В Американские подводные лодки типа Holland, также Класс AG или же Класс, мы Подводные лодки типа Holland 602 используется Императорский Русский и Советский флот в начале 20 века. Малые подводные лодки участвовали в Первой мировой войне. Балтийское море и Черное море театры и некоторые из них также принимали участие в боевых действиях во время Второй мировой войны.
- 1 Разработка
- 2 Оперативное обслуживание
- 3 Лодки класса
- 3.1 Балтийский флот
- 3.2 Черноморский флот
Разработка
Тип AG был разработан Джон Филип Холланд в Компания по производству электрических лодок. Дизайн был известен как Голландия 602GF / 602L, [1] [2] который был очень похож на американский H класс. Русское сокращение «АГ» происходит от «Американский Голланд» («Американская Голландия»). В 1916 г. Военно-морское министерство России заказано 11 шт.
Лодки построены в Barnet Yard в Ванкувер, Британская Колумбия, Канада как комплекты для разборки. Комплекты были доставлены кораблем в Владивосток и над Транссибирская магистраль к Европейская Россия. Лодки были собраны на заводе Балтийский завод в Санкт-Петербург и его дочерняя компания в Николаеве на берегу Черного моря (ныне Николаев, Украина ). [1] Как некоторые из Британский H-класс лодки (такой же конструкции), они были оснащены Преобразователи Фессендена, ранняя форма сонар. [1]
В Русская революция 1917 года замедлили монтаж в Николаеве, но они были завершены после долгих мучений. В 1918 году подводные лодки AG 21 – AG 26 были включены Украинский государственный Военно-морской. [3] В 1920 году один (AG 22) был захвачен русскими Белое движение, в конечном итоге эвакуируясь в Бизерту с Флот Врангеля и пять были захвачены Красная армия после Гражданской войны. Все подводные лодки были построены после войны. Все уцелевшие советские подводные лодки АГ были модернизированы перед Второй мировой войной. [2]
Русские также заказали еще шесть подводных лодок, но они не могли быть доставлены из-за революции. Вместо этого они были приняты ВМС США как H-класс в 1918 году.
Оперативное обслуживание
Пять подводных лодок были выделены Балтийский флот, а остальные шесть были выделены Черноморский флот.
Во время Первой мировой войны российские подводные лодки работали вместе с Британская подводная флотилия на Балтике против германского флота. Все изменилось с Октябрьская революция и Финская гражданская война.
В 1918 г. Немецкая оккупация Таллинна и Брест-Литовск мирный договор вынудил британскую флотилию двинуться в Хельсинки, находившуюся тогда под защитой Финская Социалистическая Рабочая Республика. Немецкая интервенция в Финская гражданская война и высадка 10-тысячного немецкого Дивизион Балтийского моря в Ханко вынудил команду затопить восемь оставшихся подводных лодок и три корабля поддержки, Цицерон, Эмили и Обсидиан, за пределами гавани Хельсинки.
Экипажи русских кораблей были в панике. В результате переговоров с немцами многим кораблям ВМФ России, пришвартованным в Хельсинки, было разрешено выйти в Кронштадт. Однако сложная ледовая обстановка сделало невозможным движение меньших судов, и от них пришлось отказаться. Среди них были четыре российских AG в Ханко. Прибытие немецких войск под Рюдигер фон дер Гольц 3 апреля заставил русских поспешно трясти подводные лодки, в том числе AG 12 и AG 16, в гавани Ханко.
Финны нашли и подняли две лодки. Были предприняты обширные планы по их ремонту, но напряженная экономическая ситуация 1920-х и новая судостроительная программа 1930-х годов, наконец, привели к их списанию. [4]
Советский ВМФ переименовал оставшиеся пять АГ. А класса, и все они подверглись серьезной модернизации в конце 1930-х годов. Два класса были потоплены во время Второй мировой войны: А-1 был затоплен Советами, чтобы предотвратить захват 26 июня 1942 г. [5] А-3 был потоплен немецким противолодочным кораблем. [6] Самой значительной победой этого старинного класса подводных лодок было потопление румынского торговца. SS_Sulina (3495 брутто) достигнута тем же А-3. [6]
Лодки класса
Балтийский флот
- AG 11 (бросился Ханко, 3 апреля 1918 г.)
- AG 12 (затоплен в Ханко 3 апреля 1918 г., выращен финнами и позже списан)
- AG 14 (затоплен миной 6 июля 1917 г. Libau )
- AG 15 (затоплен в Ханко 3 апреля 1918 г.)
