проект 955 «Борей» разработана ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор — С.Н.Ковалев и с 2011 г. — С.О.Суханов. Исследования облика атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ) 4-го поколения c ракетным комплексом Д-11 начаты в 1978 г. В ноябре 1985 г. начата проработка проектов 955 «Борей-1» с ракетным комплексом Д-31 и проекта 935 «Борей-2» с ракетным комплексом Д-35. По Постановлению Совета министров СССР от 31 октября 1989 г. начата разработка ракетной подводной лодки проекта 955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ «Барк» вместо комплекса Д-31. Планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ до 2000 г. В июне 1995 г. указом Президента России Б.Н.Ельцина начато техническое проектирование проекта 955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ «Барк» ГРЦ им.Макеева.
Головная ПЛАРБ проекта 955 с ракетным комплексом «Барк» заложена в цехе №55 ПО «Севмаш» (г.Северодвинск) 02.11.1996 г. с заводским номером 201. В результате задержки испытаний ракетного комплекса «Барк», а так же в связи с трудностями с контрагентскими поставками материалов и оборудования строительство ПЛАРБ приостановлено в середине 1997 г. После отказа ВМФ от ракетного комплекса «Барк» было принято решение перепроектировать ПЛАРБ под новый ракетный комплекс «Булава». Начиная с сентября 1998 г. по середину 1999 г. проект 955 был перепроектирован по проекту 09551 с использование задела корпусов недостроенных лодок пр.971 и под новый ракетный комплекс «Булава». В 1999 г. головную лодку проекта 09551 лодку планировали сдать Флоту в 2001-2002 г.г.
Цари океанов. Подводные лодки четвертого поколения проекта 955 «Борей» и проекта 885 «Ясень»
Формирование прочного корпуса головной лодки проекта завершено на ПО «Севмаш» в 2005 г. Первый корпус — К-535 «Юрий Долгорукий» — выведен из цеха 15.04.2007 г. и спущен на воду из плавдока 12.02.2008 г. Ходовые испытания ПЛАРБ начаты 19 июня 2009 г. в Северодвинске. Лодка принята в состав Флота 29 декабря 2012 г.
В строительстве серия из 8 атомных ракетных подводных лодок проекта 955 «Борей». Первые три подводные лодки построены по проекту 09551 «Борей». Остальные пять лодок строятся по проекту 09552 «Борей-А» и отличаются неиспользованием задела других подводных лодок, а так же некоторыми конструктивными усовершенствованиями. 21.05.2018 г. объявлено о планах постройки дополнительно шести ПЛАРБ проекта «Борей-А» в рамках программы строительства вооруженных сил на 2023-2027 годы.
Подводная лодка проекта 955 «Борей» К-535 «Юрий Долгорукий»
(http://www.ckb-rubin.ru)
Проект 955 в ВМФ России
Головная подводная лодка К-535 «Юрий Долгорукий» с 2013 г. несет службу на Северном флоте несет опытно-боевую службу в составе Северного флота ВМФ России. Вторая и третья лодки проекта — К-550 «Александр Невский» и К-551
«Владимир Мономах» с 2015 и 2016 годов соответственно несут службу на Тихом океане.
Военная приемка. Новый выпуск от 08.03.2020. Борей-А. Подводные стратеги нового поколения
Конструкция подводной лодки
Конструкция лодки классическая двухкорпусная. Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование подводной лодки установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания (на лодках проекта 09551). Корпус лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием.
Двигательная установка
На лодках проекта установлена ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах типа ВМ-5 с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В мощностью 190 МВт. На ПЛАРБ проекта 955А может быть установлена усовершенствованная энергетическая установка.
— 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с.
— 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью по 410 л.с. Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части подводной лодки.
