Одной из самых сложных и опасных военных специальностей является профессия моряка-подводника. На протяжении десятков лет в Советском Союзе замалчивались случаи трагедий на субмаринах, которые становились причиной человеческих жертв. Ситуация изменилась в 1989-м году, когда вся страна содрогнулась от известия об аварии на подводной лодке «Комсомолец». Тогда же заговорили о других катастрофах, в том числе об обстоятельствах, при которых погибла подводная лодка К 8.
Характеристики
К-8 — это подводная лодка ВМФ СССР с атомным реактором, которая была создана в рамках реализации проекта 627 А «Кит». К ее строительству приступили в 1957-м году, и летом 1960-го года новая субмарина была зачислена в состав Северного флота. К-8 (подводная лодка) имела следующие технические характеристики:
Экипаж АПРК К 141. Подводная лодка Курск. (Документальный фильм) (12.08.2000)
- длина — 1074 см;
- ширина — 796 см;
- глубина погружения — 300 м;
- скорость под водой — 30 узлов;
- средняя осадка — 565 см;
- надводная скорость— 15,5 узлов.
Первые аварии
После того как К-8 (подводная лодка) была принята на вооружение советского ВМФ, на ней была зафиксирована первая непредвиденная ситуация: произошел разрыв трубы контура охлаждения с последующей утечкой теплоносителя и сильным выбросом радиоактивного газа. В результате часть экипажа получила довольно значительные дозы облучения, а у троих моряков были обнаружены признаки, характерные для острой лучевой болезни. Похожие инциденты произошли также 1-го июня и 8-го октября 1961-го года, поэтому на флоте стали говорить, что К-8 — подводная лодка, служба на которой опасна для жизни.
События, предшествующие катастрофе
В период с начала августа 1966 года по июль 1968 года атомная подводная лодка К-8 находилась на известном судоремонтном заводе «Звездочка», где на ней произвели капитальный ремонт. Кроме того, в мае 1969-го года командиром судна был назначен опытный подводник В.Б. Бессонов, сразу же завоевавший уважение экипажа. Таким образом, казалось, что скоро К-8 (подводная лодка) сможет восстановить свою репутацию, и ее больше не будут называть «проклятой».
Средиземноморский поход
Ночью на 17-ое февраля 1970-го года К-8 (подводная лодка), экипаж которой имел хорошую профессиональную подготовку, вышла с базы в Гремихе в свое первое и последнее длительное автономное плавание. Субмарине было предписано отправиться в район Северной Атлантики и принять участие в крупнейших учениях в истории ВМФ СССР под названием «Океан-70». Их начало было назначено на 14-ое апреля, а финал совпадал с днем празднования столетнего юбилея В.И. Ленина.
Несчастливая атомная лодка К 8
8 апреля
Гибель подводной лодки К-8 произошла в водах Бискайского залива. На тот момент она находилась недалеко от Азорских островов, и ничто не предвещало беды. 8 апреля при всплытии с глубины 160 м в рубке гидроакустиков К-8, где у подводной лодки проходят силовые кабеля, возник пожар. Одновременно командиру доложили о возгорании, которое произошло в 7-м отсеке.
Экипаж незамедлительно начал борьбу за жизнь, и через 5 минут субмарина оказалась в надводном положении. Ситуация осложнялась тем, что огонь стал очень быстро распространяться по подводной лодке через воздуховоды. В этот момент находящиеся в охваченном пожаром 7-м отсеке офицеры В. Хаславский, А. Чудинов, Г. Чугунов и Г. Шостаковский совершили настоящий подвиг: понимая, что они обрекают себя на гибель, моряки задраили люк и предотвратили тепловой взрыв. Кроме того, им удалось остановить атомный реактор.
9 апреля
После полуночи часть экипажа поднялась на мостик через центральный пост. В 2 часа ночи моряки с большим трудом отдраили люк 8-го отсека, вывели 4-х человек и вынесли 15 трупов. Причиной гибели людей было сильное задымление и отсутствие средств защиты. Также удалось спасти 19 членов экипажа из 4-го отсека. Пока лодка находилась на плаву, моряки продолжали борьбу за жизнь.
После полудня волнение моря увеличилось, и подводная лодка стала давать крен. Для противодействия данной ситуации было произведено продувание цистерн главного балласта, однако оно не дало положительных результатов.
Позже 43 члена экипажа были эвакуированы на транспорт, а оставшиеся размещены в первых двух отсеках и на мостике.
Спасение и потери
Большая часть личного состава К-8 была вывезена на теплоходе «Авиор», принадлежащего Болгарии. В условиях сильного шторма часть экипажа продолжила борьбу за спасение судна, однако субмарина все же затонула. Гибель атомной подводной лодки К-8 стала первой крупной потерей отечественного атомного флота. Всего погибло 52 члена экипажа, а сама субмарина осталась навечно лежать в 490 км от берегов Испании на глубине 4680 м.
