До середины XX века во всех подводных лодках применялись 2 типа силовых установок. Для движения в надводном положении подводные лодки использовали мощные дизельные двигателя, а для подводного хода – электрическую тягу от аккумуляторных батарей. Таким образом запас автономности субмарин был сильно ограничен. Все изменилось в 1954 году.
Именно в этот год США построили первую в мире атомную подводную лодку Nautilus. Совсем скоро – всего через 3 года, подлодка «на атомной тяге» появилась и у Советского Союза.
До развала СССР в 1991 году из-за всевозможных неисправностей и аварийных ситуаций 4 советские атомные подлодки затонули. Они до сих пор покоятся на морском дне и представляют реальную угрозу всему мировому океану.
Атомная подлодка К-27
В СССР все атомные субмарины классифицировались по проектам. В начале апреля 1962 года на воду была спущена единственная подлодка «проекта 645» К-27, которой NATO сразу же присвоило кодовое обозначение November. Уникальность этой субмарины состояла в том, что в ее 2 ядерных реакторах теплоносителем выступал жидкий металл. Однако уже с начала своей эксплуатации атомная силовая установка показала свое несовершенство.
Российская подлодка всплыла у статуи Свободы в США
Подводная лодка К-27 в последнем боевом походе / Фото: extremetech.com
Аварийные ситуации на борту К-27 возникали так часто, что на флоте субмарине присвоили язвительное прозвище – «Нагасаки». Некоторое время экипажу удавалось справляться с внештатными ситуациями. Пока конструкционные недостатки и просчеты в реакторах РМ-1 не стали причиной настоящей трагедии. Случилась она в 1968 году, 24 мая, во время штатных испытаний силовой установки.
Подлодка находилась в Баренцевом море, когда вследствие тестовых проверок режимов работы реакторов произошел сбой в теплообмене активной зоны ядерной установки. В результате часть тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) под действием высоких температур попросту расплавилась. На лодке произошел сильный выброс радиоактивных элементов, из-за чего весь экипаж субмарины – 105 человек, получил разные дозы облучения.
Подлодка проекта 645 / Фото: themoscowtimes.com
Больше всего радиации приняли на себя те члены экипажа, которые находились в непосредственной близости от аварийного реактора. Двадцать человек получили дозы в пределах 600-1000 рентген, что в тысячи раз больше максимально допустимых. В результате таких радиационных нагрузок 9 членов экипажа погибли прямо на месте. Корпус и внутренности субмарины также были сильно загрязнены радиацией.
Несмотря на это подлодка К-27 еще 11 лет эксплуатировалась и была исключена из состава ВМФ Советского Союза лишь 1 февраля 1979 года. Радиационное загрязнение субмарины после аварии 1968 года было настолько сильным, что ее решили законсервировать и после этого принудительно затопить. «Моторный» отсек, где располагались реакторы, был залит почти 300 тоннами битума и в сентябре 1981 года субмарину затопили на глубине 75 метров в Карском море.
Что знает адвокат семей 55 погибших подводников «Курска»
Затопленная в Карском море подлодка К-27 / Фото: researchgate.net
Еще в 2012 году после исследований состояния подводной лодки и всевозможных анализов, К-27 было решено поднять на поверхность для дальнейшей ее полной утилизации. Эти работы запланированы на следующий, 2022 год.
Подводная лодка К-8
Как и подлодка К-27, субмарина К-8 была такой же неблагополучной с точки зрения надежности атомной силовой установки. На борту лодки, которая была частью проекта 627А «Кит», за 10 лет эксплуатации с момента ее спуска на воду в 1960 году, случился ряд аварийных ситуаций. В результате их члены экипажа получали существенные дозы радиационного облучения. Однако в роковой для себя день 12 апреля 1970 года причиной гибели субмарины стал как раз и не ядерный реактор.
Атомная подводная лодка К-8 / Фото: theleansubmariner.com
Весной 1970 года СССР проводил одни из самых крупных тактических военных учений для своего флота «Океан-70». Участвовала в них и подлодка К-8. Во время планового подъема с глубины 150 метров в отсеке гидроакустиков вспыхнул пожар, причиной которого стало короткое замыкание в электрических цепях оборудования.
Огонь начал быстро распространяться по лодке, дойдя, в том числе и до реакторного отсека. Чтобы предотвратить ядерную катастрофу, персонал силовой установки, рискуя жизнями, потушил огонь. Субмарина благополучно всплыла и началась эвакуация экипажа.
