В соответствии с техническим проектом обслуживание подводной лодки «Комсомолец» должно было осуществляться высококвалифицированными специалистами из числа офицеров и техников-мичманов.
Согласно утвержденному в 1982 году Генеральным штабом Министерства обороны СССР табелю комплектования, численность экипажа подводной лодки составляла 57 человек (29 офицеров в звании не ниже старших лейтенантов, 26 техников-мичманов и 2 старшин срочной службы), при этом электромеханическая боевая часть (БЧ-5) должна была состоять из 10 офицеров и 10 техников-мичманов.
Но в дальнейшем без согласования с промышленностью численность экипажа увеличилась до 64 человек, и, якобы в связи с трудностями в комплектовании экипажей мичманским составом, а также в целях экономии средств, техники-мичманы заменялись матросами срочной службы, что автоматически снижало потенциальные возможности экипажа по его боевой и профессиональной подготовке. Это изменение качественного состава экипажа особенно сказалось на дивизионах живучести и электротехническом БЧ-5 – основных подразделениях, осуществляющих борьбу за живучесть корабля. Так, в первом из них, при увеличении общей численности на два матроса, один техник-мичман из трех был заменен матросом срочной службы, а в электротехническом дивизионе, при сохранении численности, два техника-мичмана из четырех были также заменены матросами срочной службы.
Это «запланированное» в верхах военно-морского флота снижение профессионального уровня коснулось не только экипажа подводной лодки «Комсомолец», но и всех подводных лодок. Заметим, что в материалах правительственной комиссии подобная «рационализация» руководства Военно-морского флота не нашла отражения и оценки. И было бы наивным ожидать этого, так как секция «Боевая подготовка» рабочей группы правительственной комиссии, в ведении которой находился этот вопрос, полностью состояла из представителей флота, в той или иной степени причастных к такому головотяпству, граничащему с преступлением.
Дорого обошлась стране подобная «экономия»! Почему-то только после гибели подводной лодки «Комсомолец» в Главном штабе Военно-морского флота поняли, что «на подобных типах кораблей экипажи должны комплектоваться только офицерами и мичманами, ибо матросам и старшинам срочной службы не под силу надлежащим образом освоить эксплуатацию подводной лодки в столь небольшие сроки».
Небольшое отступление: в дальнейшем неоднократно здесь будут затрагиваться вопросы, которые в той или иной степени не были выяснены рабочей группой правительственной комиссии. И не потому, что этого нельзя было сделать. Они не были выяснены из-за активного противодействия представителей Военно-морского флота, составлявших абсолютное большинство в комиссии.
Как расследовались обстоятельства аварии подводной лодки? Члены правительственной комиссии провели лишь первоначальный опрос шестнадцати человек экипажа, участвовавшего в походе. При этом присутствовало большинство членов рабочей группы, но участия в опросе они практически не принимали.
И лишь однажды ненадолго они (узкий круг лиц от рабочей группы) посетили госпиталь, чтобы сделать официальный опрос членов экипажа. Однако неофициально, за спиной членов рабочей группы от промышленности, представители флота неоднократно посещали госпиталь, беседовали с экипажем и оказывали на него определенное давление. Поэтому объяснительные записки некоторых членов экипажа очень отличаются от того, что эти люди говорили членам правительственной комиссии. «Спасшиеся о многом говорили поначалу, но потом прикусили язык…». Есть основания утверждать, что еще до опроса правительственной комиссией оставшиеся в живых члены экипажа подвергались моральному воздействию со стороны руководства Северного флота и получили установку «валить все на промышленность».
И совершенно ясно, что утверждение капитана 1-го ранга С.И.Быстрова: «…оставшиеся в живых члены экипажа «Комсомольца» были придирчиво опрошены государственной комиссией, в которую входят и представители промышленности. Все единодушно отметили высокий уровень специальных знаний подводников» – полностью не соответствует действительности.
Рабочая группа располагает магнитофонной записью опроса личного состава подводной лодки членами правительственной комиссии, объяснительными записками оставшихся в живых членов экипажа, выпиской из вахтенного журнала и выпиской из пультового журнала главной энергетической установки. При посещении госпиталя опрос личного состава не документировался.
С самого начала представители Военно-морского флота делали все, чтобы доказать, что подводная лодка была хорошо подготовлена к походу, личный состав отлично обучен, действия главного командного пункта корабля и руководства Северным флотом правильны, а если подводная лодка утонула и большая часть экипажа погибла, то это – по вине проектанта и работников промышленности.
