Подводная лодка комсомолец кто выжил

В Петербурге вспоминают страшную катастрофу, с момента которой минуло четверть века. В апреле 1989 года в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец».

Рекорд субмарины по абсолютному погружению — 1027 метров — до сих пор не побит. В третьем и последнем походе на борту К-278 находились 69 человек. Сегодня в Северную столицу из российских городов и стран бывшего Советского Союза приехали родственники погибших подводников и выжившие моряки. С ними встретился Дмитрий Копытов.

Юрий Парамонов, командир гидроакустической группы АПЛ К-278 «Комсомолец»: «В холодной воде мы провели около часа и 20 минут».

Юрий Парамонов — один из 27 выживших членов экипажа «Комсомольца». 7 апреля 1989 года он потерял почти полсотни боевых товарищей. Пожалуй, самая современная на тот момент подводная лодка К-278 считалась непотопляемой, но ушла под воду за несколько часов. В 7 отсеке, по неизвестной до сих пор причине, возник пожар.

Затем «Комсомолец» на какое-то время потерял управление, но субмарине удалось всплыть. Уже на поверхности Норвежского моря началась эвакуация. Лодка, тем временем, стремительно уходила на дно. Помощи моряки ждали на спасательных плотах и в ледяной воде.

Подводная лодка Комсомолец — Правда о трагедии

Юрий Парамонов, командир гидроакустической группы АПЛ К-278 «Комсомолец»: «В какой-то момент мы стали замерзать. Мы понимали, что, наверное, наша участь и судьба уже решены. Но в этот момент мы запели «Варяга», что дало нам ещё определённый заряд энергии, и мы дождались помощи».

В той катастрофе погибли 42 моряка. Четверо — при пожаре, ещё трое остались на борту. Командир Евгений Ванин мог выбраться, но делать этого не стал. Остальные умерли от переохлаждения. Все 42 имени погибших сегодня зачитали во время молебна в Николо-Богоявленском морском соборе.

А на Серафимосвком кладбище у мемориала прошёл траурный митинг.

Основная часть экипажа подводной лодки — ленинградцы. На Серафимовском вспоминают троих. В том числе старшего лейтенанта Сергея Маркова. Это был его первый настоящий поход.

Роза Маркова, мать Сергея Маркова, председатель правления Общества памяти АПЛ «Комсомолец»: «Перед походом ему нужно было сфотографироваться в Мурманске. Он собирался вступить в партию. Но он вместо этого взял и нелегально прилетел быстренько к нам, в Ленинград, повидаться. Как будто чувствовал, как будто проститься».

Чтобы память о той трагедии не угасла, в Петербург каждый год приезжают родственники погибших и те, кому удалось выжить. Небольшие мемориалы есть и в других городах России. Например, в Севастополе, где похоронены трое моряков. Почему не удалось спасти сыновей, мужей и отцов, многие не понимают до сих пор. Официальное расследование точных ответов не дало.

Роза Маркова, мать Сергея Маркова, председатель правления Общества памяти АПЛ «Комсомолец»: «Одна вдова задала вопрос государственной комиссии, главкому Чернавину. Она спросила: «Почему же вы не разрешили норвежцам спасать?» Он сказал такую фразу: «Ну вы же понимаете, это была такая лодка!» Меня это, конечно, потрясло. То есть, люди — это не важно».

Виктор Слюсаренко — Опыт спасения с подводной лодки «Комсомолец»

Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века лежит на глубине. Поднять её невозможно. Сразу после трагедии к кораблю спускались водолазы, чтобы обезвредить атомные реакторы. Авария стала самой масштабной за всю историю отечественного и советского подводного флота. Почему затонула лодка и погибло столько людей — эти тайны «Комсомолец» навсегда унёс с собой.

Читайте также:  Как называется цельная лодка

Источник: tvspb.ru

Моряки с АПЛ «Комсомолец» пели в ледяной воде

Сегодня в Санкт-Петербурге на кладбище собрались те, кто выжил после гибели уникальной подлодки. В 17 часов 08 минут, в то время, когда 25 лет назад «Комсомолец» ушел на дно, корабли и суда приспустят Андреевские флаги, и начнется минута молчания.

Эта подводная лодка имела сверхпрочный титановый корпус и была способна вести боевые действия на глубине, более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок.

В августе 1984 года «Комсомольцем» был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения – 1020 м. Кроме экспериментов субмарина участвовала в различных учениях флота и выполняла задачи боевой службы, в частности, принимала участие в противолодочном охранении подводных ракетных крейсеров стратегического назначения от подводных лодок вероятного противника.