Однако на поверхности Бискайского залива в те дни бушевал шторм, сила которого доходила до 8 баллов. Из-за неспокойного моря, а также повреждений, нанесенных субмарине огнем, она потеряла свою остойчивость. Несмотря на все попытки моряков исполнить приказ военного командования СССР и любой ценой спасти подводную лодку, через 4 дня после пожара К-8 вместе с капитаном В. Бессоновым и 52 членами экипажа (из 104) пошла ко дну.
Советская субмарина проекта 627А «Кит» / Фото: spb.org.ru
В настоящее время субмарина вместе с 2 ядерными реакторами, а также 4 торпедами с атомными боезарядами, находится на дне Атлантики в 500 километрах от берегов Испании на глубине 4 тысячи 680 метров. Пока у человечества нет никаких технических возможностей, чтобы безопасно поднять со дна Бискайского залива опасные ядерные останки подводной лодки К-8.
Атомная подлодка К-219
В начале февраля 1972 года в состав ВМФ СССР вошел атомный ракетный крейсер проекта 667А «Навага» – субмарина К-219.И уже чуть больше, чем через 1 год, на подлодке произошла первая авария, в результате которой погиб 1 член экипажа: в результате разгерметизации пусковой ракетной шахты №15 вода, смешавшись с компонентами топлива ракет – димера диоксида азота, образовала азотную кислоту. В результате в шахте произошел взрыв и она была затоплена.
Советский атомный ракетный крейсер проекта 667А «Навага» / Фото: rebellionresearch.com
После инцидента аварийную шахту заглушили, а субмарину продолжили эксплуатировать в штатном режиме. В 1975 году К-219 была модернизирована уже по проекту 667АУ «Налим», а в 1980 году подверглась полному капитальному ремонту. До начала осени 1986 года субмарина, вооруженная 15 баллистическими ракетами с ядерными боеголовками и 20 торпедами (2 из которых также имели ядерный заряд) регулярно несла боевые дежурства.
Советская субмарина на боевом дежурстве / Фото: inf.news
Во время тактического маневра проверки наличия слежения, при котором субмарина делает резкие изменения курса вплоть до поворота на 180 градусов (американцы называют такой маневр русских Crazy Ivan – «Сумасшедший Иван»), на борту К-219 произошла разгерметизация ракетно-пусковой шахты №6. Из-за резкого подтопления подлодка «провалилась» на глубину в 300 метров. Вода продолжала пребывать и было предложено экстренно всплыть для того, чтобы заполнить шахту водой и вытолкнуть поврежденную ракету за борт.
Однако взрыв произошел раньше. Вследствие его был поврежден не только корпус, но и оболочки боеголовок ракет с плутонием. Через несколько часов после взрыва правый реактор начал сильно перегреваться, что могло привести к его детонации. Ценой своей жизни 20-летний Сергей Преминин – матрос, трюмный машинист дивизиона движения электромеханической боевой части субмарины, вручную опустил компенсирующие решетки в реакторном отделении. Предотвратив тем самым ядерную катастрофу в Гольфстриме.
Терпящая бедствие субмарина К-219. На фото видно поврежденную взрывом пусковую шахту / Фото: livescience.com
Подоспевшие на помощь терпящей бедствие подлодке советские гражданские корабли, смогли эвакуировать большую часть подводников. На субмарине остались только капитан и члены так называемой «аварийной партии» экипажа. Что касается погибших, то непосредственно на борту их было 4. Еще столько же членов экипажа умерли немного позже. Подлодку было решено отбуксировать в мурманский порт.
На этапе буксирования трос не выдержал и оборвался. Вода постоянно пребывала внутрь отсеков субмарины. Днем, 6 октября 1986 года, К-219 на ровном киле пошла на дно Антарктики. Сегодня останки ракетного подводного крейсера стратегического назначения покоятся на глубине 5 с половиной километров.
Подлодка К-278 «Комсомолец»
В День победы, 9 мая 1983 года, в СССР на воду была спущена единственная субмарина проекта 685 «Плавник» – К-278 «Комсомолец». В классификации NATO эта советская атомная подлодка значилась под кодовым «именем» Mike. При постройке «Комсомольца» советские инженеры использовали уникальные титановые сплавы, из-за чего корпус субмарины получился особенно устойчивым к высокому давлению океанских глубин.
Подлодка К-278 «Комсомолец» уходит на свое последнее боевое дежурство / Фото: en.topcor.ru
Именно К-278 принадлежит рекорд погружения для боевых подводных лодок, который не побит и до сих пор. В августе 1985 года «Комсомолец» смог уйти на глубину в 1 километр и 27 метров и благополучно всплыть на поверхность. Однако уже меньше чем через 4 года субмарина-рекордсмен выйдет в свой последний боевой поход – 7 апреля 1989 года К-278 затонет в Норвежском море.
