Подводная лодка которая затонула недавно

https://inosmi.ru/20220731/tsru-255269439.html

Как ЦРУ подняло со дна океана советскую подлодку

Как ЦРУ подняло со дна океана советскую подлодку

Как ЦРУ подняло со дна океана советскую подлодку

В 1968 году советская подводная лодка с баллистическими ракетами К-129 пропала без вести в Тихом океане. Через два месяца СССР прекратил поиски К-129, но США. | 31.07.2022, ИноСМИ

2022-07-31T00:03

2022-07-31T00:03

2022-07-31T00:03

smithsonian

холодная война

Лайла Тулин (Lila Thulin) В одном из уголков Международного музея шпионажа (International Spy Museum) в Вашингтоне, который недавно вновь открылся, выставлена панель управления подводной лодкой, парик с залихватской челкой, подробные диазотипные копии чертежей и глыба марганца. Все они представляют собой свидетельства настолько дерзкой спецоперации времен холодной войны, что смотритель музея Винс Хьютон (Vince Houghton) сравнивает ее с ограблением из фильма «Одиннадцать друзей Оушена».

Подлодка с туристами ЗАТОНУЛА у места крушения Титаника

Для этой операции с кодовым названием «проект Азориан» (Project Azorian) ЦРУ заказало строительство судна длиной 600 футов (180 метров), чтобы поднять со дна океана затонувшую советскую подлодку, — сохраняя полную секретность. «Не могу себе представить, чтобы еще в какой-нибудь стране подумали: „О, мы нашли советскую подлодку на глубине [более трех миль]. Давайте ее выкрадем»» — говорит Хьютон.

Эта операция, на выполнение которой ушло шесть лет, началась в 1968 году, когда советская подводная лодка с баллистическими ракетами К-129 пропала без вести где-то в Тихом океане. В те времена, после кубинского ракетного кризиса, американские и советские подводные лодки ходили в открытом море с ядерным оружием на борту, готовые к возможной войне.

В некоторых сообщениях указывается, что затопление было вызвано механической ошибкой, такой как непреднамеренный запуск ракетного двигателя, в то время как советская сторона некоторое время подозревала американцев в нечестной игре. Через два месяца Советский Союз прекратил поиски К-129 и ядерного оружия, которое было на его борту, но Соединенные Штаты, которые незадолго до этого применили авиационную технику для обнаружения двух своих затонувших подводных лодок, нашли К-129 более чем в 2400 километрах (1500 милях) к северо-западу от Гавайских островов на глубине 5 километров (16 500 футов).

Согласно рассекреченным архивам ЦРУ по этому проекту, «ни одна страна в мире не смогла поднять объект такого размера и веса с такой глубины». На самом деле в кругах разведслужб были сомнения, стоит ли игра свеч, даже несмотря на то, что подводная лодка была крайне важным источником информации.

По словам Хьютона, К-129 представляла ценность не только из-за шифровальных книг и ядерных боеголовок, находившихся на борту, но и потому, что помогла бы разобраться в тонкостях производства подводных лодок конкурирующей державы. Если бы США знали, как работают гидролокаторы К-129 или механизмы, позволявшие лодкам двигаться бесшумно, они могли бы научиться лучше засекать их.

А к 1967 году Советский Союз накопил достаточно серьезный запас ядерного оружия, чтобы у двух стран был «фактический ядерный паритет», объясняет Хьютон. В результате американцы жаждали получить конкурентное преимущество — и это преимущество могла им дать К-129. ЦРУ предложило несколько способов достать подводную лодку, которые выглядели совершенно невероятно.

Одно из предложений заключалось в том, чтобы обеспечить такую подачу газа на дне океана, чтобы подводная лодка всплыла на поверхность. Вместо этого они остановились на идее, напоминающей классическую аркаду — гигантская клешня должна была захватить K-129 и затянуть его в гигантский трюм корабля через шахту для подъема оборудования.

Первоначально вероятность успеха составляла 10%. (Разумеется, этот показатель рос по мере приближения «проекта Азориан» к завершению.) С юридической точки зрения США были обеспокоены тем, что их могут обвинить в пиратстве, если Советский союз заподозрит, что они намерены провести незаконную операцию по спасению подводного судна. Стремясь обойти дипломатическую напряженность и сохранить все полученные в ходе операции знания в секрете, ЦРУ придумало замысловатый план прикрытия с помощью загадочного миллиардера Говарда Хьюза (Howard Hughes).

