30 лет назад, 3 октября 1986 года в Саргассовом море на борту советской атомной подводной лодки К-219 произошёл взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Экипаж боролся за её спасение три дня, но лодка затонула. Ценой жизни нескольких членов экипажа удалось заглушить ядерный реактор, хотя большей части моряков удалось спастись, переместившись на борт оказавшегося рядом советского судна.
— Редактор LJ Media
oboguev : Интервью с членами экипажа К-219
3 октября 1986 года при патрулировании в Атлантике погиб подводный ракетный крейсер К-219. Крейсер был оснащен морскими ракетами третьего поколения Р-27У (РСМ-25, SS-N-6 mod 2/3) имевшими дальность 2500-3000 км. (3000 для моноблока, 2500 для РГЧ), поэтому ракеты должны были запускаться из прибрежных районов.
77 часов шла борьба за спасение субмарины. Самой большой беды удалось избежать: оба реактора подлодки были заглушены, и 115 моряков из 119 спаслись.
Это заслуга командира корабля Игоря Британова, который на излете «холодной войны» не побоялся сразу после аварии дать команду на всплытие стратегического ракетоносца, находящегося на боевом дежурстве, на поверхность враждебной Атлантики. Он еще и посмел обратиться за помощью к иностранцам.
Обнаружили обломки батискафа Титан у затонувшего Титаника.
Только за это его могли наказать, как, например, наказали старшего лейтенанта Николая Беликова, потерявшего партбилет в тот момент, когда они вместе с матросом Премининым заглушали реактор. Беликова списали с подводного флота. Британова и командира электромеханической части Игоря Красильникова исключили из партии и тоже отправили в запас. Катастрофу приказали забыть как страшный сон.
Долгие годы шло следствие. Родителям матроса Преминина спустя одиннадцать лет вручили Звезду Героя России. А командира корабля Игоря Британова, как и всех остальных офицеров крейсера, не наградили, но и не наказали. «Хорошо, что не посадили», — говорил Британов, когда пришла наконец долгожданная реабилитация.
Катастрофа началась с взрыва ракеты в шахте № 6. Шахта была неисправна годами. Человек ходивший ранее на этой лодке вспоминает: Удивительно, но ракетная шахта № 6, в которой и произошла авария, была неисправна аж с 1979 года. Наш экипаж ходил на этой лодке в дальний поход, и я очень хорошо помню тот шланг, с помощью которого забортная вода, поступающая в шахту из-за неисправности арматуры, сливалась в цистерну с грязной водой четвертого отсека.
Тогда с нами в поход отправился представитель вышестоящего штаба, который в случае чего и должен был все предотвратить. Это у нас годами так: есть неисправность, грозящая гибелью людям, — на борт сажается представитель штаба, и лодка идет в море. Повторюсь — это просто удивительно.
Так и ходили на «К-219» в море целых семь лет, пока в конце концов не грянуло. Это очень похоже на аварию с «К-429»: экипаж отозвали из отпуска, он в спешном порядке сел на борт, пополнив свои ряды прикомандированными со всего света, и ушел навстречу собственной гибели.
А почему была устроена спешка, вы спросите? А потому что надо было срочно заменить другую лодку, снятую с боевой службы из-за неисправности (заметьте) ракетного оружия. То есть одну лодку с неисправным ракетным оружием заменили другой лодкой с неисправным ракетным оружием. И все это сделали наши штабы. У нас столько штабов, что только диву даешься.
Батискаф ушел на дно к «Титанику» | Туристы-миллиардеры потерялись в Атлантике | Кислорода на 3 дня
И все они, как говорится, были в курсе тех потрясающих обстоятельств, в которых на «К-219» народ ходил в море более семи лет кряду!
