Подводная лодка щука где делали

Когда речь заходит об оружии Победы, большинство тут же вспоминают танки Т-34, ППШ, винтовку Мосина, штурмовики Ил-2 и т.д. Но боевые действия в годы Великой Отечественной войны велись не только на земле и в воздухе, а еще и под водой. В этом материале «МИР 24» познакомит читателей с легендарными советскими подлодками, которые потопили более трети всех вражеских судов, пораженных советскими субмаринами на море. Речь пойдет о подлодках типа «Щука» – настоящих подводных хищниках, сослуживших хорошую службу нашему флоту в борьбе с немцами.

Подводные лодки типа «Щ» (или «Щука») строились в СССР в 1930-1940-х годах. Это самый многочисленный тип средних подводных лодок, применявшихся Советским Союзом в годы Великой Отечественной войны: всего было создано 86 субмарин различных серий. Их отличали высокая маневренность и живучесть, а производство обходилось недорого, что в совокупности делало «Щук» незаменимыми.

Внешний вид и вооружение субмарин менялись на протяжении всей войны. С 1932 по 1938 год было создано 6 серий «Щук»: III, V, V-бис, V-бис-2, X и X-бис. Чаще всего на них устанавливались 45-мм пушка 21-К, крупнокалиберные 12,7-мм зенитные пулеметы ДШК и минно-торпедное вооружение. У каждой подлодки было четыре носовых торпедных аппарата 533 мм и два кормовых. В боекомплекте было 10 торпед.

Бессмертный дивизион. Последний поход. Щ-320 — последний поход счастливой «Щуки»

По тем временам – более чем достаточно для выполнения боевых задач, которые ставились перед средними подлодками.

В годы войны субмарины типа «Щ» принимали активное участие в боевых действиях. Как пишут авторы книги «Щуки». Легенды Советского подводного флота» М.Э. Морозов и К.Л. Кулагин, за весь военный период советские «рыбки» потопили 27 и повредили 4 немецких судна, а также потопили 20 транспортов и шхун нейтральных государств.

В общей сложности подлодки типа «Щ» уничтожили и повредили более 30% тоннажа противника.

Инженер-конструктор В.П. Власов в своем сборнике статей «Подводные лодки. История развития» приводит еще более выдающиеся цифры: по его данным, «Щуки» уничтожили более 100 судов фашистской Германии, включая 13 боевых и вспомогательных кораблей, повредили 7 судов и один тральщик. Таких результатов не демонстрировала еще ни одна советская субмарина.

Из 44 участвовавших в войне подлодок типа «Щука» 31 была потоплена. Большинство субмарин стали жертвами минных заграждений противника в Финском заливе. Советские «Щуки» наиболее активно использовались в этой акватории в силу их небольших размеров и маневренности. Также они сыграли важную роль в морских сражениях в Балтийском море.

Здесь «Щуки» торпедами протаранили одну подводную лодку противника, 17 транспортных и боевых судов, еще пяти кораблям нанесли серьезные повреждения. На Черном море лодки типа «Щ» потопили 12 транспортов и боевых кораблей немцев, еще два корабля были серьезно повреждены.

За боевые заслуги шесть подлодок типа «Щ» стали гвардейскими, еще 11 субмарин были награждены орденом Красного Знамени.

Источник: mir24.tv

Самара К-295. Атомная подводная лодка Проект 971 Щука-Б

Подводная лодка щука где делали

  • Моделистам старшего поколения наверняка хорошо знаком фильм “Командир счастливой «Щуки»”, снятый режиссером Борисом Волчеком и вышедший на советские экраны в 1972 году. Здесь образ командира и подводной лодки Щ-721 можно назвать собирательными, да и сама субмарина в оригинальном виде относилась уже к послевоенному типу, но сам фильм стал одним из лучших кинопроизведений о подводниках.
    К сожалению, советские моделисты так и не дождались появления пластиковой копии подводной лодки типа Щ, хотя оно вполне могло состояться на закате существования Советского Союза. В итоге, первую массовую модель в масштабе 1/400 выпустила молдавская фирма AER s.r.l. Moldova лишь в 1995 году…

При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставил С.Васюткин, а также с интернет-аукциона eBay.