Расследование
Для выяснения обстоятельств гибели судна в Североморске сразу же начала работать правительственная комиссия. Туда же на плавбазе «Волга» доставили членов экипажа. Спустя несколько дней им предложили проиграть весь ход событий, произошедших 8-9-го апреля на борту подводной лодки К-181, являющейся точной копией К-8. Это следственное действие позволило установить, что и командование субмарины, и ее экипаж в условиях чрезвычайной ситуации вели себя исключительно профессионально и грамотно.
Правительственным указом погибшему капитану подводной лодки В.Б. Бессонову присвоили звание Героя Советского Союза, а всех остальных мичманов и офицеров наградили орденом Красной Звезды. Что касается матросов, то и погибшие, и оставшиеся в живых были представлены к медалями Ушакова.
Память
Как это было принято во времена СССР, авария на К-8 не получила большой огласки. Однако две улицы в городе Гремиха были переименованы в честь командира субмарины и судового врача Ю. Ильченко. Последний пожертвовал жизнью, уступив свой дыхательный аппарат одному из прооперированных членов экипажа, который на момент аварии находился в лазарете.
Спустя 4 года после аварии в этом же городке был установлен монумент. На нем можно увидеть членов экипажа К-8 (подводная лодка), список погибших и надпись «морякам-подводникам, погибшим на боевых постах, до конца выполнившим долг свой».
Теперь вы знаете, как погибла одна из первых атомных субмарин отечественного флота, и что стало причиной этой катастрофы.
Славный Санкт-Петербург богат музеями. Порой весьма необычными! Среди них есть музей-подводная лодка С-189. Это судно долгое время было действующим, побывало во множестве боевых походов. Именно эта подводная лодка С-189 участвовала на военном .
Трудно представить, кем бы мог стать в жизни Павел Подкользин, рост которого составляет 226 см, если бы не баскетбол. Дело, которому он посвящает свою жизнь.
Подводная лодка С-13 стала настоящей легендой Великой Отечественной войны. Споры и рассуждения о ней волнуют многих и по сей день. О ней и о том, благодаря чему она вошла в историю, расскажет данная статья.
Время – заклятый враг, который неумолимо уносит в небытие имена людей, что погибли, исполняя свою работу, превращая трагедию в еще одну дату на страницах истории. Почти два десятилетия прошло с того момента, когда затонула подлодка «Курск», а вместе .
Выросший в волгоградских степях Геннадий Петрович Лячин связал свою жизнь с морем. Командир суперсовременной субмарины обязан делом всей жизни отцу будущей супруги, потомственному моряку, привившему любовь к военно-морскому флоту. Её он передаст своему сыну, навеки оставшись в памяти современников капитаном трагически погибшего в водах Баренцева моря 12.08.2000 года АПРК «Курск».
Большинство ученых-ихтиологов считают, что страшные белые акулы, названные «мегалодон», давно вымерли. Однако есть теории и факты, говорящие о том, что акула-субмарина (так прозвали этот подвид белых акул) все еще обитает где-то там, в пучине океанских глубин, недоступных для человека. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, основываясь на записях ученых, их находках и теориях.
В двадцатом веке гибель таких судов, пожалуй, не была редкостью. В северной части тихоокеанской акватории покоятся останки наиболее известной подлодки в истории. Долгое время информация об этих событиях держалась в секрете, даже точное место, где затонула субмарина, умалчивалось. Подумать только: огромная атомная подводная лодка прекратила свое существование, унеся жизнь девяноста восьми советских офицеров.
О существовании РКВП «Бора» долго не распространялись, он был окружен завесой полной секретности. Как, впрочем, многие военные объекты России. «Бора» – корабль, аналогов которому просто нет во всем мире. Легкость, маневренность, скорость его настолько высоки, что его не способны догнать торпеды и даже самонаводящиеся ракеты. На Черноморском флоте неоднократно проводились учения, где экипаж РКВП отлично справлялся с поставленными задачами, ведя успешные бои с кораблями условных противников.
Источник: autogear.ru
К-8: советская атомная подлодка с трагической судьбой
Подлодка, ставшая первой потерей советского атомного флота.
Атомная подводная лодка К-8 проекта 627А «Кит» была спущена на воду 31 мая 1959 года, а в августе 1960 года вступила в состав Северного флота. Спустя всего полгода на ней произошла первая большая авария.
13 октября в одном из реакторов произошла утечка теплоносителя — разорвалась труба контура охлаждения. Действия были предприняты немедленно: дабы избежать расплавления активной зоны реактора, экипаж перешел на резервную систему охлаждения.