Они раздавили ракету в шахте № 6. Между прочим, на контрольном выходе «К-219» было установлено (уж не знаю в который раз), что в шахту № 6 поступает забортная вода. И что же? Флагманский специалист, по свидетельству очевидцев, приказал старшине команды снять сигнал «Вода в шахте № 6» — и его сняли, а потом с тем и ушли на боевую службу — здорово, не правда ли?
А 3 октября вдали от родных берегов помощник командира застает почти всю БЧ-2 в четвертом отсеке за тем, что они тянут нештатный шланг от шахты № 6 в трюм, чтобы, значит, воду с шахты сливать. Помощник приказал им прекратить это дело и бросился на ГКП, где его и нагнал взрыв. Вода заполнила шахту, и давлением воды ракету раздавило.
Топливо (назовем его гептил) и окислитель (назовем его азотная кислота), соединившись, родили взрыв. Через разрушенную арматуру и окислитель, и горючее стали поступать в отсек. Говорят, резиновые маски противогазов просто растворялись на лицах. А горючее-то такое токсичное — мама не горюй, — оно в десять раз вреднее, чем концентрированная азотная кислота, — как вам это понравится?
Продули балласт, и лодка всплыла в надводное положение, и вот потом уже, находясь в надводном положении, она медленно и монотонно заполнялась водой через незакрытую арматуру системы орошения ракетных шахт.
Государственная комиссия, назначенная для выяснения причин и наказания виновных, установила, что виновными в этом деле являются. плавсостав корабля и командир Игорь Британов, прежде всего. Что и требовалось доказать. То есть не штабы — с благословения которых экипаж, укомплектованный на 35 процентов пришлыми людьми, в нарушение всех руководящих документов по боевой подготовке был отправлен в море на неисправной технике выполнять боевые задачи, — виновны в происшедшем, а сами люди, только недавно прибывшие с боевой службы и выпихнутые штабами снова в море. И только министр обороны маршал Язов приказал судебное разбирательство не начинать.
Капитан 1-го ранга Игорь Кудрин, старпом К-219 (как раз в этот выход оставшийся на берегу — ему предстояло ехать на учёбу): Николай Малов . старался и близко не вспоминать о прошлом кошмарном месяце, когда ему, начальнику штаба девятнадцатой дивизии, пришлось укомплектовать и подготовить к выходу на боевую службу сразу пять стратегических ракетоносцев!
План выхода на боевую службу выполнялся любой ценой. Гордостью дивизии всегда было железное правило — нет такой причины, по которой лодка не может выйти на боевое патрулирование. Но чем это достигалось, мало, кто знал. Или не хотели знать?
Не пронесло: Сразу после погружения сработала сигнализация наличия воды в шахте № 6. Но Петрачков и его люди привыкли к этой неисправности — она много раз давала о себе знать еще на контрольном выходе в море.
— Была обнаружена негерметичность одного из клапанов, — рассказывает председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан I ранга запаса Игорь Курдин, который несколько лет был старпомом командира К-219. — К сожалению, нашлись люди, скрывшие этот факт, и о нем не знало ни командование корабля, ни вышестоящие. В четвертом отсеке К-219, уже направлявшейся в сторону Атлантики, решили не паниковать. Ничего, аварийную сигнализацию отключим, клапаны авось притрутся, а воду, просачивающуюся в шестую шахту, матросы будут сливать в трюм через шланг. Так они и поступали все последующие 30 суток.
Ранним утром 3 октября 1986 года К-219 маневрировала в Саргассовом море в 480 милях к востоку от Бермудских островов. По окончании очередного сеанса связи подлодка стала погружаться на глубину 85 метров. В это время из-под заглушки ракетной шахты № 6 вода пошла струей. О происходящем доложили командиру корабля, по приказу которого К-219 начала всплытие на глубину 46 метров, а для осушения шахты запустили насосы.
