https://picturehistory.livejournal.com/11833.html/2018/10/03/
25 лет назад затонула советская атомная подводная лодка К-219, причины аварии до сих пор не преданы огласке.
4 октября 1986 года в газете «Правда» было опубликовано короткое сообщение ТАСС: «Утром 3 октября на советской атомной подводной лодке с баллистическими ракетами на борту в районе примерно 1000 км северо-восточнее Бермудских островов в одном из отсеков произошёл пожар. Экипажем подводной лодки и подошедшими советскими кораблями производится ликвидация последствий пожара.
На борту подводной лодки есть пострадавшие. Три человека погибли. Комиссия пришла к выводу, что опасности несанкционированных действий оружия, ядерного взрыва и радиоактивного заражения окружающей среды нет». На самом деле погибли четыре человека, а впоследствии скончалось еще четверо моряков. Через два дня лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 метров.
Гибель советской подводной лодки С-178 в результате тарана
Что же произошло?
Маневр «Сумасшедший Иван»
3 сентября 1986 года атомный подводный крейсер стратегического назначения К-219 вышел из военной базы Гаджиево и направился к побережью США, где должен был нести боевую службу с 15 ядерными ракетами на борту. Командир атомохода капитан первого ранга Игорь Британов предпринял на переходе ряд мер скрытности: маскировался в шумах попутного сухогруза, тщательно огибал установленные на морском дне технические средства американской гидроакустической системы обнаружения подводных лодок СОСУС. Однако К-219 все-таки была засечена в районе Исландии, и командование ВМС США получило сведения о входе неизвестной субмарины в Атлантику.
Навстречу нашей лодке, как позже стало ясно, вышла американская субмарина. 3 октября, за несколько часов до входа в зону патрулирования, в 680 милях на северо-восток от Бермудских островов произошёл гидроакустический контакт с подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta (SSN-710).
Капитан первого ранга Британов применил специальный маневр (американцы называют его «Сумасшедший Иван») с целью обнаружения следующей в кильватере лодки противника. В этот момент произошел удар, ракетная шахта №6 разгерметизировалась и в неё хлынула вода. При ее взаимодействии с компонентами ракетного топлива образовалась взрывоопасная смесь.
Произошел взрыв, который разрушил внешнюю стенку прочного корпуса и плутониевые боеголовки ракеты. Некоторые части ракеты вылетели в море, остальные упали внутрь крейсера и, в реакции с водой, начали вырабатывать ядовитые газы. Через две минуты после взрыва командиру К-219 удалось поднять АПЛ на поверхность воды. Экипаж покинул полузатопленный загазованный четвёртый (ракетный) отсек и задраил герметичные переборки.
Борьба за живучесть
Началась борьба за живучесть крейсера. Поначалу моряки сумели уменьшить распространение ядовитых примесей из аварийного четвертого в другие отсеки. Но через поврежденные магистрали и трубопроводы по лодке все-таки медленно расползался ядовитый туман. Местами уровень загрязненности превышал предельно допустимый в 2—3 тысячи раз.
Было предпринято несколько попыток слить компоненты топлива и прокачать забортной водой ракетную шахту. Но они оказались безуспешными. Аварийная партия в спецснаряжении сумела пробраться в четвертый отсек и вынести тела погибших. Через четырнадцать часов непрерывной борьбы за жизнь корабля пожар прорвался в пятый отсек. Вскоре сработала аварийная защита реакторов.
При этом компенсирующие решетки, заглушающие реактор, автоматически должны опускаться вниз. Однако они «зависли». На двигатели их приводов не поступало электропитание, перегорели кабели. Теперь нужно было во что бы то ни стало заглушить реактор. Ведь в любую минуту мог произойти ядерный взрыв. А дело, кстати, было очень близко от берегов США.
Кому-то нужно было идти на смертельный риск.
Первым в аварийный отсек отправился командир группы Николай Беликов. Он спустился на крышку реактора. Отвернул контргайку на одном из приводов ручного опускания КР. Вставил специальный ключ. И сумел опустить первую решетку. Но высокая температура в реакторном дала о себе знать: Беликов, едва вернувшись в соседний отсек, потерял сознание.
