Подводная лодка славянка кто выжил

В череде катастроф, произошедших во Владивостоке в начале 80-х годов, о которых я писал ранее: http://berni777.livejournal.com/351231.html и http://berni777.livejournal.com/365509.html особым трагизмом выделяется гибель подводной лодки Тихоокеанского флота ВМФ СССР «С-178». Где погибли 32 члена экипажа, в том числе военнослужащие срочной службы и один курсант. Тела шестерых моряков так и не найдены.

21 октября 1981 года подводная лодка «С-178» возвращалась во Владивосток после двухдневных учений, проходивших в открытом море. Подлодка с крейсерской скоростью двигалась в направлении пролива Босфор Восточный. Уже были видны огни Владивостока, и подлодка была в зоне ответственности береговых служб.
Стояла тихая и ясная погода, экипаж, который в это время завтракал, кроме вахтенной службы в основном находился возле камбуза, который был на задней корме четвертого отсека. Все двери отсеков, пока разносили завтрак, были открыты.

«72 метра». Полная версия (2004)


Командир подлодки капитан 3 ранга В.А.Маранго, у жены которого в этот день был день рождения, утвердил самый кратчайший путь на базу, который хоть и проходил через «запретный» полигон боевой подготовки, но в тот момент там никого не было.
Команда подлодки, включая офицеров мысленно уже была на берегу. Потому все пребывали в беспечном и праздном настроении.

В это же время из пролива Босфор Восточный по створу выходил теплоход «Рефрижератор 13», который был приписан к «Востокрыбхолодфлоту».
По нелепому и роковому стечению обстоятельств, а также в нарушение всех инструкций диспетчер разрешил выход «Рефрижератора-13» из бухты, а его помощник, который в это время пришел с ужина, через несколько минут разрешил вход в бухту «Золотой рог» подлодке. Причем оба не стали передавать информацию о рефрижераторе на подлодку, а старший помощник капитана рефрижератора, пытаясь скрыться от контроля диспетчерских береговых служб, вдобавок самовольно изменил курс и направил судно в район «запретного полигона» КТОФ.
Подводная лодка пыталась уйти от столкновения, а на рефрижераторе ее вообще приняли за рыбацкое судно. Командир подлодки успел крикнуть в центральную команду о срочной смене курса, но было поздно, столкновение было неизбежно.

В 10 часов 45 минут по местному времени у острова Скрыплева подводная лодка, находящаяся в надводном положении была протаранена форштевнем суда «Рефрижератор 13» и через 15 минут затонула на 32-метровой глубине. Удивительным является то совпадение, что подлодка затонула на глубине 32 метра с креном 32 градуса на правый борт. Из 52 человек экипажа 32 погибло, остальных спасало подоспевшее спасательное судно «Машук» и подводная лодка-спасатель «БС-486».

Последнее письмо с подлодки Курск #shorts

Из-за ненадлежащей организации спасательной операции в воде тогда замерзло и погибло много людей. Стоит отметить, что и сама конструкция подлодки имела свои изъяны, например акустики не имели прямой связи с мостиком, и их доклады шли к командиру лодки с опозданием. Плюс в «спасении» экипажа принимали участие и банально пьяные рыбаки с рефрижератора, которые просто хаотично вывалили за борт спасательные жилеты, круги и спасательную шлюпку с нерабочим мотором.
Я сам в этот день нес службу по охране границы в торговом порту и не был свидетелем всего этого, но один мой армейский товарищ в это время находился на морском буксире, который шел с рейда, где оформлял на приход пришедшее судно из Японии и видел все это. Было ужасно.

Читайте также:  Как сделать спасательный круг для лодки

Спасением занимался и сам экипаж. Например, особое мужество проявил при этом старший помощник капитана Сергей Кубынин, который лично спас больше десяти матросов. На фотоколлаже он стоит с мальчиком. Мальчик это сам Кубынин в детстве.

Через месяц подлодку подняли наверх, осушили отсеки, выгрузили торпеды и отогнали лодку в сухой док на «Дальзаводе».
Восстановлению подлодка не подлежала и ее списали.
Командира подлодки и старшего помощника капитана рефрижератора обвинили в нарушении правил кораблевождения и осудили на десять лет лишения свободы. Командир подлодки, которого смыло из рубки одним из первых и которому каким-то чудом удалось продержаться на поверхности воды до подхода спасателей, в закрытом заседании виновным себя не признал. Старпом рефрижератора согласился с обвинением в том, что допустил ряд ошибок, приведших к катастрофе.
После этого командование флота предписало по примеру кораблей НАТО установить на все подлодки проблесковые оранжевые фонари, предупреждающие о том, что подлодка идет в надводном положении.