Но полностью трагедию предотвратить не удалось. Произошел выброс радиоактивного газа, и у троих членов экипажа началась острая лучевая болезнь. Еще 13 человек получили большую дозу облучения во время ликвидации аварии.
Тем не менее на капитальный ремонт К-8 отправили лишь через шесть лет. До этого аварии, связанные с разрывами трубопроводов контура реакторов, происходили еще два раза — в июне и октябре 1961 года. И каждый раз члены экипажа получали дозу облучения. Но самая большая трагедия произошла с подлодкой К-8 в апреле 1970 года.
Последний рейс
Учения «Океан-70» в Северной Атлантике должны были стать самыми большими учениями в истории советского ВМФ: в них принимали участие силы всех флотов СССР. Предполагалось, что учения начнутся 14 апреля и триумфально завершатся к 100-летию со дня рождения Ленина 22 апреля.
Разумеется, К-8, дежурившая в это время в Средиземном море, тоже должна была принять участие в таком событии. Она выдвинулась к месту учений в начале апреля. Подлодка находилась в районе Азорских островов, когда начались проблемы.
Вечером 8 апреля, во время шторма, когда лодка поднималась с глубины 160 метров для сеанса радиосвязи, в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту атомной подлодки, возник пожар.
К центральному посту немедленно прибыло все командование лодки. Им тут же сообщили, что другой пожар зафиксирован в седьмом отсеке. К этому моменту лодка приняла надводное положение, и пожар начал стремительно распространяться по воздуховодам.
Памятник экипажу К-8 в поселке Гремиха работы скульпторов Малютина и Бесчастной. Из личного архива детей скульпторов
Находившиеся на посту главной энергетической установки офицеры ценой собственной жизни предотвратили возможность теплового взрыва: они задраили двери, отрезав себе выход, и принялись глушить ядерные реакторы.
В соседнем восьмом отсеке, где находились 20 человек, спастись удалось лишь четверым: концентрация окиси углерода в воздухе была уже критической. Из девятого отсека, где находились 19 человек, спаслись лишь пятеро, в том числе старшина Юрий Ильченко — ему корабельный врач Арсений Соловей отдал свой дыхательный аппарат.
Всего за пять дней до аварии, Соловей удалил Ильченко аппендицит. Старшина вспоминал, как доктор сказал ему: «Я обязан тебя спасти. Я тебя прооперировал и отвечаю за твою жизнь. А за меня не беспокойся, я знаю, что нужно делать».
Все, кто успел спастись с горящей подлодки, эвакуировались на успевший подойти болгарский грузовой теплоход «Авиор». Тем временем к месту аварии спешили и советские боевые суда, которым об аварии сообщили болгары.
На подлодке осталась боевая смена из 22 человек под командованием 37-летнего Всеволода Бессонова, которая в условиях 8-балльного шторма боролась за подлодку. Наконец прибыли три советских судна. Они попытались взять К-8 на буксир, но подлодка уже потеряла продольную остойчивость и пошла ко дну. Несколько человек из боевой смены успели прыгнуть за борт, но из-за шторма спасти их не удалось.
Трагическая гибель атомной подводной лодки К-8, затонувшей примерно в 490 км к северо-западу от испанского побережья на глубине около 5 тысяч метров вместе с четырьмя ядерными торпедами, стала первой потерей советского атомного флота.
Погибли 52 человека. Поскольку действия капитана и команды в ходе расследования были признаны абсолютно правильными, все посмертно были награждены орденом Красной Звезды. А капитану Бессонову, тоже посмертно, присуждено звание Героя Советского Союза.
Источник: ekabu.ru
Гибель атомной подводной лодки К-8 (8 апреля 1970 г.)
Атомный подводный флот всегда являлся предметом гордости нашей страны, поскольку располагал и располагает самыми передовыми технологиями применения атомной энергии для нужд военно-морского флота. Опыт применения атомных подлодок не обошелся без «ложек дегтя», представленных неоднократными затоплениями машин и даже весьма крупными радиационными авариями. В сегодняшней статье мы расскажем историю, которая закончилась печально, хотя могла иметь и гораздо худшие последствия, если бы не проявленный героизм моряков-соотечественников.
17 февраля 1970 года для атомной подводной лодки К-8 начался рейс, который должен был завершиться символично 22 апреля 1970 года — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, однако подводная лодка не смогла принять участие в юбилейных учениях.