Список подводных лодок Х серии по флотам: Тихоокеанский флот: Щ-126, Щ-127, Щ-128, Щ-129, Щ-130, Щ-131, Щ-132, Щ-133, Щ-134 Черноморский флот: Щ-208, Щ-209, Щ-210, Щ-211, Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-215 Балтийский флот: Щ-317, Щ-318, Щ-319, Щ-320, Щ-322, Щ-323, Щ-324 Северный флот: Щ-401/Щ-313, Щ-402/Щ-314, Щ-403/Щ-315, Щ-404/Щ-316, Щ-421/Щ-313, Щ-422/Щ-314, Щ-139/Щ-315/Щ-423, Щ-424/Щ-321/Щ-312

Результатом очередных доработок стала серия Х-бис с более привычной “угловатой” рубкой и другими изменениями, в числе которых была замена гидромуфт на фрикционные разобщительные муфты типа “Бамаг”, демонтаж подводного якоря и перенос носового орудия на палубу. Закладка лодок состоялась в 1938 году, но до начала войны успели спустить на воду только Щ-405 и Щ-406, в то время как ещё 9 построили в военное время и ещё две сдали в июле 1945 года. Кроме того, для нужд Северного флота в 1939 году было принято решение о строительстве двух подводных лодок под обозначениями Щ-409 и Щ-410 на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности, но мощности этого предприятия явно не соответствовали предъявляемым требованиям и вскоре постройка была отменена. Последними из серии Х-бис стали лодки Щ-413 и Щ-414, которые 28 июня 1941 года были заложены на заводе №194, но уже 23-го июля, при готовности 2,7% и 1,7%, они были разделаны на металл.
Также неоднократно предпринимались попытки усиления артиллерийского вооружения, которое для лодок среднего типа нельзя было назвать сильным, причем касалось это не только лодок последних серий. В качестве альтернативы предлагалась установка орудий калибром 76,2-мм, но впоследствии от этой идеи отказались. Более серьёзной проблемой было полное отсутствие зенитного вооружения, что в частном порядке решалось за счет установки 37-миллиметровых зенитных автоматов или крупнокалиберных пулеметов ДШК.
В общей сложности было построено 86 построенных лодок типа Щ всех серий из которых 44 приняли участие в боевых действиях и 31 из них погибла.

Читайте также:  Лодка которая идет против ветра

Источник: retromodels.ru

Тайна гибели советской подводной лодки «Щ-206» серии V-бис-2

В настоящее время можно назвать множество боевых кораблей, погибших в годы второй мировой войны по неустановленным причинам. С большой долей вероятности можно предположить, что большинство из них оказалось на морском дне не без воздействия противника. Иные завершили свою боевую карьеру вследствие кораблекрушений. Третьи, возможно, были по ошибке уничтожены своими — подобные случаи большой редкостью не являлись. Быть может, такая же участь постигла подводную лодку Черноморского флота «Щ-206», погибшую в первом же боевом походе.

«Щука» — сокращенное название шести серий дизель-электрических подводных лодок ВМФ СССР. Строились по проектам Б.М. Малинина. За основу был взят проект третьей серии подводных лодок, отличавшейся простотой конструкции, надежностью, возможностью перевозки по железной дороге в разобранном виде.

Дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии V-бис-2 шифр «Щука», бортовой номер «Щ-206». До 1934 года носила название «Нельма». Советская субмарина «Щ-206» была заложена 5 января 1934 года на заводе № 200 «Имени 61 коммунара» в городе Николаеве, спущена на воду 1 февраля 1935 года. 1 октября 1936 года вошла в состав Черноморского флота СССР.

дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии

V-бис-2 шифр «Щука» фото

советская субмарина «Щ-206» в Южной бухте, город Севастополь

В день начала Великой Отечественной войны подводная лодка «Щ-206» вышла в боевой поход к румынским берегам. Командир подлодки капитан-лейтенант С. А. Каракай получил приказ атаковать румынские корабли в случае их выхода из главной базы флота противника — Констанцы. В базу субмарина «Щ-206» не вернулась, открыв тем самым список потерь подводных лодок Черноморского флота.

В скором времени появилась основная версия гибели подводной лодки «Щ-206», согласно которой субмарина подорвалась на румынском минном заграждении. К слову, эта версия считается общепризнанной и на сегодняшний день. Правда, позднее выяснилось, что границы позиции подводной лодки «Щ-206» не включали район самой Констанцы, поскольку румыны объявили о постановке там мин задолго до начала войны. Возможно, подлодка «Щ-206» оказалась на минном заграждении в результате досадной навигационной ошибки.

Читайте также:  Расстояние от пункта а до пункта в моторная лодка плывя по течению реки

В соответствии с другой версией, советская подводная лодка «Щ-206» была потоплена 9 июля румынскими боевыми кораблями. В этот день румыны решили заняться тралением фарватера к югу от основной базы их флота — там, где находилась позиция советской подлодки. Обнаружив перископ, румынские корабли стали преследовать неопознанную субмарину. Позднее к месту событий подошли торпедные катера, атаковавшие подводную лодку глубинными бомбами. Завершилась погоня мощным подводным взрывом и образованием на поверхности воды масляного пятна.