Очнувшись, офицер ушел обратно в реакторный отсек уже с матросом Сергеем Премининым. Вместе опустили на нижний концевик еще две решетки. И опять, выйдя передохнуть в соседний отсек, Беликов потерял сознание. Сергей Преминин (вечная ему память!) в одиночку еще раз добрался до реактора и вручную заглушил последнюю решетку. Обратно выйти он уже не смог.
Бушующий огонь отрезал ему путь к жизни. Парень сгорел, предотвратив ядерную катастрофу в десятки раз страшнее Хиросимы.
Через 77 часов борьбы за живучесть лодки стало ясно, что ее не спасти. Экипаж перебрался на прибывшее в точку бедствия спасательное судно. Последним покинул лодку ее командир, капитан второго ранга Британов — в 11.00 6 октября. В 11.03 К-219 затонула, унося в своем чреве тело матроса Сергея Преминина — простого парнишки из деревни Скорняково, что недалеко от Великого Устюга — третьего, младшего сына в крестьянской семье.
Почему замолчали трагедию
Несмотря на начавшуюся в стране гласность, о подвиге Сергея Преминина народ не узнал. Дело в том, что уже в середине октября в американскую прессу просочилось сообщение о том, что «атомная подводная лодка ВМС США в ходе патрулирования в Атлантическом океане получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом». Горбачев в это время готовился к встрече с Рейганом в Рейкьявике, и трагедию засекретили.
Правда, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1987 года: «За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, наградить орденом Красной Звезды Преминина Сергея Анатольевича, матроса (посмертно). » Но с чем это связано, мало кто знал. Тихонько уволили из Вооруженных сил капитана второго ранга Британова. Так же безгласно расформировали экипаж К-219.
В том, что катастрофа произошла в результате столкновения с американской ПЛ, мало кто из военных моряков сомневается. Когда после взрыва наша лодка всплыла в надводное положение и был отдраен верхний рубочный люк, старший помощник командира капитан третьего ранга Сергей Владимиров обнаружил вдоль левого борта, от аварийной шахты и далее в корму, двойную борозду, отливающую металлическим блеском.
Обратили на нее внимание и другие члены экипажа. Откуда она взялась? Специалисты так и не нашли убедительного объяснения. Одни предполагают, что это результат воздействия оторванной крышки аварийной шахты. Другие, приводя расчеты, доказывают, что свежий след на металле не мог быть прочерчен крышкой, что дело не обошлось без воздействия постороннего предмета, возможно, даже и иностранной подводной лодки.
Впрочем и американская пресса косвенно подтверждает такую версию. Вот, например, что писала газета «Вашингтон пост»: «Американские специалисты-подводники подтвердили, что еще до того, как Горбачев известил Рейгана о случившемся, США уже знали о происшедшем на советской подводной лодке. Хотя они не пожелали раскрыть детали относительно того, кто первым передал сообщение об аварии, вероятно, что оно поступило от американской субмарины, осуществляющей слежение за советской ПЛ».
В те октябрьские дни в американской печати авария на нашей АПЛ освещалась с налетом сенсационности, но в целом информация была взвешенной. В местные газеты иногда просачивались кое-какие детали.
Например, о том, что в первой половине октября 1986 года АПЛ ВМС США «Аугуста» в ходе патрулирования в Атлантике получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом и прибыла в порт приписки Нью-Лондон (штат Коннектикут) для ремонтных работ в сухом доке. Указывалось, что в результате осмотра выявлено повреждение носовой части корпуса и обтекателя гидроакустической станции. К ремонту субмарины привлекли строго ограниченный круг специалистов частной фирмы. Официальные представители ВМС США комментировать происшедшее отказались. Кстати, через 15 лет ситуация полностью повторилась с ремонтом американской АПЛ «Гротон» после гибели АПЛ «Курск»!
Тогда, если вспомнить, поначалу информационные агентства со ссылкой на источники в штаб-квартире НАТО и американской администрации сообщили о том, что в районе аварии «Курска» находились две американские подлодки, а также разведывательный корабль ВМС США «Лоялл2». Однако впоследствии официальные представители Пентагона и НАТО стали опровергать эту информацию.
Между тем на следующий день после аварии «Курска» российские средства технической разведки осуществили радиоперехват: американская подлодка «Мемфис» запросила разрешение на экстренный заход в Норвегию для ремонта. Когда эта информация стала достоянием западной прессы, вначале последовало опровержение, а затем не очень убедительное пояснение норвежских властей, что ремонт американской лодки плановый, однако что именно ремонтируется на субмарине, какими силами и где конкретно, от СМИ пока скрыто.