Когда шахта оказалась полностью затопленной, ракету Р-27 сдавило мощное давление забортной воды, которое на глубине 85 метров сильно превосходило прочность ее корпуса. Быстрое осушение шахты двумя мощными насосами привело к резкому распрямлению сжатого корпуса ракеты, и бак с окислителем попросту треснул. Ядовитая жидкость мгновенно заполнила шахту, одновременно превращаясь в сверхтоксичный, смертельный для людей газ.
На лодке была объявлена аварийная тревога.
— И тут рядом треснул бак с горючим, — продолжает Курдин. — Произошло слияние компонентов, что и привело к взрыву.
Кто-то потом говорил, что грянувший грохот был сравним с тем, что услышит человек, сидящий в пустой цистерне, куда бросили гранату.
Два спасительных приказа командира Британова и механика Красильникова прозвучали одновременно.
Всплыть возле вражеского берега без разрешения командования для командира советской подлодки — все равно что подписать себе смертный приговор. Но вряд ли в тот страшный момент Игорь Британов думал о том, что его ждет. Ему нужно было спасти и людей, и лодку.
Что же послужило причиной гибели подводной лодки, не имевшей значительных повреждений и со всеми исправными судовыми системами? Первоисточником аварийной ситуации явилась неисправность клапана орошения верхней крышки ракетной шахты № 6, которую обнаружили еще перед выходом в море, но, как водится, не устранили. В течении 30 суток автономки в шахту поступала фильтрационная вода.
Командир БЧ-2 Петрачков организовал осушение шахты нештатным способом, датчики аварийной сигнализации отключили. Для предотвращения поступления воды шахту поддували сжатым воздухом, что в конце-концов и привело к разгерметизации топливных баков ракеты и срыву крышки.После сигнала об аварии в шахте № 6 Петрачков скрыл от командира лодки сложившуюся ситуацию и попросил подвсплыть под предлогам проверки датчиков.В этот момент и произошел взрыв, вызвавший пожар и нарушение герметичности прочного корпуса. Осознавший свою вину в произошедшем, Петрачков дал команду личному составу на эвакуацию, а сам снял средства ИЗС и остался в отсеке. В результате дальнейших неумелых действий экипаж в течении 78 часов не сумел локализовать пожар, устранить загазованность отсеков, не обнаружил и не устранил поступление воды в прочный корпус, в результате чего подводная лодка с 16 ядерными ракетами на борту затонула, практически не имея повреждений. Вот имена моряков, в очередной раз заплативших жизнями за свою и чужую беспечность:
капитан 3-го ранга Петрачков А. В.
матрос Смоглюк Н. Л.
матрос Харченко И. К.
матрос Преминин С. А.
Впоследствии из членов экипажа, переживших катастрофу, умерли:
капитан 3-го ранга Марков В.
капитан-лейтенант Карпачев В.
При аварии и обесточивании потерялось управление реактором, он вышел в закритический режим и грозил взорваться. Его пришлось глушить вручную: Вы спросите: а почему вручную и так героически надо глушить реактор, и нельзя ли все это сделать не героически — например дистанционно? На это мы вам ответим только, что люди здесь ни при чем. Все вопросы — к конструкции и к конструкторам, то есть мы вас адресуем к тому народу, который отвечает за конструкцию ядерного реактора и за его поведение в самых разных ситуациях.
А положение в этом вопросе такое, что матрос Сергей Преминин непременно должен был стать Героем России посмертно. Через 11 лет, в 1997 году, ему присвоят это высокое звание.
По приказанию главного командного пункта (ГКП) он после остановки реактора, что называется, «опустил поглотители на нижние концевики», то есть заглушил реактор вручную. После этого он уже не смог отдраить переборочную дверь из-за возникшего перепада давления.
Но ведь переборочную дверь можно было оставить открытой. Можно было, но этого не случилось. И помочь ему никто не смог: в нарушение правил страховки его отправили на это дело в одиночку — вот такие невеселые дела.