Широкая кампания по рекламе «грамотных» действий экипажа, начатая в печати под руководством командования флота еще задолго до первоначальных выводов правительственной комиссии, была направлена также и на сокрытие серьезных недостатков, связанных с комплектованием и подготовкой экипажей, обслуживанием подводных лодок, решением вопросов в социальной сфере. С действительной заботой о людях, с задачей повышения боеготовности флота она не имела ничего общего.
Высказал свое мнение и аппарат ЦК КПСС. В газете «Правда» за 13 мая 1989 года появилась информация о награждении экипажа подводной лодки «Комсомолец», в которой заранее была дана оценка профессиональным действиям экипажа: «В критической ситуации экипаж действовал с предельным мужеством и технически грамотно, ведя борьбу за спасение корабля и приведение его в безопасное состояние». Таким образом, аппаратом ЦК КПСС были подтверждены и одобрены действия руководства Военно-морского флота по сокрытию истинных причин аварии. Эти же цели преследовала и правительственная комиссия.
Однако вернемся к экипажу капитана 1-го ранга Е.А.Ванина. Он был сформирован в июне 1984 года. К сентябрю 1987 года прошел боевую подготовку, сдал все задачи и был введен в первую линию.
По системе баллов экипаж занимал четвертое место в дивизии и не совершил ни одного самостоятельного боевого похода. Утверждение, что это был «один из самых сильных экипажей, которые можно себе представить», весьма значительно преувеличено.
В 1988 году экипаж прошел переподготовку в учебном центре и в сентябре был аттестован с неудовлетворительной оценкой по борьбе за живучесть корабля (письмо командиров подводных лодок 1-й флотилии Северного флота, направленное в августе 1989 года секретарю ЦК КПСС О.Д.Бакланову). По моим сведениям, средний балл, полученный экипажем при сдаче задач по борьбе за живучесть, составил всего лишь 2,7 по пятибалльной шкале. Но всего этого нет в материалах секции «Боевая подготовка» рабочей группы правительственной комиссии, состоявшей лишь из представителей Военно-морского флота. В публикациях Н.Черкашина этот факт в искаженном виде выглядит так: «И в учебном центре, где „отрабатывались“ оба экипажа, поспешили заготовить на Ванина, погибшего командира „Комсомольца“, отрицательную характеристику, предугадывая обычный ход мыслей высокого начальства: „преступная халатность“.
В упомянутом выше письме командиров подводных лодок утверждается, что экипаж устранил имевшиеся недостатки в отработке задач по борьбе за живучесть и сдал их с хорошей оценкой. Но, зная состав командования дивизии, в которой находилась подводная лодка «Комсомолец», смею утверждать, что никто из флагманских специалистов дивизии не знал материальную часть этой лодки в объеме, достаточном для качественной приемки задач по борьбе за живучесть.
В начале января 1989 года в период подготовки подводной лодки к боевой службе в экипаже произошел конфликт. Он был связан с отработкой экипажем задач по борьбе за живучесть корабля, рассматривался на срочном партийном собрании и закончился для заместителя командира лодки по политической части капитана 3-го ранга А.С.Терновского госпиталем. «А получилось так, что прежнего замполита экипаж „Комсомольца“ не принял, не захотел идти с ним в море», – так объясняет это событие Н.Черкашин.
Обратимся к акту секции «Политико-моральное состояние личного состава» рабочей группы правительственной комиссии: «Капитан 3-го ранга Максимчук Ю.И. был прикомандирован к 604 экипажу на время боевой службы 16 января 1989 года вместо штатного политработника капитана 3-го ранга Терновского А.С. Капитан 3-го ранга Терновский А.С. не был допущен к боевой службе по состоянию здоровья. Перед боевой службой он дважды находился на излечении в госпитале с 12.01 по 27.01.89 г. с диагнозом «Невротическое состояние, не резко выраженное, ситуационно обусловленное» и с 16.02 по 28.02.89 г. с диагнозом «Астеническое состояние, умеренно выраженное».
Здесь преднамеренно поменяли местами причину и следствие. Замполит попал в госпиталь в результате конфликта и отстранения его от боевой службы, а не наоборот, как это пыталась представить указанная выше секция рабочей группы. Не нужно быть большим специалистом в области медицины, чтобы понять, что эта «причина» замены Терновского явно надумана.