И это неудивительно. История подводных столкновений свидетельствует: еще никто и никогда не признавался в том, что совершил таран иностранной субмарины. Тем не менее, рано или поздно секретные документы военно-морских штабов, хранящие информацию об этих случаях, становятся достоянием гласности. Не станет, видимо, исключением и трагедия К-219.
Подводное противостояние
Кстати сказать, после того, как Кремль добился «дружбы с Америкой», подводное противостояние между нашими флотами не стало менее жестким. 11 февраля 1992 года протаранили друг друга наша атомная подлодка «Б-276» и американская «Батон-Руж». 20 марта 1993 года столкнулись российский подводный стратегический ракетный крейсер «К-407» и атомарина США «Грейлинг». Адмирал Игорь Касатонов в своих воспоминаниях «Флот вышел в океан» пишет: «20 подводных столкновений, в большей степени по вине американцев, произошло за последнее время».
Может сложиться впечатление, что в результате подводных столкновений большей частью страдают только наши лодки. Это совсем не так.
— Просто мы почти ничего не знаем о последствиях столкновений для американской стороны, — прокомментировал ситуацию известный спасатель контр-адмирал Юрий Сенатский. — Такие сведения наш стратегический соперник, конечно же, засекречивает. Но я, например, знаю случай, когда наша «К-306» так протаранила американскую «Патрик Генри», что та всплыла и экипаж начал энергично бороться за живучесть.
Наша «К-19» одним ударом «уложила» американскую лодку «Гэтоу» на дно Баренцева моря. Тогда только чудо спасло американцев от гибели. Так что в подводном столкновении шансы у обеих сторон примерно равны (при соизмеримости тоннажа). Правда, многое зависит и от того, какими частями соприкасаются лодки. Скажем, тот, кто ударил килем, конечно, имеет преимущество.
Именно по этой причине крупнотоннажные К-219 или «Курск» (24 тысячи тонн водоизмещения) могли получить тяжелейшую пробоину от столкновения с среднетоннажной (у американцев, к примеру, нет лодок свыше 8 тысяч тонн подводного водоизмещения) субмариной.
Погибли во время аварии на К-219: командир БЧ-2 капитан 3 ранга А. Петрачков, матрос-ракетчик Н. Смоглюк, машинист И. Харченко, реакторщик С.Преминин. Впоследствии умерли ещё четыре члена экипажа К-219: капитан третьего ранга В.Марков, капитан-лейтенант В. Карпачев, капитан второго ранга И. Красильников, старшина первой статьи Р.Садаускас.
Автор Сергей Турченко
Источник: marafonec.livejournal.com
Катастрофа на подводной лодке К-122 (21.08.1980)
12 августа 1980 года на Атомной торпедной подводной лодке К-122 разразилась трагедия… А в это время вся страна была в эйфории от успешного выступления советских спортсменов на Московской Олимпиаде. Естественно, что об аварии на атомной подводной лодке, унесшей жизни четырнадцати подводников, решили как всегда не распространяться…
Во время боевой службы в Филиппинском море у о.Окинава в подводном положении при переводе
нагрузки с одного борта на другой в седьмом отсеке на ПЛ возник пожар. Из-за нехватки
средств индивидуальной защиты подводники отравились угарным газом.
Погибло 14 моряков:
Мичман БЕЛЁВЦЕВ Владимир Васильевич-старшина команды торпедистов
Старшина 2 статьи АРХИП Борис Яковлевич-турбинист
Старший матрос МАКАРЕНКО Алексей Павлович-специалист ЗАС БЧ-4
Старший матрос ЕРИН Николай Васильевич-электрик
Старший матрос ЕРМОЛЕНКО Петр Алексеевич-электрик
Старший матрос ПОНОМАРЕНКО Виктор Григорьевич-трюмный
Старший матрос СОЛОВЕЙ Владимир Ильич-рефрижераторщик
Старший матрос ГОРДОДЕЛОВ Юрий Федорович-трюмный
Матрос ЗАИКИН Владимир Васильевич-трюмный
Матрос КЛИМЕНКОВ Виктор Павлович-кок
Матрос МЕЛЬНИКОВ Андрей Семенович-электрик
Матрос МЕЛЬНИКОВ Олег Владимирович-электрик
Матрос СЕНОТРУСОВ Сергей Иванович-турбинист
Матрос ПУТИНЦЕВ Николай Владимирович-рефрижераторщик
Капитан-лейтенант ОКОЛЬНИКОВ Виктор-офицер ОО КГБ, Скончался в сентябре 1980 г. в п.Тихоокеанском
После ремонта состояние лодки расценено как неудовлетворительное, она больше в море не выходила и после 15 лет отстоя разделана на металл в 1995 году.
