К-219 были проекта 667А Подводная лодка с баллистическими ракетами класса «Навага» (по классификации НАТО Янки I) ВМФ СССР. На нем было 16 ракет Р-27У на жидком топливе с НДМГ с тетроксидом азота (NTO) и 32 или 48 ядерными боеголовками.
К-219 был причастен к тому, что стало одним из самых спорных инцидентов с подводной лодкой во время холодной войны в пятницу, 3 октября 1986 года. 15-летнее судно, которое в остальном было обычным делом Холодная война патруль ядерного сдерживания в Северной Атлантике в 1090 км (680 миль) к северо-востоку от Бермудских островов, пострадал от взрыва и пожара в ракетной трубе. Когда заглушка в крышке люка ракеты вышла из строя, соленая вода попала в ракетную трубу и вступила в реакцию с остатками жидкого топлива ракеты. Хотя официального объявления не было, Советский Союз утверждал, что утечка была вызвана столкновением с подводной лодкой USS Augusta.
, хотя «Огаста» действовала в этом районе как Соединенные Штаты. ВМС и командир К-219 капитан 2 ранга Игорь Британов отрицают факт столкновения.
Последний поход К-219. Подвиг Сергея Преминина.
Инцидент описан в книге Враждебные воды, который реконструировал инцидент на основе описаний выживших, судовых журналов, официальных расследований и участников как на берегу, так и на плаву с советской и американской сторон.
Взрыв
Место происшествия
Вскоре после 05:30 по московскому времени утечка морской воды Шестая шахта К-219 прореагировала с ракетным топливом, образуя газы хлор и диоксид азота и тепло, достаточное для взрывного разложения дополнительных дымящихся азотная кислота для производства большего количества газообразного диоксида азота. Офицер по вооружению К-219 Александр Петрачков попытался с этим справиться, сняв крышку люка и выпустив ракетный ствол в море. Вскоре после 05:32 в шестой шахте произошел взрыв. К-219 ранее уже пострадал; один из ее ракетных стволов был уже отключен и заварен, будучи навсегда запечатанным после взрыва, вызванного реакцией между утечкой морской воды в шахту и остатками ракетного топлива.
Статья капитана первого ранга Игоря в подводной войне. Курдин, ВМФ России — предыдущий начальник К-219 (старший офицер ) — и лейтенант Уэйн Грасдок, USN описали происшествие следующим образом:
В 05:14 офицер БЧ-2 и машинист трюма / инженер в IV отсеке (передний ракетный отсек) обнаружил капающую воду из-под заглушки ракетной трубы №6 (третья труба в носовой части по левому борту). Во время предварительного сжатия пробки капельки превратились в ручей.
Офицер БЧ-2 сообщил о воде в ракетной трубе № 6, и в 05:25 капитан приказал подняться на безопасную глубину (46 метров), в то время как насос был запущен в попытке осушить ракетную трубу № 6. В 05:32 Из-под заглушки ракетной трубы стали исходить коричневые облака окислителя, и офицер БЧ-2 объявил аварийную сигнализацию в отсеке и сообщил о ситуации на ГКП. Хотя персонал, закрепленный за другими отсеками, покинул помещение, девять человек остались в отсеке IV. Капитан объявил об аварии. Экипажу потребовалось не более одной минуты на проведение первичных мероприятий по устранению повреждений, в том числе герметизацию всех отсеков. Через пять минут, в 05:38, произошел взрыв в ракетной трубе № 6.
ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ КАТАСТРОФА СО ВРЕМЕН ПЕРЕСТРОЙКИ! ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ! К 219.Последний поход!
Двое моряков погибли в результате взрыва, а третий вскоре скончался от отравления токсичным газом. Из-за бреши в корпусе судно немедленно начало поглощать морскую воду, быстро опускаясь с исходной глубины 40 метров (130 футов) и в конечном итоге достигнув глубины более 300 метров (980 футов). Герметизация всех отсеков и полное включение насосов забортной воды в пораженных отсеках позволило стабилизировать глубину.
До 25 моряков оказались в ловушке в запечатанном отсеке, и это произошло только после совещания с Специалисты по инцидентам сообщили, что капитан позволил главному механику открыть люк и спасти 25 жизней. По приборам было видно, что, хотя ядерный реактор должен был быть автоматически остановлен, этого не произошло.