Понимали это и члены секции – только так можно объяснить следующее дополнение в акте: «При решении вопроса об отстранении (Уже отстранен, хотя раньше говорилось, что не допущен. – Д.Р.) капитана 3-го ранга Терновского от боевой службы было учтено также и то, что он не в полном объеме справлялся со своими обязанностями». Так по какой же причине был отстранен Терновский? По болезни или за то, что «не в полном объеме»?
В результате конфликта экипаж капитана 1-го ранга Е.А.Ванина распался на противоборствующие группировки и был практически деморализован. Вместо того, чтобы отложить выход экипажа на боевую службу до создания в нем здоровой атмосферы, политорганы флотилии решили «укрепить» экипаж начальником политотдела дивизии. И встает вопрос: произошла бы трагедия, если бы политорганы флотилии объективно разобрались в конфликте?
Члены секции не удосужились внимательно разобраться с этим конфликтом, не побеседовали с замполитом Терновским. Видимо, они старались лишь доказать, что в работе политорганов Военно-морского флота недостатков нет и быть не может.
Итак, к началу похода экипаж состоял из 64 человек: 30 офицеров, 22 мичманов и 12 старшин и матросов срочной службы. При этом восемь офицеров были в звании лейтенантов, т е. более 25% офицерского состава служили на подводной лодке около года после окончания училища и по воинскому званию (а следовательно, и по уровню профессиональной подготовки) не соответствовали утвержденному табелю. Следует также отметить, что командир дивизиона живучести капитан 3-го ранга В.А.Юдин имел специальность инженера-турбиниста – никак не соответствующую занимаемой должности – и служил в этой должности всего лишь около года, второй же офицер дивизиона был в звании лейтенанта и также не имел достаточного опыта. Кроме того, в этом дивизионе один из двух мичманов (прапорщик Ю.П.Подгорнов) не сдал зачетов и не был допущен к самостоятельному управлению, а двое из трех матросов первый год служили во флоте.
Из сказанного ясно, что в экипаже перед выходом корабля в море отсутствовал как полноценная боевая единица дивизион живучести. И тем самым были нарушены требования «Руководства по борьбе за живучесть ПЛ» (РБЖ-ПЛ-82).
РБЖ– ПЛ-82, статья 173: «Выход в море запрещается… при неукомплектованности подготовленным личным составом».
Факт нарушения требований «Руководства» также не нашел отражения в материалах правительственной комиссии.
К сожалению, это было не единственное нарушение. Как стало известно позднее, не были допущены к самостоятельному управлению мичманы С.С.Бондарь, Ю.Ф.Капуста и др. Не знали устройства подводной лодки «Комсомолец» ни заместитель командира дивизии капитан 1-го ранга Б.Г.Коляда, ни начальник политотдела дивизии капитан 1-го ранга Т.А.Буркулаков. Не мог знать устройства подводной лодки и заместитель командира подводной лодки по политической части капитан 3-го ранга Ю.И.Максимчук. Часть членов экипажа не сдала зачетов по борьбе за живучесть.
Экипаж подводной лодки по объективным причинам не мог обладать высокой профессиональной выучкой, опытом эксплуатации материальной части, что в конечном счете сказалось на исходе борьбы экипажа за живучесть подводной лодки. И это не столько вина, сколько беда экипажа.
Как производится подготовка экипажей подводных лодок в учебных центрах? Качество ее крайне неудовлетворительно, так как осуществляется она эпизодически, с теоретическим уклоном, без привязки к конкретной подводной лодке, Особенно в части отработки общекорабельных учений по борьбе за живучесть корабля. И даже тренажерами и стендами учебные центры оснащены слабо.
Отсутствует на флоте и система профессионального отбора членов экипажей подводных лодок по психологической устойчивости в экстремальных ситуациях. «Мы не космонавты». – заявил мне один высокопоставленный чиновник от
Военно-морского флота. Неужели он считает, что боевой поход подводной лодки на полную автономность менее сложная и опасная задача, чем полет в космос?