ТТХ подводной лодки
Экипаж — 107 чел (в т.ч. 55 офицеров) Длина — 160 м Ширина — 13.6 м Осадка — 9.7 м Водоизмещение надводное — 14800 т Водоизмещение подводное — 24000 т Скорость надводного хода — 15 уз Скорость подводного хода — 29 уз Дальность плавания — неограниченная Глубина погружения предельная — 480 м Глубина погружения рабочая — 400 м Автономность — 90 сут
ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955 в Гаджиево, Сеферный флот, 2013 г. (http://mil.ru)
Ракетный комплекс Д-30 / 3К-30 с 16 баллистическими ракетами 3М-30 «Булава» разработки Московского Института Теплотехники; 8 х 533-мм носовых торпедных аппаратов с системой управления «Гринда» (на ПЛА пр.09552 возможно уменьшение количества торпедных аппаратов); Боезапас — 40 мин, торпед (типов УГСТ, УСЭТ-80 и др.), противолодочные ракеты «Водопад»; 6 х 533-мм одноразовых неперезаряжаемых пусковых устройства»Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия; Зенитные комплексы — 3 х переносных зенитных ракетных комплексов типа «Игла-1М».
Первый выход в море ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955 , 2009 г. (http://www.sevmash.ru/)
◊ БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Округ» разработки концерна «Моринформсистема «Агат» ◊ Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б» («Иртыш-Амфора-Борей») нового поколения разработки ЦНИИ «Морфизприбор» Дальность обнаружения целей ГАК — более 200 км Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей — не менее 30 ◊ РЛС типа «Радиан-У» с антенным постом МРКП-59 ◊ Цифровой комплекс средств радиосвязи ◊ Навигационный инерциальный комплекс типа «Симфония-У» (или аналогичный) с гирокорректором «Скандий» и БЦВМ ◊ Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА «Булат-Б» / Булат-Борей» ◊ Унифицированный перископный комплекс.
Модификации:
Проект 955 «Борей-1» — проект ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 ракетами Р-31УТТХ, начало проектирования — середина 1980-х годов.
Проект 955 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ Р-39УТТХ «Барк», начало проектирования — конец 1980-х годов , разработка прекращена в 1998 г.г. Первая заложенная лодка — К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской №201) — достраивалась по проекту 09551.
Проект 955 / 09551 «Борей» — ПЛАРБ «Борей» с использованием конструкционного задела подводных лодок проекта 971, заложено три лодки. Головная — К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской №201). Начало перепроектирования — сентябрь 1998 г., планируемое окончание проектирования — первая половина 1999 г. Ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ Р-30 «Булава».
Проект 955А / 09552 «Борей-А» — усовершенствованные ПЛАРБ с измененной конструкцией. Головная лодка проекта «Князь Владимир» заложена на ПО «Севмаш» в 2012 г. Сдача лодок проекта Флоту должна завершиться до 2022 года.
Источник: arsenal-info.ru
Подводная лодка тип борей
https://inosmi.ru/20221121/borey-257945627.html
Эта атомная подлодка подарила России превосходство над Америкой
Эта атомная подлодка подарила России превосходство над Америкой
Эта атомная подлодка подарила России превосходство над Америкой
Россия нашла способ удержать Америку от опрометчивых действий, пишет пользователь Baijiahao. Секрет — новые АПЛ проекта «Борей». Они способны залечь на дно. | 21.11.2022, ИноСМИ
2022-11-21T00:48
2022-11-21T00:48
2022-11-21T00:48
военное дело
вооружение
подлодки проекта «борей
подводная лодка класса «борей-а» к-549 «князь владимир
Предыстория «Борея»Первая атомная подводная лодка проекта «Борей» была принята на вооружение в 2013 году. Кодовое название АПЛ «Борей» — стратегическая атомная подводная лодка проекта 955.
Она была спроектирована российским ЦКБ «Рубин», разрабатывалась почти 30 лет и стоила 8,8 миллиарда долларов, что эквивалентно цене трех китайских авианосцев «Ляонин».Путин однажды пригрозил, что даже если ему придется продать Кремль по частям, он все равно завершит конструкцию российского национального оружия и козырной карты Москвы — стратегической атомной подводной лодки проекта «Борей».Всего одним нажатием кнопки АПЛ может активировать 16 установок и запустить 16 межконтинентальных ракет за одну минуту. Результат будет в 2400 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.Мощь этих ракет способна уничтожить любой город в Соединенных Штатах.
Это подлинный северный морской бог Борей! Даже Штаты боятся его появления и не осмеливаются действовать опрометчиво.Мощь «Борея»Огромная форма и отличные характеристикиАПЛ «Борей» — это большая подлодка.