Лейтенант Николай Беликов, один из руководителей реактора, вошел в реакторный отсек, но у него закончился кислород после поворота только одной из четырех стержневых сборок на первом реакторе. Двадцатилетний матрос Сергей Преминин затем вызвался остановить реактор, следуя указаниям главного инженера. Работая с полнолицевым противогазом, он успешно остановил реактор. Внутри отсека возник сильный пожар, повышающий давление. Когда Преминин попытался добраться до своих товарищей по другую сторону двери, перепад давления не позволил ему открыть ее, и впоследствии он умер от удушья в реакторном отсеке.
На ядерной установке. В безопасном состоянии и с достаточной остойчивостью, чтобы позволить ему всплыть, капитан Британов поднял К-219 на поверхность только на батареях. Затем ему было приказано отбуксировать судно на советском грузовом судне в порт приписки Гаджиево, находящийся на расстоянии 7000 километров (4300 миль). Хотя буксирный трос был прикреплен, попытки буксировки оказались безуспешными, и после последующих утечек ядовитого газа в последние кормовые отсеки и вопреки приказам Британов приказал экипажу эвакуироваться на буксирующее судно, но сам остался на борту К-219.
Недовольная неспособностью Британова отремонтировать свою подводную лодку и продолжить патрулирование, Москва приказала Валерию Пшеничному, офицеру службы безопасности К-219, взять на себя командование, перевести выживший экипаж обратно на подводную лодку и вернуться в строй. До того, как эти приказы были выполнены, наводнение достигло точки, которую невозможно восстановить, и 6 октября 1986 года К-219 затонул на дне Хаттерас Абиссальной равнины на глубине около 6000 м (18000 футов). Британов покинул корабль незадолго до затопления. Все ядерное оружие К-219 было потеряно вместе с судном.
Последствия
Преминин был посмертно награжден Орденом Красной Звезды за храбрость в обеспечении безопасности реакторы. Британову были предъявлены обвинения в халатности, саботаже и государственной измене. В тюрьму его не посадили, но ждал суда в Свердловске. 30 мая 1987 года министр обороны Сергей Соколов был уволен двумя днями ранее в результате происшествия с Матиасом Рустом и заменен Дмитрием Язовым ; впоследствии обвинения против Британова были сняты.
В 1988 году советское гидрографическое исследовательское судно Келдыш расположилось над затонувшим кораблем К-219 и обнаружило подводную лодку вертикально стоящей на песчаном дне. Он сломался надвое, позади боевой рубки. Несколько люков ракетных шахт были открыты, и ракеты вместе с ядерными боеголовками исчезли.
В массовой культуре
В 1997 году британцы Телевизионный фильм BBC Враждебные воды, сопродюсер с HBO, в главных ролях Рутгер Хауэр, Мартин Шин и Макс фон Зюдов, был выпущен в США компанией Warner Bros.. Он был основан на одноименной книге, в которой описывалась потеря К-219. В 2001 году капитан Британов подал иск, заявив, что Warner Bros. не запрашивала и не получала у него разрешения на использование его истории или его персонажа, и что в фильме события не были точно отражены и он выглядел некомпетентным. После трех лет слушаний суд вынес решение в пользу Британова. Российские СМИ сообщили, что создатель фильма выплатил компенсацию на общую сумму менее 100 000 долларов.
После выхода фильма ВМС США опубликовали следующее заявление относительно книги и фильма:
ВМС США обычно не комментируют операции подводных лодок, но в [sic ], поскольку сценарий настолько возмутительный, ВМС вынуждены отреагировать. Военно-морской флот США категорически отрицает, что какая-либо подводная лодка США столкнулась с советской подводной лодкой класса «Янки» К-219 или что ВМС имели какое-либо отношение к причине аварии, в результате которой была потеряна советская подводная лодка класса «Янки».
Статья на веб-сайте ВМС США, опубликованная капитаном 1 ранга в отставке Игорем Курдиным (бывший старпом К-219) и лейтенант-командиром Уэйном Грасдоком, отрицала какое-либо столкновение между К-219 и Огастой. Капитан Британов также отрицает столкновение, и он заявил, что его не приглашали выступать в качестве приглашенного докладчика на российских мероприятиях, поскольку он отказывается следовать интерпретации российского правительства инцидента с К-219.