Этот авиационный магнат спонсировал постройку корабля длиной 618 футов (188 метров), получившего название «Хьюз Гломар эксплорер» (Hughes Glomar Explorer), который представляли как исследовательское судно для глубоководных работ. В 1972 году состоялась церемония крещения судна шампанским, а в газетах вышел сфабрикованный пресс-релиз корабля.

Когда в 1973 году судно впервые совершило пробный поход из Пенсильвании в воды возле Бермудских островов, газета «Лос-Анджелес таймс» отреагировала на это событие, назвав судно «окутанным тайной» и заметив: «Журналистам не разрешили присутствовать при спуске на воду, и не сообщили никаких подробностей о маршруте корабля и его задачах». Очевидно, публика и пресса объяснили эту загадку тем, что Хьюз был отшельником, таким любителем одиночества, что, по слухам, не появлялся даже на заседаниях совета директоров своей собственной компании.

Затем «Гломар эксплорер» отправился в Тихий океан в обход Южной Америки — он был слишком широким, чтобы пройти через Панамский канал. После небольших приключений (поддержанный США переворот 1973 года в Чили состоялся в тот же день, когда семеро членов экипажа пытались попасть на борт корабля в чилийском порту Вальпараисо) «Гломар эксплорер» прибыл в Лонг-Бич, Калифорния, где на борт было погружено более 20 контейнеров с оборудованием (в том числе фотолаборатория, аппаратура для копирования документов и транспортировки ядерных отходов) для изучения содержимого К-129.

В это же время команда построила клешню (официально она называлась «механизмом захвата», но ее прозвали «Клементиной») на громадной плавучей барже «Эйч-эм-би 1» (HMB-1) в Редвуд-Сити. Весной 1974 года «Эйч-эм-би 1» погрузилась под воду и состыковалась с «Гломар эксплорер» в стороне от острова Каталина в Южной Калифорнии.

Крыша баржи открылась, а «Гломар эксплорер» открыл люк в своей полой шахте для спуска и подъема оборудования, чтобы забрать стальную клешню на борт. После этого баржа отстыковалась и, никем не замеченная, вернулась в Редвуд-Сити. Тем летом с разрешения президента Ричарда Никсона «Гломар эксплорер» отправился к месту, где затонула К-129.

Читайте также:  Кто гребет того и лодка

К тому моменту в холодной войне наступила «разрядка», но тем не менее два советских судна (на их борту наверняка было полно разведчиков) независимо друг от друга пристально следили за так называемым исследовательским судном, которое пыталось достать со дна подлодку. (В какой-то момент команда «Гломара» заставила посадочную палубу ящиками, чтобы на нее не попытался сесть вертолет.) Но все же никто так и не догадался, в чем заключалась их миссия, и пока состоящая из 274 отрезков стальная труба, которая тянулась от механизма захвата к кораблю, медленно поднималась наверх с подводной лодкой в клешне «Клементины», второй советский корабль уплывал прочь. Примерно через неделю неспешного подъема в рамках «проекта Азориан», наконец, удалось достать со дна K-129 — но лишь частично.

Согласно книге «Проект „Азориан»: как ЦРУ поднимали со дна K-129″ (Project AZORIAN: The CIA and the Raising of the K-129), написанной военно-морским историком Норманом Полмаром (Norman Polmar) в соавторстве с режиссером-документалистом Майклом Уайтом (Michael White), примерно на полпути до корабля сломались несколько лапок захватного устройства, сжимавших лодку, и большая часть К-129 упала на дно океана. В то время как в более поздних сообщениях СМИ и учебниках истории обычно сообщалось, что самые ценные компоненты подводной лодки, такие как шифровальная рубка, затонули, Хьютон скептически относится к подробностям мнимого провала этого проекта. «Общепринято считать, что это была неудачная миссия, — говорит он. — ЦРУ позволило, чтобы это мнение стало общепринятым, да и с чего бы им спорить?

