Подводная лодка с 80 причина гибели

Участники проекта «Поклон кораблям Великой Победы» у острова Найсаар обнаружили разорванный на части объект, в котором не сразу признали подводную лодку времен Второй мировой войны. Погрузившись на дно Финского залива, дайверы поняли, что это советская С-12, пропавшая без вести почти восемь десятилетий назад.

Геннадий Чародеев

«Средние» дизель-электрические торпедные подлодки типа «С» или «Сталинец» специалисты и сегодня считают лучшими боевыми машинами времен Великой Отечественной. Скажем, эти лодки были самыми быстрыми – могли развивать скорость до 19 узлов — это примерно 35 км в час, и, кстати, имели внушительные размеры — 80 метров в длину! При этом маневренные характеристики этих крейсеров были, как говорится, мечтой подводников. Развив полный ход, в надводном положении лодка совершала разворот на 180 градусов приблизительно за три минуты. Под водой — за девять минут, что считалось чуть ли не мировым рекордом.

Кроме того, на лодке размещались три отсека-убежища для плавсостава, которые отделялись специальными сферическими водонепроницаемыми переборками и были рассчитаны на давление в 10 атмосфер. Подобная компоновка корпуса на советском флоте была применена впервые.

Подводная лодка C 80. Лодка призрак

Источник: newizv.ru

Дизельная подводная лодка С-80

27 января 1961 года потерпела катастрофу дизельная подводная лодка С-80. Авария произошла в Баренцевом море. Связь с лодкой пропала через два часа после начала рейса. Первоначальные поиски ни к чему не привели. Лодка была найдена только в 1968 году.

Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижное устройство для подачи при перископном положении подлодки атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погибли все находящиеся на борту 68 человек.

А через 56 лет я нашёл, наконец, среди погибших подводников на дизельной лодке С-80 фамилию моего одноклассника Ульянова Вячеслава из г.Ярцево Смоленской области, учившегося в 1-й средней школе, о котором мы не знали ничего. Говорили, что погиб, как будто на Тихоокеанском флоте. И вот с помощью интернета на сайте «Гибель подлодки С-80 — Как это было» я узнал, что это было в Баренцевом море, на Северном флоте, ребята погибли в страшных мучениях благодаря разгильдяйству командиров. Погибшие подводники с поднятой лодки похоронены в Оленьей губе, где и установлен памятник с именами погибших.
Вечная память ребятам.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

История подлодки К-219

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Читайте также:  Как выписать лодочный мотор из Китая

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: stihi.ru

На вечной океанской вахте

На вечной океанской вахте - https://communa.ru/

Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР утаило от всех, тихо исключив К-129 из состава ВМФ. Осенью 1968 года родные пропавших без вести моряков из экипажа К-129 получили скорбные извещения, где в графе «причина смерти» значилось: «Признан умершим». Как будто погибли они не в море, исполняя воинский долг, а в какой-то пьяной драке.

От этой подловатой чиновной записи пошли многие житейские проблемы тех, кто не дождался своих близких и родных. Никаких льгот, никаких скидок, никакого государственного участия. Ушли годы на то, чтобы «умерших» моряков признали погибшими при исполнении служебных обязанностей.

Операция «Дженифер»

Но на этом печальная эпопея К-129 не закончилась. В книге «Пророк» рассказывается о том, что в конце 60-х годов американцы обследовали место, положение и состояние корпуса лодки глубоководным управляемым батискафом «Триест-2», что позволило авторитетам ЦРУ сделать вывод о возможности подъёма советской субмарины и это легло в основу замысла скрытной операции, получившей кодовое название «Дженифер». Прежде всего, американцев интересовали шифры и баллистические ракеты.

Об операции были осведомлены только три высокопоставленных лица в США: президент Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби и миллиардер Говард Хыоз, финансировавший эти работы. Их подготовка заняла почти семь лет, а затраты составили около 350 млн. долларов.

Для подъёма К-129 было спроектировано два специальных судна: «Гломар Эксплорер» и док-камера, которая имела раздвигающееся днище, снабжённое гигантскими клещами-захватами, напоминающими форму корпуса подлодки.

Операция тайно проводилась в международных водах и была замаскирована под геологоразведочные работы. На странную активность спецслужб США в зоне северной части Тихого океана обратил внимание первый заместитель начальника морской разведки штаба Тихоокеанского флота капитан 1-го ранга Анатолий Штыров. Как пишет Николай Титоренко, он одним из первых забил тревогу, сообщив руководству флота о том, что «некоторые ведомства США завершают подготовку и в ближайшие сроки могут предпринять подъём со дна Тихого океана советской ПЛ К-129, погибшей в 1968 году».

Командование ВМФ СССР к докладу тихоокеанцев отнеслось скептически, посоветовав «не лезть со своими глупостями, а качественнее выполнять плановые задачи». Предметный урок был усвоен. Повторная инициатива чревата была несоответствием.

Читайте также:  Какой винт лучше для лодочного мотора ямаха 15

Скрытая судоподъёмная операция «Дженифер» предположительно проводилась в три этапа. Заключительный этап пришёлся на лето 1974 года. До этого ещё никто не поднимал затонувший объект с глубины более 5000 метров. Поэтому многие, в том числе и советские военачальники, считали, что это невозможно, принимали за фантастику.