В BBC В интервью, записанном в феврале 2013 года, адмирал флота Владимир Чернавин, главнокомандующий ВМФ СССР во время инцидента с К-219, говорит, что авария была вызвана неисправностью ракеты. трубы, и не упоминает о столкновении с американской подводной лодкой. Интервью проводилось для сериала BBC2 «Тихая война».
См. Также
На Викискладе есть материалы, связанные с К-219. |
- Список затонувших атомных подводных лодок
Примечания
Ссылки
- Заявление USN на Враждебных водах
- Книга памяти — К-219
- Курдин Игорь; Grasdock, Wayne (осень 2005 г.), «Потеря янки-ПЛАРБ», Undersea Warfare, 7 (5), заархивировано из оригинала 5 февраля 2007 г.. (заархивировано 05.02.2007).
- Хухтхаузен, Питер; Курдин, Игорь; Уайт, Р. Алан (1997), Враждебные воды, Лондон: Arrow Books, ISBN 0-09-926966-X
- Ирза, Джон (2004), «Soundings», IEEE Oceanic Engineering Society, XXXVIII (4), заархивировано из оригинала 16 декабря 2004 г., получено 29 ноября 2004 г.
- Offley, Edward (2007), «5. Русские идут», Скорпион вниз: потоплен Советами, похоронен Пентагоном: невыразимая история USS Scorpion, Westview Press, стр. 109 –142, ISBN 978-0-465-05185-4 ISBN 0-465-05185-5.
- Рамана, штат Мэриленд; Редди, К. Рамманохар (2003), Узники ядерной мечты, Ориент Лонгман, ISBN 978-81-250-2477-4, ISBN 81-250-2477-8.
Источник: alphapedia.ru
Забытые герои: 35 лет назад в Саргассовом море затонула легендарная советская АПЛ К-219
18 октября 1965 года родился Герой Советского Союза Сергей Преминин — трюмный машинист легендарной К-219. Он вдвоём с командиром отсека вручную заглушил вышедший из строя ядерный реактор субмарины.
17 октября 2021, 21:40
Атомная советская подводная лодка проекта «Навага» К-219 однажды уже терпела бедствие: через два года после спуска на воду, в 1973-м, в ракетную шахту № 15 проникла забортная вода. Она замкнула проводку и вызвала взрыв, в результате которого шахта была затоплена, погиб один из подводников. После этого ракету убрали, шахту заглушили, а лодку продолжили эксплуатировать. СССР находился в серьёзном противостоянии с США, и многие подводники ходили в дальние походы по два-три раза в год. В ответ на появление военных баз США в Западной Европе СССР старался усилить присутствие своего военно-морского флота у берегов Америки.
В свой последний поход К-219 вышла из порта Гаджиево 4 сентября 1986 года. Её путь лежал к берегам Америки, на борту находилось 15 ракет с ядерными боеголовками. Ещё до выхода в море на лодке была обнаружена неисправность — течь в ракетной шахте № 6, однако начальство закрыло на это глаза. Воду просто откачивали. Неисправность «выстрелила» 3 октября в водах Атлантики под нагрузкой, когда подлодка делала знаменитый русский манёвр «сумасшедший Иван» (крутой разворот под водой на скорости) — так подводники определяли, не следует ли за ними вражеская субмарина.
Катастрофа в Саргассовом море
В шахту хлынула морская вода. Чтобы не допустить взрыва, командир лодки капитан II ранга Игорь Британов приказал всплыть до глубины 50 метров, заполнить шахту водой и выстрелить аварийную ракету маршевыми двигателями. Это был единственный выход в сложившейся ситуации, иначе ракета могла взорваться прямо в шахте. Однако время было упущено — вода уже смешалась с компонентами топлива, при заполнении шахты водой прогремел взрыв, подлодка провалилась на глубину 350 метров.
Ракета и её боеголовки оказались частично разрушены, произошла разгерметизация шахты, ракетное топливо попало в отсек и, вступив в химическую реакцию с водой, превратилось в азотную кислоту. Незатопленное пространство отсека № 4 оказалось заполнено испарениями.