На борту «Комсомольца», который в то время нес боевое дежурство и двигался со скоростью 8 узлов на глубине в 380 метров, начался пожар. До настоящего времени причины его возникновения так и не установлены. Все попытки экипажа ликвидировать огонь не увенчались успехом, однако лодке удалось благополучно всплыть на поверхность. Все это время пожар усиливался, превращаясь из локального в объемный.
Пожар на атомной подлодке К-278 «Комсомолец» / Фото: freetime.co.uk
Корпус атомной субмарины начал давать крен на левый борт и корму, после чего командир «Комсомольца», капитан 1 ранга Е. Ванин, отдал приказ об эвакуации экипажа. Буквально через несколько минут после этого подводная лодка, полностью утратив остойчивость, начала стремительно погружаться в холодные воды Норвежского моря. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. В том числе и капитан субмарины.
В настоящее время «Комсомолец» покоится на глубине примерно 1,7 километра. Место нахождения затонувшей подлодки известно ученым и исследователям. Как норвежские, так и российские специалисты ведут постоянный мониторинг загрязнения радиоактивными изотопами на всей прилегающей акватории Норвежского моря.
Забор проб воды из вентиляционной шахты затонувшей подводной лодки «Комсомолец», 7 июля 2019 года / Фото: dsa.no
Последние исследования 2019 года показали, что хотя видимой угрозы Норвегии или континентальной части РФ пока нет – радиационный фон на дне возле «Комсомольца» уже превышает допустимый в 100 тысяч раз.
Американские «субмарины-Чернобыли»
Кроме четырех советских атомных подлодок на дне мирового океана находятся и две американские военные субмарины. Весной 1963 года в водах северной Атлантики в период испытательных маневров затонула подлодка USS Thresher. В результате катастрофы погибло 129 человек. Среди них находились не только члены экипажа (112 моряков-подводников), но и 17 инженеров (гражданских лиц).
Вид на рубку подводной лодки USS Thresher, 24 июля 1961 год / Фото: history.navy.mil
Останки подлодки покоятся на дне глубиной более 2,5 километров, хотя реактор субмарины при погружениях к ней исследовательских аппаратов так и не был обнаружен.
Еще одна американская атомная подлодка USS Scorpion затонула вместе с экипажем из 99 человек 22 мая 1968 года в том же Атлантическом океане во время возвращения в Норфолк из Средиземного моря. Причиной затопления является внезапное разрушение корпуса лодки под действием сильного гидростатического давления.
Американская субмарина USS Scorpion, 1963 год / Фото: hisutton.com
Скорее всего, на борту субмарины взорвалась одна из торпед. Точное место нахождения останков «Скорпиона» (кроме глубины, которая составляет более 3 тысяч метров) американские власти до сих пор держат в секрете. Как и состояние реактора и атомного боевого арсенала подлодки.
Кормовая часть «Скорпиона», август 1986 года / Фото: history.navy.mil
Опасность, которую несут собой затонувшие атомные субмарины, вполне реальна. Ведь каждая из них может стать полноценным новым Чернобылем в мировом океане. А это настоящая угроза для будущего всей биологической жизни на планете Земля.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
История: Трагедия атомной подводной лодки К-429 в бухте Саранной
Летом 1983 года АПЛ К-429, основное вооружение которой – крылатые ракеты, во время дифферентовки в районе бухты Саранной, легла на грунт на глубине порядка 38 метров – в результате аварии погибло 14 моряков-подводников.
Весной 1983 года, после длительного похода, К-429 прошла межпоходовый ремонт, а ее экипаж отправлен на отдых. Но уже 20 июня командиром дивизии подлодок Алкаевым Н.Н. был вызван командир 379-го экипажа Суворов Н.М., которому он озвучил незапланированную задачу – выйти на К-429 в море с целью закрытия дивизионного плана БП.
Так как часть экипажа отпустили в отпуск, на АПЛ было менее половины команды, а для личного состава не планировалось выполнения в этот период боевых упражнений, Суворов Н.М. попытался отказаться, ссылаясь на неготовность как самой АПЛ, так и экипажа.
Но, под давлением комдива и угрозами «исключения из рядов КПСС» и «пойдешь под трибунал», Суворов был вынужден выполнить приказ Алкаева о выходе атомохода в море. Хотя все инструкции и наставления запрещает держать в постоянной боеготовности экипажи, если в них заменено более 30 % моряков.