Однако и в данном случае нельзя с полной уверенностью заявлять о победе вражеских кораблей над подводной лодкой «Щ-206», так как сильный подводный взрыв мог быть принят за серию взрывов собственно глубинных бомб, а перископы и масляные пятна морякам мерещились довольно часто.

К сожалению, в начальный период войны советские вооруженные силы действовали несогласованно. Исключением не являлся и Черноморский флот. Быть может, отсутствие согласованности между командирами кораблей и соединений с одной стороны, и вышестоящим руководством с другой, послужило причиной гибели подводной лодкой «Щ-206»?

На следующий день, после того как советская подводная лодка «Щ-206» в последний раз покинула базу, из Ставки Верховного главнокомандования в штаб Черноморского флота поступила депеша, согласно которой надводным кораблям предстояло провести набеговую операцию на Констанцу. Целью рейда являлось уничтожение нефтехранилища и разведка обороны румынской военно-морской базы. Вечером 25 июня отряд легких сил в составе крейсера «Ворошилов», лидеров эскадренных миноносцев «Москва» и «Харьков», а также эсминцев «Сообразительный» и «Смышленый» вышел из порта Севастополь на бомбардировку вражеского побережья. Однако командующий операцией Т. А. Новиков не был поставлен в известность о нахождении у румынских берегов советской субмарины «Щ-206». Естественно, не мог ничего знать о проведении операции и командир дизельной подводной лодки.

Читайте также:  Лодка тактика 390 рм характеристики

Утром следующего дня отряд боевых кораблей Черноморского флота появился в районе Констанцы. Вскоре началась артиллерийская дуэль с береговыми батареями противника. Поединок складывался не в пользу эскадры Новикова, поскольку береговые цели были неплохо различимы, а силуэты советских кораблей было отчетливо видно. Спустя несколько минут после открытия огня взорвался и затонул эсминец «Москва» — корабль маневрировал на вражеском минном поле. В итоге отряд кораблей вынужден был оставить опасный район.

Правда, злой рок кораблей отряда легких сил на этом не закончился. При отходе эскадры с левого борта эсминца «Сообразительный» был обнаружен след торпеды. Корабль «Сообразительный», в свою очередь, выпустил несколько глубинных бомб по предполагаемому месту нахождения субмарины. Во время подводных взрывов из воды показалась корма подлодки, затем последовали характерные признаки ее гибели — воздушные пузыри и масляные пятна.

Моряки-черноморцы предположили, что уничтоженная эсминцем «Сообразительный» субмарина была единственной румынской подводной лодкой «Дельфинул», но последняя находилась далеко от места событий и впоследствии пережила войну. Название и принадлежность потопленной подлодки так и остались невыясненными.

Данное обстоятельство послужило основой для предположения, что атакованной субмариной была советская подводная лодка «Щ-206». В гораздо более позднее время у этой версии появились многочисленные сторонники. Они также объясняют гибель эскадренного миноносца «Москва» ошибкой командира подводной лодки «Щ-206», который, будучи не в курсе проводимой набеговой миссии, принял своим корабли за румынские.

Однако по сей день явных доказательств своей правоты у приверженцев этой точки зрения нет. Вероятно, следы торпед и признаки гибели неизвестной субмарины в очередной раз были ничем иным, как плодом воображения моряков, а истинная причина гибели подводной лодки «Щ-206» так и осталась тайной. Остается верить, что не навсегда.

В годы второй мировой войны подводные лодки класса «Щука» активно участвовали в боевых действиях на море. За боевые заслуги шесть из них стали гвардейскими, одиннадцать награждены орденом Красного знамени.

Технические характеристики подводной лодки «Щука»:

Длина — 58,8 м,
Ширина — 6,2 м;
Осадка — 4,3 м;
Водоизмещение надводное 609 тонн
Водоизмещение подводное — 706 тонн;
Глубина погружения — до 90 м;
Силовая установка — два дизельных двигателя по 685 л.с. и два электромотора по 400 л.с.;
Скорость — 10 узлов;
Дальность плавания — 9300 миль в надводном положении и 100 миль в подводном положении;
Экипаж — 40 человек;
Вооружение:
Торпедные аппараты 533 мм — 4 носовых и 2 кормовых (10 торпед);
Орудие 45 мм (на некоторых 37 мм автоматические пушки) — 2;

Похожие публикации:

  • Новые дизель-электрические подводные лодки проекта 677 класса «Лада» для подводного флота России
  • В пункт базирования прибыла первая современная атомная подводная лодка Королевского Британского флота класса «Astute» (S-119)
  • Вечная память морякам-подводникам, погибшим на лодке К-278 «Комсомолец»
  • Подводная лодка, участвовавшая в съемках фильма «Багровый прилив»
  • Подводная лодка Акула — самая большая субмарина в мировой истории

Источник: korabley.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...