Британову ничего не оставалось, как аварийно продуть цистерны, избавляясь от балластной воды, и всплыть на поверхность. Одновременно с этим экипаж задраил люки повреждённого отсека, который разделил К-219 на две половины. Впереди располагался мостик и торпедный отсек, на корме остались реакторный отсек, медицинский и турбинный.
Экипаж начал бороться за выживание АПЛ, но ситуация ухудшалась с каждым часом. Положение осложнялось тем, что командование требовало во что бы то ни стало сохранить лодку, вокруг которой уже стали кружить стервятники — американские корабли и самолёты. К-219 могла бы справиться с задымлением, с пожаром, с тем, что взрывом были сорваны люки на других шахтах, но её доконали проблемы, которые начались в ядерном реакторе.
Вскоре после взрыва исчезло электропитание по правому борту. В правом реакторе сработала автоматическая защита, но решётка с защитными элементами, которые гасили реакцию, автоматически не опустилась, реактор стал разогреваться, и вскоре реакторный отсек заполнился радиоактивным паром. У Британова было два выхода — приказать экипажу покинуть подлодку или отправить людей, которые могли бы вручную опустить графитовые стержни реактора. Ситуация осложнялась тем, что на борту не было костюмов радиационной защиты, только прорезиненные комбинезоны, предназначенные для ремонта, и противогазы.
Тайны проекта «Андроген»: Как в НКВД занимались поисками вечной жизни и когда наработки засекретили
Сейчас многие ставят капитану в вину, что он предпочёл второе. Но он подчинялся приказу, а вокруг были враги, для которых советская подлодка представляла особый интерес. Они могли попытаться захватить субмарину в тот момент, когда экипаж её покинет. И, в отличие от советских моряков, защитные костюмы у них были. А значит, надо было бороться за лодку до подхода советских кораблей.
Идущие на смерть
Что чувствовал капитан, отправляя на смерть двух членов экипажа, можно только догадываться. Страшный выбор. В реакторную пошли двое — командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и трюмный матрос Сергей Преминин — 20-летний срочник, уроженец Вологодской области.
Простой деревенский парень, который попал на флот в 1984 году после окончания речного училища. Пэтэушник, как свысока назвали бы его в те годы столичные мажоры. Отец Сергея Анатолий Ефимович работал в совхозе электриком, а мать Валентина — отбельщицей тканей на Красавинском льнокомбинате. На борт К-219 Преминин попал после подготовки в учебке в Северодвинске. Это был всего лишь второй его поход.
Эти двое — командир и подчинённый — знали, что идут на смерть. В разогретой реакторной выгородке парило, температура воздуха достигла 70°C. Урановая баня, между нею и телом почти ничего. Тонкая резина защитного костюма, ткань формы и матросский тельник.
Или идти туда, или взрыв, гибель всего экипажа, радиоактивное загрязнение Гольфстрима и, быть может, ядерный конфликт между США и СССР. И они пошли.
Ещё одно предательство: 3 октября 1990 года ГДР объединилась с ФРГ на условиях, невыгодных для СССР
В радиоактивном аду они теряли сознание по очереди. Противогаз не спасал от продуктов горения. По очереди опускали изогнувшиеся от температуры решётки. Когда опустили две из них, Преминин потерял сознание. Командир отсека оттащил его под рожок вентиляции, а сам продолжил опускать третью решётку.
Опустил — и тоже провалился в жаркую, липкую тьму обморока.
Посланная за моряками аварийная команда вытащила товарищей в соседний отсек, но привести в сознание смогли только Сергея Преминина, Беликов в сознание не приходил, и его отнесли в медотсек. А Преминин, надышавшись кислородом, вернулся обратно в реакторную — закончить работу. Он знал, что погибнет, но не мог позволить кому-то ещё делать эту работу.
Тогда мертвецов могло быть уже двое. Следующие 15 минут были последними в его жизни. У героя хватило сил доложить, что работа выполнена, но выбраться из реакторной он уже не смог — из-за температуры лопнул воздуховод, от перепада давления случился подпор люка. У Сергея не хватило сил открыть его, не смогли помочь и товарищи, вручную пытавшиеся вскрыть заклинивший люк.
Сначала Сергей ещё отвечал на окрики командира: «Я жив. жив. » Потом замолчал. Произошло это 3 октября 1986 года.