Я всегда говорил, что мы понятия не имеем, что они получили». (Многие детали этой истории получены из рассекреченных документов ЦРУ и недавно опубликованных исторических отчетов, но, поскольку результаты операции все еще засекречены, у ЦРУ есть основания темнить, и скептицизм по-прежнему оправдан.) Мы знаем, однако, что «Гломар эксплорер» поднял вместе с К-129 тела нескольких членов экипажа. Их захоронили по морскому обычаю, ЦРУ засняло похороны на пленку и спустя почти 20 лет передало России.

Так получилось, что во время операции со дня моря были подняты образцы марганца, который, в соответствии с легендой, и искал «Гломар эксплорер». США, казалось, сошло с рук сложное подводное ограбление, — министр обороны Джеймс Шлезингер сказал на встрече в Белом доме: «Эта операция — чудо».

Однако в начале 1975 года после случайного ограбления штаб-квартиры корпорации Хьюза «Сумма» (Summa Corporation), работавшей для прикрытия корабля «Гломар эксплорер», эта история попала в заголовки «Лос-Анджелес таймс» и национальных телеканалов. Правда всплыла позже, чем могла бы: знаменитый репортер «Нью-Йорк таймс» Сеймур Херш (Seymour Hersh) следил за ней еще в 1973 году, но выполнил просьбу директора ЦРУ Уильяма Колби не раскрывать историю целиком, — так что в его репортаже было много неточностей. (Кодовым названием якобы было «Дженнифер», на самом же деле так назывались только процедуры обеспечения безопасности, место действия операции в отчете «Лос-Анджелес таймс» было перенесено в Атлантический океан).

Но этого было достаточно, чтобы насторожить Советский Союз и «обеспокоить» (по его собственным словам) президента Форда. Проект «Матадор», план по извлечению остальной части К-129, по-видимому, был отменён как раз после того, как стало известно об этой якобы неудавшейся операции и ее предполагаемой (но, по словам Хьютона, окончательно не известной) стоимости более чем в 300 миллионов долларов.

Той весной ЦРУ также столкнулось с дипломатической дилеммой. На него давил советский посол в США и взывающие к Закону о свободе информации журналисты, а разведчики хотели избежать прямого признания того, что незаконно похитили подводную лодку у бдительных Советов, однако вынуждены были дать хоть какой-то ответ. «[Правительство США] не хотело вводить в заблуждение Советский Союз, — говорит Хьютон, — главным образом потому, что при этом [оно] на самом деле значительно отодвинуло бы назад дипломатию, потому что глава правительства СССР должен был бы отреагировать посредством санкций или нападения.

Для того, чтобы обойти эту дипломатическую проблему и выполнить требования Закона о свободе информации, был придуман «ответ Гломара» — «мы не можем ни подтвердить это, ни опровергнуть». В то время, как ответ Гломара приняли в федеральном суде в качестве причины для отказа в запросе информации журналистами, этот инцидент, пишет историк М. Тодд Беннетт (M.

Todd Bennett), «послужил катализатором до того рутинных „войн разведки», когда советская и американская разведки начали отвечать друг другу все новыми зеркальными действиями». В мае того года советские оперативники увеличили количество микроволнового излучения, которое испытывали на американском посольстве в Москве.

Даже спустя сорок пять лет после того, как «Гломар эксплорер» (частично) поднял K-129 со дна океана, «проект Азориан» остается «легендарным в сообществе [разведчиков]», говорит Хьютон. В стеклянных витринах выставлены комбинезоны, которые носили члены экипажа на борту, фальшивые «наградные» пряжки, барометр с корабля и даже парик заместителя директора ЦРУ Вернона Уолтерса (Vernon Walters), в котором он тайно посещал «Гломар эксплорер».

Также на выставке можно узнать имя инженера, Джона Грэма (John Graham), и увидеть уменьшенную копию подробного чертежа, использованного для проектирования прекратившего свое существование корабля. Хьютон говорит, что проект «Азориан» занимает особое место, потому что он был настолько «смелым, амбициозным и практически невыполнимым». И все же, хотя извлечена была только часть подводной лодки, корабль был построен, а смехотворная идея с гигантской клешней сработала, и, несмотря на свои масштабы, проект оставался секретным в течение семи лет. В Музее шпионажа считают, что «Азорианская» сага — гимн инновациям и пример тому, как можно найти подход к «неразрешимым проблемам», используя творческий подход и новые технологии.