7 апреля 1989 года на борту «Комсомольца» начался пожар: загорелся самый крайний, кормовой отсек. Буквально за считанные минуты температура достигла 1000 градусов, и пламя подступило к атомному реактору.

— Произошло возгорание пусковой станции насоса первого контура – насоса, который качает воду через реактор, — вспоминал в интервью «Коммерсантъ» один из выживших, командир реакторного отсека АПЛ Андрей Махота. Он не покинул пост, пока реактор не был заглушен.

«Комсомолец» смог всплыть, и экипаж успел поверить, что опасность миновала. Эта надежда жила почти четыре часа, пока лодка уверенно держалась на плаву. В это время моряки перевязывали пострадавших, проветривали помещения, как вдруг лодка задрала нос и стремительно пошла ко дну. Выжить удалось тем, кто остался снаружи:

— Лодка опускается, погружается, я за корпус держусь, он скользит, уходит вниз, — вспоминал Андрей Махота.

— Командир вышел наверх, осмотрел акваторию, что происходит вокруг, но, зная, что внизу еще осталась часть экипажа, он добровольно, при полной памяти, нырнул вниз. И когда мы говорим, что такое воинский долг – это он и есть, наверное, — рассказывал «Коммерсанту» о последних минутах лодки офицер-акустик «Комсомольца» Игорь Калинин.

До спасательной капсулы в рубке лодки добраться смогли пятеро, но корпус лодки начал лопаться, а капсула никак не отсоединялась, пока на глубине почти 1700 метров от очередного взрыва она не оторвалась и не начала стремительно всплывать. От перепада давления на поверхности капсулы выдрало люк, мичмана Черникова выбросило из камеры, и он погиб от удара о воду. Вслед за этим капсула затонула вместе с командиром и еще двумя моряками. Спасся только один – мичман Слюсаренко.

Те, кто сумел выбраться с «Комсомольца», полтора часа продержались в ледяной воде и пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»:

— После того, как лодка ушла под воду, мы услышали какие-то хлопки, взрывы. Мы тогда думали, что это взрыв на подлодке, на которой остался командир. В этот момент мы запели песню «Варяг». Песню пели не потому, что хотелось петь, а чтобы поддержать друг друга, — рассказывает Игорь Калинин.

За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга, все 69 членов экипажа были награждены орденами «Боевого Красного Знамени». 42 – посмертно.

А дальше началась эпопея с поиском виновных и вариантов подъема лодки.

Всего в районе гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989—1998 годах. Плавательные аппараты «Мир» совершили 70 погружений на глубину 1700 метров, где лежал «Комсомолец».

Читайте также:  Как прозвонить катушку зажигания лодочного мотора

Лодка погрузилась в ил примерно на два с половиной метра и лежала ровно на киле. Видимые незначительные разрушения коснулись легкого корпуса, но главным образом – носовой части. Винты и вся корма остались целыми. Примерно в ста метрах от «Комсомольца» водолазы обнаружили спасательную капсулу. Верхний люк ее оказался открытым.

— На дно Норвежского моря вместе с 20 обычными торпедами ушли и две ядерные боеголовки. Внутри реактора осталось смертельное для всего живого топливо.
В случае выброса плутония 239, а, вернее, его соединений – гидрохлоридов и гидрооксидов – рыболовство в данной акватории придется прекратить минимум на семь веков. Период полураспада этого вещества составляет 22,5 тысячи лет, а безопасным оно станет аж через 200 тысяч лет, — писал доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, вице-адмирал Тенгиз Борисов в публикации «Попытка подъема ВСК «Комсомолец».

Правительство СССР заявило, что корабль изготовлен из титана, который не подвержен коррозии. Поэтому вредные выбросы в окружающую среду исключены. То, что на дне моря лежит отсроченный вариант Чернобыля, обсуждают до сих пор.

В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не представляется возможным».

Источник: severpost.ru

Гибель «Комсомольца»: 33 года трагедии в Норвежском море

Ровно 33 года назад в результате катастрофы в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». На борту находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек, в результате происшествия погибло 47 человек, в живых осталось только 27 моряков-подводников.

Характеристика подводной лодки «Комсомолец»

Подлодку «Комсомолец» К-278 проекта 685 “Плавник” спустили на воду в 1983-м. На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Она считалась воплощением новейших конструкторских решений и передовых технологий.