Благодаря его подвигу и подвигу старшего лейтенанта Николая Беликова подлодка продержалась на плаву, пока не подошли советские суда. 4 октября экипаж эвакуировали, второй реактор левого борта был заглушён, на К-219 высадилась аварийная команда. 5 октября она пыталась сделать всё возможное, чтобы лодку можно было взять на буксир, но К-219 продолжала терять плавучесть.
Когда вода дошла до палубных надстроек, аварийщики покинули АПЛ. Утром 6 октября подлодка с заглушёнными реакторами затонула и опустилась на глубину больше пяти километров. В её радиоактивном трюме навсегда остался простой вологодский парень Сергей Преминин.
В аварии на К-219 погибли ещё три человека: командир ракетного отсека БЧ-2 Александр Петрачков, матрос Николай Смаглюк и машинист Игорь Харченко. Из-за последствий аварии позже скончались ещё четверо: капитан III ранга Марков, капитан-лейтенант Карпачев, капитан II ранга Красильников и старшина I статьи Садаукас. Старший лейтенант Николай Беликов выжил.
Пять историй: учителя, которые стоят за успехом миллиардеров
На советской родине моряков встретили сурово. Капитан Британов и капитан II ранга Красильников пошли под суд, а Беликова в благодарность за подвиг исключили из КПСС — за то, что оставил на борту К-219 партбилет. В 1987 году с офицеров сняли все обвинения, но Британов был уволен с флота без права ношения формы. Только в 1997 году Сергею Преминину было присвоено звание Героя России. В СССР его подвиг оценили лишь орденом Красной Звезды.
Источник: life.ru
Секретная катастрофа: Родина сказала «надо»…
4 октября 1986 года в газете «Правда» было опубликовано короткое сообщение ТАСС:
«Утром 3 октября на советской атомной подводной лодке с баллистическими ракетами на борту в районе примерно 1000 км северо-восточнее Бермудских островов в одном из отсеков произошёл пожар. Экипажем подводной лодки и подошедшими советскими кораблями производится ликвидация последствий пожара.
На борту подводной лодки есть пострадавшие. Три человека погибли. Комиссия пришла к выводу, что опасности несанкционированных действий оружия, ядерного взрыва и радиоактивного заражения окружающей среды нет».
На самом деле погибли четыре человека, а впоследствии скончалось еще четверо моряков. Через два дня лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 метров. Что же произошло?
Маневр «Сумасшедший Иван»
3 сентября 1986 года атомный подводный крейсер стратегического назначения К-219 вышел из военной базы Гаджиево и направился к побережью США, где должен был нести боевую службу с 15 ядерными ракетами на борту.
Командир атомохода капитан первого ранга Игорь Британов предпринял на переходе ряд мер скрытности: маскировался в шумах попутного сухогруза, тщательно огибал установленные на морском дне технические средства американской гидроакустической системы обнаружения подводных лодок СОСУС. Однако К-219 все-таки была засечена в районе Исландии, и командование ВМС США получило сведения о входе неизвестной субмарины в Атлантику.
Навстречу нашей лодке, как позже стало ясно, вышла американская субмарина. 3 октября, за несколько часов до входа в зону патрулирования, в 680 милях на северо-восток от Бермудских островов произошёл гидроакустический контакт с подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta (SSN-710).
Капитан первого ранга Британов применил специальный маневр (американцы называют его «Сумасшедший Иван») с целью обнаружения следующей в кильватере лодки противника. В этот момент произошел удар, ракетная шахта №6 разгерметизировалась и в неё хлынула вода.
При ее взаимодействии с компонентами ракетного топлива образовалась взрывоопасная смесь. Произошел взрыв, который разрушил внешнюю стенку прочного корпуса и плутониевые боеголовки ракеты. Некоторые части ракеты вылетели в море, остальные упали внутрь крейсера и, в реакции с водой, начали вырабатывать ядовитые газы.
Через две минуты после взрыва командиру К-219 удалось поднять АПЛ на поверхность воды. Экипаж покинул полузатопленный загазованный четвёртый (ракетный) отсек и задраил герметичные переборки.
Борьба за живучесть
Началась борьба за живучесть крейсера. Поначалу моряки сумели уменьшить распространение ядовитых примесей из аварийного четвертого в другие отсеки. Но через поврежденные магистрали и трубопроводы по лодке все-таки медленно расползался ядовитый туман.