Ее общая длина составляет 170 метров, ширина −13,5 метра, максимальная скорость достигает 29 узлов, максимальное водоизмещение — 24 тысячи тонн. «Борей» может опускаться на глубину до 450 метров — это глубже, чем АПЛ США типа «Огайо». С точки зрения внешнего вида модернизированная версия проекта «Борей-А» обладает красивой формой капли, что способствует снижению навигационного сопротивления и значительному уменьшению шумовых помех при движении.
По общим тактико-техническим показателям «Борей» отвечает основным эксплуатационным требованиям ВМФ России, а по некоторым опережает «Огайо».У подводных лодок есть две важные характеристики: это скрытность и скорость. Поверхность корпуса «Борея» покрыта резиновым противогидроакустическим слоем толщиной более 150 миллиметров, а на основных источниках шума есть специальная поглощающая обработка, которая снижает шумность АПЛ до 108 децибел.
У гордости Америки — АПЛ типа «Огайо» — этот параметр на два децибела выше. Это дарит «Борею» сверхскрытность: возможность появляться и исчезать в огромном океане, как призрак. Обнаружить его будет очень сложно. Не стоит недооценивать эти два децибела.
При выполнении задач противолодочной и противокорабельной атаки разница в дальности обнаружения, создаваемая этими двумя единицами, зачастую является дистанцией между жизнью и смертью.Роскошная комплектацияС точки зрения мощностей оснащенная водо-водяным реактором ОК-650 и паротурбинной установкой подводная лодка проекта 955 может развивать удивительную скорость в 29 узлов даже при огромном водоизмещении (24 тысячи тонн). Это намного превышает скорость «Огайо» в 25 узлов при водоизмещении 18700 тонн.
Неограниченная выносливость ядерной энергетики позволяет «Борею» достичь любой точки мирового океана.Кроме того, «Борей» имеет автономность плавания более 90 дней, то есть АПЛ может прятаться где-нибудь на морском дне более трех месяцев! Если материковая часть России подвергнется ядерной атаке, эта подлодка немедленно осуществит контратаку, — а дальность полета ее ракет охватывает всю Северную Америку и Европу.Поразительная система вооруженияОсновное вооружение лодки проекта «Борей» — это ракетный комплекс Д-30 с 16 пусковыми установками.
Они могут запускать 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава». Каждая из них обладает боевой частью массой более одной тонны, причем одна «Булава» может нести от шести до десяти ядерных боеголовок раздельного наведения в 100 тысяч тонн в тротиловом эквиваленте.
Боеголовка в 500 тысяч тонн тротила эквивалентна взрывной силе бомбы, сброшенной на Хиросиму, умноженной на 50. «Борей» может выпускать 16 БРПЛ «Булава» за раз! (Если брать в качестве примера Хиросиму, то «Борей» может разбомбить 50 таких городов за один запуск).Максимальная дальность полета ракет составляет от 8 до 10 тысяч километров. Для борьбы с системой ПВО США ракета оснащена радиолокационными отражателями и средствами электромагнитных помех.
Кроме того, «Булава» может нести десять ядерных боеголовок с подводным наведением, которые по отдельности атакуют разные цели. БРПЛ может выбрасывать множество макетов-ловушек, а ее проникающая способность чрезвычайно высока. Кроме того, каждая ракета оснащена разгонной системой, которая отвечает за доставку боеголовок к цели.
Круговое вероятностное отклонение достигает 350 метров, что значительно повышает возможности «Булавы» к нанесению стратегического ядерного удара.При таком расчете АПЛ может нести от 96 до 160 ядерных боеголовок, причем снаряды могут менять траекторию и корректировать маршрут полета. Поэтому системы ПВО Вашингтона практически не имеют возможности перехватить ракеты «Борея».Кроме того, АПЛ оснащена шестью торпедными аппаратами калибра 533-мм.
Она может запускать противолодочные ракеты РПК-2 «Вьюга», которые способны нести ядерные боеголовки массой 200 тысяч тонн в тротиловом эквиваленте. В дополнение к этому подлодка вооружена ракетами малой дальности класса «корабль-воздух», а ее собственные оборонительные возможности довольно высоки.Укомплектование персоналомКорабль проекта 955 оснащен боевой информационно-управляющей системой «Округ» и комплексной гидроакустической системой «Иртыш-Амфора», что позволяет значительно сократить количество операторов на корабле — до 107 человек.