Экипажи подводных лодок постоянно отвлекаются от боевой подготовки для несения гарнизонной службы, выполнения хозяйственных работ и других неслужебных обязанностей, и это происходит как в период строительства и испытаний подводной лодки, так и во время боевой службы. В местах постоянного базирования подводных лодок отсутствуют тренажерные комплексы. А неудовлетворительное обеспечение подводных лодок электроэнергией и рабочими энергосредами не позволяет организовать качественную подготовку экипажей на самой лодке.
В последние два десятилетия резко упал престиж службы на атомных подводных лодках, так как эта служба связана с постоянными переездами, отсутствием жилья, неустроенностью быта семей подводников, трудностями самой службы. Нет у них и перспектив на обеспечение жильем после окончания службы.
Ограничена возможность повышения в званиях (а следовательно, и в оплате) при постоянной службе подводника на одной должности. Все это приводит к большой текучести кадров в плавсоставе и ограничивает возможности роста профессионализма. В особенно сложном положении при этом оказываются вторые экипажи подводных лодок, которые лишены возможности перенимать опыт у квалифицированных специалистов промышленности и на которые все перечисленные факторы действуют в значительно большей степени. Поэтому не случайно, что большинство тяжелейших аварий на подводных лодках приходится на вторые экипажи.
Источник: litresp.ru
Сначала была «малютка»: как подлодка «Новосибирский комсомолец» совершила боевые походы в годы Wow
21 декабря 2021 года был поднят флаг на новейшем атомном подводном крейсере «Новосибирск». Он относится к четвёртому поколению атомоходов усовершенствованного проекта «Ясень-М». Это уже четвёртая подводная лодка, которая получает название в честь столицы Сибири. Первая появилась в 1943 году.
В 30-е годы прошлого века Новосибирск оказался в числе городов, активно отправлявших своих лучших комсомольцев на Тихоокеанский флот. Например, в 1939 году туда были направлены из города и области 458 человек. В годы Великой Отечественной войны связь между сибиряками и моряками укрепилась ещё больше. Сибиряки брали шефство над боевыми кораблями и частями Военно-Морского Флота. Новосибирцы были шефами Северного флота: нашими подопечными являлись лётчики-североморцы, 12-я Краснознамённая бригада морской пехоты и подводная лодка.
В рамках шефства обменивались делегациями и подарками. 25 июня 1943 года Новосибирский обком комсомола направил на флот 125 девушек-добровольцев. В том же году воины-североморцы и трудящиеся Новосибирской области обменялись делегациями трижды. К 26-й годовщине Великого Октября направили для подшефных частей Северного флота 16 вагонов с подарками, среди них – киножурнал «Сибирь во время Отечественной войны», десять гитар, десять балалаек, десять мандолин, три баяна.
В гости друг к другу ездили и творческие коллективы. На Северном флоте побывала концертная бригада новосибирского завода № 179. А перед самой победой в столицу Сибири приезжал ансамбль песни и пляски Северного флота. В программе были известные всем фронтовые песни «Плещут холодные волны» и «Прощайте, скалистые горы», пляски, акробатические номера.
Весомым вкладом в усиление боевой мощи армии и флота стало участие сибиряков в сборе средств на строительство боевой техники и вооружения для Красной армии. Уже в первые дни войны комсомольцы начали собирать деньги на постройку эскадрильи самолётов. А в конце 1942 года по всей Сибири развернулся сбор средств на строительство кораблей для Военно-Морского Флота.
WAR-BOOK.RU
К 14 мая 1943 года комсомольцы и молодёжь Новосибирской области собрали 6 миллионов 653 тысячи 367 рублей. На следующий день бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ рассмотрело вопрос постройки подводной лодки и звена истребителей и передачи их морякам-североморцам.
Бюро приняло решение просить наркома ВМФ Николая Кузнецова приобрести на собранные средства подводную лодку и присвоить ей имя «Новосибирский комсомолец». Нарком с этой идеей согласился. 18 июня 1943 года строящейся для Северного флота подводной лодке типа М XII серии его приказом было присвоено наименование «Новосибирский комсомолец».
Закладка подводной лодки М-107 состоялась ещё до войны – 30 октября 1940 года в городе Горький на заводе «Красное Сормово». Подобные лодки проектировались ЦНИИ военного кораблестроения. В 1935–1941 годах лодки усовершенствовали, они стали значительно надёжнее, но сохранили слабое вооружение и малую глубину погружения. Ласково их называли «малютки».