В 1982 году через год после трагедии на Морском кладбище города Владивостока у места захоронения погибших подводников был установлен памятник экипажу подводной лодки «С-178» в виде металлического ограждения боевой рубки подводной лодки типа «С».
Старпом Кубынин и командир БЧ-5 Зыбин были представлены к ордену Ленина, но в Москве решили, что подводники этого не заслуживают. Родителям погибших подводников выделили по 300 рублей. Наградили только флагманского врача бригады подводных лодок. Медалью “За спасение утопающих”.
Осталась только память.
berni777

Источник: berni777.livejournal.com

Гибель подводной лодки С-80 проекта 644 — уроки истории

Когда в 1969 году со дна Баренцева моря подняли дизельную субмарину проекта 644 С-80 из состава Северного флота, первую советскую подводную лодку вооруженную крылатыми ракетами, перед глазами спасателей предстала страшная картина. Всё говорило о том, что экипаж оставался живым на глубине сутки, а может и больше.

исчезновение и гибель подводной лодки С-80

На подлодке все часы стали в 01 час 21 минуту. В то время как в одних отсеках под напором воды жизнь остановилась, в других заложники бездны еще долго оставались в живых. Был поставлен трап для поднятия наверх, подводники были одеты в спасательные жилеты, но остановила глубина. Выхода не было, надежды на спасение таяли вместе с остатками воздуха.

Когда дышать стало нечем, подводники надели дыхательные аппараты, но воздуха в них хватило на 30 минут. Два матроса не выдержав удушья, сами свели счеты с жизнью.

В январе 1961 года советская подводная лодка вышла в Баренцево море для отработки боевых задач. В отсеках находилось 68 человек. Обычный поход, флотская рутина. Впереди было автономное плавание длиною в жизнь. Разыгрался сильный шторм.

Все боевые корабли, находившиеся рядом с субмариной, получили приказ о возвращении на базу подводных лодок. По каким-то причинам радио командир подводной лодки С-80 не получил. Не выходившая на связь субмарина встревожила руководство флота. Несмотря на погодные условия моряки вышли на поиск товарищей. 28 единиц кораблей и судов прочесывали зимнее темное море.

Семьи с тревогой воспринимали каждый звонок, но начальство молчало. В конце концов, стало ясно — случилось несчастье. Через некоторое время рыбаки выловили спасательный буй с надписью С-80. В прессу информация не уходила.

Читайте также:  Самая большая резиновая лодка

Затонувшую подводную лодку нашли только через 7 лет. Приборы новой поисковой системы вычертили силуэт на грунте на глубине 196 м. Подводная лодка находилось на смертельной глубине, для того времени. Если бы субмарину отыскали сразу после катастрофы, на спасение экипажа не было бы шансов. В те времена государство не располагало глубоководной техникой.

На осмотр лодки пошли водолазы-глубоководники. Все с нетерпением ожидали их возвращения. Они не обнаружили видимых повреждений, но подводное течение не дало возможным провести более тщательные подводные работы. Тогда было принято решение отправить подводный аппарат с пилотом внутри.

Вертикальное положение рулей указывало на то, что дизельная подводная лодка пыталась всплыть. На семь лет за дизельной подводной лодкой закрепили клеймо «пропала без вести».

Опыт подъема у СССР уже был. В 1920 году была поднята затонувшая подводная лодка «L-55». Останки английских моряков с почестями отправили на родину, а субмарину оставили служить на Балтийском подводном флоте. Но для разгадки гибели подводной лодки С-80 необходимо было проникнуть внутрь.

После рассмотрения результатов поисковой экспедиции комиссия приняла решение поднять силами и средствами экспедицией особого назначения (ЕОН). Через год после обнаружения советскую подводную лодку должен был поднять специально построенное на Николаевском судостроительном заводе специальное спасательное судно «Карпаты», оснащенное устройством для подъема затонувших подводных лодок. Судно позволяло работать на больших глубинах.

советские подводные лодки — щит от нападения врагов

Наступили 60-е годы — разгар «холодной войны», начало гонки вооружений. Москве становится известно о плане нападения США, и нанесение по советским городам упреждающего бомбового удара. У советского руководства был только один «джокер» — подводные лодки России. Одной из таких и была С-80. В час «Х» они должны были всплыть у чужих берегов и крылатыми ракетами уничтожить бомбардировщики на взлете.