6 октября в 11 часов 03 минуты «К-219» ушла под воду вместе с матросом Сергеем Премининым, заточенным в реакторном отсеке. Говорят, что те, кто слышал его последние слова в «Каштан», по гроб жизни это не забудут.
Гибнущая лодка К-219, снимки с американского самолёта, из блога oboguev
Подошедшими советскими судами была предпринята попытка отбуксировать лодку в СССР или на Кубу, но находившаяся рядом американская субмарина «Августа» намерено перебила перископом буксировочный трос переброшенный с носа советской лодки на корму «Красногвардейска».
Командир буксира ВМС США «Паутхэтэн» имел задачу — добиться согласия русских подводников на буксировку и доставку тяжело раненной атомарины на ближайшую американскую базу. Не получив от Британова «добро», буксир стал дожидаться, когда моряки оставят свой обреченный корабль. Тогда К-219 превратится в бесхозное имущество, и подлодку можно будет увести без особых международных проблем. Но пока на подводном крейсере оставался хоть человек, «Паутхэтэн» не имел права высаживать буксирную команду на чужой корабль. Один человек на нем и оставался — по ночам, когда аварийно-спасательную партию забирали с К-219 на «Красногвардейск», чтобы не подвергать людей излишнему риску.
Человеком этим был капитан 2 ранга Игорь Британов. Засунув пистолет в карман меховой «канадки», он до утра торчал на мостике, ловя на себе взгляды американских биноклей и перископов.
Он покинул свой корабль лишь тогда, когда подводная лодка ушла под воду по самые «уши» — под рули глубины на боевой рубке. Едва Британов перебрался на надувной плотик, как через три минуты полузатопленный крейсер с бушующим внутри окислителем навсегда ушел в бездну. Это случилось в 23 часа 03 минуты по московскому времени 6 октября 1986 года посреди Саргассова моря.
Спасенные подводники были доставлены на Кубу, а затем спецавиарейсом — в Москву. На командира-«аварийщика» и его командира БЧ-5 (старшего механика) Красильникова, как водилось до той поры, немедленно завели уголовное дело. Обоим «преступникам» светило по восемь лет лагерей.
После того как министром обороны стал Язов, он распорядился прекратить преследование Британова. Но в море Британов более не выходил: он и другие старшие офицеры были уволены из ВМФ и лишены всех наград и льгот, экипаж расформирован по другим кораблям.
Я видел, с каким почтением подходили к Британову на международном конгрессе подводники-профи из Англии, Германии, Италии, Франции. Одни пожимали ему руку, другие просили подписать книгу о К-219, в герои которой он вышел творческой волей трех соавторов. Годом раньше Британов побывал в США — в столице американских ВМС Аннаполисе. Офицерский клуб Военно-морской академии был полон.
Когда в зал вошел капитан 2 ранга запаса Игорь Британов, его встретили овацией. Далее слова очевидцев: «Американцы встали! Встали все! А это были те, кто всю жизнь считал своими врагами именно русских, те, кто командовал авианосцами и фрегатами, подлодками-охотниками, противолодочными самолетами, защищая свою страну от советской угрозы, и в первую очередь из глубины. Но сейчас они отдавали дань мужеству своего достойного противника, человека, который своей волей спас их побережье от ядерной катастрофы».
Встанут ли перед Британовым наши адмиралы? Не знаю. Не уверен. Если встанут, то не все. Уж так у нас повелось: тень любого обвинения — праведного или неправедного — сопровождает человека до конца дней.
Но дело не во внешних почестях.
Министр обороны РФ подписал приказ о присвоении Игорю Британову звания капитана 1 ранга запаса. Не прошло и пятнадцати лет, как справедливость восторжествовала. Она, эта справедливость, у нас редко торопится. Если учесть, что герои линкора «Новороссийск» получили свои награды с опозданием в сорок четыре года, если учесть, что некоторые офицеры с К-219 уже получили кресты ордена Мужества, а матрос Сергей Преминин — посмертную звезду Героя России, то можно надеяться, что однажды наши чиновники, глубокие ценители воинского мужества, вспомнят и о командире подводного крейсера К-219, как и об остальных членах его экипажа.