Читайте также:  Как осуществляется связь подводной лодки с базой

/20220524/blizhniy-vostok-254265601.html

/20220725/apl-255175592.html

Источник: inosmi.ru

Американцы взялись раскрыть тайну советской подлодки К-129 через полвека после ее гибели

Американцы взялись раскрыть тайну советской подлодки К-129 через полвека после ее гибели

Обломки субмарины и ее ядерные ракеты так и лежат на дне океана. Каждый из этих боеприпасов в 65 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму. Пока романтично настроенные кладоискатели грезят о сокровищах, которые таятся в трюмах кораблей на океанском дне, серьезные исследователи озадачены совсем другими проблемами.

Одна из них — извлечение обломков советской подводной лодки К-129 и выяснение обстоятельств ее гибели. Эту тайну пытаются разгадать уже несколько десятилетий, но дело толком не продвигается — особенно если учесть, что на протяжении 30 лет вся информация о гибели субмарины была засекречена.

Сейчас К-129 вновь «всплыла» на поверхность — благодаря американским телевизионщикам, которые включили ее историю в документальный фильм о самых известных затонувших судах. В свой последний путь эта подлодка отправилась 24 февраля 1968 года. К тому моменту с начала ее строительства прошло 10 лет, но боевую службу несла только один раз — осенью 1967 года.

В начале февраля 68-го контрольный выход в море показал, что субмарина не готова к выполнению боевых задач по причине слабой готовности экипажа. Но буквально через несколько дней состоялась повторная проверка, уже с участием начальника штаба, и вдруг оказалось, что все в порядке, поэтому К-129 отправили нести боевую службу в район Гавайских островов.

Уже потом, много лет спустя, стало известно, что на это дежурство должны были послать другую подводную лодку, но она оказалась не готова по техническим причинам. К-129 снаряжали в спешке — и, поскольку часть экипажа находилась в отпуске, нехватку людей восполнили подводниками с других лодок. Американцы говорят об этой миссии с изрядным пафосом: советская подлодка, мол, должна была под покровом океанских вод подобраться к западному побережью США и там нести дежурство, готовая «в любой момент сеять смерть». Дело в том, что на борту К-129 находились три новейшие ядерные ракеты, которые можно было запускать прямо из-под воды. Каждая из них была в 65 раз мощнее бомбы, уничтожившей Хиросиму.

Через две недели патрулирования — а было это в аккурат 8 марта 1968 года — экипаж подлодки пропустил запланированный сеанс связи с «домом». Стало ясно, что, как говорится, «что-то пошло не так». Советская флотилия рыскала по Тихому океану в поисках пропавшей К-129, но после месяца таких блужданий сумела найти лишь пятно солярки и вынуждена была признать свое поражение.

В мае подлодку признали пропавшей без вести, а экипаж из 98 человек — погибшим в полном составе. Лишь в августе 1968 года ВМС США удалось установить точные координаты гибели судна. К-129 взорвалась 7 марта, находясь на глубине около 5180 метров и на расстоянии около 3 тысяч метров к северо-западу от острова Оаху.

Нашел ее останки экипаж американской атомной подлодки с помощью управляемого глубоководного аппарата Fish («Рыба»). В октябре 1970 года советское посольство в США получило анонимное сообщение о том, что ЦРУ заплатило 15 млн долларов за подъем обломков подлодки, который должна осуществить компания миллиардера Говарда Хьюза. Хотя к тому времени в СССР так и не признали факт гибели К-129, Москва не стала делать никаких официальных заявлений.

Летом 1974 года стартовала спецоперация Project Azorian, в ходе которой корпус подлодки планировалось частично поднять на поверхность. Лишь через полгода в газете Los-Angeles Times вышла статья об этом — и только тогда советский МИД направил в Вашингтон официальный запрос, на который, впрочем, получил весьма уклончивый и несодержательный ответ.

Должно было пройти еще много лет — и должен был исчезнуть СССР, — чтобы в 1992 году директор ЦРУ наконец передал президенту России Борису Ельцину видеозапись с церемонии погребения советских подводников, тела которых извлекли из корпуса К-129. Тогда же были названы имена четырёх моряков, найденных в первом отсеке и опознанных.