*Администрация проекта просит откликнуться уроженцев Ивановской области, очевидцев событий
Источник: 37kp.ru
novikovski
Эту аварию засекретили сразу же, боясь любой утечки информации, ведь на кону в годы холодной войны и серьёзного противостояния с США стояла военная целостность и честь всего Советского флота. К тому же, предприятие, на котором это произошло являлось секретным и любая информация автоматически подпадала под разглашение государственной тайны СССР.
Ровно 52 года назад 18 января 1970 года при строительстве атомной подводной лодки К-320 проекта 670 «Скат» на заводе «Красное Сормово» в городе Горький (современное название Нижний Новгород) произошла серьёзная радиационная авария атомного реактора.
На подлодке К-320, когда она находилась на стапеле, из-за халатности персонала и конструкторско-технологических недоработок произошёл несанкционированный запуск реактора, который проработал на запредельной мощности около 15 секунд.
Всего 15 секунд хватило, чтобы произошла катастрофа.
Авария произошла во время гидроиспытаний реактора и контура, по которому циркулирует теплоноситель — вода, которая охлаждает тепловыделяющие сборки ТВС. Специальные привода и электромоторы, внутри которых винт располагается на крышке реактора и этими винтами соединяются в реакторе с органами компенсации реактивности с компенсирующими решётками установлены не были. — на их место были установлены специальные временные технологические заглушки.
Обычная халатность и невнимательность рабочих. При проведении гидроиспытаний создалось огромное давление в реакторе и заглушки эти вырвало со своих мест, не выдержав этого давления. В эти отверстия устремилась вода, находящаяся в реакторе, но вместе с водой стали подниматься и органы компенсации реактивности — компенсирующие решётки. В результате подъёма органов компенсации, реактор вышел на полную мощность. Произошла классическая ядерная авария.
При этом произошло значительное радиоактивное заражение территории всего цеха, в котором строился атомный корабль.
Ровно 25 лет до 1995 года эта трагедия оставалось государственной тайной, не подлежащей разглашению. Поэтому все работы и аварию сразу же засекретили, боясь любой утечки информации.
Радиационная авария – это нарушение правил безопасной эксплуатационноядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при котором произошел выход радиоактивных продуктов распада или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящей к облучению населения и загрязнению окружающей среды. 18 января 1970 года в Нижнем Новгороде произошла радиационная авария.
На момент радиационной аварии непосредственно в помещении находилось 150-200 рабочих. Двенадцать монтажников погибли сразу, остальные попали под серьёзный радиоактивный выброс.
Серьезного и масштабного радиоактивного заражения местности удалось избежать из-за закрытости цеха. Ведь доки и все цеха, в которых производились подобные технические работы находились под определённой защитой согласно строгим правилам техники безопасности. Но загрязнения всё-таки не удалось избежать и был произведён значительный сброс радиоактивной воды в реку Волгу.
Уровень излучения в цехе достигал 60 тысяч рентген. Это огромные показатели. В тот день многие ушли домой, не получив необходимой дезактивационной обработки и медицинской помощи.
В 70-х годах прошлого века не было ещё разработано серьёзных правил оказания первой медицинской помощи получившим радиационное заражение пострадавшим и медицина не была должным образом подготовлена к работе с подобными пациентами. Лишь только после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году в стране появится комплекс эффективных мер работы с подвергнувшимися радиационному заражению пострадавшими. На дворе был 1970-й год и медицина о радиации имело недостоверную и скудную информацию. Шестерых серьёзно пострадавших доставили отдельным военным рейсом в больницу в Москву, трое из них скончались через неделю с диагнозом «острая лучевая болезнь», с остальных пострадавших взяли подписку о неразглашении произошедшего. Работала специальная комиссия.