Спуск на воду сибирской «малютки» произошёл 14 апреля 1941 года. С началом Великой Отечественной войны строительство было законсервировано. В октябре 1942 года подлодку отправили по железной дороге в Мурманск и дальше доставили для достройки в Молотовск.
Строительство лодки было продолжено благодаря средствам, собранным по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ трудящимися города и области. 24 июня 1943 года на субмарине был поднят военно-морской флаг, и приказом народного комиссара ВМФ она была включена в списки Северного флота. Лодка базировалась в городе Полярном в Екатерининской гавани.
10 августа 1943 года состоялась торжественная передача подводной лодки «Новосибирский комсомолец» морякам-североморцам. На флот из Новосибирска была направлена делегация комсомольцев в составе Гончарова, Никитина и Протопопова. Вот как описал это событие корреспондент газеты «Правда»:
– Новая подводная лодка, на рубке которой надпись «Новосибирский комсомолец», стояла у пирса, украшенная гирляндами флагов расцвечивания. На борту выстроилась команда.
На торжество поднятия флага прибыли командующий флотом, делегация комсомольцев Новосибирской области, командиры и краснофлотцы подводных лодок. По команде – «На флаг! Смирно! Флаг поднять!» в торжественной тишине над лодкой взвился военно-морской флаг.
Перед строем краснофлотцев и командиров был зачитан приказ о вступлении в строй подводной лодки «Новосибирский комсомолец».
SOVBOAT.RU
Представитель делегации комсомольцев Новосибирской области товарищ Гончаров сказал:
– Мы вручаем вам боевой корабль. В него вложены не только наши средства, но и наш труд, наша горячая любовь к Военно-Морскому Флоту. Мы призываем вас, товарищи моряки, ещё крепче бить врага, чтобы приблизить день нашей победы. Счастливого вам плавания и скорых побед!
От имени экипажа лодки выступили капитан-лейтенант Кофанов и старшина 1-й статьи Арвачев.
В свой первый боевой поход М-107 отправилась 6 сентября 1943 года к берегам Норвегии. И сразу же открыла свой боевой счёт! Лодка произвела торпедную атаку конвоя, состоящего из одного транспорта и двух тральщиков. Был потоплен германский сторожевой корабль, погибли 29 фашистов.
Вскоре в Новосибирск пришла телеграмма, подписанная капитаном 1-го ранга Колышкиным, в которой сообщалось, что подводная лодка открыла боевой счёт, потопив фашистский транспорт водоизмещением 7 тысяч тонн.
Во второй боевой поход лодка ушла 6 октября в район Варангер-фьорда, где, по данным разведки, наблюдалось оживлённое движение фашистских кораблей. И снова был потоплен транспорт.
Третий поход – с 21 ноября по 29 ноября 1943 года – был не столь удачным: плохая видимость, сломался перископ. Так что пришлось возвращаться на базу ни с чем. В четвёртый и последний поход лодка ушла 2 апреля 1944 года, и 9 апреля подводники с победой возвратились на базу.
Всего за год войны лодка «Новосибирский комсомолец» совершила четыре боевых похода (в общей сложности 24 дня), трижды выходила в атаку, израсходовав шесть торпед, и потопила три транспорта противника.
В составе Северного флота подводная лодка М-107 «Новосибирский комсомолец» находилась до мая 1944 года, после чего совершила переход в Архангельск, откуда была отправлена по внутренним водным системам и железной дороге в город Поти, и 6 июня 1944 года вошла в состав Черноморского флота. К концу войны за боевые успехи экипаж лодки был награждён медалью «За оборону Советского Заполярья».
В 1956 году экипаж лодки был расформирован, а она сама превратилась в объект для тренировок водолазов по работе с затонувшей подводной лодкой.
Источник: sib.fm
Гибель подводной лодки К-278 «Комсомолец». День памяти погибших подводников России (7 апреля 1989 г.)
Более трех десятилетий назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота — 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». И даже по прошествии стольких лет продолжаются споры о причинах и виновных в той страшной трагедии. Подводная лодка погибла юго-западнее острова Медвежий при возвращении с боевого дежурства в результате объемного пожара в двух смежных отсеках . Из 69 членов команды погибли 42 человека.
Подлодку К-278 проекта 685 «Плавник» спустили на воду в 1983-м. На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину — 1027 метров. Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре.
При этом, даже находясь на предельных глубинах, «Комсомолец» мог наносить торпедные удары. Его практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения.