8 апреля 1970 года в 22 часа 30 минут, находясь в водах Бискайского залива, севернее Азорских островов, субмарина К-8 на глубине 120 метров всплывает под перископ для проведения сеанса радиосвязи, но тут возникает обстоятельство, помешавшее обмену информацией, — короткое замыкание. Практически одновременно начинает гореть рубка гидроакустиков третьего (центрального) отсека и труднодоступный седьмой (электротехнический) отсек. Аварийная тревога сработала оперативно, в ту же минуту на центральный пост прибыли командир подводной лодки и командир электромеханической боевой части, началась активная борьба за живучесть корабля. Подводная лодка, не подававшая вида о возникшей на борту чрезвычайной ситуации, всплыла в надводное положение. Система воздушно-пенного тушения успешно ликвидировала открытый огонь в третьем отсеке, однако проблема сильного задымления и высокой концентрации угарного газа осталась нерешенной, и личный состав третьего отсека перевели в четвертый.
С седьмым отсеком дела обстояли гораздо хуже: очаг горения находился в регенерации — установке, производящей кислород из морской воды для дыхания личного состава в замкнутом объеме подводной лодки. Это значило, что температура пламени в отсеке могла достигать порядка 3000 градусов, потушить такое не представлялось возможным, катастрофа оказалась неизбежной.
В результате вышла из строя силовая электросеть, и сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта. Ядерную установку правого борта необходимо было глушить вручную. Этим занималась боевая смена поста управления главной энергетической установки (ГЭУ): капитан 3-го ранга Валентин Хаславский, капитан‑лейтенант Александр Чудинов и старшие лейтенанты Георгий Шостаковский и Геннадий Чугунов. Сознавая, что пламя из горящего седьмого отсека может ворваться в пост управления реакторами, и к каким катастрофическим последствиям это может привести, офицеры наглухо задраили переборку и заглушили ядерный реактор. Ценой жизней расчета ГЭУ был предотвращен тепловой взрыв в Бискайском заливе у берегов Испании, вероятные последствия которого сложно описать как с внешнеполитической, так и с экологической точек зрения.
Атомная подводная лодка дополнительно была оснащена дизель‑генераторами, которые и начали работать после остановки ядерных реакторов, однако нагрузка на них оказалась непомерно высокой из-за обесточенного щита гребного электродвигателя в седьмом отсеке. Уже спустя 40 минут работы дизели перегрелись, и в целях безопасности их было необходимо отключить. Вскоре подводная лодка оказалась полностью обесточенной, борьба за живучесть корабля была на грани проигрыша. Отсутствие электропитания также не позволило командиру подлодки связаться с командованием Военно-морского флота.
Тем временем продукты горения, из не снижавшего своей мощности пожара в седьмом отсеке, начали проникать во все остальные отсеки подводного аппарата. Жизнедеятельность в половине отсеков без средств защиты органов дыхания оказалась невозможной. Но экипаж не думал сдаваться. К двум часам ночи 9 апреля командир К-8 приказал вывести на палубу людей, закупоренных по всем отсекам внутри прочного корпуса.
Не все отсеки смогли выйти на связь. На тот момент от воздействия опасных факторов пожара из 125 членов экипажа погибли 30 человек, в том числе корабельный врач капитан медицинской службы Арсений Соловей. Он надел на находящегося в лазарете после операции старшину 1-й статьи срочной службы Юрия Ильченко свой дыхательный аппарат. Старшина выжил, а врач погиб.
Несмотря на многочисленные сигналы SOS сигнальными ракетами, помочь терпящей бедствие подлодке смогли лишь на утро 10 апреля, через 30 часов после начала аварии. К подводной лодке были направлены находившиеся недалеко корабли и суда. Болгарское судно «Авиор», откликнувшееся на сигнал бедствия, оставалось рядом с аварийным кораблем на протяжении нескольких часов, за которые успешно эвакуировались 43 человека, не занятые ликвидацией аварии.
Вода начала заполнять корму подлодки, все выше задирая нос корабля. Процессу затопления способствовал и зарождающийся шторм. В ночь с 10 на 11 апреля к месту аварии прибыли три корабля ВМФ СССР, но в условиях шторма буксировка подводной лодки оказался невозможной. Однако из огненного заточения удалось спасти еще 30 моряков. На борту подлодки осталось 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля.
Утром 12 апреля запасы плавучести и продольной устойчивости были окончательно исчерпаны. Подводная лодка затонула на глубине 4125 метров в Бискайском заливе Атлантического океана. В результате аварии погибли 52 члена экипажа. Правительственная комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что командир действовал правильно. Гибель подводной лодки К-8 — первая в перечне крупных катастроф, связанных с отечественным атомным флотом.
Командиру подводной лодки К-8 капитану 2-го ранга Всеволоду Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. Оставшиеся в живых также были удостоены государственных наград. В городе Островной (Гремиха) Мурманской области установлен памятник с именами всех погибших на К-8 подводников.
Две улицы военного городка назвали именами командира Всеволода Бессонова и капитана медицинской службы Арсения Соловья. В Николо‑Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга открыта мемориальная доска в память погибших моряков-подводников К-8.
Дата для календаря: 08.04.2023
Идентификационный номер: К-00
Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.
Источник: propb.ru