- AG 16 (бывший-AG 13, затоплен в Ханко 3 апреля 1918 г., выращен финнами, списан в 1929 г.)
Черноморский флот
- AG-21 (попал в руки Германии, а затем и Великобритании, затоплен 24 апреля 1919 года в Севастополе. Позже поднял Советский Союз и переименовал А-5)
- AG-22 (интернирован с Флот Врангеля в 1921 г. Бизерта и в итоге сдан в лом)
- AG-23 (потом А-1; затоплен в июне 1942 г. в Севастополе)
- AG-24 (потом А-2)
- AG-25 (потом А-3; погиб 28 октября 1943 г.)
- AG-26 (потом А-4)
Рекомендации
- ^ абcТип «АГ» (Американский Голланд) (на русском) (Перевод )
- ^ абВоенные корабли союзников: подводные лодки — класс A (AG)
- ^ФЛОТОВОДЦЫ УКРАЇНИ (на украинском языке)
- ^Финские подводные лодкиВ архиве 2007-03-11 на Wayback Machine
- ^http://uboat.net/allies/warships/ship/5804.html
- ^ абhttp://uboat.net/allies/warships/ship/5806.html
Библиография
- Строительство подводных лодок для России в заливе Беррард У. Кей Лэмба опубликовано в BC Исследования No71 Осень, 1986
- Полмар, Норман и Джурриен Нут (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718-1990 гг.. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1.
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России. Лондон: оружие и доспехи. ISBN0-85368-912-1 .
внешняя ссылка
- Подводные лодки времен Первой мировой войны, построенные в Канаде
- Русский Флот 1696-1917 гг. — Тип «А.Г.» (на русском)
Источник: wikidea.ru
Гибель подлодки АГ-15: самая позорная в истории русского флота
Ирландец Джон Филипп Голланд (1841—1904) эмигрировал в Соединенные Штаты Америки и там занялся проектированием подводных лодок. Подлодки Голланда быстро получили признание, и его бизнес пошел в гору: лодки закупали и строили по лицензии самостоятельно Австро-Венгрия, Великобритания, Голландия, Швеция и Япония. Не упустила своего и Россия. Во время Первой мировой войны Россия, промышленность которой не поспевала за потребностями фронтов и флотов, закупила 11 подводных лодок типа «АГ» («Американский Голланд»).
Судьба одной из этих лодок запомнилась историей, ярко демонстрирующей состояние «революционного разгильдяйства», охватившего русскую армию и флот в 1917 году. АГ-15 была спущена на воду осенью 1916-го и находилась в составе Балтийского флота. За несколько месяцев испытаний и службы ее экипаж не успел себя никак проявить.
8 июня 1917 года АГ-15, так и не успевшая нанести какой-либо урон врагу, потерпела катастрофу. Когда лодка вышла в заданный район, лейтенант М. М. Максимович приказал произвести погружение. Но вместо нормального оно получилось очень стремительным. Лодка затонула и опустилась на дно.
Быстро поняли, что происходит, и успели выскочить на поверхность воды лишь четверо членов экипажа — командир, рулевой, боцман и штурман, троих из которых подобрал оказавшийся неподалеку русский минный заградитель «Ильмень», а штурман, прапорщик Борис Петерс, утонул, так как не умел плавать. Удивительно, но на флот и тогда, и теперь принимают людей, которые не могут держаться на воде без спасательных средств.
Спустя час к месту аварии доставили водолазов, и они увидели, что лодка лежит на дне на глубине 27 м с открытыми люками. Внутри еще находились живые подводники — они отзывались на стук по корпусу. Но спасти моряков не удалось. Для подъема лодки (а спасти людей можно было только так) нужно было судно «Волхов», которое в момент трагедии стояло в Ревеле и пришло только через день.
К тому времени 6 подводников попытались спастись: открыли люки и с воздушным пузырем выбросились на поверхность. Пятеро из них один за другим в капковых бушлатах выскочили наверх и выжили. Тела их были покрыты кровоподтеками от кровотечений в мелких сосудах кожи — результаты быстрого всплытия и компрессии под водой. Остальные утонули. Всего авария унесла жизни 18 моряков.
Как выяснилось, кок Степан Богданов, готовил борщ и котлеты на обед и открыл, не спросив разрешения, кормовой люк, дабы проветрить отсек (жарко же у плиты в июне). А командир, не осмотрев лишний раз судно в поисках незадраенных люков, отдал приказ о погружении. Правда, он и не обязан был, он ведь принял доклад команды о герметичности отсеков и готовности лодки к погружению.