Но время было потеряно. Только на следующий день рабочих начали отмывать специальными растворами. Но утаить происшествие от сотрудников предприятия было не реально. В тот же день 450 человек, узнав о произошедшем, уволились с завода.
Основные работы по ликвидации аварии, дезактивации и очистке цехов продолжались до 24 апреля 1970 года. В работах по очистке приняло участие более тысячи человек. На дезактивации работали в основном военные «срочники» из химических войск Советской армии, как их тогда называли «химиками». Молодые парни получали колоссальные дозы облучения на этом объекте. В последствии эти войска переименуют в РХБ.
За эти события завод «Красное Сормово» был награжден орденом Октябрьской Революции, а его директор М. Юрьев получил Героя Соцтруда. Из рядовых рабочих за участие в ликвидации последствий аварии никто правительственных наград не получил.
Ликвидаторы этой радиационной катастрофы долгое время не могли претендовать на какие-либо льготы. Официально завод «Красное Сормово» не производил подводных лодок и вся информация о заводе была секретная. Аварию, произошедшую 18 января 1970 года рассекретили лишь в середине 90-х годов, когда не осталось непосредственных свидетелей и участников.
Один из оставшихся в живых работников завода впоследствии вспоминал свой разговор с академиком Александровым, создателем реактора:
— С помощью каких приборов и механизмов проводили вы дезактивацию?
— Механизмы такие: ведро, швабра и тряпка — ими и мыли борта подлодки, стапели, полы и стены цеха. А дозиметристы потом за нами проверяли. Если не фонит, хорошо, а затрещит — перемывай заново.
— И куда же всю смытую радиоактивную грязь девали?
— Известно куда, в Волгу, она, матушка, все принимала.
— А сколько в живых осталось из вашей первой добровольческой команды?
— Как в известной песне: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят.» Да, только трое и выжило.
Никто тогда не задумался о степени и масштабе радиационного заражения непосредственно в сборочном цеху. Ведь громадный сборочный цех был разделен тонкой перегородкой на две основные секции. В одной стояли на стапелях две подводные лодки. Их после ядерного «хлопка» и окружающую территорию цеха начали дезактивировать.
В другой же части сварочного цеха за перегородкой собиралась третья подводная лодка обновлённого 671-го проекта. Это и был основной цех по сборке оборудования. И в этом сборочном цеху постоянно работало до полутора тысяч человек. Их труд не прекращался ни на день, работа велась посменно, ведь страна нуждалась в скорейшем изготовлении атомной лодки нового поколения.
Как-то само собой считалось, что тонкая кирпичная перегородка защитит судостроителей от проникновения радиации. Но ведь эти два сборочных цеха находились под одной крышей и радиационного загрязнение получило всё здание полностью. И обе половины цеха соединяли огромные ворота, а также общие вентиляция и водоснабжение.
Но тем не менее, очистку и дезактивацию произвели лишь в цехе номер один, где непосредственно произошла авария. А второй цех, где располагалась сборка новой лодки, не был дезактивирован и очищен. И люди после аварии продолжались работать, подвергая себя огромным дозам облучения.
Печальное прозрение пришло, как только люди стали уходить из жизни от лучевой болезни.
Эту аварию полностью рассекретили в 90-х годах прошлого века, когда уже ушли из жизни все участники этих событий. Но никто спустя время так и не дал полной исчерпывающей оценки действиям производившим дезактивацию компетентным органам и военным. Был допущен ряд существенных катастрофических ошибок в оценке масштабов загрязнения и способе дезактивации, повлекшей за собой причинение вреда жизни и здоровью огромного количества людей.
Почему не стали разбираться с этой аварией спустя годы огласки, когда гриф «совершенно секретно» сняли и стоило бы поднять эту тему для всеобщего обсуждения, оценки и огласки? Ответ очень очевиден и прост. Нет живых свидетелей и пострадавших, — а значит нет и самой аварии.
Катастрофы подобного уровня случались во многих странах мира, но в годы холодной войны и противостояния между СССР и США и речи не могло быть о какой-либо радиационной безопасности людей, ведь на кону стояло будущее всего мира.
Максим Новиковский
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ
МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ
МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ ТУТ
НА МОЙ ЖЖ ТУТ
Источник: novikovski.livejournal.com