Пока в Москве гадали над тем, что же задумали американцы, «Эксплорер» приступил к выполнению основной части операции: подъёму К-129, в ходе которой случилось непредвиденное. Из-за трещины в одной из клешней при подъёме корпус субмарины разломился на два элемента. Кормовая часть подлодки, с 4-го по 8-й отсеки, вывернулась из клешней и опустилась на дно океана.

Таким образом, в обжиме клешней остались первый, второй и часть третьего отсеков. Сочтя, видимо, главную часть работы выполненной, «Эксплорер» с док-камерой под днищем ушёл в район Гавайских островов (о. Мауи), где в закрытом для плавания всех судов районе в действие вступили боевые пловцы ВМС США. По одной из версий, которая была озвучена в американской прессе, из носовой части подлодки были извлечены тела шести погибших подводников и похоронены в море согласно принятому на советском флоте ритуалу. Саркофаг с телами был накрыт флагом ВМФ СССР и опущен в море под звуки Государственного гимна Советского Союза.

Расставляя точки над «i»

Но главного – шифров – американцы, есть основания полагать, так и не нашли. Анатолий Штыров, который за то, что не втолковал Главкому ВМФ суть операции «Дженифер» и загремел с высокого поста на должность начальника оперативного отдела Камчатской флотилии, вспоминал: «Причина оказалась весьма неожиданной, как все курьёзы русской действительности.

Дело в том, что командир ПЛ капитан 1-го ранга В. Кобзарь был высокого роста и всегда мучился в тесной и короткой каюте. В период ремонта подлодки (1966-1967 гг.) в Дальзаводе он, в отступление от проекта, упросил главного строителя, и тот за корабельный спирт перенёс шифр-рубку в четвёртый (ракетный) отсек. Мы нашли этого строителя (к тому времени вышедшего на пенсию), и он клятвенно подтвердил, что перенёс шифр-рубку в ракетный отсек. Это подтверждается и тем, что в последующем, несмотря на разразившийся скандал, ЦРУ США собиралось поднимать и кормовую часть подводной лодки».

Книга «Пророк» посвящена
трагической судьбе К-129

Стоит сказать, что справедливость всё же восторжествует и в феврале 1984 года по личному ходатайству Маршала Советского Союза С.Ф. Ахромеева Анатолию Штырову было присвоено воинское звание «контрадмирала». Общая тема, любовь к флоту, накрепко свела двух тихоокеанцев и вплоть до самой кончины Анатолия Тихоновича дружеские отношения поддерживались лично и эпистолярно.

Читайте также:  И лодке на пруду как солнечные

«Он был и остаётся в памяти мудрым и прямым, как оглобля. Без лукавства до себе в ущерб», – напишет в книге «Пророк» Николай Титоренко.

Информация о гибели К-129 оставалась за семью печатями почти тридцать лет. В октябре 1992 года американская сторона передала Президенту России Борису Ельцину киноплёнку, на которой был отснят ритуал прощания с нашими моряками-подводниками. Вот только свет на причину гибели К-129 она не пролила.

Многочисленные обращения общественников, родственников пропавших без вести моряков всё же возымели действие и в 1998 году Указом Президента России члены экипажа ракетной подлодки были посмертно награждены орденами Мужества. В числе их и наш земляк – мичман Иван Котов из Среднего Икорца. В том походе на К-129 Ивана Котова не должно было быть, поскольку не его это лодка. Штатного старшину команды электриков из отпуска задержала нелётная погода, и Ивану пришлось идти в море с чужим экипажем. Стараниями флотских офицеров Юрия Лисовского, Валерия Расторгуева, Николая Титоренко, Михаила Бобрешова в 2005 году имя мичмана Ивана Котова было высечено на мемориальной доске в Успенском Адмиралтейском храме.

На следующий год исполнится полвека со дня гибели ракетной подводной лодки К-129. Но уже сейчас Николай Титоренко ударяет в колокол памяти, будоражит общественность. 15 июня он обратился на «прямую линию» к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой вернуться к катастрофе для нового исследования на межправительственном уровне, с привлечением законодательных и исполнительных институтов власти, средств массовой информации.

До сих пор члены семей погибшего экипажа ждут ответа: где упокоены их близкие? На презентации книги Николай Титоренко привёл факт, который заставляет усомниться в том, что американские спецслужбы извлекли из стального чрева субмарины лишь шесть тел советских подводников.

– Устроили показательные похороны, – считает Николай Никифорович. – Хотя в газете «Нью-Йорк Таймс» за 19 марта 1975 года на первой полосе опубликована статья, в которой говорится о том, что в результате операции «Дженифер» ЦРУ удалось поднять со дна носовую часть подлодки с 80 телами советских моряков. Кроме того, мне известно от знакомых, что в курортной зоне на Гавайях установлен на исходе века памятник неизвестной подводной лодке. Может, под ним упокоены остальные погибшие наши моряки?!

Можно ли раскрыть тайну гибели К-129? Думаю, да. И для этого нужно немного. Создать совместную российскоамериканскую комиссию экспертов, которые должны изучить документы, фотографии, имеемые на руках у спецслужб США, и дать своё заключение. Никаких секретов К-129 давно уже не хранит.

Кроме тайны своей гибели.

Источник: газета «Коммуна» | №58 (26702) | Вторник, 25 июня 2017 года

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...