Местами уровень загрязненности превышал предельно допустимый в 2—3 тысячи раз. Было предпринято несколько попыток слить компоненты топлива и прокачать забортной водой ракетную шахту. Но они оказались безуспешными. Аварийная партия в спец- снаряжении сумела пробраться в четвертый отсек и вынести тела погибших.
Через четырнадцать часов непрерывной борьбы за жизнь корабля пожар прорвался в пятый отсек. Вскоре сработала аварийная защита реакторов. При этом компенсирующие решетки, заглушающие реактор, автоматически должны опускаться вниз. Однако они «зависли». На двигатели их приводов не поступало электропитание, перегорели кабели.
Теперь нужно было во что бы то ни стало заглушить реактор. Ведь в любую минуту мог произойти ядерный взрыв. А дело, кстати, было очень близко от берегов США. Кому-то нужно было идти на смертельный риск.
Первым в аварийный отсек отправился командир группы Николай Беликов. Он спустился на крышку реактора. Отвернул контргайку на одном из приводов ручного опускания КР. Вставил специальный ключ. И сумел опустить первую решетку.
Но высокая температура в реакторном дала о себе знать: Беликов, едва вернувшись в соседний отсек, потерял сознание.
Очнувшись, офицер ушел обратно в реакторный отсек уже с матросом Сергеем Премининым. Вместе опустили на нижний концевик еще две решетки. И опять, выйдя передохнуть в соседний отсек, Беликов потерял сознание.
Сергей Преминин (вечная ему память!) в одиночку еще раз добрался до реактора и вручную заглушил последнюю решетку. Обратно выйти он уже не смог. Бушующий огонь отрезал ему путь к жизни. Парень сгорел, предотвратив ядерную катастрофу в десятки раз страшнее Хиросимы.
Через 77 часов борьбы за живучесть лодки стало ясно, что ее не спасти. Экипаж перебрался на прибывшее в точку бедствия спасательное судно.
Последним покинул лодку ее командир, капитан второго ранга Британов — в 11.00 6 октября. В 11.03 К-219 затонула, унося в своем чреве тело матроса Сергея Преминина — простого парнишки из деревни Скорняково, что недалеко от Великого Устюга — третьего, младшего сына в крестьянской семье.
Почему замолчали трагедию
Несмотря на начавшуюся в стране гласность, о подвиге Сергея Преминина народ не узнал. Дело в том, что уже в середине октября в американскую прессу просочилось сообщение о том, что «атомная подводная лодка ВМС США в ходе патрулирования в Атлантическом океане получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом». Горбачев в это время готовился к встрече с Рейганом в Рейкьявике, и трагедию засекретили.
Правда, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1987 года: «За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, наградить орденом Красной Звезды Преминина Сергея Анатольевича, матроса (посмертно). » Но с чем это связано, мало кто знал. Тихонько уволили из Вооруженных сил капитана второго ранга Британова. Так же безгласно расформировали экипаж К-219.
В том, что катастрофа произошла в результате столкновения с американской ПЛ, мало кто из военных моряков сомневается. Когда после взрыва наша лодка всплыла в надводное положение и был отдраен верхний рубочный люк, старший помощник командира капитан третьего ранга Сергей Владимиров обнаружил вдоль левого борта, от аварийной шахты и далее в корму, двойную борозду, отливающую металлическим блеском.
Обратили на нее внимание и другие члены экипажа. Откуда она взялась? Специалисты так и не нашли убедительного объяснения. Одни предполагают, что это результат воздействия оторванной крышки аварийной шахты. Другие, приводя расчеты, доказывают, что свежий след на металле не мог быть прочерчен крышкой, что дело не обошлось без воздействия постороннего предмета, возможно, даже и иностранной подводной лодки.
Впрочем и американская пресса косвенно подтверждает такую версию. Вот, например, что писала газета «Вашингтон пост»: «Американские специалисты-подводники подтвердили, что еще до того, как Горбачев известил Рейгана о случившемся, США уже знали о происшедшем на советской подводной лодке. Хотя они не пожелали раскрыть детали относительно того, кто первым передал сообщение об аварии, вероятно, что оно поступило от американской субмарины, осуществляющей слежение за советской ПЛ».