Это значительно меньше 140 человек, требующихся для обслуживания «Огайо».»Борей» в основном предполагается дислоцировать в Северном Ледовитом океане. Такая подлодка круглогодична и может стоять на вооружении круглосуточно. Утолщенная оболочка достаточно прочна, чтобы в любой момент пробить толстую корку льда, а затем открыть 16 ракетных шахт. Тогда в воздух вылетит 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава».
/20210616/249923715.html
/20220511/drednout-254102122.html
Источник: inosmi.ru
SOS: «Князьям» подлодок «Борей» срочно нужна подмога
Стратегические субмарины не могут обходиться без тральщиков и противолодочных самолетов
На фото: атомная подводная лодка стратегического назначения «Владимир Мономах» проекта «Борей» (Фото: Вадим Савицкий/ТАСС)
Ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 855 «Борей» и 855А «Борей-А» может быть больше, чем сейчас запланировано. В настоящий момент вопрос находится на рассмотрении, сообщил в интервью РИА «Новости» член коллегии ВПК и Морской коллегии при правительстве РФ Владимир Поспелов.
Поспелов заявил, что после закладки девятого и десятого стратегических подводных крейсеров серия может быть продолжена.
Может быть принято решение о строительстве еще одной лодки, или нескольких.
В случае продолжения серии будет учитываться как потребность ВМФ в «Бореях», являющихся мощным инструментом сдерживания противника от необдуманных действий, так и ограничения, налагаемые Договором СНВ-3 на количество ядерных боезарядов и пусковых установок.
«Борей» и его более совершенная модификация «Борей-А» относятся к атомным подводным лодкам четвертого поколения, для которого характерны существенно более низкий уровень полей (акустических, магнитных, электромагнитных), чем у лодок третьего поколения, и качественный скачок в чувствительности гидроакустических станций. Применительно же к стратегическим лодкам — использование более эффективного основного вооружения, баллистических ракет.
Сейчас в ВМФ России эксплуатируются четыре «Борея». Три из них относятся к проекту 855 — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Один — к модернизированному проекту 885А, это «Князь Владимир». Еще один «Борей-А» — «Князь Олег» проходит государственные испытания. Он должен быть передан флоту осенью этого года.
Еще три «Борея-А» строятся на «Севмаше» — «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Первый из них вступит в строй в этом году, два других — в течение ближайших двух лет. Еще два стратегических ракетоносца — «Князь Потемки» и «Дмитрий Донской» — будут заложены в этом году. Их передача ВМФ ожидается в 2026 и 2027 году соответственно.
То есть полный производственный цикл — от закладки лодки до окончания ее испытаний — составляет 5−6 лет. Небывалые темпы для Объединенной судостроительной корпорации, которая еле укладывается в десять лет при строительстве куда более простых в производстве корветов. И это понятно, потому что правительство уделяет особое внимание совершенствованию ракетно-ядерного оружия и поддержанию его высокой боеготовности. Это направление военной техники финансируется наилучшим образом. И для его создания и выпуска всегда находятся производственные ресурсы.
Так что, если будет принято решение о продолжении серии «Бореев-А», то «Севмаш» выдаст к сроку и одиннадцатую лодку, и двенадцатую.
При этом препятствий для этого со стороны СНВ-3 не просматривается. Разница в количестве боеголовок, которыми располагает «Борей-А» и американская стратегическая лодка «Огайо», велика.
На каждой из 14 «Огайо» размещены 24 баллистические ракеты «Трайдент-2». Каждая ракета несет либо 8 боеголовок W88 (475 кт), либо 14 W76 (100 кт). На «Борее» установлены 16 ракет «Булава». Каждая оснащена шестью боеголовками по 150 кт. Если учитывать и стратегические подводные лодки предыдущего поколения с их ракетами и боеголовками, то у России по отношению к США наблюдается большой недобор по ядерным зарядам.
Продолжение серии лодок «Борей-А» вполне логично с точки зрения сохранения в ВМФ России двенадцати РПКСН. Потому что к 2030 году будут выведены из состава флота стратегические подводные лодки нескольких модификаций проекта 667. Поэтому к десяти эксплуатирующимся, строящимся и готовящимся к закладке «Бореям» следовало бы добавить еще пару. А то и больше.