Главной особенностью подлодки был титановый корпус, который являлся преимущественной частью. «Комсомолец» ученые и конструкторы создавали 17 лет. Размер подводной лодки в длину составлял 110 метров, в ширину 12, м. Корабль мог достигать скорость 31 узлов, а предельная глубина погружения 1250 метров. Во время испытаний подводная лодка достигла рекордной глубины,1027 метров. Свидетели исторического погружения рассказывали, что корпус корабля испытывал перегрузки из-за давления воды, но выдерживал. К-278 могла стать командным пунктом, откуда можно было бы вести военные действия и управлять кораблями.

После испытаний, «Комсомолец» был принят на вооружения и совершил два боевых похода под правлением первого экипажа. Настала очередь 604-го флотского экипажа, однако на сушу вернулись не все.
28 февраля 1989 года корабль отправился в третий и последний военный поход. Под руководством командира Евгения Ванина экипаж состоял из 69 человек. Главной задачей похода была слежка за кораблями противника. В течение месяца на подлодке все было спокойно, корабль шёл на глубине 386 метров около Норвежского моря.

Трагедия

7 апреля в 11 часов в отчете подлодки было написано, что замечаний по неисправности нет. Через 3 минуты в «Комсомольце» сработал датчик о возгорании. Командир приказал подать огнегаситель в 7 отсек, но ничего не сработало. Специалисты сообщали, что скорее всего систему пожаротушения не активировали, из-за этого матрос погиб.

Читайте также:  Как вытащить лодку лебедкой

Следующей командой капитана стало всплытие на сушу, но из-за перебоя с электричеством, оборудование перестало работать, корабль остановился. Чтобы всплыть, нужно было вытеснить воду из бортовых цистерн. Действия были выполнены, но из-за повреждения трубопровода в седьмом отсеке продувной воздух пошел прямо на огонь, раздувая его все больше и больше.

По расчетам экспертов, температура горения могла доходить до 800-900 градусов. Пока подлодка всплывала, пожар стал масштабным и распространился на 6 отсек . На корабле сработала аварийная защита реактора, питание автоматически перешло на аккумуляторную батарею.

Дым распространялся по всей лодке и в скором времени в третьем отсеке из-за сбоев электросети загорелся пульт управления рулями. Огонь быстро устранили, но рули вышли из строя. В тоже время в четвертом отсеке заискрилось оборудование, в пятом отсеке произошла вспышка горючих газов, моряки получили ожоги.

В экстренных условиях экипаж экипировался в дыхательные аппараты, кто не мог дышать, сослуживцы выносили на свежий воздух. Через 1,5 часа была запущена система вентиляции отсеков, но в 7 отсеке все также был пожар. Газы и продукты горения начали выходить за борт.

Положение стало экстренным, стихия захватила все участки, кроме первого отсека, в котором находились моряки и за герметизировали дверь. Сообщение «SOS» дошло только с 8 раза. На сигнал о помощи был направлен самолёте и плавбаза. Через некоторое время подлодка начала тонуть с конца, поднимая нос к верху. Пока происходило потопление корабля, экипаж спасал секретную документацию.

Спустя 6 часов корма опускалась все ниже под воду, а нос поднимался выше.

После двадцати минут «Комсомолец» был похож на рыбацский поплавок и скрылся под воду. В ледяной воде Норвежского моря оказалось около 60 человек, был один спасательный плот, рассчитанный на двадцать человек. Кому не хватило место, держались за плот, морякам предстояло находиться в холодной воде больше часа. Однако, не все покинули корабль.

Пять человек, вместе с командиром закрылись во всплывающей камере. Но не все успели эвакуироваться, после закрытия шлюза раздался стук. Капитан приказал спасти опоздавшего, но подводники понимали, что могут погибнуть сами. Через пару минут стуки прекратились, вода топила отсеки. «Комсомолец» опускался на глубину более 1500 тысяч метров, но всплывающая камера не работала.

Вскоре, морякам удалось наладить работу всплывающей камеры, и они начали подниматься вверх. Однако, после всплытия, давление внутри камеры сорвала защелку люка, и он открылся. Одного офицера потоком воздуха вытянуло наружу и отбросило на двадцать метров, он погиб. Камера начала тонуть с командиром и двумя моряками, на плаву остался лишь Виктор Слюсаренко. Вскоре тех, кто был на плоту, и Слюсаренко спасли.

Основные причины

В результате этой трагедии погибло 42 человека, выжило 27 человек. После этого начались допросы и выясняя обстоятельств произошедшего. Из материалов следствия выяснилось, что основными причинами происшествия стала чрезмерная сложность и энергонасыщеность отсеков полуавтоматизированной АПЛ при малочисленном экипаже. Также слабое знание общекорабельных систем всеми категориями личного состава экипажа. Конструктивные особенности и недостатки проекта и не знание их экипажем.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!

Источник: www.osnmedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...