Понятно, с каким результатом погрузились — вода просто-напросто затопила и кока, и его котлеты, и половину лодки. Как пишет капитан 1-го ранга, Владимир Шигин, в работе «Забытая трагедия семнадцатого года (АГ-15)», в обстановке преступной революционной халатности 1917 года должна была неминуемо произойти трагедия. Нельзя не согласиться — флот (а тем более подводный) ошибки прощает редко. Можно лишь благодарить судьбу, что жертв не стало больше.
10 июня 1917 года «Волхов» прибыл к месту аварии и через три дня начал подъем затонувшей АГ-15. Из-за проблемного грунта пришлось провозиться с подъемом несколько дней. 16 июня дело было сделано. Из АГ-15 было извлечено 17 трупов погребенных заживо моряков. Четверо из них оказались еще и с огнестрельными ранами головы — эти подводники, решив не дожидаться гибели от удушения, застрелились.
Поднятую лодку доставили в Ревель 22 июня, отремонтировали и снова спустили на воду. Командиром назначили лейтенанта Матевича-Мациевича, выжившего во время трагедии — это он решил всплывать самостоятельно и спас несколько человек. Он прослужил до большевистского переворота. Потом поставили нового командира, лояльного советской власти.
Лодка продолжила служить уже в составе Красного Балтийского флота. В начале апреля 1918 года русские, оставляя финские базы, где оказалась замурованной во льдах АГ-15, взорвали лодку, чтобы не досталась немцам. В 1924-м ее подняли финны и порезали на металлолом.
Авария АГ-15 была уже десятой аварией на русских подводных лодках. Советский и российский подводный флот пережил потом еще более 60 катастроф и потерял сотни людей погибшими. Некоторые из них ужасающи, как гибель «Курска» в 2000 году, другие менее серьезны (к примеру, взрыв цистерны долива на лодке К-223 «Подольск» в 2004-м, когда погиб один человек). Катастрофы неизбежны по многим причинам, часто по техническим, независящим от профессионализма моряков, и неожиданным. Не стоит добавлять к этому еще и нарушения дисциплины.
Источник: topast.ru
Подводная лодка тип аг
К 1916 году в состав Российского военно-морского флота входило 55 подводных лодок. А ведь до сих пор существует представление, что Россия тогда была «лапотной». Премьер-министр Империи П.А.Столыпин говорил: «Дайте нам двадцать лет мира, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».
«Дельфин», Миноносец № 150 — российская подводная лодка начала XX века, спроектированная И. Г. Бубновым, первая подводная лодка, официально зачисленная в списки кораблей Российского флота. В 1903—1904 годах достраивалась и проходила испытания на Балтике, служила для подготовки первых русских подводников. В конце 1904 года перевезена во Владивосток. За время Русско-Японской войны 17 дней провела в море, в том числе совершила боевой поход продолжительностью 8 суток. В июне 1916 года перевезена в Мурманск, в августе 1917 года исключена из списков кораблей, в 1920-х годах корпус «Дельфина» был разделан на металл.
01. Подводная лодка типа АГ на одном из стапелей Балтийского завода. 1910-е
02. Спуск на воду подводной лодки типа АГ , созданной на заводе
03. Спуск минного заградителя «Ерш» со стапелей Балтийского судостроительного и механического завода
04. Подводная лодка «Ерш», спущенная на воду со стапелей завода
05.Спуск на воду подводной лодки «Дельфин» (проект И.Г.Бубнова , И.С.Горюнова, М.Н.Беклемишева), построенной на Балтийском судостроительном и механическом заводе
06. Подводная лодка «Дельфин» (1901 — 1904 гг.)
07. Император Николай II принимает доклад командира подводной лодки «Дельфин» капитана II ранга М.К.Беклемишева на Балтийском судостроительном и механическом заводе
08. Подводная лодка «Дельфин» до модернизации, Балтика, 1904
09. Подводная лодка «Дельфин» после модернизации у стенки Балтийского завода, 1904
10. Подводная лодка «Дельфин». На втором плане — ПЛ«Касатка»
11. Подводная лодка «Дельфин» после аварии 05.05.1905
13. Подводная лодка «Акула»
14. Подводная лодка «Акула» на стапеле. Рядом корабельный инженер Бубнов
15. Подводная лодка «Львица»
16. Подводная лодка АГ
17. Подводная лодка АГ
18. Подводная лодка «Аллигатор»
19. ПЛ «Барс» и «Гепард» перед спуском на воду
20. Подводная лодка «Барс»
21. Подводная лодка «Барс»
22. Подводная лодка «Морж» via
Источник: davydov-index.livejournal.com