В 1997 году Голливуд выпустил фильм о гибели К-219: Hostile Waters. Фильм сенсационалистский и изображает причиной аварии столкновение между советской и американской лодками. В действительности, как не раз заявляли члены команды, столкновения не было (хотя американская лодка действительно находилась поблизости).
Фильм также неверно изображал действия экипажа лодки, например будто бы лодка для тушения пожара ныряла с открытыми шахтными люками (чего в действительности не было, и что привело бы к затоплению лодки). Британов счел, что фильм неверно изображает его действия и представляет его непрофессионалом, подал в суд на выпустившую фильм компанию и выиграл дело в американском суде. Компания была обязана выплатить Британову компенсацию.
Источник: www.livejournal.com
Эксперты раскрыли, испытывали ли пассажиры батискафа «Титан» боль во время гибели
Весь мир в последние дни следил за драмой, связанной с пропажей батискафа «Титан». Накануне стало известно, что экипаж на самом деле погиб из-за имплозивного взрыва подводного судна, который попросту раздавило давлением воды в 487 метрах от места крушения «Титаника». Эксперты раскрыли подробности смерти находившихся на борту миллиардеров.
Эйлин Мария Марти, являющаяся профессором Международного университета Флориды, рассказала, что пассажиры «Титана» скорее всего не успели понять, что с ними произошло.
Разрушение корпуса аппарата произошло «невероятно быстро», всего за долю миллисекунды. Все это, вероятно, произошло до того, как люди внутри могли даже осознать, что есть проблема.
Обнародовано фото обломков батискафа «Титан»
В Сети опубликованы фото обломков печально известного судна. Всего были обнаружены пять кусков батискафа, разлетевшиеся по большой площади.
OceanGate проводит экспедиции к обломкам «Титаника» с 2021 года. Одно место на подлодке стоило клиенту 250 тысяч долларов, а всего за 2021-2023 годы услугами оператора воспользовались порядка 75-80 человек, из которых 10-15 – исследователи.
Источник: ruposters.ru
Гибель атомной подлодки «ТРЕШЕР»
10 апреля 1963 года весь мир был потрясен сообщением о гибели атомной подводной лодки ВМС США «Трешер». Лодка исчезла, не успев даже подать сигнал бедствия. Никто из 129 членов экипажа не сумел спастись. Для Америки это стало подлинной национальной катастрофой.
Сидя перед телевизорами, американцы задавали только один вопрос: «Как лучшая в мире подводная лодка могла в одночасье погибнуть?» И дело тут было не только в обычном для американцев восхвалении своих достижений. Погибла головная лодка, которая открывала собой целую серию из 30 субмарин, и на тот момент ее тактико-технические характеристики действительно были лучшими.
АПЛ этого типа обладали высокой — до 30 узлов — скоростью и предельной глубиной погружения до 360 м. Ядерная энергетическая установка позволяла 10 раз обогнуть по экватору земной шар, а дальность плавания на полной мощности насчитывала 100000 миль. Словом, американским конструкторам и кораблестроителям было чем гордиться.
И вот такой корабль, созданный с учетом последних достижений науки и техники, погиб. Причем в мирное время! По гордости американцев был нанесен удар страшной силы. Впервые во весь рост стал вопрос и о том, как поведет себя ядерная установка на глубине и чем это может закончиться для человечества.
Из-за чего же погибла лодка?
Достоверно известно следующее. «Трешер» вышел в море для проведения двухдневных испытаний. На борту находились 12 штатных офицеров, 96 старшин и матросов, 4 офицера с кораблестроительной верфи и 17 гражданских специалистов.