Немного позднее 379-ый экипаж после проверки допустили к проведению торпедных стрельб непосредственно штабом дивизии, а уже на следующий день К-429 была принята от 228-го 379-м экипажем при отсутствии их командиров. Причем Суворов не подписал запись в Журнале готовности оперативного дежурного о готовности корабля и команды.
В итоге для проведения учебных стрельб на АПЛ К-429 для выполнения поставленной задачи вышли 106 моряков, включая 48 человек из 379-го экипажа, 58 подводников из 228-го и двух экипажей других атомных лодок. Кроме того, для обучения на лодку были дополнительно взяты еще 14 молодых моряков.
Вечером 24 июня АПЛ К-429 1983 года покинула бухту Крашенинникова. Помимо трех практических ракет, на лодку также были загружены боевые ракеты и торпеды.
В 22 ч 46 мин атомоход зашел в бухту Саранная для проведения дифферентовки, и в 23 ч 18 мин командир приказал принять главный балласт.
Но, при начале заполнения ЦГБ, глубиномеры показали, что лодка остается на поверхности. После чего командир БЧ-5, в целях ускорения погружения, начал заполнять уравнительные цистерны.
В результате, К-429 получила отрицательную плавучесть и начала быстро погружаться, что не было замечено ни командиром, ни другими офицерами в ЦП, так как при межпоходовом ремонте глубиномеры в ЦП были заглушены, а сами заглушки после ремонта просто «забыли» убрать.
В 23 ч 30 мин поступили сразу два доклада о поступлении забортной воды в I и IV отсеки лодки через систему вентиляции, после чего связь с IV отсеком прекратилась.
Примерно в это же время вода начала поступать и во II и III отсеки, также через систему корабельной вентиляции. Но, после закрытия клинкетов (заслонок) вентиляционной системы, поступление воды в первый, второй и третий отсеки прекратилось.
Далее командир БЧ-5 начал продувать все группы ЦГБ подавая ВВД, но из-за открытых клапанов вентиляции ЦГБ, весь поданный воздух высокого давления просто вышел за борт, а общий запас ВВД снизился до 20 %.
В итоге АПЛ К-429 опустилась на грунт с дифферентом 0,5° на нос и получив крен 15° на левый борт. Приборы во II отсеке показали глубину 37 метров.
- I отсек – затоплен на 75%;
- II отсек – затоплен на 75%;
- III отсек (центральный) – вода не поступала;
- IV отсек – был затоплен в течение 3 минут полностью, в нем было 17 моряков, из которых три человека успели покинуть отсек, а оставшиеся 14 подводников остались согласно ст. 23 Наставления по борьбе за живучесть подводных лодок, хотя также имели возможность выйти из отсека;
- V отсек – в течение непродолжительного времени также был затоплен через клапан выравнивания давления с четвертым отсеком;
- в VI и VII отсеки остались сухими, поступления забортной воды замечено не было.
Далее стало известно, что в I, II, III, VI и VII отсеках атомохода находилось 106 моряков-подводников, из них 31 – в первом и 48 – во втором отсеках лодки.
В отсеках АПЛ, где находился экипаж, имелись 60 комплектов аппаратов ИДА-59М, а также около 40 гидрокомбинезонов, которые были рассчитаны на штатный экипаж в 87 человек, а в море, напомним, на К-429 вышло 120 моряков. Помимо этого, часть «идашек» осталась в затопленном четвертом отсеке.
Аппарат ИДА-59М
Также выяснилось, что почти все аварийно и спасательные средства лодки неисправны – так, выяснилось, крышка ВСУ оказалась приварена, лебедка ВСУ оказалась разобранной, были повреждены устройства отдачи обоих АСБ (аварийно-спасательных буев), а у прочной рубки III отсека оказался неисправен кингстон затопления.
Таким образом, ни об аварии, ни о месте затопления АПЛ К-429 службы флота не знали, а выйти из лодки на поверхность экипаж мог только через АСЛ (аварийно-спасательный люк) в корме и торпедные аппараты носового отсека.
На фоне этого командир АПЛ решил отправить на поверхность пару моряков-добровольцев, которые должны сообщить командованию о случившейся аварии, состоянии корабля и экипажа, а также точные координаты лодки.