В те октябрьские дни в американской печати авария на нашей АПЛ освещалась с налетом сенсационности, но в целом информация была взвешенной. В местные газеты иногда просачивались кое-какие детали. Например, о том, что в первой половине октября 1986 года АПЛ ВМС США «Аугуста» в ходе патрулирования в Атлантике получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом и прибыла в порт приписки Нью-Лондон (штат Коннектикут) для ремонтных работ в сухом доке.
Указывалось, что в результате осмотра выявлено повреждение носовой части корпуса и обтекателя гидроакустической станции. К ремонту субмарины привлекли строго ограниченный круг специалистов частной фирмы. Официальные представители ВМС США комментировать происшедшее отказались. Кстати, через 15 лет ситуация полностью повторилась с ремонтом американской АПЛ «Гротон» после гибели АПЛ «Курск»!
Тогда, если вспомнить, поначалу информационные агентства со ссылкой на источники в штаб-квартире НАТО и американской администрации сообщили о том, что в районе аварии «Курска» находились две американские подлодки, а также разведывательный корабль ВМС США «Лоялл2». Однако впоследствии официальные представители Пентагона и НАТО стали опровергать эту информацию.
Между тем на следующий день после аварии «Курска» российские средства технической разведки осуществили радиоперехват: американская подлодка «Мемфис» запросила разрешение на экстренный заход в Норвегию для ремонта.
Когда эта информация стала достоянием западной прессы, вначале последовало опровержение, а затем не очень убедительное пояснение норвежских властей, что ремонт американской лодки плановый, однако что именно ремонтируется на субмарине, какими силами и где конкретно, от СМИ пока скрыто.
И это неудивительно. История подводных столкновений свидетельствует: еще никто и никогда не признавался в том, что совершил таран иностранной субмарины. Тем не менее, рано или поздно секретные документы военно-морских штабов, хранящие информацию об этих случаях, становятся достоянием гласности. Не станет, видимо, исключением и трагедия К-219.
Подводное противостояние
Кстати сказать, после того, как Кремль добился «дружбы с Америкой», подводное противостояние между нашими флотами не стало менее жестким. 11 февраля 1992 года протаранили друг друга наша атомная подлодка «Б-276» и американская «Батон-Руж».
20 марта 1993 года столкнулись российский подводный стратегический ракетный крейсер «К-407» и атомарина США «Грейлинг». Адмирал Игорь Касатонов в своих воспоминаниях «Флот вышел в океан» пишет: «20 подводных столкновений, в большей степени по вине американцев, произошло за последнее время».
Может сложиться впечатление, что в результате подводных столкновений большей частью страдают только наши лодки. Это совсем не так.
— Просто мы почти ничего не знаем о последствиях столкновений для американской стороны, — прокомментировал ситуацию известный спасатель контр-адмирал Юрий Сенатский. — Такие сведения наш стратегический соперник, конечно же, засекречивает. Но я, например, знаю случай, когда наша «К-306» так протаранила американскую «Патрик Генри», что та всплыла и экипаж начал энергично бороться за живучесть.
Наша «К-19» одним ударом «уложила» американскую лодку «Гэтоу» на дно Баренцева моря. Тогда только чудо спасло американцев от гибели. Так что в подводном столкновении шансы у обеих сторон примерно равны (при соизмеримости тоннажа). Правда, многое зависит и от того, какими частями соприкасаются лодки.
Скажем, тот, кто ударил килем, конечно, имеет преимущество. Именно по этой причине крупнотоннажные К-219 или «Курск» (24 тысячи тонн водоизмещения) могли получить тяжелейшую пробоину от столкновения с среднетоннажной (у американцев, к примеру, нет лодок свыше 8 тысяч тонн подводного водоизмещения) субмариной.
Погибли во время аварии на К-219: командир БЧ-2 капитан 3 ранга А. Петрачков, матрос-ракетчик Н. Смоглюк, машинист И. Харченко, реакторщик С.Преминин. Впоследствии умерли ещё четыре члена экипажа К-219: капитан третьего ранга В.Марков, капитан-лейтенант В. Карпачев, капитан второго ранга И. Красильников, старшина первой статьи Р.Садаускас.
Секретная катастрофа: Родина сказала «надо»… Reviewed by Симонов И on 22:03 Rating: 5
Источник: www.softmixer.com