Первый день прошел без происшествий. На второй было запланировано погружение на предельную для ПЛ глубину, то есть 360 м. При таких погружениях лодка опускается на глубину поэтапно. На каждом производятся многочисленные замеры, чтобы определить прочность корпуса и конструкций, а также проверить правильность работы механизмов. Любое глубоководное погружение страхуется. В данном случае этим занималось спасательное судно «Скайларк». Согласно выпискам из вахтенного журнала, события развивались следующим образом:
8.00 — произведена проверка звукоподводной связи;
8.02 — глубина 120 метров. Осмотр прочного корпуса;
8.09 — глубина 180 метров;
8.24 — очередной сеанс связи;
8.35 — глубина 270 метров;
8.53 — ПЛ приблизилась к предельной глубине;
9.02 — сеанс связи, курс прежний;
9.10 — ПЛ не ответила на вызов.
В 9.12 с борта «Трешера» поступило сообщение о наличии неполадок. Лодка имела дифферент на корму и явно пыталась продуть главный балласт. Акустики слышали шум сжатого воздуха в течение 20–30 секунд. Последнее искаженное сообщение капитана было невнятным: «…предельная глубина…»
В 9.17 раздался приглушенный грохот.
В 11.04 командир «Скайларка» дал в штаб радиограмму: «Не имею связи с “Трешер” с 9.17».
В 13.32 по приказу командующего подводными силами Атлантического флота США в район аварии направлены корабли, самолеты и ПЛ «Сивулф».
В 15.30 начальник Главного штаба ВМС США докладывает военно-морскому министру о случившемся. А спустя 15 минут о ЧП сообщили президенту Кеннеди. Первым вопросом, который он задал, был: «Сколько людей на борту?» Военные чины точной цифры не знали и ответили ориентировочно — 80–90 человек. К 17 часам спасательные суда обнаружили на поверхности моря масляные пятна и куски полиэтилена. Однако у военных еще теплилась надежда на чудо, и в своем вечернем выступлении начальник Главного штаба адмирал Андерсен не прочел поименного списка погибших. Но уже в утреннем выпуске новостей тот же адмирал сказал: «С глубоким прискорбием я вынужден объявить вам, что атомная подводная лодка, имевшая на борту 129 человек, погибла…»
11 апреля на всех американских военно-морских базах по всему миру были приспущены флаги. И в тот же день семьям подводников были выплачены компенсации.
Для определения причин катастрофы лодку требовалось найти. К поискам подключались все новые и новые корабли, подводные лодки, научно-исследовательские суда. С Тихого океана на десантном корабле доставили батискаф «Триест», способный погружаться на предельные глубины Мирового океана. Общее количество кораблей, собранных в районе поиска, достигло 12–16 единиц. Но и спустя месяц поиски оставались безрезультатными.
Важно было не только выяснить причину катастрофы, но и «сохранить лицо» нации и, конечно, понять, что происходит с реактором. «Триест» совершал многочисленные погружения до ноября 1963 года. Ученые сделали более 250000 снимков. Были обнаружены переборочная дверь, трубы, баллон воздуха высокого давления и сапог из комплекта спецодежды. Но ни тела подводников, ни лодку не нашли.
Комиссия по расследованию причин катастрофы начала свою работу 11 апреля 1963 года, в нее вошли видные подводники и специалисты-кораблестроители. Возглавил комиссию один из старейших подводников США вице-адмирал Бернард Остин. И в страшном сне ему не могло присниться, что пять лет спустя он будет расследовать катастрофу еще одной АПЛ.
Работать комиссии было трудно. В СМИ муссировалось множество слухов и версий, включая традиционную «руку Москвы». Порождены они были, в первую очередь, вспыхнувшей межведомственной склокой «за честь мундира». Со страниц газет и с экранов телевизоров подводники яростно обвиняли кораблестроителей, те в ответ поливали грязью военных.