Около 4 часов мичманы Н.Мерзликин и М.Лесник поочередно начали выход из аварийной лодки через трубу ТА. Моряки достаточно долго плыли в сторону берега и, по счастливой случайности, были обнаружены с малого противолодочного корабля МПК-178. Поднятых на борт подводников моряки корабля приняли за иностранных диверсантов и отказывались верить, что они вспыли с затонувшей подводной лодки. Затем, однако, разобрались и командир МПК-178 связался через свое командование с Камчатской флотилией на предмет затонувших в заливе подлодок. Только тогда в штабе стало известно, что во время дифферентовки К-429 лежит на грунте.
Спустя 12 часов к месту аварии подошли три спасательных судна и сторожевой корабль «Сторожевой». Также прибыла лодка аналогичного проекта, в которой планировать проводить декомпрессию личного состава, выходящего из аварийной АПЛ. На третий день к району аварии К-429 стянулись основные спасательные суда флотилии, а на одном из них находился Главком ВМФ С.Г.Горшков.
На аварийной лодке ситуация продолжала осложняться – ночью 25 числа в третьем отсеке взорвалась АКБ. К счастью, пожара не произошло, но отсек оказался сильно загазован и находящиеся здесь моряки по приказу перешли во второй отсек.
В связи с этим командир решил перевести часть моряков из второго в первый отсек, а во втором отсеке применили установки химрегенерации воздуха и дышать находящемуся здесь личному составу стало легче.
На второй день заточения раздался более мощный взрыв аккумуляторной батареи уже в первом отсеке атомохода, что еще более осложнило ситуацию на аварийной лодке.
Вследствие взрывов АКБ были разгерметизированы аккумуляторные ямы, а скопившаяся в отсеках вода смешалась с электролитом, что вызвало выделение хлора в довольно серьезной концентрации. Таким образом, давление поднялось до уровня до 0,8 кг/см2, а из-за сильной загазованности, в отсеках можно было находиться только с ИДА-59.
Кроме того, положение экипажа лодки осложнило падение температуры воздуха в отсеках – спустя двое суток после затопления АПЛ она не превышала 12°С.
На фоне этого, капитан 1-го ранга А.А.Гусев, являющийся старшим по должности на борту атомохода, принял командование на себя, о чем была сделана соответствующая запись в вахтенном журнале.
По расчетам майора медслужбы Краснова А.И., который был штатным врачом, если дополнительно не подавать кислород на борт АПЛ, то моряки в носовых отсеках продержатся около 56 часов, а в кормовых максимум протянут 92 часа.
В это время спасательными судами флотилии была налажена с АПЛ – с лодки она осуществлялась ударами по корпусу, а на лодку информация передавалась с помощью звукоподводной связи.
Спасательный колокол СК-59, из-за малой глубины и крена, не смог пристыковаться к АСЛ лодки, после чего моряков решили выводить через трубы торпедных аппаратов. То есть, спасателям нужно было только обеспечивать вентиляцию отсеков лодки, а также встречать выходящих моряков.
Памятник спасательному колоколу СК-59
Перед началом выхода первых подводников выяснилось, что из 100 аппаратов ИДА-59, только в 10 из них в баллончиках был кислород, а некоторые маски были повреждены. После запроса водолазы со спасательных судов через торпедный аппарат передали баллончики с кислородом и ближе к вечеру начался выход моряков по четыре человека за раз – больше просто не помещалось в аппарате.
После начала выхода случилась трагедия – один из моряков замешкался и попятился назад, ударив при этом по аппарату ИДА-59 следующего за ним матроса Сенюкова. Это привело к тому, что матрос получил серьезнейшую баротравму и скончался. В дальнейшем выход через ТА на поверхность осуществляли по три человека.
Вывод подводников из кормы позволял осуществить аварийно-спасательный люк седьмого отсека, но представление о нем, как выяснилось, имел только мичман В.П.Баев – бывший водолаз-инструктор.
Мичман объявил находящимся в кормовых отсеках морякам о том, что знает как покинуть лодку через АСЛ и собирался первым выйти для выпуска буй-вьюшки. Но ему, как опытному подводнику, было предложено остаться на борту до выхода всех моряков из отсека.
Первыми через АСЛ седьмого отсека начали выход матросы Черошников и Закиров, с которым на спасательные суда был передан доклад об обстановке и просьба передать аппараты ИДА-59, а также водолазное снаряжение и продукты.
Здесь также произошла трагедия – у выходившего Закирова не получилось выпустить буй-вьюшку и он настоял на повторной попытке. Это у него получилось, но из-за неисправности карабина матрос не смог отцепиться от буйрепа и погиб.
На следующий день выход моряков из VII отсека продолжился и за 4 часа на борт спасательного судна были подняты 16 подводников. Перед выходом мичман Баев подробно инструктировал моряков о действиях при покидании аварийной лодки.