Технических новшеств у подлодки было много: минимум отверстий, снижающих прочность; отказ от большого погрузочного люка; для экстренного всплытия с больших глубин смонтирована система продувки одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами. Эту лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 метров.
Во втором и третьем отсеках сформирована так называемая зона спасения, ограниченная поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства автоматического тушения пожаров. За баснословную, по сравнению с другими субмаринами, стоимость разработки К-278 получила прозвище «Золотая рыбка». Но все это не спасло от трагедии.
Седьмого апреля АПЛ «Комсомолец» патрулировала в Норвежском море в 700 километрах от берега. Шли 37-е сутки похода. Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования (масляных сепараторов).
«Прозвучал сигнал пожарной тревоги, я прибыл на боевой пост в третьем отсеке, занял свое место, — вспоминает член экипажа «Комсомольца» Андрей Степанов. — Почти сразу же на корабле вышла из строя связь. Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решения. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации».
Огонь на корабле пытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ (лодочной объемной химической системы пожаротушения).
Лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы; из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки, и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда — продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошел разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта, расположенной в 7-м отсеке, в результате чего туда под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объемный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6-м отсеке; избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию.
В 11:16 подлодка К-278 всплыла на поверхность. Первоначально лодка имела нулевой крен и нулевой дифферент, но уже через 1–2 минуты после всплытия из-за того, что горячие газы из 7-го отсека продолжали продувать цистерну главного балласта правого борта через разорванный трубопровод, возник крен на левый борт 4–6°. Горели уже два отсека — 6-й и 7-й, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков.
Примерно в это же время произошло возгорание пульта в 3-м отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Запустить аварийный дизель-генератор экипаж пытался в течение двух с лишним часов.
В 11:37 был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за полученных разрушений аварийный сигнал был ненадежным, и на берегу он был принят и расшифрован лишь после восьмого раза — в 12:19. К месту аварии был отправлен самолет ИЛ-38 с аварийно-спасательными контейнерами, но этот самолет не мог садиться на воду.
Он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. Вместе с тем вертолеты и гидросамолеты ВМФ не имели достаточного запаса топлива, чтобы добраться до места аварии, расположенного в 980 километрах от советской границы. К тому же первые сообщения от капитана были достаточно спокойными: корабль всплыл, экипаж ведет борьбу за живучесть.
ИЛ-38 занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00. К трем часам дня показалось, что все самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолета, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро.
Бóльшая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымленных отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придется покидать корабль. В 16:35 экипаж ИЛ-38 обратил внимание, что субмарина К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно.
В 16:40 командир подлодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру, покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на плот.
Пять человек, остававшиеся на лодке до последнего, после ее затопления пытались спастись с помощью всплывающей спасательной камеры. Из пятерых выжил только один. Подводники до последнего момента не могли отсоединить камеру от тонущей лодки и погибли из-за угарного газа, чье действие многократно усиливается вместе с возрастающим давлением.
С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Это время для многих стало решающим: обгоревшим и отравившимся угарным газом людям было не по силам противостоять ледяной воде. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт плавбазы подняли 30 живых и 16 погибших моряков.
В третьем походе на борту подводной лодки К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибли, 27 человек выжили.
До сих пор точные причины возникновения пожара на борту атомной подводной лодки «Комсомолец» так и не выяснены. Поднять субмарину с более чем полуторакилометровой глубины Норвежского моря невозможно. На дно вместе с 20 обычными торпедами ушли и две ракеты-торпеды с ядерной боевой частью. Внутри реактора осталось смертельное для всего живого топливо.
В случае выброса плутония 239, а, вернее, его соединений — гидрохлоридов и гидрооксидов — рыболовство в данной акватории придется прекратить минимум на семь веков . Правительство СССР заявило, что корабль изготовлен из титана, который не подвержен коррозии. Поэтому вредные выбросы в окружающую среду исключены.
То, что на дне Норвежского моря лежит отсроченный вариант Чернобыля, обсуждается до сих пор.
Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как День памяти погибших подводников, и наряду с Днем подводника стала поводом еще раз воздать почести тем героям, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью. В этот день члены семей погибших подводников, моряки и ветераны ВМФ РФ и другие неравнодушные люди возлагают цветы к памятникам и монументам, посвященным подвигу героев подводного флота страны.
Источник: propb.ru