Однако крайней в итоге оказалась Портсмутская верфь, построившая «Трешер». Эксплуатация ПЛ в течение 12 гарантийных месяцев выявила 875 дефектов, 130 из них относились к конструктивным и 5 были связаны с безопасностью корабля. Поэтому «Трешер» вернули на верфь для доработки.
За это время сменился командир корабля. Лодку было предложено принять 35-летнему капитан-лейтенанту Джону Гарвею. Несмотря на свой относительно молодой возраст, он был опытным подводником. Гарвей быстро понял, что лодка к выходу в море не готова. Но оказалось, что по «высшим» соображениям можно заткнуть рот даже толковому специалисту.
Единственное, что смог сделать командир, — это написать письмо другу своего отца вице-адмиралу У. Смедбергу. Последний занимал должность начальника управления кадров ВМС США. После катастрофы военно-морской министр запретил публиковать письмо, но кое-что в прессу просочилось. Известно, что Гарвей просил вице-адмирала использовать свое влияние и надавить на специалистов, так как качество ремонтных работ на ПЛ вызывает у него тревогу. Вице-адмирал получил письмо в тот день, когда 129 человек вместе с новейшей лодкой ушли на дно Атлантики.
Надо отдать должное американцам — они сделали все, чтобы избежать повторных аварий. Уже в октябре 1963 года командование ВМС США заявило о приостановке строительства всех АПЛ этого типа для проверки качества работ. Была уменьшена предельная глубина погружения, улучшены тактико-технические характеристики и условия обитания экипажа. Спустя 12 дней после катастрофы была создана научно-исследовательская группа, основной задачей которой стала организация поиска и оказание помощи затонувшим ПЛ. На тот момент надежных средств спасения субмарин и их личного состава не существовало. Впрочем, многие специалисты полагают, что их нет и до сих пор…
Следственная комиссия опросила 120 свидетелей. Их показания, многочисленные фотографии, карты и схемы составили 12 томов дела. Вывод комиссии был неутешителен: «…полученные данные не позволяют определенно утверждать, что же в действительности произошло с подводной лодкой…»
Катастрофа, конечно, привлекла внимание и советских специалистов. Из печати вышла книга А.А. Нарусбаева и Т.П. Лисова «Тайна гибели “Трешера”» (Л., 1964). Вот что пишут они:
«Около 9.12 случилось непоправимое: колоссальное забортное давление сорвало арматуру или разорвало трубопровод в одном из кормовых отсеков. Пробоина была не очень большой, иначе бы лодка затонула мгновенно. Гарвей отдал необходимые распоряжения, вызвал “Скайларк” и спокойным голосом произнес: “Столкнулись с небольшой проблемой… Имеем дифферент на корму. Пытаемся продуться”. Судя по интонации, командир еще не представлял масштабов беды.
Между тем обстановка в корме была ужасной. Струя воды буквально косила оказавшихся на ее пути людей. Плотный туман окутал отсек, вызвав короткое замыкание. Это вывело из строя системы, жизненно важные для управления кораблем. Быстро нарастающий на корму дифферент вскоре превысил допустимую величину, что привело к срабатыванию защиты реактора.
Корабль лишился хода.
Получив отрицательную плавучесть и лишившись управления, лодка начала проваливаться за предельную глубину. Вышедшая из строя связь не дала возможности капитану сообщить что-либо на “Скайларк”.
Финал трагедии наступил в 9.17, когда под действием забортного давления разрушился один из отсеков (глухой треск, который слышали спасатели). В считанные секунды вода смела все водонепроницаемые переборки и затопила корабль. Оказавшийся в отсеках воздух сжимался до такой степени, что возникали пожары, которые тут же тушились массой поступающей воды. Смерть экипажа была мгновенной». Лодка падала более двух километров со скоростью 110–160 узлов и при ударе, возможно, углубилась в грунт на 150 метров…
(Материал А. Петрова)
«100 великих загадок XX века», Николай Николаевич Непомнящий, 2004г.
Источник: fan-project.livejournal.com