Затем через АСЛ VII отсека вышли Вашуркин, Киреев, Бондарчук, Насонов и Саблин, после чего Баев остался в отсеке один. Мичман подготовил ИДА-59, который сам собрал из нескольких неисправных аппаратов, и 26 июня около 19 часов сообщил о выходе. Причем на поверхности Баев оказался только в 1 час 30 минут 27 числа – долгий выход он объяснил с проблемами в шахте АСЛ, во время решения которых несколько раз терял сознание.
Здесь нужно отметить, что мичман Баев В.П. после аварии был повышен в звании до старего мичмана, переведен на должность главного боцмана и награжден орденом Красной Звезды.
Последними с аварийной лодки эвакуировались начальник штаба капитан 1-го ранга А.А.Гусев, командир 379 экипажа капитан 1-го ранга Н.М.Суворов, старший механик 379 экипажа капитан 2-го ранга Б.Е.Лиховозов и замполит 379 экипажа капитан 2-го ранга И. Пузик.
Поднятие затонувшей АПЛ К-429
После поднятия лодки силами АСС флота и проведения расследования, комиссией была выявлена неисправность блока управления захлопками вентиляционных клапанов, приведшая к затоплению четвертого отсека и дальнейшим событиям.
При всплытии капитан 1 ранга Суворов понял на поверхность дифферентовочный журнал К-429, а позднее, уже на берегу, по просьбе командира дивизии Алкаева подписал несколько документов, включая «Журнал готовности». То есть, Суворов по сути, сам подписывал себе приговор, прикрывая начальство.
Через три месяца командира К-429 отдали под суд, а во время следствия важные документы «терялись» (пример – журнал дифферентовки – прим. ред. GlavPaluba.ru) или просто переписывались. При этом обвиняли Суворова те самые начальники, которые просили его подписать нужные документы задним числом.
Суд, на который Суворов требовал пригласить своих начальников, отправивших его в море, несмотря на неготовность лодки и экипажа, проходил в течение недели и закончился вполне предсказуемо для тех времен.
Командирe К-429 Суворовe суд назначил 10 лет колонии-поселения, а командир БЧ-5 назначили 8 лет. Через три года Суворов был амнистирован, вышел на свободу и до 1998 года пытался «найти правду».
Что любопытно, 13 октября 1985 года, АПЛ К-429 повторно затонула прямо у причала во время ремонта, на который уже было израсходовано порядка 300 млн руб. Дальнейший ремонт атомохода был признан нецелесообразным и корабль был переоборудован в учебное судно.
Источник: glavpaluba.ru
Самое интересное в истории Российского флота
Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.
На главную страницу блога » Судьбы кораблей » Гибель АПРК «Курск» — огромное потрясение для всей страны
Гибель АПРК «Курск» — огромное потрясение для всей страны
Подводникам АПРК «Курск»
12 августа 2000 года — гибель атомной подводной лодки АПРК «Курск». Это был российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен в Северодвинске на заводе «Севмаш» в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы находился в составе Северного флота России.
В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны атомной подводной лодке К-141 присвоено почетное наименование «Курск». Через семь лет этот подводный крейсер затонул в Баренцевом море, в 175 км от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа погибли.
Катастрофа «Курска» была одной из самых громких в истории России, произошедших в мирное время. Вся страна испытала тогда огромное потрясение, которое до сих пор отзывается болью в душе каждого россиянина. Все с большим напряжением и состраданием следили за тем, как пытались спасти экипаж лодки, а затем поднять ее со дна моря. Сейчас, спустя столько лет после трагедии, причина гибели АПРК «Курск», по-прежнему вызывает живой интерес у многих россиян.
Наш ответ американцам
Со второй половины 60-х годов советский военно-морской флот вышел на просторы Мирового океана и наращивал силы, чтобы иметь возможность противостоять любому противнику. Особенно актуальной эта задача стала после появления в 70-х годах в составе ВМС США новейших атомных авианосцев типа «Нимитц». Они обладали колоссальной ударной мощью, а радиус их эффективной зоны ПВО достигал 5 тысяч километров. Эти авианосцы до сих пор активно используются для решения боевых задач во время локальных конфликтов в различных районах мира.
Советский Союз по ряду причин не мог строить такие корабли. Нашим ответом американцам стали крейсерские атомные подводные лодки с крылатыми ракетами на борту. Сначала под руководством академика В. Челомея был создан новый ракетный комплекс с подводным стартом. Он был принят на вооружение в 1981 году и получил название «Гранит».
