е
Успешный дебют Джона Холланда в области подводного кораблестроения отразился на возрастании объемов заказов на его субмарины.
Американский флот, получив в 1900-1903 годах семь подлодок типа А, в 1907-1912 годах пополнился еще 13 «холландовскими» субмаринами типов В, С, D и Е. На примере этой линейки хорошо виден прогресс в области подводных лодок в первом десятилетии XX века. От типа к типу последовательно увеличивались размеры субмарин, совершенствовались их силовые установки, улучшались тактико-технические характеристики. Все лодки указанных типов проектировались «холландовской» фирмой «Электрик Боут», а постройку их осуществляла верфь «Фор Ривер» в Куинси (шт. Массачусетс).
ТИП В
В 1907 году флот пополнился подлодками В-1, В-2 и В-3, представлявшими собой лишь незначительно усовершенствованный вариант ранних субмарин Дж. Холланда. Так же, как и предшественники, они имели однокорпусную конструкцию, отличаясь лишь несколько увеличенной надстройкой. Своеобразным курьезом являлось применение вспомогательного паруса, предназначенного для увеличения скорости надводного хода. Списали эти субмарины только в 1919-1921 годах.
ТИП С
От предыдущих субмарин эти лодки отличались существенно большим водоизмещением и увеличенной мощностью силовой установки, впервые для американских ПЛ ставшей двухзальной. Пять подлодок типа С вошли в строй в 1908-1910 годах.
Их включили в состав 1-й группы флотилии подлодок Атлантического флота, в 1913 году реорганизованной в 1-й дивизион ПЛ. С июня 1913 года лодки типа С базировались в Гуантанамо (Куба), а в декабре того же года совершили переход в Кристобаль в зоне Панамского канала. Здесь лодки несли рутинную патрульную службу до своего списания в 1919 году. Конструкция ПЛ типа С оказалась достаточно удачной, чему свидетельствовал определенный успех на зарубежном рынке: лицензия на постройку таких субмарин купила австро-венгерская фирма «Уайтхед». Флот двуединой монархии в 1909-1914 годах пополнили три такие подлодки -U5, U6 и U12.
Все они участвовали в Первой мировой войне. Наиболее удачливой оказалась U5, потопившая французский крейсер «Леон Гамбетта» и три других судна, пережившая войну и сданная на слом только в 1920 году.
ТИП D
Следующим шагом эволюции конструкций Холланда стали субмарины типа D. По сравнению с типом С у них снова выросло водоизмещение и увеличилась мощность силовой установки, что положительным образом сказалось на скорости и дальности хода. Вместо привычных для прежних субмарин бензиновых двигателей «Крейг» на типе D применили бензомоторы фирмы NELSECO. Также эти лодки впервые в американском флоте получили четыре торпедных аппарата (субмарины типа А несли по одному ТА, а В и С – по два). В 1909-1910 годах в состав флота вошли три ПЛ типа D. В течение последующего десятилетия они использовались на Атлантике в качестве учебных и были списаны в 1922 году.
ТИП Е
Субмарины этого типа стали революционными – они первыми в американском флоте получили дизельные двигатели вместо пожароопасных бензиновых. И хотя первые дизель-моторы не отличались высокой надежностью, что вынудило в 1915 году заменить их на более совершенные, в дальнейшем именно такие силовые установки стали стандартными для субмарин. Американский флот получил две лодки типа Е. Обе субмарины были списаны в 1921 году.
Источник: warfor.me