По деньгам это не столь страшно — стоимость лодки «Борей-А» порядка 20 млрд. рублей. Также следует учитывать, что на «Севмаше» прекрасно освоили строительство этой лодки, никаких неприятных сюрпризов быть не должно. К тому же чем больше серия выпускаемой продукции, тем ниже стоимость производства. Сомневаться не приходится: если надо будет, на «Севмаше» построят и два, и четыре «Борея-А».
Однако при развитии стратегического подводного флота следует учитывать, что лодки сами по себе, автономно, существовать не могут. Это относится не только к береговым службам обеспечения. Лодки и в море могут действовать лишь при поддержке специальных сил ВМС.
Проводка выходящих с базы ВМФ на боевое дежурство подводных лодок осуществляется базовыми тральщиками — чтобы обезопасить субмарины от минных полей, которые мог установить противник.
Также необходима противолодочная авиация, самолеты которой обеспечивают противолодочное обеспечение развертывания своих стратегических подводных лодок, а также их возвращения на базу. При этом они на регулярной основе осуществляют поиск, а в военное время и уничтожение подводных лодок противника на подступах к районам базирования своих сил, в том числе и стратегических.
Смотрите также
К сожалению, ситуация и с тральщиками, и с противолодочными самолетами у нас довольно грустная. И наращивая количество «Бореев», необходимо иметь в виду сбалансированность подводного стратегического флота. Необходимо учитывать и еще один момент. Если на Северном флоте исторически инфраструктурная ситуация еще и не катастрофична, то на Тихоокеанском флоте, куда недавно были переправлены два «Борея», дела обстоят хуже.
Казалось бы, если принимать во внимание лишь количественную характеристику, с базовыми тральщиками в ВМФ все нормально. На четырех флотах и в Каспийской флотилии их 23. Однако из этого вполне приличного количества необходимо срочно вычесть 19 кораблей. Эти тральщики проекта 1265 «Яхонт» были спроектированы в 60-е годы, их строительство началось в 1971 году.
Они уже сильно устарели. «Яхонт» не способен бороться с некоторыми типами современных мин. И, соответственно, не в состоянии гарантировать безопасную проводку надводных кораблей и подводных лодок через минные поля.
В середине прошлого десятилетия начали передавать флоту прекрасные базовые тральщики проекта 12700 «Александрит» с корпусом из стеклопластика, абсолютно немагнитным. Вот этот корабль гарантирует защиту от мин любой конструкции. К настоящему моменту ВМФ переданы четыре «Александрита». Ожидаются к середине этого десятилетия еще шесть.
На четыре флота и одну флотилию этого маловато будет. Дело усугубляется тем, что в связи с полной катастрофой в сегменте морских тральщиков предполагается привлекать «Александриты» к сопровождению кораблей в дальних морских походах. Хоть у этого базового тральщика мореходность не слишком высокая. И это значит, что базы приписки «Бореев» оголятся.
Противолодочную авиацию представляют два самолета — Ил-38 (на базе Ил-18) и Ту-142 (на базе Ту-95). Туполевская машина тут не в счет, она предназначена для дальних морских и океанских рейдов. Ил-38, которых сейчас в морской авиации ВМФ 15, — самолет старый, с ограниченными возможностями поиска подводных лодок противника. Он начал эксплуатироваться в 1969 году.
Правда, и американский «Орион», который сейчас активно вытесняется «Посейдонами», не намного моложе. Но Ил-38 существенно проигрывает ему по боевым возможностям.
В 2014 году начали модернизировать Ил-38 до модификации Ил-38Н, которая, как утверждают разработчики радиокомплекса, в четыре раза эффективнее прототипа. Но дело идет довольно медленно — сейчас в строю только семь обновленных машин.
При этом возросла лишь эффективность обнаружения подводных лодок противника, но ударные возможности остались на том же невысоком уровне. Если у американского «Посейдона» шесть точек внешней подвески ракет и торпед, то у российского самолета во внутреннем отсеке находятся всего лишь две торпеды или глубинные бомбы.
Источник: svpressa.ru