Дальность полета новой ракеты превышала 500 километров, управление полетом осуществлялось бортовой аппаратурой, обеспечивавшей прорыв системы ПРО противника. Одного залпа «Гранитами» достаточно, чтобы уничтожить всю авианосную ударную группу.
Проект нового подводного крейсера
Тактико-техническое задание на проектирование тяжелого подводного ракетного крейсера под этот ракетный комплекс было выдано в декабре 1969 года. Новый проект, одним из воплощений которого стала АПРК «Курск», получил наименование «949». После введения в строй двух первых кораблей, он был существенно доработан, и началось серийное производство подводных крейсеров проекта «949 А». Это очень малошумная лодка, с большой скоростью подводного хода — до 33 узлов, и глубиной погружения до 600 метров. У нее прекрасная обитаемость, а автономность вдвое больше, чем у лодок предыдущего поколения.
Атомный подводный ракетный крейсер АПРК «Курск» в походе
На вооружении подводного крейсера стояло 28 противокорабельных ракет «Гранит» и 24 противолодочные управляемые ракеты или торпеды. Эти корабли стали подлинным шедевром отечественного кораблестроения. Их уникальность состоит в том, что они имеют целый ряд преимуществ перед подводными лодками вероятного противника и способны в одиночку противостоять мощнейшим эскадрам. Американцы не без основания назвали эти подводные лодки «убийцами авианосцев» и определили их как приоритетные цели для своих сил противолодочной обороны.
Новые подводные лодки должны были стать основой двух наших океанских флотов — Северного и Тихоокеанского, но их серийное строительство продолжалось недолго. Началась перестройка, за ней последовал развал Советского Союза, смена идеологических основ и жизненных ценностей. Начался процесс развала флота, и списания сотен и сотен еще вполне боеспособных кораблей. Экономические трудности захлестнули и кораблестроительную отрасль, и проектные организации.
Сложности постройки АПРК «Курск»
В это время на стапелях Северодвинского судостроительного завода уже стоял корпус очередного подводного крейсера, которому суждено было стать АПРК «Курск». В таких исключительно трудных для флота и для кораблестроения условиях были найдены силы и средства для достройки АПРК «Курск». Корабль был спущен на воду в 1994 году и в следующем году вошел в состав Северного флота, став «лебединой песней» советского кораблестроения. 20 января 1995 года на АПРК «Курск» был поднят Андреевский флаг.
Первые годы службы прошли в обычной учебе с редкими и весьма непродолжительными выходами в море. Экипаж смог полностью освоить лодку, приобрести прочные теоретические и практические навыки в использовании оружия и всего оборудования корабля. Наиболее примечательным событием первых лет стал поход в район гибели подводной лодки «Комсомолец» и глубоководное погружение в этом районе. Затем плановый ремонт и модернизация в 1998 году. И снова напряженная учеба, результатом которой стала, выполненная на «отлично», ракетная стрельба на приз главкома.
Успехи боевой подготовки
По итогам соревнования за 1999 год экипаж АПРК «Курск» был признан лучшим в 7-й дивизии и одним из лучших на Северном флоте. Пять его боевых частей стали «отличными». 23 % членов экипажа получили квалификацию — мастер военного дела, остальные 77 % — специалиста 1-го и 2-го классов. Командир подводной лодки капитан 1-го ранга Г.П. Лячин был представлен к званию Героя России.
Большинство тех, кто знал экипаж и лодку, говорят о произошедшей трагедии как об «исключительном» стечении обстоятельств.
Командир АПРК «Курск» Г.П. Лячин
Вот мнение Виктора Рысакова, одного из первых командиров «Курска»: «Я лично отбирал этих людей на корабль. Все они прошли подготовку в учебном центре в Обнинске и на заводе-производителе. Опытнейшие, стойкие подводники. Таких на «Курске» много. В 1994 году на испытаниях лодка показала себя превосходно, выполнив все мыслимые и немыслимые маневры».
По мнению моряков, это был один из новейших и наиболее надежных подводных крейсеров. Подлодки такого проекта эксплуатируются уже много лет и не имеют серьезных нареканий.
Поход в Средиземное море
Высшей точкой короткой биографии АПРК «Курск» стал автономный поход в Атлантический океан и Средиземное море в августе-октябре 1999 года. К тому времени наши корабли уже несколько лет не появлялись в этом стратегически очень важном районе. Поход осуществлялся по замыслу и под управлением командующего Северным флотом адмирала В.А. Попова.
АПРК «Курск» скрытно прошел все противолодочные кордоны в Атлантике и в проливе Гибралтар. Его появление в Средиземном море было полной неожиданностью для всех и, в первую очередь, для действовавшего там 6-го флота США.