советская подводная лодка С-80 проекта 644

запуск крылатой ракеты с подводной лодки проекта 644

Вслед за ними пришли атомные гиганты с серьезным вооружением. Возможность скрытно подобраться на субмаринах к чужим берегам и нанести ракетный удар был на столько «соблазнительным», что цель оправдывала любые затраченные средства. Первая подводная лодка считалась величайшим изобретением человечества. Все силы и средства СССР были направлены на создание оружия нового поколения. Мысль о том, что все стали заложниками третьей мировой войны, не имела права на жизнь.

советская подводная лодка проекта 613

С-80 была не простой подводной лодкой. К концу 1960 года в составе ВМФ СССР было шесть дизельных подводных лодок проекта 644 переоборудованных из проекта 613. Это были отечественные первые подводные лодки с новейшим вооружением крылатые ракеты П-5. Этому оружию отводилась роль щита в случае нападения на СССР. И американцев это сдерживало.

подводная лодка С-80 — спасательная операция «Глубина»

Операция по подъему дизельной подводной лодки С-80 получила название «Глубина». Ее проводила ЭОН-10 Северного флота под командованием капитана 1 ранга С. Минченко. Прибытие специального спасательного судна «Карпаты» и эскадры боевых кораблей не остались не замеченными. Подозрительная активность в Баренцевом море не давала покоя иностранной разведке.

Затонувшая подводная лодка была оторвана от грунта специальным судном «Карпаты» и подвешена на подкильных строповых приспособлениях, после чего была поднята до глубины 70 метров и отбуксирована в прибрежный район. Инженеры спасатели применив весь свой профессиональный опыт, возвратили подлодку домой. Но самое страшное открытие было впереди.

Читайте также:  Нужно ли регистрировать лодку автобот

Субмарину отбуксировали в бухту Завалишино под Териберкой. Там спасатели вскрыли рубку и спустились в отсеки. Сомнений не было — часть экипажа продолжало жить на недосягаемой глубине.

специальное спасательное судно «Карпаты»

тела погибших подводников

подводная лодка С-80 — версия гибели

Из всех версий следователи остановились, казалось на самой невероятной — встреча с кораблем шпионом. С-80 шла под дизелем на перископной глубине в условиях волнения до 6 баллов.

Чтобы избежать столкновения советская подводная лодка совершила резкий маневр вниз и вправо, что привело к захлестыванию морской воды через шахту РДП (работа двигателем под перископом). (Через нее дизельный двигатель «дышит» на перископной глубине в среднем 24 метра). Поплавковый клапан не сработал из-за обледенения, так как обогрев клапана горячей водой от дизелей был отключен.

После обнаружения поступления воды в 5-й отсек, матрос машинист ошибочно вместо закрытия воздушного клапана РДП, повернул расположенный рядом маховик астронавигационного перископа «Лира», в результате чего вода продолжала затоплять отсек, создавая угрожающий дифферент на корму. Попытка подводников вручную закрыть второй запор шахты РДП не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды.

В создавшейся экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели подводного корабля — не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, дизельная подводная лодка провалилась на глубину кормой вниз. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были разрушены взрывом, личный состав подводников, находившийся в отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую подводную лодку в аппаратах ИДА-51 остановила глубина. Так погибли 68 членов экипажа советской подводной лодки С-80.

По неофициальным данным за всю историю подводных лодок было построено около 3600 единиц, из них около 2600 затонуло и погибло в результате боевых действий или техногенных катастроф. Подводный флот стал заложником неизвестной войны, которую политики называли «холодной». Каждый год 7 апреля в день гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» возле Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге собираются ветераны подводного флота. Это неофициальный день памяти всех погибших подводников.

дизельная подводная лодка проекта 644

Технические характеристики подводной лодки проекта 644:
Длина — 76 м;
Ширина — 6,6 м;
Осадка — 4,7 м;
Водоизмещение подводное — 1430 тонн;
Глубина погружения — 170 м;
Судовая силовая установка — два дизельных двигателя «37Д» мощность каждого 2000 л. с. и два электродвигателя «ПГ-101» мощность каждого 1350 л. с.;
Скорость хода надводная — 16 узлов;
Скорость хода подводная — 10 узлов;
Дальность плавания с РДП — 5000 миль;
Автономность — 35 суток;
Экипаж — 55 человек;
Вооружение:
Крылатые ракеты П-5 — 2;
Торпедные аппараты 533 мм — 4;

Похожие публикации:

  • Флагман греческого флота броненосный крейсер «Георгиос Авероф»
  • Крейсер «Аврора» — вековая история легендарного корабля
  • Большой парад линкоров и других кораблей 1937 года в Спитхеде
  • Подводная лодка, участвовавшая в съемках фильма «Багровый прилив»
  • Подводная лодка Акула — самая большая субмарина в мировой истории

Источник: korabley.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...