Но тайна гибели подлодки от этого яснее не стала. Из множества версий, выдвинутых в первые годы после исчезновения К-129, со временем остались четыре: «авария ракетного оружия» с затоплением отсеков, столкновение с американской субмариной USS Swordfish или надводным судном, а также затопление через шахту РДП (устройства для работы двигателя под водой) — трубу с воздухозаборником, которая позволяла лодкам первой половины XX века не всплывать для зарядки аккумуляторов и пополнения запасов воздуха, а делать это с перископной глубины.

Рассматривались версии о намеренном затоплении лодки (диверсия), о взрыве одной из ракет из-за разгерметизации орудийного отсека, а также взрыв водорода в батареях во время их зарядки. Официальная гипотеза ВМФ СССР состояла в том, что из-за просчетов экипажа подлодка опустилась ниже рабочей глубины и поэтому затонула.

Недавно изображения обломков К-129 были опубликованы. Идентифицировать удалось лишь некоторые из них. Самое интересное, по словам экспертов, — это корма. Зазубренные края ее металлической обшивки, которую словно великан разорвал, как бумагу, свидетельствуют о «мощном внутреннем взрыве», говорится в новом документальном фильме.

Морской археолог доктор Джеймс Дельгадо отметил, что «носовая часть подлодки отсутствует и была чисто срезана». В фильм вошла видеозапись 1974 года, на которой запечатлены внутренности фрагмента подлодки, поднимаемой гидравлическим захватом. По словам Дельгадо, операцию по подъему обломков проводили в такой атмосфере секретности, что о ней не знали даже большинство сотрудников ЦРУ.

Огромная «клешня», спущенная ко дну, зацепила фрагмент корпуса К-129 весом около 2 тысяч тонн и потянула наверх. Этот подъем должен был длиться три дня, но через два дня после его начала произошел мощный толчок — один из «когтей» захвата раскрылся, и большая часть поднимаемого фрагмента погрузилась обратно в темные глубины Тихого океана.

Читайте также:  Тояма лодочный мотор отзывы

ЦРУ вынуждено было отказаться от продолжения Project Azorian, и советская подлодка осталась лежать на дне вместе со своими ядерными ракетами. Ее точное местонахождение по-прежнему засекречено ЦРУ, но те данные, которые были рассекречены к началу 1990-х годов, позволяют составить приблизительное представление о том, где субмарина затонула. Сколько еще смертельно опасных снарядов со времен холодной войны лежат на океанском дне — даже трудно себе представить. Американцы утверждают, что они в период до 1989 года потеряли шесть ядерных боезарядов, поднять которые на поверхность без угрозы взрыва не представляется возможным.

Самое интересное:

▪ —> «Люди, которые не знают прошлого, плюют в будущее»: 21 июля Михаилу Задорнову исполнилось бы 75 лет ▪ —> КНДР не исключает применение ядерного оружия из-за захода американской подлодки в южнокорейский порт ▪ —> «Скромный производитель шлягеров»: 20 июля Давиду Тухманову исполняется 83 года

Источник: bloknot.ru

bmpd

Как сообщают, подводный телеуправляемый аппарат с сингапурского спасательного судна Swift Rescue, прибывшего утром 25 апреля 2021 года в район исчезновения индонезийской дизель-электрической подводной лодки Nanggala в 51 миле к северу от острова Бали, практически сразу же при первом погружении обнаружил корпус затонувшей подводной лодки, лежащий на дне на глубине 838 метров.

039682800-1619355353-830-556

Фрагмент корпуса (ограждение выдвижных устройств?) лежащей на дне погибшей в результате аварии у острова Бали 21.04.2021 подводной лодки ВМС Индонезии Nanggala (бортовой номер «402») проекта 209/1300. Снимок подводного телеуправляемого аппарата сингапурского спасательного судна Swift Rescue 25.04.2021 (с) www.republika.co.id

Корпус подводной лодки был найден на дне всего в 1500 ярдах (7,5 кабельтовых) южнее от точки координат последнего погружения Nanggala ночью 21 апреля. Согласно переданным с подводного аппарата видеобизображениям и данным обследования, корпус лодки сильно разрушен и фактически разделился на три части. Подводный аппарат поднял с места нахождения корпуса лодки несколько фрагментов конструкции и спасательный жилет Mk 11. Жилет не был использован ни одним из членов экипажа подводной лодки, что косвенно указывает на то, что аварийная ситуация, приведшая к гибели лодки и ее экипажа, развивалась очень быстро.