Во время этого похода осуществлялось слежение за действиями авианосной ударной группировки США во главе с авианосцем «Теодор Рузвельт». Одновременно отрабатывались приемы применения оружия с проведением условных атак по реальным целям. Все это делалось скрытно, так, чтобы американцы знали о присутствии русской подводной лодки, но не могли установить с ней надежный контакт.
К ее поискам были привлечены противолодочные силы всех натовских государств средиземноморского бассейна. Здесь наши моряки смогли в реальной обстановке отработать способы отрыва от противолодочных сил США и НАТО. Затем корабль также скрытно покинул Средиземное море. Адмирал В.А. Попова отметил в связи с этим: «Командиру АПРК «Курск» удалось полностью реализовать наш замысел.
Он провел корабль незаметно через Гибралтар в Средиземное море, это был не прорыв, а песня!». За этот поход 72 члена экипажа лодки были представлены к правительственным наградам.
Последний выход в море
Впереди были новые интересные и ответственные задания. Капитан 1-го ранга Г.П. Лячин готовил экипаж к планировавшемуся на октябрь 2000 года дальнему походу в составе мощной авианосно-маневренной группы Северного флота. Россия после лихолетья 90-х годов вновь готовилась вернуться в Средиземное море. Но эти планы были перечеркнуты рядовым выходом на плановое ученье флота 10 августа 2000 года.
Место гибели АПРК «Курск»
Во время похода на борту лодки было 24 крылатые ракеты «Гранит» и 24 торпеды. По плану учений 12 августа в период с 11:40 до 13:40 она должна была провести учебную торпедную атаку. Последние записи в бортовом журнале лодки были оставлены в 11:15. В этот же день в районе 11:30 норвежские сейсмологические станции зафиксировали 2 взрыва, сила которых была эквивалентна 100 кг тротила и 1-2 тоннам тротила. Второй взрыв фактически был серией одновременных взрывов, что говорит о детонации боеголовок нескольких торпед.
После взрыва в живых осталось 27 человек, которые заглушив реактор, перешли в 9-й отсек. Через 7-8 часов при перезарядке системы регенерации воздуха произошел взрыв, в результате которого выгорел почти весь кислород. Все находившиеся в отсеке сразу погибли от отравления угарным газом. Наши госпитальные суда (об их истории читайте здесь ) и спасательные службы (об истории их развития читайте в статье «ЭПРОН – как авантюрная идея превратилась в крупнейшую организацию» ) по ряду причин не смогли оказать помощь гибнущей лодке.
Навечно в памяти народной
Расследованием было установлено, что в 11 часов 28 минут в торпедном аппарате № 4 произошел взрыв торпеды 65-76А «Кит». В результате этого в 1 отсеке возник пожар, который через 2 минуты привел к детонации запасных торпед. В результате второго взрыва переборка между 1 и 2 отсеком лодки была срезана и перемещалась как поршень, разрушая все на своем пути, вплоть до переборки между 2 и 3 отсеками. Причиной взрыва торпеды признали утечку компонентов топлива.
Полной ясности в этом вопросе до сих пор нет. В газетах и на радио обсуждалось множество возможных причин катастрофы, как правило с критикой в адрес властей и командования флотом. В целом, ситуация во многом напоминала события 1955 года, когда на рейде Севастополя погиб наш линкор. Подробности читайте в статье «Линкор «Новороссийск» — трагедия флота и страны» . Правда, тогда все в гораздо большей степени старались скрыть, спрятать, засекретить. Но совершенно ясно, что подобные катастрофы, будь то с линкорами «Императрица Мария» и «Новороссийск» или с подводными лодками «Комсомолец» и «Курск», до сих пор тяжелой болью отзываются в сердцах наших людей.
В Российских Вооруженных силах есть старая традиция — заносить имена погибших героев в списки частей, где они служили. Так было сделано и на этот раз. Погибший личный состав атомного подводного крейсера АПРК «Курск» был навечно зачислен в списки дивизии подводных лодок Северного флота. Это не просто память — это напоминание ныне живущим о том, что павшие стоят с нами в одном строю. Смотрите статью о Дне памяти моряков подводников .
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Чернов Е.Д. Тайны подводных катастроф. 2002 г.
- Шигин В.В. АПРК «Курск» послесловие к трагедии. 2002 г.
- Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. 2000 г.
Какие чувства и мысли гибель «Курска» вызывает у Вас, уважаемый читатель?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!
Источник: korvet2.ru