Наиболее вероятной непосредственной причиной гибели лодки стал быстрый провал за предельную глубину погружения с последующим разрушением прочного корпуса, хотя причины, приведшие к этому провалу, остаются неизвестными. Предельная глубина погружения лодки проекта 209/1300 составляет 240 метров, а глубина разрушения прочного корпуса — 500 метров.

На борту лодки погибли 53 человека, в том числе 49 человек штатного экипажа во главе с командиром подполковником (Letnan Kolonel) Гери Октавианом (и еще 13 офицерами), обеспечивавший выход лодки на торпедные стрельбы командующий подводными силами II флота ВМС Индонезии полковник (Kolonel) Гарри Сетьяван с двумя штабными офицерами (подполковником и майором), и один гражданский специалист по торпедному оружию.

Напомним, что индонезийская дизель-электрическая подводная лодка Nanggala (бортовой номер «402») — одна из двух входивших в состав ВМС Индонезии лодок немецкого проекта 209/1300 западногерманской постройки, находившихся в строю с 1981 года (головная лодка этого типа Cakra, бортовой номер «401») — пропала без вести ночью 21 апреля во время отработки мероприятий боевой подготовки по торпедной стрельбе в 51 миле к северу от острова Бали. Лодка Nanggala последний раз вышла на связь по радио в 03.00 местного времени 21 апреля, доложив о готовности к погружению для проведения учебной торпедной стрельбы штатными немецкими торпедами SUT. Торпедная стрельба была запланирована на 04.00. Следующий сеанс радиосвязи был намечен на 04.25, во время которого лодка должна была доложить о результате торпедной стрельбы — однако на связь лодка уже не вышла. В 09.37 ВМС Индонезии объявили спасательную операцию.

Уже 21 апреля в районе исчезновения Nanggala было обнаружено нефтяное пятно, а 23 и 24 апреля ведущие поисковые работы индонезийские корабли обнаружили и выловили на поверхности моря ряд предметов с подводной лодки, свидетельствующих о вероятном разрушении прочного корпуса лодки, — в том числе фрагмент направляющей торпедного аппарата, бутылочку со смазкой для перископа и молитвенные коврики членов экипажа. В сочетании с тем, что запас воздуха на лодке при любом развитии событий истек бы в течении 72 часов (то ксть к утру 24 апреля), командование ВМС Индонезии 24 апреля официально объявило подводную лодку Nanggala потерянной.

С индонезийской стороны к поисковой операции были привлечены три подводные лодки, 21 надводный корабль и судно, и пять самолетов. 25 апреля в район поиска прибыли сингапурское спасательное судно Swift Rescue и малайзийское спасательное судно Mega Bakti. Первое из них сразу же уже в 09.04 25 апреля и нашло лодку с использованием подводного аппарата — погружение аппарата было начато в 07.37 утра местного времени, а уже в 09.04 аппарат передал первые изображения лежащего на дне корпуса лодки. До того в ночь на 25 апреля предварительно корпус лодки на дне был обнаружен гидролокатором индонезийского гидрографического судна Rigel, проверка этого контакта и была осуществлена в первую очередь подводным аппаратом с сингапурского судна. До того Индия направила в Индонезию для возможного спасения членов экипажа лодки подводный спасательный аппарат DSRV, два судна направили ВМС Австралии, а США — базовый патульный самолет Boeing P-8A Poseidon.

Nanggala стала единственной потерянной до настоящего времени в результате аварии подводной лодкой многочисленного немецкого семейства проекта 209.

6080c508b3bbf

6080c5028b56b

Подводная лодка ВМС Индонезии Nanggala (бортовой номер «402») западногерманской постройки проекта 209/1300, погибшая у Бали 21.04.2021 (с) kompas.com

Источник: bmpd.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...